Инфобюллетень №46 (2019)

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ  ХРОНИКА

 

 

 

  • В ходе Ассамблеи Международной морской организации (ИМО, IMO) был избран новый состав Совета ИМО. Как указано в сообщении организации, новый состав Совета будет действовать два года. В состав Совета вошли представители России, Китая, Греции, Италии, Японии, Норвегии, Панамы, Республики Корея, Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Франции, Германии, Индии, Нидерландов, Испании, ОАЭ,  а также Багам, Бельгии, Чили, Кипра, Дании, Египта, Индонезии, Ямайки, Кении, Кувейта, Малайзии, Мальты, Мексики, Морокко, Перу, Сингапура, Южной Африки, Таиланда и Турции. Совет ИМО является исполнительным органом и обеспечивает работу организации. В перерывах между заседаниями Ассамблеи Совет берет  на себя все ее полномочия за исключением выработки рекомендаций правительствам государств по вопросам безопасности и предотвращения загрязнений с судов. Первое заседание нового состава Совета запланировано на 5 декабря 2019 года, когда будет избран его председатель и вице-председатель. Кроме того, по данным источника в ИМО, формальное утверждение Китак Лима на должность генерального секретаря ИМО должно состояться в начале декабря 2019 года. Совет ИМО состоит из представителей 40 государств, в число которых входит и Россия. Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира .Напомним, ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года, и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) её название было изменено, и с 22 мая 1982 года действует её нынешнее название. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской среды. Имеет штат около 300 человек.
  • Министерство транспорта России считает поспешным решение Международной морской организации (ИМО, IMO) о запрете использования тяжелого топлива в Арктике. Об этом говорится в опубликованной речи заместителя министра транспорта России Юрия Цветкова на Ассамблее организации, которая в настоящее время проводится в Лондоне. «Буквально в экстренном порядке – не дожидаясь результатов оценки последствий – было принято решение о необходимости введения такого запрета в качестве якобы единственной эффективной меры снижения рисков. И это несмотря на то, что существующие меры защиты доказали свою эффективность – благодаря им в Арктике за последние десятилетия не произошло ни одной аварии с разливом тяжелого топлива. Полагаем, что подобные попытки действовать в обход устоявшейся практики ИМО чреваты опасными последствиями. Призываем государства-члены и международные организации, участвующие в ее работе, вернуться на путь строгой научно-технической выверки обязательных мер, отказаться от слепой веры в простые и эффектные решения, вместо этого настроиться на выработку эффективных стандартов и требований», – приводятся слова представителя России. Юрий Цветков также отметил, что решение о введении запрета на использование топлива с содержанием выше 0,5% также было принято поспешно и создало риски бесперебойного функционирования морского транспорта, по крайней мере, в отдельных регионах.
  • Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12–3 Федерального закона «О транспортной безопасности». Об этом сообщается в материалах Кремля. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 ноября 2019 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года. Федеральный закон направлен на правовое регулирование общественных отношений, связанных с приобретением, хранением, ношением и применением электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства работниками подразделений транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Федеральным законом подразделения транспортной безопасности наделяются правом приобретать электрошоковые устройства и искровые разрядники, имеющие выходные параметры, соответствующие законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. При этом устанавливаются основания для применения электрошоковых устройств и искровых разрядников, обязанности руководителей и работников подразделений транспортной безопасности в связи с их применением, а также категории лиц, в отношении которых применение таких устройств запрещается. Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определять разрешенные для использования в подразделениях транспортной безопасности электрошоковые устройства и искровые разрядники, нормы обеспечения ими работников указанных подразделений, а также правила приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения таких устройств.
  • Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года и план ее реализации. Соответствующее распоряжение от 26 ноября 2019 года №2798-р размещено на официальном сайте кабинета министров. Документ внесен Минсельхозом России. В нем определены приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, направленные на обеспечение динамичного развития рыбохозяйственного комплекса, обновление производственных фондов, уход от сырьевой экспорта путём стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль. Стратегией предусматривается реализация пяти основных (инвестиционных) комплексных проектов развития и семи поддерживающих (вспомогательных) проектов. Стратегию планируется реализовать в два этапа: первый – до 31 декабря 2025 года, второй – с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года. В рамках реализации планируется, в частности, обеспечить к 2030 году:
  • ·         увеличение валовой добавленной стоимости за счёт развития производства продукции глубокой переработки;
  • ·         увеличение общего количества рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе на 24,5 тыс.;
  • ·         рост производительности труда в 1,4 раза по сравнению с 2018 годом;
  • ·         разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых (выловленных) водных биологических ресурсов и произведённой из них рыбной и иной продукции;
  • ·         увеличение до 3 млн тонн в год объёмов грузообработки отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов через российские морские порты;
  • ·         увеличение до 80% доли обслуживания отечественных судов рыбопромыслового флота в российских портах.
  • Депутаты прокомментировали РБК требование четырех государств к России, касающееся уважения территориальной целостности Украины и обеспечения беспрепятственного доступа к украинским портам на Азовском море. Совместное заявление выпустили главы МИД Эстонии, Литвы, Швеции и Украины. «Мне сложно сказать, какую мы можем проявить реакцию. Пока это [только] слова с их стороны. Они имеют право на высказывание собственного мнения. Что же делать», — сообщил РБК член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Павел Шперов. Он заявил, что Россия придерживается очень демократичных взглядов во внешней политике, поэтому позволяет другим странам свободно высказывать свое мнение. По его словам, эти страны исходят из своего понимания статуса Крыма. Шперов отметил, что оно отличается от мнения российской стороны, которое соответствует взгляду людей, принимавших участие в референдуме о включении республики в состав России.«Я думаю, что по одному подбору стран и по тому, как они себя ведут, уже понятна их риторика и суть их заявления, и почему они объединились в такую группу», — заявил РБК председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. Он рассказал, что никто не ограничивает движение судов, так как существуют соответствующие договоренности об использовании Азовского моря. Депутат отметил, что военные суда имеют другую категорию прохода и досмотра. «Ни одному слову их я не верю», — заявил Калашников. Накануне четыре страны потребовали свободы навигации в Азовском море после того, как Россия вернула Украине задержанные в ноябре 2018 года военные корабли. Тогда Москва обвинила экипажи в незаконном пересечении российской границы. Украинских моряков арестовали, однако в начале сентября они вернулись в Киев в рамках обмена задержанными.
  • Крупнейшее классификационное общество DNV GL (Норвегия) в прогнозе на ближайшее десятилетие определило 10 основных технологических тенденций и связанные с ними риски, которые будут определять развитие морской отрасли и общества в целом. В прогнозе говорится, что многие современные тенденции вызваны стремительным развитием цифровизации. Взаимоотношение между людьми и технологиями меняются, когда человек все больше полагается на искусственный интеллект. В следующем десятилетии получат более широкое распространение автономные транспортные средства, в то время как вопросы производства и передачи энергии все больше будут решаться алгоритмами, а не людьми. DNV GL называет следующие десять лет «эпохой точности», особенно в области здравоохранения, пищевой промышленности и материаловедения. Сельское хозяйство и аквакультура будут ориентироваться на робототехнику в сочетании с технологиями «Интернета вещей» и машинного обучения для повышения урожая и морепродуктов при меньших затратах. Также классификационное общество предупреждает о сломе традиционных бизнес-моделей. Ниши, в которых обычно преобладали государственные компании, будут трансформироваться частными игроками рынка.По мере трансформации нескольких отраслей цифровыми технологиями, будут появляться и меняться риски, которые необходимо правильно определять, понимать и управлять ими. Как заключает менеджер по связям с общественностью и видеопродукции в DNV GL Питер Лавгроув в статье, посвященной прогнозу, «несмотря на невероятные возможности и удобства, которые несет с собой технологическая революция («технологическое блаженство»), в следующем десятилетии существует опасность «упущенных возможностей», особенно из-за нашей неспособности справиться с изменением климата и неравенством».
  • От имени европейской судоходной отрасли Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества (ECSA) выразили поддержку резолюции, принятой 25 ноября 2019 года в Европейском парламенте по вопросу о текущем кризисе, с которым сталкивается ВТО, говорится в сообщении ECSA. В заявлении организации европейских судовладельцев отмечается, что судоходная отрасль отвечает за перевозку около 90% грузопотоков мировой торговли, а 76% перевозок грузов в ЕС осуществляется морским транспортом. Любое нарушение нормального функционирования ВТО приведет к тяжелым последствиям для европейской и мировой торговли и экономики.  В начале этого года судоходная отрасль Европы в своем заявлении выразила свою обеспокоенность по поводу слома многосторонней торговой системы, что приводит к появлению и расширению торговых барьеров и эта тенденция вызывает тревогу, так как мешает обеспечивать устойчивый экономических рост.
  • Индия, одна из пяти крупнейших стран в мире, в которой перерабатываются на металлолом значительное количество устаревших судов, присоединилась к Гонконгской конвенции IMO – международному договору, который обеспечит принятие международных стандартов для безопасной и экологически приемлемой утилизации судов, говорится в сообщении IMO. Появление Индии в списке стран, которые ратифицировали Гонконгскую конвенцию, стало значительным шагом на пути к вступлению ее силу, поскольку в настоящее время ее участниками являются 15 государств. Гонконгская конвенция от 2009 года охватывает проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание судов, а также подготовку к утилизации судов в целях содействия безопасной и экологически обоснованной рециркуляции без ущерба для безопасности и эксплуатационной эффективности судов. В соответствии с Гонконгской конвенцией на устаревшие суда, подлежащие  переработке, требуется предоставлять документацию с перечнем использованных опасных материалов. Предприятия по утилизации судов обязаны представлять «План утилизации» с указанием способа разделки каждого судна на металлолом для вторичной переработки (в зависимости от его технических характеристик и оборудования).Секретарь правительства Индии и министерства Гопал Кришна судоходства Индии и генеральный директор судоходства Индии Амитабх Кумар 28 ноября 2019 года передали документы о присоединении Индии к Гонконгской конвенции генеральному секретарю IMO Китаку Лиму. Церемония вручения документов состоялась в ходе проведения 31-й сессии Ассамблеи IMO. Приветствуя решение Индии, генеральный секретарь IMO Китак Лим призвал и другие государства, в частности те, где выполняются значительные объемы работ по утилизации судов, как можно скорее пополнить список стран уже присоединившихся или ратифицировавших Гонконгскую конвенцию. Напомним, договор вступит в силу через 24 месяца после его ратификации 15 государствами, на долю которых приходится 40% мирового торгового флота по валовому тоннажу с общим ежегодным объемом утилизации судов не менее 3% от их совокупного тоннажа. В настоящее время среди стран присоединившихся к Конвенции: Бельгия, Конго, Дания, Эстония, Германия, Гана, Индия, Япония, Мальта, Норвегия, Панама, Сербия.  Нидерланды одобрили договор, Франция и Турция – ратифицировали его. Их совокупный валовой тоннаж составляет 403 164 282 тонн (30,21%). Таким образом, необходимое число участников этого международного договора уже есть, однако для вступления его в законную силу необходимо, чтобы их общий валовой тоннаж достигал 40%. В первую пятерку стран мира по утилизации судов, на долю которых приходится более 98% всех утилизируемых в мире судов по валовой вместимости, входят Бангладеш, Китай, Индия, Пакистан и Турция. Международная палата судоходства (ICS) приветствует присоединение Индии к Гонконгской конвенции. Комментируя это событие, сообщает пресс-служба ICS, генеральный секретарь международной профессиональной организации отрасли Гай Платтен отметил, что «это важный шаг на пути к обеспечению процесса безопасной и экологически чистой утилизации судов на протяжении всего жизненного цикла судов».«Наблюдается общая тенденция в мире к соблюдению требований Конвенции как в судоходной, так и в перерабатывающей отраслях, и мы видим реальные успехи в улучшении условий труда тех, кто занимается этим. Действия Индии являются еще одним свидетельством этой международной решимости объединить практику утилизации судов в рамках единой правовой базы, и мы надеемся, что это побудит другие крупные государства, занимающихся утилизацией, в частности, Китай и Бангладеш, ратифицировать и сделать данную конвенцию действующей как можно скорее», –  заявил руководитель Международной палаты судоходства. В 2018 году Индия приняла на переработку более 250 судов общей массой 5 млн тонн, что составляет от 25 до 35% мирового объема утилизируемого тоннажа. Поэтому решение правительства Индии начать шаги по ратификации документа является столь важным для морской отрасли.
  • Китай ввел санкции против американской правозащитной организации Human Rights Watch и приостановил рассмотрение запросов на заход кораблей США в Гонконг. Об этом в понедельник в ходе брифинга заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. “Несмотря на решительные протесты Китая, американская сторона настояла на подписании так называемого закона о правах человека и демократии в Гонконге, что является серьезным нарушением норм международного права и вмешательством во внутренние дела Китая. В ответ на необоснованные действия американской стороны мы приняли решение приостановить рассмотрение запросов на посещение Гонконга американскими военными кораблями и самолетами. Мы также приняли санкции в отношении американских неправительственных организаций – National Endowment for Democracy, International Republican Institute, Human Rights Watch, Freedom House и ряда других”, – заявила дипломат.”Мы настоятельно призываем Соединенные Штаты исправить ошибки, прекратить вмешательство в наши внутренние дела. Китай предпримет все необходимые шаги в соответствии с развитием ситуации для защиты стабильности и процветания Гонконга, а также национального суверенитета, безопасности и интересов развития нашей страны”, – подчеркнула официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства. Подписанный президентом США Дональдом Трампом закон потребует от американской администрации регулярно отчитываться перед законодателями о ситуации в Гонконге и предусматривает возможность введения санкций в отношении лиц, ответственных, по мнению Вашингтона, за нарушения прав человека в этом автономном районе. Документ также предполагает ежегодную оценку того, насколько Гонконг независим от Пекина в рамках соблюдения политики “одна страна – две системы” для продления действующего в отношении него со стороны США льготного торгово-экономического, таможенного и инвестиционного режима.
  • Украина заинтересована принять участие в Меморандуме о взаимопонимании между Международной морской организацией (IМО) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о сотрудничестве в морском секторе. Об этом сообщила пресс-служба Мининфраструктуры. Известно, что 25 ноября состоялась встреча между министром инфраструктуры Украины и управляющим директором группы постоянной инфраструктуры ЕБРР. В ходе рабочей встречи министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил: «Участие Украины в реализации этого Меморандума поддерживается IМО. Мы обращаемся к ЕБРР с предложением включить Украину в список целевых стран».  Министр поблагодарил ЕБРР за плодотворное сотрудничество, касающееся поддержки проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры. Отметим, что значительное внимание во время встречи уделено участию ЕБРР в реализации концессионных проектов. Стороны выразили готовность сотрудничать в дальнейшем по концессиям аэропортов, железнодорожных вокзалов, портов и дорог. Также Владислав Криклий поблагодарил за предоставление технической помощи в подготовке пилотных проектов по механизму ГЧП в морских портах Ольвия и Херсон. Кроме того, министерство также заинтересовано в привлечении средств ЕБРР для поддержки развития внутренних водных путей.
  • Как сообщает ТАСС, на 998,5 км реки Дон сухогруз Melita совершил навал на судно “ВФ Танкер-14”, в результате навала на Melita [образовалась] трещина на привальном брусе, а на “ВФ Танкере” – пробоина в кормовой части выше ватерлинии [размером] 5 на 6 см. Ни водотечности, ни утечек в воду никаких нет. Так что между собой будут разбираться судовладельцы в дальнейшем, суда задерживаться не будут, проследуют своим ходом к пункту назначения.
 

 

ДВ АМК выражает глубокую благодарность ЦИА РПСМ за предоставленные материалы.

 

These articles are compiled from publicly available sources. Accordingly CIA SUR cannot guarantee the accuracy of this information.