Морской обзор №19 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2262. Yonhap, March 30, 2018 (ROK)
В 2016 г. южнокорейская морская индустрия имела оборот в 116,9 трлн. вон (109,73 млрд. ам. дол.), или сократилась по этому показателю на 7,9% в годовом исчислении вследствие опрометчиво допущенного правительством банкротства крупнейшей судоходной компании Hanjin Shipping Co., по данным министерства океанов и рыболовства the Ministry of Oceans and Fisheries. Морская индустрия страны подразделяется на 9 секторов, включая сюда судостроение и судоремонт и морские установки на шельфе, портовое хозяйство и собственно судоходство. Крупнейшим сектором морской индустрии Южной Кореи является судостроение, судоремонт и морские установки на шельфе (их доля в обороте морской индустрии составляет 43,9%), на судоходство и портовое хозяйство приходится 38,7% и на производство морского оборудования – 8,2%.
В МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ ЮЖНОЙ КОРЕИ, согласно данным на 2016 г., ЗАРЕГИСТРИРОВАНО 17 854 КОМПАНИЙ, в сфере судоходства и портового хозяйства 7 261 компания, или 40% от общего числа морских индустриальных компаний. В строительстве судов, ремонте, эксплуатации морских установок на шельфе подвизается 4 981 компания, в морском машиностроении – 1 919 компаний. На конец 2016 г. в морской индустрии Южной Кореи работало 200 000 чел. [20180504 АП]
МО2263. Safety4Sea, March 14, 2018 (Can.)
Танкер “Eduard Toll” стал первым в мире судном, прошедшим Северным морским путем (the Northern Sea Route) в зимний период без помощи ледокола. Выйдя из Южной Кореи в декабре 2017 года, он прибыл в морской порт Сабетта (Sabetta) на п-ове Ямал в Арктике.
“Eduard Toll” – четвертое в серии из 15 судов для перевозки СПГ ледового класса Arc7, строящихся для обслуживания проекта “Ямал СПГ” (Yamal LNG), и первое из 6 судов, которые строятся по заказу сингапурской Teekay для обслуживания этого проекта. Ему удалось самостоятельно пройти по Северному морскому пути, ломая лёд толщиной 1,8 м на скорости в пять узлов, и прибыть в пункт назначения раньше установленного времени. Танкер назван в честь русского геолога и исследователя Арктики барона Эдуарда Толля.
Растет интерес к перевозкам в Арктике со стороны судоходных компаний.
Однако, по мнению специалистов Арктического института (Arctic Institute), АРКТИКА ВРЯД ЛИ СТАНЕТ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ, поскольку непредсказуемость региона вызывает серьезную обеспокоенность в отношении долгосрочной жизнеспособности перевозок в регионе. В 2016 году, по данным Centre for High North Logistics, только 19 судов использовали Севморпуть, осуществив по нему перевозку 214 513 т грузов. [20180504ЕШ]
3
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2264. Bloomberg, March 30, 2018 (US)
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ РИСКУЕТ ЗАТРУДНИТЬ ЭКСПОРТ ПШЕНИЦЫ из ведущих морских экспортных зерновых портов России. В Ростове-на-Дону игры мундиаля пройдут с 17 июня по 2 июля 2018 г. Это заставит изменить привычные маршруты автомобильных грузовых зерновых перевозок и замедлить экспортные поставки пшеницы по причине введения более строгого режима безопасности. Зерновые терминалы на реке Дон (the Don River), принадлежащие глобальным торговым домам, включая Cargill Inc. и Bunge Ltd., обрабатываю четверть грузов российской экспортной пшеницы и зерна, по данным санкт-петербургской зерновой брокерской компании Glogos Project (исполнительный директор Семён Чудаков).
Россия отправляет на экспорт больше пшеницы, чем любая другая страна мира, в последние 25 лет, её урожаи растут из года в год.
Наплыв туристов и болельщиков на автомобилях увеличит риск возникновения многокилометровых пробок, что также может стать препятствием для привычных объёмов перевозок пшеницы, причем даже на объездных автодорогах. Грузовикам с зерном, вероятно, придётся столкнуться с необходимостью мириться с простоями в течение нескольких дней. [20180504 АП]
МО2265. The Maritime Executive, March 28, 2018 (US)
Россия начала разрабатывать ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА САМОХОДНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РАБОТЫ В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА с периодом автономного плавания во льдах до трёх лет. Стоимость сооружения, которое планируется построить в 2019 г., прогнозируется в 98 млн. евро (120 млн. ам. дол.). Оператором судна будет Росгидромет,
Изучение же Северного полюса затрудняется наличием там постоянно перемещающихся льдов, и из-за этого там невозможно размещать полярные станции на льдинах. Глубина на Северном полюсе достигает 4 087- 4 261 м (13 400 фут.), ближайшая суша – о-в Kaffeklubben Island у северного побережья Гренландии – расположен на удалении в 700 км (430 миль), а ближайший обитаемый о-в – Alert в Nunavut в Канаде расположен в 817 км (508 милях). [20180504 АП]
МИРОВОЙ ФЛОТ И РЫНОК ТОННАЖА
МО2266. Clarkson Research Services Limited, Apr. 4, 2018 (UK)
ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ МИРОВОЙ ФЛОТ БАЛКЕРОВ СТРЕМИТЕЛЬНО ВЫРОС, с 2008 г. по март 2018 гг. он удвоился и составил 822,5 млн. т двт. Примерно четверть прироста этого мирового флота пришлась на флот Китая. После Греции и Японии Китай располагает третьим по размеру флотом балкеров, или 144,8 млн. т двт на начало марта 2018 г. Это – 18% от грузовой вместимости мирового балкерного флота, или на 11% больше в этом же отношении, чем было в Китае в 2008 г.
С 2008 г. по март 2018 гг. среднегодовые темпы роста в сложных процентах китайского флота балкеров составляли 13%, и на 74% прирост флота Китая в целом
4
в период с 2008 по 2013 гг. обеспечивался именно за счёт строительства балкеров. С 2014 г. за счёт строительства балкеров он обеспечивался уже на 37%. Тем не мене, на конец марта 2018 г. 59% китайского торгового флота в дедвейтном тоннажном выражении составляли балкеры.
Китайские судовладельцы имеют самый большой портфель заказов на балкеры в мире, который насчитывает 21,1 млн. т двт. Более 80% от этого тоннажа приходится на балкеры класса Capesize, включая мега-балкеры VLOC – 39 рудовозов, или 14,9 млн. т двт. Судоходные компании заказали 23 рудовоза VLOC, остальные были заказаны финансовыми компаниями Китая, увлекшимися инвестициями в физические активы. Все мега-балкеры были заказаны под долгосрочные контракты на перевозку железной руды из Бразилии с компанией Vale. Итак, китайский флот балкеров за последнее десятилетие расширился и заметно прирос размерами судов. Портфель заказов на балкеры в Китае – самый крупный в мире, или составляет более половины от мирового портфеля заказов на балкеры. [20180504 АП]
МО2267. Safety4Sea, March 14, 2018 (Can.)
Стоимость балкеров мире за последние два года, по данным VesselsValue, резко выросла после периода низких цен, стимулировавшего сдачу этого типа тоннажа на лом. Да и средняя протяженность маршрутов перевозок балкерами продолжает сокращаться. Это снова делает балкеры желанным объектом для инвестиций, тем более что ставки фрахта пустились в рост. Суммарная стоимость мирового флота балкеров сегодня превышает суммарную стоимость мирового флота танкеров, а уж контейнеровозов и того подавно. С 2015 г. суммарная стоимость мирового флота танкеров снизилась почти до 50 млрд. ам. дол. Стоимость мирового флота балкеров же составляет 56 млрд. ам. дол.
В целом СТОИМОСТЬ МИРОВОГО ГРУЗОВОГО ФЛОТА в его трёх ведущих секторах (балкеры, танкеры, контейнеровозы) с конца 2015 г. упала приблизительно на 43 млрд. ам. дол. [20180504АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2268. The Maritime Executive, March 22, 2018 (UK)
Американская корпорация IBM известила о создании «КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ ЯКОРЬКОВ» (CRYPTOGRAPHIC ANCHORS), КОТОРЫЕ СТАНУТ ИНДИКАТОРАМИ ПОДЛИННОСТИ ГРУЗА НА ЕГО ПУТИ от фабрики до погрузки на судно и поступления грузополучателю. Эта новая технология отлично встроится в блокчейн. Благодаря ей не станет проблем с идентификацией источника груза, его содержимого и местонахождения в процессе перевозки от места производства до места получения. Мало того, что усилится прозрачность перевозок, так еще наполовину сократится возможность для замены подлинного груза контрафактным. В итоге экономия может достигать многих миллиардов долларов США. Например, в 2015 г. суммарная стоимость грузового контрафакта в мире составила 1,8 трлн. ам. дол. Знаете ли вы, например, что 40% мирового рынка автомобильных запчастей представлен контрафактной продукцией?
5
Якорьки, которые могут быть представлены в разных формах от крохотного компьютера до печатного кода, будут встраиваться в единицу продукции, а клонировать их не получится, связать их с другой единицей продукции – тоже, подделать – тем более. Первые партии якорьков начнут поступать в продажу в следующие 18 месяцев. А через пять лет они могут стать привычной практикой.
Насколько компактны будут тайные якорьки-идентификаторы? Они будут меньше кристалла крупной поваренной соли, но при этом вмещать в себя мощь, эквивалентную процессору x86 90-х гг., чего достаточно для того, чтобы полностью пройти компьютерную игру Doom.
Питание якорьки будут получать от солнечной панели. Они смогут также сообщаться с другими аналогичными устройствами при помощи одного, общего для них светодиодного коммуникационного блока. Якорьки можно будет встраивать в грузы и упаковки, и благодаря им будет осуществляться мониторинг перемещения грузов. Производство одного такого чипа будет стоить компании менее 0,10 ам. дол. [20180504 АП]
МО2269. CML, Apr. 4, 2018 (Inet)
Ежегодно в портах Евросоюза обрабатывается 90 млн. ед. дфэ, что затрудняет решение ЗАДАЧИ ЭФФЕКТИВНОГО ДОСМОТРА КОНТЕЙНЕРОВ БЕЗ ИХ ОТКРЫТИЯ (the non-intrusive inspection (NII) of containers) на предмет выявления контрабанды оружия, наркотиков, опасных и запрещённых веществ, сигарет, контрафактных товаров, нелегальных мигрантов. Для решения этой задачи Евросоюз с 2016 г. финансирует партнёрский проект разработки эффективной неинтрузивной инспекции контейнеров на пунктах контроля на границах Effective Container Inspection at Border Control Points (C-BORD). Среди предлагаемых в рамках NII методов досмотра предлагается, в частности, использовать рентген и счётчики ионизирующей радиации. [20180504 АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2270. Bloomberg, Apr. 3, 2017 (US)
По данным базирующейся в Монако танкерной компании GasLog Ltd К 2020 Г. МИР ОЖИДАЕТ НЕХВАТКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ СПГ в размере 30-40 судов. Количество морских экспортных терминалов СПГ в мире продолжает расти. К 2020 г. только в США их будет насчитываться четвёрка. Для морских перевозчиков СПГ, как отмечает аналитик Джефферсон Кларк (Jefferson Clarke) из лондонской Poten & Partners Inc., будет положительный момент: фрахтовые ставки повысятся, коль скоро темпы роста экспорта СПГ начнут опережать темпы роста мирового флота танкеров-газовозов СПГ.
В основном строительство танкера-газовоза СПГ отнимает два с половиной года. Крупнейшие танкеры-газовозы СПГ имеют вместимость более 250 000 куб. м, чего достаточно для снабжения газом всех домохозяйств Южной Кореи в течение двух дней. Газ перевозится в охлаждённом виде при температуре минус 259 градусов по Фаренгейту (Fahrenheit) (минус 162 градуса по Цельсию (Celsius)),
6
в сжиженном виде, что в разы сокращает его объём. Он перевозится на судах в специальных криогенных грузовых танках.
В настоящее время мировой флот танкеров-газовозов СПГ насчитывает примерно 500 судов, в основном работающих на основе долгосрочных контрактов на обслуживание, по данным аналитиков Bloomberg Intelligence Марка Россано (Mark Rossano) и Майкла Филатова (Michael Filatov). [20180504 АП]
ПЛАВУЧИЕ БУРОВЫЕ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО2271. Maritime Journal, March 27, 2018 (UK)
Компания Ampelmann (исполнительный директор Ян ван дер Темпель (Jan van der Tempel)) из Нидерландов получила НАГРАДУ ЗА НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ПЕРЕДАЧИ ПЕРСОНАЛА С БОРТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СУДНА НА ПЛАТФОРМУ ПО ДОБЫЧЕ нефти и газа на морском шельфе – крытого теплоизолированного трапа N-type Icemann с компенсацией смещений, обусловленных волнением на море. Этим оборудованием можно пользоваться при волнении на море высотой до 3,5 м, в ледовой обстановке и при температуре ниже -28C (-18F). Новый трап может вращаться на 360 градусов и, управляясь с судна, может высаживать прибывший на его борту рабочий персонал в любом месте платформы и в любом указанном направлении. В 2017 г. трап -type Icemann был установлен на борту судна «Степан Макаров», вспомогательном судне нового класса, обслуживающем проект «Сахалин-2» на основании 20-летнего контракта на обслуживание между Sakhalin Energy и оператором судна «Совкомфлотом». С момента установки на судне в августе 2017 г. по трапу прошло 22 500 чел.
С момента создания компании в 2007 г. по её трапам и сходням без проблем и безопасно прошло более 4 млн. людей в таких регионах, как суб-Арктическая Норвегия и Канада. [20180504 АП]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2272. Passenger Ship Technology, March 12, 2018 (UK)
На судоверфях Германии MV Werften В ВИСМАРЕ И РОСТОКЕ НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО КРУИЗНЫХ СУДОВ КЛАССА GLOBAL-CLASS судоходной для круизной компании Dream Cruises (Президент Тетчер Браун (President Thatcher Brown)). Ранее такой крупный тоннаж в Германии ещё не строился. Мало того, что это – самые крупные, из когда-либо строившихся в Германии круизных судов, они еще и высокотехнологичные, на их борт будет использоваться интеллект. Он будет обслуживать повседневную жизнь на борту этих лайнеров, предназначенных для азиатских гостей, распознавать их по лицам и голосам при предоставлении им различных услуг, способствовать сокращению очередей в различные заведения на борту, используя контекстуальный маркетинг для выравнивания спроса на услуги и сервисы.
Длина корпуса новых судов-близнецов составит 342 м, ширина – 46,4 м, осадка – 9,5 м. На судах сможет разместиться до 9 500 пассажиров, что поможет судоходной компании лучше справиться с сезонным приростом пассажирских
7
потоков на круизные суда. А в Азии этот прирост чрезвычайно велик на волне всевозрастающего спроса на круизные перевозки. На судах установят 28 крупных лифтов, восемь наборов эскалаторов, связывающих общественные места, и, кстати, это будут первые в мире круизные суда с эскалаторами для пассажиров на борту. [20180504АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2273. The Maritime Executive, March 29, 2018 (US)
ПЕРВОЕ В МИРЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНОЙ ГОРНОЙ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛОВ NAUTILUS NEW ERA, защищённое 20 патентами и защитными правами на интеллектуальную собственность, была спущено на воду на судоверфи Mawei Sрhipyard в Китае. Оборудованное системой динамического позиционирования судно строится для компаний Nautilus Minerals и Eda Kopa (Solwara) Limited, планирующих добывать медь и золото (в форме полиметаллических сульфидов) на дне моря Бисмарка у берегов Папуа-Новой Гвинеи на участке проекта the Solwara 1 Project. На дне залегают 1 030 000 т руды с содержанием меди в 7,2% (против в среднем 0,6% содержания меди в рудах, добываемых на суше). Золота в руде содержится более 20 г на тонну, есть также включения серебра, цинка, никеля, кобальта, марганца.
Завершение строительства спущенного на воду судна, предназначенного для помощи в добыче руды на глубине в 1 500 м (4 900 фут.) при температуре в 2,6 градуса по Цельсию, планируется в 31 мартам 2019 г. Экипаж и рабочий персонал судна будет насчитывать 180 чел. Мощность двигателя – 31 мегаватт. Для добычи руды на дно будет спущено 250 т разнообразного горнорудного оборудования, намного более мощного, чем применяемого на суше. Это оборудование быть дистанционно управляться с борта Nautilus New Era. [20180504 АП]
МО2274. The Maritime Executive, March 29, 2018 (US)
Китайская судостроительная компания China State Shipbuilding Corporation (CSSC) начала сборку первого спроектированного (по эскизу финской компании Aker Arctic Technology) и строящегося НА СУДОВЕРФИ THE JIANGNAN SHIPYARD В ШАНХАЕ САМИМ КИТАЕМ АТОМНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЛЕДОКОЛА XUELONG 2, способного ломать лёд толщиной до 1,5 м и работать при температуре до -30oC. Судно после сдачи в первом полугодии 2019 г.будет работать в Антарктике. Длина корпуса атомохода составит 122,5 м, ширина – 22,3 м, водоизмещение – 13 900 т, дальность плавания – 20 000 морских миль. Первый ледокол Xuelong, построенный как судно снабжения и грузовое судно для российской Арктики, было куплено Китаем в 1994 г. и переделано в научное. [20180504 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2275. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 19, 2018 (HK)
ОБЪЕМ ПЕРЕРАБОТАННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ ПОРТОВОГО И ТЕРМИНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА COSCO SHIPPING PORTS (CSP) в первом квартале увеличился на 15% в годовом исчислении до 22,7 млн дфэ, а в марте пропускная способность выросла на 10% до 7,9 млн ед. дфэ.
8
В марте контейнерооборот портов в экономической зоне Бохайского кольца вырос на 23% в годовом исчислении до 1,6 млн ед. дфэ благодаря контейнерному терминалу Dalia, объемы переработки которого выросли наполовину до 806300 ед. дфэ, а также международному контейнерному терминалу Euroasia в порту Тяньцзинь, где рост перевалки контейнеров составил 15%.
Свой вклад в рост контейнерооборота внес и порт Циньхуандао, причем терминал New Harbour Terminal оператора CSP показал увеличение объема перевалки на 6% до 54400 ед. дфэ.
Тем не менее, контейнерооборот на терминалах в дельтах реки Янцзы и реки Жемчужной снизился в марте на 8% и 5% до 1,6 млн дфэ и 2 млн дфэ соответственно.
Терминалы дельты реки Жемчужной, в том числе Гонконг, Гуанчжоу и Yantian International Container Terminals в порту Шэньчжэнь также показали падение контейнерооборота на 10% до 268300 ед. дфэ.
Терминалы Янтьяна и Гуанчжоу продемонстрировали падение объемов контейнерооборота, а также приблизились к отметке в 1 млн ед. дфэ за месяц, что ниже на 4 и 5%% соответственно. [20180504 ГЕ]
Характеристики контейнеровоза Cosco Shipping Gemini следующие: длина 400 м, ширина 58,6 м, максимальная осадка 16 м, расчетная скорость 22,5 узлов/час, максимальный дедвейт 202000 т и максимальная загрузка 20119 ед. дфэ. Судно оборудовано 1000 рефрижераторными подключателями. Плавание он будет осуществлять под флагом Специального административного района Гонконга. Контейнеровоз был классифицирован как DNV-GL, так и CCS. [20180504 ГЕ]
МО2276. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 20, 2018 (HK)
Бельгийская газотранспортная компания Fluxys получила в концессию причалы № 526-528 В ПОРТУ АНТВЕРПЕН, ГДЕ БУДУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ БУНКЕРОВКИ СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ (СПГ) СУДОВ И БАРЖ. Помимо уже имеющейся мобильной заправки судов автогазовозами с берега, к концу 2019 г. будет создана стационарная бункеровочная станция на указанных причалах.
По сообщению представителя порта, компания также будет сотрудничать с G & V Energy Group, которая строит заправочную станцию для СПГ для грузовиков на том же участке. [20180504 ГЕ]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ
МО2277. Reuters, Apr. 18, 2018 (UK)
Морские порты Египта начнут работать 24 часа в сутки (в настоящее время 16 часов сутки). Это позволит сократить время ожидания судов при разгрузке – заявил в среду министр транспорта Египта Хешем Арафат, поскольку страна решает проблему, которая обошлась ей в миллионы долларов.
Зерновые трейдеры за последний год значительно увеличили ЦЕНЫ НА ПОСТАВКИ В ЕГИПЕТ, который является крупнейшим в мире импортером ПШЕНИЦЫ, это отчасти ОБУСЛОВЛЕНО ВЫСОКИМ РАСХОДАМИ НА ОПЛАТУ ДЕМЕРЕДЖА.
9
По словам трейдеров, простои обусловлены перегруженностью портов Египта, а также высокой бюрократизированностью всех процессов в порту. Размер дополнительных платежей может достигать 500 тыс. $ за партию. [20180504 ГЕ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2278. The Maritime Executive, March 21, 2018 (UK)
Компания Rolls-Royce завершила ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ The MAchine eXecutable Collision (директор проекта Ишан Раджабалли (Eshan Rajabally, Rolls-Royce Future Technologies Group)), который ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ СПОСОБНОСТЬ АВТОНОМНЫХ, БЕЗЭКИПАЖНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ ОТВЕЧАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ СУДОВ COLREG и избегать столкновений. Данный проект – часть более широкого исследовательского проекта Marine Autonomous Systems (MAXCMAS), совместно разрабатываемого компанией с классификационным обществом Великобритании Регистром Ллойда (Lloyd’s Register)(разработка интерфейса), морской академией Warsash Maritime Academy (WMA), университетом Queen’s University Belfast (там разработали программный алгоритм по выполнению правил COLREGS) и компанией Atlas Elektronik (плавсредство AEUK).
Система испытывалась и на тренажерах с симуляцией разных взятых из жизни сценариев, и оценку работе системе давали инструкторы тренажеров, моряки-судоводители, которые убедились в том, что она не отличается в своих реакциях на предупреждение столкновения от квалифицированных профессионалов-людей на виртуальном ходовом мостике.
В период ходовых испытаний в море на борту плавсредства AEUK компании Atlas Elektronik, на котором была установлена интеллектуальная система навигации The MAXCMAS с датчиками, выяснилось, что оно не просто выполняет правила COLREGS, но и стремится избежать столкновения, даже когда эти правила не выполняются другим судном. Это ли не лучшее доказательство, что автономные суда могут отвечать требованиям безопасности мореплавания? [20180504 АП]
ПРОФСОЮЗЫ И СУДОХОДСТВО
МО2279. The Mission to Seafarers, April 7, 2018 (Inet)
Морская НКО The Mission to Seafarers при помощи морской соцсети Crewtoo провела очередной опрос плавсостава международного торгового флота для обновления разработанного её основателем Стивом Джоунсом (Steven Jones) так называемого КОМПОЗИТНОГО ИНДЕКСА СЧАСТЬЯ (УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ) ПЛАВСОСТАВА the Seafarers Happiness Index. Этот индекс по сравнению с 2016 г., когда проводился аналогичный опрос, понизился до 6,14 с 6,25 пунктов. Снижению способствовали такие факторы как длительная изоляция экипажей и ухудшение условий труда и отдыха, что недопустима с точки зрения той нехорошей тени, что может лечь на морскую профессию и без того не пользующуюся в мире большим спросом. Среди опрошенных по 10 параметрам
10
моряков 60% были выходцами из Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента, что отражает снижение интереса к профессии в развитых странах.
Прежде всего, моряки оказались недовольны тяжёлыми условиями труда и ограничениями на сход на берег в морских портах некоторых регионов мира, в качестве положительных моментов, лучшего в работе моряка, отметили взаимовыручку и дружбу в морском трудовом коллективе (экипаже) и возможность держать постоянную связь с берегом, домом, семьёй. Особенно ценным в глазах экипажей оказался свободный доступ с борта в Интернет. Всё это – не пустяки, не шуточки, эти настроения и потребности международного плавсостава необходимо учитывать, чтобы трудовой дефицит однажды не оказался критическим.
Неожиданными оказались жалобы экипажей на увеличение на них рабочей нагрузки, с которой им велят беспрекословно и молчаливо считаться, причём не столько в море, сколько при заходах в порт и без того кратковременных. Это ещё больше снижает возможность для схода моряков на берег в морских портах мира. Моряки ценят наличие в морских портах обслуживающей их нужды инфраструктуры, международных морских клубов, миссионерских центров, др. Меж тем, этой инфраструктуры в мире заметно поубавилось, и многие моряки сообщили, что ни разу в своей жизни не имели дела с такого рода береговыми структурами и даже не подозревали об их существовании.
Опрос и индекс выявили и то, что есть ещё проблемы в общении членов экипажей, замешанные на их многонациональном составе, различии национальных культур, до сих пор находится место для этнических и этических конфликтов. В этом направлении в международном судоходстве сделано, по всей видимости, ещё не всё, и это положение надо также выправлять, чтобы судоходство не потеряло своей привлекательности. Но главное на сегодняшний день это всё-таки проблемы со сходами моряков на берег в портах захода и нежелание судовладельцев идти им навстречу в том, что касается условий труда. Ряд судовладельцев идёт даже на прямое нарушение требований международного морского трудового законодательства, например, привлекает экипажи к креплению грузов перед выходом судов в рейсы на сугубо бесплатной основе, не даёт экипажам толком восстанавливать силы и не оплачивает сверхурочные. Такова, как показал опрос, оказалась текущая мировая тенденция. [20180519 АП]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО2280. Marine Log, Apr. 12, 2018 (US)
Один из морских вузов США, государственный морской колледж Нью-Йорка STATE UNIVERSITY OF NEW YORK (SUNY) MARITIME COLLEGE, УСТАНОВИТ НА СВОЁМ УЧЕБНОМ СУДНЕ Empire State VI в 2018 г. ЦИФРОВУЮ СИСТЕМУ OCEAN GUARDIAN, ОТВЕТСТВЕННУЮ ЗА КОНТРОЛЬ НАД СООТВЕТСТВИЕМ СУДНА ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ. Система была разработана компанией Total Marine Solutions из Fort Lauderdale, и представляет собой базу данных международных, национальных, региональных, портовых требований к сбросам с судов отработанных материалов. Благодаря этой системе на ходовом мостике судна сразу же получают информацию о том, что, где и когда
11
можно или нельзя сбрасывать с судна и распечатать цифровые копии соответствующего морского законодательства. Ранее эта система не устанавливалась на учебные суда, и это в мире – первый такой случай.
Таким образом, учащиеся SUNY при Нью-Йоркском университете приобщаться к современным цифровым системам и осознают всю важность и сложность действующих в мире морских природоохранных правил и необходимость их выполнения. В работе на судах в море этот навык не станет бесполезным. В учебный рейс судно отправится 7 мая 2018 г. Морская практика завершится 10 августа 2018 г. Судно задёт в Пуэрто-Рико, на Пальму де Майорка в Испании, в Глазго в Шотландии, в Гаэта в Италии, на Азорские о-ва. Береговая охрана США требует прохождения курсантами морских вузов США 180-дневной морской, палубной или в машинном отделении, несения вахт на ходовом мостике, практики для допуска к сдаче экзамена на лицензию офицера торгового флота (Merchant Mariner). [20180519 АП]
РАЗНОЕ
МО2281. Container Shipping & Trade, March 15, 2018 (UK)
КОНСОРЦИУМ КОМПАНИЙ APL, AB InBev, Accenture, Kuehne + Nagel и таможни Евросоюза УСПЕШНО ПРОТЕСТИРОВАЛИ БЛОКЧЕЙНОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, исключающую в судоходстве бумажный документооборот и предполагающий экономию в сотни миллионов долларов США. Новая система исключает обмен текущей грузовой документаций в физическом и цифровом виде (электронный документооборот), предлагая взамен разделение и распределение данных вне зависимости от принадлежности информации, что представляет ответственность и создаёт известные риски.
До 70% этой грузовой документации копируется, время от времени, накапливая ошибки, неточности, создавая условия для подделки, так как данные требуется вводить и при электронном документообороте, что снижает их качество, прозрачность прохождения в режиме реального времени, удлиняет периоды финансовых расчётов. При новой системе необходимость ввода данных сокращается на 80%.
Блокчейновая система опробована на примере 12 реальных отгрузок на суда, отплывшие в разные порты и страны со своими разнящимися законодательными требованиями. Эксплуатационные издержки, как показало тестирование, и в самом деле снижаются, зато прозрачность документооборота применительно ко всей грузовой цепочке, привязанной к морской перевозке, повышается.
Компания Accenture взяла на себя консультации по организации блокчейна, его аппаратно-программное обеспечение, технологию. При этом при организации блокчейна компания в качестве прототипа использовала свой опыт Интернета вещей в Сингапуре, где базируется судоходная контейнерная компания APL. Это обстоятельство позволило организовать блокчейн значительно быстрее, чем если быв пришлось начинать на пустом месте.
Естественно, что блокчейн – не просто инновация, это в чистом виде инновация разрушительная, в том смысле, что она меняет привычный порядок
12
ведения дел, но выигрышная по своим результатом при корректном и грамотном приложении к практике реальных перевозок. Меняя правила игры, она помогает выиграть всем, перевозчикам, грузовладельцам, таможне, др. [20180504 АП]
МО2282. SeaIntelligence Consulting, March 26, 2018 (Denmark)
Количество примеров блокчейновой организации мультимодальной перевозки контейнеров в мире множится.
Среди других, более ранних и разноаспектных блокчейновых пилотных проектов, если говорить о грузовых транспортных перевозках, связанных с морем, можно перечислить консорциумы: Zim, Sparx Logistics и Wave Ltd; Hyundai Merchant Marine, SM Line, Samsung SDS и рядом других южнокорейских компаний; Maersk, IBM, Schneider Electric; Hamburg Sud, DB Schenker и DP World Australia; PIL, IBM и PSA.
Но вопрос в другом, и он до сих пор не нашёл ответа: КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЙ СТАНДАРТ БЛОКЧЕЙНА В ГРУЗОВОЙ ЦЕПОЧКЕ, ведь решения предлагаются каждый раз разнообразные, и неужели грузоотправителям, вознамеривающимся отправить контейнер в перевозку за три моря придётся иметь дело с десятком разных блокчейновых решений? Едва ли популярность блокчейна возрастёт, если грузоотправители столкнуться именно с этим.
Впрочем, предлагая разные решения, консорциумы энтузиастов, участников транспортно-грузовой цепочки, объективно вступают в конкуренцию друг с другом и поневоле борются за то, чтобы именно их решение легло в основу единого, общепринятого стандарта. При этом победитель, как ни странно, потеряет всё, прежде всего, права на приватизацию своего блокчейнового проекта, стань именно их вариант блокчейна предпочтительным в мире. К тому же продвижение каждого конкретного отраслевого блокчейна потребует от их создателей немало усилий и расходов по его продвижению в мире. Поэтому, возможно, практика, при которой одни, единственные счастливые авторы блокчейна одержат верх над другими и начнут продавать свою блокчейновую технологию всем, в том числе, и своим конкурентам, заблокирует путь к превращению удачнейшего решения в общепринятый международный стандарт, в котором объективно нуждается отрасль. Выработка стандарта будет в блокаде и в том случае, если конкуренты по блокчейновым решениям, напротив, откажутся покупать самый популярный вариант блокчейна, тем более, что он не будет ещё иметь формального статуса стандарта, выступая в качестве такого фактически. [20180504 АП]
Для получения дополнительной информации обращаться по адресу:
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая 50-а,
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Научно-исследовательский отдел управления научно-исследовательской и инновационной деятельности