История китайского сухогруза «New Star»

На одном корабле двух капитанов не бывает.

 

Индонезийская пословица.

 

В субботу 28 февраля 2009 года я отправился в Находку для встречи с экипажем и капитаном теплохода «New Star». Об этом до сих пор никому не известном суденышке и его многострадальном экипаже, половина из которых нашли свой земной конец в холодных волнах Японского моря, не умолкая, трубили все мировые агентства. Нелепая смерть восьми моряков и судна уже третью неделю не сходили с первых полос мировой прессы и экранов телевизоров.  

Что же стало причиной столь пристального интереса мировой морской, и не только морской, общественности к этому небольшому морскому труженику?

Несколько слов о судне.  Сухогруз «New Star» нес флаг Сьерра-Леоне, имел порт приписки Фритаун, судовладелец – китайская компания  Zhejiang  Tongyu Shipping Co., LTD Zhoushan city из Джоушана, менеджер – тоже китайская компания  Ch Chenghao International Shipmanagement Co., Ltd., Shanghai из Шанхая, оператор – китайская компания Captains International Shipping Industry Co., Ltd Shanghai тоже из Шанхая. Фрахтователь (предположительно бербоутный судовладелец) гонконгская кампания «Джи Руи Лаки Шипинг Компании» (J-Ruilucky Shipping/HK Co., Ltd). Экипаж судна состоял из 16 человек: 6 граждан Индонезии и 10 граждан КНР.

Встреча с капитаном, который находился в госпитале в связи с обострением болезни сахарный диабет, состоялась сразу же после беседы с индонезийскими командирами, которые понемногу отходили от страшных событий  12-15 февраля и теперь ожидали репатриации на родину. По словам индонезийского капитана Назвира Ади  (Nazwir Adi), 12 февраля сухогруз «New Star» покинул порт Находку и пересек границу России, не получив разрешения официальных властей: пограничных и таможенных органов, капитана порта и центра управления движением судов.  Причиной, побудившей «New Star» срочно покинуть Находку, стал юридический спор между фрахтователем судна и грузополучателем в России. 29 января сухогруз доставил из Бангкока в порт Находку рис, который оказался испорченным (подмоченным). Капитан подтвердил, что на пути во Владивосток судно следовало в штормовых условиях, и он намерен был заявить  морской протест у местного нотариуса, хотя с моря заявку не подал, как и положено согласно хорошей морской практике.  Однако с приходом в Находку боцман Ма Бинг, который являлся родственником судовладельца из Гонконга и был, по словам капитана, его официальным представителем на судне,  принял решение открыть трюма и начать выгрузку, не оформив морского протеста. Когда в процессе выгрузки стало ясно, что груз подмочен, боцман вышел на агентирующую компанию «Вира» и попросил оформить морской протест. Но нотариус отказался заверять, так как груз уже вышел из трюмов. Похоже, вся эта трагическая история теплохода «New Star» началась именно с незаявленного морского протеста. Агент подтвердил, что реально судном командовал боцман, который получил у агента СИМ-карту и по всем вопросам связывался с ним и со своим хозяином по телефону. У капитана телефона не было.  Боцман великолепно общался по-английски, что не часто встретишь среди китайских моряков.

После выгрузки грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском на 300 000 долларов США, и судну угрожал арест. Вместо того, чтобы предоставить банковскую гарантию и продолжать плавание дальше, гонконгский фрахтователь приказал капитану срочно сниматься с якоря и уходить из Находки. Капитан категорически возражал против незаконного отхода в рейс, собрал своих старших командиров для совета, но боцман, приказал незамедлительно сниматься.  «Я выполнял приказания компании и китайского боцмана Ма Бинга. Он – родственник оператора, и мы вынуждены были следовать его указаниям», – горько сказал мне капитан и в доказательство своих слов передал расписку, смысл которой заключался в том, что он, боцман Ма Бинг, от имени компании приказывает капитану и старшему механику вывести судно из порта для откатки грязного балласта за пределами 12-мильной зоны. Любые проблемы, возникающие в связи с этими действиями, полностью находятся на ответственности его, боцмана Ма Бинга. 

– Что, у боцмана были официальные полномочия представлять судовладельца? – спросил я капитана.

  Может быть и были, но я об этом его никогда не спрашивал. Дело в том, с приходом на судно 2 января 2009 года мне сразу объяснил мой предшественник, who is who.

Полностью эта глава опубликована в книге "Спасите нас на суше" - Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону 7 4232 512 485, 7 4232 772611.