Морской обзор №9 (2019)

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
МО2995. The Maritime Executive, Febr. 18, 2019 (US); Reuters, Febr. 18, 2019 (US)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ГИБРАЛТАРА (старший министр Фабиан Пикардо (Gibraltar’s Chief Minister, Fabian Picardo), территории Великобритании, выразило ГРОМКИЙ ПРОТЕСТ ПО СЛУЧАЮ НАРУШЕНИЯ ИСПАНСКИМ ВОЕННО-МОРСКИМ КОРАБЛЁМ ЕЁ ГРАНИЦ. По версии британцев корабль Испании не только нарушил границу, но и потребовал у торговых судов в водах Гибралтара немедленно покинуть «территориальные воды Испании». Судя по данным радиоперехвата, корабль Испании идентифицировал себя как патрульный катер Tornado (P-44), а с ходового мостика судна торгового судна отвечали, что оно стоит на якорной стоянке британского Гибралтара без движения.
Станция мониторинга судоходного трафика в водах Гибралтара распорядилась, чтобы судно торгового флота стояло на месте и не снималось с якоря. Королевские ВМС Великобритании спустили на воду надувную моторку с жёстким корпусом для реагирования на происшествие, но патрульный катер Испании немедленно ретировался из территориальных вод Великобритании на Гибралтаре. На момент вторжения его орудия были расчехлены, и вооружение находилось в боеготовом состоянии. Из этого правительством Гибралтара был сделан вывод о том, что испанская сторона нашла ещё один оригинальный, но крайне опасный способ выразить несогласие Испании с тем, что Гибралтар, физически часть Испании, до сих пор юридически является территорией иностранного государства. Правительство Гибралтара ответило на это, что такого рода «военные игры» безрассудны, недопустимы и с точки зрения национальной безопасности, и безопасности мореплавания, и порождают условия для военно-морского столкновения в регионе.
Премьер-министр Испании Педро Санчес (Prime Minister Pedro Sanchez) ещё в ноябре 2018 г. выразил надежду на то, что, расставшись с Евросоюзом, Великобритания согласится на совместный с Испанией суверенитет над Гибралтаром. Эти ожидания реанимировались накануне всеобщих выборов в Испании 28 апреля 2019 г. [20190228 АП (а)]
МО2996. The Maritime Executive, March 4, 2019 (US)
Согласно данным the Transportation Institute (президент и председатель (James L. Henry)), ассоциации поддерживающей the Jones Act США, МОРСКАЯ ИНДУСТРИЯ США насчитывает 650 000 работников в 50 штатах страны, а ЕЁ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ СОСТАВЛЯЕТ 154 МЛРД. АМ. ДОЛ. В ГОД. При этом само законодательство the Jones Act ответственно за сохранение, как минимум, 30% рабочих мест для американцев в этой отрасли. Это законодательство обеспечивает приоритет занятости гражданам США.
Рабочий персонал американской морской индустрии зарабатывает USD 41 млрд. в год, производя своим трудом продукции на USD 72 млрд. в год. Морская индустрия – это и судоходство, и судостроение, и судоремонт, прибрежный морской шельф, др. связанная с морем деятельность.
3
Действие законодательства the Jones Act распространяется на 40 0000 судов, работающих под флагом США и преимущественно американскими экипажами. В год ими перевозится 1 млрд. т грузов, или четверть от всех грузов США, перевозимых морским путём, на внутренних водных путях, в прибрежных водах страны, между материком и Гавайскими о-вами, Аляской, Пуэрто-Рико и другими американскими территориями в мире.
The Jones Act в полной мере отвечает провозглашённому Президентом США Дональдом Трампом курсу «Покупай американское, нанимай американцев» (`Buy American, Hire American`). [20190307 АП]
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО2997. MarineLink.com, March 3, 2019 (US)
УПРАВЛЕНИЕ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ (Maritime Industry Authority (Marina)) на Филиппинах занимается привлечением частных компаний и инвестиций в судостроение и судоремонт страны при помощи налоговых льгот, призванных смягчить инвестиционный климат. В частности, Marina собирается добиться включения в законодательство the Domestic Shipping Development Act от 2004 г. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ТАКИХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ ОТ НДС (value-added tax (VAT)).
Филиппины нуждаются в инвестициях в технико-технологическое перевооружение и цифровизацию судостроения и судоремонта, в развитии НИР, в выстраивании системы постоянной и непрерывной подготовки и переподготовки ИТР и рабочего персонала отрасли. Именно это выступает приоритетными направлениями для иностранных инвесторов, если они рассчитывают на налоговые льготы. Судостроение необходимо Филиппинам для выполнение программы модернизации своего торгового флота и ВМФ. [20190307 АП]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2998. MarineLink.com, Febr. 14, 2019 (US)
Второй крупнейший банк России «ВТБ» покупает 100% участия в капитале одного из самых больших зерновых терминалов на Чёрном море в порту Новороссийск Novorossiysk Grain Terminal, и, таким образом, ПОЛУЧАЕТ КОНТРОЛЬ НАД ОСНОВНЫМ ЭКСПОРТНЫМ ЗЕРНОВЫМ ГЛУБОКОВОДНЫМ ПОРТОМ СТРАНЫ. Шаг удивительный, неожиданный! Но, с другой стороны, разве не тот же банк имел и до этого 33% долю прямого участия в капитале ещё одного, кстати, примыкающего к купленному, зернового терминала Novorossiysk Grain Plant в том же порту?
Продавец – компания Novorossiysk Commercial Sea Port (NSCP), родительской группой которого выступает могущественная государственная корпорация «Транснефть»
«Транснефть» ли или же «ВТБ», большой разницы не в том смысле, что обе компании суть структуры государственные, и, в конечном счёте, терминал сей приобретает государство российское. Ряд торговцев сырьевыми грузами в сделке «ВТБ» усматривает растущее вовлечение
4
госсектора в торговлю экспортным зерном и стремление так или иначе её консолидировать и монополизировать.
Ныне Россия – крупнейший мировой экспортёр пшеницы, и львиная доля оной, та, что предназначена к экспорту, проходит грузовую обработку всего на двух зерновых терминалах в морском порту Новороссийск. Что до компании NSCP, она подписала с VTB соглашение о том, что больше никогда не будет заниматься экспортом зерна.
Банку, кстати, принадлежит половина участия в капитале государственной компании «Объединённая зерновая компания», которая, в свою очередь, контролирует половину капитала в компании Novorossiysk Grain Plant, где у «ВТБ» имеется 33% участия. [20190228 АП (а)]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО2999. The Maritime Executive, Febr. 21, 2019 (US)
Случилось то, чего и следовало ожидать. Китайский государственный глобальный оператор контейнерных терминалов и портов China Merchants Port Holdings (CM Port) официально получил контроль над операциями контейнерного терминала Doraleh Container Terminal (DCT) в Джибути. Это тот самый контейнерный терминал, который был построен дубайской компанией DP World и отжат у неё правительством ДЖИБУТИ, в одночасье и в одностороннем порядке в фев. 2018 г. разорвавшим договор о концессии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ВЕРНУЛО ТЕРМИНАЛ В КОНЦЕССИЮ DP WORLD, НЕСМОТРЯ НА ВЕРДИКТ АРБИТРАЖНОГО СУДА the High Court of England and Wales в Лондоне от авг. 2018 г., который требовал восстановления в правах компании из ОАЭ, и несмотря на озабоченность США серьёзным усилением позиции Китая в этом стратегически сенситивном районе мореплавания в мире.
Командующий сил США в Африке генерал Томас Вальдхаузер (AFRICOM Commander Gen. Thomas Waldhouser) на слушаниях в Сенате США указал, что из пяти грузовых терминалов порта Джибути два терминала, рассчитанных на обработку контейнеров, находятся под контролем Китая, а DCT используется ВС США для обслуживания военной базы США в Африке Camp Lemmonier. Пока DCT контролировался DP World, которая построила его и управляла им, имея в его капитале 33% участия, проблемы не было. Китайская компания CM Port имела в порту миноритарную долю участия.
Американская the Wall Street Journal, уверенно информировала читателей о том, что управление DCT было передано CM Port, направляющей также работу соседнего многоцелевого терминала Doraleh Multipurpose Port в порту Джибути. Руководство China Merchants подтвердило этот факт только сейчас. Между тем, DP World не прекращает судебной тяжбы за возврат терминала и восстановление договора о концессии. В ноябре 2018 г. она подала иск, теперь уже против компании CM Port в арбитражный суд Гонконга, так как имеет веские основания предполагать, что передача CM Port в управление DCT произошла в результате давления с её стороны на правительство Джибути и в интересах реализации политики «Пояса и пути». Получив в распоряжение
5
построенный на средства DP World контейнерный терминал, правительство КИТАЯ НЕПЛОХО НА ЭТОМ СЭКОНОМИЛО И ВЫТЕСНИЛО КОНКУРЕНТА. [20190228 АП (а)]
МО3000. Container News, March 5, 2019 (UK)
Прямые КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КИТАЙ НА ТАЙВАНЕ И МАТЕРИКОВЫМ КИТАЕМ ВЫРОСЛИ В ГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ НА 5,02% до 226 685 TEU в январе 2019 г., по данным министерства транспорта и связи (Ministry of Transportation and Communications (MOTC)) Республики Китай на Тайване. Порт Цзилун (Keelung) обработал 54 976 TEU контейнеров, или на 5,18% больше в годовом исчислении. Порт Гаосюн (Kaohsiung) – 115 656 TEU, или на 0,86% больше. Тайчжун (Taichung) – 45 364 TEU, или на 7,23% больше. Морской порт Тайбэй (Taipei) – 10 189 TEU, или 62,2% больше в годовом исчислении, и по этому показателю поставил рекорд. [20190307 АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО3001. Drewry, March 5, 2019 (UK)
Снижение спроса со стороны Европы на контейнерный импорт из Азии, на западном плече маршрута судоходных контейнерных перевозок, заставляет перевозчиков устремлять взоры в сторону других, более востребованных маршрутов. Прирост спроса на морские контейнерные ПЕРЕВОЗКИ НА ШИРОТНОМ МАГИСТРАЛЬНОМ МАРШРУТЕ МЕЖДУ АЗИЕЙ И ЕВРОПОЙ в целом в 2018 г. НЕ ПРЕВЫСИЛ ЖАЛКИХ 1,8% В ГОД, по данным CTS. Правда, в 4-м квартале 2018 г. темпы роста спроса на контейнерные перевозки на данном направлении маршрута повысились в годовом исчислении на 3,7%.
В 2018 г. на запад было перевезено более 10 млн. ед. дфэ контейнеров, но на темпах роста перевозок это существенно не отразилось, как и на уровне фрахтовых доходов операторов контейнеровозов, которые оставались на уровне привычно в последнее десятилетие низком. С 2011 г. сложный годовой темп роста судоходных контейнерных перевозок на западном плече маршрута между Азией и Европой не превышал мизерных 1,3%, что НИЧТО В СРАВНЕНИИ С ТЕМИ ГРОМАДНЫМИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯМИ, которые были сделаны в мега-контейнеровозы Ultra Large Container Vessels (ULCVs) класса от 18 000 ед. дфэ. [20190307 АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3002. Port Technology, March 4, 2019 (UK)
Как считает президент группы DP World, базирующегося в Дубае глобального оператора контейнерных терминалов и портов, а также президент КОМПАНИИ VIRGIN HYPERLOOP ONE, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОДВИЖЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ГИПЕРЛУП1, Султан Ахмед ибн-Сулаем (DP World Group Chairman & CEO, Virgin Hyperloop One Chairman Sultan Ahmed bin Sulayem), технология гиперлуп есть не просто новый способ транспортировки грузов, сулящий экономические преимущества за счёт более быстрого и дешевого перемещения коммерческих грузов, но и заявка на настоящую революцию
1 Hyperloóp («гиперпетля») — проект вакуумного поезда, предложенный в 2013 году американским венчурным предпринимателем Илоном Маском (Wikipedia)
6
в транспортно-грузовой цепочке. Гиперлуп также поможет сделать мировую торговлю умнее, и уже одного этого достаточно для оправдания тех инвестиций, которые делает DP World в рамках общего с компанией Virgin Hyperloop One проекта DP World Cargospeed.
Гиперлуп трансформирует транспортно-грузовую цепочку тем, что поможет на 25% сократить потребность в складских площадях для хранения готовой продукции, товаров, и в целом, его внедрение сократит время хранениях товаров в пакгаузах. А это даже важнее, чем просто экономия на траспортных расходах, если говорить о товарах с высокой добавленной стоимостью (high value products) или скоропортящихся (time-sensitive products) товарах.
Сеть грузовых перевозок, базирующаяся на гиперлупе, чем сегодня занимается компания Virgin Hyperloop One, – отвечает объективной потребности мировой торговли в оперативной, по первой заявке немедленной транспортировке товаров по всему миру, глобально. Вот эта потребность, точнее, её удовлетворение, и есть долгосрочная цель нашего проекта гиперлуп. Компания Virgin Hyperloop One строит сеть гиперлуп, а DP World строит на её основе сеть стремительных, по требованию грузовых перевозок, формируя систему DP World Cargospeed.
По прогнозам, рынок грузовых посылок должен вырасти до USD 516 млрд. к 2025 г. Может, но не обязательно должен, так как его расширение может встретить ограниченное предложение грузовой вместимости, например, авиатранспорта. Уже и сегодня это – проблема! А гиперлуп интересен тем, что скорость перевозки вырастает, практически, до скорости грузового авиалайнера, а стоимость остаётся на уровне грузовой автоперевозки. Гиперлуп имеет шанс превратиться в становой хребет интегрированной логистики, став высокоскоростным, устойчивым и эффективным средством доставки паллетизированного груза (palletized cargo). Доставки товаров смогут осуществляться в считанные часы, а не в дни, как сегодня. И это при высокой надёжности и качестве нового сервиса!
В Virgin Hyperloop One полагают, что гиперлуп превратится в один из стандартных способов перевозок в мире, причём не только грузовых, но и пассажирских, менее чем через десять лет, при жизни нынешнего поколения. Ведь органы власти, местные, региональные, государственные постоянно сталкиваются с необходимостью разрешения транспортных проблем, желательно, на уровне требований 21 века. Компания сегодня плотно работает с правительствами США, Индии, Евросоюза и Объединённых Арабских Эмиратов, чтобы гиперлуп стал явью как безопасная, надёжная, регулярная система массового транспорта не через десятилетия, а через считанные годы. [20190307 АП]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
МО3003. Container Management, March 6, 2019 (UK)
В ПОРТУ КОЛОМБО (Colombo) на Шри-Ланке начал выполняться рассчитанный на 18 МЕС. ПРОЕКТ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПРЕВРАЩЕНИЯ В «УМНЫЙ ПОРТ» (`smart port`) на базе внедрения в него передовых информационных
7
технологий и высокотехнологичной инфраструктуры. Естественно, в столь краткие сроки этой трансформации не провести, потребуется намного больше времени, но начало будет положено, основа, задел будут созданы, – пояснил министр портов, судоходства и развития южного региона Шри-Ланки Сагала Ратнаяка (Minister of ports, shipping and southern development Sagala Ratnayaka).
В первую голову планируется модернизация системы управления портом, контейнерная площадка, ворота в порт и причалы будут автоматизированы, открыт веб-портал порта, внедрена дифференциальная глобальная система (радио)определения местоположения, система DGPS, средства имитационного моделирования (simulation tools). Стоимость 18-мес. проекта оценивается в 5 млн. ам. дол.
В результате порт рассчитывает повысить эффективность грузовой обработки, в более краткие сроки обрабатывать больше контейнеров. Помимо этого проекта планируется начать приучать работников порта соблюдать чистоту на его территории, к сознательности, что также касается и его управленцев. [20190307 АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3004. World Maritime News, March 5, 2019
Японская корпорация JAPAN MARINE UNITED CORPORATION (JMU) получила КОНТРАКТ от Ecobunker Shipping НА СТРОИТЕЛЬСТВО МУЛЬТИБУНКЕРНОГО (СПГ и малосернистый дистиллят) ТАНКЕРА-ЗАПРАВЩИКА. Судно длиной корпуса в 95 м предназначено для перегрузки бункера с судна на судно в Токийском заливе в рамках общего проекта японских компаний EBS, Sumitomo Corporation, Uyeno Transtech и Yokohama-Kawasaki International Port Corporation, направленного на развитие инфраструктуры по отгрузке на суда бункера СПГ. Кстати, проект вышеуказанных компаний будет субсидироваться Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. Танкер-заправщик будет иметь портом приписки Иокогаму (Port of Yokohama).
Непосредственным проектировщиком и сборщиком корпуса судна будет в качестве субподрядчика JMU японская судостроительная компания Fukuoka Shipbuilding, строительство танков для СПГ ёмкостью в 2 500 куб. м и малосернистого бункера ёмкостью в 1 500 куб. м также в качестве субподрядчика построит базирующаяся на Филиппинах компания Atlantic, Gulf & Pacific Company. Построенное судно будет первым судном такого типа в Азии. [20190307 АП]
МОРСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО3005. LNG World News March 5, 2019 (UK)
Крупнейшая российская частная компания «НОВАТЭК» ПРОДАЛА своему старинному партнёру, французской нефтегазовой КОМПАНИИ TOTAL 10% УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПГ НА П-ОВЕ ЯМАЛ the Arctic LNG 2. Формально сделка будет окончательно оформлена к концу первого квартала 2019 г. Как участница проекта, французская Total будет
8
выступать также в роли со-инвестора в проект строительства the Arctic LNG 2 («Арктика СПГ-2»).
Проектирование нового предприятия было выполнено в октябре 2019 г. Стоимость реализации проекта оценивается в 20-21 млрд. ам. дол. Предприятие с запланированной производительностью в 6,6 млн. т СПГ в год привязано к гигантскому, с запасами газа приблизительно в 2 трлн. куб. м, по российским государственным оценкам, газовому месторождению «Утреннее» на морском шельфе.
Морские стационарные платформы гравитационного типа (МСП-ГП) gravity-based structure (GBS) platforms и прибрежные инженерные сооружения будут монтироваться итальянской совместной компанией Saipem-Renaissance, а другая итальянская компания Nuovo Pignone – дочерняя компания Baker Hughes, части американской корпорации GE в декабре 2018 г. заключила с «Новатэк» контракт на поставку газотурбинного и компрессорного оборудования. Немецкая компания Siemens также получила контракт на поставку оборудования для проекта, газоперекачивающих (feed gas compressors) и компрессоров для ре-газификации испаряющегося газа (boil-off gas compressors). [20190307 АП]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3006. The Maritime Executive, Jan. 17, 2018 (US)
С 1 апреля 2019 года внутри-европейские мультимодальные транспортные фирмы Containerships и MacAndrews, которые являются филиалами французской судоходной контейнерной компании CMA CGM, начнут работать под единым названием CONTAINERSHIPS, и под этим БРЕНДОМ CMA CGM GROUP ПЛАНИРУЕТ СДЕЛАТЬ ИХ ВЕДУЩИМИ В ЭТИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ.
Компания Containerships, которую CMA CGM Group приобрела в 2018 году, предоставляет услуги по доставке контейнерных грузов клиентам с использованием водного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Она присутствует на рынках стран Балтийского моря, России, Северной Европы, Северной Африки и Турции.
Партнеры по альянсу Ocean Alliance, в состав которого входят компании CMA CGM, COSCO Shipping, Evergreen и OOCL, подписали соглашение о продлении сотрудничества в рамках Ocean Alliance до 2027 года. Церемония подписания состоялась в Хайнане, Китай.
Ocean Alliance, созданный в 2017 году первоначально сроком на пять лет с возможностью продления срока еще на пять лет, является крупнейшим в мире операционным соглашением между судоходными компаниями. Как подчеркивается в заявлении CMA CGM, тот факт, что подтверждение 10-летней продолжительности этого партнерства происходит спустя только два года после его создания, отражает доверие и высококачественные рабочие отношения, установленные между CMA CGM и его партнерами по Ocean Alliance. [20190301ЕШ]
9
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3007. Seatrade Maritime News, March 5, 2019 (UK)
ФИНСКАЯ КОМПАНИЯ NORSEPOWER (исполнительный директор Томас Риски (Thomas Riski)) известила о ПЕРВОМ В МИРЕ УТВЕРЖДЕНИИ в феврале 2019 г. немецко-норвежским классификационным обществом DNV GL ПРОЕКТА ЕЁ РОТОРНОГО ПАРУСНОГО ПРОЕКТА ROTOR SAIL SOLUTION. Речь идёт о приводимой в движение ветром конструкции габаритами 30 м на 5 м в качество вспомогательного судового движителя для судов торгового флота. Компания получила соответствующий сертификат (a type approval design certificate). Сертификация подтверждает, что этот конструктивный элемент отвечает требованиям безопасности мореплавания и может эксплуатироваться при любых условиях эксплуатации судна, любом состоянии внешней природной среды. [20190307 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3008. MarineLink.com, Jan. 24, 2019 (US)
Глобальный оператор контейнерных терминалов и портов COSCO SHIPPING PORTS (президент Сюй Лижун (Chairman Captain Xu Lirong)) из Китая ПРИОБРЁЛ 60% УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ ПЕРУАНСКОЙ компании Terminales Portuarios Chancay (CHANCAY TERMINAL) у компании Volcan Compañía Minera за USD 225 млн. Соглашение подписали вице-президент и исполнительный директор китайской компании Чжан Вэй (COSCO Shipping Ports Vice Chairman & Managing Director Zhang Wei) и президент Volcan Хосе Пикассо (Chairman of Volcan José Picasso).
О важности сделки говорит тот факт, что на церемонии её заключения присутствовали вице-президент Перу Мерседес Араос (Vice President of Peru Mercedes Aráoz) и председатель государственной комиссии по контролю над имуществом при Госсовете Китая Сяо Яцин (State Council State-owned Asset Supervision and Administration Commission (SASAC) Chairman Xiao Yaqing). COSCO Shipping Ports планирует превратить контейнерный терминал Chancay Terminal в главные морские ворота Перу и крупный порт на западном побережье Южной Америки. Так как терминал является собственником земли, на которой он расположен, не придётся вносить платы за концессию, и, следовательно, больше финансовых вливаний состоит в развитие терминала. Экономика Перу находится на подъёме, а контейнерная вместимость портового хозяйства страны с 1,5 млн. TEU в год в 2010 г. выросла до 2,5 млн. TEU в 2018 г. [20190301АП]
МО3009. Port Technology, Febr. 14, 2019 (UK)
Компания KALMAR, дочерняя фирма группы Cargotec Corporation, и компания Cummins запустили ПРОЕКТ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ (terminal tractors), который планируется реализовать к 2020 г.
Электрические тягачи нового поколения KT2E будут оборудованы компанией-подрядчиком Cummins (исполнительный директор по электротехнике Джулии Фурбер (Cummins Executive Director for Electrified Power Julie Furber)) ионно-литиевыми батареями мощностью в 107
10
киловатт, заряжаемыми из источников постоянного тока (DC). Машины будут перезаряжать батареи в перерывах между сменами, не будут испускать вредных эмиссий, и будут даже эффективней, чем их дизельные предшественники. Для продления срока службы батарей им будет обеспечиваться постоянство оптимальной для их работы температуры вне зависимости от климатических условий их работы.
В дополнение к этому, решение «трансмиссии» (`driveline`) компании Cummins устраняет необходимость в коробке передач на тягаче, упрощая его эксплуатацию и уменьшая необходимость регулярного технического обслуживания. Cummins взялась также за модернизацию уже действующих электрических тягачей OT2E компании Kalmar. Помимо тягачей компания Kalmar занимается электрификацией лёгких и среднего класса погрузчиков с вилочным захватом (forklift trucks), штабелеукладчиков (straddle carriers), автоматизированных транспортёров AGVs.
Компания планирует разработку и выпуск полного парка электрифицированного грузового оборудования для контейнерных терминалов к 2021 г. на базе технологий поставщика электротехнического оборудования и решений компании Cummins. Компании Kalmar и Cummins связывает долгосрочное обслуживание, общее стремление к лидерству на мировом рынке электрификации грузового оборудования для контейнерных терминалов. [20190228 АП (а)]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ
МО3010. Hong Kong Shipping Gazette, Febr. 15, 2019 (HK)
Лондонская аналитическая компания DREWRY ПРОГНОЗИРУЕТ ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК ТАРИФОВ В КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ВСЕГО НА 6,5% притом, что УРОВНИ СТАВОК фрахта на маршруте В 2019 Г. НА 25% НИЖЕ УРОВНЯ 2013 Г.
При этом Drewry оговаривает, что чтобы фрахтовых ставок в контейнерных переговорах на 6,5% стало фактом, загрузка контейнеровозов на маршруте должна быть не менее 90%. Между тем, на западном плече перевозок между Азией и Европой средняя загрузка контейнеровозов составляет 80-85%, и если она не возрастёт, то фрахтовые ставки не только не повысятся, а, напротив, снизятся.
По расчётам компании, в перевозках на указанном маршруте в 2019 г. будет дополнительно размещено 450 000 ед. дфэ, и появление избыточного тоннажа – вполне вероятная перспектива, поскольку в 2018 г. там было размещено 530 000 ед. дфэ, итого 1,1 млн. ед. дфэ в 2018/19 гг.
Большинство контейнеровозов, которые поступят в перевозки в 2018 г., будут принадлежать контейнерным мега-альянсам the Ocean Alliance и the 2M Alliance, согласно пояснениям Саймона Хини, старшего менеджера Drewry по контейнерной аналитике (Drewry Container Research Senior Manager Simon Heaney).
По данным нью-йоркского издания FreightWaves со ссылкой на лондонскую аналитическую, брокерскую компанию Vessels Value, в настоящее время в мире строится 90 контейнеровозов класса 18 000 ед. дфэ, которые будут поставлены в 2019/20 гг. Разместить эти суда можно
11
только в перевозках между Азией и Европой, больше негде в силу их размеров и вместимости, и с их поступлением в перевозки на этом маршруте размещённый там контейнерный флот будет насчитывать 120 ед., или 1,8 млн. ед. дфэ. [20190228 АП (а)]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО3011. MarineLink.com, Febr. 15, 2019 (US)
Количество индийских моряков судов под флагом Индии и иностранными флагами увеличилось на 35% в 2018 г. в годовом исчислении, или с 154349 чел в 2017 г. до 208 799 чел. в 2018 г. Количество курсантов, проходящих морскую практику, также в Индии возросло с 14 307 чел. в 2017 г. до 19545 чел. в 2018 г. Количество индийцев, работающих на индийских судах выросло с 22 103 чел. в 2017 г. до 27 364 чел. в 2018 г., а на судах под иностранными флагами – с 60 194 до 72 327 чел. Количество индийских судовых офицеров выросло с 60 194 в 2017 г. до 72 327 чел. в 2018 г., а рядовых за тот же период с 72 052 чел. до 109 108 чел. В период с 2013 г. по 2015 г. количество индийских моряков увеличилось с 103 835 чел. до 126 945 чел.
С чем был связан БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ПРИРОСТ КОНТИНГЕНТА ИНДИЙСКИХ МОРЯКОВ В 2018 Г.? По мнению правительства Индии, это было связано с четырьмя предшествовавшими годами трансформации системы морской подготовки в стране. Повысилось качество морского образования, расширились возможности для прохождения морской практики, усовершенствовалась экзаменационная система и система выдачи квалификационных свидетельств, облегчились условия выдачи лицензий для организации морских школ, др.
Изменения в учебном расписании морских учебных заведений для офицеров и рядовых начали происходить с 2016 г. Учебный процесс и его результаты в частных морских учебных заведениях стали соответствовать международным стандартам и требованиям международных судовладельцев-работодателей благодаря внедрению программы многоаспектных инспекций Comprehensive Inspection Programme’ (CIP).
Во внимание при проверках частных учебных заведений начали принимать учебную инфраструктуру, успеваемость учащихся, качество преподавания, педагогическое мастерство преподавателей, эффективность проверки знаний на экзаменах, возможность прохождения морской практики, условия жизни курсантов, др.
В Индии не прошли мимо и разработки стандартного курса электронного обучения, общего для всех обучающихся морским специальностям, основанного на единых стандартах и при этом бесплатного и рекомендуемого при подготовке к экзаменам.
Внедрение всех новшеств позволило частично, в случае соблюдения ряда условий, отменить 15-летний запрет на организацию новых морских учебных заведений и расширение приёма абитуриентов действующими морскими учебными заведениями. Среди этих условий главнейшим и обязательным сегодня в Индии выступает требование организации для
12
учащихся прохождения практики на судах в море для закрепления теоретического материала и выработки практических навыков.
Со своей стороны, правительство Индии разрешило учащимся системы морского образования проходить морскую практику не только на судах торгового флота, но и буксирах и судах, обслуживающих морские установки на шельфе. Это расширило возможности для дополнения теоретического образования офицеров и рядовых практикой выработки практических навыков. Возможность доступа к морской практике дополнительно получили 4 000 учащихся. [20190228 АП (а)]
РАЗНОЕ
МО3012. The Maritime Executive, Febr. 19, 2019 (US)
Национальное бюро ОАЭ the National Advisor Bureau предложило ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРОКЛАДКИ Ж.-Д. ЛИНИИ ДО ИНДИИ ПО МОРСКОМУ ДНУ (a subsea rail connection to India). Речь идёт о проекте Fujairah-Mumbai Subsea Tunnel Project, в рамках реализации которого предлагается соединить морской порт ОАЭ Фуджайра (Fujairah) индийский порт Мумбай (Бомбей) высокоскоростной ж.-д. линией с целью улучшить двустороннюю торговлю.
От этого проекта ожидают, что он обеспечит транспортировку товаров, пассажиров, туристов, рабочей силы. Кроме того, по маршруту подводной ж.-д. магистрали планируется проложить нефтепровод, газопровод, с возможным ответвлением в Пакистан, а через него и в Китай; а также водопровод для импорта В ОАЭ воды из реки Нармада (the Narmada River), протекающей к северу от Мумбая (Бомбея), одновременно этим самым решив проблему её разливов в сезоны муссонов. Кроме того, если магистраль будет подвешена на понтоны на поверхности воды в Аравийском море, то их можно будет использовать в качестве плавучих станций для отгрузки бункера на суда международного торгового флота, плавучих отелей для пользователей магистрали, торговых центров. Этот инфраструктурный проект, по замыслу ОАЭ, мог бы стать часть китайского Пояса и пути, и через китайский порт Гвадар (Gwadar) на территории Пакистана выйти китайско-пакистанский экономический коридор (the China-Pakistan Economic Corridor). Также к проекту, помимо ОАЭ, можно было бы подключить порт Карачи в Пакистане и порт Мускат (Muscat) в Омане. [20190307 АП]