Авария танкера «Престиж»

“…ничто так не возвышает душу, как смертельная схватка
с грозными силами судьбы – это величайшая трагедия всех времен,
которую поэты создают иногда, а жизнь – тысячи и тысячи раз”.

Стефан Цвейг.

Если в случае с танкером «Exxon Valdez», плававшем под флагом США, владелец судна был известен, и не было необходимости устанавливать связь между судном и собственником, между виной и ответственностью, то не всё так просто было с танкером «Престиж». Этот гигант под панамским флагом в ноябре 2002 года потерпел катастрофу примерно в 135 милях от побережья Галиции, Испания, когда направлялся из Вентспилса в Сингапур. В его танках находилось 77 тысяч тонн мазута, в море вылилось около 30 тысяч тонн, загрязнив свыше 200 километров испанского побережья. Эта катастрофа считается одной из крупнейших экологических катастроф современности, последствия которой будут ощущаться еще не один десяток лет.

Бумажным (зарегистрированным) владельцем танкера «Престиж» была либерийская компания «Mare International», истинным – греческая компания «Universe Maritime». Плавал он, как и большинство его возрастных собратьев – а танкеру было 26 лет – под «удобным» Багамским флагом, что позволяло судовладельцам экономить на налогах, а в случае кораблекрушения с тяжелыми последствиями – уходить от ответственности. Ведь компании-операторы действуют, как правило, по договору с судовладельцем, а тот, как потом выяснится, владел лишь одним только судном и после его гибели объявлял себя банкротом. Ответственность компании за разлив топлива была застрахована на 15 миллионов долларов США.

Груз – мазут – принадлежал компании «Crown Resources», связанной деловыми отношениями с российской компанией «Альфа-Эко», торговавшей нефтью и нефтепродуктами Тюменской нефтяной компании (ТНК). По всей вероятности, «Crown Resources» была ничем иным, как дочерней компанией ТНК, созданной для оптимизации налогового бремени. «Русский след» в аварии просматривается и в том, что судно грузилось в Санкт-Петербурге, а летом 2002 года три месяца простояло на рейде этого порта в качестве накопителя, то есть судна, принимающего топливо с мелких танкеров. Затем танкер последовал до порта Вентспилс, Латвия, откуда после догрузки на внешнем рейде и отправился в свой последний рейс.

13 ноября в Бискайском заливе плавание проходило в условиях сильного шторма, на танкере обнаружено повреждение корпуса, и началась утечка топлива. До сих пор остается тайной, каким образом было получено повреждение. По одной версии – в результате столкновения с полузатопленным предметом, например, контейнером, по другой – корпус старого изношенного судна мог просто проржаветь за время продолжительной стоянки на рейде Санкт-Петербурга, а во время шторма этот дефект заявил о себе в полный голос.

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611