Как поджигали “Советский Союз”

Каждый человек сам бурильщик своей судьбы.

Леонид Жуховицкий.

История с поджогом парохода «Советский Союз» никогда, нигде и никем не рассказывалась, если не считать дежурное упоминание о ней в моей книге «Требуется личность». Но там описание занимало менее странички, и было скорее вступлением к разделу о морских пожарах на пассажирских судах, нежели самостоятельным очерком. Полагаю, настало время рассказать эту скорее трагикомическую, нежели драматическую историю в судьбе легендарного судна – самого крупного пассажирского лайнера в составе пассажирского флота СССР.

Салават был опытным моряком, уважаемым, почти счастливым в своей профессии, хотя для полного счастья ему не хватало самой малости – визы.  Моряк, не имеющий допуска к загранплаванию, в Советском Союзе считался моряком второго сорта. Эту несправедливость он решил исправить самым доступным в то время способом – устроиться на работу на пароход «Советский Союз», который считался кузницей кадров, отработать положенные 10-12 месяцев и заработать путевку в большое плавание – характеристику. Характеристика-рекомендация на морском флоте имела первостепенное значение в жизни каждого моряка, составлялась она помполитами, подписывалась треугольником – капитаном, старпомом или стармехом и комиссаром.  Выдавалась она как при повышении в должности, так и при получении визы. Впрочем, обыкновенные характеристики в конце года составлялись на каждого моряка независимо от его служебных передвижений.

На «Советском Союзе» Салавата назначили плотником, а эта должность в иерархии палубной команды означала довольно высокий статус – четвертое место после боцмана. На любом другом судне это было бы вообще вторым местом, но на лайнере палубная команда составляла 50 человек, возглавлялась главным боцманом, вторым боцманом, был еще подшкипер и наконец плотник. Боцманы, как правило, плотно работали с матросами, контролируя выполняемые работы, тогда как плотник и подшкипер трудились по индивидуальному плану, что допускало определенную, а порой и значительную степень свободы. Совершенно естественно, что и плотник, и подшкипер, причисляя себя к палубной элите, частенько злоупотребляли этой свободой. Личный опыт и практика подсказывают мне, что бесконтрольность в любой сфере деятельности ни к чему хорошему не приводят. Впрочем, в самом начале своей деятельности Салават проявил себя хорошо, получил одобрительные отзывы от главного боцмана Безбородова, а на «Советском Союзе» это был главный авторитет в морском деле, прошедший суровую муштру в соловецкой школе юнг во время войны.

Через пару месяцев после прихода Салавата я уходил в длительный отпуск и сдавал дела Виктору Некроенко. При сдаче дел положено давать краткую характеристику тем, с кем придется часто общаться по работе. По поводу плотника сказано было примерно следующее:

– Плотник – специалист грамотный, исполнительный, присмотрись к нему и через 6-7 месяцев можешь рекомендовать его на загранку.

Однако Салават решил ускорить процесс получения заветной характеристики и уже через месяц-другой  попросил визу.

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611