Инфобюллетень №26 (2025)

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ  НОВОСТИ

 

 

 

  • Заход следующих из иностранных портов судов в морские порты России будет осуществляться с разрешения капитана морского порта и при согласовании с ФСБ. Соответствующий указ 21 июля 2025 года подписал президент Российской Федерации Владимир Путин.  «В соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» постановляю: установить, что заход в морские порты Российской Федерации судов, следующих из иностранных портов, осуществляется с разрешения капитана морского порта, согласованного с должностным лицом органа федеральной службы безопасности», — говорится в документе. Федеральной службе безопасности (ФСБ) России поручено определить должностных лиц, уполномоченных осуществлять такое согласование. На правительство России возложена реализация данного указа. Документ вступил в силу со дня его официального опубликования.
  • Евросоюз дополнительно вводит ограничения против 105 торговых судов. Данным судам будет запрещено заходить в порты стран ЕС и получать там какие-либо услуги. В рамках 18-го санкционного пакета Евросоюз вводит ограничения против 105 торговых судов. Об этом говорится в официальном сообщении Европейского совета. Данным судам будет запрещено заходить в порты стран ЕС и получать там какие-либо услуги. Включенные в перечень торговые суда, как считают представители Евросоюза, перевозят российскую нефть и нефтепродукты. С учетом обновления в списке уже более 440 судов, на которые распространяются различные ограничения. В частности, запрещено проводить операции по схеме «борт-в-борт» в водах ЕС. Кроме того, в новый санкционный список включено 14 физических и 41 юридическое лицо. Уточняется, что ЕС повышает существующий запрет на предоставление некоторым российским банкам специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями на территории Европейского союза до полного запрета транзакций. «Это будет применяться еще к 22 российским банкам — в дополнение к 23 банкам, уже подпадающим под запрет», — говорится в сообщении. Вводится запрет на осуществление любых операций с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Предполагается, что эта мера дополнительно ограничит доступ России к мировым финансовым рынкам и иностранной валюте. Также вводится запрет на продажу, поставку, передачу и экспорт систем управления программным обеспечением и программного обеспечения для использования в банковском и финансовом секторах. ЕС также согласовал дополнительные запреты на экспорт на сумму свыше 2,5 млрд евро. В списке товаров, подлежащих ограничению, в частности, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), химические компоненты для топлива. Кроме того, действующий запрет на транзит через территорию России расширен и распространяется на отдельные экономически важные товары, используемые в строительстве и транспорте.
  • Intershipping Services (ОАЭ) включена в санкционный список ЕС за содействие в перевозке российской нефти. Санкции предполагают замораживание активов компании на территории ЕС и запрет на экономические отношения с ней для европейских физических и юридических лиц. Компания Intershipping Services, зарегистрированная в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), включена в санкционный список ЕС за участие в операциях по транспортировке российской нефти и нефтепродуктов. Совет Европейского союза опубликовал соответствующий Регламент (ЕС) 2025/1478. В документе отмечается, что компания, базирующаяся в Аджмане (ОАЭ), с 2018 года выступает эксклюзивным оператором международного судового регистра Габона. Под этим флагом продолжается регистрация судов, осуществляющих перевозки российской нефти. Кроме того, через аффилированную структуру в Индии — компанию Intershipping Services Hub, зарегистрированную в Мумбаи 2 ноября 2018 года, — Intershipping Services выступает оператором международного судового регистра Коморских островов. Согласно заявлению Совета ЕС, оба регистра — габонский и коморский — активно используются для регистрации судов в обход западных санкций. Регламент подчеркивает, что ряд судов под флагами этих стран регулярно участвуют в операциях повышенного риска с отсутствием адекватного страхового покрытия ответственности, отключением AIS-транспондеров, нарушениями в сфере обеспечения безопасности и экологии, а также непрозрачной структурой собственности и управления, что ставит под угрозу как экипажи, так и морскую среду. «ЕС пришел к выводу, что Intershipping Services оказывает поддержку транспортировке российской нефти и нефтепродуктов, применяя при этом практики, противоречащие требованиям Международной морской организации (ИМО, IMO), в частности резолюции A.1192(33), касающейся безопасных и экологически ответственных судоходных операций», — говорится в сообщении. Санкции предполагают замораживание активов компании на территории ЕС и запрет на любые экономические отношения с ней для европейских физических и юридических лиц.
  • ЕС снял санкции с трех СПГ-танкеров MOL после заверений компании, что суда не будут перевозить российский арктический газ. Суда North Moon, North Ocean и North Light были включены в 17-й пакет санкций. Европейский союз исключил из санкционного списка внесенные ранее СПГ-танкеры японской компании Mitsui O.S.K. Lines (MOL). Это следует из 18-го пакета экономических санкций ЕС против России. Три новейших СПГ-танкера MOL — North Moon, North Ocean и North Light — были включены в 17-й пакет санкций. Суда были введены в эксплуатацию всего за несколько месяцев до этого с намерением перевозить продукцию проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк». Считалось, что танкеры также могли быть задействованы для транспортировки грузов с подпадающего под санкции проекта «Арктик СПГ-2». После введения санкций вторая по величине судоходная компания Японии приступила к переговорам с ЕС для разрешения ситуации. Как отмечается в пресс-релизе Европейской комиссии, три СПГ-танкера были исключены из списка санкций после твердых заверений компании, что они не будут участвовать в транспортировке российских энергоносителей в рамках проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
  • В антироссийский санкционный список Великобритании внесены 135 танкеров и 2 компании. С начала 2024 года они перевезли грузы на сумму $24 млрд. Великобритания внесла в антироссийский санкционный список 135 танкеров и 2 компании, связанные с энергетическим и нефтяным секторами РФ. Отмечается, что новые ограничительные меры ужесточают контроль над транспортировкой российской нефти и совпадают с решением Великобритании и ЕС снизить потолок цен на сырую нефть. Как говорится в сообщении, внесенные в список танкеры с начала 2024 года перевезли грузы на сумму $24 млрд. Также уточняется, что попавшая под ограничения компания Intershipping Services ответственна за регистрацию судов под флагом Габона, что позволяет этим судам ежегодно перевозить товары на сумму до $10 млрд в интересах России. Санкции также затрагивают Litasco Middle East DMCC за ее участие в транспортировке больших объемов российской нефти. Обе компании базируются в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).
  • Новым генеральным директором ФГУП «Атомфлот» 22 июля назначен Яков Антонов, следует из сообщения пресс-службы компании. С сентября прошлого года он работал на посту исполняющего обязанности генерального директора «Атомфлота», а также занимал пост первого заместителя генерального директора – директора по судоходству компании. Яков Антонов имеет два высших образования по специальностям «судовождение на морских путях» и «юриспруденция». Свою карьеру начал в 1996 году в должности четвертого помощника капитана «Мурманского морского пароходства». С 2016 по 2024 год возглавлял «Северное морское пароходство», а затем перешел на работу в «Атомфлот».

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УТВЕРДИЛА РОССИЙСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕВОЗКЕ АПАТИТОВОГО КОНЦЕНТРАТА

Международная морская организация (ИМО, IMO) утвердила российские предложения по перевозке апатитового концентрата, разработанные на основе инициатив России при участии Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр).

На 110-й сессии Комитета по безопасности на море принята резолюция MSC.575(110), вносящая поправки в Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ). Изменения включают новые требования к транспортировке апатитового концентрата, разработанные на основе предложений Российской Федерации.

В кодекс добавлено новое индивидуальное описание груза «апатитовый концентрат» с типовым набором характеристик и требований, относящихся к вопросам хранения, погрузки, перевозки, разгрузки, особенностей учета свойств груза, погодных условий его обработки и вентиляции грузовых помещений.

Отмечается, что новые требования были разработаны в 2024 году на основании российских предложений. «Специалисты Регистра приняли активное участие в подготовке проекта, обсуждении на профильных сессиях и совещаниях в ИМО», — говорится в сообщении. Предполагается, что поправки к МК МПНГ вступят в силу 1 января 2027 года в соответствии с процедурами Конвенции СОЛАС.

Как писало ранее ИАА «ПортНьюс», расширение номенклатуры грузов Кодекса позволит существенно упростить процедуры оформления и согласования разрешительной документации, оптимизируя логистику международных перевозок.

portnews.ru

 

 

 

РЕГИСТР РАЗЪЯСНИЛ НОВЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СУДАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) разъяснил новые Правила технического наблюдения за судами в эксплуатации (ПТНСЭ), введенные в продолжение объявленных ранее мер по оптимизации нормативной базы.

В сообщении Регистра отмечается, что единые ПТНСЭ разработаны взамен четырех утративших силу нормативных документов, содержащих требования, применяемые при освидетельствовании судов в эксплуатации.

«Новые подходы к процедуре присвоения класса позволят упростить весь процесс для наших клиентов. Регистр существенно переработал процедуру присвоения класса РС судам в эксплуатации», — отмечают в РС.

Уточняется, что, в соответствии с положениями ПТНСЭ, присвоение класса РС судну подразделяется на прием в класс РС и смену класса. В случае, если судно в период, предшествующий обращению судовладельца, имело, но потеряло класс РС, к судну будут применяться минимальные требования, как при переназначении класса. Теперь Регистр не требует проведения оценки степени соответствия судна, построенного под наблюдением иного классификационного общества, Правилам РС.

Среди важных нововведений отмечается отсутствие предварительного осмотра при смене класса. Это требование распространяется только на прием судов в класс старше 15 лет. Кроме того, при присвоении судну класса РС судовладелец может предоставить либо копии чертежей, либо эквивалентные им альтернативные технические данные. Также освидетельствование судна в доке может быть заменено освидетельствованием подводной части корпуса на плаву, если на момент смены класса судна срок докового освидетельствования еще не наступил.

Первоначальное освидетельствование может быть засчитано в качестве предписанного периодического освидетельствования для подтверждения класса.

portnews.ru

 

 

СУДОХОДСТВО

 

 

 

  • Компания Hub Shipping запускает новый регулярный морской контейнерный сервис, соединяющий российские порты Калининград и Санкт-Петербург с Китаем и Египтом. Помимо российских портов на Балтике суда будут выполнять заходы в порты Шанхай, Нинбо, Наньша (все три — Китай) и Думьят (Египет). Уточняется, что первый рейс из Шанхая с импортным грузом для России стартует 2 августа, а рейс из Санкт-Петербурга — 15 сентября. Расчетное время в пути составит порядка 42 дней. Компания Hub Shipping действует в качестве агента от имени китайского перевозчика VUXX Shipping. Выполняет судозаходы в пять портов России: Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград, Владивосток и порт в бухте Врангеля. Флот компании насчитывает свыше 20 судов.
  • ООО «Пеленг» запустило новое судно «Елена» для выполнения регулярных морских грузоперевозок на линии Санкт-Петербург — Калининград. Компания выполняет функции оператора судна, принадлежащего ООО «Светловский терминал». График движения предусматривает выполнение 3-4 рейсов ежемесячно. Предполагается, что ввод в эксплуатацию нового судна позволит расширить сервис для клиентов и осуществлять оперативную доставку генеральных и контейнерных грузов. «Запуск нашего третьего судна на линию Санкт-Петербург — Калининград является важным этапом в развитии компании. Новые мощности позволят расширить возможности морских грузоперевозок для наших клиентов и будут способствовать укреплению логистической устойчивости региона», — рассказала директор ООО «Пеленг» Елена Тверезовская.
  • Правительство Черногории одобрило продажу флота государственной судоходной компании Crnogorska Plovidba в связи с ее неспособностью обслуживать кредит, полученный ранее на строительство двух балкеров класса Handysize. Как сообщили в министерстве морского транспорта страны, у правительства «больше нет законных оснований для оказания поддержки компании», что и послужило причиной предложения о продаже судов с целью избежать их ареста в иностранных портах. Уточняется, что судно Kotor уже более 20 дней задержано в порту Саванна (США) из-за технических неисправностей и проблем в управлении. Балкер ежедневно приносит убытки, которые, по словам чиновников, «в скором времени могут превысить его рыночную стоимость». Кредит на строительство двух судов был получен судоходной компанией у Экспортно-импортного банка Китая (The Export-Import Bank of China). При этом задолженность Crnogorska Plovidba перед государством превышает 37 млн евро. Дополнительная финансовая помощь со стороны правительства невозможна в силу особенностей законодательства. Согласно официальным документам, продажа активов направлена на погашение долгов перед кредиторами и частичный возврат средств в государственный бюджет. Crnogorska Plovidba — государственная судоходная компания, основанная в 2010 году. Правительство Черногории владеет 99,97% акций. Основной вид деятельности — международные перевозки навалочных грузов. Главные активы — два балкера класса Handysize (Kotor и Dvadesetprvi Maj), приобретенные за счет кредитных средств.

 

 

КАЗАХСТАН НЕ ОСТАНАВЛИВАЛ ОТГРУЗКУ НЕФТИ ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ

Теперь суда из иностранных портов могут зайти в российские с разрешения капитана морского порта РФ, согласованного с ФСБЮ.

Отгрузка казахстанской нефти через морские порты России продолжается. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства энергетики Казахстана.

«На сегодняшний день отгрузка казахстанской нефти через морские порты Российской Федерации не приостановлена. По ситуации в порту Усть-Луга в связи с введением в действие дополнительных мер по повышению защищенности объекта транспортной инфраструктуры АО «Казтрансойл» ведет переговоры с ООО «Невская трубопроводная компания», — говорится в сообщении.

Отмечается, что ранее президент РФ Владимир Путин своим указом ужесточил порядок захода судов из иностранных портов в российские. Теперь это можно будет сделать с разрешения капитана морского порта РФ, согласованного с ФСБ.

До президентского указа правила захода судов в российские порты определялись приказом Минтранса. Согласно ему, такой особый порядок прибытия иностранных судов применялся в тех случаях, когда у порта была смежная с военно-морской базой акватория.

portnews.ru

 

 

SAIPEM И SUBSEA7 ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ГЛОБАЛЬНОГО ГИГАНТА В ОФШОРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ И МОРСКОМ ИНЖИНИРИНГЕ

Обе компании исторически присутствовали в этих сегментах, однако по отдельности уступали по масштабам таким гигантам, как TechnipFMC и Schlumberger

Компании Saipem и Subsea7 объявили о подписании окончательного соглашения о слиянии, в результате которого будет создан новый международный лидер в области инжиниринговых решений для энергетики — компания Saipem7. Объединение знаменует собой одну из крупнейших сделок в секторе энергетических и морских услуг последнего десятилетия и может кардинально изменить расстановку сил в глобальной судостроительной и судоходной индустрии.

Одним из ключевых активов нового образования станет объединенный флот из более чем 60 специализированных морских судов, что делает Saipem7 одним из крупнейших игроков на рынке офшорных инжиниринговых операций. В активы компании войдут тяжелые краны, глубоководные трубоукладчики, суда снабжения, подводные строительные суда и буровые установки. Эти ресурсы позволят Saipem7 выполнять сложнейшие проекты на глубинах более 3 тыс. м и в экстремальных климатических условиях — от Арктики до экваториальных регионов.

Совместный флот будет оптимизирован по направлениям: укладка трубопроводов, строительство подводной инфраструктуры, логистика морских платформ и транспортировка оборудования. Это не только увеличит загрузку судов и повысит эффективность операций, но и позволит сократить углеродный след и дублирующие процессы.

Объединенная компания сможет инвестировать в строительство новых судов, включая гибридные и автономные — критически важных для проектов в области «зелёной» энергетики, таких как морские ветропарки, водородная генерация и системы улавливания и хранения углерода (CCS).

Saipem7 будет генерировать годовой доход около €21 млрд, при EBITDA свыше €2 млрд и портфеле заказов объемом €43 млрд. Свободный денежный поток оценивается более чем в €800 млн. Акционеры Saipem и Subsea7 получат по 50% в объединенной структуре, при этом держатели акций Subsea7 получат по 6,688 акций Saipem за каждую акцию и специальный дивиденд в размере €450 млн.

Штаб-квартира Saipem7 разместится в Милане, при этом компания будет иметь двойной листинг на фондовых биржах Милана и Осло. Ожидаемые ежегодные синергии от объединения составят около €300 млн, главным образом за счет оптимизации флота, логистики, закупок и внутренних процессов.

Слияние стало ответом на усиливающийся мировой спрос на интегрированные офшорные решения, включающие полный цикл: от инжиниринга и укладки труб до строительства объектов «зеленой» энергетики. Обе компании исторически присутствовали в этих сегментах, однако по отдельности уступали по масштабам таким гигантам, как TechnipFMC и Schlumberger. Объединенная Saipem7 теперь сможет предложить рынку полностью интегрированный продукт — от проектирования до исполнения, в любой точке мира.

Компания будет включать четыре бизнес-направления: Offshore и Onshore Engineering & Construction, Sustainable Infrastructures и Offshore Drilling. Подразделение Offshore E&C будет функционировать как дочерняя структура под брендом Subsea7, a Saipem7 Company, с офисом в Лондоне.

Закрытие сделки ожидается во второй половине 2026 года после получения всех корпоративных и регулирующих одобрений, включая антимонопольные разрешения и голосование акционеров.

portnews.ru

 

 

 

ЧЕРЕЗ СУЭЦКИЙ КАНАЛ СО СКИДКАМИ

За два последних месяца через Суэцкий канал транзитом прошло 10 крупнотоннажных контейнеровозов. Администрация канала (SCA) связывает увеличение количества контейнеровозов, проходящих через этот водный путь, со скидками для таких судов, которые были введены в мае сроком на три месяца, сообщает Maritime Executive. Но несмотря на льготы контейнерные линии пока продолжают избегать этот район.

Крупнейшим судно, совершившим транзит через Суэцкий канал в последнее время, стал контейнеровоз «CMA CGM Zephyr» вместимостью 15,5 тыс. TEU. Судно длиной 366 м направлялось из Сингапура в порты Средиземноморья и перевозило 11,8 тыс. TEU.

Напомним, Администрация Суэцкого канала в мае ввела скидку в 15% для контейнеровозов водоизмещением свыше 130 тыс. тонн.  Скидка предоставляется судам как в грузу, так и в балласте. таким образом Администрация канала рассчитывает возобновить трафик через канал. По данным SCA, с мая по настоящее время через канал прошли шесть контейнеровозов CMA CGM и четыре – MSC.

15-тысячник «CMA CGM Osiris» стал первым крупнотоннажным контейнеровозом, совершившим транзит из Красного моря через Суэцкий канал с марта 2024 года. Затем его «путь» повторили «CMA CGM Aquila», «CMA CGM Callisto», «CMA CGM Jules Verne» и «CMA CGM Adonis». В SCA отмечают, что CMA CGM заняла первое место по тоннажу контейнеровозов, прошедших по каналу за первые четыре месяца 2025 года. На долю этой линии пришлось 19% от совокупного тоннажа контейнеровозов, прошедших по каналу за этот период.

portnews.ru

 

 

СЛОЖНЕЙШАЯ ОПЕРАЦИЯ: БАРЖА В 2 РАЗА ШИРЕ КАНАЛА УСПЕШНО ВЫВЕДЕНА

Команда лоцманов Калининградского управления 14 июля совершила уникальную операцию по проводке буксируемой баржи “Юрий Кувыкин” с морской ледостойкой платформой.

Калининградские лоцманы успешно провели уникальную операцию по буксировке баржи “Юрий Кувыкин” с морской платформой, габариты которой вдвое превышали допустимые нормы для местного канала,передает пресс-служба ФГУП “Росморпорт”.

“Габариты буксируемой баржи с грузом в два раза превышали габариты расчетного судна для плавания по Калининградскому морскому каналу. В ходе подготовки к выполнению буксировочной операции специалистами АО “ЦНИИМФ” была выполнена научно-исследовательская работа по определению возможности и условий буксировки баржи с платформой на борту”, — говорится в сообщении.

В ходе подготовки к операции специалисты АО “ЦНИИМФ” провели комплексные научные исследования, чтобы определить возможность такой буксировки. На базе Крыловского государственного научного центра было выполнено детальное математическое моделирование предстоящей операции, которое позволило не только подтвердить ее выполнимость, но и точно определить оптимальные условия проведения, а также необходимый состав буксирного ордена.

Сам процесс проводки протяженностью 14 морских миль включал несколько ответственных этапов: отшвартовали от причала, а затем по Калининградскому морскому каналу отбуксировали на выход в Балтийское море.

korabel.ru

 

 

МОРЯКАМ

 

 

  • Парусник «Крузенштерн» завершил первый рейс навигации 2025 года, проходивший в рамках Большой африканской экспедиции Росрыболовства. Как сообщает пресс-служба Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ), судно ошвартовалось у причала Калининградского морского рыбного порта. Напомним, в первый в текущем году рейс учебный парусник вышел 18 марта 2025 года. Маршрут проходил по акваториям Балтийского и Северного морей с выходом в Атлантический и Индийский океаны. В ходе четырехмесячного плавания барк совершил заходы в порты Агадир и Касабланка (Королевство Марокко), в порт Кейптаун (Южно-Африканская республика), а также в Порт-Луи (Республика Маврикий). «За время рейса «Крузенштерн» прошел более 20 тыс. морских миль, из которых около 15 тыс. — под парусами и машиной. Было отработано более 80 парусных авралов. Парусник дважды пересек экватор и нулевой меридиан», — говорится в сообщении академии. На борту судна прошли первую морскую практику почти 140 курсантов из пяти вузов Росрыболовства, в том числе иностранные студенты из Египта, Марокко, Кубы и Казахстана. Среди практикантов — будущие судоводители, судомеханики и электромеханики.

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЧАСТИ МОРСКОЙ МЕДИЦИНЫ ТРЕБУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ – НИКОЛАЙ ПАТРУШЕВ

В Москве состоялось заседание Морской коллегии Российской Федерации. Участники мероприятия рассмотрели широкий круг вопросов, связанных медико-санитарным обеспечением. Подробности приводит ТАСС.

Помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев заявил, что сбережение здоровья и жизни моряков и персонала морских портов – важный принцип национальной морской политики России.

Современные геополитические вызовы, планы по развитию морской деятельности, особенно в Арктике, наращивание объемов перевозок внутренним водным транспортом, а также необходимость защиты морских рубежей страны – все это, по словам Патрушева, обусловливает необходимость совершенствования подходов к организации медико-санитарного обеспечения морской деятельности.

«Одним из основных приоритетов совершенствования системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности является формирование нормативной правовой базы, соответствующей национальным требованиям и международным правовым актам о здравоохранении и медицинском обслуживании в морском судоходстве, участницей которых является Россия», – сообщил Патрушев.

Специфические условия морского труда требуют разработки нормативной и методической базы, отражающей особенности профессиональной деятельности трудящихся на объектах морской деятельности, уточнил он.

«Однако действующее законодательство не в полной мере регламентирует вопросы организации медицинского обеспечения морской деятельности и нуждается в совершенствовании», – подчеркнул помощник президента.

По словам Патрушева, отсутствуют нормативно установленные требования к наличию на судах медицинских работников в зависимости от типа и предназначения судна, географического района плавания, длительности и других особенностей рейса, а также требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями аптечки для морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания.

Также, несмотря на имеющиеся в номенклатуре должностей медицинских работников должности «судовой врач» и «врач по водолазной медицине», их трудовые функции и профессиональные задачи не регламентированы. Отсутствует и профессиональный стандарт «судовой медицинский работник», уточнил глава Морской коллегии РФ.

«Между тем, для успешного оказания медицинской помощи в условиях судна, а также при медицинской эвакуации и на берегу требуются специальные знания в области морской медицины», – пояснил Патрушев.

Помимо этого, по словам помощника президента, отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования к наличию на судах помещений медицинского назначения и их оснащению, использованию лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в условиях морского и речного плавания, включая наркотические препараты и психотропные средства.

«Не урегулированным остается комплекс вопросов, связанных с медицинской подготовкой командного состава судов, не имеющих на борту медицинского работника», – уточнил он.

Эти и другие вопросы требуют активизации работы по совершенствованию системы охраны здоровья моряков, сохранения и защиты трудовых ресурсов российского флота, отвечающей национальным и международным требованиям в области безопасности мореплавания, подытожил Патрушев.

morvesti.ru

 

 

В РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛИ СОЗДАТЬ БАЗУ ДАННЫХ О ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ

ФМБА хочет информацию о медосмотрах судовых экипажей в единую систему

В России может появиться единая база данных о состоянии здоровья моряков, водолазов и кессонщиков. С инициативой выступила руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова на заседании Морской коллегии. Она отметила, что сейчас большинство судовых сотрудников проходят медосмотры в частных клиниках, данные которых недоступны для анализа.

ФМБА считает необходимым рекомендовать Минтрансу разработать систему, объединяющую информацию о судах, экипажах и результатах медосмотров, пишет Прайм. Это позволит следить за состоянием здоровья работников, продлевать их трудовое долголетие и повысить качество медицинского обслуживания. Для полноценной работы базы потребуются новые нормативные акты, регулирующие сбор и обмен медданных между ведомствами.

По словам Скворцовой, такая цифровая система уже успешно работает в спорте — для спортсменов сборных команд.

Аналогичный подход может повысить эффективность и в морской отрасли.

kommersant.ru

 

 

 

ПРОБЛЕМЕ  САМОУБИЙСТВ  СРЕДИ  МОРЯКОВ  НЕОБХОДИМО УДЕЛЯТЬ  БОЛЬШЕ  ВНИМАНИЯ 

На фоне тревожных выводов из отчета Gard по страховым претензиям членов экипажей за 2025 год, которые говорят о том, что в настоящее время в результате самоубийств гибнет больше членов экипажа, чем в результате несчастных случаев, VIKAND (мировой лидер в области оказания медицинских услуг в морском секторе) призывает судоходную отрасль усилить меры по борьбе с нарастающим кризисом в области психического здоровья моряков.

 

С 2019 по 2023 год 11% всех случаев гибели моряков в рейсе были самоубийствами, и это еще, скорее всего, заниженная цифра, из-за стигматизации и замалчивания.

Исследование Йельского университета, проведенное в 2020 году,  показало, что 20% опрошенных членов экипажей посещали мысли о самоубийстве, что указывает на скрытый кризис психического здоровья, требующий неотложных мер.

«Самоубийства в рейсе — это та проблема, которую  больше не получиться скрывать или замалчивать,  это суровая реальность, которую мы больше не можем игнорировать», — заявил Рональд Спитаут, управляющий директор OneHealth VIKAND. «Замалчивание, стигматизация и систематическое занижение сведений о случаях самоубийства необходимо прекратить, и вместе мы должны  обеспечить более структурированный подход и эффективную поддержку моряков, прежде чем погибнет ещё больше людей».

Специфика жизни на борту, включая длительную изоляцию, трудности в общении и культурные табу, делают моряков особенно уязвимыми. Большинство самоубийств произошло среди членов экипажа в возрасте до 41 года, причём заметно большую долю составляют члена командного состава.

 

VIKAND на условиях анонимности поделилась подробностями трех случаев, которые подчёркивают скрытую природу и разрушительные последствия самоубийства в море:

  • Два филиппинских члена экипажа, которых коллеги описывали как открытых, активных и общительных людей, покончили с собой: один повесился, другой выпрыгнул за борт. Как оказалось, оба молча переживали серьезные семейные и личные проблемы, в том числе разрыв отношений. Ни у одного из них ранее не наблюдалось проблем с психическим здоровьем, а также не было видимых признаков депрессии.

В обоих случаях членам экипажей погибших моряков была оказана психологическая поддержка, а также были организованы учебные тренинги, но уже после трагических событий.

  • 28-летняя врач покончила жизнь самоубийством в своей каюте на почве разрыва отношений. Ее коллега, эмоционально опустошенный ее смертью, пристрастился к алкоголю и впоследствии был уволен, не получив никакой психологической помощи или эмоциональной поддержки. Таким образом, мы наблюдаем масштабные долгосрочные последствия самоубийств в море не только для семей жертв, но и для всего экипажа.

 

VIKAND подчеркивает, что разрозненных, непоследовательных, реагирующих, а не упреждающих, мер по заботе о психическом здоровье больше недостаточно. Необходимо уделять больше внимания выявлению (даже самых незначительных) ранних тревожных симптомов. VIKAND настаивает на необходимости проактивных, прогностических мер, которые позволят уловить эти сигналы, и отдает приоритет раннему вмешательству.

Компания предлагает три ключевых меры, которые лидеры отрасли могут применить для борьбы с этой проблемой: повышение стандартов отчетности, усиление поддержки психического здоровья посредством комплексных программ оздоровления и содействие культурной трансформации для снижения стигматизации в отношении психического здоровья, чтобы моряки обращались за помощью, не опасаясь, что их осудят или пристыдят.

 

В рамках своей деятельности VIKAND расширяет услуги в области поддержки психического здоровья, предлагая новый продукт Crew Wellness Pulse Checks – анонимный цифровой инструмент скрининга на основе искусственного интеллекта, который поможет морякам оценить свое психическое здоровье. Кроме того, компания управляет круглосуточными службами психологической поддержки моряков.

В качестве дополнительных мер VIKAND рекомендует заинтересованным участникам отрасли ряд других полезных инструментов:

  • Обязательное психологическое обследование перед приемом на работу (PEME) для выявления уязвимых точек до отправки в рейс.
  • Целенаправленное обучение членов комсостава и рядовых членов экипажа распознаванию ранних признаков стресса и способам оказания психологической поддержки.
  • Обеспечить свободный доступ к горячим линиям психологической помощи и другим ресурсам, касающимся психического здоровья, на борту.

 

«Речь идёт не о том, чтобы просто поставить галочку, а о том, чтобы активно пытаться спасать жизни», — добавил Рональд Спитаут. «Вместе мы можем  построить морскую культуру, в которой каждый моряк чувствует внимание, поддержку и  безопасность».

tankeroperator.com

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ

 

 

 

ВМС ЙЕМЕНА СПАСЛИ РОССИЙСКОГО МОРЯКА С СУХОГРУЗА ETERNITY C В КРАСНОМ МОРЕ

Военно-морские силы Йемена спасли российского моряка Алексея Галактионова с потопленного в Красном море сухогруза Eternity C. Судно подбило йеменское движение «Ансар Аллах» (хуситы), в результате чего россиян получил ранение. Сейчас он проходит лечение и идет на поправку, рассказали «РИА Новости» в МИД правительства хуситов.

«Да, россиянин Алексей Галактионов был членом экипажа… Сейчас его состояние здоровья заметно улучшилось»,— сообщил агентству источник в МИДе.

По данным Reuters, десять членов экипажа Eternity C числились пропавшими без вести. Еще десять моряков удалось спасли после атаки хуситов. Четыре человека погибли. Всего на судне находились 23 человека.

Сухогруз под флагом Либерии был атакован с помощью беспилотного катера и шести крылатых и баллистических ракет 7 июля. Через два дня судно затонуло. Ответственность за атаку взяли на себя хуситы.

kommersant.ru

 

 

 

НАДЛЕЖАЩЕЕ  РАЗМЕЩЕНИЕ  ДАТЧИКОВ  ДЫМА  И  ОГНЯ  ИМЕЕТ  РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ  РАННЕГО  ОБНАРУЖЕНИЯ  ИСТОЧНИКА  ВОЗГОРАНИЯ 

Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) подчеркнул важность надлежащего  размещения датчиков дыма и огня, проанализировав выводы расследования пожара на рыболовном судне, произошедшем  2 сентября 2024 года недалеко от острова Татуш, штат Вашингтон.

Согласно отчету NTSB об инциденте, на борту рыболовного судна Tarka II не было датчика дыма и огня в машинном отделении, где  как раз и вспыхнул пожар. В машинном отделении Tarka II была установлена камера видеонаблюдения, изображения с которой должны были транслироваться в рулевой рубке, но в момент пожара она была отключена.

Первым признаком пожара для капитана стал дым, идущий из выхлопных труб судна. Он, вероятно, узнал бы о пожаре раньше, если бы был установлен датчик дыма или огня в машинном отделении, или если бы система видеонаблюдения работала.

Датчики дыма снаружи машинного отделения и на камбузе не сработали, пока капитан не открыл дверь машинного отделения. Капитан выключил генератор и главный двигатель и заметил небольшой тлеющий огонек рядом с гидравлическим баком и гидравлическим насосом в машинном отделении.

Огонь стал распространяться по всему судну, и капитан вместе с экипажем покинули судно на спасательном плоту, их подобрала Береговая охрана США.

Точный источник пожара установить так и не удалось, поскольку судно Tarka II затонуло. Общая сумма убытков оценивается в USD460,000.

“Установка датчиков дыма и огня в помещениях, где во время движения судна обычно нет членов экипажа, например, в машинном отделении, позволяет как можно раньше обнаружить источник возгорания и оповестить о пожаре, тем самым увеличивается время реагирования на пожар или принятия мер по оставлению судна”, – говорится в отчёте о расследовании морской аварии.

Национальный совет по безопасности на транспорте подчеркнул, что операторы судов могут повысить пожарную безопасность, установив датчики во всех зонах, подверженных возгоранию (например, в машинном отделении и на камбузе, а также в помещениях, где находятся горячие выхлопные трубы и источники топлива). Детекторы необходимо регулярно проверять на предмет их  исправности и готовности к работе.

Safety4sea.com

 

 

TELEGRAPH: КОСАТКИ ИЗ МЕСТИ АТАКУЮТ ЯХТЫ У БЕРЕГОВ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Стая косаток нападает на малые суда у берегов Испании и Франции, предположительно, из мести за раненую самку.

В статье, которую приводит РИА Новости, говорится, что в понедельник два моряка были спасены испанской береговой охраной после того, как их судно подверглось атаке косаток у берегов страны Басков.

Ученые предполагают, что такому агрессивному поведению их научила косатка, которую называют Белая Глэдис. Ранее она получила травму в результате столкновения с лодкой или попала в ловушку браконьеров.

Первые нападения были зафиксированы в 2020 году, за пять лет было потоплено шесть судов.

Причем география нападений неуклонно расширяется. Если раньше косатки действовали только в Гибралтаре, то теперь они нападают на суда у берегов Франции и Испании. Скоро они могут добраться до берегов Британии.

rg.ru

 

 

ПРОИСШЕСТВИЯ

 

 

 

  • Администрация морских портов Украины (АМПУ) временно перекрыла русло Быстрое канала Дунай – Черное море из-за подрыва судна-земснаряда. В администрации заявили, что инцидент с судном произошел вечером 23 июля. При проведении плановых работ произошел взрыв, погибли трое из 11 членов экипажа. Остальных моряков госпитализировали. На месте ЧП работают оперативные службы. Причины взрыва не раскрываются. В настоящий момент проход по каналу через русло Быстро закрыт. Транзит из морских портов Дунайского региона временно осуществляется через Сулинский канал. Как пишет издание “Страна.ua” со ссылкой на местные паблики, судно подорвалось на мине, погибли двое мужчин и женщина. Канал Дунай – Черное море – глубоководный судоходный канал, проложенный в дельте Дуная. Находится на территории Одесской области. Как отмечал председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета Владимир Рогов, через Дунай в порты Украины транспортируются техника и военные грузы для ВСУ.
  • Пассажирское судно затонуло во Вьетнаме. Подтверждена гибель трех человек. Пассажирское судно с 48 пассажирами и пятью членами экипажа на борту затонуло во Вьетнаме в заливе Халонг, передают местные СМИ. Обнаружены тела трех погибших, еще 22 человека спасены. Поисково-спасательная операция продолжается. Крушение судна произошло во время внезапной грозы и поднявшегося шквалистого ветра.

UPDATE:

По информации крупнейших туроператоров и их партнеров, российских туристов не было на судне Wonder Sea, которое перевернулось во Вьетнаме. Об этом сообщается в Telegram-канале Ассоциации туроператоров России (АТОР). В частности, в одной из туристических компаний уточнили, что на борту находились только отдыхающие из самого Вьетнама. 19 июля судно Wonder Sea перевернулось в бухте Халонг провинции Куангнинь во Вьетнаме. На его борту находились 48 пассажиров и пять членов экипажа. Судно попало в шторм, накренилось и перевернулось, после чего был потерян сигнал GPS. VNExpress сообщало, что пограничная служба и военно-морские силы спасли 11 человек, было найдено 34 тела погибших. В числе выживших оказался 14-летний подросток, который провел четыре часа в каюте затонувшего судна. Ему удалось выжить, поскольку пассажирская каюта была заперта и в ней оставался зазор, которого оказалось достаточно для поступления кислорода. Пропавшими без вести после инцидента числятся восемь человек. Поиски продолжаются.

  • Как минимум три человека погибли в результате пожара, произошедшего на борту пассажирского судна Barcelona 5 у берегов Индонезии. Об этом сообщает агентство «Синьхуа». Трагедия произошла неподалеку от острова Талисе, когда судно шло в порт Манадо — столицу провинции Северный Сулавеси. По информации властей, на борту в момент катастрофы находилось 280 человек. Представители экстренных служб сообщили агентству о том, что спасти к настоящему времени удалось примерно 150 человек. Видео с места катастрофы стали вирусными в сети TikTok, сообщает «Аль-Джазира». На многих из них видно, как люди прыгают в воду в надежде спастись. По словам высокопоставленного представителя провинциального управления по поиску и спасению на море Вери Ариянто, в настоящее время спасательные работы продолжаются.

 

 

 

СУД ОТКАЗАЛСЯ ПРИВЛЕЧЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД К ДЕЛУ О КРУШЕНИИ «ВОЛГОНЕФТИ-212»

Арбитражный суд Краснодарского края отклонил ходатайство о привлечении Международного фонда компенсации ущерба от загрязнения нефтью к делу о возмещении экологического вреда после крушения танкера «Волгонефть-212». Вместе с тем суд удовлетворил частично просьбу ответчиков, допустив к участию в процессе страховую компанию «ВСК», сообщает корреспондент ТАСС из зала суда.

Судебное заседание прошло без представителей ответчиков — судовладельца «Каматрансойл» и фрахтовщика «Кама шиппинг». Ранее они письменно просили привлечь к делу пять организаций, включая «ВСК», Международный фонд, «Роснефтефлот», Администрацию морских портов Азовского моря и исполняющего обязанности капитана порта Кавказ.

Судья огласил решение: «Ходатайство удовлетворить частично. Привлечь к участию в деле страховое акционерное общество „ВСК“. В остальной части — отказать».

Истец — Росприроднадзор — не возражал против привлечения страховщика, но назвал ходатайство несвоевременным, поскольку ответчики не пояснили роль «ВСК» в данном споре. Что касается других организаций, ведомство выступило против их участия.

Ространснадзор сообщил, что на момент крушения у танкера были все необходимые действующие страховки. Следующее заседание назначено на 13 августа.

Напомним, Росприроднадзор оценил экологический ущерб от аварии в 49,46 млрд рублей. По данным ведомства, во время крушения на борту находилось более 4 тыс. тонн нефтепродуктов, часть которых разлилась в море, а часть затонула вместе с судном. После того как ответчики не компенсировали ущерб добровольно в установленный законом месячный срок, ведомство обратилось в суд.

Ранее «Ъ-Новороссийск» сообщал, что ФНС подала иск о банкротстве фрахтователя судна «Волгонефть-212».

kommersant.ru

 

 

 

ПОРТЫ/ЛОГИСТИКА

 

 

 

  • Управляющий директор ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, входит в FESCO — предприятие в контуре управления госкорпорации «Росатом») Николай Ермолаев покидает свой пост. «Исполняющим обязанности управляющего директора ВМТП назначен вице-президент FESCO Дмитрий Паньков, который курирует портовый дивизион», — говорится в сообщении. Напомним, Николай Ермолаев был назначен управляющий директором ВМТП с 1 апреля 2023 года. Ранее он занимал должность операционного директора порта, курировал вопросы производства, информационных технологий, финансов и управления персоналом. До прихода в группу FESCO Николай Ермолаев более 15 лет занимал руководящие должности в банковской сфере. Дмитрий Паньков, назначенный исполняющим обязанности управляющего директора ВМТП, много лет проработал в Группе компаний «Дело», в том числе на должности генерального директора УК «Дело».
  • В Херсонской области в 2025 году должны заработать порты Геническ, Скадовск и Хорлы. Региону пообещали предоставить два парома для отправки продукции в Керчь, Ейск и другие порты России. Инфраструктура портов Херсонской области будет запущена в 2025 году. Об этом по итогам встречи с руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Андреем Тарасенко рассказал губернатор Херсонской области Владимир Сальдо. «C руководителем Росморречфлота Андреем Тарасенко обсудили запуск портовой инфраструктуры Херсонщины в этом году. В приоритете — порты Геническ, Скадовск и Хорлы. Средства на Генический порт уже заложены в бюджете: на углубление дна и восстановление причалов. Параллельно запускаем Хорлы — для добычи и отгрузки песка», — написал глава региона. Он также уточнил, что в Херсонской области появятся службы капитанов всех трех ключевых портов, что позволит оперативно решать вопросы на месте. Кроме того, региону пообещали предоставить два парома для отправки продукции из Херсонской области в Керчь, Ейск и другие порты России.
  • Основатель крупнейшего в мире ритейлера модной одежды Zara испанский миллиардер Амансио Ортега приобрел 49% британского портового оператора PD Ports через своё инвестиционное подразделение Pontegadea. Продавец – компания по управлению альтернативными активами Brookfield Asset Management. В рамках сделки А.Ортега станет партнером Brookfield Asset Management, которая, в свою очередь, сохранит контроль над портовым бизнесом через свой публичный инфраструктурный фонд. Инвестиции, по некоторым оценкам, составили 2,7 млрд долларов. «Сделка знаменует собой значительную диверсификацию Pontegadea, которое до этого традиционно специализировалось на недвижимости, розничной торговле возобновляемых источниках энергии и телекоммуникационной инфраструктуре», — пишет издание. Компания PD Ports управляет 11 ключевыми портами в Великобритании, включая Тизпорт.

 

 

СУДОСТРОЕНИЕ

 

 

  • Правительство России выделяет до 2,96 млрд рублей для помощи судостроительной отрасли. Соответствующее распоряжение за подписью премьер-министра Михаила Мишустина размещено на сайте официального опубликования правовых актов. Уточняется, что деньги выделяются Минпромторгу России из резервного фонда правительства в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Бюджетные ассигнования выделяются «в целях предотвращения влияния ухудшения экономической ситуации на развитие судостроительной отрасли в связи с повышением ключевой ставки Банка России». Данные денежные средства будут направлены:  на предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития ВЭБ.РФ в 2009-2025 годах, на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009-2025 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, а также на уплату процентов за предоставление рассрочки по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, заключенным в 2022-2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов.
  • Первый за 50 лет американский газовоз будет строить корейская компания. Южнокорейская судостроительная компания Hanwha Group разместила заказа на строительство СПГ-газовоза на своем предприятии Hanwha Philly Shipyard, расположенном в США. Это будет первый за 50 лет газовоз, построенный в США, еще и на экспорт. Стоимость заказа оценивается в 250 млн долларов. Контракт подразумевает опцион на второе судно. Вместимость газовоза составит 174 тыс. куб. м, поставка запланирована на первую половину 2028 года. Значительная часть строительства будет осуществляться на верфи Hanwha Ocean в Кодже (Южная Корея), верфь Hanwha Philly Shipyard будет отвечать за соблюдение нормативных требований США и сертификацию безопасности. Корейская компания заявила, что намерена поделиться передовыми технологиями для увеличение объемов производства на своей верфи в США. Это намерение соответствует указу президента Дональда Трампа о наращивании местных судостроительных мощностей и соответствует предложенной торговым представителем США политике, которая требует, чтобы определенная часть экспортируемого тоннажа газовозов была произведена в США и зарегистрирована под флагом США.  Hanwha приобрела верфь Philly Shipyard в конце 2023 года за 100 млн долларов, планируя превратить ее ведущим в США судостроительным предприятием, способным строить к 2023 году до 10 судов в год. Компания будет повышать квалификацию американских рабочих и, в конечном итоге, локализует бОльшую часть процесса строительства газовозов на американском предприятии.
  • Швейцарская линейная судоходная компания MSC за последнее время заказала строительство более 10 контейнеровозов типоразмера ULCV и вместимостью свыше 20 тыс. TEU.  Уточняется, что новые суда будут построены на китайских верфях, при этом заказы размещены сразу на пяти предприятиях. Стоимость строительства всех контейнеровозов оценивается в $17 млрд. Ранее судостроительное предприятие Hengli Heavy Industries объявило, что получило заказ на строительство двух контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU. При этом данные суда будут иметь двухтопливные двигатели и смогут работать на СПГ. Компания Changhong International построит для MSC два контейнерных судна вместимостью по 21,7 тыс. TEU. На верфях, принадлежащих компании China Merchants Industry, MSC разместила заказ по схеме на 3+3. Речь идет о двухтопливных контейнеровозах вместимостью по 22 тыс. TEU. Предполагается, что первые три судна построит завод CMHI Haimen Shipyard, сдача их ожидается в 2027 году. Оставшиеся три судна построит Qingdao Shipyard. По данным TradeWinds, на верфи Shanghai Waigaoqiao Shipbuilding заказано четыре контейнеровоза вместимостью 22 тыс. TEU. Таким образом, MSC продолжает масштабную модернизацию своего флота и наращивание тоннажа. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, в апреле 2025 года компания стала первым международным контейнерным перевозчиком, флот которого включает 900 судов.
  • Sallaum Lines объявила о досрочном получении первого судна в серии из шести экологичных автомобилевозов нового поколения, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Как сообщает судоходная компания, судно Ocean Breeze, построенное на китайской верфи Fujian Mawei Shipbuilding, передано на четыре месяца раньше запланированного срока. Новый автомобилевоз (Pure Car and Truck Carrier, PCTC) рассчитан на транспортировку до 7500 легковых автомобилей (CEU). Судно имеет длину 199,9 м и ширину 38 м, включает 13 автомобильных палуб и оснащено двухтопливным главным двигателем (СПГ/дизель), электрическими RoRo-системами и оборудованием для перевозки как обычных автомобилей, так и электромобилей (NEV), а также опасных грузов в упаковке. Ocean Breeze классифицировано Американским бюро судоходства (ABS) и построено в соответствии с требованиями Международной морской организации (IMO, ИМО) по снижению выбросов. Проект реализован в рамках стратегии Sallaum Lines по формированию глобальной логистической сети с фокусом на Китай. Помимо строительства шести судов нового поколения (два на верфи Fujian Mawei и четыре на CMHI Jinling), компания открыла офис в Шанхае, ориентированный на взаимодействие с китайскими автопроизводителями (OEM), и заключила финансовое соглашение с Shenzhen Capital Group, обеспечив лизинговое сопровождение проекта.
  • Церемония имянаречения нового судна Grimaldi Group — Grande Shanghai — состоялась 21 июля 2025 года на судоверфи China Merchants Heavy Industries (CMHI) в городе Хаймэнь (провинция Цзянсу, КНР). Это первый из десяти автопаромов нового поколения (Pure Car & Truck Carrier, PCTC), заказанных итальянской судоходной группой у китайского судостроительного завода, сообщает пресс-служба Grimaldi. Grande Shanghai стал первым судном в составе флота Grimaldi, получившим обозначение ammonia-ready от Итальянского регистра судоходства (RINA), подтверждающее его готовность к эксплуатации на аммиачном топливе в будущем. Проект разработан в сотрудничестве с датским бюро Knud E. Hansen.  Вместимость судна — 9 тыс. условных единиц автомобилей (CEU). По данным Grimaldi Group, Grande Shanghai снижает расход топлива на одну перевезенную единицу на 50% по сравнению с предыдущим поколением аналогичных судов.
  • Тайваньская судоходная компания Yang Ming заказала строительство семи контейнеровозов вместимостью 15 тыс. TEU на южнокорейской верфи Hanwha Ocean. Все суда данной серии будут оборудованы двухтопливными двигателями для работы на СПГ. Контейнеровозы будут поставлены в период с 2028 по 2029 год. Предполагается, что за счет обновления флота Yang Ming сможет усилить свое присутствие на маршрутах Восток — Запад. Компания подчеркнула, что заказ вписывается в ее долгосрочную стратегию модернизации флота, которая направлена на повышение эффективности контейнерных перевозок, соответствие международным экологическим требованиям и удовлетворение спроса в глобальной торговле. Эти суда дополнят пять СПГ-контейнеровозов, заказанных ранее и ожидаемых к вводу в эксплуатацию с 2026 года. Контракт с Hanwha Ocean стал результатом тендера, инициированного Yang Ming в апреле 2025 года. В конкурсе приняли участие верфи из Южной Кореи, Японии и Тайваня. Китайские судостроители приглашены не были. Hanwha Ocean была выбрана по итогам комплексной оценки стоимости, технических характеристик и экологических стандартов. Справочно: Yang Ming — вторая по величине контейнерная линия Тайваня после Evergreen. По состоянию на середину 2025 года флот компании насчитывает около 100 судов совокупным дедвейтом 8,22 млн тонн и контейнерной вместимостью около 724 тыс. TEU.
  • BAR Technologies объявила о первом в мире заказе на установку жестких парусов WindWings на два новых двухтопливных танкера класса LR2 — Suzuka и Long Beach, сообщается на сайте компании. Проект реализуется при участии судостроителя Xiamen Shipbuilding Industry (XSI) и проектного бюро SDARI. Резка стали назначена на ноябрь 2025 года, а сдача судов ожидается в первом квартале 2027 года. Каждый из 250-метровых танкеров будет оснащен двумя 37,5-метровыми системами WindWings, что позволит сократить ежедневное потребление топлива на 3 тонны и снизить выбросы CO₂ на 2,3 тыс. тонн в год на одно. «Установка WindWings на танкеры LR2 — прорыв в ветроприводной судоходной технологии. Это демонстрирует готовность решений к масштабному применению и интеграции с двухтопливными системами, формируя основу для декарбонизации глобального флота», — заявил генеральный директор BAR Technologies Джон Купер. Суда будут зарегистрированы под флагом Маршалловых Островов и классифицированы Bureau Veritas Marine & Offshore. Успешная эксплуатация первой WindWings на борту балкера Brands Hatch, находящегося в управлении UML, уже продемонстрировала реальную эффективность технологии.

Справочно: BAR Technologies — британская инжиниринговая компания, специализирующаяся на разработке передовых морских технологий в области энергоэффективности и устойчивого судоходства. Основанная на базе инженерного наследия гоночной команды Ben Ainslie Racing (BAR), компания применяет высокоточные аэродинамические и гидродинамические решения, изначально созданные для яхт America’s Cup, в коммерческом флоте.  BAR Technologies является разработчиком системы ветровой тяги WindWings. WindWings — это инновационная система жестких парусов для судов, разработанная британской компанией BAR Technologies на основе аэродинамических решений из автоспорта и яхтинга. Жесткие паруса высотой до 37,5 м обеспечивают дополнительную тягу за счет ветра, снижая топливные расходы и выбросы углерода.

  • Kawasaki Kisen Kaisha («K» Line) сообщила о получении нового автомобилевоза Tethys Highway вместимостью 6 900 автомобилей. Судно построено на верфи Shin Kurushima Toyohashi Shipbuilding (входит в группу Shin Kurushima Dockyard). Главной энергетической установкой судна является система на сжиженном природном газе (СПГ). По оценке компании, использование СПГ позволит снизить выбросы углекислого газа (CO₂) на 25–30% и практически полностью устранить выбросы оксидов серы (SOₓ) по сравнению с традиционными видами судового топлива на мазутной основе. В соответствии с экологической стратегией Environmental Vision 2050 — J Blue Seas for the Future компания «K» Line ставит цель улучшить эффективность по выбросам CO₂ на 50% к 2030 году (против уровня 2008 года), что превышает целевой показатель Международной морской организации (IMO) в 40%. К 2050 году судоходный оператор планирует достичь углеродной нейтральности. В числе используемых альтернативных и низкоуглеродных топлив рассматриваются аммиак, водород, био‑СПГ и синтетическое топливо. Отмечается, что получение Tethys Highway стало следующим шагом после объявления 1 июля 2025 года о начале применения био‑СПГ на другом судне компании — Oceanus Highway — в рамках сотрудничества с Shell Western LNG.
  • Норвежская судостроительная компания Vard, входящая в группу Fincantieri, заключила контракт с международным заказчиком на проектирование и строительство двух судов обеспечения пуско-наладочных работ (CSOV) для обслуживания морских ветропарков. Об этом говорится в сообщении Vard. Контракт включает опцион на строительство третьего судна. Согласно классификации Fincantieri, сумма сделки относится к категории «крупных» — от 100 до 200 млн евро. Проект основан на обновлённой платформе VARD 4 19, разработанной в Олесунне (Норвегия) подразделением Vard Design и адаптированной к экологическим требованиям заказчика. Корпус судов оптимизирован по обводам с целью снижения расхода топлива, повышения мореходных качеств и комфорта экипажа. Суда будут оснащены гибридной энергетической установкой, включающей аккумуляторные батареи, что позволит обеспечивать нулевые выбросы в течение ограниченного времени, а также покрывать пиковые нагрузки. Проект также предусматривает техническую готовность к переходу на метанол в качестве альтернативного топлива.

 

 

КИТАЙ УДЕРЖАЛ МИРОВОЕ ЛИДЕРСТВО В СУДОСТРОЕНИИ ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2025 ГОДА

На конец июня совокупный дедвейт в портфеле заказов китайских верфей достиг 234,54 млн тонн, что на 36,7% превышает показатель годичной давности

Судостроительная отрасль Китая продолжает уверенно лидировать на мировом рынке. По данным Китайской судостроительной промышленной ассоциации, в первом полугодии 2025 года страна сохранила первое место по всем трем ключевым показателям отрасли: объему завершенного строительства, количеству новых заказов и общему объему портфеля заказов.

С января по июнь 2025 года китайские судостроительные предприятия завершили строительство судов общим дедвейтом 24,13 млн тонн. Несмотря на небольшое снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-3,5%), КНР остается крупнейшим производителем судов в мире.

Общий дедвейт новых заказов в первом полугодии составил 44,33 млн, что на 18,2% ниже уровня 2024 года. Тем не менее, на фоне общего замедления глобального спроса на строительство новых судов Китай сохранил значительную долю мирового рынка в этом сегменте. По состоянию на конец июня совокупный портфель заказов китайских верфей достиг 234,54 млн тонн, что на 36,7% превышает показатель годичной давности.

Согласно статистике, в первом полугодии 2025 года Китай контролировал 51,7% мирового объема завершенного судостроения, 68,3% объема новых заказов и 64,9% от общего портфеля заказов (с учетом уточненных данных).

Однако альтернативные источники приводят иные данные. В частности, согласно оценкам консалтинговой компании Clarksons Research, дедвейт новых заказов китайских верфей снизился на 68% — до 26,3 млн, что меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Китая на мировом рынке новых заказов при этом составила 56%.

portnews.ru

 

 

КТО И ЧЕМ ЗАЩИЩАЕТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В АРКТИКЕ — ОБЗОР ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА СТРАН-КОНКУРЕНТОВ

Арктика становится ключевой зоной геополитического и экономического соперничества, что усиливает гонку за создание мощных и современных ледокольных флотов.

В мае англоязычное издание The Asia Times опубликовало обзор геополитического противостояния в Арктике, где автор подчеркивает преимущество России и Китая в высоких широтах, рассматривая обе страны как единый блок. В 2025 году стартовал международный проект Icebreaker Collaboration Effort (ICE), который должен объединить усилия США, Канады и Финляндии по созданию ледокольного флота для сдерживания России и Китая в Арктике. Также начали работать в ледокольной теме и европейские страны. В частности, Эстония запросила финансирование у ЕС на строительство своего ледокола в размере 122 млн евро. В 2026–2027 годах два ледокола проекта Arc130 должна получить Швеция.

Ниже представлен комплексный обзор основных арктических стран — конкурентов России за первенство в регионе с анализом строительства новых ледоколов и их характеристик.

 

Россия — абсолютный лидер с уникальным атомным флотом

Россия располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом — 42 ледокола, из которых 8 атомных и 34 дизель-электрических. Суммарная мощность всех судов достигает почти 700 мегаватт, что в несколько раз превышает показатели других стран.

Президент Владимир Путин по итогам рабочей поездки в Мурманск 27 марта поставил задачу сформировать ледокольный флот. В опубликованном перечне поручений говорится, что правительству России совместно с «Росатомом» необходимо обеспечить формирование необходимого ледокольного флота на период до 2035 года и на перспективу до 2050 года, определив источники финансирования соответствующих мероприятий. Особое внимание уделено строительству новых атомных ледоколов. До конца 2026 года должно быть принято решение о начале строительства седьмого и восьмого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, при этом софинансирование из федерального бюджета должно составить не менее 50% стоимости строительства на весь период реализации проектов.

Кроме того, президент поручил:

подготовить предложения по развитию и модернизации судостроительных и судоремонтных мощностей, включая рассмотрение вопроса о строительстве новых верфей и определении мест их размещения;

обеспечить конкурентоспособность тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути, при необходимости — субсидировать стоимость услуг ледокольного флота и предоставить иные меры господдержки;

предусмотреть создание отечественного дноуглубительного флота для работы в портах Трансарктического транспортного коридора с 2025 года;

сформировать программу строительства судов арктического грузового флота для достижения целевого объема грузопотока по Трансарктическому транспортному коридору с максимальным использованием возможностей отечественных верфей и комплектующих.

Срок исполнения ключевых поручений — до 1 августа.

 

 

США — амбициозное обновление с международным сотрудничеством

Текущая ситуация

В США сейчас в эксплуатации находится только один крупный ледокол — USCGC Polar Star 1976 года постройки, который в основном обслуживает антарктические станции. Средний ледокол Healy после пожара 2024 года прекратил работать.

В декабре 2024 года Береговая охрана США приобрела ледокольное буксирное судно Aiviq, которое будет переоборудовано и переименовано в USCGC Storis для арктических операций.

Программа Polar Security Cutter

С 2019 года в США действует программа строительства новых ледоколов Polar Security Cutter (PSC). Планировалось построить три крупных ледокола, но из-за проблем с финансированием и судостроением сроки сдвинулись. Сейчас строительство первых двух ледоколов финансируется, резка стали для первого начнется в этом году.

Президент Дональд Трамп заявил о намерении построить до 48 ледоколов для усиления американского присутствия в Арктике.

Это соответствует оценке ледокольного флота США, которую составляли Национальные академии наук, инженерии и медицины в начале XXI века. В ней, в частности, отмечалось, что отсутствие современных ледоколов ограничивает возможности США в Арктике и Антарктике, снижая эффективность научных экспедиций, поддержки национальных интересов и безопасности. Эта оценка и послужила катализатором для запуска программы PSC.

При этом, вероятно, в число 48 судов войдут не только крупные и средние ледоколы, но и более мелкие вспомогательные суда, что делает задачу более реалистичной, но с ограничениями по функциям.

В марте американская верфь Bollinger Shipyards получила контракт на 951,6 млн долларов США на детальное проектирование и строительство первого нового крупного ледокола для Береговой охраны США по программе PSC. Этот контракт стал важнейшим шагом для возобновления строительства тяжелых ледоколов в США после почти 50-летнего перерыва. Строительство идет на верфи Bollinger Mississippi Shipbuilding в Паскагуле (Миссисипи).

Первый ледокол новой серии — USCGC Polar Sentinel — будет иметь длину около 140 метров, ширину 26,8 метра, водоизмещение порядка 22 900 тонн и сможет пробивать лед толщиной до 2,4 метра. На борту разместится до 186 человек, максимальная автономность — 90 дней. Ледокол предназначен для работы в полярных широтах, поддержки научных, спасательных и оборонных миссий и для обеспечения безопасности и суверенитета США в Арктике. Ожидается, что первый ледокол будет сдан в 2030 году.

В целом усиление ледокольного флота США тесно связано с военной стратегией и расширением присутствия НАТО в Арктике. Обсуждается возможность превращения Лапландии в опорный центр НАТО в Северной Европе, что станет важным этапом поворота альянса в сторону Арктики.

 

Международное сотрудничество — ICE Pact

США участвуют в трехстороннем пакте с Канадой и Финляндией — Icebreaker Collaboration Effort, направленном на совместное развитие ледокольного флота и обмен технологиями. Это позволит ускорить создание современных крупных и средних ледоколов и усилить позиции Запада в Арктике.

Создаваемый альянс ICE имеет более выраженное геополитическое и геостратегическое значение, чем экономическое. США стремятся усилить свое присутствие в Арктике, чтобы противостоять растущим рискам со стороны России и Китая, которые активно развивают ледокольные флоты и инфраструктуру.

Несмотря на амбициозные планы, США сталкиваются с серьезными проблемами: устаревший ледокольный флот, нехватка производственных мощностей и технологической базы, необходимость значительных финансовых вложений. Пока США не готовы полностью взять на себя ответственность за арктическое пространство, в частности за Гренландию, что отражает сложность реализации заявленных планов.

 

 

 

Канада — расширение флота с фокусом на тяжелых ледоколах

 

Канада располагает флотом из 17 ледоколов, из которых только три судна имеют длину свыше 120 метров, мощность более 25 мегаватт и водоизмещение от 20 000 тонн.

В рамках ICE Pact Канада строит два новых крупных ледокола — Arpatuuq и Imnaryuaq — длиной 158 метров, водоизмещением 26 036 тонн, способных работать во льдах толщиной до 2 метров. Второй ледокол строит компания Chantier Davie, которая рассчитывает ускорить его постройку за счет опыта финских корабелов. Так, в 2023 году она приобрела Helsinki Shipyard при поддержке правительства Квебека, что позволит сократить сроки и снизить себестоимость судна. В новых ледоколах планируется ангар на два вертолета, помещение для беспилотников, система удаленного управления и бассейн в днище для подводных исследований.

Помимо этого, Канада активно строит патрульные суда ледового класса, такие как серия ледоколов «Гарри Девулф». Эти суда предназначены для патрулирования территориальных вод, международных миссий, оказания гуманитарной помощи и борьбы с наркотрафиком.

Также местная верфь Seaspan Shipyards имеет в портфеле 21 судно ледового класса, включая тяжелый ледокол PC2 и 16 многоцелевых PC4.

Это говорит о том, что страна активно развивает свой ледокольный флот, чтобы укрепить позиции в Арктике и обеспечить безопасность, научные исследования и экономическое развитие региона.

 

Финляндия — ведущий мировой строитель ледоколов

Финляндия имеет собственный ледокольный флот и занимает ключевое место в международном судостроении ледоколов, включая проекты для США, Канады и Швеции. Около 80% всех ледоколов в мире спроектированы финскими компаниями, а порядка 60% построены на финских верфях.

Количество ледоколов в финском флоте на практике составляет 8–11 судов, в зависимости от того, включать ли в список вспомогательные и малые судна.

В сезон навигации по Балтийскому морю все ледоколы Финляндии находятся в работе, обеспечивая круглогодичное судоходство.

 

Ледокол Финляндии Tuomas Romu/Фото: Wikimedia

 

В частности, в 2016 году был построен ледокол Polaris — первый в мире, оснащенный двухтопливными двигателями, работающими на малосернистом дизельном топливе и сжиженном природном газе.

Сейчас Финляндия активно участвует в международных проектах. Например, верфь Rauma Marine Constructions ведет переговоры с Береговой охраной США о строительстве 3–5 средних ледоколов, потенциальная стоимость сделки — до 2,5 млрд евро (около 2,7 млрд долларов США). Строительство одного среднего ледокола готового проекта занимает всего 36 месяцев, а следующее судно можно сдать уже через восемь месяцев после первого.

 

Швеция — экологичные ледоколы на метаноле

Швеция в ближайшие годы реализует масштабную программу обновления ледокольного флота, несмотря на текущие финансовые ограничения. В 2025 году шведская Морская администрация вывела из эксплуатации один из шести действующих ледоколов из-за необходимости сократить расходы, что может привести к временному ограничению судоходства в зимний период. Однако для поддержания морской инфраструктуры, от которой зависит до 90% импорта и экспорта страны, Швеция планирует увеличить государственные инвестиции до 35 млрд шведских крон (примерно 3,3 млрд долларов США) до 2035 года, повысить ежегодное финансирование на 250 млн крон (23,5 млн долларов США) и увеличить сборы.

Эти планы подтверждаются тем, что в 2022 году Швеция заказала два новых ледокола проекта Aker ARC 130S, которые будут работать на метаноле. Планируется, что это будет первый ледокол, работающий на этом виде топлива. Первый ледокол планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. Новые ледоколы проекта Aker ARC 130S отличаются высокой автономностью и возможностью адаптации к различным видам топлива, включая возобновляемые, и разработаны с учетом современных экологических требований. Таким образом, Швеция делает ставку на экологичные и технологичные решения для обеспечения круглогодичной навигации и безопасности в Балтийском море.

 

Дания — усиление патрульного флота и арктические планы

Дания в рамках оборонного соглашения 2024–2033 годов инвестирует более 600 млн долларов США в закупку 4 морских патрульных судов, минных заградителей и 21 судна береговой охраны, включая арктические суда в сотрудничестве с Фарерскими островами и Гренландией. Эти суда предназначены для патрулирования, охраны морской среды, спасательных операций и обеспечения безопасности, но это не ледоколы в классическом понимании.

Страна не строит собственных ледоколов, но продолжает активно инвестировать в обновление флота. Дания делает ставку на сотрудничество с союзниками по НАТО и развитие инфраструктуры безопасности, а не на создание собственного мощного ледокольного флота.

Однако, если политический тренд поменяется, северное королевство будет готово. Так, министр обороны Троэльс Лунд Поульсен в одном из интервью отметил, что новые решения об арктических планах будут принимать с учетом целей НАТО, национальной промышленности и интересов страны.

 

Норвегия — модернизация дизель-электрических ледоколов

Ледокол Норвегии KV Svalbard/Фото: Wikimedia

Норвегия не располагает классическим тяжелым атомным ледокольным флотом, однако активно развивает современные дизель-электрические ледоколы и научно-исследовательские суда ледового класса для обеспечения присутствия и безопасности в Арктике. В составе Береговой охраны ключевым судном стал ледокол «Свальбард» (норвежское название архипелага Шпицберген), принятый на вооружение в 2002 году. Этот корабль водоизмещением 6300 тонн способен преодолевать ледовые поля толщиной до метра, действовать как буксир объектов массой до 100 000 тонн и служить платформой для крупных вертолетов. «Свальбард» оснащен радиолокационным и артиллерийским вооружением и используется как для патрулирования, так и для научных миссий.

В дополнение к «Свальбарду» Норвегия располагает современным научно-исследовательским судном «Кронпринц Хокон» с ледовым классом PC3, которое может круглогодично работать во льдах. Строительство этого судна обошлось Норвегии в 1,4 млрд норвежских крон (около 156 млн евро), и оно предназначено для полярных исследований и поддержки научных программ в Арктике и Антарктике.

В новом бюджете Норвегия увеличила расходы на оборону до 1,8% ВВП — на 5,2 млрд норвежских крон (570 млн долларов США), что позволило усилить военно-морские и береговые возможности, включая развитие ледокольных и патрульных судов для арктических вод. В ближайшие годы Норвегия продолжит инвестировать в обновление и строительство специализированных судов, но не планирует создавать атомные ледоколы, делая ставку на современные дизель-электрические и научно-исследовательские решения для освоения Арктики.

 

Исландия — масштабное сотрудничество

Исландия не имеет крупных программ строительства ледоколов, но, понимая свое географическое положение, поддерживает сотрудничество с соседями по вопросам безопасности и экологии в Северной Атлантике и Арктике.

Собственного ледокольного флота у страны нет. В распоряжении Исландии находятся дизельные суда Береговой охраны, которые обеспечивают патрулирование, спасательные и экологические операции в территориальных водах, однако эти суда не предназначены для работы в тяжелых ледовых условиях, характерных для Арктики и полярных морей. Основные их задачи — контроль рыболовства, поисково-спасательные работы, защита окружающей среды и обеспечение безопасности мореплавания.

Пока Исландия не инвестирует средства в создание или развитие собственного ледокольного флота, делая акцент на международном сотрудничестве и использовании специализированных судов других государств для ледокольных операций.

 

Китай — научно-исследовательские ледоколы и арктические амбиции

 

Китайский ледокол «Сюэлун-2» (Xue Long 2)

Китай, несмотря на отсутствие собственных арктических территорий, стремительно развивает свой ледокольный и научно-исследовательский флот для работы в полярных регионах. В 2025 году у Китая насчитывается три основных ледокола, при этом активно ведутся работы по строительству новых специализированных судов.

Основные ледоколы Китая — это научно-исследовательские суда ледового класса:

«Сюэлун-1» («Снежный дракон»), введенный в эксплуатацию в 1994 году (переоборудован из грузового судна украинской постройки, водоизмещение около 21 000 тонн), предназначен для экспедиций и снабжения научных станций в Арктике и Антарктике;

«Сюэлун-2» (2019 год, длина 122,5 метра, ширина 22,3 метр, осадка 8,3 метр, водоизмещение 14 300 тонн, дизель-электрическая установка с двумя двигателями Azipod по 7,5 мегаватта, ледопроходимость до 1,5 метра, автономность 60 суток, экипаж и ученые — до 90 человек), выполняющий научные исследования и поддержку полярных миссий;

«Тансуо Сан Хао» («Открытие-3»), вводимый в эксплуатацию в 2025 году (длина 104 метра, ширина 19,7 метра, осадка 5,5 метра, водоизмещение 10 000 тонн, дизель-электрическая установка с двумя двигателями Azipod по 4,5 мегаватта, ледопроходимость до 1,2 метра, экипаж и ученые — до 80 человек), предназначенный для глубоководных исследований и поддержки полярных миссий.

Летом 2024 года Китай отправил в Арктику сразу три ледокола — «Сюэлун-2», «Чжун Шань Да Сюэ Цзи Ди» и новейший «Цзи Ди», что подчеркивает растущее значение региона для Пекина. Китай активно проектирует крупный ледокол, способный преодолевать лед толщиной более 2 метров и работающий на экологически чистом топливе, строительство которого планируется начать в 2025 году. Также КНР рассматривает возможность создания атомных ледоколов для расширения своего присутствия в Арктике.

 

Сравнительная таблица ледокольных флотов (2025 год)

 

Страна Всего ледоколов, ед. Атомные Дизель-электрические Прочие (патрульные, научные, буксиры) Ключевые особенности и новые проекты
Россия 42 8 34 Боевой ледокол 23550, ледокольные буксиры Строятся новые атомные ледоколы 22220 и 10510 «Лидер», боевой ледокол 23550
США 2 0 1 (Polar Star) 1 ледокольный буксир (Storis) Программа Polar Security Cutter на 48 ледоколов, первый — в стадии строительства
Канада 17 0 3 тяжелых, 14 средних и малых Строятся тяжелые ледоколы Arpatuuq и Imnaryuaq
Финляндия 11 (по другим данным — 8) 0 11 (или 8) Последний крупный ледокол — Polaris (2017), планируется строительство нового в 2026–2028 годах
Швеция 6 (действующих до недавнего времени), 4–5 (2025) 0 4–5 (включая новые на метаноле) В 2025 году один ледокол выведен из эксплуатации, строятся два на метаноле (2026–2027) [предыдущие данные]
Дания 0 0 0 Патрульные, минные, суда береговой охраны Закупка патрульных и минных судов, обсуждение арктических судов
Норвегия 1 ледокол, 1 научное судно 0 1 («Свальбард») 1 научно-исследовательское судно ледового класса («Кронпринц Хокон») Ледокол «Свальбард», научное судно «Кронпринц Хокон» (ледовый класс PC3), обновление патрульных судов
Исландия 0 0 0 Патрульные суда, нет тяжелых ледоколов Патрульные суда, нет специализированных ледоколов
Китай 4 0 4 Строит тяжелый ледокол с ледопроходимостью более 2 метров, проектирует атомные ледоколы

 

paluba.media

 

 

РЫНКИ

 

 

  • Европейский союз в рамках 18-го пакета антироссийских санкций понизил потолок цен на российскую нефть с $60 до $47,6 за баррель. Об этом сообщается на сайте Европейского совета. Кроме того, теперь потолок цен будет пересматриваться каждые шесть месяцев. По задумке стран Евросоюза, это позволит гарантировать, что цена на российскую нефть всегда будет на 15% ниже рыночной. Предполагается, что все компании, находящиеся в юрисдикции ЕС, обязаны прекратить предоставление страховых, транспортных и финансовых услуг для поставок нефти, превышающих установленный уровень. Также в рамках нового пакета санкций вводится полный запрет на сделки, связанные с газопроводами «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Речь идет в том числе об ограничениях на предоставление любых товаров и услуг, связанных со строительством, обслуживанием, эксплуатацией либо управлением этими трубопроводами с целью предотвратить их повторный запуск. Вводится запрет на импорт нефтепродуктов, произведенных в третьих странах из российской нефти. Как сообщила глава дипломатической службы ЕС Кая Каллас, санкции также вводят в отношении индийской компании Nayara Energy Limited, 49,13% акций которой принадлежат «Роснефти». Среди активов данной компании — нефтеперерабатывающий завод, порт и одна из крупнейших в Индии сетей АЗС. Напомним, потолок цен на нефть, транспортируемую по морю, как часть антироссийских санкций был введен в декабре 2022 года. К данной мере присоединились страны G7, ЕС и Австралия. В феврале 2023 года начали действовать аналогичные ограничения на поставки нефтепродуктов из России.

 

 

 

ЭКСПЕРТ: ЕВРОПЕЙСКИЕ САНКЦИИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ВРЕМЕННОМУ ДЕФИЦИТУ ТАНКЕРОВ

Однако без координации с США очередной пакет санкций ЕС не будет эффективным

Снижение потолка цен на российскую нефть, предусмотренную 18-м пакетом санкций Евросоюза против России, может привести к временному дефициту танкерного флота для перевозок российской нефти, поскольку создаст сложности для греческих судовладельцев. Такое мнение для «ПортНьюс» высказал аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«Мы допускаем, что снижение потолка на российскую нефть вынудит греческих перевозчиков, которые на фоне снижения цен на Urals ниже предыдущего потолка во многом заменили попавшие под предыдущие санкции танкеры, отказаться от российской нефти, что вместе с дополнительными рестрикциями против танкеров может вызвать их дефицит, рост дисконта на российскую нефть или даже временное снижение экспорта», — прокомментировал аналитик.

Вместе с тем, по его мнению, в целом европейские санкции не окажут существенного влияния на российский экспорт нефти.

Более существенную угрозу могут представлять санкции, о готовности ввести которые заявил президент США Дональд Трамп. Они предусматривают введение 100% пошлин на товары из стран, закупающих российскую нефть.

«Для большинства покупателей российских углеводородов торговые отношения с США являются более важными, чем российская нефть, в связи с чем такие страны в случае вторичных санкций могут отказаться от российского сырья», — предположил эксперт.

Более подробно о влиянии санкций на экспорт российской нефти и нефтепродуктов читайте в очередном номере печатного издания «ПортНьюс», готовящегося к выходу в августе 2025 года.

portnews.ru

 

 

 

ИННОВАЦИИ  В  МОРСКОЙ  СФЕРЕ

 

 

 

 

В МУРМАНСКЕ РАЗРАБОТАНА СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ГРУЗА НА СУДАХ ДЛЯ АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Ученые Мурманского арктического университета (МАУ) разработали систему автоматического измерения массы груза на судах для арктических условий и низких температур. Упрощенный вариант системы уже используется в Мурманском морском торговом порту (ММТП) и позволяет значительно сократить время на измерения. Об этом сообщает пресс-служба МАУ.

Отмечается, что в настоящее время массу груза на судах измеряют методом драфт-сюрвей (draft survey), который требует привлечения человеческих ресурсов и прямого доступа к судну для снятия значений меток глубины, что приводит к десяткам минут простоя. Автоматизация этого процесса может значительно снизить время на измерения, а соответственно и затраты, связанные с простоем.

Инженеры МАУ занялись решением этого вопроса в связи с заинтересованностью Мурманского морского торгового порта (ММТП) в снижении затрат за счет автоматизации. Работу выполнили сотрудники кафедры автоматики и вычислительной техники МАУ.

«Замена человеческих глаз на систему датчиков была простой задачей, однако ученым пришлось потрудиться над точностью измерений, надежной передачей данных и бесперебойностью работы системы в условиях экстремальных арктических температур», — отмечают в ММТП.

Как подчеркивается в сообщении, разработанная система реализована на современных комплектующих российского производства: от металлоконструкций до датчиков, устройств связи и системы бесперебойного питания.

К настоящему времени сотрудники ММТП оснастили упрощенным вариантом системы транспортную баржу. «Точность системы соизмерима с драфт-сюрвеем, при этом данные можно получать прямо на устройства связи работников порта в режиме реального времени. В настоящий момент идет подготовка к развертыванию полноценной версии системы и проверке автономности в условиях низких температур», — добавляется в сообщении.

portnews.ru

 

 

 

 

 ДВ АМК выражает глубокую благодарность ЦИА РПСМ за предоставленные материалы.

 

These articles are compiled from publicly available sources. Accordingly CIA SUR cannot guarantee the accuracy of this information.