Гибель парома «Эстония»

 

 
«Принцесса Виктория» – предтеча паромных катастроф

 

 
Cмерть на японских рифах

 

 
Исчезнувшие в океане

 

 
«Шадринск» в роли летучего голландца

 

 
Аварии, которых не было

 

Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками!

Становясь капитаном – храните матроса в себе!

 

Владимир Высоцкий.

 

Когда расследуешь морские аварии, очень часто приходишь к выводу, что аварии могло бы и не быть, если бы  не цепь случайностей, чьих-то ошибочных действий, неправильных или непродуманных решений. Всегда можно оценить то или иное неправильное действие командира, когда авария произошла. Но как оценить действия капитана, который этими своими действиями эту аварию предотвратил? Как вообще можно утверждать, что авария не случилась только потому, что капитан принял верное решение? Еще труднее с оценкой, если такое решение стоило больших денег. Разумеется, нередко бывает так, что аварийная ситуация складывалась именно из каких-то неправильных действий капитана или его помощников, а в последний момент была предотвращена одним правильным маневром или поступком.  Но о таких не случившихся авариях знают только сами виновники торжества и никому о них не рассказывают.

 

1.    Упрямый капитан.

 

В этой главе мы расскажем о катастрофе, которая была заложена в порту погрузки вопреки требованиям капитана и которая не произошла только потому, что капитан совершил Поступок. Это случилось на теплоходе Дальневосточного морского пароходства «Капитан Баканов».

28 ноября 1994 года это судно под командованием капитана Картавых П.А. прибыло в порт Ванино под погрузку алюминиевых слябов назначением на западное побережье Америки. Погрузка производилась на двух причалах: сначала грузились трюмы номер 2, 3 и 4, а затем 1 и 5. На первом причале погрузка велась в строгом соответствии с требованиями Специальных Правил 4М. А на втором причале для ускорения погрузки руководство порта предложило капитану отступить от этих правил и грузить слябы связками по три штуки без деревянных прокладок. К тому же у порта не хватало деревянной сепарации, ее поиски и доставка привели бы к простою судна по вине порта.

Капитан не согласился.

Тогда на него нажаловались в пароходство: оттуда дважды вызывали капитана на телефонный разговор и настойчиво предложили рассмотреть возможность ускорения погрузки с учетом предлагаемого портом варианта. На флоте такие предложения «просим рассмотреть возможность» есть не что иное, как завуалированный приказ: делай, как говорят и не выпендривайся.

Капитан снова не согласился.

Разумеется, он понимал, чего от него хотят, но богатый капитанский опыт подсказывал ему, что нельзя так вот запросто нарушать кровью написанные инструкции.

Ситуация заходила в тупик: порт прекратил погрузку, выжидая, чем закончится этот капитанский бунт,  а пароходство продолжало давить на капитана. Тогда капитан потребовал письменных указаний по поводу вариантов загрузки вопреки существующим инструкциям. И настоял на том, чтобы этот вариант погрузки был согласован со службой безопасности мореплавания. Ему прислали радиограмму, в которой извещали, правда, не в такой категоричной форме, как по телефону, что погрузку ускорить нужно, приняв вариант порта и отдела отфрахтования, который был согласован со службой безопасности мореплавания.

Что ж, теперь у капитана на руках было все и дальнейшее упрямство могло привести только к одному – к отстранению от командования судном.

 

2.    Не теряющий духа капитан.

 

Эта история произошла в конце семидесятых годов ХХ века на крупнейшем пассажирском лайнере «Советский Союз».² Судно стояло на Камчатской экспрессной линии и каждые две недели отходило из Владивостока на Петропавловск-Камчатский. Судно имело длину 205 метров и для отшвартовки  заказывало всегда два буксира, которые отводили его от причала и тут же отпускались, так как судно набирало ход и следовало к Шкотовским створам самостоятельно и в дальнейших услугах буксиров не нуждалось.

 Так было и в тот раз.

 

3.    Хитрый капитан

 

Эта история произошла примерно в те же годы, на том же самом судне и с тем же капитаном. Только в отличие от предыдущей истории авария здесь все же была. Не то, чтобы авария, скорее аварийный случай. Но неприятностей капитану он доставил немало.

А дело было так.

«Советский Союз» с пассажирами на борту, а это были не только обычные пассажиры, но в основном солдаты, направляющиеся к месту службы на Курилы и Камчатку, ранним июльским утром подходил к месту якорной стоянки одного из Курильских островов. Пассажиров было много, несколько тысяч. Мест для всех не хватало, и поэтому солдаты размещались всюду: в салонах, на закрытых верандах, в барах. В общем, везде, где можно было расстелить шинель и прикорнуть, везде были люди в сапогах.

На мостике были капитан, два вторых помощника, рулевой, на баке помощник и боцман.  Стоял плотный туман, какой обычно бывает на Курилах в это время. Слева по курсу на экране радара можно было видеть огромный эхо-сигнал, что означало: на якоре стояла плавбаза. Капитан приказал держать курс таким образом, чтобы оставить плавбазу у себя с левого борта и в дистанции 3-4 кабельтова от нее отдать якорь. Погода была абсолютно безветренная, полный штиль. Лайнер следовал самым малым ходом. Второй штурман на баке доложил, что  видит судно слева по носу. И тут же добавил, что «Советский Союз» проходит очень близко к этому судну. То же самое капитану доложил и помощник, ведущий радиолокационное наблюдение.

Капитан был спокоен. Он видел, что его лайнер проходит чисто от плавбазы и забыл о том, что в этом районе работают приливо-отливные течения и направление их каждый раз меняется. То, что плавбаза стояла перпендикулярно курсу «Советского Союза», означало лишь одно: сейчас течение работало прямо в борт лайнера и на малом ходу имел место снос судна влево, то есть в сторону плавбазы.

Полностью эта глава опубликована в книге "Спасите нас на суше" - Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону 7 4232 512 485, 7 4232 772611.

 
Фундамент капитанской интуиции

 

 
Столкновение «Сергея Есенина» с «Королевой Викторией» в проливе Актив Пасс

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > Последняя >>

Страница 5 из 7