Кому не страшен вал девятый?

Глубь без дна —
Смерть верна!
Как заклятый
Враг грозит,
Вот девятый
Вал бежит.

А.И. Полежаев. Песнь погибающего пловца.

Девятый вал – по старинному народному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури. «Красивая метафора и ничего больше» – скажет читатель и… будет прав и не прав. Моряки любят рассказывать истории о своих штормовых похождениях, нередко привирают, но все, что касается девятого вала – правда. Девятый вал – величайший миф, страшная легенда о «волне-убийце», потопляющей корабли, но в жизни он существует. Ни цунами, ни землетрясения являются причиной его зарождения, он возникает словно ниоткуда, а когда возникает, то высота его достигает 20-30 метров, сметая всё на своём пути. Слухи о нем ходили давно, но изучением его природы стали заниматься сравнительно недавно. Как всегда, толчком к такому научному интересу послужили реальные истории.

12 декабря 1978 года в Атлантике при загадочных обстоятельствах исчез теплоход «Мюнхен» вместе со всем экипажем. Судно большого тоннажа с экипажем в количестве 27 человек исчезает во время самого обыкновенного шторма. Сигнал бедствия прозвучал в 3 часа ночи, но интенсивные поиски кораблями и самолетами результата не принесли, обнаружить удалось только пустую шлюпку. Эта шлюпка и послужила подсказкой в поисках истинных причин трагедии. Собственно, не сама шлюпка, а ее носовой блок, который носил следы сильнейшего механического повреждения от какого-то динамического удара. От какого? Ведь шлюпка находилась на высоте более 20 метров от уровня моря. К расследованию загадочного исчезновения были привлечены ученые, которые сделали предположение, что удар был нанесен гигантской волной. Такое предположение далось им нелегко. Дело в том, что при изучении высоты волн ученые оперировали линейной моделью, согласно которой величины волн колеблются в пределах определённых среднестатистических значений, и встретить сверхвысокие волны даже при двенадцатибалльном шторме можно лишь раз в 10 000 лет. Именно эта модель используется в судостроении для расчёта прочности кораблей, который строят с расчетом вынести удары волн 15-метровой высоты.

Дальнейшие наблюдения за поведением волн показали, что линейная модель справедлива лишь для малых волн, а при более высоких могут зарождаться волны, значительно отличающиеся от остальных. К жертвам «волн-убийц» в интервале 1969–1994 г.г. относят 22 танкера (повреждение или потеря судов, 525 жертв). Плавучие и стационарные океанические платформы, добывающие нефть и газ, также неоднократно подвергались атакам волн-убийц. Хорошо известна «Новогодняя волна», обрушившаяся на стационарную платформу «Draupner» в Северном море. Она была зарегистрирована 1 января 1995 г. во время сильного шторма в Северном море: при 12-метровых волнах была замечена волна высотой 26 метров.

К этому времени, видимо, и стоит отнести научный интерес к тому, что уже получило название «волна-убийца». На повестку дня срочно встал вопрос, как предсказать такие волны?

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611