Морской обзор №11 (2019)

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
МО3031. gCaptain, Jan. 31, 2019 (UK)
Турция ратифицировала МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНВЕНЦИЮ ПО БЕЗОПАСНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЦИОНАЛЬНОЙ РАЗДЕЛКЕ СУДОВ НА ЛОМ, так называемую Гонконгскую конвенцию Международной морской организации (Hong Kong International Convention for the Safe and Environmentally Sound Recycling of Ships, 2009 (the IMO Hong Kong Convention)), став первой из пяти крупнейших специализирующихся в этой области стран, ратифицировавших этот договор. Цель конвенции – обеспечить, чтобы суда, отправляемые на металлолом, не представляли угрозы для здоровья и безопасности людей или для окружающей среды.
Гонконгская конвенция рассматривает вопросы, связанные с утилизацией судов, путем разработки ряда стандартов, касающихся обращения с опасными материалами, проектирования и строительства судов, объектов по утилизации судов, а также подготовки судов, отправляемых на лом.
Принятая в 2009 году, Конвенция вступит в силу только через 24 месяца после ратификации 15 государствами, на которые приходится не менее 40% тоннажа мирового флота и у которых совокупный максимальный годовой объем разделки судов на лом составляет не менее 3% от суммарного тоннажа их флотов.
Турция стала седьмой страной мира, которая присоединилась к этой конвенции, после Бельгии, Конго, Дании, Франции, Норвегии и Панамы. По данным ИМО, на эти семь государств в настоящее время приходится более 20% мирового тоннажа торгового судоходства и совокупного годового объема утилизации судов. Ратифицируя конвенцию, Турция заявляет, что разделка судов будет производиться на уполномоченных предприятиях (authorized Ship Recycling Facilities) и по утвержденным планам утилизации (Ship Recycling Plan).
Турция входит в пятерку ведущих в области разделки судов на лом стран мира наряду с Бангладеш, Китаем, Индией и Пакистаном. В общей сложности на предприятиях этих стран утилизируется более 90% сдаваемых на лом в мире судов международного торгового флота.
Гонконгская конвенция ИМО, хотя еще и не вступила в силу, уже сейчас заставляет многие судоразделочные предприятия в мире модернизировать свои производственные мощности, чтобы соответствовать ее стандартам. Кроме того, она служит основой для действующего на территории Евросоюза законодательства по утилизации судов (European Ship Recycling Regulation).
Даже в районе Alang в Индии – крупном центре судоразделки, печально известным плохими условиями работы и методами утилизации, ведущими к загрязнению окружающей среды, – появились отдельные предприятия, которые отвечают требованиям безопасности и охраны окружающей среды, изложенным в Гонконгской конвенции. [20190322ЕШ]
3
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО3032. Yonhap, March 13, 2019 (ROK)
Глава Комиссии по справедливой торговли the Fair Trade Commission (FTC), антитрестовского регулятора ЮЖНОЙ КОРЕИ Kim Sang-jo заявил, что ПРАВИТЕЛЬСТВО СТРАНЫ ПРИНЯЛО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО КОНСОЛИДАЦИИ DAEWOO SHIPBUILDING & MARINE ENGINEERING CO. С HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES CO., что приведёт к созданию к крупнейшей мировой судостроительной группы. Таким образом, антитрестовского регулятора Южной Кореи, фактически, оперативно неформально утвердил сделку, которая официально может быть утверждена только 120 дней спустя после её заключения, и ныне ожидает её утверждения в законно установленные сроки и от зарубежных антимонопольных органов. Об этом г-н Kim Sang-jo объявил на встрече с южнокорейскими журналистами в столице Евросоюза Брюсселе. Если же за рубежом откажутся это сделать, то это, как пояснил южнокорейский сановник, будет бессмысленно.
Между тем, создание судостроительной мега-группы за счёт слияния крупнейшей в мире и другой поменьше судостроительных «галактик» при участии государственного банка Korea Development Bank (KDB) не пройдёт бесследно для мирового судостроения и затронет интересы многих стран и регионов мира, от Дальнего Востока до Европы. [20190315 АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО3033. Hong Kong Shipping Gazette, Jan. 24, 2019 (HK)
В конце января внимание морской отрасли привлекли сообщения, касающиеся намерения французской судоходной контейнерной компании CMA CGM и судоходной контейнерной компании OOCL, которая в настоящее время является частью COSCO, ЗАКАЗАТЬ КРУПНЫЕ КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ.
Сингапурское издание Splash247 со ссылкой на брокерскую компанию Braemar ACM Shipbroking сообщает, что CMA CGM размещает на китайских судоверфях Hudong-Zhonghua и Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding, дочерних предприятиях китайской государственной судостроительной компании China State Shipbuilding Corporation (CSSC), заказ на строительство 10 контейнеровозов класса 15000 TEU. Как предполагают, CMA CGM удалось договориться о цене в районе USD 1,1 млрд. за все 10 судов. Судостроительные компании Hudong-Zhonghua и Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding уже строят для французского оператора серию мега-контейнеровозов класса 22 000 TEU.
Появившиеся сообщения о CMA CGM и OOCL заставили многих усомниться в заверениях ряда аналитиков об окончании бума на строительство судов класса ULCV.
4
Как отметил Martin Rowe, глава гонконгского филиала шипброкера Clarksons Platou, в 2019 году примерно каждую неделю в контейнерные перевозки в мире будет вступать одно судно ULCV, что, поскольку происходить это будет в условиях развязанных Трампом торговых войн и замедления экономики в Европе и в других странах, ОТСРОЧИТ ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЫНКА МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК. [20190307ЕШ]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3034. Seatrade Maritime News, March 11, 2019 (UK)
Китайская нефтехимическая компания Zhejiang Satellite Petrochemical, крупнейший в Китае производитель акриловой и акрилатов кислоты (C3H3O-OH), разместила ЗАКАЗЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ШЕСТИ СУПЕРТАНКЕРОВ-ЭТАНОВОЗОВ VLECs (грузовой вместимостью в 93000 куб. м каждый) на судостроительных верфях южнокорейских компаний Hyundai Heavy Industries (HHI) и Samsung Heavy Industries (SHI). По три на каждой суммарной стоимостью в 5 млрд. женьминьби (734,8 млн. ам. дол.). Это будут самые крупные в мире этановозы.
Первоначально предполагалось, что морская инвестиционная компания из США Delos Shipping разместит заказы на строительство этих судов и отфрахтует по долгосрочному контракту на перевозки Zhejiang Satellite Petrochemical. Но затем у Delos Shipping возникли трудности с платежами за строительство заказанных в 2018 г. судов, и Zhejiang Satellite Petrochemical пришлось выкупить у неё судостроительный контракт, чтобы избежать его канцеллинга.
Поставка этана будет осуществляться в Китай из США, и уже подписан долгосрочный контракт на его поставку Ethane Supply Agreement и морскую перевозку Ethyl Transport MOU с англо-американскими компаниями American Energy Transportation Company и British Voyager Gas Transportation Company. Компания Zhejiang Satellite Petrochemical планирует импортировать около 3 млн. т этана в год, сумма поставки оценивается в 100 млрд. женьминьби. [20190315 АП]
МО3035. AllAbout Shipping.co.uk, Jan. 31, 2019 (UK)
Японская танкерная компания Asahi Tanker Co. Ltd совместно со своим партнером Exeno-Yamamizu Corporation Tokyo разработала ПРОЕКТ ТАНКЕРА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ, что позволяет добиться нулевого уровня выбросов. Технические консультации по дизайну судна и электрической силовой установке окажет классификационное общество ClassNK. Это гарантирует полное соответствие проекта необходимым требованиям.
Создание коммерческой модели бункеровочного судна проекта “e5”, предназначенного для работы в Токийском заливе, уже началось. Первое судно этого проекта должно быть спущено на воду в четвертом квартале 2020 года. В рамках проекта также ведутся работы по созданию прибрежных судов проекта “e5” с большей дальностью плавания.
5
Концепция “е5” создает решения для ряда проблем, в том числе нехватка экипажей, спрос на суда, экологические требования, тем самым способствуя устойчивому развитию отечественной судоходной отрасли. Полагают, что с помощью концепции “е5” морского транспорта будет достигнуто стабильное энергоснабжение.
Проект нового судна и соответствующей инфраструктуры, известный как проект “е5”, включает пять основных элементов, которые и предопределили такое его название:
1. Электрификация (Electrification). Основным источником энергии на судне будет электричество, полученное с помощью ионно-литиевых батарей.
2. Окружающая среда (Environment). Контроль за выбросами в окружающую среду, таких как углекислый газ, окислов азота и серы, минимизация уровня шума и вибрации, также усиление контроля за соблюдением экологических требований при эксплуатации судна в море и в порту.
3. Экономика (Economics). Достижение экономической эффективности за счет установки Интернета вещей (IoT) и цифровых инструментов и улучшения рабочих характеристик силовой установки благодаря использованию электричества.
4. Эффективность (Efficiency). Простая конструкция корпуса судна и установка автоматизированного оборудования могут снизить рабочую нагрузку на экипаж.
5. Эволюция (Evolution). Цифровизация и технологический прогресс, ведущие к разработке самой передовой концепции судна, прокладывают путь для развития отечественного судоходства в будущем.
Основные характеристики судна проекта “e5”: длина корпуса – 60 м, ширина – 10,30 м, валовой регистровый тоннаж – 499 т, вместимость грузового танка – около 1 300 куб. м. Страной регистрации судна является Япония, концептуальным разработчиком – компания Groot Ship Design (Hull). Двигательная установка включает два азимутальных подруливающих устройства мощностью по 350 киловатт и одно носовое подруливающее устройство мощностью в 130 киловатт. [20190322ЕШ]
МОРСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО3036. The Maritime Executive, Jan. 31, 2019 (US)
Во фьорде Тронхейм (Trondheim Fjord) на глубине в 360 м планируется провести ИСПЫТАНИЯ РОБОТА-ЗМЕИ (snake robot), который в недалеком будущем может заменить собой водолазов и сделать ненужным использование мини-подлодок ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ и оборудования в Северном море.
На морском шельфе Норвегии в Северном море на глубине в 240-310 м находится нефтегазовое месторождение Asgard, одно из крупнейших в этом бассейне. Там пробурено много скважин, и на морском дне размещено
6
большое количество добывающего оборудования, которое необходимо осматривать и содержать в исправности, что совсем не просто. Для этого и были разработаны роботы-змеи, которые выступают в качестве умных инспекторов и ремонтных рабочих.
В 60-80-е годы в норвежском секторе Северного моря, выполняя опасную задачу по обслуживанию такого подводного оборудования, погибли 17 водолазов, а несколько сотен получили увечья. Начиная с 90-х годов в Норвегии в помощь водолазам стали использовать подводные аппараты дистанционного управления (remote-controlled underwater vehicles – ROVs), которые взяли на себя часть их работы, что снизило статистику несчастных случаев и повысило безопасность подводных профилактических и ремонтных работ.
Робот-змея есть результат применения нескольких технологий, им можно управлять как с помощью кабеля, так и без него. Уникальность технологии заключается в том, что робот имеет гибкое тело, которое одновременно функционирует как роботизированная рука-манипулятор (a robot arm). Таким образом, робот может действовать как судно-торпеда, так и использовать свою гибкость для выполнения более сложных операций. Он способен проникать и работать в местах, недоступных для более крупных подводных аппаратов. Он может осуществлять осмотры трубопроводов и совершать необходимые манипуляции с их клапанами.
Сейчас Eelume занимается разработкой станций-доков (docking station), где роботы будут подзаряжаться и брать инструменты, необходимые для выполнения новых заданий. [20190315ЕШ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО3037. MarineLink.com, Febr. 13, 2019 (US)
К концу 2019 г. ИСЛАНДИЯ в лице её дорожно-прибрежного управления the Icelandic Road and Coastal Administration получит свой ПЕРВЫЙ ПАРОМ-ЭЛЕКТРОХОД длиной корпуса в 70 м, рассчитанный на перевозку 550 пассажиров и 75 автомобилей. Он оборудован электрической силовой установкой и батареями питания (integrated power and electric storage) суммарной мощностью в 3000 киловатт-часов от компании ABB.
Паром будет выполнять 3600 рейсов между Landeyjahöfn на материке и о-вом Westman Island, преодолевая 8 морских миль за 45 мин. и работать преимущественно на электротяге, подзаряжаясь в течение 30 мин. на обоих конечных пунктах маршрута. Бортовая сеть Onboard DC Grid парома, фирменное изделие компании ABB, даст возможность эффективного, без энергопотерь непосредственного подключения судовых батарей к береговой сети постоянного (DC) тока.
На судне будет также установлен дизель-генератор на тот случай, если электротяги перестанет хватать для перемещения судна в особо трудных погодных условиях, так как море на маршруте его перевозок нередко бывает очень бурным. К тому же это позволит судну работать на разной
7
скорости хода и благодаря электротяге с сокращённым расходом бункера. Проект судна, строящегося на судоверфи Crist S.A., был разработан компанией Polarkonsult. Новый электрический паром заменит паром MF Herjólfur 1992 г. постройки и ответит потребности Исландии в продвижении в обязательном порядке морского электротранспорта.
Паром будет подключён к сети центров дистанционного мониторинга и анализа данных ABB Ability Collaborative Centers Infrastructure компании ABB, что позволит оказывать ему удалённую техническую поддержку и своевременно выполнять техническую профилактику и плановый ремонт. Компания ABB, работающая в Швейцарии, Швеции и Финляндии, выпускает генераторы, трансформаторы, силовые щиты, системы управления мощностью Power and Energy Management System (PEMS) и системы контроля над функционирование батарей питания Energy Storage Control System (ESCS). [20190307АП]
МО3038. MarineLog, Febr. 13, 2019 (US)
Немецко-норвежское КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО DNV GL-MARITIME (региональный менеджер по Западной Европе Тургийр Стерри (Torgeir Sterri)) будет осуществлять ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ на испанской судостроительной верфи Metalships&Docks (исполнительный директор Альберто Иглесиас (Alberto Iglesias)) по заказу базирующейся в Гамбурге немецкой судоходной круизной компании Sea Cloud Cruises GmbH (исполнительный директор Даниэль Шеффер (Daniel Schäfer)) ПАРУСНОГО КРУИЗНОГО ПАССАЖИРСКОГО СУДНА SEA CLOUD SPIRIT длиной корпуса 138 м. Трёхмачтовый парусник будет рассчитан на 136 пассажиров, 85 членов экипажа, и иметь на борту 69 кают, в том числе 25 кают с частными балконами.
Первый круиз судна планируется на лето 2020 г. В основном судно будет осуществлять круизы в Карибском бассейне и в Средиземном море. Судно строится в ответ на спрос со стороны независимых путешественников и в расчёте на его отфрахтовку другим круизным операторам. Среди инноваций на судне выделяется одна совершенно оригинальная и пионерская: лифт, который будет подниматься на всю высоту пяти палуб круизного парусника. Парусники за всю историю их существования такого конструктивного элемента ещё не знали. Технически даром, что судно с традиционным парусным вооружением, это будет продвинутый корабль. Во флоте Sea Cloud Spirit это будет уже третий парусник. Технические спецификации судна: длина 138 м, ширина – 17,20 м, осадка – 5,65 м, площадь парусов – 4 000 кв. м, кол-во парусов – 27. Силовая установка: паруса + два дизель-электрических двигателя мощностью каждого в 1700 киловатт. [20190322АП]
8
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3039. Balearia, Febr. 1, 2019 (Sp.)
В ночь на 1 февраля 2019 г. свой первый коммерческий рейс между Барселоной (Barcelona) (президент порта Мерсе Конеса (Chairwoman of Port of Barcelona Mercè Conesa)) и Пальмой (Palma) осуществил ПЕРВЫЙ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ «УМНЫЙ» ПАРОМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ БУНКЕР СПГ, Hypatia de Alejandría (капитан судна Педро Пуэртас (Pedro Puertas)) компании Baleària (президент Адольфо Утор (Chairman of Baleària, Adolfo Utor)). Паром пришёл в Барселону из Венеции, где был построен на итальянской судоверфи Cantiere Navale Visentini и где через несколько месяцев будет построен второй аналогичный паром Marie Curie. Эти суда оборудуются двухтопливным двигателем мощностью 20600 киловатт, способным работать как на бункере СПГ, так и нефтесодержащем бункере.
Судно подпадает под определение «умного», потому что на его борту реализован ряд интересных инноваций. Это и оцифровку всех вывесок и указателей, и доступ к каютам без остановки на стойке регистрации с использованием QR-кода, получаемого пассажирами на их мобильные телефоны; и система камер в зоне содержания на период рейса домашних животных, что даст возможность пассажирам следить за ними на протяжении всего рейса через смартфоны; и терминалы самообслуживания в кафе и ресторанах, при помощи которых, чтобы избежать больших очередей и долгого ожидания, пассажиры смогут размещать заказы и уведомляться на цифровом экране о том, что их можно забрать. [20190307АП]
МО3040. Wilhelmsen, Jan. 30, 2019 (Norw.)
В ответ на стремления снизить негативное воздействие судоходства на окружающую среду компания Moss Maritime в сотрудничестве с Equinor, Wilhelmsen и DNV-GL разработала ПРОЕКТ СУДНА-БУНКЕРОВЩИКА СЖИЖЕННЫМ ВОДОРОДОМ (a Liquefied Hydrogen (LH2) bunker vessel). Проект представлен в то время, когда водород становится жизнеспособным решением для значительного сегмента рынка морских перевозок.
Для широкомасштабного использования в будущем водорода в морской и наземных отраслях потребуются суда, предназначенные для транспортировки и бункеровки сжиженным водородом. Проект, спонсируемый Innovation Norway, был запущен с целью прояснить проблемы и найти решения для хранения и обработки этого требовательного груза и топлива на борту судна.
Как отметил Tor Skogan, вице-президент подразделения по СПГ компании Moss Maritime, при разработке бункерного судна LH2 компания Moss Maritime использовала свой многолетний опыт проектирования судов для перевозки СПГ. С точки зрения транспортных расходов, перевозка сжиженного водорода при температуре -253°C будет иметь преимущества перед перевозкой газообразного водорода под давлением. Компания
9
готова поддержать судостроительную отрасль, предоставив решения, связанные с сжиженным водородом, для реализации будущих проектов.
Вместимость судна LH2 составит 9000 куб. м, оно будет иметь самую эффективную изоляцию грузовых танков и отвечать самым строгим требованиям безопасности. Судно предназначено не только для транспортировки сжиженного водорода, но и предоставления услуг по бункеровке сжиженным водородом судам торгового флота. [20190315ЕШ]
МО3041. Containerships Group, Jan. 29, 2019 (Inet)
24 января 2019 года работающий на СПГ КОНТЕЙНЕРОВОЗ CONTAINERSHIPS NORD ОСУЩЕСТВИЛ СВОЮ ПЕРВУЮ БУНКЕРОВКУ СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ в порту Роттердам. На судно было отгружено 240 т СПГ, достаточного для нахождения судна в пути в течение 14 дней, что позволяет ему выполнить два круговых рейса между Роттердамом и Санкт-Петербургом через Кильский канал (Kiel canal).
Перевалка топлива осуществлялась методом “борт-в-борт” с бункеровочного судна Cardissa компании Shell Global Downstream у lay bay berth (во время стоянки у вынесенного пирса). Но в будущем в порту суда будут заправляться сжиженным природным газом у обычных причалов при одновременном осуществлении на них погрузочно-выгрузочных операций. Это означает, что не будет никакого проигрыша по эффективности операций в сравнении с традиционными судами, работающими на нефтесодержащем топливе. Весь экипаж судна прошел необходимую подготовку по бункеровке СПГ, и безопасность является приоритетом на протяжении всей бункеровочной операции.
Containerships Nord был введен в эксплуатацию в конце декабря 2018 года. В этом году компании Containerships должны быть поставлены и остальные три контейнеровоза этой серии.
В рамках соглашения, подписанного компаниями Containerships и Shell, Shell будет поставлять СПГ для судов Containerships. Заправка судов сжиженным природным газом будет производиться методом “борт-в-борт” бункеровщиками Shell, включая Cardissa, в порту Роттердам.
Containerships стали первой контейнерной судоходной компанией в Европе, осуществляющей бункеровку судов СПГ методом “борт-в-борт”. [20190315ЕШ]
МО3042. gCaptain, March 12, 2019 (Austral.)
Отделение логистики IKEA Transport & Logistics Services шведской компании розничной торговли IKEA совместно с французской судоходной контейнерной компанией CMA CGM, нидерландским портом Роттердам и производителем морского биотоплива, компанией GoodFuels приняли участие в программе GoodShipping Program (исполнительный директор программы Дирк Кроненмейер (The GoodShipping Program CEO Dirk Kronemeijer)), или некоммерческой инициативе по ТЕСТИРОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОТОПЛИВА В КАЧЕСТВЕ СУДОВОГО
10
БУНКЕРА в рамках международных усилий по декарбонизации мирового грузового судоходства. Тестирование начнётся 19 марта 2019 г. после отгрузки на борт контейнеровоза CMA CGM морского биотоплива в порту Роттердам.
Биотопливо, разработанное компаний GoodFuels, может использоваться на судах без необходимости модификации главных двигателей судов. Оно производится из отходов лесной промышленности и позволит сократить эмиссии СО2 на 80-90% по сравнению с нефтесодержащим топливом и полностью исключит эмиссии окислов серы sulphur oxide (SOx). Участники тестирования рассчитывают, что его успех будет способствовать более широкому коммерческому продвижению биотоплива в качестве судового бункера в мире и ускорит полный отход международного судоходства от работы на нефтесодержащем бункере. [20190315 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3043. CNBC, Jan. 22, 2019 (US)
По мнению отраслевых экспертов, ГОНКОНГУ, некогда крупнейшему порту в мире, НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, в противном случае он рискует и дальше отставать от своих основных конкурентов, и в первую очередь от портов Шанхай и Сингапур. С 2004 года по объему переработанных контейнеров он неуклонно сдает свои позиции. В рейтинге крупнейших мировых портов мира Lloyd’s List Гонконг в 2017 году переместился уже на пятое место. Как ожидают эксперты, тенденция к снижению продолжится и дальше.
Осознавая необходимость в принятии мер, которые позволили бы остановить и переломить тенденцию к снижению и сохранить конкурентоспособность Гонконга в регионе, компания Modern Terminals и три другие компании-операторы контейнерных терминалов в порту Гонконг приняли решение о создании альянса Hong Kong Seaport Alliance, о чем и было объявлено 8 января 2019 года. Цель альянса – за счет повышения эффективности обслуживания вернуть в порт контейнерные грузопотоки.
Однако данное решение вызвало недовольство среди судовладельцев и грузовладельцев, которые опасаются повышения цен на портовые услуги. Совет грузоотправителей Гонконга Hong Kong Shippers’ Council высказал опасения по поводу того, что альянс получит контроль над 95% рынка переработки контейнеров в Гонконге, что, в конечном счете, приведет к вытеснению с рынка менее крупных операторов. В связи с этим Комиссия по конкуренции в порту Гонконг 10 января 2019 года инициировала расследование с целью установить, представляет ли альянс угрозу для свободной конкуренции. Альянс сотрудничает с комиссией и рассчитывает получить одобрение.
Касаясь вопроса о снижении конкурентоспособности Гонконга, в интервью Paula Sailes из CNBC независимый портовый консультант
11
Jonathan Beard пояснил, что дело не в том, что Гонконг стоял на месте все эти годы, просто у портов-конкурентов были более высокие темпы развития. [20190307ЕШ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3044. The Maritime Executive, March 6, 2019 (US)
КРЕДИТОРЫ балансирующей на грани банкротства ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ HANJIN HEAVY INDUSTRIES AND CONSTRUCTION (HHIC) ГОТОВЫ ПРОСТИТЬ ЕЙ ДОЛГИ В ОБМЕН НА УЧАСТИЕ В ЕЁ КАПИТАЛЕ. Основным кредитором HHIC выступает государственный банк Korea Development Bank (KDB), и ему уже принадлежит контрольный пакет акций компании.
Оставшуюся часть капитала, точнее, её львиную долю, и хотят получить в своё распоряжение остальные кредиторы в обмен на списание 610 млн. ам. дол. задолженности. Если этот план выгорит, то кредиторы, включая KDB, будут иметь в капитале компании совокупно 84% участия, а, значит, получат возможность формирования руководства компании.
Помимо Китая, глаз на судоверфь Южной Кореи на Филиппинах положили нидерландская компания Damen и неназванная американская судостроительная компания. Впрочем, компания Damen хотела бы не приобрести HHIC Phil, а создать с ней СП. ВМФ Филиппин также хотел бы получить долю участия в капитале HHIC Phil. Ему необходимо, чтобы она в течение последующего десятилетия построила бы для него как минимум два десятка высококачественных кораблей по сходной цене, тем более что эти корабли будут строиться не за рубежом, а на территории Филиппин и обеспечивать работой дешёвую местную рабочую силу. [20190315 АП]
МО3045. NGO Shipbreaking Platform, Jan. 31, 2019 (Nethrlnds)
По данным NGO Shipbreaking Platform, В 2018 ГОДУ НА ЛОМ БЫЛО СДАНО 744 ОКЕАНСКИХ СУДНА. Из них 518 судов были разделаны на пляжах Бангладеш, Индии и Пакистана. В общей сложности на предприятиях этих стран было утилизировано 90,4% от тоннажа отправленных в 2018 году в мире на лом судов международного торгового флота.
Как отмечает Ingvild Jenssen, основатель и глава NGO Shipbreaking Platform, цифры за 2018 год просто шокируют. Все знают о тяжелых условиях на верфях этих стран, однако судовладельцы в массовом порядке продолжают продавать именно им свои суда для утилизации, стремясь получить самую высокую цену за них. Вред, причиняемый такими предприятиями, реален. Их рабочие рискуют своей жизнью, страдают от воздействия токсинов, а прибрежные экосистемы разрушаются. Ingvild Jenssen считает, что судовладельцам следует быть более ответственными и продавать свои суда только тем судоразделочным верфям, которые инвестируют в модернизацию своих мощностей, стремясь сделать их безопасными для своих работников и окружающей среды.
Список стран, утилизировавших больше всего судов в 2018 году, возглавляют ОАЭ, Греция и США. При этом лидером по продаже судов для
12
разделки на предприятиях Южной Азии являются ОАЭ – 61 судно. Греческие судовладельцы отправили в Южную Азию 57 судов из 66 судов, списанных ими на лом, а американские судовладельцы – 53 судна. [20190322ЕШ]
РАЗНОЕ
МО3046. Otago Daily Times / Maritime Danmark, Febr. 21, 2019 (Denmark/New Zealnd)
Судоходная контейнерная компания из Германии HAMBURG SÜD, с недавних пор – дочерняя компания датской группы Maersk НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У НАСЕЛЕНИЯ И ДОКЕРОВ НОВОЗЕЛАНДСКОГО ПОРТА ПОРТ ЧАЛМЕРС (Port Chalmers). Во-первых, её контейнеровозы класса Rio крупнее по рефрижераторной контейнерной вместимости, чем ранее работавшие на/из порта контейнеровозы класса L судоходной контейнерной компании Maersk Line.
Они могут брать на борт до 2000 рефрижераторных контейнеров. А, во-вторых, на них стоят более крупные и громкие электрогенераторы, и из-за создаваемого ими шума жители прилегающих к порту городских кварталов не могут заснуть. Граждане выражают своё возмущение и строчат жалобы на компанию Hamburg Süd.
Расширенная рефрижераторная контейнерная вместимость судов и повышенный уровень шумности их электрогенераторов взаимосвязаны просто. Чем больше рефрижераторных контейнеров, тем больше требуется электроэнергии на поддержание их работы, а более крупные электрогенераторы на контейнеровозах гудят потому, что питание 2000 рефрижераторных контейнеров эквивалентно снабжению электричеством 750 домохозяйств, а это сопровождается большой нагрузкой. Выход из положения нашёлся бы только в том случае, если бы порт и суда в нём получали питание не от генераторов, а с подстанции на суше, которой в порту нет. [20190322АП]