Морской обзор №20 (2019)

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО3198. Platts, Apr. 11, 2019 (Norw.)
Делегация ФРАНЦИИ в Международной морской организации вышла с ИНИЦИАТИВОЙ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕРЕВОДЕ СУДОВ НА РАБОТУ НА ПОНИЖЕННОЙ СКОРОСТИ С ЦЕЛЬЮ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ в судоходной отрасли. Французская делегация предлагает, чтобы ограничения скорости, дифференцированные по сектору судоходства, были введены “как можно скорее”. Снижение скорости судна до уровня, при котором оно имеет максимальную эффективность использования топлива, сокращает потребление топлива и выбросы. В соответствии с первоначальной стратегией ИМО по выбросам парниковых газов, к 2050 году их общий объем в судоходной отрасли должен сократиться, как минимум, на 50% по сравнению с уровнями 2008 года, а выбросов СО2 “per transport work” – не менее чем на 40% к 2030 году. Стратегия ИМО должна быть пересмотрена к 2023 году, но никаких конкретных мер в этом направлении еще не принято.
Стратегия ИМО по ограничению выбросов парниковых газов станет меньшем шоком для мировых товарных рынков, чем новый стандарт ИМО в отношении предельного уровня содержания серы в 0,5%, который вступает в силу с 1 января 2020 года, поскольку она должна быть реализована в течение десятилетий, а не за один раз, но при этом она, вероятно, окажется более сложной задачей для судоходной отрасли. Стратегия предполагает, что суда с нулевыми выбросами парниковых газов должны начать поступать в эксплуатацию в 2030-х годах, а технологии для достижения этого в коммерческих масштабах еще не созданы.
Предложение Франции об обязательном для выполнения переводе судов на работу на пониженной скорости следует рассматривать как временную меру, пока не будет создана технология сокращения выбросов парниковых газов. Помимо сокращения выбросов, она значительно снизит глобальный спрос на бункер для судов, а также улучшит баланс между спросом и предложением судов.
С другой стороны, остается не ясно, каким образом ИМО, в случае принятия предложения французской делегации, могла бы воспрепятствовать судоходной отрасли отреагировать на это улучшение ситуации на фрахтовом рынке размещением заказов на строительство большего числа судов, тем самым сводя на нет усилия по сокращению выбросов. В качестве второго шага, который должен быть осуществлен после 2023 г., французская делегация предлагает ввести годовые лимиты на выбросы парниковых газов для каждой судовладельца. [20190531ЕШ]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО3199. Xinhua May 11, 2019 (PRC)
Камбоджа в четверг, 9 мая, экспортировала свою первую партию бананов напрямую в Китай, стремясь к расширению сотрудничества между двумя странами в рамках инициативы «Пояс и пояс».
3
На церемонии отправки первой банановой грузовой партии присутствовали министр с.-х. Камбоджи Венг Сахон (Veng Sakhon) и Ли Ань, торговый представитель Посольства КНР в Камбодже (Li An).
Министр с.-х. Камбоджи Венг Сахон считает это – «ЕЩЕ ОДНА ВЕХА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ КАМБОДЖЕЙ И КИТАЕМ, открывшая рынок Китая для сельскохозяйственной продукции из Камбоджи. Это не только поможет увеличить объем двусторонней торговли, но и внесет важный вклад в улучшение условий жизни сельских жителей Камбоджи путем создания рабочих мест». [20190531 ГЕ]
МО3200. Hong Kong Shipping Gazette, May 11, 2019 (HK)
По данным министерства транспорта КИТАЯ, ОБЩИЙ ОБЪЕМ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В СТРАНЕ НЕУКЛОННО РОС В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2019 Г., увеличившись на 6,1% в годовом исчислении до 10,85 млрд. т. Объем наземных перевозок вырос на 5,9%, а объем грузовых перевозок на водных путях – на 9,1%. Грузовой оборот китайских портов увеличился в первом квартале 2019 г. в годовом исчислении на 4,3% до 3,15 млрд. т. Обработка внешнеторговых грузов выросла на 5%, а внутренних на 3,1%. По данным агентства «Синьхуа», контейнерооборот портов Китая в 1-м кв. вырос в годовом исчислении на 6,1% до 60,33 млн. TEU. Данные, как сообщили в Министерстве транспорта, свидетельствуют об устойчивости экономики. [20190531 ГЕ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3201. Reuters, May 9, 2019 (UK)
Финская Finest Bay Area Development (FBAD) совместно с норвежской Sør-Varanger Utvikling подписали меморандум о взаимопонимании в отношении СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ из Финляндии до морского порта Киркенес в Норвегии для того, ЧТОБЫ ФИНЛЯНДИЯ МОГЛА ПОЛУЧИТЬ ВЫХОД НА МАРШРУТЫ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ при расчетной стоимости в 3-5 млрд. евро (USD 3,4-3,5 млрд.). Линия может начаться в Финляндии от населённых пунктов Kemijarvi или Kolari.
Глобальное потепление привело к уменьшению ледового покрова в Арктике, открыв возможность новых и более коротких морских путей между северной Европой и Азией, хотя контроль над маршрутами является спорным моментом. Порт Киркенес находится за Полярным кругом и в 350 км (217 милях) от самых северных железнодорожных линий Финляндии. Исследование правительства Финляндии показало, что строительство железной дороги в Арктике займет не менее 15 лет и будет экономически нецелесообразным. Но в компании FBAD считают, что В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ ПРИНИМАЛАСЬ В РАСЧЁТ ПЕРСПЕКТИВА РАСШИРЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК МЕЖДУ АЗИЕЙ И ЕВРОПОЙ. FBAD известна также благодаря своим планам прокладки подводного тоннеля между Хельсинки и Таллинном. Проект тоннеля протяженностью в 100 км в марте 2019 г. получил финансовую поддержку в 15 млрд. евро от китайской Touchstone Capital Partners. [20190531 ГЕ]
4
МО3202. Hong Kong Shipping Gazette, May 11, 2019 (HK)
Объем грузов, проходящих через БАКИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ в Азербайджане, в 1-м кв. текущего года составил 1,03 млн. т, при ЭТОМ ГРУЗООБОРОТ ВСЕХ ВИДОВ ГРУЗОВ УВЕЛИЧИЛСЯ за этот период. В частности, зафиксировано значительное увеличение контейнерных перевозках.
Доля транзитных грузов составила 861000 т, или 83,1%. Порт обработал 7253 TEU, или на 55,2% больше в годовом исчислении. В порту была осуществлена перевалка 13788 ж/д вагонов, или на 12,6% больше в годовом исчислении, благодаря открывшемуся новому ж/д терминалу в районе Alyat. При этом, по данным агентства Trend News Agency, 6446 ж/д вагонов (или 46,8% от общего количества) были перевалены в направлении Баку-Курик- Баку и 7342 (53,2%) в направлении Баку-Туркеменбаши- Баку.
Общая грузовая пропускная способность порта после завершения 1-й очереди строительства 7 причалов из запланированных в общей сложности 12 причалов составляет 15 млн. т, включая контейнерную пропускную способность в 100000 TEU. Один причал обрабатывает балкеры, два – пассажирские паромы, два – суда типа ro/ro и ro-pax. Ещё один причал предназначен для вспомогательных судов и буксиров портового флота.
В порту в 1-м кв. 2019 г. была осуществлена перевалка 6543 единиц большегрузного автотранспорта Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transports, или TIR), или на 43,5% больше в годовом исчислении. При этом, по данным агентства Trend News Agency, 5180 большегрузных грузовиков (или 79,2% от общего количества) были перевалены в направлении Баку-Курик- Баку и 1363 большегрузных грузовиков (20,8%) в направлении Баку-Туркеменбаши- Баку. [20190531 ГЕ]
МО3203. Peel Ports, Apr. 4, 2019 (UK)
Подтверждение китайским гигантом COSCO Shipping ранее сделанного им заявления о том, что его суда будут выполнять заходы в британский ПОРТ ЛИВЕРПУЛЬ, означает, что все ПЯТЬ КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ ВКЛЮЧАЮТ ЕГО В РОТАЦИЮ ПОРТОВ на своих линиях контейнерных перевозок. Ранее решение приняли MSC, Maersk, CMA и Hapag. Члены мега-консорциума 2M в конце 2018 года также подтвердили свои намерения включить Ливерпуль на постоянной основе в ротацию портов на их трансатлантическом маршруте перевозок TA4.
В условиях продолжающегося роста грузопотоков Peel Ports в феврале т.г. объявила, что намерена создать 250 рабочих мест, в основном в Ливерпуле, учитывая большой потенциал этого порта в обслуживании самой сердцевины внутреннего рынка Великобритании. [20190531ЕШ]
МО3204. The Maritime Executive, Apr. 11, 2019 (US)
Компания Bremenports оператор портов Бремерхафен и Бремен подписали соглашение с двумя исландскими муниципалитетами и компанией Efla из Рейкьявика соглашение о СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОРТА ВО ФЬОРДЕ FINNAFJORD, образующем естественную гавань на сев.-вост. Исландии.
5
Этот фьорд ближе всего на побережье страны расположен к маршрутам перевозок между портами Сев. Америки и Европы, а также к ЗАРОЖДАЮЩИМСЯ МАРШРУТАМ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ И СЕВМОРПУТИ (the Northern Sea Route) вдоль сев. побережья России, связывающего порты Сев. Европы с портами Азии. Компанию Bremenports привлекает возможность организации в новом порту в Исландии организации перевалки грузов на западной оконечности Севморпути. Bremenports и её партнёры, образовавшие консорциум, заняты ныне поиском новых инвесторов в проектирование, строительство, эксплуатацию и развитие порта с учётом их собственных требований и целей. Начало строительства планируется на 2021 г, а завершение и пуск в эксплуатацию в 2023 г. [20190531АП]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ & РОБОТИЗАЦИЯ
МО3205. World Maritime News Apr. 28, 2019 (Nethrlnds)
10 апреля 2019 г. четыре судоходных контейнерных оператора – датская Maersk, немецкая Hapag-Lloyd, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и японская Ocean Network Express (ONE), собравшись в морском порту Амстердам, образовали АССОЦИАЦИЮ ОЦИФРОВАННОГО КОНТЕЙНЕРНОГО СУДОХОДСТВА THE DIGITAL CONTAINER SHIPPING ASSOCIATION (DCSA) (исполнительный директор Томас Багге (DCSA CEO & Statutory Director Thomas Bagge)). Цель создания новой международной морской организации заключается в содействии вступлению мирового контейнерного судоходства и флота в цифровую эру, так как этот процесс определённо затянулся, и его технологическое перевооружение происходит медленней, чем должно было бы. Отчасти это отставание в темпах оцифровки от таких же глобальных по своему характеру отраслей, как банковское дело, телекоммуникации, туризм, индустрия развлечений связано с тем, что оцифровка судоходства и, в частности, контейнерного судоходства и флота началась, практически, с полного нуля.
Цифровой трансформации контейнерного судоходства препятствует и отсутствие базовых технологических стандартов при присутствии международных стандартов, сформировавшихся столетие назад и не всегда отвечающих требованиям нового, XX-го столетия. Члены-основатели DCSA наметили «дорожную карту» деятельности организации, её приоритетных проектов на 2019 г. Практической деятельностью в рамках организации и принятием решений будет заниматься её Генеральная ассамблея General Assembly, в состав которой как главы делегаций от каждой из компаний будут входить менеджеры на уровне не ниже исполнительных директоров (C-level). Новый отраслевые цифровые стандарты планируется вырабатывать и внедрять в повседневную практику контейнерного судоходства не менее 5-7 раз в год. Выработка и принятие первых намечено уже на вторую половину 2019 г.
Ассоциация DCSA планирует наладить сотрудничество с морскими портами, экспедиторскими компаниями, поставщиками информационных технологий и другими сторонами, вовлеченными в интермодальные перевозки и заинтересованными в повышении качества обслуживания клиентов. Новые стандарты предполагают и новые методы работы,
6
изменение привычного образа мышления, приобретение новых свойств и возможностей в связи с технологическими изменениями и необходимостью в коллективной работе, а не в работе в одиночку и не самыми высокими темпами. Переход к новому образу действий должен будет осуществляться незаметно для пользователей, без потрясений для них и дезорганизации транспортно-грузовых цепочек (a seamless execution). Но переход к новым цифровым стандартам вовсе не будет означать полной унификации работы контейнерных судовладельцев в отличие от такой унификации, которая будет поддерживать возможности для их взаимодействия (interoperability), но не препятствовать модификации их деятельности в соответствии с собственными требованиями и условиями. Не будет препятствовать «модуляризации» (modularization) в рамках выполнения общих требований, приспособлению деятельности по их выполнению под себя.
Интересно, однако, что в состав DCSA, дверь в которую открыта для всех судоходных контейнерных операторов мира, не вошла вопреки сделанным в ноябре 2018 г. обещаниям французская судоходная контейнерная CMA CGM, и остаётся не ясным, собирается ли она сделать этот в обозримом будущем. В то же время известно, что в состав DCSA войдут в ближайшее время ещё две линейные компании мира, а переговоры о вступлении ведутся с гораздо большим числом судоходных контейнерных компаний. Создание ассоциации предполагает и работу по поощрению разработки новых продуктов и сервисов, что есть хлеб насущный для стартапов, талантливые и перспективные инновационные разработки которых могут найти применение в отрасли контейнерного судоходства и в практике его взаимодействия с контрагентами на бегу. При этом генеральной целью DCSA выступает не модная ныне в мире поддержка стартапов ради самих стартапов, а только тех их начинаний, что принесут заведомую пользу обслуживаемым мировым контейнерным судоходством грузоотправителям и грузополучателям. Ещё один интересный момент: как и извещалось ранее, члены-основатели ассоциации DCSA не намереваются разрабатывать и в дальнейшем работать на базе какой-либо единой цифровой платформе. [20190524АП]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО3206. MarineLink.com, May 10, 2019 (US)
Крупнейшая китайская государственная судостроительная корпорация China State Shipbuilding Corp (CSSC), намерена ПОСТРОИТЬ В КИТАЕ ПЕРВОЕ ОКЕАНСКОЕ КРУИЗНОЕ СУДНО КЛАССА «ЛЮКС» и поставить его в перевозки в 2021 г.
Этот лайнер будет больше «Титаника»: длина судна составит 323,6 м, ширина 37,2 м. Он будет иметь 3921 спальное место и рассчитан на перевозку 4980 пассажиров. CSSC подписала соглашение о строительстве круизного лайнера грузоподъемностью 135000 т в партнерстве с британо-американским круизным оператором Carnival Corporation, итальянским судостроителем Fincantieri и классификационным обществом Великобритании Регистр Ллойда (Lloyd’s Register) в Шанхае.
7
В настоящее время Китай – восьмой по величине рынок круизного судоходства в мире, развивающийся быстрыми темпами, и в 2016 г., по данным Китайской ассоциации круизной и яхтенной индустрии (the China Cruise and Yacht Industry Association), число китайских пассажиров, побывавших в круизах, превысило 2 млн. человек.
По прогнозам экспертов, к 2025 г. в круизах в год будут принимать участие 10 млн. китайцев, что позволит китайскому круизному рынку стать самым динамичным в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [20190531 ГЕ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3207. LNG World News May 10, 2019 (UK)
Нидерландская компания по дноуглубительным работам Van Oord пустила в эксплуатацию ПЕРВОЕ В МИРЕ СУДНО-ПЛАВКРАН The Werkendam, использующее В КАЧЕСТВЕ БУНКЕРА СПГ. Судно на сжиженном природном газе будет базироваться и выполнять работы по техническому обслуживанию в порту Роттердам. Танк для хранения СПГ будет расположен на корме судна. Werkendam может хранить достаточно СПГ для работы судна в течение четырнадцати дней без дозаправки. [20190531 ГЕ]
МО3208. gCaptain, Apr 26, 2019 (Austral.)
Датская Knud E. Hansen, имеющая 80-летний опыт проектирования судов и располагающая персоналом в 90 чел. в Дании, Австралии, Канаде, на Фарерских о-вах, Канаде, Греции, Испании, Великобритании и США, подписала контракт с китайской судоверфью Nanjing Jinling Shipyard на разработку базового ПРОЕКТА ТРЁХ ГИБРИДНЫХ РОЛКЕРОВ-ПАРОМОВ САМОГО ВЫСОКОГО ШВЕДСКО-ФИНСКОГО ЛЕДОВОГО КЛАССА 1A SUPER для финской компании Finnlines. За основу корпусов этих судов с комплектом крупногабаритных ионно-литиевых батарей на борту в дополнение к обычному двигателю, от которого они будут заряжаться в процессе выполнения рейсов и использоваться во время стоянок в портах, будет взят корпус пятого поколения паромов Grimaldi Green, который будет адаптирован к условиям перевозок в Балтийском море.
Суда будут оборудованы системой воздушной смазки для снижения сопротивления трения корпуса, киль судна будет окутан тонким слоем воздушных пузырьков. Поставка судов, рассчитанных на перевозку всех типов ролкерных грузов, с автомобильной палубой площадью более 5 000 кв. м, L=238 м и B=34 м ожидается в 2021 г. [20190524АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3209. Port Technology, May 9, 2019 (UK)
Один из ведущих мировых операторов контейнерных терминалов из СИНГАПУРА PSA INTERNATIONAL завершил СДЕЛКУ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ДВУХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ НА ВОСТОЧНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. Оба терминала были приобретены у австралийской компании Macquarie Infrastructure and Real Assets через её фонд Macquarie Infrastructure Partners. Первый терминал Halterm Container Terminal, который располагается в порту Галифакс, и является ближайшим терминалом на
8
континенте к Европе, а также второй терминал Penn Terminals в порту Филадельфия. О стоимости этого приобретения пока не сообщается.
Канадский терминал имеет железнодорожное сообщение с внутренними пунктами на территории Канады – Монреаль, Торонто и Северо-западного региона США. В конкурсе на получение Halterm Container Terminal компания PSA International обошла французскую компанию CMA CGM. PSA вышла на канадский рынок в июле 2018 г., купив 60% акций в терминале Ashcroft Terminal (AT), Западная Канада. [20190531 ГЕ]
МО3210. Xinde Marine /HKSG Group, May 9, 2019 (PRC)
По данным Министерства транспорта Китая, КОНТЕЙНЕРНЫЙ ЭКСПОРТ ИЗ 45 ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПОРТОВ КИТАЯ ВЫРОС НА 4,9% в годовом исчислении в 1-м кв. 2019 г. до 53,79 млн. TEU. Эти порты обработали 19,73 млн. TEU в январе 2019 г., 16,63 млн. TEU в феврале и 21,53 млн. TEU в марте 2019 г.
При этом пять крупнейших портов Китая обработали 33,38 млн. TEU в первом квартале 2019 г., или 60,3% от общего объёма.
На 10 крупнейших портов приходится 44,55 млн. TEU, что составляет около 80,4% от общего объема. На остальные 35 портов приходится 10,84 млн. TEU, или 19,6% от общего количества.
Все 10 крупнейших портов испытали снижение объемов в феврале по сравнению с январем, но в марте восстановились. Снижение было вызвано празднованием китайского Нового года. [20190531 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3211. The Japan External Trade Organization,m Jap. 29, 2019 (Jap.)
ЯПОНИЯ СТАЛА ДЕСЯТОЙ СТРАНОЙ, которая присоединилась к МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО БЕЗОПАСНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЦИОНАЛЬНОЙ УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ Hong Kong International Convention for the Safe and Environmentally Sound Recycling of Ships, 2009 (Hong Kong Convention). Конвенция рассматривает вопросы, связанные с проектированием, строительством, эксплуатацией и техническим обслуживанием судов, а также вопросы, связанные с подготовкой к утилизации судов. Цель ее – содействовать безопасной и экологически рациональной утилизации судов без ущерба для их безопасности и эффективности эксплуатации.
Согласно требованиям конвенции, каждое судно должно иметь на борту перечень опасных материалов (Inventory of Hazardous Materials), находящихся на нем, а судоразделочные предприятия обязаны предоставлять для каждого конкретного отправляемого на лом судна “План утилизации” (“Ship Recycling Plan”) с указанием способа разделки судна, в зависимости от его конструктивных особенностей и перечня имеющихся на борту опасных материалов.
27 марта 2019 года Koji Tsuruoka, посол Японии в Великобритании и постоянный представитель Японии в ИМО, встретился с Kitack Lim, генсеком ИМО, в штаб-квартире ИМО в Лондоне и передал ему на хранение документ о присоединении Японии к конвенции. А 10 мая в штаб-квартире ИМО должен пройти международный семинар “Ship Recycling – Towards the Early Entry into Force of the Hong Kong Convention”, посвященный вопросам
9
экологически рациональной утилизации судов и содействия быстрейшему вступлению в силу Гонконгской конвенции. Семинар инициирован Секретариатом ИМО и Министерством землепользования, инфраструктуры, транспорта и туризма (Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism) Японии.
На сегодняшний день к Гонконгской конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизации судов присоединились Бельгия, Дания, Франция, Япония, Нидерланды, Норвегия, Панама, Республика Конго, Республика Сербия и Турция. На их долю приходится приблизительно 23,16% тоннажа мирового торгового флота, а их совокупный годовой объем утилизации судов в последние десять лет составляет 1.709.955 GT, что эквивалентно 0,57% от тоннажа торгового флота этих государств.
Конвенция вступит в силу только через 24 месяца после ратификации 15 государствами, на которые приходится не менее 40% тоннажа мирового флота и у которых совокупный годовой объем разделки судов на лом составляет не менее 3% от суммарного тоннажа их флотов. [20190531ЕШ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3212. The Maritime Executive, Apr. 2, 2019 (US)
Полиция Норвегии, осуществляющая РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ В НОЯБРЕ 2018 Г. ФРЕГАТА КОРОЛЕВСКИХ ВМС НОРВЕГИИ KNM Helge Ingstad держит под подозрением в качестве виновников данного морского происшествия трёх человек. Первый – офицер местной службы мониторинга судоходного трафика Vessel Traffic Service (VTS), затем – офицер-судоводитель на самом фрегате и, наконец, лоцман, осуществлявший проводку танкера Sola TS. Ни одному из подозреваемых обвинения предъявлены так и не были.
На мостике фрегата в период аварии находились семь человек, включая стажёра из ВМФ США. Согласно предварительным данным Совета по расследованию морских происшествий Норвегии the Accident Investigation Board Norway (AIBN), вахтенная команда фрегата была введена в заблуждение палубными огнями танкера Sola TS и ошибочно предположила, что танкер не перемещается, а является неподвижным.
Несмотря на напрасные попытки связаться с танкером со стороны как VTS, так и фрегата, вахтенная команда фрегата не предпринимала попыток изменения курса до тех пор, пока не стало слишком поздно. Нос танкера вонзился в центральную надстройку фрегата с правого борта, что служит доказательством попыток обоих судов разойтись по правому борту.
На фото после морского происшествия видно, что танкер водоизмещением 140000 т получил поверхностные повреждения защитного приспособления якоря по правому борту и небольшую пробоину выше ватерлинии на носу правого борта. Фрегат водоизмещением в 5000 т – обширные повреждения корпуса, из строя вышли его силовая установка и управление, были затоплены три отсека, что привело к его стремительной посадке на скалы и телесным повреждениям восьми моряков.
10
Несмотря на все попытки спасателей, фрегат затонул через несколько дней, а поднять его на поверхность и удержать на плаву удалось только в конце февраля 2019 г. Далее его для проведения расследования причин кораблекрушения отвели в порт Hanøytangen. ВМФ Норвегии до сих пор не решил, сдать ли его на лом или же попытаться восстановить.
AIBN, ВМФ, судовладелец танкера, полиция Норвегии дважды инсценировали обстоятельства, приведшие к потере фрегата, в режиме реального времени и в реальной обстановке. Танкер вышел с терминала на той же скорости хода и примерно в то же время суток, а в роли утонувшего фрегата выступил его полный аналог – фрегат KNM Roald Amundsen, который на той же скорости, но на безопасном расстоянии, разошёлся с танкером по левому борту. Потом суда вернулись к исходному местоположению каждого из них и повторили манёвр, на этот раз разойдясь на безопасном расстоянии по правому борту. Это позволит лучше понять участников происшествия, объяснение ими своих действий. Но повторить инсценировку в тёмное время суток, как это было в реальности и на том же расстоянии между судами, разумеется, не представляется возможным по понятным причинам. Однако теперь участники экспериментальных повторов происшествия получили возможность увидеть, как танкер выглядел со стороны с включёнными палубными огнями. [20190531АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО3213. Container News/Xinhua May 9, 2019 (PRC)
Президент Филиппин Родриго Дуэрте (Rodrigo Duterte) 6 мая 2019 г. распорядился о ПОЛНОМ ЗАПРЕТЕ НА ИМПОРТ ОТХОДОВ НА ФИЛИППИНЫ, указав таможне страны не пропускать никакой иностранный мусор в будущем. Об этом известил пресс-секретарь президента страны Сальвадор Панело (Salvador Panelo). Президент также дал Канаде срок до 15 мая, чтобы отправить обратно 69 контейнеров с мусором, которые были отправлены на Филиппины в период с 2013 по 2014 гг. [20190531 ГЕ]
МО3214. Bloomberg, April 3, 2019 (US)
Морская и портовая администрация Сингапура (Maritime and Port Authority of Singapore) советует судоходным компаниям, рассматривающим в попытке сэкономить на счетах за топливо возможности уклониться от соблюдения требований, которые призваны сократить выбросы загрязняющего вещества, являющегося причиной заболевания астмой и возникновения кислотных дождей, и которые вступают в силу со следующего года, отказаться от этих намерений.
КАПИТАНАМ И ВЛАДЕЛЬЦАМ СУДОВ, КОТОРЫЕ СЖИГАЮТ ТОПЛИВО С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ СЕРЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ СИНГАПУРА, МОЖЕТ ГРОЗИТЬ ДО ДВУХ ЛЕТ ТЮРЬМЫ с 1 января 2020 года. Если такая мера наказания будет принята, то она станет одним из самых действенных сдерживающих факторов для них.
Со следующего года выбросы серы с судов должны сократиться на 85% в большинстве районов мира по сравнению с нынешним уровнем. Второй по величине порт мира заявил, что суда, которые не используют утвержденную технологию борьбы с выбросами, такую как скруббер,
11
альтернативное топливо или топливо, соответствующее новому стандарту предельного уровня содержания серы, также будут считаться как не соблюдающие требования.
В MPA не уточнили, какое именно нарушение правил повлечет за собой тюремное заключение. Среди других мер – штраф в размере до штраф до 10 000 сингап. дол. (USD 7400).
Основываясь на прецеденте в США, самые строгие меры, вероятно, будут применены в случае наличия усугубляющих факторов, таких как фальсификация документов или препятствование правосудию. Самое суровое наказание, когда-либо назначенное властями Сингапура за нарушение правил загрязнения воздуха с судов, было применено более двух десятилетий назад. Тогда судовладельцы, капитан и агенты судна, которые все признали себя виновными, были оштрафованы на 400 000 сингап. дол. каждый, а капитан судна к тому же получил три месяца тюремного заключения за обвинение в разливе нефти.
Эти меры наказания рассматриваются, поскольку ожидается, что многие судовладельцы, особенно в Азии, могут начать игнорировать новое законодательство в отношении выбросов серы. Это будет влиять на модели закупок топлива в морской отрасли. Однако, учитывая, что каждый год тысячи судов заходят в Сингапур для бункеровки на пути следования в другие регионы Азии, рассматриваемые Сингапуром меры наказания явятся действенным сдерживающим фактором для многих владельцев и капитанов судов.
Новое законодательство довольно обременительно для судоходных компаний. Чтобы соблюсти его, перевозчики должны будут либо покупать более чистое, но более дорогое, топливо с содержанием серы менее 0,5%, либо устанавливать скрубберы. К тому же нет полной уверенности, что не возникнет дефицита предложения малосернистого топлива.
МРА не только рассматривает меры наказания, но и также делает все возможное, чтобы облегчить перевозчикам переход к новым требованиям ИМО, которые вступят в силу в 2020 году. В частности, было выпущено техническое руководство для операторов судов по тем опциям, которые позволят им соблюсти эти требования.
Морская и портовая администрация Сингапура будет проверять как иностранные суда, так и суда под флагом Сингапура, брать на анализ образцы судового топлива, заранее выяснять, каким образом заходящие в порт Сингапура суда выполняют требования международного законодательства, заведет соответствующую электронную базу данных.
Наряду с другими портами мира, Сингапур уже запретил судам, оборудованным скрубберами незамкнутого цикла (open-loop scrubber), сливать промывочную воду. [20190531ЕШ]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО3215. Tanker Operator, Apr. 26, 2019 (UK)
В феврале 2019 г. норвежская компания Kongsberg Digital (KDI) завершила в головном здании индийского института морских инженеров и
12
центре подготовки судовых механиков the Institute of Marine Engineers (IMEI) в Мумбае, Индия, поставку, установку и тестирование ТРЕНАЖЁРА K-SIM ENGINE – главного судового двигателя немецкой морской судостроительной компании MAN. Этот тренажёр планируется использовать для экзамена на получение квалификационного свидетельства (Certificate of Competency) морских инженеров, который проводится генеральным управлением судоходства Индии ((India’s Directorate General of Shipping)).
Инструкторы при помощи тренажёра будут готовить упражнения, охватывающие ВСЕ ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С БЕСПЕРЕБОЙНОЙ РАБОТОЙ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ, начиная от маневрирования, работы котла/турбины и оптимизации контура управления до диагностики неисправностей и следования правильному алгоритму действий в кризисных ситуациях. Согласно условиям долгосрочного контракта, программное обеспечение и модули тренажёра будут регулярно обновляться поставщиком, тем более что он заинтересован в длительном присутствии на одном из самых привлекательных и многообещающих рынках сбыта в мире.
Тренажёры Kongsberg Digital создают точную копию судовых систем управления (engine control system (ECS)) главными двигателями. Система управления двигателем на тренажёре полностью повторяет мониторинг и управление воздушными клапанами, вспомогательными системами воздушной продувки (aux blowers), впрыском топлива, выпускными клапанами (exhaust valves) и смазочными устройствами цилиндров. Дисплеи главной панели оператора (main operator panel (MOP)) основываются на собственных дисплеях компании MAN. В тренажёре моделируются работа двигателя в режиме сниженных эмиссий выхлопных газов, с топливными танками, содержащими малосернистый нефтесодержащий бункер, со скрубберами. Двигатели MAN ME относятся к разряду «умных» (the intelligent engine), а система дистанционного управления им базируется на системе контроля AutoChief 600 компании Kongsberg, и работающим с ними техническим специалистам потребуется глубокое понимание их работы для эффективной и безопасной для мореплавания эксплуатации. [20190531АП]
Для