Морской обзор №18 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
По сообщению аналитика рынка угля из Noble Resources International., ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УГЛЯ, КАК ОЖИДАЕТСЯ, ВЫРАСТЕТ примерно на 48 млн т с 2017 г. до 963 млн т в 2018 г. Спрос будет в основном зависеть от постоянно нуждающейся в угле Азии, возглавляемой Китаем, Индией и остальными странами восточного полушария, и составит увеличение на 16 млн т, 11 млн т и 14 млн т соответственно.
В то время как можно ожидать, что производство гидроэлектроэнергии улучшится, Китай, скорее всего, импортирует больше угля из Индонезии. По словам вице-президента China National Coal Association, отрасли необходима поддержка после закрытия около 500 млн т устаревших мощностей с 2016 г. В свою очередь аналитик рынка угля Bloomberg Intelligence Michelle Leung отмечает, что “крупные шахты [в Китае] становятся все больше, поскольку у них лучшие сети продаж и логистики, а неэффективные закрываются. Но общий объем производства не падает”.
По его мнению, объемы импорта Южной Кореи, которые недавно увеличились из-за спроса со стороны электростанций, введенных в эксплуатацию до того, как президент Moon Jae-in вступил в должность, вряд ли сохранятся из-за сосредоточения президента на возобновляемых источниках энергии.
Что касается спроса на перевозимый морем уголь в Индии, то аналитик Michelle Leung считает, что импорт будет ограниченным, и государственная Coal India покупает больше угля, доставляемого по железной дороге для надежного снабжения своих клиентов, а индийское правительство планирует разрешить частную добычу.
Появление новых технологий сокращает затраты на производство солнечной энергии, а экологические проблемы использования угля, как ожидается, уменьшат долю тепловой энергии в структуре энергетики в ближайшие годы.
Вице-президент China National Coal Association считает, что “энергетическая безопасность по-прежнему очень важна для каждой страны, но уголь вряд ли будет заменен [полностью]”. [20180427 ГЕ]
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
МО2231. MarineLog, March 15, 2018 (US) {в дополнение к нашему сообщению № 2104 в выпуске MS2018-12}
Нидерландская судоходная Seatrade из Groningen была решением суда оштрафована за нарушение правил европейского законодательства от отгрузки отходов the EU Waste Shipment Regulation в форме незаконного экспорта судов в Южную Азию на лом. Сумма штрафов за такого рода нарушения варьируется в пределах от 50.000 до 750.000 ам. дол. К тому же от работы в качестве руководителей, советников и наёмных работников компании решением суда на год отстранены два топ менеджера. Ещё один менеджер был оправдан. Сторона обвинения требовала тюремных сроков, но учитывая, что речь шла о первом судебном преследовании по такого рода нарушениям, суд на первый раз ограничился штрафами и отстранениями.
Эко-НКО Shipbreaking Platform отметила, что впервые в Евросоюзе СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ОТВЕТИЛА ПО УГОЛОВНОЙ СТАТЬЕ ЗА НЕЗАКОННУЮ ПРОДАЖУ СУДОВ НА ЛОМ НА СУБСТАНДАРТНЫЕ ВЕРФИ по их разделке в Южной Азии (в Индии и Бангладеш). На них суда разделываются с нарушением требований техники безопасности и
3
представляют угрозу для здоровья и жизни людей и сохранности окружающей среды. К тому же суда на лом раздельщикам поставлялись через теневых посредников. [20180428АП]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2232. Baird Maritime, Apr. 18, 2018 (Austral.)
Российский порт УСТЬ-ЛУГА ОБНАРОДОВАЛ ПЛАНЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО КОМПЛЕКСА (МПК) Юг-2 с целью увеличения его годовой перегрузочной мощности до 20 млн т к 2020 г.
Проект в крупнейшем и самом глубоком порту Балтийского моря включает в себя строительство трех новых комплексов – каждый с железнодорожными ярдами – для перевалки угля (14 млн т в год), минеральных удобрений (3 млн т в год) и генеральных грузов (3 млн т в год). [20180427 ГЕ]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2233. Clarkson Research Services Limited, March 9, 2018 (UK)
При среднегодовых темпах роста в сложных процентах китайского импорта СПГ в 31% в год в последние десять лет КИТАЙ ШАГ ЗА ШАГОМ ВСЕ БОЛЕЕ ФОКУСИРУЕТ НА СЕБЕ МИРОВОЙ РЫНОК СПГ. В 2017 году китайский импорт СПГ вырос на 46% в годовом исчислении до 38 млн. т, в результате чего доля Китая в структуре мирового импорта СПГ расширилась до 13% против 2% в 2008 году. Кроме того, в 2017 году Китай потеснил Ю.Корею со второго места в мировом рейтинге крупнейших импортеров СПГ.
Китайский импорт газа по газопроводам так же, как и импорт СПГ, имеет огромное значение для энергетики Китая, именно на этот сектор экономики страны в 2017 году пришлось 40% потребления газа на внутреннем рынке. Импортировать газ по газопроводам Китай начал в 2010 году после пуска в эксплуатацию линий А и Б газопровода Центральная Азия – Китай, и в последующие годы объемы этого импорта устойчиво росли. В 2015 году начал действовать газопровод Мьянма – Китай. В период 2013-2016 годы китайский импорт газа по газопроводам превысил объемы китайского импорта СПГ.
Что касается прогноза на ближайшее будущее, то дальнейший рост китайского импорта СПГ обусловлен рядом факторов. Хотя ведется строительство нового газопровода “Сила Сибири”, его сдача в эксплуатацию ожидается только в конце 2019 года. Китайский спрос на газ будет расти – импорт увеличиваться, принимая во внимание недостаточный объем добычи газа в самой стране и отсутствие гибкости долгосрочных контрактов на поставку газа по газопроводам.
Следует отметить, что в Китае есть потенциал для увеличения добычи сланцевого газа, но едва ли он получит развитие в условиях прогнозируемого быстрого расширения мировых перевозок СПГ и строительства в Китае новых регазификационных СПГ-терминалов, что свидетельствует о дальнейшем расширении китайского импорта СПГ. На начало 2018 года регазификационные мощности Китая составляли 54 млн. в год, но к концу 2021 года их планируется довести до 80 млн. т в год. [20180428ЕШ]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО2234. World Cargonews, Apr. 19, 2018 (UK)
По данным Шанхайского международного института судоходства, мировой контейнерооборот увеличился на 6% до 740 млн ед. дфэ в 2017 г.
4
В своем Global Port Development Report (2017) институт отметил, что КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ “постоянно развивались под влиянием восстанавления мировой экономики и торгового климата” в 2017 г., и, несмотря на угрозу торговой войны с США, ПРОДОЛЖЕНИЕ РОСТОВ ОБЪЕМОВ ПРОГНОЗИРУЕТСЯ И В 2018 Г.
“По оценкам, благодаря активному международному рынку торговли и потребления товаров, контейнерная пропускная способность глобальных портов будет поддерживать стабильный растущий импульс в 2018 г. В частности, с корректировкой в таких бизнес-режимах, как трансграничная электронная торговля и трансграничный онлайн-шопинг, а также с трансформацией таких транспортных режимов, как “насыпные грузы-контейнерные грузы”, рост контейнерооборота глобальных портов будет по-прежнему лучше, чем рост грузооборота”.
В портах в Юго-Восточной Азии ситуация выглядит не так хорошо, поскольку контейнерооборот увеличился всего на 3%. Заметное исключение составляет Сингапур, где рост составил 8,2%. Контейнерооборот европейских портов вырос на 5%, в то время как в портах США на 7,4%, а африканских портах – на 5,6%. [20180427 ГЕ]
МО2235. https://www.lloydsloadinglist.com
По словам BIMCO аналитика по судоходству Mr. P. Sand, комментируя подписанное президентом Д. Трампом документ о протекционизме в части импорта стали и алюминия, КРАТКОСРОЧНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ США могут привести к продолжительным негативным последствиям во внешней торговле, а затем и в судоходном секторе мировой экономики. Последствия вряд ли проявятся на емкости рынка сухогрузов, но СКОРЕЕ ВСЕГО ПОСТРАДАЮТ КОНТЕЙНЕРНЫЕ СДЕЛКИ.
Свободная торговля обеспечивает процветание, сообщает аналитик, это основополагающий принцип, который надо лелеять и защищать. Все ограничивающие торговлю меры в принципе отрицательны для судоходства. Еще более серьезные последствия могут принести меры США против Китая, поскольку они приведут к эффекту «вовлеченных стран». Помимо торгового дефицита с Европейским Союзом и с Китаем, США имеют таковой с Мексикой, Японией и Канадой. Ситуацию могут еще более ухудшить ответные на протекционизм США меры. [ЗСМ]
МО2236. Hong Kong Shipping Gazette, March 14, 2018 (HK)
Исполнительный директор датской аналитической Seaintelligence Consulting Ларс Енсен (Lars Jensen) констатировал, что ЭПОХА КОНСОЛИДАЦИИ КРУПНЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ОПЕРАТОРОВ ПОДХОДИТ К КОНЦУ, но около 30% крупнейших региональных и нишевых линейных контейнерных судоходных компаний исчезнет в предстоящие пять лет в результате слияний и поглощений. В результате процесса консолидации в 2019 гг. можно ожидать сокращение предложения контейнерной вместимости и повышения уровней фрахтовых ставок. Но в 2020 г. может начаться новый спад на мировом фрахтовом рынке морских контейнерных перевозок по причине массированного поступления в них новостроя.
В мировом контейнерном судоходстве сегодня главенствуют семь глобальных мега-перевозчиков, организованные в три мега-альянса с примыкающими к ним контейнерными судоходными Yang Ming (Тайвань) и Hyundai Merchant Marine (HMM)
5
Что до менее крупных и нишевых судоходных компаний в перевозка контейнеров, их процесс консолидации продолжится, тем более что в последние пять лет из 50 этих компаний уже в результате слияний и поглощений исчезло 15. Те же, что остались, норовят размещать заказы на всё более крупные суда, чтобы повысить свою эффективность. В 2020 г. мега-альянсы глобальных морских контейнерных операторов может ожидать реструктуризация, тогда их останется всего два. В любом случае в течение двух-четырёх лет их состав может изменяться, произойти взаимный обмен партнёрами по критерию близости их политики.
Китайская COSCO становится «слоном в посудной лавке», в связи со своим безудержными расширением, обязанным тем, что она не столько гонится за финансовыми результатами, сколько выступает инструментом обслуживания политики Пояса и пути, рассчитанной на реализацию в течение 30-40 лет. Выиграть фрахтовую войну с COSCO нереально и глупо, раз уж ей, по сути, не интересны не только финансовые результаты, но и рыночная доля в международных контейнерных перевозках как таковая. [20180428 АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2237. Hong Kong Shipping Gazette, March 15, 2018 (HK)
Как сообщает IHS Media, российская РЖД ПЛАНИРУЕТ НОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ ДОСТАВКИ ЯПОНСКОГО ЭКСПОРТА В ЕВРОПУ ИЗ РОССИЙСКИХ ДВ ПОРТОВ по Транссибирской магистрали. Время в пути составит 22-25 сут. против морских 40 сут.
Помимо значительного сокращения транзитного времени другим преимуществом железнодорожных перевозок контейнеров выступает стабильность ставок, они пересматриваются лишь раз в год против морских ставок фрахта, которые постоянно изменяются вслед за конъюнктурой. С другой стороны, железнодорожная перевозка контейнеров будет на 170-180% дороже.
В середине 2017 года РЖД уже запустила новый железнодорожный сервис на маршруте Япония – Россия “Транссиб за 7 дней”. Грузы из Японии доставляют морским путем на Находку/п.Восточный на ДВ России, а затем по Транссибирской железной дороге следуют до Москвы.
Средняя скорость перевозок на маршруте составляет 1 200 км в день (746 миль в день), или 31 миля в час против 28 миль в час в 2014 году. В дальнейшем РЖД надеется увеличить скорость перевозки.
В целом, новый сервис позволяет грузоотправителям сократить транспортные расходы на 20% по сравнению с морскими перевозками на порты Балтийского моря. Сервис сокращает транзитное время с 42 до 25 сут. [20180428ЕШ]
ПЛАВУЧИЕ БУРОВЫЕ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО2238. Offshore Wind, March 22, 2018 (Norw.)
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУДНО СНАБЖЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ МОРСКИХ ПЛАТФОРМ разного назначения на шельфе Acta Auriga с носом X-BOW и кормой типа X-STERN, спроектированное и построенное норвежской Ulstein Verft для Acta Marine, может также быстро перемещаться кормой, как и носом. Двигаясь кормой судно способно развивать скорость в 12,5 уз., а носом – в 13,5 уз.
Это – второе в мире судно с одинаковой формой как носа, так и кормы (проект the Ulstein SX195). Одна из функций судна – перевозка и передача на борт морских установок рабочего персонала, и для этого на нём предусмотрен трап SMST с горизонтальной грузоподъёмностью до 3 м и компенсацией волнения, что делает перевалку людей на платформы и на судно более безопасной процедурой.
6
Судно будет обслуживать ветряную платформу на морском шельфе the Bard Offshore 1 компании Deutsche Offshore Consult. [20180428 АП]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2239. gCaptain, March 13, 2018 (Austral)
На судоверфи в Палермо итальянская судостроительная FINCANTIERI ВЫПОЛНЯЕТ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЗАКАЗ НА УДЛИНЕНИЕ КОРПУСА КРУИЗНОГО СУДНА, принадлежащего круизной Silverseas. Корпус лайнера Sliver Spirit был рассечен пополам, и сейчас выполняются работы по объединению половинок с помощью заранее построенного 15-метрового сегмента. Судно класса 36 000 брт, длиной корпуса в 195 м было построено в 2009 году на судоверфи Fincantieri в Анконе. После удлинения корпуса его длина составит 210,7 м.
Для реализации проекта удлинения корпуса, который был разработан и осуществлен подразделением по ремонту и переоборудованию судов Fincantieri (Fincantieri’s Ship Repair and Conversion division), будет использовано 846 т стали, 110 000 м кабелей, 8 000 м трубопроводов. Проект планируется завершить в начале мая 2018 года, после чего лайнер вернется в европейские морские круизы. [20180428ЕШ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2240. Hong Kong Shipping Gazette, March 9, 2018 (HK)
Как пояснил Neil Dekker, консультант компании ClipperMaritime, сингапурскому изданию Splash 24/7, “ЗАГАДОЧНАЯ” ДЛЯ ПОСТОРОННИХ ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПЛАНИРУЕТ ДОСТИГНУТЬ ЮЖНОКОРЕЙСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОНТЕЙНЕРНАЯ КОМПАНИЯ HYUNDAI MERCHANT MARINE (HMM), размещая контейнеровозы класса Panamax в перевозках между Азией и Европой, где давно господствуют мега-суда, состоит главным образом в том, чтобы улучшить обслуживание реальных владельцев грузов (Beneficial Cargo Owners – BCO).
Он отмечает, что после банкротства Hanjin Shipping в 2016 году для Южной Кореи имеет огромное стратегическое и политическое значение появление в обозримом будущем сильного и надежного национального глобального перевозчика контейнеров. Кроме того, еженедельный сервис АЕХ – возможность для руководства HMM, имеющего большие амбиции на будущее, оценить потенциальную эффективность возврата на магистральное направление перевозок контейнеров Азия – Северная Европа, причем в качестве перевозчика контейнеров, а не фрахтователя контейнерной вместимости на судах других операторов.
В новом качестве мега-оператора HMM станет более привлекательным партнером как для альянса Alliance, так и любого другого альянса, который может появиться в будущем. Консультант Neil Dekker делает вывод, что сам факт, что нездоровая в финансовом отношении компания строит такие грандиозные планы, не может не свидетельствовать о том, что за ее спиной появилась мощная государственная, политическая поддержка. [20180428ЕШ]
МО2241. MarineLog, Apr. 12, 2018 (US)
ДАТСКАЯ СУДОХОДНАЯ ГРУППА DFDS подписала соглашение о ПРИОБРЕТЕНИИ 98,8% АКЦИЙ СУДОХОДНОГО ОПЕРАТОРА U.N RO-RO у турецких частных компаний Actera и Esas по цене 950 млн евро (около 1,170 млн $). U.N. Ro-Ro является крупнейшим в Турции оператором судов, перевозящих грузы Ro-Ro, осуществляющем перевозки на пяти маршрутах между Турцией и ЕС, которые соединят турецкие порты Пендик,
7
Амбарли и Мерсин с Триестом и Бари в Италии, портом Тулоном во Франции и Патрасом в Греции.
С момента основания оператора U. N. Ro-Ro в 1994 г. морские перевозки продолжают отвоевывать долю рынка у автомобильного транспорта, потоку которого препятствуют автомобильные пробки, пограничный контроль и таможенные формальности. Сегодня 55% торговли осуществляется по морю, и объём продолжает расти, принося значительную пользу оператору U. N. Ro-Ro, который является основным оператором на этом рынке. [20180427 ГЕ]
МО2242. gCaptain, March 19, 2018 (Austral.)
Финская морская технологическая компания Wärtsilä планирует приобрести базирующуюся в Великобритании Transas, специализирующуюся на производстве морского навигационного оборудования и тренажеров.
Всё это необходимо Wärtsilä для решения поставленной ею для себя задачи создания умных судовых технологий в связке с умными портами, технологии «умной морской экосистемы» Smart Marine Ecosystem. Эта технология призвана повысить эксплутационную эффективность, максимизировать использование ресурсов, минимизировать риск загрязнения морской среды, повысить уровень безопасности мореплавания. Более того, она призвана сгладить последствия неэффективности, обусловленной избыточностью тоннажа, неоптимальным расходом бункера, простоями судов в портах в ожидании погрузки-выгрузки, др.
СДЕЛКА ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ TRANSAS КОМПАНИЕЙ WÄRTSILÄ оценивается в 210 млн. евро, и должна быть завершена в течение второго квартала 2018 г. [20180428 АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2243. gCaptain, Apr. 9, 2018 (Austral.)
Сингапурский судостроительный завод Keppel Offshore & Marine объявил о заключении дочерней компанией контракт на строительство первого в Сингапуре ДВУХТОПЛИВНОГО ТАНКЕРА-БУНКЕРОВЩИКА, РАБОТАЮЩЕГО НА СПГ.
Контракт был подписан между дочерней Keppel O&M Keppel Singmarine и Mitsui & Co с частичным финансированием со стороны правительства Сингапура. Танкер будет принадлежать оператору Sinanju Tankers Holdings Pte Ltd. (Sinanju), на основе финансового соглашения с Mitsui AP.
Передача судна в эксплуатацию запланирована на второе полугодие 2019 года. Cоглашение предусматривает для Sinanju и Mitsui AP опцион на строительство второго аналогичного бункеровщика, который нужно будет подтвердить в течение шести месяцев с даты вступления в силу первого контракта.
Танкер дедвейтом около 8 тыс. тонн будет первым бункеровщиком для Сингапура и Sinanju, работающим на СПГ топливе. Построенный на класс общества Bureau Veritas танкер будет осуществлять бункеровку различными видами топлива морских судов в пределах акватории порта.
Sinanju получит софинансирование в размере до 2 млн синг.$ (USD 1,5 млн.) как один из участников экспериментальной программы СПГ бункеровки (LBPP), запущенной морской и портовой администрацией Сингапура. [20180427 ГЕ]
МО2244. MarineLog, Apr. 18, 2018 (US)
ПЕРЕВОЗЧИК СПГ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, названный Diamond Gas Orchid на церемонии, состоявшейся 18 апреля на судостроительном верфи Nagasaki Shipyard компании Mitsubishi Heavy Industries Ltd, скоро будет транспортировать СПГ из США для проекта Cameron LNG.
8
Судно принадлежит Diamond LNG Shipping 1 Pte. Ltd., совместному предприятию, принадлежащему NYK и Mitsubishi Corporation, которое имеет долгосрочный контракт с Diamond Gas International Pte. Ltd., дочерней Mitsubishi Corporation (Сингапур).
Это первый газовоз СПГ нового типа Sayaringo STaGE, танки которого закрыты специальным металлическим кожухом, снижающим вес судна и сопротивление воздуху, при этом вместимость природного газа увеличена.
Под крышкой “горошины” находятся ящики в форме яблока, верхние полусферы которых более крупные, чем нижние. Название “Sayaringo” происходит от японских слов “saya” (горох) и “ringo” (яблоко). Кроме того, судно оснащено инновационной гибридной пропульсивной системой STaGE (газотурбинный двигатель, способный работать на СПГ) и оптимизированными обводами корпуса.
Diamond Gas Orchid – это первое судно типа Sayaringo STaGE, имеющее как структуру грузовых танков, так и двигательную систему следующего поколения. Газовоз Газовоз имеет следующие параметры: общая длина 293,5 м, ширина 48,94 м, валовая вместимость 144 828 т, основная тяга STAGE (паровые турбины и газовые двигатели). Грузоподъемность грузового танкера: 165000 куб. м Судостроитель: Mitsubishi Shipbuilding Co. Ltd. Флаг: Багамские острова. [20180427 ГЕ]
МО2245. MAN Diesel Turbo, March 22, 2018 (Germ.)
Немецкая MAN Diesel & Turbo совместно с машиностроительным подразделением южнокорейской Hyundai Heavy Industries (HHI-EMD), построят ИСПЫТАТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ME-GI – ДВУХБУНКЕРНЫХ СУДОВЫХ СПГ ДВИГАТЕЛЕЙ (dual-fuel gas engines), которые HHI-EMD производит по лицензии MAN Diesel & Turbo. Предприятие необходимо для поиска более совершенных, надёжных, лучших экологичных судовых двухбункерных двигателей. Предприятие запустят в начале 2019 г., начав проводить испытания дистанционно-управляемых через Интернет и спутниковую связь судовых двигателей в рамках стратегии MAN Diesel & Turbo по переходу к Интернету вещей.
Кроме того, начнутся испытания построенной MAN PrimeServ, в пяти разнящихся по размерам модификациях, ME-GI Pump Vaporizer Unit (ME-GI PVU) – перспективной разработки MAN Diesel & Turbo, которая позволит контролировать давление и испарять бункер СПГ в соответствии с требованиями технических спецификаций судовых двигателей ME-GI к давлению и температуре.
ME-GI PVU разрабатывалась изначально как часть программы совершенствования двухтактных двухтоплиных судовых двигателей СПГ немецкой MAN Diesel and Turbo. [20180428 АП]
МО2246. World Maritime News, March 22, 2018 (Nethrlnds); Maritime Holland, #1, 2018 (Nethrlnds)
Компания C-Job Naval Architects разработала проект судна the FF8500 для перевозки генерального груза класса 8 500 т двт с вспомогательными ветряными движителями, роторными цилиндрическими «парусами» Norsepower Rotor Sails для нидерландской судоходной Switijnk Shipping.
Ожидается, что ОБОРУДОВАНИЕ СУДНА ROTOR SAILS – ВРАЩАЮЩИМИ ВЕРТИКАЛЬНЫМИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ПАРУСАМИ ФЛЕТТНЕРА (Flettner), использующими открытый в 1852 г. немецким физиком Генрихом Густавом Магнусом (Heinrich Gustav Magnus) эффект Магнуса (Magnus), гарантирует экономию на бункере в 14%. Первое судно
9
Buckau с новыми движителями было построено в 1924 г. инженером Антоном Флеттнером из Германии, и в 1926 г. оно благополучно пересекло Атлантический океан. [20180428 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2247. Platts, March 13, 2018 (Norw.)
Согласно прогнозам Maersk Oil Trading, СИНГАПУР СОХРАНИТ СВОЙ СТАТУС ВЕДУЩЕГО МИРОВОГО ЦЕНТРА ОТГРУЗКИ БУНКЕРА на суда международного торгового флота и после 1 января 2020 года, когда вступит в силу требование Международной морской организации (ИМО) о снижении предельного содержания серы в судовом топливе до уровня 0,5% (в настоящее время действует стандарт в 3,5%), благодаря эффективности, прозрачности и инфраструктурным преимуществам отгрузки бункера на суда в городе-государстве. Но помимо Сингапура на место ведущих центров мировой бункеровки в эпоху малосернистого бункера будут претендовать и другие страны этого региона, особенно Китай.
Доля морской индустрии в ВВП Сингапура составляет 7%, в ней занято более 170 000 человек. [20180428ЕШ]
МО2248. Port Strategy, March 8, 2018 (UK)
Завершилась ПРИВАТИЗАЦИЯ ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПОРТОВ ГРЕЦИИ САЛОНИКИ (Thessaloniki). Сумма сделки, ратифицированной парламентом Греции, составила 1,1 млрд. евро. Порт, по сообщению его оператора Thessaloniki Port Authority (OLTH), был сдан в концессию консорциуму в составе российско-греческой, немецкой и французской компаний. На завершение приватизационной сделки ушло три года. 67% участия в капитале OLTH приобрели Terminal Link, Deutsche Invest Equity Partners и Belterra Investments. Они согласились инвестировать в порт, взятый ими в концессию на 34 года, 650 млн. евро. В настоящий период приватизационное агентство Греции the Hellenic Republic Asset Development Fund планирует приватизацию и сдачу в концессию порта Александрополис (Alexandroupolis) и ещё девяти государственных портов страны. [20180428ЕШ]
МО2249. Safety4Sea, March 2, 2018 (Can.)
Компания GIE запустила БАЗУ ДАННЫХ SMALL-SCALE LNG 2018, в которой зарегистрированы все действующие, строящиеся и планируемые к строительству малые МОРСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ ПО ОТГРУЗКЕ НА СУДА СПГ В ЕВРОПЕ. База данных выявила зависимость малой морской СПГ инфраструктуры от близости крупных морских импортных терминалов СПГ как предпосылки её развития. На конец 2017 г. 75% действующих малых терминалов СПГ располагались в странах с крупными ре-газификационными терминалами, в основном в морских портах Западной Европы.
Лидерами в развитии малых морских терминалов являются Франция, Италия, Испания и Великобритания. Там прирост этой инфраструктуры в 2016-2017 гг. составил 133%. Там же строятся и планируются к строительству 65% новых малых морских терминалов СПГ по отгрузке СПГ на суда. Источником СПГ для них являются крупные морские импортные СПГ терминалы, а не сжижение газа и трубопроводной газораспределительной сети. [20180428АП]
МО2250. Port Strategy, Apr. 12, 2018 (UK)
В отчете исследовательской и аналитической компании Transport Intelligence (Ti) говорится, что РЕГИОН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ МОЖЕТ ПОСТРАДАТЬ ОТ СУЩЕСТВЕННЫХ ПЕРЕГРУЗОК ИНФРАСТРУКТУРЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ в случае продолжения всех запланированных проектов. Согласно документу “Инвестиционные возможности
10
на Ближнем Востоке 2018”, почти все крупные порты готовятся к значительной модернизации. В исследовании говорится, что в случае продвижения определенных крупных проектов развития аэропортов и портов, конкретные объекты рискуют быть значительно недоиспользуемыми. Согласно отчету, использование не в полной мере уже наблюдается на ряде терминалов.
Недавние данные аналитического агентства Alphaliner показали, что саудовские порты Даммам и Джидда и порт Хорфакканн ОАЭ в прошлом году были среди десяти крупнейших портов, потерявших объемы контейнерооборота. Тем не менее, снижение, похоже, не удержало руководство от дальнейшего строительства порта: в Дубае порт Джебель Али планирует начать работу в конце этого года с целью увеличения пропускной способности объекта до 22,1 млн ед. дфэ, в то время как потенциал Катара будет увеличен до 6 млн ед. дфэ к 2020 г.
Между тем, нынешняя пропускная способность порта Абдулла в Саудовской Аравии, составляющая 4 млн. ед. дфэ к 2020 г. будет увеличена до 20 млн ед. дфэ.
Аналитики Transport Intelligence считают “очевидным тот факт, что в случае продолжения запланированных инвестиций будет иметь место значительное ограничение использования терминальных мощностей по всему региону, поскольку на них просто не будет спроса”. [20180427 ГЕ]
МО2251. Port of Long Beach, Apr. 13, 2018 (US)
Порт ЛОНГ-БИЧ ЗАВЕРШИЛ СВОЙ ЛУЧШИЙ В ИСТОРИИ ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ, так как его морские терминалы переработали почти 1,9 млн ед. дфэ с января по март. Это существенный рост на 19,4% по сравнению с первым кварталом 2017 г., который стал самым загруженным годом в истории порта. Предыдущий рекорд за первый квартал был установлен в 2007 г. Контейнерооборот в марте достиг 575,258 ед. дфэ, увеличившись на 13,8% процента по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. [20180427 ГЕ]
МО2252. Port Strategy, March 12, 2018 (UK)
По оценке the European Sea Ports Organisation (ESPO), порты Евросоюза, будут нуждаться для того, чтобы отвечать современным разнообразным требованиям, необходимым для успешного развития экономики Евросоюза, в 48 млрд. евро инвестиций в период с 2018 по 2027 гг.
Организация европейских портов ESPO рассматривает СИСТЕМУ ГРАНТОВ В КАЧЕСТВЕ ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПОРТОВ С ВЫСОКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ, НО С НИЗКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТДАЧЕЙ. К тому же, гранты должны получать только те высококачественные проекты портов с высокой добавленной стоимостью, где будет налажен строгий контроль над расходованием средств, выделяемых в рамках грантов, и где при финансировании недостаточно крупных проектов в портах, не требующих предварительного утверждения странами-членами Евросоюза, будет иметь место дефицит финансирования. [20180428 АП]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2253. The Maritime Executive, March 15, 2018 (US)
В первые два месяца 2018 г., по данным LNG World Shipping, в перевозки в мире поступили 13 танкеров-газовозов СПГ, и были размещены НОВЫЕ ЗАКАЗЫ НА 10 ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ СПГ.
В марте 2018 г. британская проектная ICE Marine Design представила проект танкера-газовоза СПГ грузовой вместимостью в 20 000 куб. м, разработанный при сотрудничестве с заказчиком, крупным морским оператором, для лёгкой перевалки СПГ в качестве бункера на суда, с двумя полунапорными и
11
полурефрижераторными двойными встроенными сферическими грузовыми танками типа С и двухтопливным главным двигателем, работающим на испаряемом газе (BOG) при полной загрузке танков. Необычно малая осадка судна и его высокая маневренность дадут новому танкеру конкурентное преимущество – он сможет обслуживать морские импортные терминалы СПГ и конечных пользователей в местах, до сих пор недоступных для более крупного тоннажа.
В 2017 г. классификационное общество Великобритании, Регистр Ллойда (Lloyd’s Register) утвердило еще один, более крупный проект B-FREE безбалластного танкера-газовоза грузовой вместимостью 30 000 куб. м по совместному проекту французской компании GTT и китайской судостроительной Dalian Shipbuilding Industry. В 2017 г. также миру был явлен совместный проект южнокорейских судостроительных компаний Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) и норвежского классификационного общества DNV GL газовоза класса Post-Panamax с формой корпуса и силовой установкой, рассчитанными на эксплуатацию судна в режимах в 12, 16 и 19,5 уз. Первичным бункером для двухтактного главного судового двигателя судна по этому проекту станет СПГ. В силовой установке судна комбинированы газовая турбина, паровая турбина и дизель-электроходная система, интегрированная с Интернетом вещей Ship Internet of Things (SloT) от компании DSME и её же беспроводной компьютерной сетью Smartship 4.0. [20180428 АП]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2254. Tokyo MOU, March 14, 2018 (Jap.) {в дополнение к нашему сообщению № МО2182 в выпуске MS2018-15}
С 1 сентября по 30 ноября 2017 г. азиатская служба государственного портового контроля ТОКИЙСКИЙ МЕМОРАНДУМ (the Tokyo MoU) провела КОНЦЕНТРИРОВАННУЮ ИНСПЕКЦИОННУЮ КАМПАНИЮ (Concentrated Inspection Campaign – CIC) по проверке соответствия судов международного торгового флота требованиям безопасности мореплавания, сформулированным в Главе V международной конвенции СОЛАС (SOLAS Ch. V). В ходе кампании были осуществлены осмотры 6720 судов, из которых 36 судов, или 0,54%, были задержаны непосредственно из-за нарушений требований конвенции. Всего в период проведения кампании были задержаны 157 судов, или 2,34%, из-за других несоответствий.
Больше всего было проведено осмотров судов под флагом Панамы – 1 876 судов (27,92%), Гонконга (Китая) – 650 (9,67%), Маршалловых островов – 610 (9,08%) и Либерии – 543 судна (8,08%).
Больше всего по результатам осмотров в рамках Концентрированной инспекционной кампании из-за нарушений требований конвенции было задержано судов под флагом Панамы – 9 ед. из 1 876 осмотренных судов, Либерии – 4 ед. из 543 осмотренных судов, Белиза – 4 ед. из 173 осмотренных судов. По государствам флага статистика задержаний судов во время проведения кампании распределилась следующим образом: Танзания – 33,33% (из каждых трех осмотренных одно судно задержано), Пакистана – 25% (одно задержание на четыре осмотра), о-вов Кука – 14,29% (одно задержание на семь осмотров).
Основными нарушениями требований Главы V международной конвенции СОЛАС были недостатки, связанные с планом рейса, – 338 (21,82% от общего числа недостатков). Следом шли нарушения требований, связанных с выставлением навигационных/сигнальных огней – 304 (19,63%) и распознаванием
12
этапов дистанционной звуковой сигнализации СКДВП (BNWAS) – 168 (10,85%). Доклад с результатами будет опубликован в ноябре 2018 года и тогда же представлен в ИМО. [20180428ЕШ]
МО2255. Maritime Journal, March 12, 2017 (UK)
Судовождение на современных судах осуществляется при помощи данных радаров, выводимых на монитор, и системы электронного картографирования ECDIS. Радар отображает объекты в горизонтальной проекции, а ECDIS даёт вид сверху. Морская же инженерная компания ROLLS ROYCE ПРЕДЛАГАЕТ НОВУЮ СИСТЕМУ СУДОВОЖДЕНИЯ INTELLIGENT AWARENESS (IA), которая разработана в рамках проекта по созданию автономных судов, но может найти применение на судах международного флота уже сегодня. В системе IA данные от разных навигационных приборов, радара, ECDIS, AIS, GPS и LIDAR комбинируются на одном мониторе на ходовом мостике судна.
Система IA предусматривает четыре режима пользовательского интерфейса, виртуальной реальности в двухмерном и трёхмерном вариантах, а также дополненной реальности, др. для того, чтобы получить точные данные об окружающей судно навигационной обстановке. Система лазерной локации Light Detection and Ranging (LIDAR) помогает создавать трёхмерную картину происходящего вокруг судна в море и у побережья и замечать то, что обычно человеческий глаз упускает из вида, а также осуществлять точные замеры расстояний при помощи лазерных лучей.
Компания Rolls Royce первая в мире планирует превратить IA в коммерческий продукт, поскольку новая навигационная система предлагает новые возможности для осуществления эффективного и безопасного судовождения. Если компания удастся превратить систему IA в коммерческий продукт, в безопасности мореплавания будет осуществлён настоящий прорыв, и вахтенные команды на ходовом мостике судов получат новые, более широкие возможности оценки навигационной обстановки, складывающейся вокруг их судов. [20180428 АП]
МО2256. Maritime Journal, March 15, 2018 (UK)
Немецкая компания-производитель спасательных шлюпок Hatecke (исполнительный директор Петер Хатеке (Peter Hatecke)) разработала самую вместительную спасательную шлюпку в мире длиной 14 м. Спасательная шлюпка разрабатывалась в рамках контракта на создание ультравместительных спасательных плавсредств для действующих круизных судов с 2015 г.
СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА сконструирована в расчёте на ЭКСТРЕННУЮ ЭВАКУАЦИЮ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ПАССАЖИРОВ с борта круизного судна в условиях кораблекрушения. Она оборудована сдвоенным двигателем в качестве дополнительной меры безопасности. Проектом предусмотрены двигатели в 30 л.с., но допускается установка двигателей мощностью в 100 л.с. Двигатели приводят в движение трёхлопастный гребной винт в сопле, и при мощности двигателя в 30 л.с. спасательная шлюпка может развить скорость 7,1 уз., на одном двигателе – до 6 уз.
Шлюпка выполнена из пластмассы, армированной стекловолокном (GRP). На каждом конце спасательной шлюпки расположены два люка для подъема и выпуска крюкового соединения, а выпускные крюки из нержавеющей стали оснащены системами гидростатического плавания.
Новое изделие компании Hatecke сократит длину корпуса судна, необходимую для размещения спасательных шлюпок, приблизительно на 30%, что
13
позволит разместить на судне дополнительное число кают с балконами или расширить прогулочную зону для всех пассажиров. Классификационное общество утвердило новый проект спасательной шлюпке, несмотря на законодательный запрет ИМО на шлюпки вместимостью более 150 чел. [20180428 АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2257. MarineLink.com, March 13, 2018 (US)
Морская инженерная Boll & Kirch из Германии (исполнительный директор Штефан Штарке (CEO Stefan Starke)), созданная 40 лет назад, заявила, что её ИННОВАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОДЫ THE BOLLFILTER AUTOMATIC TYPE 6.18.3 помогла базирующейся в Циндао китайской SunRui Marine Environment Engineering сконструировать установку BalClor BWMS по очистке балластных вод на судах (BWMS), отвечающую требованиям производительности и качества, необходимым для получения сертификата Береговой охраны США.
Модуль the Bollfilter Automatic Type 6.18.3 компактен, прочен и лёгок в эксплуатации и техобслуживании, он автоматически перестраивается в ответ на изменение конкретных условий обслуживания, что позволяет ему еще надежнее выполнять установленные в США для очистных балластных установок требования и способствовать сокращению эксплуатационных расходов. [20180428АП]
МО2258. World Maritime News, March 23, 2018 (Nethrlnds)
ВЕЛИКОЕ ТИХООКЕАНСКОЕ МУСОРНОЕ ПЯТНО the Great Pacific Garbage Patch, расположенное на полпути между побережьем Калифорнии и Гавайскими о-вами, содержит в 16 раз больше пластика, чем предполагалось, и растёт экспоненциально. Пятно содержит 1,8 трлн. ед. пластика суммарным весом в 80 000 т, по данным исследования фонда The Ocean Cleanup Foundation (основатель и директор Боян Слат (Boyan Slat)), шести университетов мира и компании по аэрофотосъёмке (директор проекта д-р Джулия Реййсер (Dr. Julia Reisser)).
Причём на крупные объекты приходится 92% пластиковой массы в пятне, на пластик размером менее 5 мм приходятся остальные 8%, но его доля в обозримом будущем, если не принять меры, может увеличиться десятикратно. Его площадь составляет 1,6 млн. кв. км, или в три раза превышает площадь Франции. В среднем на каждый кв. км пятна приходится по 10 кг пластика. [20180428 АП]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО2259. MarineLog, March 26, 2018 (US); Professional Mariner, March 23, 2018 (US)
Президент США Дональд Трамп подписал законопроект, в котором, в частности предусматривается СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОЦЕЛЕВЫХ СУДОВ National Security Multi-Mission Vessel (NSMV), КОТОРЫЕ БУДУТ ОДНОВРЕМЕННО ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ДЛЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ США и судов по доставке грузов в районы бедствий по линии федерального агентства чрезвычайных ситуаций the Federal Emergency Management Agency (FEMA).
Первое судно Empire State VII класса National Security Multi-Mission Vessel (NSMV) стоимостью в 300 млн. ам. дол. получит в порядке замещения устаревшего учебного судна Empire State VI в 2022 г. колледж торгового флота США the State University of New York (SUNY) Maritime College (SUNY Maritime). Судно сможет разместить на борту 600 курсантов, 100 офицеров и экипаж. [20180504 АП]
14
МО2260. The Maritime Executive, Apr. 11, 2018 (UK)
Индия подписала в Пусане меморандум о взаимопонимании с Южной Кореей, который предусматривает ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СЕРТИФИКАТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОРЯКОВ.
Это открывает возможности для двух правительств взаимно признавать сертификаты морского образования и обучения, компетентности, одобрения и медицинской пригодности моряков, выданных друг другом. Соглашение откроет возможности трудоустройства для индийских моряков на южнокорейских судах.
В настоящее время судовладельцы Южной Кореи имеют более 500 океанских судов, осуществляющих международные рейсы, а в Индии насчитывается около 154000 моряков, из которых более 70000 являются офицерами.
Число индийских моряков, занятых на судах под индийским и иностранными флагами, впервые за последний год достигло 150000 человек, из которых 37259 человек получили рабочие места за последние три года.
Согласно отчету BIMCO Manpower Report 2015, Индия является пятым по величине поставщиком офицеров после Китая, Филиппин, России и Украины. Министр Гадкари совершает четырехдневный визит в Южную Корею для укрепления двустороннего сотрудничества между двумя странами в судоходстве, портах, внутренних водных путях, автомобильных дорогах и инфраструктурных секторах. [20180427 ГЕ]
РАЗНОЕ
МО2261. Passenger Ship Technology, March 12, 2018 (UK)
9 марта 2018 г. компания Arianespace запустила на орбиту четыре спутника O3b компании SES (исполнительный директор Стив Коллар (Steve Collar)) на российском ракетоносителе «Союз» с космодрома космического центра Евросоюза в Куру (Kourou) во французской Гайане (French Guiana). В итоге компания SES расширила свою спутниковую группировку medium Earth orbit (MEO) спутников с 12 ещё на 4 для улучшения обслуживания широкополосной, скоростной связью круизный флот и сектор добычи нефти и газа на шельфе.
Спутники производства компании Thales Alenia Space позволят поддерживать связь в частотном диапазоне Ka-band между тропиками с негеостационарной орбиты. НОВЫЕ СПУТНИКИ будут пущены в эксплуатацию с орбиты в мае 2018 г. и ПОЗВОЛЯТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ НА КРУИЗНЫХ СУДАХ и морских платформах как по делу и в целях обслуживания пассажиров.
Следующие 4 спутника связи O3b компания SES планирует запустить на ракетоносителе «Союз» из Гайаны в 2019 г. Группировка из первых 12 негеостационарных спутников была запущена «Союзами» в 2013-2014 гг.
Кроме того, компания SES продолжает инвестировать в свою геостационарную спутниковую группировку, и во втором квартале 2018 г. планирует выведение на геостационарную орбиту своего самого мощного спутника коммерческой связи SES-12. [20180428 АП]
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая 50-а,
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Научно-исследовательский отдел управления научно-исследовательской и инновационной деятельности