Морской обзор № 43 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2762. Clarksons, Oct. 12, 2018 (UK)
Согласно данным доклада Shipping Review & Outlook аналитической компании Clarksons Research (исполнительный директор Стив Гордон (Steve Gordon)), ТЕМПЫ РОСТА МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ с 4,2% в 2017 г. в 2018 г. снизятся до 3,1% в год и прогнозируются в 3,2% в год на 2019 г.
Общий объём морских перевозок на 2018 г. прогнозируется в 12 млрд. т, или в 1,6 т морского груза на душу населения Земли. Это на 3 млрд. т больше, чем 10 лет назад до кризиса. Доля морской торговли от суммарных глобальных торговли и транспортных перевозок составит 84%.
Прирост перевозок балкерных сухих грузов оценивается на 2018 г. в 2,6% в год, нефтеналивных – в 1,4% в год., сжиженного нефтяного газа (СНГ) – в 11% и сжиженного природного газа (СПГ) – в 4%.
На данный момент в 2018 г. на лом сдано 23 млн. т Dwt судов, включая 17 млн. т Dwt танкеров. Мировой торговый флот насчитывает 1,9 млрд. т Dwt судов, или вырастет в годовом исчислении на 2,4% в 2018 г. Прогноз его расширения в 2019 г. составляет 2,9%. Мировой портфель заказов на новые суда на настоящий момент 2018 г. составляет 48 млн. т Dwt, причём доминирующими типами заказанных судов являются круизные лайнеры, танкеры-газовозы СНГ и плавучие установки для добычи, хранения и отгрузки нефти (Floating Production, Storage and Offloading (FPSO)).
Распределение новых заказов между мировыми судостроительными центрами: 36% заказов привлекли судоверфи Китая, 24% – Южной Кореи, 18% – Японии, 15% Европы, причём 98% европейских судостроительных контрактов были заключены на строительство круизных судов. Новые заказы на суда класса более 1 000 брт получили в 2018 г. 119 судоверфей мира. В 2008 г. таких судоверфей насчитывалось 600 ед.
В процессе строительства находится 199 млн. т Dwt судов на сумму в 218 млрд. ам. дол. Это – 10% от действующего мирового торгового флота. В начале 2018 г. этот портфель выполняющихся заказов был на 7% больше. Поставка новых судов в 2018 г. оценивается в 18 млн. т Dwt, на 2019 г. прогнозируется на 4% меньше, и, соответственно, неизбежна дальнейшая консолидация и сокращение количества судоверфей в мире. [20181026 АП]
МО2763. Drewry Maritime Research, Oct. 11, 2018 (UK)
ТЕМПЫ РОСТА СПРОСА НА ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ, БРЕЙК-БАЛКЕРНЫХ ГРУЗОВ, как правило, перевозимых многоцелевыми и судами для перевозки конструкционных грузов (project cargo), оцениваются в докладе Multipurpose Shipping Forecaster компании Drewry в 2% до 2022 г. При этом прирост предложения флота этих судов в тот же период прогнозируется в 1%. [20181026 АП]
МО2764. Baltic Exchange, Oct. 13, 2018 (Inet)
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МИРОВОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА СНИЖАЮТСЯ шестой год подряд. По данным компании Moore Stephens, в 2017 г. они в годовом исчислении снизились ещё на 1,3%. Эксплуатационные издержки балкерного флота, по
3
данным партнёра Moore Stephens Ричарда Грейнера (Richard Greiner), снизились на 1,9%, контейнеровозов – на 1,3% (против 0,6% в 2016 г.), для танкеров – на 1,7%.
Издержки по компенсации ущерба на основании страховых претензий мирового торгового флота снизились в среднем на 4,1%, для балкеров – на 6%, для танкеров – на 3,4% и контейнеровозов – на 5,8%, а для контейнеровозов класса 6 000 – 10 000 ед. дфэ – на 6,5%. Г-н Грейнер объясняет это снижением общего числа морских происшествий, а также дорогостоящих крупномасштабных кораблекрушений в последние два года.
С другой стороны, количество страховых претензий снизилось, а стоимость страховых претензий из-за увеличения тоннажного класса судов, напротив, возросла, так что этот вопрос требует особого изучения.
Издержки на судовые запасы мирового торгового флота также снизились в 2017 г. на 3,5% против 2,9%-ного сокращения в 2016 г. Особенно заметно эти издержки снизились в категории танкеров-газовоз класса 70 000 – 85 000 куб. м – на 8,4%. Для танкеров они снизились на 4,5%, для балкеров – на 3,6%, для контейнеровозов – на 3,4%. Но это объясняется спадом на фрахтовом рынке судоходных перевозок, и, следовательно, носит лишь временный характер.
Издержки на ремонт и запчасти мирового торгового флота снизились на 1,7% против 0,8% снижения в 2006 г. Сильнее всего это снижение проявилось для химтанкеров класса 40 000-50 000 т Dwt, для танкеров составило 3,4% и для балкеров – 1,5%. В основном это, конечно, заслуга служб государственного портового контроля в мире.
Издержки на содержание экипажей (включая зарплаты) сократились меньше всего в 2017 г. Всего на 0,1%, как и в 2016 г. Правда, для экипажей танкеров эти издержки снизились на 0,5%, а для балкеров – на 0,6%. Но до 2016 г. издержки международного торгового флота на содержание экипажей только росли. [20181026 АП]
МО2765. Moore Stephens, Oct. 26, 2018 (US)
Суммарные ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА и флота, обслуживающего морские платформы по добыче нефти и газа на морском шельфе, должны повыситься на 2,7% в 2018 г. и на 3,1 % в 2019, согласно прогнозам новейшего, основанного на отраслевом опросе ежегодного доклада Future Operating Costs (OpCost) Survey компании Moore Stephens. Значительнее всего расходы судовладельцев и операторов судов должны повыситься на сухое докование, на 2,1% в 2018 г. и на 2,3% в 2019 г.
Увеличение расходов на судоремонт и техническую профилактику прогнозируется на 2% в 2018 г. и на 2,3% в 2019 г.
Рост расходов на смазочные материалы прогнозируется соответственно в 1,9% и 2,1% в 2019 г. Расходов на запчасти – соответственно на 1,9% и 2,2%, на судовые запасы – в 1,6% и 1,9% соответственно. Издержки на зарплаты моряков обещают вырасти соответственно на 1,3% в 2018 г. и на 1,9% в 2019 г., а на другие статьи содержания экипажей судов – соответственно на 1,5% и 1,8%.
Прирост эксплуатационных издержек в секторе, обслуживающем морские платформы по добыче нефти и газа на морском шельфе, будет самым большим – в среднем 4,1% в 2018 г. и 4,2% в 2019 г.
4
Прирост эксплуатационных издержек и расходов судовладельцев и операторов судов в мире будет способствовать вступление в силу обязательных для выполнения требований международного морского законодательства. Это предопределит неизбежность крупных дополнительных расходов с целью снижения серных эмиссий из судовых выхлопных труб и очистки судовых балластных вод от инвазивных микроорганизмов (the Ballast Water Management Convention (BWM) и Sulphur 2020).
Что касается прироста зарплат моряков, то оно будет преимущественно связано с повышением оплаты труда филиппинских рядовых на судах международного торгового флота. Наиболее общими факторами, отражающимися на уровне эксплуатационных издержек в 2018 и 2019 гг. будут риски торговых войн, инфляции, мирового экономического спада, др.
Несмотря на прогнозируемый рост эксплуатационных издержек международный флот выходит из 10-летнего спада, и это гарантирует повышение уровня его прибыльности, точнее, её возврат, что снова делает его интересным для инвесторов. К сожалению, многие заметные мировые судовладельческие компании не пережили спад, но такова природа рыночных отношений, основанных на погоне за прибылью, когда судовладельцам отказывает здравый смысл по мере того, как прибыльность восстанавливается и фрахтовые ставки пускаются в рост.
Нежелание и неумение судовладельцев во имя сегодняшней прибыли задуматься о завтрашнем дне, неразумная конкуренция и фрахтовые войны закладывают основу для нового циклического спада на фрахтовом рынке международных судоходных перевозок.
С другой стороны, новые технологии, инновации и цифровизация, в конечном счёте, приведут к снижению уровня эксплуатационных издержек судоходства, сделают его более «умным» в прямом и переносном смысле этого слова. Колебания уровней эксплуатационных издержек можно будет уверенно прогнозировать и заранее закладывать в бюджет по тем или иным статьям предстоящих расходов. В этом смысле инвестиции в технологическое обновление судоходства имеют огромный практический смысл. Как в своё время говаривал Бенджамен Франклин, «контролируйте незначительные расходы, даже малая течь в состоянии потопить огромный корабль» (`Beware little expenses; a small leak will sink a great ship`). Для судоходства, так зависимого от внешней конъюнктуры, к тому же способной к резким и неожиданным и не всегда благоприятным изменениям, это особенно актуально. [20181102 АП]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2766. Reuters, Oct. 26, 2018 (UK)
На фоне обвала на фондовом рынке на неделе прошло незамеченным, что СТАВКИ ФРАХТА КОНТЕЙНЕРНЫХ СУДОВ в сравнении с уровнем многолетней давности на неделе СНИЗИЛАСЬ НА 24%, а балкеров, перевозящих минеральное сырьё, в сравнении с уровнем пятилетней давности на 10%, что может говорить о вероятности начала замедлении темпов роста мировой экономики в условиях разгорающейся американо-китайской торговой войны. Кстати, получение кредитов в сфере судоходства также снова затруднилось.
5
О том, что после двухлетнего разбега, мировая экономика сбавила темп говорит и аналитик из Asian Economic Research при HSBC в Гонконге Фредерик Нойманн (Frederic Neumann). Но он объясняет это более глобальными и фундаментальными причинами: охлаждением потребительского спроса в Европе на готовую продукцию, а в Китае – на минеральное сырьё, проблемами китайской экономики, что до торговой войны, она просто немного усугубило более фундаментальные проблемы.
Для того, чтобы стать серьёзным фактором глобальных изменений к худшему у американо-китайской торговой войны просто ещё не было времени, она только началась, и её последствия обнаружатся намного позже. Но и тогда она будет считаться лишь привходящим фактором. Нойманн удивлён, что мировой фрахтовый рынок судоходных перевозок так долго не просел до сих пор. Экспорт из Японии, пустившийся в рост с марта 2018 г, судя по данным за октябрь 2018 г., снова замедлился. [20181102 АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2767. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 19, 2018 (HK)
Швейцарская судоходная контейнерная компания Mediterranean Shipping Company (MSC) планирует в ближайшие месяцы оборудовать 50000 сухогрузных контейнеров «УМНОЙ» ТЕХНОЛОГИЕЙ компании TRAXENS ДЛЯ МОНИТОРИНГА ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НА МАРШРУТЕ ПЕРЕВОЗОК В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
Крупными пользователями технологии TRAXENS являются судоходная контейнерная компания из Франции CMA CGM и французская государственная железнодорожная компания SNCF. По сообщению America Shipping, к концу 2019 г. MSC планирует оборудовать устройствами TRAXENS 100000 контейнеров, превратив их в «умные». MSC заявила, что использование оборудования TRAXENS улучшит управление цепочками поставок для грузоотправителей благодаря большей прозрачности доставки грузов от «двери до двери», повышению эффективности, безопасности и предсказуемости.
Устройства компании TRAXENS связаны с пользователями через Интернет, собирают и отправляют данные в режиме реального времени, сообщая о местоположении и его изменении процессе перевозок. Кроме того, они информируют пользователей об изменении температуры, влажности, вибрации и толчках, открытии дверей контейнера и их закрытии. [20181102 ГЕ]
МО2768. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 19, 2018 (HK)
MOL Consolidation Service (MCS), часть японской судоходной контейнерной группы Mitsui OSK Lines (MOL), успешно ИСПЫТАЛА УСТРОЙСТВА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ МОНИТОРИНГУ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОНТЕЙНЕРОВ во время железнодорожных перевозок, связывающих Китай и Японию. Американское издание AJOT сообщает, что в этих устройствах для мониторинга используются GPS, температурный датчик, оптический сенсор. Устройство обеспечивает пользователей данными о местоположении контейнеров, температуре и влажности в них по электронной почте или через приложение для смартфонов.
Устройство слежения весит всего 130 гр., имеет компактный размер 90мм в длину, 62 мм в ширину и 26 мм толщины. Его легко установить внутри контейнера.
6
Срок действия батареи составляет 70 суток, что делает это устройство пригодным для использования на протяженных и длительных маршрутах перевозок. Устройство также контролирует несанкционированное открытие и закрытие контейнера во время транспортировки при помощи оптического датчика.
Устройство компании MCS испытывалось на трёх железнодорожных маршрутах перевозок контейнеров из районов Центрального и Южного Китая в Европу (Нинбо – Польша/Нинбо – Германия/Шеньчжень – Польша) в сотрудничестве с китайской железнодорожной компанией и клиентами.
Устройства успешно передавали периодические обновления серверу MCS в отношении позиции груза и условиях на всех трех маршрутах перевозок, от места получения до конечного пункта назначения.
С осени 2018 г. планируется устанавливать приборы внутри контейнеров по требованию грузоотправителей. Устройства повысят уверенность грузоотправителей, что контейнеры прибудут к месту назначения вовремя и будут защищены от хищения благодаря контролю их текущего статуса. [20181102 ГЕ]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2769. LNG World Shipping, Sept. 28, 2018 (Norw.)
США НА ПУТИ К ТОМУ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПЯТЫМ В МИРЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЭКСПОРТЕРОМ СПГ. Основываясь на нынешнем уровне отгрузок и прогнозах производства СПГ в четвертом квартале, США к концу текущего года могут отправить на экспорт 20 млн. т СПГ. В 2018 году США по объему экспорта СПГ могут обойти Индонезию, занимающую пятое место в рейтинге крупнейших экспортеров СПГ, и бросить вызов Нигерии в борьбе за четвертое место в мире. Благодаря запланированному на 2019 год пуску в эксплуатацию ряда новых заводов по производству СПГ США могут потеснить Малайзию и занять третье место в мире в следующем году. Впереди тогда останутся только Катар и Австралия.
Экспорт СПГ из США начался в феврале 2016 года. Именно тогда была пущена в эксплуатацию первая линия СПГ-комплекса производительностью в 4,5 млн. т в год в Sabine Pass компании Cheniere Energy. В 2017 году экспортные отгрузки СПГ из США достигли 12,24 млн. т, и все они были осуществлены с первых четырех линий СПГ-комплекса в Sabine Pass. В 2018 году открылся новый СПГ-завод и терминал Cove Point компании Dominion Energy в штате Мериленд (Maryland) на восточном побережье США производительностью 5,5 млн. т СПГ в год. Первая отгрузка с него была осуществлена в марте.
Китай – не единственный рынок сбыта для американского СПГ, но критически важный. И хотя американские экспортеры СПГ находят некоторое утешение в том, что потери от введения налога в 10% не так уж велики, они хотят быть уверенными в том, что не будет дальнейшей эскалации торговой войны с Китаем. [20181026ЕШ]
МО2770. LNG World News, Oct. 4, 2018 (UK)
Потребление природного газа В ПОЛЬШЕ в период с января по август 2018 года продолжало расти, при этом доля СПГ составила почти 20% от суммарного импорта, по данным польской энергетической компании Polish Oil and Gas
7
Company (PGNiG). В годовом исчислении польский импорт СПГ увеличился на 64% против примерно 7% роста импорта газа, поступающего по газопроводу из России. Но в любом случае ПОСТАВКИ ГАЗА ПО ГАЗОПРОВОДУ ИЗ РОССИИ СОСТАВЛЯЮТ 74% от суммарного польского импорта газа. С конца 2022 года ожидается поступление норвежского газа по газопроводу Baltic Pipe, маршрут которого пролегает в Польшу с норвежского месторождения на морском шельфе через Северное море, Данию и Балтийское море. Кроме того, на основе долгосрочного контракта, который в настоящее время находится в стадии подготовки, с 2022 года компания PGNiG начнет получать более 4 млн. т в год американского СПГ (около 5,5 млрд. куб. м после регазификации). [20181026ЕШ]
МО2771. Bloomberg, Oct. 26, 2018 (US)
В октябре 2018 г. в сев.-зап. Европе наблюдался БУМ НА МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ СПГ, причём из ранее невиданных источников: из Перу и Египта, что уж там говорить о поставках СПГ из США и России. Семь морских импортных терминалов СПГ – три в Великобритании, два в Северной Франции, по одному в Бельгии и Нидерландах – регулярно получают СПГ из Катара и Нигерии. Принадлежащий Qatar Petroleum в Великобритании терминал South Hook впервые после пуска его в эксплуатацию в начале десятилетия рассчитывает на импорт СПГ не из Катара, а из США.
Перевозить СПГ в Северо-западную Европу – ныне самый оптимальный вариант с точки зрения соотношения ставок фрахта и эксплуатационных издержек судоходства, пусть это и повышает стоимость морского экспорта СПГ, – констатирует Жан-Кристиан Хайнц (Jean-Christian Heintz), директор консультативной компании Wideangle LNG в Лугано, Швейцария.
Вот как это работает. Крупные торговцы СПГ типа Royal Dutch Shell Plc, BP Plc или Total SA, у которых много танкеров-газовозов СПГ и масса опций для перевозок, на более близких к рынкам сбыта маршрутах могут делать скорые и большие деньги непосредственно на морских перевозках СПГ как судовладельцы, зарабатывая за быстро оборачивающийся 10-дневный рейс 1,5 млн. ам. дол. при суточной ставке фрахта в 150 000 ам. дол. При этом в перевозках на более протяженных маршрутах в Азию, где суточные фрахтовые доходы сегодня не столь высоки в отличие от доходов от продажи СПГ, они отфрахтовывают свои суда независимым судоходным операторам, выступая в качестве преимущественно экспортёров, так как доход от перевозок, в отличие от сдачи судов в аренду будет не так высок, как в текущий период на сравнительно коротких маршрутах перевозок в Европу. СПГ с сибирского завода «Ямал СПГ» буквально прописался в Северо-западной Европе. Объёмы его перевозок на регион растут, в отличие от 2017 г., когда СПГ с танкеров ледового класса переваливался на более дешевые в перевозках обычные танкеры-газовозы СПГ, но прироста объёмов перевозок на Северо-западную Европу это не обеспечивало, так как СПГ после перевалки на обычные танкеры-газовозы СПГ перевозился далее в Азию и Южную Америку, что предполагало гораздо более высокий доход от продажи СПГ.
Сегодня СПГ из Сибири поступает на морские газовые терминалы в Сев.-зап. Европе, откуда СПГ может далее либо перевозиться в Азию или куда угодно, либо использоваться в самой Европе. При этом по мере приближения зимы всё больше СПГ из Сибири оседает в Сев.-зап. Европе, причём в объёмах, ранее никак не
8
ожидавшихся, – констатируют эксперты из Energy Aspects. Оно и понятно: Европа готовится зимовать, и сибирский СПГ – ещё одна гарантия успешной зимовки. Эксперты уверенно прогнозируют прирост спроса на него со стороны Европы и в зимние месяцы, в том числе и за счёт спроса со стороны Азии. [20181102 АП]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2772. DealStreet Asia, Oct. 12, 2018 (Inet)18
Южнокорейская ЧАСТНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ HAHN & CO ПРИОБРЕТЕТ 71% УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ SK SHIPPING, дочернего предприятия конгломерата SK Group, выпустив, по договоренности с SK Group, новых акций SK Shipping на сумму в 1,5 трлн. вон (1,32 млрд. ам. дол.). Хотя SK Group не продаст ни одной своей акции в SK Shipping, доля ее участия в капитале последней сократится до 16% против 57% в настоящее время. Среди участников в капитале SK Shipping с апреля 2017 года, когда началась ее реструктуризация, числятся и другие частные инвестиционные компании.
За счет доходов от выпущенных акций Hahn & Co рассчитывает покрыть основную часть задолженностей SK Shipping, сократив отношение суммарной задолженности к суммарным активам c 2 400% до 300%. Суммарная задолженность SK Shipping оценивается в 4,69 трлн. вон.
После перехода контрольного пакета акций к Hahn & Co компания SK Shipping продолжит оказывать транспортные услуги SK Group. Ранее Hahn & Co принадлежала судоходная компания H-Line Shipping, специализирующаяся на перевозке балкерных грузов. [20181026ЕШ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2773. MarineLink.com, Oct. 19, 2018 (US)
Судно для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных конструкционных грузов BIGLIFT BARENTSZ ПОД ФЛАГОМ НИДЕРЛАНДОВ ПРИБЫЛО В ПОРТ РОТТЕРДАМ ИЗ КИТАЯ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ (СМП). Судно проектировалось и строилось для перевозок в Арктике. Этот маршрут через СМП существенно сокращает время перевозок из Китая в Европу по сравнению с перевозками через Суэцкий канал.
M/v BigLift Barentsz перевезло части нового крана весом в 5000 т для судна Pioneering Spirit швейцарской компании Allseas. Эти части крана были отгружены на терминале Huisman в Чжанчжоу (Zhangzhou), и перевалены на баржи при помощи плавучих кранов компании Bonn & Mees. Груз будет храниться до возвращения Pioneering Spirit в Роттердам. [20181102 ГЕ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2774. Maritime Executive, Oct. 3, 2018 (US)
Хотя в перевозках на маршруте между Азией и Европой размещаются сегодня контейнеровозы класса 23 000 ед. дфэ, Индия не может воспользоваться открывающимися в связи с этим возможностями, поскольку не имеет ни одного достаточно глубокого для заходов этих судов порта. В связи с этим ИНДИЯ ПРИСТУПАЕТ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ПЕРВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО КОНТЕЙНЕРНОГО МЕГА-ПОРТА VIZHINJAM на юго-западном побережье в штате Керала.
9
Задачи экономического развития Индии требуют реализации инфраструктурного проекта, что будет делом рук самих индийцев.
Глубоководные порты в Индии возможны только на юго-западной оконечности её побережья, и именно там будет построен новый порт Vizhinjam.
Этот порт станет центром перевалки контейнеров на другие, мелководные индийские порты, на Ченнай и Мумбай (Бомбей) и он не будет, как планируется уступать порту Коломбо, отстроенному Китаем, и вступит с ним в прямую конкуренцию. Порт будет вступать в действие по мере его строительства, и первая его очередь должна быть завершена в течение 18 мес., несмотря на сложность погодных условий. К стройплощадке ведутся новые ж.-д. Линии, чтобы после пуска в эксплуатацию портовых средств грузы можно было бы сразу начать обрабатывать и перевозить на/из внутренних пунктов страны. [20181026 АП]
МО2775. Xinhua, Oct. 15, 2018 (PRC)
В судоремонтный сектор ПОРТА ПИРЕЙ (генеральный директор Ли Вэйна (Li Weina)) в Греции в марте 2018 г. прибыл плавучий док Piraeus 3, и это сразу увеличило производственные судоремонтные мощности в порту, администрацию которого the Piraeus Port Authority с 2016 г. возглавляет китайская компания China Ocean Shipping Company (COSCO). Этот греческий порт – ворота в Южную Европу, И КИТАЙ ВКЛЮЧИЛ ЕГО В СВОЮ ИНИЦИАТИВУ ПОЯСА И ПУТИ. Благодаря реализации китайских проектов Пирей превратился в самый быстрорастущий порт мира, который сегодня занимает седьмое место в Европе и 37-е место в мире. Инвестиции в Пирей компании COSCO достигли 1 млрд. евро (1,15 млрд. ам. дол.).
Инвестициям COSCO в судоремонтный сектор порта Пирей и планам компании по его модернизации придётся столкнуться со старым менталитетом как частного сектора, так и государственных компаний, – прогнозирует Элиас Хаджиефремидис (Elias Hajiefremidis), президент базирующейся в Греции морской индустриальной ассоциации the Worldwide Industrial & Marine Association. Но в то же время в интервью «Синьхуа» он выразил уверенность, что эту проблему удастся, в конечном счёте, решить на основе достижения общности интересов. Тот, кто кормится с моря, никогда не останется в накладе, как показывает опыт ассоциации, базирующейся в Греции 60 лет. [20181026АП]
МО2776. Port of Kiel, Oct 22, 2018 (Germ.)
В ПОРТУ КИЛЬ (Kiel) (директор д-р Дирк Клаус (Port Director Dr Dirk Claus)) на терминале the Norwegenkai Terminal, обслуживающем ежедневную паромную связь с Норвегией (линия Киль – Осло), началось СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ мощностью в 4,5 мегаватт (10 киловольт, частотой 50 герц) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ СУДОВ С БЕРЕГА производства компании Siemens AG. Снабжение крупных паромов, заходящих в порт Киль, электроэнергией с причальных установок the land-to-ship power transfer station (PLUG) с программируемыми контроллерами производства компании NG3 начнётся весной 2019 г.
В дальнейшем электропитание судов с берега в рамках проекта очистки атмосферы порта the BLUE PORT будет также организовано на паромном терминале порта the Schwedenkai Terminal, обслуживающем ежедневную
10
паромную связь со Швецией, и на терминале для круизных судов the Cruise Shipping Terminal Ostseekai. Суммарные инвестиции в создание инфраструктуры по снабжению судов электричеством в периоды их стоянок в порту Киль составят 1,3 млн. евро. [20181102 АП]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ
МО2777. Reuters, Oct. 20, 2018 (UK)
Из постановления АДМИНИСТРАЦИИ СУЭЦКОГО КАНАЛА (the Suez Canal Authority следует, что Египет СНИЗИТ ТАРИФЫ для контейнеровозов и паромов, заходящих из иностранных портов в морской порт East Port Said, на год. Планируется на 30% снизить портовые сборы, сборы на лоцманскую проводку и постановку судов в сухой док, для судов, перевозящих менее 80000 т грузов, и на 40% – для перевозящих более 80000 т грузов. Суда, перевозящие более 50 контейнеров, получат скидку в 60%. [20181102 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2778. BusinessKorea, Oct. 12, 2018 (R.O.K.)
ЮЖНОКОРЕЙСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ, которое в период спада уступило первенство в мире китайскому судостроению, ЖАЖДЕТ РЕВАНША. По данным британской аналитической компании Clarkson Research Services, в сентябре 2018 г. южнокорейские судостроители получили заказы на строительство 18 судов, или 1,63 млн. компенсированных регистровых тонн (compensated gross tonnage (CGT)), или 65% от общемировых заказов на 75 судов, или 2,52 млн. CGT. Уже пятый год подряд сентябрь приносит южнокорейским судостроителям мировое лидерство по привлечению заказов на строительство новых судов. Китай в сентябре получил заказы на строительство 17 судов, или 350 000 CGT, и это несмотря на то, что китайские судостроители имеют государственную поддержку и экономят на зарплатах персонала судостроительных предприятий.
В пользу Южной Кореи, в конечном счёте, выступает снижение мирового спроса на балкеры, основной тип судов, на котором выезжает Китай.
Конечно, в Китае есть передовые судостроительные предприятия, но и они зависят в своей конкурентоспособности от стоимости рабочей силы, а поскольку она на них высока, что соответствует квалификации персонала, эти предприятия, если не имеют поддержки государства, не в состоянии выжить в условиях рыночной стихии. Пример тому – китайская высокотехнологичная судостроительная компания Zhejiang Ouhua Shipbuilding, которая обанкротилась в мае 2018 г. Она была вынуждена повышать судостроительные цены и осталась без судостроительных контрактов, как и многие первоклассные судостроительные верфи в мире. [20181026 АП]
МО2779. The Maritime Executive, Sept. 25 2018 (US)
В соответствии с законодательством EU Ship Recycling Regulation (SRR), регулирующим утилизацию работающих под флагом Евросоюза судов, с января 2019 года разделка этих судов должна осуществляться на 20 УТВЕРЖДЕННЫХ СУДОРАЗДЕЛЫВАТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ ЕВРОСОЮЗА. В связи с этим в отрасли в отличие от общественной организации NGO Shipbreaking Platform выражается скептицизм по
11
поводу того, что их производственных мощностей хватит для разделки на лом работающих под флагом Евросоюза судов.
По расчетам NGO Shipbreaking Platform, максимальные производственные мощности по разделке судов указанных в списке верфей Евросоюза составляют 1,15 млн. тонн водоизмещения порожнем (LDT) в год. Если мощностей этих 20 верфей будет недостаточно, имеются резервные мощности в Скандинавии, Турции и США, которые можно будет подключить к разделке судов Евросоюза.
В любом случае подавляющее большинство сданного на лом тоннажа в мире разделывается на верфях Пакистана, Индии и Бангладеш. В настоящее время они предлагают от 425 до 450 ам. дол. за тонну водоизмещения порожнем, тогда как европейские верфи, разделывающие суда на лом, предлагают гораздо меньше: около 125 ам. дол. за тонну водоизмещения порожнем. При этом цена может оказаться еще ниже, если на борту судна имеются опасные вещества.
В результате ценовой разницы между разделкой судов на лом в Евросоюзе и в Южной Азии продажа на лом торгового судна класса 20 000 тонн водоизмещения порожнем европейской верфи обернется судовладельцу потерей доходов в миллионы долларов США. [20181026ЕШ]
МО2780. Platts, Oct. 16, 2018 (Norw.)
Согласно данным Japan Ship Exporters Association (JSEA), ЯПОНСКИЕ СУДОСТРОИТЕЛИ ПОЛУЧИЛИ ЗАКАЗЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО 17 СУДОВ (668098 брт) в сент. 2018 г., что меньше на 12% в годовом исчислении и на 43,7%, чем в авг. 2018 г.
Представитель JSEA заявил, что, несмотря на снижение, заказы в сентябре все-таки превышают средние показатели за апрель-июнь, составившие 523233 брт и, как ожидается, их объемы увеличатся в ближайшие месяцы.
При этом большую часть в портфеле новых заказов Японии составляют балкеры, суда для перевозок навалочных сухих грузов. В сентябре 2018 г. их доля составила 587000 брт, или 14 судов. В апреле-июне в среднем в месяц на их долю приходилось по 419200 брт, или 10,3 судов.
Что касается выполняемых японскими судостроительными верфями заказов, то их объём, по данным на сентябрь 2018 г., составляет 25,59 млн. брт, или 503 судна, что на 5,8% меньше в годовом исчислении. [20181102 ГЕ]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2781. The Maritime Executive, Oct. 3, 2018 (UK)
У берегов Калифорнии в порядке практических испытаний 8 сентября 2018 г. была размещена и начала буксироваться на скорости хода в 2-3 уз. СИСТЕМА ОЧИСТКИ МОРЯ ОТ ПЛАСТИКА (пластмассы), предназначенная для ликвидации огромной плавающей мусорки the Great Pacific Garbage Patch в центре Тихого океана. Этот проект много лет продвигается нидерландским эко-НКО The Ocean Cleanup и изобретателем очистной системы, юным техническим гением и энтузиастом экологии Бояном Слятом (Boyan Slat). В испытаниях системы в море и её буксировки использовался буксир снабжения морских платформ датской компании Maersk.
Испытания системы в развёрнутом виде в районе плавающего мусорного пятна показывают работоспособность проекта, адаптивность системы к погодным
12
и гидрографическим условиям открытого моря (ветры, течения, волнение), что служит порукой тому, что под их воздействием система не разрушится. Для оценки эффективности системы используются надводные суда и воздушные дроны. Испытания длительностью в 60 дней продлятся до середины ноября 2018 г.
В настоящее время в море с берега попадает приблизительно 90 000 – 270 000 т пластика в неделю (данные Science за 2015 г.). По данным НИИ Helmholtz Centre for Environmental Research десять рек Азии и Африки ответственны за 95% пластикового загрязнения Мирового океана, а Ocean Cleanup считает, что 85% суммарного пластикового загрязнения обеспечивает малокультурное население азиатских мегаполисов. [20181026АП]
МО2782. Vessel Performance Optimization (VPO), Oct. 5, 2018 (UK)
Морская индустриальная компания NEWPORT SHIPPING GROUP ПРИОБРЕЛА 100 СКРУББЕРОВ С ОПЦИОНОМ ЕЩЁ НА 100 ЕДИНИЦ у китайского производителя судовых систем по очистке эмиссий Weihai Puyi Marine Environmental Technology (Puyier). Кроме того, заключила контракты с инженерными компаниями Harris-Pye и Goltens. Располагая глобальной сетью сухих доков, компания Newport Shipping Group рассчитывает на получение заказов по оборудованию действующих судов международного торгового флота скрубберами. Это будет делаться в рамках первой в мире программы установки скрубберов под ключ (first-ever turnkey scrubber retrofit solution) и с рассроченным платежом на 18 мес., распространяющимся на 60% стоимости оборудования и его установки.
Скрубберы, заказ на установку которых будет размещён до конца октября 2018 г., будут установлены на судах заказчиков в течение 8 месяцев. Это позволит оборудовать суда системами по очистке эмиссий задолго до 2020 г., когда вступит в силу требование ИМО по ограничению эмиссий серы в бункере 0,5%.
Специалисты компаний Harris-Pye и Goltens обеспечат их инженерное обслуживание, трёхмерное сканирование, техническую подготовку к сборке и монтажу, включая базовое и детальное проектирование. Там, где это потребуется, будет осуществлена частичная и полная установка скрубберов на борту судов. Такая организация дела сэкономит судовладельцам немало времени, сократив время отвлечения их судов от перевозок на постановку в сухой док для установки скрубберов, т.е. в целом ускорит процесс модернизации. [20181026 ГЕ