Инфобюллетень №48

• Южная транспортная прокуратора добилась погашения задолженности по выплате более 20 млн рублей зарплаты перед работниками судоходной компании ООО «Палмали» (Ростов-на-Дону, входит в ГК Palmali, Турция), сообщает пресс-служба Южной транспортной прокуратуры. «Установлено, что за ноябрь 2018 года перед работниками судоходной компании образовалась задолженность по заработной плате и иным выплатам в размере более 20 млн рублей. В отношении юридического лица и руководителя общества возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата в установленный срок заработной платы)», – говорится в сообщении. В результате принятых мер прокурорского реагирования задолженность по заработной плате и иным выплатам перед работниками организации погашена в полном объеме, сообщает надзорное ведомство. Ранее сообщалось, что в июле текущего года Южная транспортная прокуратора добилась погашения задолженности по выплате более 145 млн рублей зарплаты перед работниками ООО «Палмали». ООО «Палмали» занимается морскими грузоперевозками. На сайте компании сообщается, что она основана в 2000 году, «представляет собой быстро развивающуюся судоходную компанию, является одним из крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов на юге России». Под управлением и в собственности компании находится более 50 судов смешанного плавания «река-море» как под российским, так и под иностранными флагами. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», единственным учредителем ООО «Палмали» является Palmali Holding Company Limited (Мальта). Группа компаний Palmali, согласно информации на ее сайте, была основана в Турции в 1998 году. Входящие в ее состав предприятия осуществляют перевозки по внутренним водным путям России, а также на Черном, Средиземном, Каспийском и Балтийском морях. Арбитражный суд Ростовской области в ноябре текущего года признал банкротом ООО «Палмали» и ввел в отношении предприятия конкурсное производство сроком на 5 месяцев.
• По завершении совместного заседания Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте глава ведомства Юрий Цветков ответил на вопросы журналистов. В частности, на вопрос, когда будет завершена разработка модели Северного морского пути. «Сейчас в рамках Северного морского пути у нас основополагающим является указ президента номер 204. В развитии этого указа был сформировании утвержден правительством магистральный комплексный план развития транспортной системы, который включает девять проектов. Три из них – это Севморпуть, внутренние водные пути и морские порты», – напомнил Ю.Цветков. Что касается Северного морского пути, то, по словам главы Росморречфлота, сформирована команда – тут проектный подход. Есть поручения на этот счет и председателя правительства, и курирующего вице-премьера Максима Акимова – по детальной разработке плана мероприятия. «В этом плане важно увязать непосредственно вводы ряда объектов и вводы мощностей федеральных – это каналы, акватории – чтобы не было разрыва. И ввод ледоколов одновременно. Все должно быть увязано, – подчеркивает Ю.Цветков. – Произошел определенный разрыв на этапе планирования. То есть, ледоколы начинаем строить. В то же время с опережением графика идет «Новатек». Ему дноуглубление понадобится раньше. Поэтому финансовые средства справа уже должны уйти немножко влево и активно осваиваться в 2019, 2020, 2021 годах. Чтобы в 2022 году они уже могли завозить крупнотоннажные блоки для строительства новых своих объектов в рамках терминала «Утренний». Именно поэтому, по словам замглавы Минтранса, в связи с изменением производственных планов в настоящее время идет корректировка. «Она потребует изменений в бюджет, изменения плана мероприятия. Организационные мероприятия надо провести, – поясняет Ю. Цветков. – Плюс накладываются дополнительные нюансы, которые раньше не были учтены. Это передача функций корпорации «Росатом» по Севморпути. Соответственно, объекты перейдут к ним. Подходные каналы, акватории, функции заказчика по строительству объектов в портах, функции главного распорядителя бюджетных средств – это тоже потребует изменений. И сейчас идет очень интенсивная работа, поскольку много изменяющихся данных. Остаются кое-какие неизвестные – они сейчас дорабатываются. И мы должны в ближайшие два месяца эти планы сверстать».
• Минтранс РФ считает целесообразным на три года вывести иностранные суда, работающие на проекте «Ямал СПГ», из-под действия положения Кодекса торгового мореплавания (КТМ), который устанавливает запрет на использование с 1 января 2019 года таких судов для перевозок в Арктике. Об этом сообщил журналистам руководитель Росморречфлота Юрий Цветков. По его словам, соответствующий проект решения правительства Минтранс уже разработал, сейчас проходят согласительные совещания по этому вопросу. «Пока должен быть переходный период. По нему тоже дискуссии идут, изначально предлагали год, потом посчитали, что год – это маловато, вроде как сошлись на трех годах. Как будет в итоговом документе – прогнозировать не могу», – сказал он. «Новатэк», заказавший 15 газовозов для «Ямал СПГ» на иностранных верфях еще до принятия изменений в КТМ, летом просил исключить их из-под действия кодекса. Комментируя обращение «Новатэка», Цветков сказал, что с его точки зрения это логично, но это должен быть какой-то короткий срок, чтобы к тому времени «мы могли либо построить свои суда, либо привлечь какие-то другие суда из-за рубежа, но перефлагировать их в соответствии с законодательством». «Я бы подчеркнул, что это вопрос не только «Новатэка», поскольку там разные проекты, связанные с углем, с нефтью, там тоже инвесторы есть. Мы их сейчас побуждаем в комплексный план, хотя это не было предусмотрено, вносить данные, когда и что они собираются строить, и использовать российский флаг», – сообщил он.
• Объединенная судостроительная компания (ОСК) планирует до конца декабря 2019 года передать заказчику – Атомфлоту (входит в Ростех) – атомный ледокол «Арктика». Об этом сообщил в интервью, опубликованном в четверг в газете «Коммерсант», глава ОСК Алексей Рахманов. «Не скрою, история с двигателями серьезно нас задержала, но в следующем году ледокол выйдет на испытания. До конца декабря 2019 года планируем передать его заказчику и дальше совместно будем выполнять ходовые, государственные и ледовые испытания. Завершить всю работу планируем не позднее мая 2020 года», – сказал Рахманов. При этом, по словам главы компании, второй и третий ледоколы серии ЛК-60 – «Сибирь» и «Урал» – будут, как и планировалось, сданы в 2021 и 2022 годах. Атомные ледоколы проекта 22220 являются мощнейшими судами своего класса, необходимыми для работы на Северном морском пути. Они могут преодолевать сплошной неподвижный лед толщиной более 2,5 метров. В настоящий момент по заказу Атомфлота Балтийский завод строит три ледокола данного проекта – «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
• Совместная крымско-сирийская судоходная компания, которая создается на базе сохраненного оператора Керченской паромной переправы, собирается привлекать для своей работы сухогрузы, контейнеровозы и обслуживающие суда. Их планируется брать в аренду и покупать в лизинг, сообщил в пятницу ТАСС министр транспорта Крыма Сергей Карпов. Ранее зампредседателя Совета министров республики – постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов сообщил ТАСС, что совместная судоходная компания, в которой будут участвовать представители Крыма и Сирии, может быть создана в декабре 2018 – январе 2019 года. Рассматривается возможность ее организации на базе оператора Керченской паромной переправы «Морская дирекция». «Предварительно предполагается для работы компании задействовать сухогрузы, контейнеровозы типа река-море, обслуживающие суда и другие необходимые машины и механизмы. Суда возможно привлекать как по договорам бербоут-чартера (договор фрахтования о передаче судна без экипажа на условиях аренды – прим. ТАСС), так и рассматривается возможность приобретения части судов в лизинг», – сказал Карпов. Он уточнил, что власти рассматривают различные механизмы финансирования судоходной компании. По его словам, это может быть собственный акционерный или уставной капитал компании, заемное софинансирование, лизинговый заем или государственные гарантии и субсидирование. Ранее глава Крыма Сергей Аксенов и министр экономики Сирии Мухаммед Самир Халиль подписали меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве регионов. Меморандум закрепляет намерение Крыма и правительства Сирии развивать сотрудничество в экономической сфере, в том числе в рамках планов по созданию Крымско-сирийского торгового дома и совместной судоходной компании в целях обеспечения регулярных морских грузоперевозок между портами Латакии и полуострова.
• Совет Федерации одобрил закон, который определяет полномочия «Росатома» в области управления Севморпутем. Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации. Теперь госкорпорация будет разрабатывать предложения относительно развития и функционирования транспортной артерии, а также заниматься созданием навигационных карт. «Росатом» станет главным распорядителем и получателем бюджетных средств, направленных на развитие и функционирование Севморпути.
• Сухогруз сел на мель во вторник в Черном море близ поселка Таманский (Темрюкский район Краснодарского края), эвакуированы 11 членов экипажа. Об этом сообщили агентству «Интерфакс» в оперативных службах региона. «Сухогруз «Surov» под флагом Монголии сель на мель в акватории Черного моря, юго-восточнее мыса Железный Рог. По предварительным данным, у судна в результате шторма была порвана якорная цепь. Капитан судна сигнал SOS не подавал», – сказал собеседник агентства. На борту «Surov» в момент происшествия находились 11 членов экипажа – все они были благополучно эвакуированы на берег. В настоящее время готовится операция по снятию судна с мели. «Операцию по снятию судна с мели готовится выполнять спасательный буксир «Спасатель Демидов», – сказал источник. В единой дежурно-диспетчерской службе Темрюкского района информацию о происшествии подтвердили. По данным службы, разлива нефтепродуктов не произошло, ущерба окружающей среде не нанесено.
• Двенадцать членов экипажа теплохода «Рио» (Rio, флаг Того), севшего две недели назад на мель в районе Новороссийска, остались на борту судна, остальных репатриировали. Об этом сообщили в среду ТАСС в пресс-службе Росморречфлота. В морском порту Новороссийск 12 декабря у теплохода «Rio» оторвался якорь, после дрейфа судно село на мель в районе стоянки новороссийского порта села Кабардинка. На борту находился 21 человек, большинство – граждане Сирии и один гражданин Румынии. Никто не пострадал. Спустя неделю рядовой состав постепенно покидал теплоход по решению судовладельца. «Судно на берегу, экипаж – на борту – 12 человек», – уточнили в пресс-службе, добавив, что некоторых репатриировали.
• В России планируется создать транснациональную компанию в сфере морских интеллектуальных систем и технологий для продвижения продукции и услуг российских инновационных морских компаний на мировом рынке. Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе расширенного заседания рабочей группы «Маринет» сообщил заместитель руководителя группы Александр Пинский. По его словам, компанию планируется сформировать как промышленный кластер, в который войдут соответствующие компании (уже имеется договоренность о вхождении не менее десяти компаний). При этом внутри кластера должна быть организована устойчивая кооперация между его участниками. Половину необходимого объема инвестиций в развитие кластера, создание зарубежных центров и доработку продукции для иностранных потребителей планируется профинансировать за счет господдержки, прежде всего по линии Минпромторга России. Кластер будет фокусироваться на морской робототехнике, инновационном судостроении и цифровых технологиях. Подготовку к созданию кластера планируется завершить в феврале 2019 года. Полноценные хабы кластера планируется организовать в Китае, Индии, Ближнем Востоке и Европе. В других регионах мира предполагается организовать представительства.
• Совет директоров АО «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК») на заседании 25 декабря 2018 года принял решение об избрании Георгия Полтавченко председателем Совета директоров корпорации. Об этом сообщает пресс-служба ОСК. Ранее совет директоров ОСК возглавлял руководитель Минпромторга Денис Мантуров. Георгий Полтавченко родился в 1953 году в Баку. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения по специальности «Электронно-медицинская аппаратура». Работал инженером в НПО «Ленинец», инструктором в Невском РК ВЛКСМ. С 1979 по 1994 год проходил в службу в органах государственной безопасности. Затем до 1999 года возглавлял Управление Федеральной службы налоговой полиции по г. Санкт-Петербургу. В 1999 году был назначен на должность полномочного представителя президента Российской Федерации в Ленинградской области, после – в Центральном федеральном округе. С 2011 года – стал губернатором Санкт-Петербурга. АО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
• Российские стивидоры с некоторой тревогой ожидают акционирования Росморпорта, который по завершении процесса может сам получить возможность плотно заняться стивидоркой. В Росморпорте уверяют: не собираемся. Акционирование Росморпорта – вопрос решенный. Конечно, процесс это не быстрый. Но и Росморпорт, если использовать судовые метафоры, – не шлюпка, а скорее, атомный ледокол – тут вопрос маневрирования. Глава ФГУПа Андрей Лаврищев на состоявшейся в конце ноябре Неделе транспорта дал понять, что переход в АО будет проведен по лекалам Ростеха, все будет плавно, и стивидорам абсолютно не о чем беспокоиться. На поставленный вопрос об изменении ставок аренды – и даже не самих ставок, а механизма ценообразования – глава Росморпорта ответил, что большого желания кардинально менять арендные ставки у предприятия нет, если только они первоначально не были занижены. В структуре подчеркивают: мы зарабатываем не на аренде, а на портовых сборах, которые для нас являются основным видом деятельности. Арендой, конечно, пренебрегать не стоит: она приносит предприятию 10-15% выручки. Но это, все же, не основной вид деятельности, подчеркивают представители ФГУПа и заявляют о твердом намерении наращивать эффективность в том, ради чего Росморпорт, собственно, создавался – в услугах по обеспечению безопасности мореплавания. Сам глава Росморпорта на Неделе транспорта говорил, что с учетом акционирования очень надеется на развитие «прочих видов деятельности». В этом месте стивидоры, наверное, вздрогнули, но совершенно зря. Андрей Лаврищев в данном случае имел в виду использование ледоколов для выполнения функций, которые не связаны с обеспечением безопасности мореплавания в том или ином порту. «В настоящее время у нас уже почти 10% доходов дают ледоколы, их использование в летний период времени – как правило, конечно, в наших арктических морях», – отметил А.Лаврищев. Однако вся эта риторика стивидоров как-то не очень успокаивает. Бог с ними, с арендными ставками. По-настоящему их беспокоит одна вещь: что, если Росморпорт, став АО, сам займется стивидорной деятельностью. Так ли беспочвенны эти опасения? Попробуем разобраться. Во-первых, а что ему помешает? Став акционерным обществом, Росморпорт получит в руки все необходимые рычаги. Во-вторых, сейчас предполагается, что весь имущественный комплекс, который находится в ведении Росморпорта, вольется в имущественный комплекс вновь создаваемого АО. Значит, и причалы, которые арендуют стивидоры – как правило, на срок в 49 лет – они в лучшем случае продолжат арендовать. Робкие попытки поставить вопрос о приватизации причалов в ходе превращения Росморпорта из ФГУПа в АО – чтобы стивидоры могли выкупить арендуемую ими десятки лет и значительно улучшенную инфраструктуру – горячей и немедленной положительной ответной реакции не вызывают. В Росморпорте резонно напоминают: это 10-15% нашей выручки. Логика понятна: зачем же выставлять на торги то, что, по предполагаемой процедуре перехода, органично и совершенно бесплатно вольется в новую структуру? При этом в Росморпорте не устают уверять: стивидорка – это не наше. Да, она у нас есть, но это жалкие 0,5% от общей деятельности. И вся она по определению убыточна, осуществляется только в тех портах, прибыли от которых ждать не приходится. Это для нас непрофильная деятельность. Предприятие создавалось для другого. Признаемся честно: аргументы так себе. Что помешает новоиспеченному АО «Росморпорт» заняться стивидоркой на бойком месте, в прибыльных портах? Да ничего. Принципиальных непреодолимых сложностей нет. Да, конечно, нужны кадры, специалисты. Да, нужно оборудование. Но это вполне решаемо – было бы желание. Инфраструктура, которой располагает предприятие, – бесценный, огромный задел на будущее, реальная возможность для Росморпорта стать не просто стивидором, а мегастивидором.
• Россия и Азербайджан планируют создать морскую транспортную линию, соединяющую порт Оля в Астрахани с одним из портов Азербайджана, сообщил 24 декабря 2018 года на конференции посол РФ в Азербайджане Михаил Бочарников, передает ТАСС. «Россия и Азербайджан конкретно задумались над тем, чтобы создать транспортную морскую линию на Каспии, соединяющую порт Оля и один из бакинских портов», – сказал дипломат. По его словам, такую возможность создало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. «Подписание Конвенции является историческим событием. То, что она заключена, дает возможность наполнять достигнутые договоренности конкретным содержанием», – отметил посол. Он подчеркнул, что остаются еще вопросы разграничения национальных участков между некоторыми странами, безопасности судоходства на море, сохранения его биоресурсов. Посол также считает, что конкретную пользу для прикаспийских стран принесут планируемые морские круизы на Каспии. Бочарников сообщил, что в 2019 году планируется проведение заседаний некоторых совещательных органов, созданных согласно Конвенции о правовом статусе Каспия, в частности, специальной Рабочей группы высокого уровня под эгидой министерств иностранных дел прикаспийских государств, которая призвана заниматься реализацией положений документа. Ранее МИД Азербайджана сообщил, что заседание рабочей группы пройдет в Баку осенью, однако позднее оно было перенесено на следующий год.
• ВЭБ планирует предоставить 18,5 млрд руб. на строительство танкера-челнока нового поколения на судостроительном комплексе «Звезда» (СК «Звезда», Приморский край), заявил председатель правительства России Дмитрий Медведев на заседании Наблюдательного совета государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» 21 декабря 2018 года. Об этом сообщает пресс-служба правительства. «На прошлой неделе я проводил совещание в Сабетте по вопросам развития энергетических проектов, проектов в сфере сжиженного природного газа и, конечно, развития регионов. Речь шла о том, достаточно ли мощностей для транспортировки сырья, объём которого увеличивается при реализации инвестпроектов. Нам важно синхронизировать действия всех участников, в том числе строителей ледокольного и танкерного флота. Чтобы потом не получилось, что сырьё есть, а танкеров для транспортировки нет (или мы лихорадочно бегаем по рынку и пытаемся искать что-то за границей). Строить суда нужно уже сегодня. ВЭБ планирует предоставить средства на строительство танкера-челнока нового поколения с лучшими ледовыми и манёвровыми характеристиками. Планируемый объём участия корпорации составит 18,5 млрд рублей», – сказал Дмитрий Медведев. Председатель Наблюдательного совета «ВЭФ.РФ» Игорь Шувалов на брифинге после заседания заявил, что кредит на 18,5 млрд руб. будет дан специальной компании. «Она контролируется «ВЭБ-лизингом», но, по сути, выгодоприобретателем является перевозчик, который контролируется «Роснефтью». Поэтому будет построено судно на верфи «Звезда». Финансовый инструментарий предоставляется ВЭБом через «ВЭБ-лизинг». Это функция развития, поскольку аналогичные суда строятся на зарубежных верфях, в зарубежных странах. Для нас это важная функция, поскольку мы должны эту компетенцию создавать у себя в стране, это то, чем должны заниматься корпорации развития», – сказал Игорь Шувалов.
• Ледокол класса Icebreaker 8 «Андрей Вилькицкий» делает полный разворот вокруг своей оси за одну минуту. Ледокольное судно обеспечения для работ в Арктике класса Icebreaker 8 проекта IBSV01 мощностью 22 МВт «Андрей Вилькицкий» передал «Газпром нефти» Выборгский судостроительный завод. Благодаря своей необычной маневренности ледокол получил название «танцующий». Всего за одну минуту судно длиной более 120 метров способно выполнить полный разворот вокруг своей оси, что неподвластно большинству судов, сообщила пресс-служба «Газпром нефти». Концептуальный проект судна создан Aker Arctic Technology. Рабоче-конструкторскую документацию выполнило ПКБ «Петробалт». Технический проект судна разработало Морское инженерное бюро. Суда проекта IBSV01 «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» являются на сегодня самыми мощными в мире дизельными ледоколами из сданных в эксплуатацию. Судно предназначено для ледокольных проводок танкеров, обеспечения помощи при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участия в операциях по ликвидации разливов нефти. Судно может работать в сплошном льду толщиной около 2,0 м и с 30-сантиметровым снежным покровом со скоростью 2 узла при движении вперед как носом, так и кормой.
• Арно ле Фолль, который с 2018 года возглавляет концерн Total в России и является генеральным директором «Тоталь Разведка Разработка Россия», включен в список кандидатов для выбора в совет директоров «НОВАТЭКа», сообщила компания. На девять мест в совете директоров претендует 9 человек, при этом из списка исключен действующий член совета директоров Андрей Шаронов, являющийся независимым директором. В настоящее время в совет директоров «НОВАТЭКа» входит только один представитель от Total – старший вице-президент Total по Европе и Центральной Азии Майкл Боррелл, который также включен в список для голосования.
• Владельцы нефтяных танкеров в этом году отправили на металлолом рекордное количество таких судов – ровно сотню. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные Clarkson Research Services Ltd. С точки зрения вместимости танкеров этот показатель был максимальным с 1985 года. Clarkson Research Services является частью компании Clarkson Plc (чаще просто Clarksons) – крупнейшего судового маклера в мире. До сентября текущий год отличался самыми слабыми показателями прибыли для операторов танкерного флота по меньшей мере за три десятилетия. Однако судовладельцы не учли, что спрос на морские перевозки нефти резко вырастет осенью в связи с вступлением в силу второй части санкций США против Ирана, а также увеличением добычи в России и Саудовской Аравии. По данным Clarkson, для тех компаний, которые не стали уничтожать убыточные танкеры, ставки фрахта подскочили более чем втрое за период с конца сентября до середины декабря. Так, в Северном море фрахт судна, рассчитанного на перевозку до 600 тыс. баррелей нефти, подорожал к середине декабря до $72 тыс. 664 в сутки – максимума за 3,5 года, свидетельствуют данные лондонской Baltic Exchange. Супертанкеры вместимостью до 2 млн баррелей зарабатывают $58 тыс. в сутки на маршрутах из стран Ближнего Востока в Китай, что является самым высоким уровнем с начала 2017 года.
• Более 400 сотрудников предприятий, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации прошли в 2018 году независимую оценку квалификации, результат которой был зафиксирован в соответствующем реестре Национального агентства развития квалификаций. Профессиональный экзамен проводился Центром оценки квалификации в отрасли судостроения и морской техники, всего за два года свою квалификацию успешно подтвердили 503 сотрудника обществ Группы ОСК. Результаты внедрения профессиональных стандартов в отрасли судостроения и морской техники обсуждались на форуме «Национальная система квалификаций России-2018». Корпорацию на мероприятии представляли делегаты от предприятий ОСК – члены Совета по профессиональным квалификациям в отрасли судостроения и морской техники (СПК СиМТ), который возглавляет президент ОСК Алексей Рахманов. Александр Шохин, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, в ходе осмотра стенда СПК СиМТ отметил активную работу совета в текущем году и участие в пилотных проектах.СПК СиМТ является одним из 6 советов-участников реализации пилотного проекта по совмещению результатов государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации (профессиональный экзамен) выпускников организаций СПО на базе Астраханского колледжа профессиональных технологий. В 2018 году 15 учащихся колледжа в результате проведения независимой оценки квалификации при промежуточной аттестации подтвердили квалификацию слесарь-монтажник судовой 3 разряда (3 уровень квалификации). 33 общества Группы ОСК приняли участие в апробации инструментов мониторинга рынка труда, проводимого под эгидой Национального агентства развития квалификации, результаты которого будут сформированы в первом квартале 2019 года, на форуме обсуждались предварительные итоги.
• Судостроительная компания Samsung Heavy Industries 24 декабря 2018 года сообщила, что ею был заключен контракт на строительство еще двух судов для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Общая стоимость заказа составит примерно 426 млрд южнокорейских вон. Ранее, четыре дня назад, пресс-служба судостроителя сообщила о получении SHI заказа на строительство одного СПГ танкера (209 млрд вон). С учетом нового контракта в портфеле заказов на 2018 год – 48 судов общей стоимостью $6,1 млрд. В числе заказанных судов: 17 СПГ танкеров, 13 контейнеровозов, 15 танкеров-продуктовозов и три судна специального назначения. Компания Samsung Heavy Industries (SHI, головной офис Сеул), созданная в 1974 году, является одним из крупнейших судостроителей в мире и одним из «Большой тройки» судостроителей Южной Кореи. Компания входит в Samsung Group, крупнейший холдинг страны. Компания занимается строительством различных типов судов, морских плавучих кранов, портальных кранов, цифрового оборудования для судов и предлагает своим клиентам различные строительные и инженерные решения.
• В период с 11 по 17 декабря в Азиатском регионе не было зафиксировано ни одного пиратского нападения на корабли, сообщает maritime-connector.com со ссылкой на данные ISC ReCAAP. Тем не менее имеется информация о том, что 13 декабря на юго-востоке пролива Баб-аль-Мендеб в Аравийскоме море произошла попытка захвата нефтяного танкера бандитами. Судно “Nord Lavender”, шедшее под Филиппинским флагом, подверглось пиратской атаке. К танкеру подошли 15-20 скоростных катеров и окружили его. На каждой лодке было от четырех до пяти человек. Экипаж танкера произвел несколько предупредительных выстрелов, после чего пираты отступили. Никто их моряков, находившихся на борту “Nord Lavender” не пострадал.
• Международная компания, предоставляющая услуги по мультимодальным перевозкам грузов в контейнерах, Samskip, стала участником проекта, направленного на развитие автономных контейнеровозов с нулевыми выбросами, доступных по цене. Об этом сообщает worldmaritimenews.com. Правительство Норвегии направило 6 млн евро на развитие проекта SeaShuttle. Контейнеровозы проекта будут электрическими, работающими на энергии, получаемой из водорода с использованием топливных элементов. Эксперты полагают, что именно за водородом и топливными элементами в судоходстве будущее. Технология будет развиваться быстрее, когда появится больше водородных заправочных станций на судовых маршрутах.

МОРЯКАМ

ЗДОРОВЬЕ МОРЯКОВ: ОГРОМНЫЙ ПРОРЫВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ
Ограниченная возможность для оказания медицинской помощи на море отнесена к одному из «особых рисков» для стресса моряков. Авторы статьи от 2015 года, опубликованной в журнале «Review of Psychology», заметили, что стресс, ставший следствием лечения болезни на судне, отчасти объясняется тем, что медицинская помощь оказывалась на судне кем-то, кто не имел медицинского профессионального образования, и что, в целом, варианты лечения были ограничены. Понимание телемедицины в последние несколько лет способствовало коренным переменам. Сейчас профессиональная медицинская консультация это всего один телефонный звонок. «В большинстве случаев если экипаж знает о том, что на судне доступна круглосуточная профессиональная медицинская консультация, то это способствует психологическому комфорту и хорошему самочувствию», – говорит Ларри Якобсон (Larry Jacobson), управляющий директор ведущей компании в области медицинского лечения «Future Care», которая является единственной компанией, обслуживающей международное морское сообщество.
Преимущества телемедицины
Дистанционная диагностика выгодна и судовому оператору. «Мы подсчитали, что в зависимости от разных переменных, в том числе транспорт, виза, агентские вознаграждения, период нетрудоспособности, а в ряде случаев – заработная плата, не говоря о платежах за клиническое/медицинское обслуживание, средние расходы на медицинское обследование в портах могут варьироваться от $2000 до $5000», – уточняет Якобсон. «Наши данные за 2017 год по нескольким крупнейшим клиентам, которые были получены через телемедицинский сервис компании “Future Care” – Physician Advice at Sea (“Консультации врача на море”) подтверждают, что от 40% до 50% моряков успешно получили медицинскую помощь на судне по персональному трудовому договору, тем самым, избежав ненужного обследования в порту». По оценкам Якобсона, флоту из 50 судов потребуется около 250 телемедицинских звонков в год. «При минимальной сумме расходов на медицинское обследование в портах и при минимальном проценте разрешений, суммарная экономия для флота (из 50 судов) составляет $200000», – говорит он. «Заметьте, это по самым минимальным расчётам. При повышении среднего размера портовых расходов до $3000 с показателем разрешения в 45%, суммарная экономия составляет $337500». Статистика «Future Care» подтверждает, что порядка 20% медицинских осмотров на берегу ведут к незапланированной репатриации моряков. «Мы установили, что расходы по незапланированной репатриации составят от $5000 до $10000, учитывая затраты на медицинское обследование в порту плюс оплата расходов на авиаперелёт, период нетрудоспособности и затрат по замене члена экипажа, которые могут быть самой затратной статьей при репатриации членов командного состава». «Future Care» первой представила услуги телемедицины на море. «С первых дней», – повторяет Якобсон: «Мы расширили свои возможности, и включили возможность удалённого видеоконсультирования с применением цифровых инструментов. Такое новое преимущество в обслуживании помогает нашим врачам точнее ставить диагнозы и проводить лечение дистанционно».
Программные решения
Сейчас для оказания услуг, с применением средств технического достижения, на берегу доступно всё больше способов медицинской оценки. Например, почти все круизные суда и всё больше грузовых судов используют SeaCare — программную платформу, специально разработанную «Tritan Software Company» для морской индустрии. По словам Недко Панайотова (Nedko Panayotov), директора программного управления в «Tritan», клиенты могут управлять каждым аспектом медицинских операций из любой точки мира. В режиме реального времени система даёт централизованную точку доступа к медицинским действиям, и позволяет пользователям автоматически рассчитывать на интерактивных досках ключевые показатели эффективности. SeaCare включает каждый компонент медицинских операций и управления, в том числе медицинские происшествия на судне, программы оздоровления, управление расходами и материалами, отчёты, медицинские направления. Система включает судовые и береговые компоненты, которые синхронизированы, а также есть возможность включения сторонних организаций, например, клиник. Медицинская комиссия плавсостава также входит в общий медицинский анамнез. «Судоходная компания может отследить человека от компании к компании, поэтому, никогда не будет “о, я её потерял” или “ я не знаю”. Сейчас у Вас есть полная история того, что происходило с ними», – говорит Панайотов. Среди медицинского оборудования, которое чаще всего используется, – рентгеновские аппараты и электрокардиографы. Они подключены к системе, и получаемые изображения становятся частью оцифрованных данных системы. Никаких бумажных носителей не требуется. «Связь с государственными здравоохранительными службами через электронную почту или телефонный звонок больше не требуется», – уточняет он. «Благодаря SeaCare вся документация о том, что сделано и когда, будет зарегистрирована. Адвокаты не оспорят их в суде, как если бы они были написаны на бумаге». Система имеет функции медицинского опросника. «Нам всем известно, что медицинская часть на судне, особенно на круизных судах, не является доходной статьёй. На судне они размещаются для контроля за здоровьем пациентов. Тем не менее за счёт экономии, управлении медицинскими опросниками или контроля над медицинскими направлениями система поддерживает некоторую инвестиционную прибыль», – говорит Панайотов. Со временем SeaCare претерпела изменения и сейчас она связывает другие системы компании «Tritan», в том числе SeaEvent – платформу для управления отчётностью, проверками, полисами и системами управления безопасностью. Для торгового судоходства и рыболовной индустрии «Tritan» располагает «лёгкой» версией систем, предназначенной для ситуаций, когда на борту судна есть член комсостава, отвечающий за медицинскую часть, и аптечка, а не больничное обслуживание, которое предлагаются на многих круизных судах. В целом, функциональные возможности похожи, однако она содержит образовательный материал для содействия принятию решений, а также поддержки телемедицины с минимальной полосой пропускания.
Планирование
Джон Блумберг (Jon Bloomberg), младший специалист по оказанию неотложной медицинской помощи 911 в Нью-Йорке и главный исполнительный директор «Core Medical Systems», подчёркивает важность планирования для содействия процессу принятия решений, в случае наступления на борту судна ситуации, требующей срочной медицинской помощи, даже до звонка для получения помощи: «Важность неотложного медицинского лечения – это планирование. Мы продаем аптечки на многих конференциях и презентациях, и каждый раз к нам походят и говорят: “Парни, аптечка это прекрасно, но скажите, что мне действительно нужно?”. Я всегда говорю: “Скажите мне, что с Вами случится, и я скажу, что Вам нужно. Другими словами, Вам нужно всё”». Блумберг подчёркивает важность наличия предварительных знаний о состоянии того или иного члена экипажа или пассажира. Следующее – понимание проблемы, её решение и помощь. «Подготовленность и осознание того, что проблемы медицинского характера непредсказуемы и с точки зрения и масштаба, и с точки зрения своей природы, проходит долгий путь к изменению ситуации в лучшую сторону». Благотворительная организация конфиденциальных донесений об опасных инцидентах CHIRP Maritime и Университетский колледж Лондона выпустили брошюру «Восприятие, принятие решений и усталость на море» («Perception, Decision-Making and Fatigue at Sea»), которая предназначена для оказания помощи морякам в поддержании оптимального самочувствия на море, таким образом, что они могут успешно справиться с чрезвычайными ситуациями. Вне зависимости от продолжительности рейса, результаты исследования говорят о том, что 61% моряков чувствуют повышенную усталость к концу рейса, отмечает морской директор CHIRP капитан Джефф Парфитт (Jeff Parfitt). Среди рекомендаций брошюры: наличие у судовых операторов процедур и оперативного к ним обращения, то есть в случае чрезвычайной ситуации члены экипажей смогут дать максимально оперативный ответ. Влияние может оказать и практика, говорит он.
Психическое здоровье
В рейсе моряки могут пройти обучение в области гигиены и безопасности труда. Для её продвижения «Sea Health & Welfare» и «Seagull Maritime» разработали новый курс для членов комитета безопасности на море. «Sea Health & Welfare» предлагает широкий спектр курсов, в том числе преодоление психологического кризиса, а также оказание психологической помощи пострадавшим. Вивек Менон (Vivek Menon), глава отдела гигиены и безопасности труда, говорит, что отрасль столкнулась с увеличением количества инициатив в области ментального здоровья моряков: «Именно эта тема стала объектом повышенного внимания. Страховые компании обеспокоены тем, что в их адрес будет поступать больше претензий в области психического здоровья, в связи с чем, они разработали пакеты для оказания психологической помощи. Они думают на упреждение: не ведите борьбу с огнём. В первую очередь, попытайтесь его предотвратить». Иногда это просто, как поговорить с моряками. «Помню, как беседовали с капитаном, и я 30 минут слушал его, и потом я чувствовал себя отлично», – говорит Менон. «Он проводил опрос после инцидента и в какой-то момент я спросил его: “Как Вы себя чувствуете?”. Всё это время мы разговаривали не о том, что он должен сделать, а о его самочувствии. Иногда просто упустить из виду, что капитан — это личность, у которого могут быть чувства». Видеозвонок не просто звонок, а нечто более личное. «Некоторые хотят видеть лица людей, понять язык тела и разобраться в его/её настоящих чувствах», – добавляет он. «Многие наши психологи используют его в качестве основы. Они должны знать язык тела человека, а также то, что они говорят». Дистанционная помощь имеет ограничения. «Такая технология, как телемедицина, способна оптимизировать нашу работу и помочь нам повысить её эффективность», – делает вывод Менон: «Но не всегда у нас есть возможность встретиться с ними “лицом к лицу”, поздороваться и поинтересоваться: “Как дела?”. Поэтому данная технология очень полезна и важна, но, в конце концов, я думаю хорошо понять, что у людей есть чувства, которые технологии не могут в полной мере уловить».
Автор: Венди Лорсен (Wendy Laursen).
Maritime-executive.com

КМБ 100: УТВЕРЖДЕНЫ ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РУКОВОДСТВА, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ УСТАЛОСТИ МОРЯКОВ
В ходе юбилейной, 100-й сессии, Комитет ИМО по безопасности на море (ИМО КМБ 100) утвердил пересмотренные руководства в отношении усталости моряков, в которых содержится исчерпывающая информация о причинах и последствиях усталости, а также о рисках, которые она представляет для безопасности и здоровья моряков, для безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения морской среды. Цель данной инициативы состоит в том, чтобы помочь всем заинтересованным сторонам внести свой вклад в смягчение последствий усталости моряков и борьбу с ней.
Ужу в течение нескольких десятилетий ИМО занимается проблемой усталости моряков. В 1993 на Ассамблее ИМО уже принималась резолюция А.772 (18) об учёте факторов усталости при комплектовании экипажа и разработке систем безопасности. За этим последовала разработка комплексного Руководства по смягчению негативных последствий усталости (MSC / Circ. 1014), которое увидело свет в 2001 году. Впоследствии эти руководства были тщательно пересмотрены Подкомитетом ИМО по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты (HTW 5), который внес в это руководство изменения с учетом результатов последних исследований.
Усталость моряков считается одной из основных проблем безопасности в судоходной отрасли. Эта проблема характерна именно для судоходной отрасли, во многом потому, что моряки после работы не уходят домой. Усталость, как составляющая более широкого понятия – человеческий фактор, в течение продолжительного времени неоднократно признавалась основной причиной аварий на море. Недавно Регистр Маршалловых островов (RMI) сообщил об увеличении числа нарушений, связанных с превышением количества часов работы практикантов, которые были выявлены в ходе инспекций PSC.
Эффективность действующий правил и инструкций представляется ограниченной, несмотря на то, что она сопровождается понятным руководством, а контроль за их соблюдением затруднен. Отрасль должна признать, что формальное соблюдение минимального количества часов отдыха, предписанного в КТМС и ПДНВ, не обязательно предотвращает усталость. Эффективным будет только грамотное управление рисками усталости, которое будет включать боле качественную подготовку кадров, открытость в предоставлении сведений об инцидентах, связанных с усталостью, и более точный мониторинг уровней усталости.
Safety4sea.com

26% ОБРАТИВШИХСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ МОРЯКОВ ПОСТРАДАЛИ ОТ ДЕЙСТВИЙ ПИРАТОВ
В предпоследнюю неделю уходящего года Служба кризисного реагирования (CRN) благотворительной организации «Sailors’ Society» рассмотрела уже 100-ое обращение, причем почти две трети из них — 59% были связаны с пиратством, смертью во время рейса и случаями оставления экипажа судовладельцем. Также, CRN оказывает поддержку морякам, которые попали в тюрьму, часто не по своей вине.
В частности, в 2015 году международная морская благотворительная организация International Maritime Charity создала свою группу быстрого реагирования в Южной Африке, которая в режиме 24/7 оказывает психологическую помощь и консультирует жертв пиратских нападений, стихийных бедствий и кризисных ситуаций на море. С 2015 года CRN расширила свою деятельность и уже охватила Европу и Азию. В рамках этой программы прошли обучение 52 капеллана, чтобы оказывать квалифицированную психологическую помощь морякам во всем мире.
По данным Международного морского бюро, за первые шесть месяцев 2018 года беспрецедентно возросло число пиратских нападений на торговые суда. В частности, было зарегистрировано 107 нападений, включая попытки нападений, а за тот же период 2017 года – 87, причем Нигерия и Индонезия в этом отношении оказались самыми «горячими точками». Стюарт Риверс (Stuart Rivers), директор Sailors’ Society моряков, отметил, что пиратские нападения имеют крайне негативные последствия как для самих моряков, так и для их семей. Кроме того, CRN оказывает поддержку морякам, которые попали в тюрьму, часто не по своей вине. В их числе украинский капитан «Seaman Guard Ohio» Валентин Дудник, заключенный в тюрьму в Индии, а ранее сам бывший жертвой пиратства.
Safety4sea.com

ЛИВИЯ: БОЛЬШОЙ РИСК ДЛЯ СУДОВ И ЭКИПАЖЕЙ В СЛУЧАЕ ПОДОЗРЕНИЯ В КОНТРАБАНДЕ НЕФТИ
Страховая компания Shipowners Club призвала операторов судов проявлять осторожность при отправке судов в Ливию из-за повышенного риска захвата судов и арестов экипажей по подозрению в незаконной торговле сырой нефтью. Эта тревожная тенденция за последние годы серьезно усилилась.
После падения режима Каддафи в 2011 году и формирования признанного ООН правительства Ливии, там увеличился незаконный экспорт сырой нефти. Чтобы покончить с контрабандой нефти, последние годы ливийское правительство проводит жёсткие меры: суда, подозреваемые в контрабанде нефти, захватывает ливийский ВМФ, а их экипажи арестовывают. Были случаи, когда моряки годами ожидали рассмотрения своих дел в суде, а всё это время проводилось расследование.

В этой связи Shipowners Club выпустил следующие Рекомендации:
Фрахтователи судов, направляющих их в Ливию, должны предоставить судовладельцам гарантию того, что загруженная нефть была приобретена у Национальной нефтяной корпорации (NOC) в Ливии, причем NOC является единственным законным экспортером нефти в этой стране.
Грузовые компании должны предоставить оператору судна документ, подтверждающий его полномочия на погрузку нефти из Ливии.
Танкеры-продуктовозы, доставляющие нефть в Ливию, должны немедленно выходить из ливийских вод после выгрузки и после получения разрешения на отход из порта, поскольку любое отклонение или задержка может вызвать подозрения в контрабанде нефти.
После выхода из порта судам лучше сразу взять курс на Средиземное море, а не следовать вдоль ливийской береговой линии.

Текущее состояние ливийских портов:
-Открытые порты:
Зувара, Фарва, Меллита, Бури, Завия, Триполи, Аль Хомс, Мисрата, Эс Сидер, Рас Лануф, Марса Эль Брега, Зуэйтина, Бенгази, Тобрук, Марса Эль Харига
-Закрытые порты:
Сирт, Дерна
Safety4sea.com

В БОЛГАРИИ ЭКИПАЖ ТАНКЕРА КОМПАНИИ GNMTC СИЛОЙ ЗАСТАВИЛИ ПОКИНУТЬ СУДНО ИЗ-ЗА СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ
В порту Бургаса идёт борьба за танкер.
Вооруженные люди силой заставили капитана и экипаж ливийского танкера «афрамакса» «Badr» (116,000-