Катастрофа танкера “Exxon Valdez” у берегов Аляски

Бди.

Козьма Прутков.

Начало ХХI века для дальневосточников запомнилось бурной экологической дискуссией. Собственно, дискуссия носила общероссийский характер, но непосредственно затрагивала интересы именно дальневосточников. Речь шла о нефтепроводе Западная Сибирь – Дальний Восток. Строительство его началось в самом начале нынешнего века, и по своим масштабам – по инвестициям, срокам реализации, протяженности – он вполне вписывался в проект века. Но как у любого грандиозного проекта, у него нашлись и противники, и самые главные среди них – «зеленые». Это по их настоянию президент Путин порекомендовал нефтяникам отодвинуть трубу к северу от Байкала на несколько сот километров. На Дальнем Востоке труба должна была финишировать в бухте Перевозная в Амурском заливе, неподалеку от морского заповедника. Крупнотоннажные танкера, которыми предполагалось транспортировать далее перекачиваемую из сибирских недр нефть, представляли, по мнению экологов, серьезную опасность для морской флоры и фауны. «Зеленые», поддерживаемые своими зарубежными коллегами, забили тревогу, и сумели склонить общественное мнение на свою сторону и добиться переноса конечного участка магистрали в бухту Козьмино, что под Находкой. Понятно, что как в случае с Байкалом, так и в случае с Перевозной имело место значительное удорожание проекта.

Тот факт, что транспортировка нефти наносит ущерб экологии, доказательств не требует. При этом речь идет не только о кораблекрушениях танкеров. Здесь следует упомянуть, например, такую рутинную операцию, как откатка грязного балласта в открытом море. Ученые из Академии наук США считают, что из трех с половиной миллионов тонн нефти, попадающей ежегодно в Мировой океан, 1,84 миллиона тонн приходится на танкеры и платформы и лишь четверть из этого числа явились следствием кораблекрушений танкеров. В любом случае обеспокоенность дальневосточных «зеленых» основана не на пустом месте. Доказательством этому служит катастрофа танкера «Exxon Valdez».

Порт Valdez – конечный пункт трансаляскинского нефтепровода. Порт Valdez – это то, чем станет в недалеком будущем Козьмино. Крупнотоннажные танкеры грузятся здесь аляскинской нефтью и развозят ее по всем штатам Америки.

Танкер «Exxon Valdez», грузоподъемностью 200 000 тонн, длиной около 300 метров, сошедший со стапелей всего лишь за три года до описываемых событий, 23 марта 1989 года в 21 час 10 минут вышел в свой 28-й рейс на Лонг-Бич, имея на борту 1 миллион 260 тысяч барелей нефти. На мостике были капитан Джозеф Хейзелвуд, лоцман Уильям Мерфи, 3-й помощник Грегори Казинс и рулевой Роберт Каган. Когда судно прошло мыс Rocky, лоцман, пожелав счастливого плавания, сошел на лоцманский катер.

Аляска – не Калифорния, здесь редко штормит, зато можно встретить дрейфующие айсберги. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о своем намерении следовать дальше северным (входным) рекомендованным путем, дабы избежать встреч с плавучими льдами. После этого, не дождавшись ответа (связь с Береговой охраной почему-то была нарушена), около 23.30 капитан спустился в каюту, приказав третьему штурману, выйдя в точку поворота, ложиться на курс во входной канал. В полночь на вахту должен был заступать второй штурман Ллойд Кейн, но его почему-то никто не разбудил. Поворот на новый курс предстояло совершить около нуля часов. То ли 3-й помощник хотел самостоятельно осуществить этот маневр, гордый оказанным ему доверием, то ли наоборот, он так волновался в ожидании предстоящего поворота, что напрочь забыл предупредить коллегу.

Около нуля часов он дал команду рулевому «Право руля!», но судно не пошло.

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611