Морской обзор №23 (2019)

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО3233. The Maritime Executive, May 28, 2019 (US)
ПРЕЗИДЕНТ ТРАМП НЕДАВНО ПОДНЯЛ ТАРИФЫ НА КИТАЙСКИЙ ЭКСПОРТ в США суммарной стоимостью в USD 200 млрд. и пригрозил ввести импортные пошлины на весь экспорт из Китая. Считается, что цены на китайские товары в США в результате этого однозначно повысятся. Так, например, аналитический центр The Trade Partnership с тревогой прогнозирует, что среднестатистической американской семье, состоящей из четырех человек, возможно, придется переплатить за товары китайского производства USD 767, а в случае распространения импортных пошлин на весь экспорт из Китая, – более чем USD 2 000.
Но на самом деле ВОПРЕКИ РАСПРОСТРАНЕННОМУ МНЕНИЮ ТАРИФЫ НЕ ВСЕГДА ПОВЫШАЮТ ЦЕНЫ. Это было в своё время доказано покойным Ллойдом Метцлером (Lloyd Metzler), профессором Чикагского университета и специалистом по международной экономике, и ныне сложное взаимодействие между тарифами и ценами носит название парадокса Метцлера (the Metzler Paradox). Тарифы влияют на цены двояко: в сторону повышения и в сторону их снижения, и реальная цена будет зависеть от того, какая из двух сил окажется сильнее.
Огромный дефицит в торговле с Китаем фактически уничтожил американское производство и высокую зарплату на производстве в США. Промышленность США нуждается в возрождении, и для этой цели необходимы тарифы.
Ситуация напоминает 1800 г., тогда, на заре атлантической республики, в промышленном производстве было занято всего 5% населения страны, а в 2019 г., согласно отчёту, представленному Президенту США, – 8% в то время как в начале 60-х гг. было 30%. Промышленное производство США находится в большой беде и нуждается в государственной поддержке. В том числе и в форме тарифов, тем более что эта политика опирается на историческую традицию.
Интересно, что уровень жизни в США резко повышался и имел самые высокие темпы роста как раз в те периоды американской истории, когда вводились тарифы. Об этом напоминает профессор по международной экономике Равви Батра (Ravi Batra) из университета Southern Methodist University в Далласе, штат Техас, автор книги The Myth of Free Trade («Миф о свободной торговле»). А его последняя книга называется End Unemployment Now: How to Eliminate Joblessness, Debt, and Poverty Despite Congress («Покончи с безработицей сейчас: Как покончить с низкой занятостью, долгами и бедностью вопреки Конгрессу»). [20190607 АП(2)]
МО3234. Hong Kong Shipping Gazette, May 28, 2019 (HK)
США, Евросоюз и Япония рассматривают возможность заключения совместного соглашения по мерам противодействия политике государственной поддержки производственных отраслей в Китае. Речь идёт о защите частного бизнеса с помощью ликвидации преимуществ у предприятий и компаний Китая, пользующихся государственным субсидиями. Именно благодаря государственной помощи экономика Китая
3
превратилась во вторую в мире и имеет глобальное присутствие, и чтобы сохранить конкурентоспособность, США, Евросоюз и Япония вынуждены изменить правила игры, в частности, заставить ВТО переписать правила, касающиеся отношения к государственной поддержке промышленных предприятий.
На свою сторону США, Евросоюз и Япония, как сообщило агентство Bloomberg, рассчитывают привлечь Австралию, Канаду, Норвегию, Тайвань и других заинтересованных союзников. Но для изменения правил игры по линии ВТО потребуется консенсус 164 стран-членов ВТО, а не только ограниченной группы заинтересованных стран ОЭСР.
РАЗВИВАЮЩИЙСЯ КИТАЙ – прямой конкурент развитых стран ОЭСР, но КОНКУРЕНТ ИСКУССТВЕННЫЙ, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ НЕОГРАНИЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ. Кстати, США вводят тарифы против Китая также как ответ на господдержку китайского экспорта. Именно государственная промышленная политика Китая есть главный объект американских тарифов, и с помощью тарифов США хотят заставить Китай её изменить, чтобы уравнять возможности для конкуренции. В настоящее время государство участвует в капитале более 100 крупнейших акционерных промышленных предприятий Китая. [20190615 АП]
МИРОВОЙ ФЛОТ И РЫНОК ТОННАЖА
МО3235. The Maritime Executive, May 27, 2019 (US)
Мировой СПРОС НА ТРАНСПОРТ ОБЕЩАЕТ РЕЗКО ВЫРАСТИ В ПРЕДСТОЯЩИЕ ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ, в связи с утроением спроса на грузовые перевозки до 2050 г. Таков прогноз аналитического центра International Transport Forum (ITF), содержащийся в докладе The ITF Transport Outlook 2019. Только электронная торговля будет в состоянии увеличить объём мировой торговли и перевозок в пределах от 2 до 11% до 2050 г. в зависимости от вида транспорта. Эмиссии СО2 с транспорта вырастут к 2050 г. на 4%.
С другой стороны, не исключается, что широкомасштабное развитие трёхмерной печати на производстве и в быту сократит объёмы перевозок на 28%, а эмиссии СО2 с транспортных средств – на 27% к 2050 г. Однако этот вариант развития событий рассматривается в качестве менее вероятного. Что касается видов транспорта, то 70% грузовых перевозок, по данным за 2015 г., осуществлялось в тонно-километровом выражении морским транспортом, 18% автодорожным, 9% железнодорожным, 2% речным, водным и менее 0,35% грузовым авиатранспортом.
Прирост грузовых объёмов до 2050 г. прогнозируется в среднем в 3,4% в год. Быстрее всего до 2030 г. будут расти грузовые перевозки авиатранспортом (5,5% в год), после 2030 г. темпы роста снизятся до 4,5%.
Морские грузовые перевозки в 2017 г. выросли в годовом исчислении на 4% до 10,7 млрд. т, или до более 58 трлн. тонно-километров, т.е., на 5% в годовом исчислении. Морские контейнерные терминалы обработали в 2017 г. 752 млн. TEU. Мировой флот в 2017 г. вырос до на 3,3% в годовом исчислении и мог бы вырасти ещё больше, если бы не депрессия на фрахтовом рынке судоходных перевозок.
Морской транспорт будет по-прежнему лидировать в сравнении с грузовыми перевозками другими видами транспорта в мире. К 2050 г. им
4
будет перевозиться больше трёх четвертей мировых грузов. Автодорожный транспорт будет перевозить 17% грузов, железнодорожный – 7%. Прирост морского транспорта составит в среднем 3,6% до 2050 г. Объёмы мировой морской торговли к 2050 г. утроятся.
Треть мировых морских грузовых перевозок в период до 2050 г. будет осуществляться в северной части Тихого океана и Индийском океане. В стоимостном выражении перевозимые там грузовые объёмы в период с 2015 по 2050 гг. вырастут четырёхкратно. Третьим по значимости морским транспортным коридором будет северная часть Атлантического океана, где к 2050 г. будут осуществлять 15% мировых грузовых перевозок, порядка 38 трлн. тонно-километров. [20190607 АП(2)]
МО3236. Pulse News, Apr. 23, 2019 (R.O.K.)
К 2025 ГОДУ ОКОЛО 60,3% МИРОВОГО ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СУДАМИ, РАБОТАЮЩИМИ НА СПГ, согласно совместному докладу южнокорейского банка Korea Development Bank и агентства по содействию торговле и инвестициям Korea Trade-Investment Promotion Agency, опубликованному в конце апреля. В докладе, который основывается на данных глобальной исследовательской фирмы по судоходству и судостроению Clarksons и британского классификационного общества Lloyd’s Register, прогнозируется, что к 2025 году в мире должно быть построено 1962 судна, использующих в качестве топлива СПГ. Также ожидается, что мировой спрос на СПГ-бункеровщики (demand for LNG bunkering vessels) возрастет более чем десятикратно – с 313 000 т в 2016 году до 3,2 млн. т в 2030 году.
Если более 60% крупных судов на СПГ, заказанных во всем мире, будет строиться на судоверфях Южной Кореи, то спрос на оборудование для таких судов на внутреннем рынке страны, по оценкам, увеличится до 12 трлн. вон (USD 10,5 млрд.) по сравнению с 3 трлн. вон в 2017 году. Это оборудование в Южной Корее в основном производят предприятия малого и среднего бизнеса.
В условиях ужесточения требований Международной морской организации в отношении судового топлива (с января 2020 года содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5% по сравнению с 3,5% в настоящее время) повышается роль СПГ как топлива будущего для международного торгового флота. По эффективности СПГ не уступает нефтесодержащему топливу, но его использование обеспечивает сокращение на 20% выбросов парниковых газов. К тому же, СПГ дешевле нефти, что делает его более эффективной и экономически более выгодной альтернативой. [20190614ЕШ]
МО3237. Wall Street Journal, Apr. 23, 2019 (US)
АКТИВНОСТЬ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЗАКАЗОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ УПАЛА до самого низкого за последние 15 лет уровня. ЭТО ЯВИЛОСЬ СЛЕДСТВИЕМ БОРЬБЫ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ С ИЗБЫТОЧНЫМ ТОННАЖЕМ, который привел к тому, что фрахтовые ставки оказались значительно ниже уровня безубыточности. В 1-м квартале 2019 года в мире было заказано 3200 судов, или 81 млн.
5
валовой вместимости, что является самым низким показателем с 2004 г., согласно данным доклада, опубликованного Clarksons PLC в конце апреля.
Десять лет тому назад две трети мирового портфеля заказов составляли танкеры и балкеры, но в 2019 году их доля упала до 42% как следствие волатильности мировых сырьевых рынков и изменений в структуре мирового спроса на энергоносители, что не могло не отразиться на морской торговле и перевозках. В настоящее время первое место по объему заказов на строительство занимают суда для перевозки сжиженного природного газа. В мире сейчас заказано строительство 141 СПГ-танкера, что представляет собой 13% мирового портфеля заказов, тогда как десять лет назад их доля составляла всего 2%.
Расширение сегмента СПГ-танкеров обусловлено ростом спроса на СПГ со стороны ряда стран, включая Японию, Китай и Индию, которые сейчас отдают предпочтение газу, а не углю, для производства электроэнергии и отопления. Способствует увеличению объема морских перевозок СПГ рост экспорта СПГ из США, где затраты на добычу газа в среднем на треть меньше, чем в других регионах, включая Россию и Ближний Восток.
Помимо СПГ-танкеров спрос в мире заметно возрос также на круизные суда, доля которых в мировом портфеле заказов в настоящее время составляет 12% против 2% десятилетием ранее, согласно Clarksons.
Цифры, представленные DNB Markets, свидетельствуют о том, что в первом квартале активность по размещению заказов на СПГ-танкеры оставалась высокой – 13 новых судов. По мнению Nicolay Dyvik, аналитика DNB Markets, если исходить из текущей динамики размещения заказов, то до конца года будет заказано 56 судов, что немного меньше по сравнению с прошлогодним показателем в 66 судов, но все же намного лучше показателей в 14 судов и 8 судов, заказанных в мире соответственно в 2017 году и 2016 году. [20190614ЕШ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО3238. The Maritime Executive, Apr. 9, 2019 (US)
Хотя КРУИЗНОЕ СУДОХОДСТВО не превышает и 2% от мировой туристической отрасли, это сегодня – ОДНО ИЗ САМЫХ БЫСТРОРАСТУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА. Если прирост международного туризма оценивался в 2018 г. в 6%, то круизного – 7%. Согласно последним статистическим данным, в 2018 г. число совершивших туристические поездки в мире достигло 1,4 млрд. человек, из них 28,5 млн. человек (по данным Cruise Lines International Association – CLIA) побывали в круизах. Средний возраст круизного пассажира составил 47 лет.
Исследования показывают, что количество туристов Северной Америки, принявших участие в круизах, в 2018 году увеличилось на 9% и достигло 14,2 млн. человек, что составляет почти половину от мирового круизного пассажиропотока.
Растет популярность средиземноморских круизов, в них побывало более 4 млн. чел., или на 8% больше в годовом исчислении. Предпочтение отдается круизам небольшой продолжительности. Количество пассажиров, принявших участие в 7-дневных круизах, выросло на 9%, а 3-дневных – на
6
10%. В круизах в Карибском море побывало 11,3 млн. чел., (на 6% больше в годовом исчислении). Высокие темпы роста демонстрируют круизы на Аляске: в 2017 г. пассажиропоток вырос на 17%, а в 2018 г. – на 13%.
Что касается туристов из Северной Америки, то в 2018 году существенно вырос интерес к круизам по Средиземному морю. В них побывало 700 000 чел., что на 29% больше, чем в предыдущем году. Большой популярностью пользуются круизы в регионе Карибского моря, Багамских и Бермудских островов, что обусловлено главным образом географической близостью этого круизного региона к Северной Америке. Количество жителей Северной Америки, которые приняли участие в них, увеличилось в 2018 году на 7% и достигло 9,8 млн. человек. Туристы из Северной Америки составляют основную часть пассажирского потока в круизах на Аляску. Их количество по сравнению с 2017 годом выросло на 14% и составило 906 019 человек. [20190614ЕШ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3239. The Maritime Executive, May 31, 2019 (US)
КАНАДСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯЛА В СОСТАВ СВОЕГО ФЛОТА СРЕДНИЙ ЛЕДОКОЛ Captain Molly Kool мощностью в 18 278 л.с. Это – первый из трёх новых ледоколов, которые должны пополнить её флот впервые за последние двадцать пять лет. На скорости в 3 уз. он способен ломать лёд толщиной до одного метра. Судно имеет два руля и гребных винта, что сообщает ему большую маневренность. Без дозаправки судно может работать почти 25 дней. Его экипаж насчитывает 19 чел.
Судно названо в честь первой женщины капитана в Северной Америке, морская капитанская карьера которой началась в 1939 г. Судно будет работать с декабря по май на атлантическом побережье Канады, на реке Св. Лаврентия (the St. Lawrence River), на Великих озерах (the Great Lakes). А с мая по ноябрь – в Арктике.
Заказ на строительство трёх ледокольных судов судоверфь Chantier Davie of Lévis в Квебеке получила в августе 2018 гг. Поставка ещё двух ледоколов ожидается в конце 2019 г. и летом 2020 г. [20190607 АП(2)]
МО3240. Seatrade Maritime News, June 4, 2019 (UK)
САМЫЙ МОЩНЫЙ В МИРЕ ПОЛНЫЙ ЭЛЕКТРОХОД the Ellen E-ferry начнёт коммерческие ПЕРЕВОЗКИ В ВОДАХ ДАНИИ с июля 2019 г. Он будет осуществлять перевозки на маршруте протяжённостью в 22 морских мили между датскими о-вами Ærø и Fynshav. Это расстояние в 7 раз больше любого друга маршрута перевозок электроходными паромами в мире. Перевозки будут осуществляться паромом the Ellen E-ferry на скорости в 13-15,5 уз. В летние месяцы судно будет перевозить 198 пассажиров, в зимнее – 147. На его открытой палубе разместятся 31 легковой автомобиль или пять грузовиков.
Судно будет оборудовано самым крупным среди паромов-электроходов в мире комплектов батарей суммарной мощностью в 4,3 мегаватт и единственным оборудованным аварийным электрогенератором. Поставщиком электротехнического оборудования на судне была компания Danfoss Editron, а оператором парома выступает компания Ærø Kommune.
7
Силовая установка судна состоит из двух электродвигателей и двух электродвигателей подруливающих устройств. На судне имеется система автоматического управления силовой установкой от компании Danfoss Editron. Новый паром сократит выбросы СО2 в атмосферу в 2 000 т в год. [20190607 АП(2)]
МО3241. gCaptain, Apr 26, 2019 (Austral.)
БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА США (the U.S. Coast Guard) и ВМФ США передали контракт на ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ТЯЖЁЛОГО ЛЕДОКОЛА (Polar Security Cutter (PSC)) судоверфи компании VT Halter Marine Inc. в Паскагуле (Pascagoula) на реке Миссисипи (Mississippi). Предварительная стоимость контракта оценивается в USD 745,9 млн., а с опционом ещё на два ледокола – USD 1,9 млрд. Командующий Береговой охраной США адмирал Карл Л. Шульц (Commandant of the Coast Guard Admiral Karl L. Schultz) полагает, что строительство новых ледоколов – гарантия присутствия США в Полярных регионах мира.
США долгое время не могли найти средств на обновление своего флота ледоколов, поскольку, как там разъясняется, все средства уходили на борьбу с терроризмом, что было главным до сих пор, и в результате у США остался на Арктику и Антарктику всего один ветхий 42-летний тяжёлый ледокол. Даже на его содержание в надлежащем техническом состоянии не хватало средств, пока к власти в Белом доме не пришёл Трамп, и утратой базового присутствия США в Арктике и Антарктике не озаботились в Конгрессе США. В недавней январской 2019 г. антарктической миссии по снабжению базы McMurdo Station США в Антарктиде ледокол the Polar Star стал в прямом смысле слова разваливаться на глазах.
В многоцелевых ледоколах объективно нуждаются и Береговая охрана, и ВМФ США, хотя последний очень неохотно, до самого последнего и лишь под давлением антироссийской и антикитайской пропаганды согласился с необходимостью затрат на ледокол. Придумка с угрозой США в Арктике со стороны России и Китая пришлась как нельзя кстати. Именно она помогла Береговой охране США пробить-таки необходимый ей для практических целей крайне дорогостоящий проект строительства ледокола через правительство и Конгресс США. Официальным заказчиком нового судна выступает Командование военно-морских систем ВМС (NAvay Systems Command (NAVSEA)), ответственное за материально-техническое снабжение Береговой охраны и ВМС США. [20190614АП]
МО3242. American Journal of Transportation, Apr. 23, 2019 (US)
ФЛОТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ-ЭФФЕКТИВНЫХ АВТОВОЗОВ серии HERO, класса Neo-Panamax судоходной компании Wallenius Wilhelmsen Ocean ПОПОЛНИЛСЯ очередным судном Traviata вместимостью в 8 000 авто. Первое судно серии Titus, полный аналог Traviata находится в эксплуатации уже 10 мес. Расход бункера на нём сократился почти на 15% по сравнению с другими автовозами мирового флота. Следовательно, значительно сократились и вредные эмиссии парниковых газов из выхлопных труб, и эти суда можно по праву назвать «зелёными».
8
Их более широкий корпус в 36,5 м придаёт им дополнительную остойчивость, и они нуждаются в меньшем объёме балластных вод. Судно может использовать все виды нефтесодержащего бункера, включая малосернистый дистиллят. В грузовом трюме судна автомобильные палубы могут благодаря электромеханическим приспособлениям изменять высоту, опускаться и подниматься, гибко, быстро и безопасно адаптируясь к переменным и разнообразным габаритам перевозимого в течение каждого рейса смешанного ролкерного груза.
Автовоз Traviata класса Post-Panamax, типа Large Car and Truck Carrier (LCTC) – второе судно серии, имеющее грузовую вместимость в 24 000 ед. автомобильного эквивалента (CEU). Автовоз Titus был поставлен в июне 2018 г. Третье судно поступит в перевозки в конце 2019 г. и четвёртое – в начале 2020 г. Эти мега-автовозы – первые во флоте the WW Ocean, построенные в Китае на судоверфи CSIC Xingang. Они строятся в рамках программы обновления и повышения эффективности работы флота компании. [20190614АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3243. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 9, 2019 (HK)
В 2018/19 финансовом году, который закончился в марте, терминал Navayuga Container Terminal (NCT) в ИНДИЙСКОМ ПОРТУ КРИШНАПАТНАМ (Krishnapatnam) переработал рекордный объем контейнерных грузов – 500000 TEU. Пятисоттысячный контейнер был отгружен на борт контейнеровоза SSL Kutch. С момента пуска в эксплуатацию в 2013 году NCT демонстрирует быстрые темпы роста. За первый полный год работы через него прошло 58 000 TEU.
Как заявил Anil Yendluri, исполнительный директор порта Кришнапатнам, NCT проделал огромную работу и стал центром перевалки контейнеров на восточном побережье Индии, В ПЛАНАХ – ПРЕВРАТИТЬ ЕГО В ОСНОВНОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ В БЕНГАЛЬСКОМ ЗАЛИВЕ.
В настоящее время предпринимаются дальнейшие инвестиции для расширения пропускной способности терминала до 2 млн. TEU в год к концу 2019 года (в соответствии с оценкой реального спроса) против 1,2 млн. TEU в настоящее время. [20190614ЕШ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3244. MarineLog, May 25, 2019 (US)
В апреле 2019 г. в перевозки после переделки в электроход на судоверфи in Bayou la Batre в штате Алабама, США, вернулся паром Gee’s Bend транспортного ведомства штата Alabama Department of Transportation, оператором которого по его поручению выступает компания HMS Ferries. Паром, рассчитанный на перевозку 15 автомобилей и 132 пассажиров осуществляет перевозки на реке Алабама (the Alabama River) между Camden и Boykin.
КОНВЕРСИЯ ПАРОМА В ЭЛЕКТРОХОД была осуществлена на грант в USD 1,09 млн. от правительственного природоохранного агентства U.S. Environmental Protection Agency. Ещё USD 765350 добавило транспортное ведомство штата Алабама ALDOT. После конверсии судно стало менее
9
шумным, более экономичным и экологически-чистым. Проект судна был разработан компанией Glosten из Сиэтла (Seattle), штат Вашингтон, на северо-западном побережье США. Конверсию курировали компании HMS Ferries и HMS Consulting. Поставку батарей обеспечила компания Spear Power Systems. Береговые станции подзарядки аккумуляторов обеспечила компания из Сиэтла Cochran Marine. [20190607 АП(2)]
МО3245. Business Korea, Apr. 24, 2019 (R.O.K.)
ЮЖНОКОРЕЙСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИЗНАКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ. 22 апреля 2019 года Samsung Heavy Industries объявила, что подписала контракт с одной из азиатских компаний на строительство плавучей установки для добычи, хранения и отгрузки нефти (a floating production storage and offloading – FPSO) стоимостью в 1,1 трлн. вон при условии, что заказчик получит одобрение от своего партнера и правительства. Если Samsung Heavy Industries заключит сделку, это будет ее первый за последние два года заказ на такую установку. К тому же компания станет первой из южнокорейских судостроителей, кто получил контракт на строительство FPSO в этом году.
В 2017 году на долю этих установок приходилось около половины от объема заказов, полученных компанией. Но в 2018 году компания столкнулась с трудностями в привлечении заказов на их строительство, и запланированный показатель получения заказов в USD 6,3 млрд. не был достигнут. В 2018 году в общем объеме сбыта готовой продукции Samsung Heavy Industries доля установок FPSO составила 21%. Если сделка на строительство FPSO состоится, то она обеспечит компании 29% от запланированного на 2019 год объема заказов в USD 7,8 млрд.
В этот же день – 22 апреля – другая южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) спустила на воду два супертанкера VLCC (very large crude oil carriers), которые строились по заказу европейских судовладельцев. Ее док №1 (Dock 1), который считается самым большим в мире и который вошел в Книгу рекордов Гиннеса, имеет в длину 530 м и в ширину – 131 м. В нем одновременно можно строить четыре судна – два полных корпуса и две половины корпуса супертанкеров VLCC, длина и ширина которых составляют 330 м и 60 м соответственно.
Согласно данным Clarkson Research, из 759 супертанкеров VLCC, находящихся в эксплуатации в мире, DSME построила 139 ед., или наибольшее их количество в мире. В настоящее время в портфеле заказов этой компании 28 супертанкеров VLCC, что также является наибольшим количеством среди судостроителей во всем мире. С начала 2019 года компания получила заказы на строительство 13 судов суммарной стоимостью в USD 2,31 млрд., или 27,6% от запланированного на 2019 год показателя в USD 8,37 млрд. [20190614ЕШ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3246. The Maritime Executive, June 4 2019 (US)
КРУИЗНЫЙ ЛАЙНЕР MSC OPERA, валовой вместимостью 65000, судоходной круизной компании MSC Cruises, рассчитанный на перевозку 2679
10
пассажиров, ПОТЕРЯЛ УПРАВЛЕНИЕ «ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ» И СТОЛКНУЛСЯ с малотоннажным речным круизным судном River Countess компании Uniworld Boutique River Cruises. Это произошло у причала крупного круизного терминала в Венеции в канале Giudecca Canal. Затем лайнер столкнулся с самим причалом, ободрав корпус до полной остановки и заставив пассажиров на причале броситься в рассыпную.
На борту малотоннажного судна в момент «тарана» было 130 пассажиров, и они отделались незначительными ушибами. Капитан лайнера после остановки главного двигателя судна запросил помощь. Два буксира сопровождения попытались остановить гигантское судно, но оборвался буксирный трос, и сильное течение обусловило опасный дрейф круизного лайнера по направлению к пирсу. Началось расследование этого морского происшествия, вновь поднялись голоса протеста против захода крупнотоннажных океанских лайнеров в район San Basilio в Венеции.
Морское происшествие в Венеции вновь выявило необходимость оборудования судов системой аварийного управления на случай выхода главного двигателя из строя в портах и каналах. Такая система аварийного управления судном могла бы быть создана на основе электрической, базирующейся на питании от батарей тяги, мощности которой хватило бы для управления судном на кратчайших дистанциях. [20190607 АП(2)]
МО3247. Reuters, June 1, 2019 (UK); MarineLink, May 31, 2019 (US); The Maritime Executive, May 30, 2019 (US)
ПОЛИЦИЯ ВЕНГРИЯ ВЗЯЛА 64-х летнего УКРАИНСКОГО КАПИТАНА судна Viking Sigyn длиной корпуса в 440 фут. (135 м) швейцарской круизной компании Viking Cruises ПОД СТРАЖУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНО СТОЛКНУЛОСЬ НА ДУНАЕ в Будапеште у моста Margaret Bridge с пассажирским прогулочным судном Hableány («Русалка») длиной корпуса в 89 фут. (27 м).
В результате столкновения двухпалубный прогулочный катер перевернулся, что привело к гибели семи и пропаже без вести 21 пассажира из 33 граждан Южной Кореи. Всего на борту находилось 35 чел. Капитан речного круизного судна компании Viking Cruises Юрий С. Опроверг обвинения в нарушении каких-либо правил по безопасности судовождения в качестве вероятной причины трагического происшествия на воде. Впрочем, ему не были предъявлены обвинения в официальном порядке, а его задержание сроком на один месяц было санкционировано судов в Будапеште на тот случай, если бы он вздумал сбежать на период расследования. Он может освободиться под залог в 15 млн. форинтов (USD 50000).
В спасательной операции приняли участие 200 аквалангистов, а также из Южной Кореи прибыли спасатели, имевшие опыт работы с паромом Sewol. Спасательная операция, начавшаяся через 10 мин. после инцидента, затруднялась высоким уровнем воды в Дунае (20 фут. (4-6 метров)), темным временем суток и дождём. [20190607 АП(2)]
11
МО3248. Seatrade Maritime News, June 4, 2019 (UK)
В 2018 г. НА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН, по данным Safety & Shipping Review 2019, доклада швейцарской страховой компании Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), ПРИШЛОСЬ 45% ОТ ПОЛНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ПОТЕРЬ СУДОВ В МИРЕ. Половина из 10 крупнейших морских происшествий с судами класса валовой вместимостью более 100 в мире также пришлась на него. Больше всего морских происшествий в АТР имели место в водах Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин. На втором месте по числу морских происшествий оставались в 2018 г. воды Японии, Кореи и Северного Китая, на третьем – воды Персидского залива.
В 2018 г. в водах АТР регистрировалась 21 полная конструктивная потеря судов против 45 полных конструктивных потерь в 2017 г.
В АТР в 2018 г. регистрировалось 425 столкновений судов. Самая крупная страховая претензия в связи с необходимостью покрытия ущерба от столкновения контейнеровоза с другим судном составила USD 840000. Но столкновения судов стояли в АТР в 2018 г. на втором месте по количеству страховых претензий после выхода из строя судовых двигателей. Такого рода инцидентов насчитывалось 462.
Ещё 34 морских происшествия были последние 4 года связаны с пожарами, и сумма страховых претензий в связи с ними составила регионе USD 50 млн. В основном горели автовозы, которые становятся всё крупнее и дороже. Всего в мире в 2018 г. насчитывалось 46 полных конструктивных потерь крупнотоннажных судов против 98 полных конструктивных потерь в 2017 г. [20190607 АП(2)]
МО3249. MarineLog, May 24, 2019 (US)
В повседневной работе буксиров приём концов с обслуживаемых судов – критически важная, но не самая простая операция, чреватая высоким риском травматизма для экипажей. Это побудило базирующуюся в Копенгагене, компанию Svitzer Global (исполнительный директор Леонардо Сонцио (Svitzer Global Chief Operating Officer Leonardo Sonzio)) из группы Maersk РАЗРАБОТАТЬ ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМУЮ ИЗ РУЛЕВОЙ РУБКИ БУКСИРА СИСТЕМУ ЗАХВАТА КОНЦОВ, или «концелов» (a remotely operated line catcher или line handler). Его испытания в море планируется провести на борту буксира Svitzer Trym из норвежского флота компании, и в случае успеха, риск получения травм для экипажей буксиров существенно понизится, а уровень безопасности работы на буксирах возрастёт.
Новая система захвата концов судовых канатов, проходящая испытания на буксире, состоит из комплекта захватных рычагов с гидравлическим управлением (a hydraulically controlled set of catching arms), установленных на передней палубе буксира. Система включает в себя автоматический механизм связывания, который безопасно и эффективно соединяет бросательный конец (heaving line) судового каната с тросом (rope line) буксира. Захватные рычаги с подъёмом образуемой ими в активированном состоянии дуги в 6-7 м над передней палубой и механизм связывания управляются дистанционно. Эта система была разработана в 2018 г.
12
В ходе испытаний в море техническая команда компании проведёт регистрацию и анализ изменения уровня производительности системы в зависимости от погодного и других факторов для внесения конструктивных улучшений в систему захвата концов. Установка и испытание системы будут проводиться под контролем классификационного общества Великобритании «Регистра Ллойда» (Lloyd’s Register). [20190615 АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО3250. HullWiper, June 4, 2019 (Inet)
Суда, осуществляющие транзит В ПАНАМСКОМ КАНАЛЕ, смогут теперь воспользоваться услугами компании HullWiper Ltd (директор Саймон Доран (HullWiper Ltd Managing Director Simon Doran)) по ИННОВАЦИОННОЙ ОЧИСТКЕ СУДОВЫХ КОРПУСОВ ОТ ОБРАСТАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ЧИСТОЙ МАНЕРЕ благодаря её сотрудничеству с компанией Talleres Industriales, S.A. (исполнительный директор Лиино Аросимена (Talleres Industriales Managing Director Lino Arosemena)).
Эта компания арендует дистанционно-управляемые подводные аппараты по очистке подводных корпусов Remotely Operated Vehicle (ROV) у компании HullWiper, сдачей которых в аренду по всему миру она занимается с 2017 г. Её патентованные аппараты ROV не повреждают красочных покрытий судов, очищая их водными струями под давлением, и не нуждаются в привлечении к очистке подводных корпусов аквалангистов. Отходы фильтруются, собираются и утилизируются на берегу, не загрязняя морскую окружающую среду.
Свою деятельность компания HullWiper Ltd начала в Дубае в конце 2013 г. Ныне её услугами пользуются в Швеции, Дании, Норвегии, Сингапуре, Испании, Нидерландах, Египте, Австралии, Великобритании, ОАЭ и со второго квартала 2019 г. на Маврикии (Mauritius).