МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО3013. Splash 247, Febr. 15, 2019 (Sing.)
Не имеющий выхода к морю Непал планирует создать собственную судоходную компанию, и лично премьер-министр Непала Khadga Prasad Sharma Oli открыл её офис the Nepal Ship Office в Ekantakuna, городе, расположенном южнее столицы страны Катманду (Katmandu). Этот город стоит на реке Bagmati протяжённостью в 600 км.
Сама компания ещё не создана, но если это будет сделано, то единственный в мире непрямоугольный национальный флаг Непала можно будет увидеть во многих районах мореплавания. Суда под флагом Непала планируется размещать в перевозках в Индийском и Тихом океанах. Горная страна собирается переправлять свои товары в порты Индии по железной дороге и рекам, для чего ещё необходимо приобрести речные суда.
Примером для Непала служит Швейцария, которой принадлежит одна из ведущих мировых судоходных контейнерных и круизных компаний Mediterranean Shipping Company (MSC).
Больше ей не с кого брать пример. Так, МОНГОЛИЯ предлагает свой флаг для регистрации иностранным судовладельцам, и УЖЕ ИМЕЕТ В СУДОХОДНОМ СООБЩЕСТВЕ НЕГАТИВНУЮ РЕПУТАЦИЮ. Суда под флагом Монголии повсеместно известны нарушениями международных морских стандартов. Боливия лишена выхода к морю после того, как проиграла войну Чили 140 лет назад. Но, как ни странно, она имеет моряков и флот, который размещается в самом крупном в Южной Америке озере Титикака, которое она делит с Перу. [20190307 ГЕ]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО3014. Maritime Executive/Bellona, Febr. 28 2019 (US/Norw.)
Официальные лица правительства России ПОДТВЕРДИЛИ НАМЕРЕНИЕ ВОЗРОДИТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНУЮ СУДОВЕРФЬ, РАЗМЕСТИВ НА НЕЙ ЗАКАЗ НА СТРОИТЕЛЬСТВО САМОГО КРУПНОГО В МИРЕ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА КЛАССА «ЛИДЕР», необходимого Кремлю для цементирования своего контроля над арктическим Северным морским путём. Речь идёт о судне с футуристическими, даже научно-фантастическими очертаниями корпуса, если судить по его появившимся ещё четыре года назад иллюстрациям в глянцевых деловых изданиях.
Два экспериментальных атомных реактора «РИТМ-400» будут способны продвигать судно сквозь самый толстый лёд, какой только может произвести Арктика, и при этом корпус ледокола будет достаточно плосок, чтобы работать не только в море, но и в устьях арктических рек. По заявлению кораблестроителей, ледокол потребует минимума технической профилактики в процессе его эксплуатации.
Его построят из материалов, которые смогут самостоятельно диагностировать (self-diagnosing) коррозию и самоизлечиваться (self-heal) от неё при её обнаружении. Многие российские официальные лица не раз выражали в СМИ мнение, что строительство ледоколов класса «Лидер»
3
позволит сформироваться механизму по производству благоприятного поворота в экономической ситуации в стране. [20190305 АП]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3015. MarineLink.com, March 3, 2019 (US)
Базирующаяся в Норвегии компания HÖEGH AUTOLINERS, оператор автовозов в международных морских перевозках, поставила РЕКОРД ПО ПЕРЕВОЗКЕ БРЕЙКБАЛКЕРНЫХ ГРУЗОВ НА АВТОВОЗЕ-РОЛКЕРЕ, осуществив перевозку из Индии, из порта Эннор (Ennore) в морской порт Барселона в Испании, на строительство электростанции электрогенератор весом в 107,4 тонн.
Конструкционный груз отличался не только огромной тяжестью по весу, но и крупными габаритами. Но у компании был опыт перевозок такого рода, в 2018 г. она перевезла на автовозе из Мумбая в Индии в Дакар в Западной Африке тяжеловесный крупногабаритный конструкционный груз для компании Shell весом в 94,3 тонны.
У компании есть оборудование, необходимое для перевозки негабаритных тяжеловесов брейкбалкерного конструкционного груза. Это – разработанный ею 30-футовый трейлер на катках грузоподъёмностью в 160 т. На этом приспособлении груз завезли на борт автовоза Höegh Autoliners, принайтовав на закрытой грузовой палубе, чтобы сенситивное изделие не пало жертвой забортной воды. [20190305 АП]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
МО3016. K Line, Febr. 26, 2019 (Jap.)
Японская судоходная компания Kawasaki Kisen Kaisha, Ltd. (K-Line) совместно с компанией TECHNOS MIHARA CORPORATION запустила в Хиросиме (Hiroshima) ПРОЕКТ НОВАТОРСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРОНОВ ДЛЯ ОСМОТРОВ СУДОВЫХ КОРПУСОВ СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ (в грузовых трюмных пространствах) и осуществления других мероприятий по технической профилактике судовых корпусов, или «недеструктивного тестирования» (`non-destructive testing`). Этот проект – часть уникальной программы K-Line по поддержанию высокого качества судов её флота KL-QUALITY через систематические осмотры и регулярную техническую профилактику через сокращённые интервалы времени силами специального подразделения высококвалифицированных сюрвейеров.
Суда – конструкции, части которых труднодоступны для осмотров и ремонтов без постановки в сухой док, например, подводный корпус или верхние участки грузовых трюмов с их огромной высотой. Вот где проблема решается применением подводных и воздушных Дронов, поставщиком которых для K-Line выступает TECHNOS MIHARA CORPORATION, дроны которой не только отвечают самым строгим техническим качествам по части железа, но и славятся высоким качеством своего аналитического софта (программного обеспечения (ПО) для анализа картинки). Летающие и плавающие миниатюрные мобильные и автоматизированные аппаратно-
4
программные комплексы компании обеспечивают необходимую в процессе инспекций судового оборудования точность (accuracy).
K-Line в 2019 г. организовали новый отдел AI/Digitalization Promotion Division по продвижению искусственного интеллекта и цифровизации, который поможет решать практические задачи по поддержанию судов компании в надлежащем техническом состоянии, что необходимо также для того, чтобы флот компании соответствовал самым высоким международным стандартам безопасности мореплавания. [20190305 АП]
МО3017. Safety at Sea и BIMCO
…при поддержке ABS, четвертый год объединяют усилия для сбора информации методом обработки свободных опросов, чтобы понять, как морские предприятия (судоходные, береговые и проч.) преодолевают нарастающие киберугрозы. Систематизированные данные представляются общественности с соблюдением конфиденциальности респондентов. На этот раз, опрос завершается 15 апреля 2019. Форма для заполнения доступна по ссылке: ”we need your input today” [ЗСМ]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3018. VesselsValue, Febr. 26, 2019 (UK); Korea News Plus, Febr. 20, 2019 (ROK)
В СЛУЧАЕ КОНСОЛИДАЦИИ HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES (HHI) И DAEWOO SHIPBUILDING AND MARINE ENGINEERING (DSME) портфель заказов на строительство танкеров-газовозов СПГ объединённой компании с USD 6 млрд. у HHI вырастет до USD 12 млрд. Произойдёт также объединение опыта и синтез интеллекта ИТР обеих компаний в сфере строительства этого типа высокотехнологичного тоннажа, что также поставит её вне конкуренции в мире по части получения всё новых заказов на газоналивной тоннаж в средне- и даже долгосрочной перспективе.
Сегодня судоверфи HHI доминируют в мире по объёму контрактов на строительство танкеров-газовозов СПГ, а после поглощения DSME смогут сократить разрыв в ценовой конкуренции с Китаем, который, во всё больших масштабах, теснит Японию и Южную Корею и в сфере строительства высокотехнологичного тоннажа. Ранее это была вотчина исключительно японских и южнокорейских судостроителей. Объединение компаний послужит отличным предлогом также для закрытия разного рода убыточных проектов, в которые HHI ввязалась в последние пять лет.
С другой стороны, несмотря на предварительное соглашение о консолидации компаний, не факт, что оно состоится. Ведь речь идёт об объединении самых крупных мировых судостроительных комплексов, а это потребует того, чтобы контракт о слиянии и приобретении (merger and acquisition (M&A) contract) получил утверждение со стороны антимонопольных регуляторов не только самой Южной Кореи, но и Японии, Китая, США и Евросоюза.
5
Конечно, рыночная доля новой компании в общей структуре мирового рынка судостроения немного перевалит за 20%, что терпимо, однако в специфических сегментах рынка – в строительстве танкеров-газовозов СПГ, мега-контейнеровозов и супертанкеров рыночная доля нового суперколосса может показаться зарубежным антимонопольным регуляторам нестерпимо, недопустимо высока, и они могут не дать сделке века «зелёный свет». В самом деле, РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ КОМПАНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ СПГ СОСТАВИТ 80% (!), а сие откровенно умопомрачительно.
Когда компания Qualcomm захотела приобрести компанию NXP Semiconductor за USD 44 млрд., что привело бы к созданию мирового лидера по производству чипов, антимонопольные регуляторы Китая заблокировали эту сделку. А ведь из девяти мировых юрисдикций её не одобрил всего один Китай! Да и в самой Южной Корее отмашку сделке может запросто не дать национальная антимонопольная комиссия по справедливой торговле Fair Trade Commission. И на стороне этого решения будут также южнокорейские профсоюзы, не заинтересованные в дополнительных массовых увольнениях. [20190305 АП]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3019. The Maritime Executive, Febr. 13, 2019 (US)
Объединённая японская судоходная контейнерная компания OCEAN NETWORK EXPRESS (ONE) перевезла на борту контейнеровоза MOL TRIBUTE самое больше из когда-либо погруженных в мире на борт контейнеровозов количество контейнеров – более 19100 ед. дфэ. Этот МИРОВОЙ РЕКОРД ЗАГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРНОГО СУДНА общей контейнерной вместимостью в 20146 ед. дфэ был поставлен 11 февраля 2019 г. на контейнерном терминале PSA Singapore в Сингапуре. Предыдущий рекорд в августе 2018 г. поставила датская судоходная контейнерная компания Maersk Line – 19038 ед. дфэ.
Эффективная и безопасная для мореплавания загрузка контейнеровозов невозможна без оптимального плана размещения контейнеров на борту, особенно самых крупных современных контейнеровозов. Как пояснил капитан Кунихико Нисимура, гендиректор компании One по глобальным операциям (Captain Kunihiko Nishimura), для оптимизации размещения на борту MOL Tribute компания использовала программное обеспечение StowMan от компании Navis. Контейнеровоз MOL Tribute был оборудован специальным компьютером MACS3 в последнем рейсе.
Благодаря его использованию загрузка судна выросла, и снизилась необходимость в перестановках контейнеров на судне. ПО StowMan компании Navis используется в настоящее время 50 судоходными и логистическими контейнерными компаниями мира для составления грузовых планов контейнеровозов, это примерно 3000 пользователей по всему миру. [20190307 ГЕ]
6
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3020. Hong Kong Shipping Gazette, March 2, 2019 (HK)
Официальный журнал IEEE Spectrum, выходящее в Нью-Йорке издание института электротехников и электронщиков the Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE), рекомендует НЕ ПРЕДАВАТЬСЯ ИЛЛЮЗИЯМ, ЧТО в обозримом будущем торговые и пассажирские СУДА-ЭЛЕКТРОХОДЫ ЗАМЕСТЯТ СОБОЙ ОБЫЧНЫЕ, тем более крупнотоннажные дизельные суда, работающие на ископаемом бункере.
Конечно, строительство контейнеровоза-электрохода the Yara Birkeland в Норвегии, повернувшейся на охране природной среды, впечатляет. С другой стороны, это первое мире электроходное судно, судно на чистой электротяге, с нулевыми эмиссиями, будет рассчитано на перевозку 120 ед. дфэ контейнеров на скорости в 6 уз. и на маршрут протяжённостью в 30 миль между Heroya и Larvik в Норвегии. Их батареи смогут обеспечить мощность силовой установки в 7-9 мегаватт-час.
Для сравнения: типовой мега-контейнеровоз класса 18000 ед. дфэ, работающий на скорости хода в 16 уз. (пониженной специально для экономии на дорогостоящем бункере) между Гонконгом и Гамбургом, не смог бы положиться на электротягу хотя бы потому, что это привело бы к ограничению его провозной способности на 40%. Это полезное пространство отняли бы батареи питания, и экономически это не только не стало бы выгодно, а поистине разрушительно.
Кстати, эти суда не смогли бы работать без наличия в мире соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей зарядку батарей, да и управление этими судами, их эксплуатация потребовали бы решения массы проблем. Даже если бы мы могли ускорить изобретение батарей плотности энергии (energy density) в 500 ватт-час/кг, на контейнеровозе класса 18 000 ед. дфэ их пришлось бы установить 60 000 т для выполнения межконтинентального рейса при сравнительно низкой скорости хода.
Отсюда следует, что для установки на электроходном крупнотоннажном контейнеровозе батарей и электромоторов весом, превышающим вес бункера, или 5 000 т, и вес дизельного двигателя (около 2 000 т) нам потребовались бы батареи с плотностью энергии более чем в 10 раз превышающей самые лучшие и мощнейшие сегодняшние ионно-литиевые (lithium-ion) батареи. А если загрузить на судно эти батареи в 300 ватт-час/кг, чтобы осуществить перевозки из Азии в Европу транзитным временем в 31 день, то чтобы этот рейс состоялся на борт этого судна пришлось бы погрузить около 100 000 тонн этих батарей. [20190305 АП]
МО3021. Vessel Performance Optimization (VPO), Febr. 12, 2019 (Inet)
Норвежская СУДОВЕРФЬ VARD ЗАКЛЮЧИЛА КОНТРАКТ с компанией PG Flow Solutions (СЕО – Стив Паульсен (PG Flow Solutions CEO Steve Paulsen), директор по продажам Мортен Эспенес (PG Flow Solutions Sales Manager Morten Espenæs)) на поставку и послепродажное обслуживание насосной
7
системы машинного отделения, подруливающих устройств туннельного типа, насосов балластных вод, насосов трюмных вод, противопожарных насосов и системы водяного охлаждения батарей для ПЕРВОГО В МИРЕ АВТОНОМНОГО КОНТЕЙНЕРОВОЗА-ЭЛЕКТРОХОДА THE YARA BIRKELAND.
Стоимость строительства the Yara Birkeland грузового судна, предназначенного для коммерческих перевозок, оценивается в 250 млн. норвежских крон (НОК/NOK). Поставка судна заказчику с судоверфи Vard Brevik в Норвегии ожидается в первом квартале 2020 г. Его постановка на линию, соединяющую завод Porsgrunn компании Yara в Brevik и Larvik эквивалентно замене перевозок 40 000 грузовиков в год. К 2022 г. от дистанционного управления людьми судно перейдёт к полностью самоуправляемому, автономному плаванию. [20190305 АП]
МО3022. MarineLog, Febr. 22, 2019 (US)
Базирующаяся в Molde, Норвегия, компания BRUNVOLL AS подписала с корпорацией Kongsberg Group КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ДВИЖИТЕЛЕЙ для осуществления маневрирования) ДЛЯ ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО АВТОНОМНОГО КОНТЕЙНЕРОВОЗА Yara Birkeland. Эти движители будут получать питание от батарей мощностью в 6,8 мегаватт-час (MWh).
Судно с нулевыми эмиссиями и нулевым экипажем строится норвежской судоверфью Vard в Brevik, Норвегия, на базе корпуса, собранного на судоверфи Vard в Braila в Румынии. Контейнеровоз будет перевозить минеральные удобрения в контейнерах по морю между заводом по производству минеральных удобрений Yara в Herøya в Норвегии и портами Brevik и Larvik.
Компания Brunvoll поставит два азимутальных подруливающих устройства типа PU74 мощностью каждого 900 киловатт с большими, медленно вращающимися гребными винтами контролируемого шага диаметром 2,2 м и два туннельных подруливающих устройства типа FU63 с диаметром винтов 1,75 м мощностью каждого 700 киловатт, отвечающих современным проектным гидродинамическим требованиям. Это же оборудование Brunvoll поставит также в 10 экземплярах на пять электропаромов компании Fjord1, которые ныне строятся в Leirvik на судоверфи компании Havyard.
Компания Brunvoll может производить азимутальные подруливающие устройства с гребными винтами диаметром до 3,3 м мощностью до 3 200 киловатт. [20190305 АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3023. Hong Kong Shipping Gazette, Febr. 11, 2019 (HK)
По данным британского издания Seatrade Maritime News, ОБЪЕМЫ ОБРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРОВ НА ТЕРМИНАЛАХ GLOBAL DP WORLD СНИЗИЛИСЬ до 1,9% в год в 2018 г. Оператор обработал в общей сложности 71,4 млн. ед. дфэ контейнеров, при этом объём грузовой обработки контейнеров на терминалах компании в ОАЭ снизился на 2,7% до 15 млн. ед. дфэ.
8
Темпы роста грузового оборота контейнеров DP World в 2017 г. составляли 10,1%, а объёмы – 70,1 млн. ед. дфэ. Таким образом, в 2018 г. объемы обработки увеличились, но скорость, с какой они росли, снизилась. Прирост контейнерного грузооборота регистрировался на терминалах DP World в Лондоне London Gateway (UK), в Турции Yarimca, в Канаде в Принце-Руперте, в Сенегале, в Дакаре, в Сохне в Египте. Результаты DP World контрастировали с ближайшим конкурентом, оператором контейнерных терминалов из Сингапура PSA, который в 2018 г. увеличил объём обработки контейнеров на 9,1% до 81 млн. ед. дфэ. [20190307 ГЕ]
МО3024. Port Technology, Febr. 14, 2019 (UK)
Порт Роттердам, Нидерланды, крупнейший порт Европы, в 2018 г. поставил рекорд по контейнерной пропускной способности, обработав 14,5 млн. ед. дфэ, что на 5,7% больше в годовом исчислении. Прирост обусловлен увеличением объемов перевалки контейнеров и объемов обработки груженых импортных контейнеров, поступающих в Роттердам.
Экспортный грузопоток из порта был менее интенсивным из-за таких факторов, как запрет Китая на ввоз отходов, а также спада в экономике Великобритании и России.
В 2018 Г. РОТТЕРДАМ ИСПЫТАЛ ОГРОМНЫЙ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ – они выросли за год на 91% до 459,8 млн $. Такого не отмечалось со времени строительства в порту автоматизированного контейнерного терминала Maasvlakte 2. Основная масса инвестиций была направлена на расширение логистической доступности порта, в частности, на строительство маршрута обмена контейнерами Container Exchange Route на терминале Maasvlakte, виадука Princess Amalia Viaduct и перенаправление маршрутов железной дороги в порту. Также инвестиции были направлены на создание в порту сети камер видеонаблюдения, цифровую и кибербезопасность, ограничение выбросов СО2 и получение энергии из возобновляемых альтернативных источников. [20190307 ГЕ]
МО3025. Splash 247, Febr. 15, 2019 (Sing.)
Перегруженность портов БАНГЛАДЕШ ставит эту страну с высокими темпами экономического роста перед необходимостью строительства нового, большого морского порта. Для проектирования этого порта в партнеры выбраны бангладешский политехнический вуз Bangladesh University of Engineering Technology и евросоюзная консультационная инженерная компании Royal HaskoningDHV.
Речь идёт о ПРОЕКТЕ ГЛУБОКОВОДНОГО ПОРТА ПАЙРА PAYRA Deep Sea Port Development Project, который станет третьим крупнейшим морским портом страны с современным оборудованием, способным принимать крупнейшие суда международного торгового флота. Если проект нового порта станет реальностью, не будет необходимости в перевалке внешнеторговых грузов в таких портах, как Сингапур и Коломбо на Шри-Ланке.
9
Далее наступит очередь строительства двух новых грузовых терминалов. Если всё пойдёт по плану, то эксплуатация модернизированного порта Пайра может быть начата к 2022 г. Порт будет иметь прямое железнодорожное, автодорожное и речное сообщение со столицей Страны Даккой (Dhaka). [20190307 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3026. Business MB, March 14, 2019 (Inet)
Два очень КРУПНЫХ АМЕРИКАНСКИХ ФОНДА ПРОЯВИЛИ ИНТЕРЕС К СПАСЕНИЮ находящейся на грани банкротства южнокорейской СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ HANJIN HEAVY INDUSTRIES и её филиппинскому филиалу Construction Philippines (HHIC-Phil). Об этом сообщила поверенный Росарио Бернальдо (Atty. Rosario Bernaldo), официально назначенный судом на Филиппинах временный управляющий имуществом компании HHIC-Phil как должника. Их названия не разглашаются, так как ими ведут конфиденциальные переговоры на этот счёт.
Один очень крупный американский фонд из ведущих переговоры имеет связь с судостроением и твёрдо нацелен на сделку. Однако его партнёр, другой крупнейший фонд из США, всё ещё не определился. Он поставил принятие положительного решения по данному вопросу в зависимость от согласия итальянской и сингапурской компании войти с ним в консорциум.
Помимо американских фондов интерес к HHIC-Phil проявляет нидерландская судостроительная группа Damen Shipyard Group, инженеры которой даже умудрились провести полную техническую инспекцию судоверфи Hanjin в морском порту Subic Freeport и недвусмысленно заявили о готовности раскошелиться в ходе дискуссии по этому вопросу в министерстве торговли и промышленности и Совете по инвестициям Филиппин. 4 марта 2019 г. Министр торговли и промышленности и председатель Бюро по инвестициям Рамон М. Лопес (Trade and Industry Secretary Ramon M. Lopez) встретился с президентом группы Damen Shipyard Group Коммером Даменом (Damen Shipyard Group Chairman Kommer Damen).
На судоверфи HHIC-Phil работало более 32 тыс. филиппинцев. Технически судоверфь находится в числе самых высокотехнологичных в мире, выступает судоверфью мирового класса, и до фрахтового кризиса судоходства была вполне себе конкурентоспособна. Ныне последние суда на судоверфи достраивает персонал всего в 300 чел. [20190317 АП]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3027. The Maritime Executive, March 13, 2019 (UK); gCaptain, March 12, 2019 (Austral.); World Maritime News, March 12, 2019 (Nethrlnds.); gCaptain, March 11, 2019 (Austral.)
В ночь с 10 на 11 марта 2019 г. итальянский con/ro – РОЛКЕР-КОНТЕЙНЕРОВОЗ THE GRANDE AMERICA (L=213 м, Dwt=27965, BRT=56642, 1997 г.
10
Постройки) компании Grimaldi Lines ЗАГОРЕЛСЯ в 140 милях от Финистрера (Finistère) и 150 милях от Бреста (Brest) в Бискайском заливе (the Bay of Biscay), вынудив 27 ЧЛЕНОВ ЕГО ЭКИПАЖА ПОКИНУТЬ ЕГО БОРТ.
Первоначально капитан, судя по его сообщениям в принявший сигнал бедствия французский спасательный центр Premar Atlantique, планировал завести его в порт-убежище (a port of refuge) Ла Корунья (La Coruña) в Испании. Пожар вышел из-под контроля после того, как загорелось несколько контейнеров и автомобилей, и судно было вынуждено застопорить свой ход. В район бедствия направились фрегат Королевских ВМС Великобритании HMS Argyll и океанский спасательный буксир из Франции Abeille Bourbon. К этому времени капитан судна отдал распоряжение экипажу эвакуироваться, и экипаж пересел в моторизованную спасательную шлюпку свободного падения.
При спуске в условиях сильного волнения и бортовой качке в 30 градусов, отчего за борт выпало десять контейнеров, спасательная шлюпка, прыгавшая на поверхности моря как поплавок (`bobbing around like a cork`), получила повреждения о борт судна и не смогла своим ходом отойти от охваченного пламенем судна, чем поставила под угрозу жизнь экипажа. Её пришлось подтолкнуть катерком с подошедшего британского фрегата и разместить вдоль борта для подъёма экипажа на борт судна силами морских пехотинцев при помощи канатов. С борта фрегата нуждавшихся в медосмотре, поскольку они надышались дымом, моряков эвакуировали на санитарном вертолёте во французский морской порт Брест (Brest).
Тем временем, океанский спасательный буксир the Abeille Bourbon безуспешно пытался потушить пожар на судне the Grande America при помощи пожарной водяной пушки, а затем, осознав тщетность этих усилий, покинул место происшествия, а брошенный ролкер-контейнеровоз продолжил дрейф в восточном направлении, отойдя от побережья на расстояние в 200 миль. [20190317 АП]
МО3028. Grimaldi Group, March 15, 2019 (It.); The Maritime Executive, March 15, 2019 (US); Reuters, March 14, 2019 (UK); Seatrade Maritime News, March 14, 2019 (UK); Tug Technology&Business, March 14, 2019 (Norw.); gCaptain, March 13, 2019 (Austral.); MarineLog, March 13, 2019 (US)
Автовоз, РОЛКЕР-КОНТЕЙНЕРОВОЗ THE GRANDE AMERICA УТОНУЛ, набрав крутой крен, и теперь его судовладелец the Grimaldi Group озабочен мероприятиями по очистке моря от нефтяного пятна, оставшегося на поверхности моря после ухода судна на дно. Есть опасение, что оно может добраться до побережья Франции и загрязнить его.
На судне на момент кораблекрушения числилось 2 210 автомобилей, в том числе 1 298 новых, прямо с заводов-производителей; 365 контейнеров, 247 – на верхней, открытой палубе, 78% которых предназначались для Южной Америки, остальные – для Западной Африки (в основном для
11
Касабланки). Контейнеров с опасными химическими грузами насчитывалось 45 ед., из них 34 контейнера размещались на открытой палубе.
На место полной конструктивной потери автовоза судовладельцем был направлен килектор Union Lynx (судно Anchor Handling Supply) для выявления степени и характера загрязнения поверхности моря и мониторинга его распространения и направления перемещения с целью его купирования, а также для вылова опрокинувшихся в море из-за сильного крена и плавающих в районе кораблекрушения контейнеров.
На судне находилось 2 200 т мазута в качестве бункера, когда оно пошло ко дну в Бискайском заливе (the Bay of Biscay) в 330 км (200 морских милях) от Ля-Рошелли (La Rochelle) на западном побережье Франции. Часть этого бункера вырвалась наружу, и теперь на морской поверхности растянулось нефтесодержащее пятно длиной в 10 км (6 миль) и шириной в 1 км, которое начало стремительно перемещаться по направлению к югу Бретани (Brittany), поскольку сила ветра составляла 6 баллов (скорость 39-49 км в час) при высоте волн в 4-6 метров.
Опасные химгрузы в контейнерах с the Grande America не представляют большой угрозы, поскольку они растворятся в огромных массах воды Атлантического океана, их количество на борту и их концентрации при попадании в море невелики. Проникновение в море бункера – главная угроза для морской природной среды и побережья, и со временем бункер, оставшийся на борту судна, лежащего ныне на дне, придётся изымать.
Правительство Франции не скрывает своего раздражения, районная прокуратура в Бресте завела дело и инициировала расследование причины данного морского происшествия, а министр по охране природной среды Франсуа дё Рюжи призвал выявить все факторы, которые могли привести к кораблекрушению и загрязнению моря. Подняты протоколы осмотров автовоза the Grande America, к тому же работавшего под флагом Италии, итальянской судоходной компании the Grimaldi Group, которые проводились по линии европейской службы государственного портового контроля.
Главная проблема состоит, всё же, в другом. Грузоотправители контейнеров продолжают вводить в заблуждения порты и судовладельцев и в погоне за экономией неправильно указывать, какие именно грузы содержатся в их контейнерах. Контейнеры с легковоспламеняющимися грузами перевозятся с соблюдением необходимых мер безопасности и располагаются таким образом на борту, чтобы до них можно было легко добраться и организовать пожаротушение. Но если эти грузы в грузовых декларациях выданы за другие, безопасные, то риск тяжелого морского происшествия на борту с гибелью всех грузов, экипажа и судна повышается в разы.
Контейнер загорелся на автовозе the Grande America в период непогоды и ураганного ветра, распространившего пламя по всему судну за
12
кратчайшее время. Бороться с огнём в таких условиях было невозможно, и хорошо ещё, что капитан вовремя принял правильное решение об экстренной эвакуации всего экипажа. Он принял во внимание наличие на борту большого числа автомобилей, которая также горит весьма хорошо и быстро и непредсказуемо опасно.
Последнее ставит вопрос о том, правильно ли было спроектировано комбинированное судно, рассчитанное на одновременную перевозку сразу двух разновидностей груза, в значительной степени подверженных возгоранию и трудных для пожаротушения. В достаточной ли степени эти грузы были конструктивно отделены и изолированы друг от друга на борту? Эффективны ли противопожарные системы на борту как таковые, и т.д. и т.п. Эти и многие другие вопросы в их и практическом, и моральном аспекте возникают вновь и вновь с каждым очередным кораблекрушением. [20190317 АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО3029. Drewry, March 15, 2019 (UK)
Среди судовладельцев и операторов супертанкеров-газовозов сжиженного нефтяного газа (СНГ) VLGC популярность скрубберов весьма велика, и из 30 строящихся судов этого типа и класса 27 будут оборудованы ими, а остальные три будут иметь технические возможности по их оперативной установке. Но это – новострой, что касается действующего мирового флота VLGC, то скрубберами оборудовано всего 19 судов.
Судовладельцы и операторы танкеров-газовозов СПГ VLGC предпочитают устанавливать скрубберы на суда, которые работают или будут работать на основе долгосрочных контрактов на обслуживание, полагая, что с их помощью они смогут держать счета за бункер под контролем. На самом же деле они смогут даже сократить расходы на бункер и получить прибыль за счёт того, что суда этого класса и типа со скрубберами могут рассчитывать на более высокую суточную ставку фрахта.
Анализ Drewry показывает, что, как минимум, ещё пять лет, пока разница между ценами на малосернистый дистиллят и обычный бункер сократится намного больше, чем впервые годы после вступления в силу требования ИМО по ограничению содержания серы в судовом топливе. При долгосрочной работе в пятилетнем фрахте в ближайшие пять лет VLGC со скруббером на борту сможет сэкономить на счетах за бункер 11 млн. ам. дол. в год.
Итак, УСТАНОВКА СКРУББЕРОВ НА VLGC ИМЕЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ и повышает шансы привлечения долгосрочных контрактов на перевозку СНГ. Дополнительные 2-3 млн. ам. дол. на установку на борту скрубберов окупятся в пределах двух или трёх лет даже при суточной ставке фрахта в 3 000 – 4 000 ам. дол. Но если устанавливать скрубберы, то уже сейчас, до 1 января 2020 г., когда, с ужасом осознав, что цены на малосернистый
13
бункер действительно кусаются, судовладельцы и операторы VLGC бросятся на судоверфи и займут все места в сухих доках. Опять же, премии для суточных ставок фрахта будут особенно заметно высоки в первые годы после 2020 г, и этим обстоятельством, способствующим повышению конкурентоспособности, непременно надо успеть воспользоваться, установив скрубберы на суда заранее. [20190317 АП]
РАЗНОЕ
МО3030. The Maritime Executive, March 1, 2019 (UK)
ПОЛУПОГРУЖНЫЕ БАРЖИ с двуногими дерриками Rambiz и Gulliver ПОДНЯЛИ И ПЕРЕВЕЗЛИ ЗАТОНУВШИЙ НОРВЕЖСКИЙ ФРЕГАТ HELGE INGSTAD в порт Hanøytangen, где на его борт поднялась команда военно-морских спасателей для первоначальной оценки повреждений и откачки воды из затопленных отсеков. В помощь спасателям в откачке воды с корабля отрядили 300 чел., в том числе 100 чел. его личного состава.
Спасатели проникли внутрь с кислородным баллонами за спиной и камерами на шлемах для документирования того, что сохранилось на борту корабля. На момент затопления фрегата не все водонепроницаемые двери переборки были задраены, и где не были, туда проникла забортная вода, но в сумме этого оказалось достаточно для потери корабельной остойчивости. Первичный осмотр показал, что корабль не только снаружи, но изнутри был в страшной грязи.
Согласно плану спасательной операции, с борта корабля предполагается снять всё оставшееся неповреждённым, не побывавшее в воде оборудование, а также запчасти, которые частично побывали в морской воде, но которые ещё можно спасти. Предстоит оценка экспертами состояния главного дизельного двигателя корабля и его турбин как особо ценного оборудования. Естественно, что побывавшая в воде электроника уже не сможет быть повторно использована. Та, что обнаружена в водонепроницаемых отсеках, пройдёт проверку на исправность. Вопрос о возможности ремонта фрегата и его возвращении в строй военному ведомству Норвегии ещё только предстоит решить. Всего в Королевских ВМФ Норвегии (the Royal Norwegian Navy), включая утонувший, числятся пять аналогичных фрегатов, и потеря одного расценивается как ощутимый удар по готовности Норвегии к обороне. [20190305 АП]