И стихия морская все спишет
На предел человеческих сил…
Может, кто-то на камне напишет
Очень кратко: «Он море любил».
И. Казанцев, капитан.
Танкер «Находка» потерпел крушение в Японском море в ночь с 1 на 2 января 1997 года. Танкер в полном грузу направлялся из порта Джоушан, Китайская Народная Республика, в порт Петропавловск-Камчатский. На борту находилось 19 тысяч тонн мазута. Судно следовало курсом на северо-восток в штормовых условиях вдоль западного берега Японии на расстоянии примерно 60 миль от небольшого японского острова Оки. Короткие, но высокие, 6-7 метров высотой, волны догоняли судно, накрывая его с кормы, и по этой причине танкер плохо слушался руля. Капитан Мельников принял решение штормовать, с этой целью снизил скорость судна вдвое, до 4 узлов, и лег на курс 265 градусов.
Теперь ветер и волны были по носу, увеличилась заливаемость верхней палубы, сильнее стали ощущаться удары встречных волн. В 02.40 японского времени очередной удар волны значительно отличался по силе от предыдущих, словно танкер уперся в какое-то препятствие, обороты главного двигателя возросли, корпус задрожал и завибрировал крупной дрожью, так случается в открытом море, когда особо крупная волна обрушивается на судно, пытаясь все смести на своем пути. Вахтенная служба время от времени освещала верхнюю палубу прожектором и после такого удара вновь направила его лучи на носовую часть судна. То, что она увидела, могло бы повергнуть в ужас человека с самой крепкой нервной системой: из трех танков одновременно на палубу вытекал мазут. Мгновение спустя корпус судна переломился в районе танков номер 2 левого и правого бортов и центрального танка номер 3. Обретающую самостоятельность носовую часть очередная волна отбросила от кормовой, развернув ее вправо, при этом кормовая часть продолжала движение вперед.
Экипаж судна тотчас был поднят по сигналу общесудовой тревоги, и началась борьба за живучесть судна, вернее, кормовой его части. Эта часть получила крен на левый борт; несмотря на все усилия экипажа, крен этот нарастал и нарастал и к восьми часам утра достиг величины 40 градусов. Двигатель к тому времени уже не работал, и капитан Мельников приказал экипажу оставить судно, высадившись на плоты. 31 человек были эвакуированы с обреченного танкера или того, что от него оставалось. При этом капитан Валерий Мельников лично руководил высадкой экипажа и до конца оставался на верхней палубе.
*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611