Морской обзор №39 (2019)

МО3542. Hong Kong Shipping Gazette, Nov. 27, 2019 (HK)
Международная палата по судоходству INTERNATIONAL CHAMBER OF SHIPPING (ICS) (президент Эсбен Поульссон (Esben Poulsson)) ОТКРЫЛА В ГОНКОНГЕ СВОЁ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПО КИТАЮ the ICS China Liaison Office (во главе с представителем по Китаю Эдвардом Лю (Edward Liu)) для связи с правительством Китая, правительством специального автономного района Гонконга the Government of Hong Kong SAR, и ассоциацией судовладельцев Гонконга the Hong Kong Shipowners Association и ассоциацией китайских судовладельцев the China Shipowners’ Association. [20191130(с) АП]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО3543. Hong Kong Shipping Gazette, Nov. 25, 2019 (HK)
В рамках инициативы Пояса и пути Китаем на октябрь 2019 г. подписано 197 соглашений о сотрудничестве с 137 странами мира и 30 международными организациями. Торговля между странами Пояса и пути и Китаем в первые 9 мес. 2019 г. составила 950 млрд. ам. дол.
Прямые нефинансовые (non-financial direct investment) инвестиции Китая в эти страны составили 10 млрд. ам. дол. Китай заключил двусторонние соглашения о валютном обмене с 20 странами и подписал соглашения о расчётах в новых китайских юанях с семью странами.
Среди инфраструктурных проектов Китая в странах Пояса и пути лидировали строительство ж.-д. линии между Китаем и Лаосом; Китаем и Таиландом; Венгрией и Сербией: и скоростной ж.-д. линии между Джакартой и Бандунгом (Jakarta-Bandung High-Speed Railway), развитие порта Гвадар (Gwadar) в Пакистане, порта Хамбантота (Hambantota) на Шри-Ланке, порта Пирей (Piraeus) в Греции и порта Халифа (Khalifa Port) в Абу-Даби (ОАЭ).
Кроме того, идёт строительство китайско-белорусского индустриального парка, демонстрационной индустриальной зоны China-UAE Industrial Capacity Cooperation Demonstration Zone и СЭЗ в Египте China-Egypt Suez Economic and Trade Cooperation Zone. Порт Гвадар – глубоководный порт на берегу Аравийского моря (the Arabian Sea) выступает в качестве морских ворот в китайско-пакистанский экономический транспортный коридор the China-Pakistan Economic Corridor.
Развивающиеся в рамках ИНИЦИАТИВА ПОЯСА И ПУТИ транспортные проекты сократят, по расчётам Всемирного банка the World Bank, транзитное время перевозок по транспортным коридорам на 12%, увеличат объёмы грузопотоков на 9,7% и доходы от перевозок на 3,4%.
Это ПОЗВОЛИТ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ТИСКОВ КРАЙНЕЙ БЕДНОСТИ (НИЩЕТЫ) МИЛЛИОНАМ из более 4 млрд. чел., населяющих Азию, Европу и Африку.
Запродав порт Гвадар Китаю, Пакистан породил в мире и, в частности, в Индии опасения по части возможного устройства в этом порту военно-морской базы Китая. А газета the Economic Times сообщает о прекращении перевозок контейнеров между Гвадаром и Карачи, столицей Пакистана, и о падении темпов развития СЭЗ в Гвадаре the Gwadar Free Trade Zone. Даже если это так, в целом китайская экспансия продолжается и расширяется.
3
С 28 ноября 2019 г. открываются прямые перевозки контейнеров между речным портом Ухань (Wuhan) в провинции Хубэй (Hubei) в Китае и портом Осака в Японии. В порту Пирей планируется строительство четвёртого контейнерного терминала под эгидой находящейся под контролем Китая администрации порта (the Chinese-controlled Piraeus Port Authority (PPA)). Если проект будет реализован, то контейнерная пропускная способность порта Пирей вырастет с 7 млн. ед. дфэ до 10 млн. ед. дфэ, хотя аналитики указывают, что необходимые условия для осуществления этого проекта ещё не созрели, и Китай опрометчиво торопится. Китай контролирует порт через свою судоходную группу China Cosco Shipping, которая приобрела в капитале порта Пирей 51% участия в 2016 г. С тех порт Пирей превратился в третий по контейнерной пропускной способности порта Средиземного моря. [20191130(с) АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО3544. JIFFA, Nov. 28, 2019 (Jap.)
По данным японского центра Japan Maritime Center (JMC) на основе статистики Минфина Японии, ЭКСПОРТ КОНТЕЙНЕРОВ ИЗ ЯПОНИИ В КИТАЙ ПАДАЕТ СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ПОДРЯД, и в сентябре 2019 г. упал на 14,2% до 745 371 ед. дфэ в годовом исчислении. В денежном выражении он сократился в том же месяце на 11,4% до 597, 6 млрд. ам. дол.
Напротив, экспорт контейнеров из Китая в Японию в сентябре 2019 г. вырос на 5,4% в годовом исчислении впервые за последние два месяца до сентября, или до 1 763 448 ед. дфэ, хотя в денежном выражении сократился на 0,9%. [20191130(с) АП]
МО3545. Hong Kong Shipping Gazette, Dec. 2, 2019 (HK)
Китайская судоходная COSCO SHIPPING LINES из Шанхая, созданная в марте 2016 г. дочерняя компания группы COSCO SHIPPING Holding, ПЛАНИРУЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ ЧЕТВЁРТОЙ КОМПАНИИ МИРА ПО КОНТЕЙНЕРНОЙ ВМЕСТИМОСТИ ФЛОТА В ТРЕТЬЮ. В Азии компания давно занимает по этому показателю первое место.
На конец 2018 г. флот компании насчитывал 376 контейнеровозов, или 2,1 млн. ед. дфэ. А на конец марта 2019 г. флот компании насчитывал уже 478 контейнеровозов, или 2 775 313 ед. дфэ плюс 9 строящихся судов контейнерной вместимостью в 159 421 ед. дфэ. Контейнеровозы компании работают на 362 линиях перевозок контейнеров – 228 международных (магистральных и фидерных) и 47 внутренних линиях, обслуживая 329 морских портов в 100 странах мира. [20191130(с) АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3546. The Maritime Executive, Dec. 3, 2019 (US)
Российское государственное атомное агентство «Росатом» приобретает миноритарный пакет акций в российской логистической группы «Дело» (Delo Group), созданной Сергеем Шишкарёвым, бывшим законодателем, главой транспортного комитета в Госдуме РФ до 2014 г. Этот шаг «РОСАТОМА» ОБНАЖАЕТ ЕГО АМБИЦИИ СТАТЬ ВЕДУЩИМ ИГРОКОМ В
4
СУДОХОДСТВЕ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ (high-latitude shipping). Недавно «Дело» купила за 940 млн. ам. дол. контрольный пакет акций в Transcontainer – дочерней компании группы «РЖД» (Russian Railways), занимающейся ж.-д. перевозками контейнеров. Обе сделки взаимосвязаны.
Обе компании будут совместно развивать транспортную инфраструктуру Северного морского пути (the Northern Sea Route (NSR)), перевозки по которому гарантируют сокращение транзитного времени между Азией и Европой. Решение Госдумы в начале 2019 г. на «Росатом» была возложена вся ответственность за судоходные перевозки, доступ, безопасность и развитие инфраструктуры Севморпути.
В настоящее время флот «Росатома» ограничен ледокольными судами, но он намерен инвестировать миллиарды долларов США в новые контейнерные суда ледового класса для организации перевозок на данном арктическом маршруте. Как сообщает российское издание «Ведомости», «Росатом» планирует отнять у перевозок через Суэцкий канал порядка 7% от объёмов контейнерного трафика между Европой и Азией.
В настоящее время по Севморпути не осуществляются регулярные трансокеанские судоходные контейнерные перевозки в силу дороговизны ледовой проводки, в которой суда на маршруте нуждаются в течение 10 мес. в году. MSC, Hapag-Lloyd и CMA CGM отказались от использования Севморпути по экологическим соображениям. [20191228(b) АП]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО3547. The Maritime Executive, Dec. 5, 2019 (US)
Судоходная круизная MSC CRUISES (президент Пьерфранческо Ваго (Pierfrancesco Vago), исполнительный директор Джанни Онорато (Gianni Onorato)) ОТКРЫЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ СВОИХ КРУИЗНЫХ СУДОВ СВОЙ ЧАСТНЫЙ ОСТРОВ OCEAN CAY. Первыми на его землю ступили пассажиры круизного лайнера MSC Divina. Остров имеет 2 км песчаных пляжей и разнообразной круизной развлекательной инфраструктуры, это не просто место отдыха, а также уникальный морской заповедник (unique marine reserve), в котором человек и природная среда живут в полной гармонии.
В отличие от частного острова конкурирующей судоходной круизной компании Perfect Day в CocoCay в 80 милях восточнее Ocean Cay не является тематическим парком, он – природный рай (a natural paradise). Белый зернистый арагонитовый песок его пляжей – совсем не силиконовый песок американского побережья, его кладут в аквариумы, его завозят на частные пляжики Майами.
11 ноября 2019 г. MSC Cruises поставила в Карибские круизы крупнейшее круизное судно MSC Meraviglia, приписанное к порту Майами в штате Флорида, США. Судно рассчитано на 4 500 пассажиров. На его борту присутствует арена для выступления цирка дю Солей (Cirque du Soleil at Sea). Судно будет осуществлять круизы с заходами на Ямайку (Jamaica), Каймановы о-ва (Cayman Islands), Мексику (Mexico), Белиз (Belize), Гондурас (Honduras) и на Багамы (the Bahamas). Помимо этого судна MSC Cruises USA (исполнительный директор Кент Маскат (Ken Muskat)) в
5
Карибском бассейне работают круизные суда MSC Seaside, MSC Armonia и MSC Divina. [20191228(b) АП]
МО3548. The Maritime Executive, Nov. 16, 2019 (US)
Международная ассоциация круизных линий Cruise Lines International Association (CLIA) по результатам 2018 г. провела исследование влияния круизного судоходства на экономику страны (Economic Impact Analysis), которое показало, что оно начинает доминировать в туристическом секторе США. Так, в 2018 г. круизное судоходство принесло экономике США 52,7 млрд. $, что на 10% больше, чем в 2016 г.
Порты США приняли в 2018 г. 13 млн. круизных пассажиров, или на 9% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. пассажиры круизных судов и судоходные круизные компании потратили в портах США рекордную сумму в 23,96 млрд. $, что на 33% больше, чем в 2010 г.
КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ ОБЕСПЕЧИВАЛА В 2018 Г. В США работой 421711 человек, которые получили в качестве ЗАРПЛАТЫ 23,15 МЛРД. $, или на 13% больше, чем в 2016 г. [20191227 ГЕ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3549. Hong Kong Shipping Gazette, Nov. 18, 2019 (HK)
Южнокорейский перевозчик HYUNDAI MERCHANT MARINE (HMM) зарегистрировал В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2019 Г. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ УБЫТКИ в размере 46,6 млрд. вон (39,8 млн. $). В годовом исчислении убытки компании сократились на 62,1% против 123,1 млрд. вон убытков в третьем квартале 2018 г. Общий доход компании вырос на 1,5% в годовом исчислении до 1,44 млрд. вон, несмотря на неопределённость состояния мировой торговли и избыток тоннажа, который ведет к снижению ставок фрахта в судоходных перевозках.
В первые 9 месяцев 2019 г. доход компании HMM составил 4,2 млрд. вон, или вырос на 10,2% в годовом исчислении против эксплуатационных убытков в 265,2 млрд. вон в первые 9 месяцев 2018 г. Таким образом, по данным издания The Loadstar, в годовом исчислении убытки компании сократились на 46,2%.
По данным Alphaliner, HMM увеличила объём своих транстихоокеанских перевозок на 2,4% в первые 9 мес. 2019 г., или приблизительно на 750 000 ед. дфэ. В 2020 г. компания HMM начнёт получать новые мега-суда, строящиеся в Южной Корее. В этом же году подойдёт к концу её соглашение об обмене контейнерной вместимостью с партнёрами по мега-консорциуму the 2M, и компания начнёт на тех же условиях сотрудничать с партнёрами из мега-консорциума THE Alliance. [20191227 ГЕ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3550. Reuters, Nov. 13, 2019 (UK)
КИТАЙСКАЯ SINOPEC CORP планирует построить ФЛОТ ИЗ 100 БАРЖ В ПРЕДСТОЯЩИЕ 3 ГОДА ДЛЯ СНАБЖЕНИЯ СУДОВ МАЛОСЕРНИСТЫМ БУНКЕРОМ. Если эти планы реализуются, то это обернётся самыми крупными инвестициями для
6
этой нефтеперерабатывающей компании, которая намерена стать ведущей региональной поставщицей малосернистого судового бункера very low sulfur fuel oil (VLSFO). Использование малосернистого бункера на судах является одним из вариантов, позволяющих судовладельцам и операторам судов выполнить требование ИМО о снижении содержания серы в бункере с нынешних 3,5% до 0,5%, которое вступает в силу с 1 января 2020 г.
В 2020 г. Sinopec планирует поставить 10 млн. т малосернистого бункера, а с 2023 г. поставлять по 15 млн. т в год. Компания планирует разместить заказы на строительство 50 барж от 8000 до 10000 т двт и зафрахтовать ещё 50 барж меньшего класса, 3000 – 4000 т двт. Строительство этих судов обойдётся компании в 4 млрд. юаней (571,91 млн. $), причем строиться они будут в Китае. А оператором флота построенных и зафрахтованных Sinopec барж станет компания Shihua Nanjing Tanker Co, совместное предприятие Sinopec Fuel Oil Company и государственной судоходной компании Nanjing Tanker Co, которое в настоящее время управляет работой 10 барж.
Работа собственным и зафрахтованным тоннажом обеспечит операциям Shihua Nanjing Tanker Co рыночную гибкость, возможность адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Компания Shihua Nanjing Tanker Co имеет по всему побережью Китая 10 нефтеперерабатывающих предприятий, производящих VLSFO, например, Zhenhai Refining and Chemical Co, Jinling Petrochemical Corp и Hainan refinery, все они оборудованные установками по де-сульфуризации (обессерении) бункера. Более крупные баржи будут доставлять малосернистый бункер на три перевалочных терминала компании, расположенные в провинции Шаньдун на севере страны, в порту Чжоушань (Zhoushan) в её центральной части и в Гуанчжоу, на юге, где компания арендует хранилища. Компания Shihua Nanjing Tanker Co базируется в Чжоушане, главном центре компании Sinopec, который стал таким вследствие его близости к магистральным маршрутам перевозок. Благодаря этому Чжоушань рассчитывает стать ведущим региональным центром перевалки малосернистого бункера на суда международного флота. [20191227 ГЕ]
МО3551. World Maritime News, Nov. 20, 2019 (Nthrlnds.)
Японская судоходная MITSUI O.S.K. LINES (MOL) и её паромный филиал Ferry Sunflower Limited объявили о планах начала в декабре 2019 г. строительства на японской Mitsubishi Shipbuilding своих ПЕРВЫХ ДВУХ ПАРОМОВ КЛАССА 17300 брутто тоннажа, которые БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПГ В КАЧЕСТВЕ БУНКЕРА. По окончании строительства в 2023 г. Ferry Sunflower зафрахтует эти суда, которые получат названия Sunflower Kurenai и Sunflower Murasaki, и заменит ими суда, размещённые в настоящее время в её паромных перевозках. При длине корпуса 199,9 м и скорости хода 22,5 узла они будут перевозить каждый по 763 пассажира. Их оборудуют двухтопливными главными двигателями (dual-fuel engines), и к ним будет применена японская технология «умных судов» Ishin II в рамках природоохранного проекта Ishin Next – MOL Smart Ship Project. [20191227 ГЕ]
7
МО3552. Seatrade Maritime News, Nov. 18, 2019 (UK)
Китайская судостроительная XIAMEN SHIPBUILDING INDUSTRY поставила Siem Confucius и Siem Aristotle, ДВА КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОВОЗА PURE CAR, TRUCK CARRIERS (PCTCS), ИСПОЛЬЗУЮЩИХ БУНКЕР СПГ, судоходной компании, оператору автовозов Siem Car Carriers. Суда имеют длину корпуса 199,9 м, ширину – 30 м, высоту борта 14,8 м, и рассчитаны на перевозку 7500 авто. По сравнению с обычными судами PCTCs, выбросы с новых судов снизятся на 50%. Siem Car Carriers перевозит ролкерные грузы, брейк-балкерные грузы и конструкционные грузы между Мексикой, западным побережьем США, Китаем, Японией, Южной Кореей и Россией. А компания Xiamen Shipbuilding Industry является одной из крупнейших китайских судоверфей, строящих контейнеровозы, суда для перевозки конструкционных грузов и автомобилевозы. [20191227 ГЕ]
СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА
МО3553. Xinhua, Nov. 30, 2019 (PRC)
Согласно данным ассоциации немецких судовладельцев the German Shipowners’ Association (VDR) (исполнительный директор Ральф Нагель (Ralf Nagel)), более 80% НЕМЕЦКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ В 2020 Г. СОБРАЛИСЬ использовать на судах малосернистый бункер Low Sulphur Fuel Oil (LSFO), а НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ НА СУДАХ ГАЗООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ exhaust gas purification systems, так называемые скрубберы scrubbers, что позволило бы воспользоваться преимуществами падения цен на судовой бункер с высоким содержанием серы Heavy Fuel Oil (HFO), или оборудовать суда двигателями, рассчитанными использование к качестве судового бункера СПГ. Расходы немецких судовладельцев на выполнение требований ИМО оцениваются в среднем в 7,5 млн. евро (8,3 млн. ам. дол.).
Более двух третей судоходных компаний Германии относятся к числу средних, эксплуатирующих менее 10 судов. [20191130(с) АП]
МО3554. MSC, Dec. 9, 2019 (Sw.)
Швейцарская судоходная MSC MEDITERRANEAN SHIPPING COMPANY SA стала ПЕРВОЙ В МИРЕ ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ ПРИ ЗАХОДАХ В МОРСКОЙ ПОРТ РОТТЕРДАМ в Нидерландах биотопливо, точнее, СМЕСЬ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С ДОБАВКОЙ 30% БИОТОПЛИВА, что позволяет сократить эмиссии СО2 на 15-20%.
MSC – частная судоходная компания, созданная в 1970 г. Джанлуиджи Апонте (Gianluigi Aponte), ныне 2-я по величине в мире судоходная контейнерная компания. Она имеет 493 представительства в 155 странах мира и персонал в 70 тыс. чел. Помимо морских она занимается наземными – автодорожными и ж.-д. перевозками. Её суда работают на более чем 200 морских маршрутах мира, обслуживая более 500 портов. [20191228(b) АП]
МО3555. CMA CGM, Dec. 14, 2019 (Fr.)
Французская CMA CGM GROUP (контейнерное судоходство и логистика) (президент и CEO Родольф Саадэ (Rodolphe Saadé) сотрудничает с нефтяной компанией Shell, и рассматривает последнюю в качестве потенциального поставщика десятков тысяч тонн морского биотоплива.
8
Этого невероятного объёма хватит для 1 млн. км перевозок, или 80 круговых рейсов судов на маршруте между Роттердамом и Нью-Йорком.
CMA CGM Group стала первой в 2019 г. судоходной компанией, успешно опробовавшей биотопливо на борту своих контейнеровозов CMA CGM White Shark и CMA CGM Alexandre von Humboldt. На борту судов планируется расширить использование СУДОВОГО БУНКЕРА, на 80% состоящего из малосернистого дистиллята (Low Sulphur Fuel Oil) и на 20% из биотоплива (biofuel), конкретно, ИСПОЛЬЗОВАННОГО МАСЛА ДЛЯ ЖАРКИ И КУЛИНАРНОГО ЖИРА (cooking oil). Это сократит эмиссии парниковых газов (greenhouse gas emissions) на 80%, а серные эмиссии снизит до нуля.
Бункер СПГ на мега-контейнеровозах CMA CGM, в том числе на 9 строящихся класса 23 000 TEU, позволит сократить эмиссии серы и сажи на 99%, азота – на 85% и СО2 – на 20%. Компания стала первой в мире, решившей использовать СПГ на мега-контейнеровозах. [20191228(b) АП]
МО3556. Container Management, Dec. 9, 2019 (UK)
Французская судоходная контейнерная CMA CGM подписала с французской нефтегазовой компанией Total соглашение о поставке приблизительно 270 000 т СПГ в год в течение 10 лет для бункеровки контейнеровозов класса 15 000 ед. дфэ CMA CGM в морском порту Марсель-Фош (Marseille-Fos) и дополнительно в морском порту Сингапур. Эти суда. Поставка которых ожидается с 2021 г., планируется разместить в перевозках между Азией и Европой.
Использование БУНКЕРА СПГ НА 20% ПО СРАВНЕНИЮ С ОБЫЧНЫМИ СУДАМИ ПОВЫСИТ ИНДЕКС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ the Energy Efficiency Design Index (EEDI) новых контейнеровозов. Поставка бункера СПГ на мега-контейнеровозы компании класса 23 000 ед. дфэ будет осуществляться с судна-заправщика СПГ в морском порту Роттердам в Нидерландах. Это судно было пущено в эксплуатацию в ноябре 2019 г. [20191228(b) АП]
МО3557. MarineLog, Dec. 13, 2019 (US)
СУДНО SUISO FRONTIER, борт Kawasaki № 1740, строящееся на японской судостроительной верфи Kawasaki Heavy Industries, Ltd. в Кобе СТАНЕТ ПЕРВЫМ В МИРЕ СУДНОМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМ В КАЧЕСТВЕ БУНКЕРА СЖИЖЕННЫЙ ВОДОРОД. Сжиженный водород будет храниться при температуре в –253°C под давлением, сократившем его газовый объём в 800 раз. На судне будет установлен изолированный вакуумом с двойным корпусом танк для хранения жидкого водорода ёмкостью в 1 250 куб. м, в настоящее время производящийся на заводе Harima Works. Завершение строительства судна ожидается в конце 2020 г. Поставка водорода будет осуществляться в Японию из Австралии. Судно не будет иметь эмиссий парниковых газов и СО2, в частности. В Кобе строится морской водородный терминал для отгрузки бункера сжиженного водорода на суда. А в Австралии строится завод по извлечению водорода из бурого угля. [20191228(b) АП]
9
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3558. Hong Kong Shipping Gazette, Dec. 5, 2019 (HK)
Китайский ПОРТ НИНБО (Ningbo), работу которого направляет the Ningbo Zhoushan Port Co, НЕ ПОСТРАДАЛ ОТ ТОРГОВОЙ ВОЙНЫ МЕЖДУ США И КИТАЕМ, так как почти целиком специализирован на морских перевозках и торговле с Европой, и в основном на базе долгосрочных соглашений. По суммарному грузообороту порт десятый год подряд занимает первое место в мире. Глубина у причальной стенки порта составляет 20 м, и это единственный китайский порт, способный принимать суда класса более 100 000 т двт. В год в порт заходят 300 млн. т двт судов. В основном порт обрабатывает наливные и сухие грузы, но и контейнерная пропускная способность порта – одна из крупнейших в мире, 26,3 млн. ед. дфэ в 2018 г. [20191228(b) АП]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ, СУБСИДИИ
МО3559. Hong Kong Shipping Gazette, Dec. 12, 2019 (HK)
Базирующийся во Франкфурте банк DVB BANK, специализировавшийся на транспортных проектах, планирует ПРЕКРАТИТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ И УЖЕ ПРЕКРАТИЛ ВЫДАЧУ НОВЫХ КРЕДИТОВ СУДОВЛАДЕЛЬЦАМ, как сообщает британское онлайновое деловое морское издание Lloyds List. По данным на конец 2018 г., банк DVB Bank числился в мире десятым по объёмам финансирования судовладельцев и вторым после банка Credit Suisse по объёмам финансирования греческих, немецких и дальневосточных судовладельцев.
Представительства банка по финансированию судовладельцев имеются в Амстердаме, Афинах, Гамбурге, Лондоне, Осло, Нью-Йорке, Курасао, Сингапуре и Токио. Все они, за исключением Амстердамского офиса, закроются к концу 2020 г. Заниматься остающимися судоходными кредитами будет только Амстердамское представительство. Банк расстался с финансированием авиатранспорта в ноябре 2019 г., перепродав портфель кредитов японской Mitsubishi, а от финансирования наземного транспорта отказался ещё в 2017 г. [20191228(b) АП]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3560. Seatrade Maritime News, Nov. 28, 2019 (UK)
ТАЙВАНЬСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОНТЕЙНЕРНАЯ EVERGREEN разместила на китайских судостроительных верфях CSSC Hudong-Zhonghua Shipbuilding и CSSC Jiangnan Shipyard заказы на строительство по два контейнеровоза класса 23 000 ед. дфэ. Это – первый значительный судостроительный контракт, подписанный после образования объединённой государственной судостроительной компании Китая China State Shipbuilding Corporation (CSSC) и ПЕРВЫЙ, ПОДПИСАННЫЙ С СУДОХОДНОЙ КОМПАНИЕЙ ИЗ РЕСПУБЛИКИ КИТАЙ НА ТАЙВАНЕ. Эти суда станут крупнейшими во флоте Evergreen и одними из крупнейших в мире. Ещё 6 контейнеровозов класса 23 000 ед. дфэ для компании Evergreen построит южнокорейская судостроительная компания Samsung Heavy Industries. [20191130(с) АП]
10
МО3561. Jiji Press, Dec. 2, 2019 (Jap.)
Первый и второй по величине СУДОСТРОИТЕЛИ ЯПОНИИ, компании Imabari Shipbuilding Co. and Japan Marine United Corp. (JMU) достигли базового соглашения о более тесном сотрудничестве, первом этапе консолидации, в качестве реакции на объединение судостроительных гигантов в Южной Корее и Китае и В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
Компания JMU получит участие в акционерном капитале Imabari Shipbuilding Co., и они создадут общую компанию для совместного проектирования и организации сбыта судов торгового флота, кроме танкеров-газовозов СПГ, проектирование и продажа которых Imabari Shipbuilding Co. осуществляется совместно с другим крупным японским судостроителем Mitsubishi Heavy Industries Ltd. Компании Imabari и JMU планируют также совместную разработку технологий и логистику, но при этом каждая из компаний сохранит собственное, независимое управление и штат. [20191130(с) АП]
МО3562. Marine Link, Nov. 18, 2019 (US)
ВЫПУСКАЮЩАЯ КАБЕЛИ И ОПТОВОЛОКНО ФРАНЦУЗСКАЯ NEXANS S.A. ЕЩЁ НА ПЯТЬ ЛЕТ ПРОДЛИЛА КОНТРАКТ С ФРАНЦУЗСКОЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ Chantiers de l’Atlantique на поставку и прокладку кабелей и оптового волокна на борту крупнотоннажных круизных лайнеров. Компании продлевают контракты уже 45 лет подряд.
Компания Nexans S.A. помимо выпуска кабелей поставляет на строящиеся компанией Chantiers de l’Atlantique суда противопожарное оборудование, осуществляет быструю и рациональную, исходя из конструкции судна, максимально простую для монтажа прокладку кабелей. Она также осуществляет установку другого специализированного инновационного оборудования для строящихся круизных судов. Технологическое развитие обеих компаний осуществляется очень тесно, и в последнее десятилетие Chantiers de l’Atlantique использует кабеля исключительно производства Nexans S.A.
Во многом это связано с тем, что, сотрудничая с ней, компания Nexans S.A. превратилась из собственно производственной в логистическую компанию, координирующую работу сети субподрядчиков. Она способна обеспечить поставку любых кабелей и оборудования по их установке на судах как в точно оговоренные сроки, так и в любой момент, когда судостроителю могут потребоваться её услуги (технология just-in-time).
Адаптированную к производственному процессу Chantiers de l’Atlantique логистику авральных поставок компания Nexans S.A. отработала в 2019 г. Это гарантирует судостроителя от производственных срывов и выхода из графика. Помимо круизных судов компания Nexans S.A. также обеспечивает кабельной и оптоволоконной продукцией и строящиеся на той же судоверфи другие типы судов. Обе компании давно стали партнёрами не только формально, но и по существу. Компания Nexans S.A. производит свою продукцию исключительно во Франции. [20191227 ГЕ]
11
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3563. The Maritime Executive, Nov. 15, 2019 (US)
Управление берегового обследования Национального управления океанических и атмосферных исследований США (THE U.S. NATIONAL OCEANIC AND ATMOSPHERIC ADMINISTRATION) объявило о планах по ПРЕКРАЩЕНИЮ ВЫПУСКА БУМАЖНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КАРТ И КАРТ С РАСШИРЕНИЕМ PDF, а также растровых карт (raster charts, RNCs) прибрежных районов США в предстоящие пять лет, с середины-конца 2020 по январь 2025 гг. с постепенной их заменой на электронные (electronic chart, ENC). Речь идёт также о замене 1200 разнородных электронных карт в 120 нестандартных разрешениях и их сведению к 12 стандартам большего масштабирования, что должно повысить их надёжность и детализацию.
NOAA по-прежнему будет выпускать картографическую продукцию, но на электронной основе, как карты ENC, либо при помощи сторонних подрядчиков- производителей и продавцов, либо через собственную систему выпуска карт с пользовательскими настройками на заказ, которая в настоящее время находится на стадии разработки. Сегодня онлайновое приложение NOAA Custom Chart (NCC) позволяет пользователям создавать свои собственные бумажные карты с данными ENA NOAA. Пользователь может сам для себя определить масштаб и размер пользовательских навигационных карт, а затем загрузить их в формате PDF.
Отказ от традиционной бумажной картографической продукции отражает современные тенденции, когда в соответствии с требованиями ИМО все крупные коммерческие суда в международных перевозках используют электронные карты. В 2016 г. Береговая охрана США начала разрешать коммерческим судам, работающим во внутренних водах страны, также использовать электронные навигационные карты вместо бумажных, и эти карты также приобрели популярность у владельцев и операторов прогулочных катеров и яхт. Исследовательская прибрежная служба выпускает традиционные бумажные карты почти 200 лет, и до сих пор они были единственным источником навигационной информации для многих поколений американских моряков. Управление берегового обследования Национального управления океанических и атмосферных исследований США принимает комментарии к принятому ею решению через онлайновые формы на своём сайте в Интернете. [20191227 ГЕ]
МО3564. Seatrade Maritime News, Nov. 29, 2019 (UK)
Японская судоходная K Line установила ДЕТЕКТОР АЛКОГОЛЯ компании Pai-R Co НА СМАРТФОНЫ ЭКИПАЖЕЙ своих судов, в который можно дуть, и информация о результатах тестирования поступит в облачное хранилище на берегу, в береговой сервер K Line, по судовой спутниковой связи. Доступ к этой информации получат как на судне, так и в офисе берегового состава компании. При обнаружении алкоголя, в зарегистрированный адрес электронной почты будет отослано тревожное сообщение, и уличённый в
12
выпивке станет объектом постоянного тестирования на алкоголь в режиме реального времени. [20191130(с) АП]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО3565. gCaptain, Nov. 19, 2019 (Austral.)
ЖИЗНЬ В МОРЕ ЛЁГКОЙ НЕ НАЗОВЁШЬ, и поэтому, согласно новому исследованию Йельского университета (Yale University), среди моряков распространены депрессия, беспокойство, и их нередко посещают мысли о самоубийстве. Это исследование является самым авторитетным и доскональным из исследований психического состояния моряков международного торгового флота на сегодняшний день. Была исследована выборка из 1500 моряков различных рангов, национальностей, работающих на разных типах судов и под разными флагами.
В ходе опросов выяснилось, что четверть опрошенных страдает депрессией, 17% испытывают беспокойство и 20% были на грани самоубийства или причинения себе другого вреда. Исследование выявило взаимосвязь между тремя этими психическими состояниями, повышающими вероятность возникновения производственных травм и психических заболеваний на борту судов международного торгового флота. Согласно исследованию, факторами, способствовавшими негативному настрою на судах, выступали недостаточность профессиональной подготовки моряков для выполнения своих обязанностей, небезопасные условия работы, низкий уровень удовлетворения результатами труда и имеющийся уровень медицинского обслуживания.
Свой вклад в состояние экипажей вносили троллинг, дедовщина, насилие над членами экипажей на борту судов. При этом члены экипажей, выходцы с Филиппин и Восточной Европы, испытывали или были свидетелями насильственных действий на борту судов, где они работали, в четыре раза чаще, чем моряки из стран Запада. Но при всех негативных результатах исследования положительным моментом выступает то, что все обнаруженные на судах международного торгового флота проблемы по большей части устранимы при условии, что выводы исследования послужат для международного судоходства руководством к действию.
В исследовании содержится перечень рекомендаций, в частности, по предотвращению и прекращению дедовщины, для морских учебных заведений, судоходных компаний, работодателей, клубов взаимного страхования, морских профсоюзов. Усиление насилия на судах является тревожащей тенденцией, нуждающейся в дальнейшем наблюдении и исследовании.