В мирное время взрывы происходят, как правило, на танкерах. После выгрузки нефтепродуктов грузовые помещения должны подвергаться специальной обработке – дегазации, чтобы не взлететь на воздух из-за случайного или неосторожного пользования огнем. Но даже после проведенной дегазации для выполнения, например, сварочных работ, требуется особое внимание и целый комплекс дополнительных мер предосторожности. Сварочные работы на судах в открытом море – дело обычное, рутинное, и моряки иногда слишком легкомысленно относятся к их выполнению. И напрасно. В повести «Океанское небо», вошедшую в книгу «Русские под флагом», подробно рассказывается о злоключениях экипажа после возникновении пожара на теплоходе «Ocean Sky» в 1992 году. Пожар вспыхнул после проведения электросварочных работ на верхней палубе. В трюмах был груз прессованной бумаги, потушить который так же сложно, как и хлопок. Пожар длился три недели, и потушить его удалось лишь в порту, выгрузив тлеющий груз.
Похожая история произошла на танкере «Заветы Ильича» 14 октября 1979 года. Судно принадлежало Приморскому морскому пароходству и выполняло рейсы с грузом нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и Чукотки. На языке моряков-дальневосточников это называлось «работать по завозу». Судно было молодое, так же, как и танкерное пароходство. Построено оно было в Польше в 1969 году, входило в группу судов типа «Интернационал», брутто регистровая вместимость 14164 тонны, длина – 177 метров, осадка – 9,4 метра, скорость – 16 узлов.
В то октябрьское утро судно возвращалось в Находку в балласте. Балласта было принято около семи с половиной тысяч тонн. 13 октября была проведена дегазация 4-го центрального танка для того, чтобы на следующий день приступить к ремонту клинкета.
14 октября с утра газоэлектросварщик, донкерман и моторист приступили к ремонту клапанной коробки газоотводной магистрали. В 10.35 в координатах 55°40,3′ северная и 163°50,3′ восточная произошел взрыв в районе 3-го центрального и двух бортовых танков. Капитан остановил двигатель и объявил общесудовую тревогу. Почти одновременно был подан сигнал бедствия.
Началась борьба за живучесть судна. Вернее, двух его половинок. Дело в том, что в результате взрыва судно разломилось на две части: одна часть, носовая, длиной около 60 метров, оставалась на плаву, но с основным корпусом ее уже ничего не связывало. Пустившись в свободное плавание, она почти полностью погрузилась в воду, оставив на поверхности лишь форштевень и часть полубака высотой около 8 метров. На этом островке надежды оставались два человека – боцман и практикант, и их нужно было срочно спасать.
А на основной части корпуса в это время бушевал пожар.
*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611