Морской обзор №7 (2019)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2962. Reuters, Jan. 21, 2019 (UK)
По данным немецкой лоббистской организации импортёров угля VDKI Managing Director Franz-Josef Wodopia (VDKI), МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ И ПЕРЕВОЗКИ УГЛЯ В МИРЕ ВЫРОСЛИ НА 3,7% за 2018 г., благодаря росту в прошлом году добычи в Индии, Индонезии и России.
Мировой морской импорт-экспорт угля с 1,159 млрд. т в 2017 г. увеличился до 1, 202 млрд. т в 2018 г. Морские перевозки паровичного угля за 2018 г. выросли на 3,6% до 920 млн. т, а коксующегося – на 4,4% до 281 млн. т.
Мировой спрос на уголь в основном был вызван Индией, которая импортировала 200 млн. т. угля. В основном он импортировался из Австралии и Индонезии. Китай и ЮВА также регистрировали спрос на уголь, который удовлетворялся за счёт поставок не только из Австралии и Индонезии, но Южной Африки, России, США и Колумбии.
Крупнейшим мировым производителем угля выступает Китай, который одновременно импортирует уголь, в основном для тепловых электростанций, но в настоящий период импорт угля в Китае ограничивается для обслуживания своего энергетического сектора, и как долго это продлится, неизвестно. Размер внутреннего производства угля в Китае определяет, сколько угля необходимо стране импортировать, что, в свою очередь, влияет на мировой торговый баланс.
К 2020 г. газ, согласно прогнозам VDKI, будет удовлетворять не менее 10% спроса Китая на энергоносители, но его доля, особенно СПГ, в структуре энергопотребления Китая будет из года в год увеличиваться. [20190222 ГЕ]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2963. The Maritime Executive, Jan. 1, 2019 (US)
Судостроительный завод “Адмиралтейские верфи” (Admiralty Yard) официально объявил о начале СТРОИТЕЛЬСТВА МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ “СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС” (North Pole) для проведения исследований в высоких широтах Арктики. Платформа, имеющая длину корпуса в 84 м и водоизмещение в 10 390 т и способная перемещаться во льдах незначительной толщины на скорости в 10 узлов, станет первой в мире исследовательской станцией, постоянно базирующейся в высоких широтах Арктики. Эксплуатировать платформу, строительство которой должно быть закончено в 2020 году, будет российский метеорологический институт “Росгидромет”.
Платформа будет дрейфовать вместе со льдами сроком до двух лет с экипажем из 14 человек и 40 исследователями на борту. В Советском Союзе, а затем и в России, с 1937 года в Арктике постоянно функционировали дрейфующие исследовательские станции, но в
3
последние годы стало все труднее находить льдины, достаточно прочные для размещения таких станций.
Российские ученые проводили комплексные исследования, в том числе в таких областях, как морская фауна, метеорология, природные ресурсы. В последние годы большое внимание уделяется исследованию хребта Ломоносова (Lomonosov Ridge) для сбора доказательств, чтобы подкрепить территориальные претензии России на часть морского дна в том районе российского сектора Арктики. [20190215ЕШ]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2964. Baltic Exchange, Dec. 31, 2018 (Inet)
ПЕРЕВОЗКИ САХАРА – БОЛЬШОЙ БИЗНЕС ДЛЯ ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА. В 2017 году на волне увеличившегося производства сахара в мире его морские перевозки в годовом исчислении выросли на 8%, по данным американского агентства Foreign Agricultural Service (FAS), обнародованным в докладе World Markets and Trade за ноябрь 2018 г.
Но последний прогноз относительно производства сахара в 2018/2019 сельскохозяйственном году свидетельствует об ухудшении динамики роста. Если в 2017/18 году производство сахара достигло в мире 195 млн. т, то на 2018/19 год FAS прогнозирует его откат до 186 млн. т. В результате, и его экспорт сократится в годовом исчислении на 10% до 58 млн. т.
Продолжающаяся торговая война между США и Китаем, похоже, подталкивает Китай к укреплению связей с Индией. По словам индийского чиновника, в ближайшее время ожидается визит китайской делегации, которая встретится с руководством отрасли по производству сахара, а также ознакомится с логистической инфраструктурой. Китай рассматривает возможность покупки “беспрецедентных объемов индийского сахара-сырца”. По сообщениям, начиная с 2019 года Индия планирует экспортировать в Китай 2 млн. т сахара-сырца в год. Одна индийская компания уже заключила с китайской COFCO International контракт на экспортную поставку 50 000 т сахара-сырца. Индия намерена превратиться в “значительного” экспортера в Китай.
Что касается России, то производство сахара в стране в 2018/2019 году может сократиться на 400 000 т до 6,1 млн. т из-за снижения урожая сахарного сырья. В результате сократится потребление сахара, его экспорт и запасы. С 2016/17 года Россия – чистый экспортер сахара. [20190215ЕШ]
МО2965. The Central People’s Government of the People’s Republic of China, Jan. 21, 2019 (PRC)
По данным Национального статистического бюро (the National Bureau of Statistics (NBS), в 2018 г. КИТАЙСКИЙ ИМПОРТ НЕФТИ И ГАЗА РЕЗКО ВЫРОС. Импорт сырой нефти подскочил на 10,1% в годовом исчислении до рекордного уровня в 460 млн. т. Увеличение импорта сырой нефти в декабре 2018 гг. составило почти 30% до 43,78 млн. т.
4
Между тем импорт природного газа в 2018 г. составил 90,39 млн. т, увеличившись на 31,9% в годовом исчислении.
Китай планирует довести добычу газа к 2020 г. до 200 млн. т, увеличив его поставки до более 360 млн. куб. м. Основные задачи для нефтяной промышленности включают ускорение геологоразведочных работ для обеспечения внутренних поставок нефти, строительства сетей трубопроводов и разработку альтернативных экологически чистых источников энергии. [20190222 ГЕ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2966. Reuters, Jan. 25, 2019 (UK)
ДОХОДЫ СУЭЦКОГО КАНАЛА ВЫРОСЛИ до USD 5,7 млрд в 2018 г. с USD 5,3 млрд в 2017 г. Канал является самым быстрым морским путем между Европой и Азией и одним из основных источников иностранной валюты. Доходы Суэцкого канала в декабре 2018 г. составили USD 471,8 млн в сравнении с USD 461,5 млн в ноябре 2018 г. и USD 471,5 млн в декабре 2017 г.
Существенное расширение Суэцкого канала с целью увеличения его пропускной способности началось в 2015 г. в рамках проведения страной экономических преобразований.
Проект Нового Суэцкого канала стоимостью USD 8 млрд был завершен всего за один год вместо трех лет по распоряжению президента Египта Абделя Фаттаха аль-Сиси (Аbdel Fattah al-Sisi), однако, экономисты и аналитики по морским перевозкам подвергли сомнению то, достаточными ли были объемы судоходного трафика для достижения амбициозных целей властей в отношении доходов от него или нет. [20190222 ГЕ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2967. The Maritime Executive, Jan. 6, 2019 (US)
Расположенная по правому борту КРУИЗНОГО ЛАЙНЕРА CELEBRITY EDGE система внешней по отношению к борту судна вертикально поднимающейся и опускающейся открытой панорамной палубы Magic Carpet («Ковёр-самолёт») размером с теннисный корт, может рассматриваться как революционная инновация в конструкции круизных судов. Она напоминает огромный по площади, но только открытый внешний лифт, перемещающийся с первой по 14-ю палубу и выступающий, фактически, 15-й, перемещающейся палубой. Такого конструктивного элемента свободнонесущего, консольного типа для сбора пассажиров с разными целями суда международного торгового флота ещё не знали.
Эта КОНСТРУКТИВНАЯ ИННОВАЦИЯ выгодно выделяет пущенное в эксплуатацию в декабре 2018 г. круизное судно судоходной круизной компании the Celebrity Cruises, рассчитанное на 2 918 пассажиров (1 467 кают), экипаж и обслуживающий персонал в 1 320 чел., и первое новое круизное судно, заказанное этой компанией в последние шесть лет. [20190219 АП]
5
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2968. World Maritime News, Jan. 18, 2019 (Nethrlnds)
После одобрения акционеров HAFNIA TANKERS на прошлой неделе компания завершила СЛИЯНИЕ С КОМПАНИЕЙ BW TANKERS LIMITED, создав одну из крупнейших в мире компаний-операторов танкеров-продуктовозов.
Документы о слиянии (The Articles of Merger) были поданы в Реестр корпораций властей Маршалловых островов, и слияние вступило в силу с 16 января 2019 г.
BW Tankers будет субъектом-правопреемником сделки, и в конечном итоге она примет на себя все активы и обязательства Hafnia, контракты, права и обязательства в полном объеме.
BW Tankers изменит название своей компании на Hafnia Limited, и ожидается, что смена названия будет завершена 18 января 2019 г.
Эта одна из самых крупных судоходных компаний мира будет направлять работу флота из 102 танкеров-продуктовозов (и четырёх строящихся) классов LR2, LR1, MR и SR и участвовать в трёх пулах по перевозке нефтепродуктов в мире, которыми руководит Hafnia Management and Straits Tankers. Офисы консолидированной компании располагаются в Сингапуре, Копенгагене (Дания), Хьюстоне (штат Техас, США) и Мумбае, Индия. [20190222 ГЕ]
МО2969. MFAME/Tech Engage, Dec. 31, 2018 (Inet)
Компания ROLLS-ROYCE (президент Микеаэль Макинен (President Mikael Makinen)), морское подразделение которой базируется в Финляндии, совместно с финской паромной компанией FIN FERRIES провела ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПА АВТОНОМНОГО ГРУЗОВОГО СУДНА, превратив в оное на время паром Falco. Регулярно работающий на паромной линии паром Falco – это ещё не судно будущего, но он впервые управлялся автономно. Экипаж парома присутствовал на борту в готовности в любой момент взять управление судном на себя, тем более, что на его борту присутствовали 80 приглашённых VIP-персон, но ему так и не пришлось этого делать. Судном дистанционно управлял оператор-судоводитель из берегового центра, располагавшегося на удалении 30 миль от места проведения испытаний. Он осуществлял маневрирование судном и привёл его в целости и сохранности в порт.
При этом в море паром успешно избегал столкновения с другими судами в искусственно создаваемых ситуациях, осложнявших его навигацию. А оценку навигационной обстановки благодаря тому, что судно было оборудовано камерами и сенсорами, необходимыми для автономного мореплавания, как и принятие правильных, как показала практика испытаний, судоводительских решений осуществляло программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта. Испытания проводились в течение 400 часов. А паром Falco вошёл в историю как,
6
фактически, первое автономное судно мира. Его автономность, правда, заключалась в том, что в его управлении никак не участвовал его экипаж.
В Rolls-Royce полагают, что появление в коммерческих грузовых и пассажирских перевозках самоходных судов есть дело обозримого будущего и что самоуправляющееся, самоходное, автономное судоходство не будет иметь альтернативы. [20190219 АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2970. The Maritime Executive, Jan. 9, 2019 (US)
Частная компания SPACEX, осуществляющая коммерческие запуски ракет, известна повторным, многоразовым использованием ракетного оборудования, отработанных после запуска ступеней и осуществляющих посадку на автономные морские платформы ракет, что экономит ей десятки миллионов долларов США из расчёта на один запуск.
Для «захвата» отработанных носовых обтекателей ракет, высокотехнологичных аэродинамических оболочек, которые прикрывают полезную нагрузку ракет, защищая их во время запуска, компания SpaceX разработало проект названного Mr. Stevens нового БЫСТРОХОДНОГО И ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СУДНА, оборудованного обширной ловчей сетью в кормовой части палубы. Сия сеть предназначена для захвата снижающихся на парашютах, что снижает скорость их падения, НОСОВЫХ ОБТЕКАТЕЛЕЙ РАКЕТ.
Хотя до настоящего времени судну не удалось захватить на лету ни одного обтекателя, сброшенного в ходе испытаний с вертолёта, оно, по крайней мере, смогло поднять их из воды для последующего повторного использования – все они падали в нескольких шагах от борта судна.
Оставалось только высушить их, а кратковременное пребывание в море не успевало нанести им какой-либо вред. Эта овчинка стоит выделки, поскольку стоимость ракетного обтекателя составляет 6 млн. ам. дол. Их восстановление и повторное использование имеет большой экономический смысл, гарантируя значительную экономию. [20190219 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2971. gCaptain, Jan. 16, 2019 (Austral.)
В 2018 году КОНТЕЙНЕРНЫЙ ОБОРОТ В ПОРТУ ЛОС-АНДЖЕЛЕС ДОСТИГ РЕКОРДНОГО УРОВНЯ в 9 458 749 TEU, укрепив его позиции как крупнейшего контейнерного порта в Западном полушарии. В годовом исчислении контейнерооборот порта увеличился на 1,2%. Уже третий год подряд Лос-Анджелес регистрирует рекордные объемы переработки для большинства видов грузов среди портов Западного полушария.
Частично рекордные объемы грузопотоков в порту Лос-Анджелес объясняются торговыми разногласиями между Китаем и США, так как в преддверии вступления в силу импортных пошлин розничные сети и
7
производственные компании в США стремились нарастить свои запасы. [20190215ЕШ]
МО2972. Port Technology, Jan. 3, 2019 (UK)
В 2018 году КОНТЕЙНЕРООБОРОТ ПОРТА КОЛОМБО на Шри-Ланке достиг 7 млн. TEU. В честь этого события 31 декабря на контейнерном терминале Jaya Container Terminal (JCT) была проведена торжественная церемония. На ней присутствовали Sagala Rathnayake, министр портов, судоходства и развития южного региона страны (Minister of Ports, Shipping and Southern Development), и официальные лица из портовой администрации Шри-Ланки SLPA.
Выступая на церемонии, Dr. Parakrama Dissanayake, глава SLPA, напомнил, что в 1995 году порт Коломбо имел контейнерный оборот в 1 млн. ед. дфэ. Потребовалось 9 лет, чтобы увеличить его до 2 млн. TEU в 2004 году.
В 2017 году порт переработал 6 млн. TEU, т.е. потребовалось 2 года, чтобы контейнерооборот увеличился на 1 млн. TEU. В 2018 году контейнерооборот порта составил 7 млн. TEU, и для этого потребовался всего год. [20190215ЕШ]
МО2973. Seatrade Maritime News, Jan. 7, 2019 (UK)
ЮЖНОКИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ ФУЦЗЯНЬ планирует ИНВЕСТИРОВАТЬ 85 млрд. женьминьби в транспортный сектор и МОДЕРНИЗАЦИЮ ПЕРЕВОЗОК НА/ИЗ ТАЙВАНЯ (cross-strait traffic). Из этой суммы 8 млрд. женьминьби (USD 1,17 млрд.) выделяется на нужды портового хозяйства и судоходства провинции.
Как пояснил Huang Xiang Tan, глава министерства транспорта провинции Фуцзянь, планируется увеличить число прямых линий перевозок между портами провинции и Тайваня и на этой основе разработать более эффективные логистические решения. В 2018 году между портами провинции и Тайваня было перевезено 18,2 млн. т грузов.
В 2019 году грузооборот морских портов провинции должен вырасти на 4 млн. т. [20190215ЕШ]
МО2974. Hong Kong Shipping Gazette, Jan. 21, 2019 (HK)
Порт НИНБО-ЧЖОУШАНЬ (Ningbo-Zhoushan) обработал в 2018 г. 26 млн. TEU и впервые ВОШЁЛ В ТРОЙКУ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ПОРТОВ. Порт Шеньчжень (Shenzhen) обработал 25,74 млн. TEU.
Порт Нинбо-Чжоушань ведёт активную политику по привлечению в порт судов мега-альянсов международных судоходных контейнерных операторов, расширяет производственные мощности, усиливает свою роль в качестве транзитного порта перевалки контейнеров. Согласно данным британского делового издания Seatrade Maritime News, он обслуживает 246 линий контейнерных перевозок (по состоянию на конец 2018 г.),
Порт развивает также железнодорожные перевозки контейнеров, обслуживая с 2018 г. девять линий комбинированных контейнерных
8
сервисов, в том числе семь с объёмом перевозок контейнеров более чем 5000 TEU в месяц.
В 2018 г. порт обработал более 600000 ед. дфэ (морских/железнодорожных) контейнеров, что на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2017 г. порт Нинбо-Чжоушань обработал 24,64 млн. TEU, а также является узловым портом для транзита и хранения отечественной железной руды, сырой нефти, угля и наливных химических продуктов. [20190222 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО2975. Reuters, Febr. 13, 2019 (UK); Yonhap, Febr. 9, 2019 (ROK); The Maritime Executive, Febr. 8, 2019 (US)
Южнокорейская судостроительная компания SAMSUNG HEAVY INDUSTRIES (SHI) ОТКЛОНИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРИОБРЕТЕНИИ ДОЛИ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ КОНКУРЕНТА – другой южнокорейской судостроительной компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), сделанное ей держателем контрольного пакета акций DSME госбанком Korea Development Bank (KDB).
Банк, который имеет в капитале DSME 56% участия, планирует продажу своей доли участия южнокорейской судостроительной компании Hyundai Heavy Industries (HHI) при условии, конечно, что акционеры HHI, самой крупной судостроительной компании мира, поддержат это решение в начале марта 2019 г.
Но группа Samsung Group, куда входит Samsung Heavy Industries, не проявила интереса к расширению своего судостроительного бизнеса даже счёт своего конкурента. До конца февраля 2019 г. она, тем не менее, имеет шанс на подачу заявки на участие в конкурсе по приобретению долей в акционерном капитале Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, если её руководство передумает. Так что точку ставить рано.
Что касается HHI, то она подписала протокол о намерениях выкупить DSME у правительства Южной Кореи и готова распродать свои нефтеперерабатывающие предприятия, чтобы иметь возможность дофинансирования сделки. В настоящее время HHI и DSME строят половину заказанных в мире танкеров-газовозов СПГ. Несмотря на предварительное согласие HHI, для претензий на контрольный пакет акций DSME препятствий нет и у SHI. Запрет на участие в конкурсе на приобретение DSME воспрещён только иностранным инвесторам.
Попытка консолидации южнокорейских судостроительных компаний высшей мировой лиги предпринимается с целью поставить судостроение Южной Кореи выше конкуренции со стороны Китая, Японии и Евросоюза за счёт повышения эффективности на основе преодоления практики дублирующих инвестиций, что удалось бы сделать, превратись «Большая тройка» в «Большую Единицу».
Истоком всех проблем группы Daewoo Group и DSME стал финансовый кризис 1997 г. На спасение DSME от банкротства банк KDB к настоящему
9
времени потратил 10 трлн. вон. Компания DSME дважды проходила процедуры реструктуризации финансовой задолженности в августе 1999 г. и августе 2001 г. Интересно, что в 2009 г. KDB уже пытался продать контрольный пакет участия в DSME южнокорейской группе Hanwha Group, но сделка так и не состоялась.
Портфель заказов HHI оценивается ныне в 11,14 млн. компенсированных регистровых тонн (CGT), а DSME – в 5,84 млн. CGT. От мирового портфеля заказов это составляет 21,2%. В случае объединения обеих компаний, в мире у них не останется конкурентов. [20190219 АП]
МО2976. Yonhap, Febr. 16, 2019 (ROK)
Южнокорейская СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ГРУППА HANJIN HEAVY INDUSTRIES & CONSTRUCTION CO. (HHIC) достигла с кредиторами своего филиппинского филиала HHIC-Phil Inc., направляющего работу судоверфи в Субик-Бэе (Subic Bay), СОГЛАШЕНИЯ О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, и это соглашение будет рассматриваться судом в рамках законодательства по защите от банкротства в конце феврале 2019 г.
Соглашение предусматривает обмен долговых обязательств компании на часть её акций. Судоверфь пострадала от падения мирового спроса на строительство судов и депрессии на мировом рынке судостроения. Компания HHIC построила судоверфь на Филиппинах (the Philippines) в 2004 г., чтобы снизить расходы на рабочий персонал и повысить уровень конкурентоспособности, необходимый в условиях конкуренции со стороны Китая.
Ныне стоимость судоверфи компании HHIC-Phil Inc.в Субик-Бэе оценивается в 1,84 трлн. вон (USD 1,63 млрд.), а её персонал насчитывает 4 тыс. чел. Компания ещё в 2016 г. распродала свой непрофильный бизнес, чтобы остаться наплаву, и к настоящему времени за счёт этого и других мероприятий по реструктуризации покрыла 65% своей задолженности банкам Филиппин по суммарному займу в 2,1 трлн. вон. [20190219 АП]
10
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2977. Hong Kong Shipping Gazette, Jan. 25, 2019 (HK)
По сообщению канадской газеты The Canadian Press, контейнеровоз YANTIAN EXPRESS, ЗАГОРЕВШИЙСЯ У ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ Канады 3 января 2019 г., БУКСИРУЕТСЯ не в канадский порт Галифакс (Halifax), куда он направлялся, когда на его борту в 1900 км юго-восточнее Галифакса начался пожар, а НА БАГАМСКИЕ О-ВА (the Bahamas). Судно длиной корпуса в 320 м под флагом Германии немецкой компании Hapag-Lloyd буксируется в юго-западном направлении со скоростью 130 км в день.
Спутниковые данные показывают, что буксировкой судна занимаются два океанских буксира, которые следуют курсом на большой контейнерный терминал на о-ве Grand Bahama Island во Фрипорт. Согласно информации владельца и фотографиям, огонь уничтожил много контейнеров на палубе судна.
В момент возникновения пожара на судне никто не пострадал, но 22 члена экипажа судна были эвакуированы с него в связи с усилением огня и ухудшением погодных условий. [201902228 ГЕ]
МО2978. The Maritime Executive, Jan. 15, 2018 (US); Professional Mariner, Dec 1, 2018 (US); Maritime Executive, Nov. 27, 2018 (US);The Maritime Executive, Aug. 19, 2018 (US); gCaptain July 10, 2018 (Austral.)
21 августа 2017 г. танкер Alnic MC врезался в левый борт эсминца USS John S. McCain восточнее порта Сингапур. Забортная вода утопила внутри корпуса в собственных каютах десять моряков, одновременно затопив часть машинного отделения и радиорубку, выведя их оборудование из строя. За два месяца до этого в Токийском заливе столкнулись эсминец США USS Fitzgerald и контейнеровоз под флагом Филиппин ACX Crystal.
По сообщениям Navy Times, ПУБЛИЧНЫЕ ОЦЕНКИ ВМФ США КАСАТЕЛЬНО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН СТОЛКНОВЕНИЯ ЭСМИНЦА THE USS FITZGERALD С ГРАЖДАНСКИМ СУДНОМ ACX CRYSTAL не раскрывают всей полноты нарушений, имевших место на его борту, которые предопределили данное морское происшествие, имевшее место 17 июня 2017 г. на выходе из перегруженного судоходным трафиком Токийского залива.
Несмотря на осложнённую навигационную обстановку, вахтенная команда на Боевом информационном посту (БИП) (Combat Information Center (CIC)) эсминца не осуществляла необходимого визуального наблюдения за тем, что творится за бортом, игнорировала линии расхождения судов, пользовалась радаром с неправильными настройками и не включала к тому же также неисправного прибора AIS, несмотря на сложность маневрирования в окружении множества гражданских судов. На судне даже не сыграли общую тревогу, что спасло бы жизни семи морякам из личного состава эсминца при столкновении с крупнотоннажным грузовым судном.
11
На эсминце, похоже, не осознавали сложности навигационной обстановки, и готовность к возникновению морского происшествия отсутствовала. В прежние времена этого одного хватило бы для увольнения из ВМФ США всех, кто находился на БИП корабля в часы, предшествовавшие кораблекрушению, но непосредственные виновники морского происшествия отделались или отделаются на этот раз “малой кровью” в силу признания ведущими ряда объективных причин системного характера, предопределивших столкновения кораблей с гражданскими судами.
Об этих причинах говорится в докладе контр-адмирала Брайана Форта Rear Adm. Brian Fort, на которые ссылается Navy Times. Поднявшись на борт эсминца после крушения на базе ВМФ США в Йокосуке (Yokosuka), контр-адмирал Форт увидел на борту страшный беспорядок, свидетельствовавший о расхлябанности его личного состава. Мусор, пищевые отходы, бутылки с мочой, зловоние. Расследование выявило наличие во взаимоотношениях личного состава эсминца больших межличностных проблем. Отмечалось также значительное переутомление моряков из-за хронической переработки и дефицита отдыха.
Причина этого состояла в том, что кораблей стало больше, и личного состава стало не хватать. Одновременно выросла недельная нагрузка на сокращённые экипажи, переутомление стало обычным явлением, а переутомление – одна из главных причин ошибок в судовождении. Роль человеческого фактора в формировании условий для морских происшествий как никогда возросла, когда суда торгового флота и экипажи кораблей ВМФ, пусть и по разным причинам, начали работать сокращёнными экипажами. Техническое перевооружение на ходовых мостиках судов и БИП кораблей только усугубило ситуацию, вахтенные перестали лишний раз выглядывать через иллюминаторы для оценки навигационной обстановки, так как стали целиком и полностью полагаться на современное цифровое навигационное оборудование.
Многие элементы высокотехнологичного оборудования эсминца USS Fitzgerald были поломаны, а заказы на их ремонт задерживались с выполнением многие месяцы. Это касалось также радара и плоттера и системы AIS, которые работали неисправно, несмотря на то, что они входят в комплекс навигационного оборудования на БИП корабля и критически важны для безопасности мореплавания. Вахтенные офицеры знали об этом, и не пользовались этими неисправными приборами. Вахтенные также систематически нарушали установленные на периоды несения вахт многочисленные требования, что считалось на корабле в порядке вещей. Проверка 22 офицеров-судоводителей эсминца на знание международных правил расхождения судов COLREGS обнаружила, что только трое знают и понимают 80% этих правил, остальные – в лучшем случае 60%. Между тем для получения лицензии судоводителя в США, как минимум, требуется знание 90%. [20190219 АП]
12
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО2979. Hong Kong Shipping Gazette, Jan. 19, 2019 (HK)
МОРСКАЯ ИНДУСТРИЯ ВЬЕТНАМА ИСПЫТЫВАЕТ КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ, и для его преодоления, по прогнозу вьетнамского НИИ the Viet Nam National Institute of Educational Sciences, морские вузы страны должны к 2025 г. подготовить не менее 15000 офицеров торгового флота и других специалистов. По словам представителя института, необходимо также дополнительно обучить 6000 капитанов и первых офицеров, а для развития морской экономики страны потребуются морские инженеры (механики).
К сожалению, 90% выпускников морских вузов Вьетнама работают не по специальности, т.е. трудоустроены не в морской индустрии и судоходстве. Согласно статистике морской администрации Вьетнама the Viet Nam Maritime Administration, численность военно-морского персонала Вьетнама с 45000 чел. в 2014 г. сократилась до 39000 чел. в мае 2018 г. По данным издания the Viet Nam News, особенно сильно сократилась численность моряков. Многие из них устроились на работу в береговом составе. Кроме того, старшеклассники не хотят подавать заявки на университетские курсы, связанные с судоходством.
Зарплаты моряков во Вьетнаме составляют около 10 млн. вьетнамских донгов (USD 430) в месяц. Это – ниже, чем в Китае, где средняя зарплата составляет 14-15 млн. донгов, а в Южной Корее и Японии – 30-34 млн. донгов. Моряки считают, что правительство должно закрепить минимальный уровень оплаты труда моряков на судах на уровне не менее USD 600-650 в месяц. Это привлечет людей и убедит студентов подавать заявки на морские курсы.
Вьетнамские моряки, работающие на иностранных судах, не должны платить подоходный налог, в то время как работающие под вьетнамским флагом, должны делать это, что, вероятно, также не прибавляет популярности работе в море.
Г-н Bui Viet Hoai, замдиректора судоходной компании the Viet Nam National Shipping Lines, считает, что морские вузы страны должны теснее сотрудничать с крупными судоходными компаниями, а курсанты проходить практику на их судах. [20190222 ГЕ]