«Новая Конвенция МОТ 2006 г и её роль в жизни моряков»

ДОКЛАД

«Новая Конвенция МОТ 2006 г и её роль в жизни моряков»

 

Чепцов Николай Романович,

КДП, доктор транспорта РАТ,

к.ю.н, доцент, старший научный сотрудник

кафедры морского права

 МГУ им адм. Г.И.Невельского

 

 

     Конвенция 2006 года «О труде в морском судоходстве», безусловно, является  новым значительным шагом вперед, направленным на защиту прав моряков. Неофициально её уже называют Международным трудовым кодексом моряков.

     Нет сомнения, что в условиях глобального характера мирового судоходства, моряки нуждаются в особой защите, с учетом всех норм, закрепленных в различных международных конвенциях, принятых, как под эгидой Международной организации труда, так и под эгидой других международных организаций, в частности ИМО.

     Следует обратить внимание на тот факт, что положения данной конвенции, по своей сути, являются конкретными нормами, реализующими требования ст.94 Конвенции Организации Объединенных Наций 1982 года по морскому праву, которыми установлены общие правовые рамки обязанностей         и обязательств государства флага в отношении условий труда моряков, комплектования экипажей и социальных вопросов на борту судов, плавающих под его флагом.

      Конвенция 2006 года после вступления в силу призвана пересмотреть и заменить 37 действующих в настоящее время Конвенций МОТ, направленных на защиту трудовых прав моряков. Такой шаг, безусловно, не только устранит многочисленность нормативных актов в этой сфере, но и поможет унифицировать стандарты трудовых отношений в мировой судоходной отрасли в целом, для всех государств-участников Конвенции. Кроме того, нормы данной Конвенции окажут значительное влияние и на законодательство других государств, поскольку пункт 7 статьи V обязывает все государства-члены не предоставлять более благоприятный режим судам государств, не ратифицировавших Конвенцию. 

      При применении Конвенции 2006 года необходимо помнить  следующие её особенности:

- Конвенция состоит из трех различных, но взаимосвязанных частей: статей, правил и Кодекса;

- в статьях и правилах устанавливаются основные права и принципы, а также базовые обязательства государств-членов, ратифицирующих Конвенцию;

- Кодекс содержит подробную информацию о выполнении правил и состоит из двух частей. Часть А содержит обязательные стандарты. Часть В содержит факультативные руководящие принципы;

- Правила и Кодекс объединены по общим темам в рамках пяти разделов: Раздел 1 «Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна»;

 Раздел 2 «Условия занятости»;

Раздел 3 «Жилые помещения, условия для отдыха, питание и столовое обслуживание»;

Раздел 4 «Охрана здоровья, мед.обслуживание, социально-бытовое обслуживание и защита в области социального обеспечения»;

Раздел 5 «Соблюдение и обеспечение выполнения».

- Конвенция преследует три основные цели:

А) заложить прочный свод прав и принципов (в статьях и правилах);

Б) обеспечить значительную гибкость по осуществлению государствами-членами этих прав и принципов (посредством Кодекса);

В) обеспечить надлежащее соблюдение и выполнение этих прав и принципов (посредством раздела 5).

 

      Третья цель Конвенции  фактически превращает её в надлежащий и работоспособный инструмент защиты трудовых прав моряков.

 

      Давайте более подробно остановимся на второй части доклада и рассмотрим, будет ли Конвенция содействовать жизни  или затруднять жизнь моряков.

       Анализ положений Конвенции 2006 года уже сейчас позволяет однозначно утверждать, что её новации самым серьезным образом защищают интересы  моряков.

      Так, самыми серьезными и социально значимыми являются следующие положения:

 

1. Службы найма и трудоустройства моряков, действующие на территории государства-члена, соответствуют нормам, установленным в Кодексе. Их деятельность осуществляется только в соответствии с основанной на нормах системой лицензирования или сертификации, либо иной формой регулирования (Правило 1.4; стандарт А 1.4). Это позволит убрать с рынка круинговых услуг случайные компании.

 

2. При установлении системы лицензирования или сертификации деятельности служб найма и трудоустройства моряков государство-член обязано включить в свое законодательство и нормативные акты положения, содержащие, в числе других, обеспечение того, чтобы эти службы устанавливали систему защиты в форме страхования или в иной равнозначной форме в целях компенсации морякам денежного ущерба, который они могут понести в результате невыполнения службой найма своих обязательств перед моряками или соответствующим судовладельцем своих обязательств перед моряками в соответствии с трудовым контрактом.  Такие нормы, в конечном счете, могут обеспечить взыскание убытков по месту найма или жительства моряка.

       Кроме того, такое законодательство должно вменить в обязанность службам найма проверку, по мере возможности, платежеспособности судовладельца для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту.

 

3. Правилом 2.1. и стандартом А 2.1 установлены основные принципы заключения трудового договора, включая его содержание. В числе других здесь закреплено право моряка на получение одного экземпляра трудового договора, что в настоящее время не всегда выполняется.

 

4. Правилом 2.2 и стандартом А 2.2 установлены обязательные принципы оплаты труда. Одним из основных принципов является её ежемесячная выплата. Кроме этого, закреплено право моряка перечислять часть своего заработка или весь заработок своим семьям или иждивенцам.

 

5. Правилом 2.5 и стандартом А2.5 установлены основные принципы репатриации моряка. Новацией является обязанность государства-члена требовать, чтобы суда, плавающие под его флагом, предоставляли финансовые гарантии, обеспечивающие надлежащую репатриацию моряков.

     Другой новацией является то, что в случае, если судовладелец оказался не в состоянии организовать репатриацию или оплатить расходы в связи с репатриацией моряков, имеющих право на неё, то обязанность по организации репатриации возлагается на компетентный орган государства-члена, или государство гражданства моряка, или государство, откуда должен быть репатриирован моряк. Расходы по репатриации подлежат удержанию с судовладельца государством-членом, под флагом которого плавает судно.

     Таким образом, ответственность государства флага судна за репатриацию моряков значительно возрастает.

 

6. Правилом 2.7 и стандартом А2.7 установлены принципы укомплектования судов экипажами с учетом вопросов охраны. Такое требование в конвенции впервые прозвучало в мировой практике. Государство-член обязано его выполнить и устанавливать минимальную численность экипажа с учетом вопросов охраны.

 

7.  Правилом 4.2 и стандартом А4.2 установлена ответственность судовладельца за охрану здоровья и медицинское обслуживание всех моряков, работающих на борт у судна.

 

Раздел 5.  Соблюдение и обеспечение выполнения.

 

8. Правилом 5.1  установлены обязанности государства флага, включающую его ответственность за выполнение конвенции и установление системы инспекции и освидетельствования условий труда в морском судоходстве.

     Каждое государство-член требует, чтобы суда, плавающие под его флагом, имели и подтверждали Свидетельство о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

 

9. Правилом 5.1.5 и стандартом А5.1.5 установлен порядок (процедура) рассмотрения жалоб на борту судна. Помимо экземпляра трудового договора все моряки должны получать экземпляр процедур рассмотрения жалоб на борту судна.

 

10. Правилом 5.2 установлены обязанности государства порта. Правилом 5.2.1 и стандартом А5.2.1 установлены принципы проведения контроля судов государством порта. При серьезных несоответствиях судно может быть задержано до устранения несоответствий (п.6 стандарта А5.2.1).

 

 11. Правилом 5.2.2 и стандартом А5.2.2 установлена процедура рассмотрения жалоб моряков на берегу, предусматривающая подачу таких жалоб в любом порту уполномоченному должностному лицу и порядок её рассмотрения.

 

     Нет сомнение, что комплексное выполнение только вышеперечисленных норм гарантирует моряку получение заработной платы и других социальных благ.

     Что касается негативного влияния положений Конвенции 2006 года, пока нет наработанной практики применения Конвенции, а, следовательно, и выявленных недостатков Конвенции.

    В заключении своего доклада я бы хотел обратить внимание участников семинара на тот факт, что данная Конвенция не только защищает интересы моряков, но одновременно она защищает интересы судовладельцев от нерадивых моряков.

     Так, на уровне  международных правил, другими словами, норм  Конвенции закреплено право судовладельца не нести расходов на репатриацию моряка, если моряк серьезно нарушает свои обязанности.