Индийские «стрелочники» в Корее

Как вожделенно жаждет век

Нащупать брешь у нас в цепочке...

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

 

Булат Окуджава.

 

В последнее десятилетие в морском танкерном судоходстве наблюдалась любопытная тенденция: чем чаще происходили аварии танкеров, тем сильнее оказывалось давление на капитанов. Морская общественность всего мира раз за разом вынуждена была выступать единым фронтом в защиту капитанов, ограждая от банального уголовного преследования. Именно в это время появился термин «криминализация капитана», который мгновенно распространился по всему миру и стал широко употребляться в тех случаях, когда капитанов тащили на скамью подсудимых за любое экологическое кораблекрушение. Мы видели это на примере танкера «Erika» и особенно танкера «Prestige». Вскоре, когда терроризм стал особенно активен и меры против него в таких странах, как США, стали выходить за рамки здравого смысла, термин несколько видоизменился и теперь наряду с «криминализацией капитана» все чаще стали употреблять термин «криминализация моряка». Впрочем, пристальное внимание правоохранителей к действиям капитанов объясняется еще и тем, что практически любое кораблекрушение танкера ведет к огромным материальным затратам по ликвидации ущерба. Счет идет на сотни миллионов долларов, на миллиарды. А на другой чаше весов – судьба,  карьера одного человека. Или двух, как было на танкере «Hebei Spirit».

Что же случилось с танкером «Хэбэй Спирит» (валовая вместимость 146 848 р.т., год постройки 1993, флаг Гонконга, оператор из Китая), стоящим на якоре к северо-западу от порта Маллипхо уезда Тхэан провинции Чхунчхон-Намдо? Ведь он только что доставил партию нефти из Персидского залива для местного  получателя – НПЗ Hyundai Oilbank и стоял в очереди на постановку к терминалу. Судну всего лишь 14 лет – два по семь, и все же цифра семь для судна оказалась несчастливой: в 7 часов утра 7 декабря 2007 года на него навалила баржа с краном, а проще – плавкран, в результате чего танкер получил пробоины.

До сих пор во всех столкновениях мы рассматривали варианты развития событий двух опасно сближавшихся судов, и вот теперь нам предстоит возможность вглядеться в аварию, когда одно судно вообще на якоре, а другое тащила группа, состоящая из трех буксиров. По материалам расследования, которые нам предоставили наши коллеги из Великобритании, хорошо видно взаимное расположение всех судов, стоящих на якоре. На схеме обозначено движение  плавкрана, а это был «Samsung No.1», который буксиры тащили в восточном направлении. Погода в районе столкновения: ветер с северо-запада силой 15-16 метров в секунду и слабое течение 72-83 см/секунду на юго-восток. Такая вот несколько необычная форма исчисления скорости течения, в переводе равная 1,5 узлам. В 04.45 ветер изменился на западный-северо-западный, и весь караван судов стал дрейфовать прямо на восток, представляя опасность стоящему на якоре судну «Glory Tianjin». Однако под воздействием течения линия дрейфа неумолимо клонилась к югу, и теперь в опасности было уже другое судно «Fortune Carrier». И хотя непосредственной опасности для танкера «Hebei Spirit»  не было, старпом внимательно следил за опасно маневрирующей группой судов. Около 05.51 эта группа стала резко, с ускорением, двигаться прямо на юг, и теперь танкер был на ее пути. Старпом вызвал капитана, который в 06.07 был уже на мостике. Главный двигатель на танкере приготовили к немедленным реверсам, а на бак, к якорям, были высланы люди. В 06.25 караван пересек линию курса справа налево, дистанция сократилась до 1 мили. Напрасно старпом пытался связаться с буксирами – никто не отвечал.

Полностью эта глава опубликована в книге "Спасите нас на суше" - Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону 7 4232 512 485, 7 4232 772611.