ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2283. Clarksons, Apr. 20, 2018 (UK)
В 2017 г. фрахтовые доходы балкерного и контейнерного судоходства выросли соответственно на 77% и 25%, доходы круизного и ролкерного судоходства, по крайней мере, не сократились также. Но фрахтовые доходы танкерного судоходства в мире в 2017 г. сократились на 35% до уровня 20-летней давности. Понизились и фрахтовые доходы операторов танкеров-газовозов СПГ.
В 2017 г. темпы роста мировой экономики прогнозировались в 3,6% в год, на 2018-2019 гг. они прогнозируются в 3,9%, включая экономику развитых и развивающихся стран, а также столь значимого для доходности мирового судоходства Китая. Помимо роста фрахтовых доходов, повысились мировые цены на сырьё, что также способствовало экономическому оживлению ряда стран в мире.
ПРИРОСТ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЛИ И ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ В 2017 Г. оценивался Clarksons в 3,9%, или БЫЛ САМЫМ БЫСТРЫМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ, достигнув в объёме 11,6 млрд. т, или в 1,5 т на душу мирового населения, и доля морской торговли и перевозок в мировых составила 85%. Прогноз Clarksons на 2018 г. – 12 млрд. т, темпы роста – 3,5%.
Балкерное судоходство в 2017 г. выросло на 3,7%, на 2018 г. прогнозируются 3%. Контейнерное судоходство в 2017 г. выросло на 5,4%, на 2018 г. прогнозируются 5%. В положении танкерного судоходства в 2018 г. ничего не изменится. Но перевозки СПГ обещают в 2018 г. 10%-ный рост, а то и больший. Прирост перевозок химгрузов в 2017 г. составлял 5%. Может ли протекционистская политика повредить темпам роста мировых морских торговли и перевозок? Лишь отчасти, учитывая темпы роста экономик Азии, выполнение китайской программы Пояса и пути, др.
Размещение заказов на новый тоннаж в 2017 г. возросло до 80 млн. т двт. Но заказы (на суда класса более 1 000 брт) получили всего 150 мировых верфей против 600 в 2008 г. В настоящее время мировой портфель заказов оценивается в 200 млн. т двт (226 млрд. ам. дол.), что на 37% ниже уровня 2016 г. и не превышает 10% от действующего мирового флота. Недопоставка судов, точнее, недополучение заказчиками по их вине (откладывание, канцеллинг) новых судов в 2017 г. было значительным, или 29% от мирового портфеля заказов. На 2018 г. прогнозируется спуск мировыми судоверфями на воду 79 млн. т двт новых судов, что на 20% меньше, чем было в 2017 г. Не исключена и дальнейшая консолидация производственных мощностей мирового судостроения. Доля китайского судостроения в мировом в 2018 г. прогнозируется в 38% (в компенсационных регистровых тоннах (CGT)).
На лом в 2017 г. было сдано 35,4 млн. т двт, или на 20% меньше, чем в 2016 г. Резко возросла сдача на лом танкеров, в последний раз так много танкеров квартал на лом сдавалось лишь 20 лет назад. Мировой флот, насчитывающий 1,9 млрд. т
3
двт, в 2018 г. увеличится на 2,5% и на 2,2% в 2019 г. Это – самые низкие темпы его роста за последние 16 лет.
На рынке купли-продажи подержанных судов в 2017 г. было осуществлено сделок на сумму в 93,1 млн. т двт. При этом 50% сделок пришлось на балкеры, к которым питали повышенный интерес инвесторы, прежде всего, греческие. Стоимость подержанных балкеров и контейнеровозов возросла. [20180519 АП]
МО2284. Safety4Sea, Apr. 19, 2018 (Can.)
По мере того, как КИТАЙ АКТИВНО ДВИЖЕТСЯ ПО ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ НАМЕЧЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, его СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ ВЫРОС почти до 600 скважин и 9 млрд куб м в течение прошлого года, и, как прогнозируют консультанты Wood Mackenzie, производство почти удвоился до 17 млрд куб м в 2020 г.
Проект Fuling компании Sinopec, а также проекты Changning-Weiyuan и Zhaotong от PetroChina (горная местность бассейна Сычуань) отвечают за общий объем капиталовложений в размере 5,5 млрд. $. По данным WoodMac, из этих трех проектов совокупно в эксплуатацию будут введены около 700 новых скважин в период между 2018 и 2020 гг.
Для достижения цели правительства – добыча 30 млрд куб м сланцевого газа к 2020 г. – Китаю потребуется до 725 скважин в дополнение к примерно 700 новых скважин. Учитывая влияние добычи сланцевого газа на внутренний спрос, дефицит 13 млрд куб м в 2020 г. должен быть заполнен импортом, в частности СПГ. Хорошей новостью является то, что затраты на разработку скважины значительно снизились – 40% для разведочных скважин по сравнению с уровнями 2010 г. и 25% для коммерческих скважин по сравнению с 2014 г.
Как это соотносится со сланцевой историей в США?
США потребовалось более трех десятилетий, чтобы наконец реализовать свой сланцевый бум. Успех был построен на сочетании основных факторов, ни один из которых не имеет отношения к Китаю: конкурентные и открытые рынки; активные малые игроки; развитая инфраструктура; легкодоступная экспертиза.
Кто же является главными игроками на рынке добычи сланцевого газа?
В течение первых нескольких лет десятилетия главные игроки гнались за огромными сланцевыми ресурсами Китая, но результаты у всех были почти не видны. Только компания BP в настоящее время остается с двумя неразработанными контрактами на разделение сланцевого производства.
Однако китайские НОК преодолели эти проблемы, разработав собственное понимание уникальной геологии, опираясь на собственные служебные подразделения для получения большего опыта и, что наиболее важно, прогресс в методах и технологиях выполнения работ.
Что касается стоимости разработки сланцевой скважины, то, хотя расходы на скважину в Китае по-прежнему значительно выше по сравнению с США (на 20% выше по сравнению с более глубокой и большой скважиной в Haynesville),
4
недавний контракт “под ключ” на четыре скважины в Сычуань, выигранный отечественной компанией Honghua Group, может стать новой главой в истории разработки китайского сланца. Контракт подразумевает полную стоимость в 7-7,5 млн $ на скважину, дальнейшее 20%-ное снижение стоимости скважин по сравнению с 2017 г., когда включено строительство площадок, расходы на инфраструктуру и объекты.
Хотя в ближайшем времени китайского сланцевого газа ожидать не приходится, НОК, несомненно, продолжит продвигаться вперед и внедрять инновации, обусловленные необходимостью обеспечения и развития энергетических ресурсов по стратегическим причинам. [20180511 ГЕ]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2285. Port Technology, March 15, 2018 (UK)
Последние финансовые результаты ведущего оператора контейнерных терминалов в России Global Ports Management свидетельствуют о том, что РЫНОК ПЕРЕРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ В РОССИИ НАЧАЛ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ. Рост объема переработки контейнеров продолжился во второй половине 2017 года, за полный год он оценивался в 16%. Произошло это главным образом благодаря увеличению объема контейнерного импорта в условиях повышения потребительского спроса, увеличилась также и отправка контейнеров на экспорт.
Консолидированный контейнерный оборот самой Global Ports вырос во второй половине 2017 года на 11,8%, а за полный 2017 год – на 6,8%. Это ускорение темпов роста продолжилось и в 2018 году. В январе-феврале 2018 года контейнерооборот компании увеличился на 23%, что выше показателя расширения российского рынка переработки контейнеров в 16% за тот же двухмесячный период.
Вырос также и консолидированный объем переработки балкерных грузов Global Ports в 2017 г. Он увеличился на 21,9% в годовом исчислении до рекордного уровня в 2,7 млн. т.
Как прокомментировал Михаил Логанов, генеральный директор Global Ports Management, сочетание таких факторов, как рост объемов переработки контейнерных и балкерных грузов, а также строгий контроль за расходами обеспечили Global Ports увеличение скорректированной EBITDA во второй половине 2017 года. Кроме того, в 2017 году компании удалось снизить чистую задолженность ещё на 81,4 млн. ам. дол. Со времени приобретения NCC суммарная задолженность группы сократилась почти на полмиллиарда долларов США. [20180511ЕШ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2286. Port Strategy, March 8, 2018 (UK)
Запущено ПРЯМОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ между контейнерным терминалом в АМСТЕРДАМЕ Amsterdam Container Terminal и китайским городом Иу
5
(Yiwu), ПРОВИНЦИЯ ЧЖЕЦЗЯН, в рамках китайской инициативы “Новый шелковый путь”. Обслуживанием нового сервиса занимается TMA Logistics – совместное предприятие компаний Hutchison Ports (Гонконг) и TMA Holdings (Нидерланды), а его оператором выступает компания NUNNER Logistics, которая является частью базирующейся в Австрии группы Rail Cargo Group.
Первый поезд на маршруте протяженностью в 11 000 км был отправлен из Амстердама, Нидерланды, 7 марта 2018 г. Транзитное время составляет 16 дней.
Контейнерный терминал Amsterdam Container Terminal имеет три ветки железнодорожных путей протяженностью 700 м. В январе 2018 г. Hutchison Ports приобрела 50% участия в капитале TMA Logistics. [20180511ЕШ]
МО2287. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 6, 2018 (HK)
Президент INTTRA Инна Кузнецова предсказывает, что контейнерное судоходство в интересах повышения эффективности, темпов роста и снижения эксплуатационных издержек будет широко использовать ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И БЛОКЧЕЙН. Это ПОЗВОЛИТ В РАЗЫ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦЕВ на всём протяжении транспортно-грузовой цепочки, её наземной, портовой и морской составляющих. Цифровизация свяжет продавцов и покупателей, автоматизирует деловую переписку и грузовую документацию, финансирование сделок, связанных с интермодальными перевозками.
Компания INTTRA есть цифровая платформа для связи перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей морских контейнеров, аренды контейнеров, она обрабатывает 800 000 заказов еженедельно и обслуживает 60 судоходных контейнерных перевозчиков. В текущий период цифровизация, автоматизация и внедрение элементов искусственного интеллекта и самообучения машин не столько лишает людей рабочих мест, сколько существенно упрощает их работу, освобождая от рутины и позволяя сосредоточиться на повышении эффективности обслуживания.
В настоящее время растёт спрос на программистов искусственного интеллекта, их ощущается значительная нехватка, что говорит о том, что люди уступят машинам менее престижные места и сосредоточатся на решении более сложных, интеллектуальных, творческих задач, от людей потребуется развивать творческое мышление, навыки лидерства, выступать в качестве экспертов и консультантов. Цифровизация переносит данные с бумажных носителей в компьютер и далее в облако, что позволяет облегчать и автоматизировать их обработку и использование, а искусственный интеллект прокладывает дорогу к «умным контейнерам» (smart containers). [20180519 АП]
6
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2288. Bloomberg, Apr. 19, 2018 (US)
Три танкера СПГ прошли через ПАНАМСКИЙ КАНАЛ в один и тот же день на этой неделе, знаменуя собой первый подобный транзит по недавно расширенному водному пути и ДЕМОНСТРИРУЯ РАСТУЩИЕ ОБЪЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГАЗА.
Согласно данным отслеживания судна, составленным Bloomberg, все три судна – Gaslog Hong Kong, Gaslog Gibraltar and Clean Ocean – вошли в канал по скользящему графику со стороны Тихоокеанского региона во вторник и завершили свои переходы к началу среды.
Эти проходы показывают, как растут перевозки СПГ во всем мире в условиях расширения новых экспортные мощностей от США до Австралии и увеличения спроса на топливо со стороны азиатских покупателей. С тех пор как канал почти два года назад завершил расширение стоимостью 5 млрд $, трейдеры и разработчики терминалов внимательно следили за способностью властей справляться с резким ростом танкерных перевозок.
На этой неделе терминал Cove Point LNG компании Dominion Energy Inc. – второй, отправивший сланцевый газ за границу, начал коммерческие операции, примерно через два года после того, как Cheniere Energy Inc. открыла свой терминал Sabine Pass в Луизиане. До сих пор Sabine Pass отправил более 300 партий грузов в 26 стран.
По состоянию на март, через Панамский канал прошли 134 судна СПГ за этот финансовый год. Хотя три судна СПГ за один день проследовали транзитом впервые, два судна совершали подобные проходы каналом за 24 часа более десятка раз. [20180511 ГЕ]
МО2289. Reuters, Apr. 24, 2018 (UK)
Порт Роттердам, Нидерланды, ожидает начала операций по отгрузке (перевалке) СПГ на суда в качестве бункера С ИЮНЯ 2018 Г. С ЭТИХ ПОР БУНКЕР СПГ СТАНЕТ БОЛЕЕ ДОСТУПЕН ДЛЯ ЗАХОДЯЩИХ В ПОРТ РОТТЕРДАМ СУДОВ, что должно повысить его привлекательность и конкурентоспособность.
Первоначально отгрузка СПГ будет осуществляться на суда, работающие на коротких внутри-европейских маршрутах, с ноября же 2018 г. СПГ в качестве судового бункера будет отгружаться на круизные суда, а с конца 2019 г. – на другие крупнотоннажные океанские суда. До сих пор бункер СПГ отгружался на суда с причала с автоцистерн.
В 2017 г. Роттердам продал бункер СПГ на суда в объёме 1 500 т, или на 100 т больше в годовом исчислении. [20180511 ГЕ]
МО2290. The Maritime Executive, Apr. 28, 2018 (UK)
США экспортировали приблизительно 1,4 млрд. галлонов эталона в качестве топлива в 2017 г. против 1,2 млрд. галлонов в 2012 г. Уже восьмой год подряд США
7
ВЫСТУПАЮТ В КАЧЕСТВЕ ЧИСТОГО ЭКСПОРТЁРА ЭТАНОЛА. Этаноловые производственные мощности в США превышают спрос на внутреннем рынке США, и в качестве топлива этанол экспортируется из США в 35 стран мира (данные за 2017 г.), причём более половины этанолового экспорта приходится на Бразилию и Канаду.
В США этанол главным образом подмешивают в газолин (до 10%), а в качестве источника этанола выступает кукуруза, урожаи которой велики, а цены на неё стабильны, что также служит фактором увеличения производства этанола в США в последние годы. По оценке Минсельхоза США, в 2017 с.-х. г. урожай кукурузы в США составил 14,6 млрд бушелей, или на 4% меньше, чем в 2016 с.-х. г. Это – всё равно рекордный урожай, второй по величине в истории производства кукурузы США.
Американский импорт этанола, ведущийся полностью из Бразилии, где его производят из сахарного тростника, составляет всего 77 млн галлонов. Во-первых, в самих США этанола хоть залейся, во-вторых, из-за конкуренции со стороны биотоплива на внутреннем рынке. Импорт этанола из Бразилии в основном предназначен для самого строгого в соблюдении экологических требований штата Калифорния. [20180511 ГЕ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2291. Passenger Ship Technology, March 9, 2018 (UK)
Судостроительная компания из Франции STX France разработала ПРОЕКТ КРУИЗНОГО СУДНА С НУЛЕВЫМИ ЭМИССИЯМИ. Основным движителем судна станут ветряные установки, паруса. Эта ветряная технология пройдет испытания на борту круизного судна Le Ponant судоходной круизной компании Ponant. Один из нынешних парусов, которыми оборудовано судно, будет заменен парусом, отвечающим новой концепции.
Объясняя выбор ветра в качестве основного источника энергии, Stéphane Cordier, представитель STX France, сказал, что экологически-чистые технологии с использованием водорода и топливных элементов (fuel cells) очень дорогостоящие. К тому же, водород доступен не повсеместно, и хранение его на борту судна представляет проблему, в то время как ветер в море присутствует постоянно, он везде.
Разработанная технология предполагает использование жестких парусов (Solid Sail), которые монтируются на трех мачтах и находятся выше палубы. В конструкции парусов не предусматривается тросов, канатов и кабелей. Для получения необходимой для перемещения судов ветряной тяги площадь парусов должна составлять более 1 000 кв. м.
STX France выступает за использование гибридной силовой установки, сочетая ветер как основной источник энергии с дополнительными источниками – вероятно, СПГ и топливные элементы. На парусах судно сможет идти со скоростью 12 узлов при скорости ветра в 15 узлов.
8
Новая парусная технология разработана применительно к круизным судам трех разных размеров, самое крупное из них – судно класса 15 000 брт, рассчитанное на 150 кают. [20180511ЕШ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2292. gCaptain, Apr. 4, 2018 (Austral.); MarineLog, Apr. 4, 2018 (US)
В Норвегии создана ПЕРВАЯ В МИРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ АВТОНОМНОГО СУДОХОДСТВА MASSTERLY. Эта компания будет разрабатывать и направлять работу безлюдного тоннажа, прототип которого Yara Birkeland уже создан и испытан в Норвегии в качестве действующей судовой модели для прибрежного автономного контейнерного судна-электрохода.
Компания Massterly построит береговые центры дистанционного управления и контроля над автономным судоходством. Новая компания создана компаниями Wilhelmsen (исполнительный директор Томас Вильхельмсен (Thomas Wilhelmsen)), оператор автомобилевозов, и Kongsberg, морская электроника, ПО.
Перевозки Yara Birkeland между портами Бревик и Ларвик начнутся в 2019 г. с экипажем и с 2020 г. без экипажа. Компания норвежского ВПК Kongberg – партнёр этого проекта. Компания Massterlyбудет базироваться в Lysaker в Норвегии и начнёт функционировать с августа 2018 г. [20180519 АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2293. Marine Electronics&Comunications, Apr. 4, 2018 (Norw.)
Редактор Marine Electronics&Comunications Мартин Уингров (Martyn Wingrove) считает, что автоматизация и инновационные навигационные технологии ещё до 2020 г. в состоянии привести к ПОЯВЛЕНИЮ В ПОРТАХ ПРОТОТИПОВ АВТОНОМНЫХ БУКСИРОВ. Конечно, они не будут автономными полностью, так как, например, пока не решены задачи той же автоматизированной швартовки буксиров, но, тем не менее, дистанционное управление этими плавсредствами в обозримом будущем вполне реальная перспектива. Если задача автоматизированной буксировки не решена, да и переходы буксиров между портами потребуют наличия на них экипажей, то маневрирование буксирами в дистанционно-управляемом режиме на акватории порта достижимо. В настоящее время инженеры компаний-пионеров автономизации Robert Allan, Rolls-Royce и Svitzer бьются над решением проблемы передачи конца с буксира на судно без участия человека, ибо это – ключ к полной автономизации буксиров.
Дистанционно-управляемые и автономные плавсредства нуждаются в датчиках, и спутниковой и сотовой связи, средствах предотвращения морских происшествий и мониторинга окружающей навигационной обстановки, тех же LIDAR`ах, радарах, видеокамерах, др. Эти данные должны выводиться на мониторы в центрах дистанционного управления и сопровождаться дополненной реальностью. – визуализацией на мониторах дополнительной судоводительской информацией, в частности, о судах вокруг и о рисках для безопасного судоходства.
9
Вся эта аппаратура уже была установлена на борту буксира Svitzer Hermod 2016 г. постройки компании Svitzer и испытана в копенгагенском исследовательском центре в рамках проекта дистанционного управления буксирами.
В компании Svitzer также пытаются найти решение для автономного перемещения буксиров между портами, но пока что в присутствии ограниченного людского экипажа, готового вмешаться в судовождение в критической ситуации. В компании надеются на решение проблем автономизации буксиров хотя бы к концу следующего десятилетия. Так научная фантастика станет зримой и привычной реальностью. [20180519 АП]
МО2294. MarineLog, March 28, 2018 (US)
Китайская судостроительная компания CIMC Sinopacific Offshore & Engineering Co. построила на своей судоверфи Qidong В КИТАЕ ПЕРВЫЕ ДВА ИЗ ПЯТИ ТАНКЕРОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННОГО ЭТИЛЕНА (liquid ethylene gas – LEG). В данной серии два судна имеют вместимость 17 000 куб. м и три судна – вместимость 22 000 куб. м. Построенные суда имеют вместимость 17 000 куб. м.
Суда оснащены поставленным финской компанией Wärtsilä эффективным и безопасным оборудованием для перевалки грузов (грузовые насосы, системы безопасности, мониторинга и управления ими) и установками по вторичному сжижению этилена, этана и сжиженных нефтяных газов (LPG). [20180511ЕШ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2295. The Maritime Executive, March 15, 2018 (US)
В ЮЖНОЙ АВСТРАЛИИ в заливе Lucky Bay на п-ове Eyre (Eyre Peninsula) планируется построить ПЕРВЫЙ ЧАСТНЫЙ ПОРТ В ПАРТНЕРСТВЕ С МЕСТНЫМИ ФЕРМЕРАМИ. Консорциум T-Ports выделяет 115 млн. австрал. дол. (90 млн. ам. дол.) на реализацию этого проекта. Порт предполагается сдать в эксплуатацию к сбору урожая зерна сезона 2018-2019 года.
Порт позволит фермерам сократить транспортные расходы, избавив их от необходимости доставлять зерно в порт Линкольн, который расположен дальше, на юге полуострова.
Как сообщил Rob Chapman, президент T-Ports, порт будет мелководным, и по сравнению с другими проектами затраты на его строительство окажутся ниже. К тому же меньшим ожидается и негативное воздействие на окружающую среду. Порт будет многоцелевым, он предназначен не только для перевалки зерна на экспорт, но и для переработки других грузов. Его также будут использовать для импорта необходимых для сельского хозяйства грузов, в частности минеральных удобрений, которые в настоящее время доставляют из морского порта Аделаида.
В расчете на обслуживание порта в Китае строится небольшое судно. Зерно, загруженное на него в новом порту, будет перегружаться на более крупные морские суда и отправляться на экспорт. В настоящее время на месте предполагаемого строительства есть причал, и его можно рассматривать как мини-
10
порт, который в будущем превратится в важный для региона порт. Там будет построено обширное зернохранилище, создана инфраструктура для перевалки зерна. Изучаются возможности строительства аналогичного порта для обслуживания фермеров и на соседнем п-ове Yorke (Yorke Peninsula). [20180511ЕШ]
МО2296. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 25, 2018 (HK)
ПОРТ КРИШНАПАТНАМ, управляющийся компанией Krishnapatnam Port Company (KPCL) (директор Винита Венкатеш (Vinita Venkatesh), исполнительный директор Анил Ендлури (CEO Anil Yendluri)), расположенный в штате Андрха-Прадеш (Andhra Pradesh), ОБРАБОТАЛ 45 млн т грузов в 2017 финансовом году, или НА 25% БОЛЬШЕ В ГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ. Контейнерный грузооборот порта при этом возрос на 88% до 37 млн т. В грузопотоке доминировали уголь, железорудный концентрат и гранит, но также началась грузовая обработка песка, стальной продукции, с.-х. грузов, что увеличило грузооборот порта. Кроме того, увеличилась грузовая обработка оборудования для солнечной энергетики, в объёме 13084 40-фут. контейнеров в 2017 финансовом году.
Количество судов, заходящих в порт, увеличилось в 2017 фин. г на 22% до 1 290 ед. Возросли объёмы обработки транзитных грузов на фидерных линиях, связывающих порт с Колькатой (Kolkata), Хальдией (Haldia), Вишакхапатномом (Vizag) и Парадипом (Paradeep), и направляемых индийскими судоходными операторами. [20180511 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2297. Business Korea, March 22, 2018 (ROK)
Южнокорейские судостроители принимают МЕРЫ ПРОТИВ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ, ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКАЗАННЫХ ИМИ СУДОВ: они продают эти новые суда третьим сторонам. Южнокорейские судостроительные компании Hyundai Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering имеют соответственно пять и шесть таких судов, а Samsung Heavy Industries в январе 2018 года уже продала одно, буровое судно, за 500 млн. ам. долл., от которого в июле 2017 года отказалась шведская компания Stena, разместившая на него в 2013 году заказ стоимостью в 720 млн. ам. долл. и выплатившая аванс в 215 млн. ам. долл.
Компания Samsung Heavy Industries планирует аналогично поступить с буровым судном, от которого отказалась компания Pacific Drilling и за которое она получила аванс в 30% от его контрактной стоимости.
В случае с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering 4 из 6 судов имеют шансы быть выкупленными их первоначальными судовладельцами, которые ходатайствовали об отсрочке поставки судов, судьба остальных двух решается в ходе идущих в настоящее время переговоров. В случае если не удастся достигнуть устраивающего судостроителя соглашения, суда будут проданы третьим сторонам. Сейчас когда мировые цены на нефть поднимаются, и Samsung, и Daewoo полагают, что смогут найти покупателей на построенные ими суда. [20180511ЕШ]
11
МО2298. MarineLog, Apr. 21, 2018 (US)
Немецкий судостроитель Flensburger Schiffbau Gesellschaft (FSG) имеет ПРОБЛЕМЫ С СОБЛЮДЕНИЕМ ГРАФИКА СТРОИТЕЛЬСТВА КРУПНЕЙШЕГО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ КРУИЗНОГО ПАРОМА W.B. Yeats длиной корпуса в 195 м, строительство которого осуществляется по заказу ирландской компании Irish Ferries ( исполнительный директор Эндрю Шин (Managing Director Andrew Sheen)), которая собирается разместить его в перевозках в Ирландском море. Паром рассчитан на 1885 пассажиров, 435 кают, с балконами, с почти 3-хкилометровой автомобильной палубой.
В судостроительной компании объясняют выпадение их запланированного графика производства судна тем, что это – самый сложный заказ за всю историю её существования. Но официально судоверфь не заявляет об отсрочке в поставке судна, но если поставка судна задержится, перевозчику придётся отменить запланированные перевозки новым судном на период с 12 по 29 июля 2018 г. [20180511 ГЕ]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2299. HSBC, March 22, 2018 (Inet)
Согласно новому исследованию, заказанному HSBC и выполненному Asia Research and Engagement (ARE), для ЗАЩИТЫ КРУПНЕЙШИХ ПОРТОВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, может потребоваться до 49 млрд. ам. долл.
В сводном докладе исследования – Climate Costs for Asia Pacific Ports – оцениваются риски, связанные с изменением климата, 53 крупнейших портов Азиатско-Тихоокеанского региона и расходы на адаптацию этих портов к климатическим изменениям. В нем также содержатся рекомендации владельцам портов, операторам портов, портовым администрациям, инвесторам и правительствам прибрежных стран относительно того, как в будущем справляться с рисками, обусловленными климатическими изменениями.
Как отмечает Benjamin McCarron, управляющий директор Asia Research and Engagement, защита портов приобретает огромное значение, принимая во внимание тот факт, что почти 60% мирового ВВП зависит от морской торговли. Он также сказал, что затраты на адаптацию этой важной инфраструктуры к изменениям климата уже обременительные, но всем заинтересованным сторонам – от владельцев портов до инвесторов – следует осознать, что планирование устойчивости портов к климатическим изменениям с самого начала является ключом к тому, чтобы избежать еще больших затрат в последующие годы.
В анализе, который охватывает порты Японии, Кореи, Китая, Сингапура, Тайваня, Индии и Малайзии, приводятся сценарии расходов, основанные на различных допущениях климатических изменений и необходимых мер для нейтрализации их последствий. По самому лучшему сценарию затраты оцениваются примерно в 30,9 млрд. ам. долл., а по худшему – примерно в 49,4 млрд. ам. долл.
12
Расходы на адаптацию будут варьироваться от порта к порту, и если расходы портов Китакюсю в Японии достигнут 4,9 млрд. ам. долл., то расходы пяти из 10 крупнейших портов АТР оцениваются в 1 млрд. ам. долл.
Пока не во всех портах региона начинают учитывать перспективные изменения климатического характера, где-то им придается большее, где-то меньшее значение, а там, где они игнорируются, возможны самые дорогостоящие последствия. [20180511ЕШ]
РАЗНОЕ
МО2300. Reuters, April 10, 2018 (UK)
Вануату, островное государство в Тихом океане, и Китай опровергли сообщения австралийских СМИ, цитирующих неназываемый источник, о якобы достигнутой договоренности о размещении на о-ве постоянной базы ВМФ Китая. Вануату – неприсоединившееся островное государство, не заинтересованное в милитаризации. В Китае же новость назвали фейковой, не соответствующей фактам. Но в австралийском издании Fairfax и на Australian Broadcasting Corp. сообщалось, что СУДА ВМФ КИТАЯ БУДУТ ЗАХОДИТЬ В ВАНУАТУ, обслуживаться там, бункероваться, пополнять запасы, и шаг за шагом о-в начнёт превращаться в полноценную базу ВМФ НОАК КНР.
Премьер-министр Австралии выразил озабоченность в связи с такого рода «пробными шарами» на о-ве, расположенном в 2 тыс. км (1 200 миль) от северного побережья Австралии, тем более что этот о-в доказал своё стратегическое положение в годы второй мировой войны в обороне Австралии и сборе военно-морской развединформации.
Что до Китая, то он в апреле 2017 г. открыл базу ВМФ в Джибути на Африканском Роге. Военное присутствие там Китая, как и его присутствие в Бангладеш, Пакистане, на Шри-Ланке, в Мьянме (Бирме) напрямую угрожает Индии. [20180519 АП]
Для получения дополнительной информации обращаться по адресу:
690059, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая 50-а,
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Научно-исследовательский отдел управления научно-исследовательской и инновационной деятельности