Морской обзор №8 (2019)

СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2980. The Maritime Executive, Jan. 17, 2018 (US)
НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ СПГ В КАЛИНИНГРАДЕ на Балтийском море имеет пропускную способность в 3,7 млрд. куб. м в год, чего, согласно расчётам «Газпрома», достаточно для удовлетворения текущих и будущих потребностей Калининградской области на основе морских перевозок СПГ. На терминале размещена единственная в России плавучая установка по хранению и ре-газификации the floating storage and regasification unit (FSRU) «МАРШАЛ ВАСИЛЕВСКИЙ» грузовместимостью в 174 000 куб. м. Это – судно ледового класса Arc 4, рассчитанное на ломку льда толщиной до 0,8 м. Судно имеет три линии ре-газификации (одна из них резервная). СПГ будет преобразовываться на судне в газ и подаваться в региональную газораспределительную сеть при помощи специально подведённого нового газопровода протяжённостью в 13 км.
Новая инфраструктура «Газпрома» призвана обеспечить энергетическую безопасность российского анклава, гарантировав ему надёжность снабжения газом на случай угрозы транзитным поставкам газа по единственному на данный период газопроводу Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград, расширение пропускной способности которого привело к открытию в 2013 г. подземного газохранилища на территории области.
В текущий период морской импортный терминал СПГ на базе FSRU в Калининградской области имеет четыре танка для хранения газа суммарной вместимостью в 174 000 куб. м. В дальнейшем газохранилище продолжит расширяться и к 2025 г. сможет принимать 800 млн. куб. м природного газа. Соседи России по Калининградской области Польша и Литва мечтают освободиться от поставок газа из России по газопроводам «Газпрома». В то же время в Евросоюзе обе страны выступают самыми упёртыми противниками реализации проекта «Газпрома» по прокладке подводного газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2) по дну Балтийского моря, что обесценит их значение как транзитных территорий для поставок газа из России в Европу. [20190222АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО2981. Hong Kong Shipping Gazette, Jan. 14, 201 (HK)
Рынок судоходных контейнерных перевозок продолжал испытывать ДАВЛЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ТОННАЖА В 2018 году. Наблюдавшийся в начале года некоторый оптимизм в отношении перспектив сектора быстро иссяк. Если в первом полугодии фрахтовые ставки росли, то со второго полугодия началось их падение, и к концу года их уровень оказался даже ниже, чем 12 месяцев ранее.
По данным Alphaliner, в 2018 году объем поставок новых контейнеровозов достиг 1,3 млн. TEU по сравнению с 2 млн. TEU в предыдущем году. Кроме того, в перевозки вернулось несколько контейнеровозов после завершения работ по увеличению их размеров.
3
Между тем, вывод судов из эксплуатации как следствие их утилизации или иных причин снизился до самого низкого уровня за последние семь лет. Из перевозок в 2018 году было изъято только 111 200 TEU против 427 000 TEU в 2017 году, по данным роттердамского издания World Maritime News. В результате, контейнерная вместимость мирового флота ячеистых судов выросла на 5,7% до 22,3 млн. TEU на конец 2018 года.
Чистый прирост предложения контейнерного тоннажа был существенно выше спроса на него, что, в конечном счете, и привело к расширению мирового прикольного контейнерного флота до 628 000 TEU к концу 2018 года против 416 000 TEU годом ранее. И это при том, что в первой половине 2018 года мировой прикольный флот контейнеровозов впервые с 2011 года снизился до уровня менее 200 000 TEU, по данным Alphaliner. Однако падение доходов во втором полугодии вынудило перевозчиков вывести часть флота из перевозок. Увеличение численности бездействующего флота произошло главным образом из-за закрытия четырех контейнерных сервисов на транстихоокеанском маршруте в июле 2018 года и приостановки одного из контейнерных сервисов на маршруте перевозок между Азией и Европой в сентябре 2018 года. [20190222ЕШ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2982. The Maritime Executive, Jan. 5, 2019 (US)
MAERSK CONTAINER INDUSTRY (MCI) планирует прекратить выпуск сухогрузных контейнеров с целью СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ. В настоящее время каждый третий рефрижераторный контейнер, используемый в глобальных перевозках скоропортящихся продуктов, использует технологию Star Cool производства MCI. Как поясняет MCI, рынок сухогрузных контейнеров в последнее время находится под огромным давлением, в то время как объемы перевозок рефрижераторных грузов продолжают увеличиваться как следствие роста в мире спроса на свежие продукты, а также другие товары, для транспортировки которых требуется особый температурный режим. Решение о выходе из бизнеса по производству сухогрузных контейнеров означает, что будет закрыт завод по их производству в Dongguan, Китай, который простаивает с начала декабря 2018 года.
В октябре 2018 года MCI получила рекордный заказ на производство 8 600 рефрижераторных контейнеров от судоходной компании Hapag-Lloyd. Из них 2 000 ед. представляют собой контейнеры с контролируемой атмосферой [20190222ЕШ]
МО2983. High North News, Febr. 19, 2019 (Inet)
В 2018 г. по СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ РОССИИ БЫЛО ПЕРЕВЕЗЕНО 18 МЛН. Т грузов против 3,9 млн. т. в 2013 г. и на 80% больше, чем в 2017 г.
С декабря по май, или в зимний период навигации, пять лет назад на маршруте практически не было судов, а ныне в зимний период навигации на Северном морском пути в среднем работают по 20 судов.
4
Интересно, что и хотя объёмы перевозимых на Севморпути грузов по сравнению с 2017 г. выросли, количество размещаемых там в любой данный момент времени судов сократилось на 20%, особенно в период летней навигации. На маршруте начали работать более крупные суда, характерные для перевозок углеводородов, и они осуществляют перевозки с большей частотой, чем более многочисленные, но менее крупные грузовые суда, которые в предшествовавшие годы использовались для перевозки стройматериалов.
В сумме морские арктические порты России обработали 92,7 млн. т грузов, из которых 70% составляли СПГ и сырая нефть, по данным министерства транспорта России. Крупнейшим морским портом региона остаётся Мурманск, где в 2018 г. было обработано 60,7 млн. т грузов, или наибольшее его количество с 2010 г.
Но самый интенсивный грузовой трафик имеет в Арктике порт Сабетта, обслуживающий завод «Ямал СПГ» компании «Новатэк». Отгрузки с морского экспортного газового терминала порта Сабетта выросли в годовом исчислении на 30% до 17,4 млн. т, по данным Николая Монко, замдиректора администрации Севморпути.
В целом на Севморпути работают 164 различные судоходные компании, включая 45 иностранных судовладельцев. Перевозка на маршруте транзитных грузов по сравнению с 2013 г. также увеличилась, и в 2018 г. там было осуществлено 26 рейсов между Азией и Европой и было перевезено 491 000 т грузов против 27 рейсов и 194 000 т в 2017 г.
При этом крупнейшим иностранным судоходным оператором на маршруте остаётся Китай. Китайская судоходная компания COSCO облюбовала маршрут с 2013 г. В 2019 г. компания планирует, как и в предыдущие годы, перевезти по Севморпути новые грузы в Великобританию и Данию.
Датская судоходная компания Maersk Line также осуществила транзитный рейс по Севморпути контейнеровозом the Venta Maersk из Азии в Европу в сентябре 2018 г. В Восточно-Сибирском море судну пришлось отклониться от первоначального маршрута из-за неблагоприятной ледовой обстановки. Ему потребовалась помощь ледокола «Росатомфлота», его три дня эскортировал ледокол «50 лет Победы». Экипаж контейнеровоза, включая ледового лоцмана, насчитывал 25 чел.
Рейс от южнокорейского порта Пусан (Busan) до порта Бремерхафен (Bremerhaven) в Германии занял 25 дней, или оказался на 10 дней меньше, чем если бы он был осуществлён через Суэцкий канал, по данным Рене Пиля Педерсена, исполнительного директора Maersk Group по Азиатско-Тихоокеанскому региону с офисом в Сингапуре (Maersk Group Representative for Asia-Pacific and Managing Director of the Singapore office René Piil Pedersen). Расстояние, которое потребовалось покрыть по Севморпути, оказалось на 30-35% меньше.
5
На участке пути от Пусана до Берингова пролива судно работало на очень дешёвом тяжёлом морском топливе heavy fuel oil (HFO), а на арктическом сегменте перешло на менее грязный ультрамалосернистый бункер ultra low sulfur fuel oil (ULSFO). Для соответствия требованиям безопасности мореплавания судно полагалось на широкополосную спутниковую связь Iridium, GPS, ресивер глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, бинокли ночного видения, др. На борту предусмотрели дополнительные запасы бункера, запчастей.
В январе 2019 г. 9 различных танкеров-газовозов СПГ осуществили 19 перевалок СПГ на суда в Honningsvåg у побережья Норвегии, согласно данным НИИ the Arctic Logistics Research Institute (IAL) при университете Yeongsan University в Южной Корее. Поставки СПГ в Европу зимой 2019 г. выросли, в то время как в Азию сократились в условиях необычайно мягкой зимы в регионе, и грузопоток с Ямала переориентировался на Европу, и на этот регион было выполнено зимой 2019 г. 50 перевалок СПГ с судна на судно. Для перевозки СПГ до Honningsvåg протяжённостью в 1100 миль требуется всего 4,2 дня, или на пять дней меньше, чем при прежней необходимости прямой перевозки до самого Амстердама. [20190228 АП(б)]
МО2984. ANSA, Febr. 18, 2019 (Egpt.)
По данным доклада центра SRM Study and Research Centre for Southern Italy и группы the Intesa San Paolo Group из Италии, представленным на международной конференции в Неаполе (Naples), СУЭЦКИЙ КАНАЛ ПОСТАВИЛ ДВОЙНОЙ РЕКОРД В 2018 Г.
Он зарегистрировал увеличение числа транзитных судов на 3,6% в годовом исчислении до более чем 18 000 ед. и перевезённых на них грузов на 8,2% до 983,4 млн. т. Расширение Суэцкого канала позволило на 12% увеличить средний размер транзитных судов в 2018 г. против 2014 г.
Больше всего в 2018 г. транзитов в Суэцком канале осуществили контейнеровозы – 5 706 судов, или на 2,5% больше в годовом исчислении. Они перевезли через канал 983 млн. т грузов, или на 8,2% больше в годовом исчислении. В 2018 г. в направлении с севера на юг в Суэцком канале было перевезено 524,6 млн. т грузов, или на 9,8% больше, чем в 2017 г., а в направлении с юга на север – 458,8 млн. т, или на 6,6% больше, чем в 2017 г.
В структуре транзитного грузового трафика через Суэцкий канал в 2018 г. 74% пришлись на контейнеры и нефть, причём доля контейнеров превысила половину. Суэцкий канал – третий по важности мировой маршрут для морских перевозок нефти и СПГ с Ближнего Востока на Европу и Северную Америку. На эти перевозки, в Европу и Сев. Америку, приходится 9% от общего объёма морских перевозок нефти в мире.
Повышение значимости перевозок из Средиземного моря через Суэцкий канал на/из Китая повысило стратегическую ценность Суэцкого канала, как и его значение для реализации Китаем инициативы Пояса и пути, в который оказались вовлечены 113 стран мира, или на 50 стран
6
больше, чем предполагалось в начале его реализации. С сентября 2017 г. Китай подписал соответствующие соглашения с 74 странами мира. Для реализации проекта Пояса и пути, финансовые ресурсы, необходимые для завершения которого оцениваются в USD 8 000 млрд., страны Северной Африки, включая Египет с его Суэцким каналом, имеют ключевое значение. Китай рассматривает эти страны в качестве производственной базы для европейского рынка сбыта, перекрёстка для торговли нефтью и газом, района для развития альтернативной энергетики, а также портового и логистического центра, предназначенного для обслуживания Чёрной Африки и Европы. [20190228 АП(б)]
СУХОГРУЗНЫЙ ТРАМПОВЫЙ РЫНОК
МО2985. MarineLink, Febr. 22, 2019 (US)
СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА КИТАЙСКОГО СЫРЬЕВОГО ИМПОРТА, согласно оценкам БИМКО (BIMCO), ограничило в 2018 г. возможности повышения ставок фрахта в судоходных перевозках балкерами, тем более что темпы роста мирового флота балкеров, напротив, повысились. Фрахтовые ставки вопреки обыкновению не повысились и в четвёртом квартале, и это, согласно прогнозам БИМКО, возможно свидетельствует о перспективе экономического спада и резкого падения ФРАХТОВОГО РЫНКА ПЕРЕВОЗОК БАЛКЕРАМИ в мире. В пользу этого прогноза и то, что в первый месяц 2019 г. регистрировалось массированное сокращение грузовых сырьевых потоков и загрузки балкеров. В начале февраля 2019 г. операторы балкеров почувствовали себя, с точки зрения доходов, словно на зыбучем песке.
В ноябре 2018 г. отмечалось заметное падение ставок фрахта для балкеров класса Capesize, а в январе 2019 г. прекратился рост фрахтовых ставок в перевозках балкерами класса Supramax, Panamax и Handysize. Фрахтовый рынок словно вернулся на два года назад, фрахтовые ставки в морских перевозках балкерных грузов упали до уровня начала 2017 г.
По данным на 31 января 2019 г. суточные ставки фрахта в перевозках балкерами класса Handysize, Supramax и Panamax не превышали USD 6 000, а балкерами класса Capesize (180 000 т двт) составляли немногим более USD 11 000. Этих уровней было недостаточно для покрытия их эксплуатационных издержек, и они работали себе в убыток. В отличие от других отраслей судоходство, предлагая работу по сниженным ценам, не может порождать прирост грузопотоков, спрос на перевозки, так как судоходство всего лишь обслуживает международную торговлю и зависит от объёмов грузопотоков, порождаемых ею. Ценообразование в судоходстве негибкое.
Процветание судоходства напрямую связано с ликвидацией торговых барьеров, свободой торговли и повышением темпов мирового экономического роста. Так как только это способствует повышению спроса на судоходные перевозки и повышению стоимости морских перевозок. До сих пор спрос на сырьё со стороны Китая остаётся основным
7
катализатором спроса на морские сырьевые перевозки, однако этот китайский спрос в 2018 г. не превышал 2,5% в год. Спрос на перевозки основных видов балкерных грузов – зерна, железорудного концентрата и сои в Китай был ниже обычного уровня, и если прирост был, то лишь со стороны минибалкерных грузов – металлов, лесной продукции, др.
Хотя для января увеличение поставок в перевозки нового тоннажа типично, настораживает то, что сдача на лом устаревшего тоннажа не превысила трёх балкеров, что эквивалентно 0,3% в год и недостаточно для компенсации прироста флота балкеров. Поскольку мировые судоверфи не перегружены заказами, налицо тенденция к поставкам судов заказчикам практически согласно оговоренным в контрактах срокам, без спасительных для состояния фрахтового рынка отсрочек. БИМКО прогнозирует снижение коэффициента отсрочек выполнения заказов судостроительными предприятиями мира с 35% в 2018 г. до 25% в 2019 г. [20190228 АП(б)]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2986. LNG World Shipping, Jan. 11, 2019 (UK)
В последнее время наблюдается СОКРАЩЕНИЕ ИМПОРТА СПГ В ЯПОНИЮ, что объясняется ВОЗРОЖДЕНИЕМ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ страны. И если так пойдет дальше, Япония в обозримом будущем перестанет быть мировым лидером по импорту природного газа.
В 2019 финансовом году, третий год подряд, ожидается снижение (хотя и незначительное) объемов поставок природного газа в Японию. Согласно прогнозам японского института Institute of Energy Economics Japan (IEEJ), японский импорт газа составит 82 млн. т по сравнению 82,3 млн. т в 2018 году и 85,6 млн. т в 2017 году. Между тем, китайский импорт природного газа стабильно увеличивается. В 2018 году Китай импортировал 54 млн. т.
Ядерная энергетика и дальше продолжит отвоевывать свои позиции. В 2019 году объем электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях страны, увеличится более чем в два раза и составит 65,4 млрд. киловатт/ч по сравнению с 31,3 млрд. киловатт/ч в 2017 году. Это незамедлительно отразится на потреблении СПГ, спрос на который резко вырос в Японии из-за остановки атомных электростанций после катастрофы на атомной электростанции Фукусима в 2011 году.
Что касается более долгосрочной перспективы, то, согласно прогнозам IEEJ, в середине 2030-х годов природный газ превзойдет уголь как второй по величине в мире источник энергии после нефти. При этом примерно к 2030 году природный газ станет крупнейшим источником энергии в США, а примерно к 2040 году – и в Евросоюзе.
Что касается крупнейших покупателей СПГ, то к нынешним лидерам импорта – Японии и Южной Корее – присоединятся Китай, Индия и Европа. Импортерами будут вынуждены стать и другие страны Азиатского региона. Как прогнозирует Institute of Energy Economics Japan (IEEJ), страны АСЕАН, которые долгое время были экспортерами, также начнут быстро расширять
8
свой импорт из-за увеличения потребления и истощения своих газовых месторождений.
Росту спросу на природный газ будут способствовать решения о запрете на строительство новых электростанций, работающих на угле. По оценкам IEEJ, строительство вместо них электростанций, работающих на газе, означает увеличение потребление газа в мире на 1,3 трлн. куб. м. А это эквивалентно суммарному объему текущего производства газа в США и России.
При таком сценарии следует ожидать роста спроса на все возможные источники добычи природного газа, включая такие технически сложные, как добыча газа на глубоководье и Северном Ледовитом океане. По оценкам, к 2030 году объем перевозок СПГ может утроиться по сравнению с их нынешним уровнем. [20190222ЕШ]
МО2987. Platts, Jan. 9, 2018 (Norw.)
Три завода по производству СПГ в ГЛАДСТОНЕ (Gladstone) в штате Квинсленд на восточном побережье Австралии в 2018 году ОТГРУЗИЛИ РЕКОРДНЫЙ ОБЪЕМ СПГ – 20,58 млн. т. По сравнению с показателем предыдущего года в 20,21 млн. т это представляет собой рост на 2%. Поскольку спрос на СПГ со стороны Южной Кореи и Японии сократился, увеличение отгрузок СПГ из Австралии произошло за счет повышения спроса со стороны Китая.
В 2018 году объем австралийского экспорта СПГ в Китай увеличился на 23% до 14,25 млн. т по сравнению с 11,59 млн. т в 2017 году, в то время как экспорт в годовом исчислении в Южную Корею и Японию снизился на 18% и 40% соответственно, согласно данным Gladstone Ports Corporation.
Однако в текущем году рост спроса на СПГ со стороны Китая может стать умереннее как следствие принятых правительством решений, направленных на ослабление дефицита поставок и снижения зависимости от импортного СПГ. Прирост спроса на СПГ со стороны Китая в 2017-2018 годах в среднем составлял 40% в год. По прогнозам S&P Global Platts Analytics, китайский импорт СПГ в 2019 году составит 58 млн. т, или увеличится в годовом исчислении на 14%. [20190301ЕШ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2988. The Maritime Executive, Jan. 7, 2019 (US)
ГЛОБАЛЬНЫМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ (Global Chair) МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ КРУИЗНЫХ КОМПАНИЙ (the Cruise Lines International Association (CLIA)) с 1 января 2018 г. назначен и приступил к выполнению своих обязанностей вице-президент судоходной круизной компании Royal Caribbean Cruises (RCL) Адам Эм Голдстин (ADAM M. GOLDSTEIN). На этом посту он заместил Арнольда Дональда (Arnold Donald), президента и исполнительного директора судоходной круизной компании Carnival Corporation & plc., занимавшего этот пост с 1 января 2017 г.
9
Его приоритетной задачей на посту глобального председателя станет снижение выбросов СО2 с судов международного круизного флота на 40% к 2030 г. Отчётность по результатам этого показателя будет составляться CLIA ежегодно. Сокращения эмиссий СО2 планируется добиваться при помощи внедрения технологических инноваций, повышения энергетической эффективности судов за счёт совершенствования их проектов и конструкций, «озеленения» силовых установок.
Портфель заказов мировой морской круизной индустрии, которую представляет CLIA, в настоящее время насчитывает 18 круизных лайнеров, и с учётом поступления нового тоннажа действующий круизный флот CLIA к июню 2019 г. будет насчитывать 272 круизных судна. Мировая круизная индустрия обеспечивает работой 1 108 676 чел., суммарная заработная плата и жалование которых составляет USD 45,6 млрд. В 2017 г. мировая морская круизная индустрия заработала, по собственным данным CLIA, USD134 млрд. [20190222АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2989. MarineLog, Dec. 26, 2018 (US)
Как сообщает сингапурская судостроительная компания KEPPEL OFFSHORE & MARINE (Keppel O&M), среди полученных ее в конце 2018 года контрактов ВЫДЕЛЯЮТСЯ КОНТРАКТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СПГ-БУНКЕРОВЩИКА для работы в Балтийском море, контракт на конверсию плавучей установки для добычи, хранения и отгрузки нефти FPSO и контракты на установку 65 скрубберов на судах международного торгового флота. В сумме стоимость этих контрактов, отражающих способность судоверфи к строительству, конверсии, модификации и модернизации судов, составляет 300 млн. сингап. дол. (USD 220 млн.).
Заказ на проектирование и строительство СПГ-бункеровщика ледового класса размещен совместно компаниями Keppel Singmarine и Shturman Koshelev LLC. После завершения строительства в четвертом квартале 2020 года судно должно быть сдано во фрахт российской компании Gazpromneft Marine Bunker для выполнения операций в Балтийском море.
Судно будет построено по проекту MTD 5800V LNG, разработанному Marine Technology Development (MTD), которая является дочерней компанией Keppel O&M. СПГ-бункеровщик будет иметь ледовый класс Ice Class Arc 4, а его вместимость составит 5 800 куб. м. [20190301ЕШ]
МО2990. The Maritime Executive, Febr. 5, 2019 (US)
Первый в мире ЛЕДОКОЛ, СПОСОБНЫЙ РАБОТАТЬ НЕ ТОЛЬКО НА ДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ, НО И НА БУНКЕРЕ СПГ, IB POLARIS впервые заправился бункером СПГ на морском терминале СПГ Tornio LNG в Финляндии. Ранее самым северным терминалом СПГ в Финляндии был порт Пори (Pori), но он расположен вдалеке от основного района работы ледокола в самом дальнем углу Ботнического залива (the Bothnian Bay). Из-за этого ледокол в основном работал на дизельном топливе, иногда использовал бункер СПГ после его
10
перевалки с автоцистерн с причала. Оператор судна – судоходная компания Arctia, которая пополнила им свой флот в сентябре 2016 г. Судно является «зелёным» не только из-за СПГ, но и потому, что использует смазку, которая разлагается без вреда для окружающей среды. Вода от помывки и для технических целей, так называемая серая вода, собирается в танк и выгружается для очистки и переработки в порту. В любом случае она не сбрасывается за борт. Судно оборудовано устройством для сбора нефти с поверхности моря на скорости хода в 2 уз., и может собрать около 1400 куб. м нефти с быстротой в 200 куб. м в час даже при неблагоприятной погоде и при наличии льда на поверхности моря. [20190301АП]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО2991. gCaptain, Jan. 14, 2019 (Austral.)
Датская судоходная контейнерная компания MAERSK LINE подтвердила свое намерение ВОССТАНОВИТЬ И ПЕРЕСТРОИТЬ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ПОСТРАДАВШИЙ ОТ СИЛЬНОГО ПОЖАРА КОНТЕЙНЕРОВОЗ MAERSK HONAM.
В настоящее время корпус судна разрезан на две части в сухом доке Drydock World Dubai, ОАЭ. Не пострадавшую от пожара часть – от миделя до кормы – длиной в 228,5 м планируется отправить в феврале текущего года на судоверфь компании Hyundai Heavy Industries, куда она должна быть доставлена в марте. На судоверфи, которая и построила контейнеровоз в 2017 году, судно будет восстановлено путем достройки новой носовой части. Транспортировку неповрежденной части выполнит судно для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов Xin Guan Hua, которое имеет длину корпуса в 255 м и способно выдерживать нагрузку на главную палубу до 25 тонн на кв. м. Ожидается, что восстановленное судно возобновит работу во второй половине 2019 года.
Контейнеровоз Maersk Honam класса ultra-large container ship (ULCS), длиной корпуса в 353 м, пострадал от пожара, возникшего 6 марта 2018 года в Аравийском море на пути в Средиземное море и унесшего жизни пяти членов экипажа.
На борту судна было 7 860 контейнеров, что соответствует 12 416 TEU. Весь груз, находившийся в носовых трюмах, был объявлен полной потерей, но контейнеры, размещенные на корме, в основном не пострадали. После постановки судна к причалу в порту Джебель-Али (ОАЭ) в июне 2018 года был проведен его тщательный осмотр и разгрузочные операции. [20190301ЕШ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2992. The Maritime Executive, Febr. 17, 2019 (US)
Поисковое судно Seabed Constructor базирующейся в Хьюстоне, штат Техас, США, гидрографической компании Ocean Infinity, имеющее на борту парк из шести подводных роботизированных устройств автономного действия (Autonomous Underwater Vehicles (AUVs)), сумело выполнить
11
поставленную перед ним правительством Южной Кореи задачу. Контракт на поиск пропавшего судна был заключён в присутствии семей погибших моряков в декабре 2018 г.
Судно SEABED CONSTRUCTOR ОТЫСКАЛО ЗАТОНУВШИЙ в южной части Атлантического океана (the South Atlantic Ocean) ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ СУПЕРБАЛКЕР (Very Large Ore Carrier (VLOC)), 266 000 т двт, STELLAR DAISY в 1 800 милях западнее Кейптауна. Супербалкер Stellar Daisy затонул 31 марта 2017 г. с грузом железной руды на маршруте перевозки между Бразилией и Китаем. Из 24 членов экипажа вместе с судном на дно ушли 22 чел.
Четыре AUVs обследовали приблизительно 1300 кв. км морского дна в течение 72-часов чистого поискового времени после выхода из Кейптауна и всего за неделю с небольшим установили местоположение судна на глубине 3461 м.
Именно эта компания отыскала пропавшую аргентинскую подводную лодку в ноябре 2018 г. С другой стороны, несмотря на доказанную эффективность, эта же компания так и не смогла отыскать в Индийском океане таинственно пропавший авиалайнер MH370. [20190228 АП(б)]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2993. Clarksons, Febr. 21, 2019 (UK)
Согласно данным исполнительного директора Clarksons Research Стива Гордона (Clarksons Research Managing Director Steve Gordon), СКРУББЕРЫ – системы очистки эмиссий из судовых выхлопных труб УСТАНОВЛЕНЫ НА 10% ДЕЙСТВУЮЩИХ СУДОВ мирового торгового флота, и ИХ УСТАНОВКА ПОДТВЕРЖДЕНА НА 31% СУДОВ, строящихся на мировых судоверфях. Количество скрубберов, установленных на судах мирового флота, с января 2018 г. выросло шестикратно. В настоящее время они установлены на 2 500 судах против 400 судов в январе 2018 г.
Наибольшей популярностью скрубберы пользуются у владельцев и операторов круизного тоннажа. Они установлены на 61% судов мирового круизного флота, на 14% танкеров, 7% балкерах и 11% контейнеровозов. Если же говорить о строящихся судах, то установка скрубберов подтверждена на 53% танкеров, 25% балкеров и 41% контейнеровозов. К 2020 г. 10% судов международного торгового флота будут оборудованы скрубберами, а к концу 2020 г. – 15%. И если к 2020 г. скрубберами будут оборудованы 22% супертанкеров VLCC, то к концу 2020 г. – 35%.
Установка скрубберов требует постановки судов в сухой док и их изъятия из перевозок на продолжительный срок, что может увеличить ограничение предложение судов в перевозках с 0,5% в год до 1,1%.
Доля судов международного торгового флота, адаптированных к использованию в качестве бункера СПГ, составляет ныне 2,7%, а доля строящихся судов, способных использовать бункер СПГ, составляет 14,3% от мирового портфеля заказов. По оценке Clarksons Research, до конца 2020 г. двигатели, способные работать на бункере СПГ, будут стоять на 3-
12
4% судов международного торгового флота, хотя в основном это по-прежнему будут танкеры-газовозы СПГ. [20190228 АП(б)]
РАЗНОЕ
МО2994. The Maritime Executive, Febr. 1, 2019 (US)
На судоверфи NEWPORT NEWS SHIPBUILDING американской компании Huntington Ingalls в США впервые в соответствии с планом, заявленным в октябре 2018 г., МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ДЕТАЛЬ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА АВИАНОСЦЕ ВМФ США USS HARRY S. TRUMAN (CVN 75) НАПЕЧАТАЛИ НА ТРЁХМЕРНОМ ПРИНТЕРЕ. Директор НИР судоверфи Дон Хамадик (Don Hamadyk) представил изготовленную при помощи аддитивной технологии деталь контр-адмиралу Лорин Селби (Rear Adm. Lorin Selby), главному инженеру и заместителю директора КБ Naval Sea Systems Command ВМФ США.
В 2018 г. Naval Sea Systems Command были утверждены стандарты трёхмерной печати, для чего проводились испытания новой технологии и материалов, была разработана программа испытаний и предельно жёстких тестов, которые касались не только самих материалов для трёхмерной печати, но и различных её параметров (вибрация, гидростатика, др.).
Напечатанная на судоверфи деталь – сборная часть трубопровода – сливное отверстие с сетчатым фильтром – установлена на борту авианосца USS Harry S. Truman сроком на год для проведения оценки. То есть, это – продолжение испытаний новой технологи, но уже в реальных условиях эксплуатации корабля. Аддитивная технология революционизирует военно-морское судостроение и ремонт. К тому же, – как подчеркнул вице-президент американской судостроительной компании по проектированию кораблей Чарльз Саутхолл (Charles Southall), – трёхмерная печать – значительный шаг в направлении оцифровки судостроительных и судоремонтных операций, повышающий их эффективность, безопасность и экономичность. [20190301АП