Морской обзор №18 (2019)

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО3145. The Maritime Executive, Apr. 8, 2019 (US)
По прогнозам Asian Development Bank, темпы роста экономики Китая в 2019 г. составят 6,3% в год и в 2020 г. – 6,1% в год. В 2017 г. темпы экономического роста Китая составляли 6,8% и в 2018 г. – 6,6%. Как видим, экономика Китая замедляется, и для того, чтобы её снова разогнать, правительство страны улучшает инвестиционный климат для иностранных компаний, чтобы увеличить приток капиталов на внутренний рынок.
Что касается инициативы Пояса и пути, то к ней в последние пять лет присоединились 60 стран, включая Новую Зеландию, Австрию, Казахстан и Южную Африку. В конце 2018 г. Китай подписал 170 межправительственных соглашений о сотрудничестве с 122 странами и 29 международными организациями.
МНОГИЕ СТРАНЫ И РЕГИОНЫ СИНХРОНИЗИРОВАЛИ СВОИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ С ИНИЦИАТИВОЙ ПОЯСА И ПУТИ, как, например, с ней были согласованы в Евросоюзе инвестиционный план Юнкера (Junker Investment Plan), в России – Евразийский экономический союз, в Монголии – Степной путь (Prairie Road), в Казахстане – «Нурли жол» («Светлый путь»). Судоходными маршрутами Китай связан более чем с 200 странами мира и 600 крупными морскими портами.
Среди членов расположенного в Пекине банка the Asian Infrastructure Investment Bank, кредитующего проекты инициативы Пояса и пути, 60% в декабре 2018 г. составляли её страны-участницы. Фонд Шёлкового пути, в который Китай закачал 40 млрд. ам. дол. первоначально и ещё 15 млрд. ам. дол. впоследствии для того, чтобы он мог принять участие в поддержке инициативы Пояса и пути, к настоящему времени подписал контракты по поддержке 19 проектов в рамках этой инициативы. На конец апреля 2018 г. было заключено 1023 побратимских соглашений между городами Китая и иностранными городами в 61 стране Пояса и пути (около 40% от общего количества побратимских отношений). [20190428 АП(1)]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3146. Port Technology International, Apr. 17, 2019 (UK)
ПОРТ РИГА ПОДПИСАЛ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПОРТОМ ЦИНДАО в Китае, одним из десяти самых загруженных портов мира. Согласно заявлению, целью соглашения является содействие торговому, логистическому и деловому партнерству между Латвией и Китаем, обмен информацией и опытом в областях планирования и развития портов, управления портами и информационных технологий.
Соглашение было подписано после визита министра транспорта Латвии в Сиань (Xi’an) на международную выставку по логистике. В Сиане китайцы предоставили представителям морских портов Латвии статус почётных гостей, презентация этих портов состоялась также на выставке по логистике западных провинций Китая the China Western International Logistics
3
Expo 2019. Прошлой осенью 2018 г. между Сианем и Ригой состоялась первая железнодорожная прямая перевозка контейнеров, организованная латвийской компанией LDz Loģistika. [20190508 ГЕ]
МО3147. Seatrade Maritime News, Apr. 18, 2019 (UK)
Китайская CHINA MACHINERY ENGINEERING CORPORATION (CMEC) подписала соглашение о СТРОИТЕЛЬСТВЕ В БОЛГАРСКОМ МОРСКОМ ПОРТУ ВАРНА ЦЕНТРА ЛОГИСТИКИ Logistic Center Varna EAD стоимостью в 120 млн. евро (USD 135,5 млн.). Согласно контракту, CMEC возьмет на себя ответственность за оптимизацию проекта, поставку материалов, строительство и монтаж в качестве генподрядчика. Общий срок строительства – 36 месяцев.
Это первый портовый проект, реализованный китайской компанией в этой стране, который позволит Варне стать портом, оборудованным самыми современными складскими помещениями в Болгарии. Этот проект укрепит брендинг компании в Болгарии и Центральной и Восточной Европе и будет способствовать повышению объемов грузовой обработки в Болгарии. Компания CMEC – дочерняя компания индустриальной группы China National Machinery Industry Corporation. Помимо инженерно-строительных работ и модернизации портовых объектов она также занимается международной торговлей и инвестициями. [20190508 ГЕ]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ & РОБОТИЗАЦИЯ
МО3148. Maritime Denmark, Apr. 12, 2019 (Denmark)
В предстоящие месяцы КРУПНЫЙ ДРОН ЕВРОПЕЙСКОГО АГЕНТСТВА по безопасности мореплавания the European Maritime Safety БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫБРОСЫ С СУДОВ В ДАТСКИХ ВОДАХ с целью контроля выполнения требований ИМО по ограничению эмиссий серы с судов.
Дрон будет снабжен «анализатором», способным измерять выбросы серы. Проникнув в шлейф выхлопных газов судов, дрон может регистрировать количество серы в топливе и немедленно сообщать об ее обнаружении морской администрации Дании the Danish Maritime Authority, которая может отследить судно, не соответствующее требованиям.
Проект будет способствовать более эффективному соблюдению и выполнению нового международного требования, тем самым обеспечивая честную конкуренцию для судоходных компаний и уменьшая эмиссии с судов. В Дании Агентство по охране окружающей среды Дании (Danish Environmental Protection Agency) несет ответственность за соблюдение правил по выбросам серы, а морская администрация Дании поддерживает эту работу посредством инспекций судов в портах Дании, а теперь и с помощью мониторинга беспилотников.
Дрон будет работать в воздухе в районах транзита крупных танкеров, входящих и выходящих из бассейна Балтийского моря. Пробный полёт и мониторинг были выполнены 11 апреля 2019 г. [20190508 ГЕ]
4
ПЛАВУЧИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО3149. MarineLog, Apr. 9, 2019 (US)
Первое в США СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЛАТФОРМ ПО ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА НА МОРСКОМ ШЕЛЬФЕ, использующее бункер СПГ, Harvey Energy вскоре станет ещё эффективнее и чище. Судовладелец Harvey Gulf International (президент и исполнительный директор Шейн Гидри (Harvey Gulf Marine Chairman & CEO Shane Guidry)) установит на его борту батареи финской компании Wärtsilä. А на судне Harvey Supporter компания планирует установку батарей американской компании GE. Ранее на судах этого типа в США батареи ещё никогда не устанавливались. Между тем, это гарантирует сокращение эмиссий парниковых газов из выхлопных труб судов и экономию расхода бункера и издержек судовладельцев.
УСТАНОВКА БАТАРЕЙНОЙ СИСТЕМЫ WÄRTSILÄ мощностью в 1450 киловатт снизит уровень эмиссий, шумности и расход бункера и затрат на него, как ожидается, на 10-20%. Силовая установка будет работать от батарей на входе и выходе из портов, обеспечивать электроснабжение во время стоянок. Кроме того, эксплуатация судна в режиме электрохода повысит уровень маневренности при критически-важных операциях на основе использования динамического позиционирования при непосредственном обслуживании и платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.
В комплект поставки Wärtsilä, которая состоится в декабре 2019 г., войдут как сама система накопления и сохранения электроэнергии (Energy Storage System), так и фирменная система управления ею (Energy Management System), а также трансформатор и привод, и всё в одном контейнере. Это оборудование будет совместимо с системами распределения, управления и автоматизации Wärtsilä Power Distribution, Power Management и Integrated Automation Systems компании Wärtsilä. Эта компания выбрана в качестве не просто поставщика, а многолетнего партнёра потому, что она представлена как на рынке производства систем для газификации судов, так и их электрификации. Совмещение обеих технологий на судах Harvey Gulf International позволит ей достичь намеченной цели – превратиться в саму экономически эффективную и экологически-чистую компанию в своей сфере деятельности. Она планирует стать «первой своего рода» (first-of-its kind), с интегрированной, гибридной газовой и электроприводной силовой установкой на судне своего флота, работающего в Мексиканском заливе США
Флот компании насчитывает пять судов, использующих в качестве бункера СПГ, но вскоре подлежащих также электрификации на основе надёжного автоматизированного электронного управления. Они станут первыми в США действующими в США судами для обслуживания платформ на морском шельфе, которые подвергнутся инновационной трансформации такого рода. Ранее если это и имело место на основе гибридного оборудования компании Wärtsilä, то только в Европе. [20190430АП]
5
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО3150. The Maritime Executive, Apr. 8, 2019 (US)
ФРАНШИЗА ФИТНЕС-КЛУБА ANYTIME FITNESS претендует на первое место в мире благодаря наличию локаций на всех семи континентах – со СТРОИТЕЛЬСТВОМ СПОРТЗАЛА В АНТАРКТИДЕ на борту нового круизного судна Magellan Explorer. Это судно строит судоходная круизная компания Antarctica21 в Чили для антарктических круизов, и рассчитано оно будет на 69 пассажиров (максимум 100 чел.). На его борту будет спортзал фитнесс-клуба Anytime Fitness со спортоборудованием от компании Life Fitness. Таким образом, эти две компании, Anytime Fitness и Life Fitness, будут представлены на всех континентах. Anytime Fitness планирует вознаграждение для первого человека, который будет заниматься спортом в спортивных залах Anytime Fitness на всех семи континентах.
Валовая вместимость судна Magellan Explorer, которое будет работать под флагом Багамских о-вов, составляет 4900 брт, L= 60 м (298 фут.), B=16,2 м (53 фут.), T=4,3 м (14 фут.), эксплуатационная скорость – 14 узлов. На судне ледового класса LR PC6 установлены два главных двигателя MAN общей мощностью в 3440 кВт. [20190430 ГЕ]
МО3151. Maritime Executive, March 7, 2019 (UK)
Согласно новому исследованию, КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ обеспечивает 12595 рабочих мест В БАССЕЙНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ. Сегодня в круизах в этом море принимают участие намного больше людей, чем прежде, и это оказывает позитивное влияние на экономику Балтийского региона.
По данным исследования Economic Impact Study, проведенного G.P. Wild, в 2018 году доходы круизной индустрии в регионе составили 1,5 млрд. евро (1,7 млрд. ам. дол.). Из указанной суммы 681 млн. евро (762 млн. ам. дол.) представляют собой расходы гостей круизов, экипажей круизных судов и круизной линии. При этом, как показывает исследование, на долю гостей круиза приходится около 60% всех расходов в Балтийском регионе.
Как отмечает Claus Bødker, директор Cruise Baltic, рост популярности круизов в Балтийском море обусловлен не только уникальностью этого региона, где прошлое и будущее тесно переплетены с современностью, но и каждодневными усилиями персонала компании и ее партнеров по обеспечению высокого качества обслуживания участников круизов. По его оценкам, количество желающих принять участие в круизах в Балтийском море продолжит увеличиваться в 2019 году.
Исследование Economic Impact Study основывается на изучении 29 морских портов в 10 странах этого региона мира, в которые совершают заходы суда Cruise Baltic. Чтобы предоставить полную картину, в исследование также включены три морских порта – Киль, Рига и Санкт-Петербург, на которые не работают суда Cruise Baltic. [20190430ЕШ]
6
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3152. Pulse, Apr. 13, 2019 (R.O.K)
Согласно данным южнокорейского министерства the Ministry of Oceans and Fisheries и корпорации Korea Ocean Business Corp, четвёртая и пятая по размеру флотов судоходные компании Южной Кореи, SINOKOR MERCHANT MARINE CO. И HEUNG-A SHIPPING CO., объединят свои сервисы по контейнерным перевозкам в преддверии полного слияния в октябре 2019 г. с целью создания эффекта масштаба в секторе морских перевозок в условиях сложного положения в мировой торговле. Об этом было подписано соответствующее соглашение.
Флот четвёртой судоходной компании страны SinoKor Merchant Marine имеет вместимость 56915 TEU, а пятой – Heung-A Shipping – 31345 TEU. В основном эти компании осуществляют внутриазиатские перевозки. После слияния их общий флот контейнеровозов будет иметь вместимость в 88300 TEU. В Южной Корее появится третья по величине судоходная контейнерная компания и 19-я по контейнеровместимости в мире. Для плавного перехода контейнерный бизнес SinoKor Merchant Marine будет объединен поэтапно – сначала будет интегрирован маршрут ЮВА, а к концу следующего года будут добавлены маршруты Китай/Япония. Компании объединятся, чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях сокращения объёмов международной торговли и перевозок. [20190508 ГЕ]
МО3153. The Wall Street Journal, Apr. 25, 2019 (US)
Jae-hoon Bae, новый президент и исполнительный директор южнокорейской судоходной компании HYUNDAI MERCHANT MARINE CO. (HMM) ОТПРАВИЛСЯ В ЕВРОПУ УКРЕПИТЬ ОТНОШЕНИЯ С КОНТЕЙНЕРНЫМИ ОПЕРАТОРАМИ A.P. Moller-Maersk A/S и Mediterranean Shipping Co., самыми крупными судоходными контейнерными компаниями мира по контейнерной вместимости их флотов, членами мега-альянса the 2M, перевозящего приблизительно треть от суммарного объёма мировых перевозок контейнеров, а заодно прозондировать почву для превращения его компании из ассоциированного члена мега-альянса в его полноправного участника в обозримом будущем.
Hyundai Merchant Marine Co. является младшим членом альянса, не имеющим права голоса и не влияющим на принятие решений по части размещения контейнерной вместимости, уровней её предложения, организации линий перевозок. После коллапса в 2016 г. крупнейшей южнокорейской судоходной компании Hanjin Shipping Co., седьмой по величине в мире, доверие к южнокорейским морским контейнерным перевозчикам было подорвано, и ряд крупнейших грузоотправителей вообще отказался от перевозок контейнеров на их судах. Несмотря на это, Jae-hoon Bae борется за превращение HMM в полноправного члена альянса уже в 2020 г. Эксперты по контейнерному судоходству полагают, однако, что
7
такая позиция либо подорвёт отношения HMM с членами the 2M, либо глава этой компании вернётся в Южную Корею с пустыми руками
Официально сотрудничество HMM с the 2M, начавшееся в 2017 г., истекает в апреле 2020 г. HMM имеет рыночную долю в контейнерных перевозках в 1,8%, по выкладкам Alphaliner, т.е., по этому показателю стоит вровень с региональными судоходными контейнерными перевозчиками, а не с такими ведущими компаниями, как Maersk и MSC, контролирующими целые широтные магистральные маршруты мира.
Благодаря сотрудничеству с ними HMM сумела выжить в тяжёлые времена, размещая свои контейнеры на их судах в рамках соглашений об обмене контейнерной вместимостью, обеспечить загрузку своих судов и гарантировать им заходы во многие мировые порты, т.е., глобальный охват, какого нет ни одного регионального перевозчика. В условиях, когда за три с половиной года компания получила 1,6 млрд. ам. дол. убытков, только это сотрудничество и помощь государство спасли её от банкротства в 2017 г.
Государство предоставило залог в 660 млн. ам. дол., а в 2018 г. выделило компании на приобретение серии мега-контейнеровозов 5 млрд. ам. дол., в том числе в апреле 2018 г. – 2,8 млрд. ам. дол. на 20 мега-контейнеровозов, что взбесило руководство the 2M, так как этот заказ увеличивает предложение избыточного тоннажа на маршруте перевозок между Азией и Европой, являющимся их вотчиной. Руководители мега-альянса назвали этот заказ чистым безумием.
Однако без этого флота HMM не сможет конкурировать с крупнейшими океанскими перевозчиками на равных условиях и останется в разряде второстепенных, сугубо региональных контейнерных перевозчиков. А в рамках мега-альянса – маргинальным перевозчиком, тем более что на её место в нём, правда, только на транстихоокеанском маршруте, начала претендовать израильская Zim Integrated Shipping Services.
Сегодняшние контейнеровозы HMM, не слишком крупные для глобальных перевозок, не будут востребованы во внутри-азиатских перевозках в силу, напротив, своей большой контейнерной вместимости. Но не только это заставляет HMM быть милой насильно. Участие в мега-альянсе – главное условие её главного кредитора и ангела-хранителя, государственного банка the Korea Development Bank. [20190508 АП]
МО3154. Business Korea, Apr. 23, 2019 (R.O.K.)
Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine Co. (HMM) ПОСЛЕ СМЕНЫ ПРЕЗИДЕНТА НАЧАЛА ОТЧАЯННО БОРОТЬСЯ ЗА НОРМАЛИЗАЦИЮ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ставка делается на 12 мега-контейнеровозов класса 23 000 ед. дфэ, поставка которых станет той амуницией, которая подтвердит её амбиции. В HMM рассчитывают преодолеть последствия повышения цен на бункер, низких уровней ставок фрахта, контроля над морскими контейнерными перевозками крупных групп крупнейших мировых судоходных контейнерных компаний.
8
В последние 8 лет HMM несёт убытки. Борьба с убыточностью идёт с переменным успехом. Эксплуатационные убытки с 833,4 млрд. вон (USD 732,3 млн.) в 2016 г. сократились до 406,8 млрд. вон (USD 357,47 млн.) в 2017 г. Но в 2018 г. снова выросли до 558,7 млрд. вон (USD 490,95 млн.). Платёжный дефицит с 1,51 трлн. вон (USD 1,33 млрд.) в 2016 г. вырос до 2,72 трлн. вон (USD 2,39 млрд.) в 2017г. и до 3,59 трлн. вон (USD 3,15 млрд.) в 2018 г.
По этой причине госбанк Korea Development Bank (KDB), крупнейший акционер компании отстранил от управления прежнего президента Yoo Chang-keun и назначил нового Bae Jae-hoon. В настоящее время компания остаётся единственным крупным судоходным контейнерным перевозчиком страны. Прежний лидер южнокорейского судоходства, компания Hanjin Shipping Co., обанкротился, точнее, предыдущее правительство и банковский сектор страны пол либеральным и корыстным соображениям дали ей обанкротиться, что имело крайне негативные экономические и моральные последствия для национального судоходства и обернулось серьёзным падением его репутации на международной арене.
Контейнерным подразделением HMM руководит Park Jin-ki, бывший менеджер Hanjin Shipping, нанятый банком Korea Development Bank. Контейнерные перевозки – основная сфера деятельности компании, на них приходится 90% операций. Поэтому именно в этом подразделении кадровые перестановки имели наиболее радикальный характер.
В судоходных кругах страны полагают, что причина неудач HMM кроется не в людях, а в таких факторах, как низкий уровень ставок фрахта. Высокие цены на бункер, которые за год в 2018 г. выросли по сравнению с 2017 г. на 24%; а также в засилье на основных маршрутах контейнерных перевозок мира мега-операторов типа Maersk Group, Mediterranean Shipping Co. S.A. (MSC) и COSCO Shipping Lines Co. [20190508 АП]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3155. Xinde Marine News, March 18, 2019 (PRC)
Построенное в 2014 г. КИТАЙСКОЕ НАУЧНОЕ СУДНО KEXUE («НАУКА») класса 4711 т, завершившее программу исследований широкого профиля в западной части Тихого океана в ходе 74-дневной экспедиции, было открыто для доступа посетителей в порту Циндао. Судно находится в ведении Института океанологии Академии наук Китая, и это – одно из современнейших и оборудованных всем необходимым для исследований научных судов Китая. В Китае его называют передвижной плавучей лабораторией. С 2014 г. судно побывало в 30 значительных и важных научных экспедициях. [20190430АП]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3156. Port Technology, March 29, 2019 (UK)
Компании Kalmar и Navis успешно внедрили систему автоматизации OneTerminal на контейнерном терминале Victoria International Container
9
Terminal (VICT) в морском порту Мельбурн (Melbourne), Австралия, оператором которого с 2014 г. выступает филиппинский глобальный оператор контейнерных терминалов и портов International Container Terminal Services Inc. (ICTSI) (исполнительный директор Андерс Дёмместруп (VICT CEO Anders Dømmestrup)). Занимающий площадь в 35 га, имея контейнерную пропускную способность в 1 млн. ед. дфэ в год, VICT – первый в мире отдельный полностью автоматизированный контейнерный терминал, один и самых продвинутых контейнерных терминалов в мире.
Компании Kalmar и Navis при помощи OneTerminal выполнили поставленную перед ними задачу предотвращения простоев судов, разрешив проблемы с интеграцией грузового оборудования и ликвидацией других «узких мест» (bottlenecks).
Система ONETERMINAL БЛАГОДАРЯ АВТОМАТИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ не только ПОВЫСИЛА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ VICT, НО И УРОВЕНЬ ЧИСТОТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. Персонал VICT прошёл соответствующее обучение эффективному управлению терминальными операциями и начал работу под первоначальным присмотром компаний-поставщиков OneTerminal. Это обеспечило плавный переход в новый режим работы контейнерного терминала. [20190428 АП(1)]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ, СУБСИДИИ
МО3157. Hong Kong Shipping Gazette, Apr. 8, 2019 (HK)
Чистая прибыль COSCO Shipping в 2018 г. составила USD 251 млн. благодаря СУБСИДИЯМ СО СТОРОНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИТАЯ, составившим, как сообщается Alphaliner, 230 млн. ам. дол. Правительство на USD 122 млн. профинансировало отправку устаревших судов компании на лом. Ещё USD 107 млн. разошлись на разные другие цели. С 2010 г. Cosco Shipping Holdings получила USD 1,34 млрд. государственных субсидий, из которых USD 700 млн. пошли на компенсацию расходов по утилизации устаревших судов.
Если бы суда, работающие под флагом Китая, утилизировались не китайскими предприятиями, а отправлялись на верфи по разделке судов на лом в Индии, Бангладеш и Пакистане, то компания COSCO Shipping получала бы за сдачу судов на лом вдвое меньше. Получая же субсидии от государства, компания, фактически, утилизирует свои суда по льготной цене в USD 400 за тонну водоизмещения порожнём (light displacement (LDT)). С 2013 г. правительство Китая обосновывает необходимость государственного субсидирования решением задачи сокращения избыточного тоннажа и обновления торгового флота.
После слияния с другой государственной компанией China Shipping Container Lines (CSCL) в марте 2016 г. COSCO Shipping прибрала к рукам в июне 2018 г. частную гонконгскую судоходную контейнерную компанию OOCL и потеснила французскую судоходную контейнерную компанию на позиции третей по величине в мире по контейнерной вместимости флота, составившей 2,8 млн. TEU. В результате руководящая роль в составе мега-консорциума контейнерных операторов the Ocean Alliance перешла от CMA
10
CGM к ней (третий участник альянса тайваньская судоходная контейнерная компания Evergreen).
Теперь COSCO Shipping нацелилась на приобретение сингапурского нишевого морского контейнерного оператора Pacific International Line (PIL), десятого в мире по контейнерной вместимости своего флота (порядка 420000 TEU). Приобретя PIL, COSCO Shipping приблизится ко второму месту в мире, занимаемому швейцарской судоходной компанией MSC с её флотом в 3,4 млн. TEU. После этого можно будет бросить вызов номеру первому в мировой иерархии судоходных контейнерных компаний – датской судоходной контейнерной компании Maersk, которая, как утверждает, не планирует увеличивать контейнерную вместимость своего флота выше 4 млн. TEU. [20190428 АП(1)]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3158. Splash 247, March 29, 2019 (Sing.)
Китайская государственная СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ CHINA STATE SHIPBUILDING CORPORATION (CSSC) ОБЪЯВИЛА О ТОМ, ЧТО ПЛАНИРУЕТ ПРОВЕСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ТРЁХ СВОИХ ДОЧЕРНИХ СУДОВЕРФЕЙ Jiangnan Shipbuilding, Huangpu Wenchong Shipbuilding и Guangzhou Shipyard International и предприятий по производству главных судовых двигателей. Не исключено, что это связано с возможностью подготовки корпорации к консолидации с другой государственной судостроительной China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC), судоверфи которой располагаются на севере страны. Все три судостроительные предприятия готовятся к выпуску новых акций для мобилизации капитала и ликвидации текущих задолженностей. Основной площадкой CSSC Group по производству судовых двигателей станет CSSC Offshore & Marine Engineering, родительская компания судоверфей Huangpu Wenchong и Guangzhou Shipyard (GSI). Она приобретёт 100% участия в акционерном капитале морских машиностроительных Hudong Heavy Machinery и CSSC Marine Power, 51% участия в капитале научно-производственного объединения CSSC Propulsion Research Institute и 15% в акционерном капитале компании CSSC-MES Diesel.
Как CSSC, так и CSIC с недавних пор начали поторапливаться с подготовкой к вероятному и давно ожидаемому объединению, конкретный план которого, по всей видимости, будет подготовлен к концу 2019 г. В апреле 2019 г. CSIC обнародовала план слияния двух своих ведущих судоверфей Dalian Shipbuilding Industry (DSIC) и Bohai Shipbuilding Industry. Группа оперативно избавляется от неприбыльных и непрофильных активов и имущества. Суд по банкротствам постановил ликвидировать дочерние компании DSIC, это – DSIC Offshore, Dalian Shipbuilding Industry Steel и Dalian Shipbuilding Industry Marine Services. [20190428 АП(1)]
МО3159. Marine Link.com, Apr. 10, 2019 (US)
По данным CLARKSON RESEARCH INSTITUTE, судостроители Китая лидировали в получении новых заказов на строительство судов в первом
11
квартале 2019 г. Всего ими было получено заказов на строительство 35 судов, или 2,58 млн. компенсационных регистровых тонн (compensated gross ton (CGT). На втором месте в привлечении новых заказов были южнокорейские судостроители, получившие в январе-марте новые заказы на 35 судов, или 1,62 млн. CGT.
На третьем месте оказались итальянские судостроители, которые получили заказы на строительство 10 судов (780000 CGT). Всего в мире были размещены в первом квартале 2019 г. заказы на строительство 196 судов, или 5,73 млн. CGT. По объемам выполняемых заказов мировое первое место опять занял Китай: 29,92 млн. CGT, далее следуют Южная Корея – 21,33 млн. CGT и Япония – 14,18 млн. CGT. .
В 2018 г. южнокорейские верфи впервые за семь лет заняли первое место по объему полученных ими новых ежегодных заказов, чему способствовал возросший мировой спрос на строительство танкеров-газовозов СПГ. На втором месте после Китая Южная Корея оказалась в 2012 г. Так продолжалось до 2017 г. [20190430 ГЕ]
МО3160. NGO Shipbreaking Platform, Apr. 11, 2019 (Inet)
В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2019 Г. НА УТИЛИЗАЦИЮ В МИРЕ БЫЛО СДАНО 181 СУДНО. Из них 142 судна были проданы на разделку на необорудованные пляжи Южной Азии, где работы велись в условиях, наносящих непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей. Наибольшее число судовладельцев, отправивших суда на слом в Южную Азию, пришлось на США, Саудовскую Аравию, Сингапур, за которыми последовали Греция и Южная Корея. [20190430 ГЕ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3161. gCaptain, Apr. 9, 2019 (Austral.)
Финская группа Wärtsilä выпустила первый КОММЕРЧЕСКИЙ СУДОВОЙ РАДАР RS24, РАБОТАЮЩИЙ В K-ДИАПАЗОНЕ, для повышения безопасности в оживленных морских портах. Благодаря более высокому разрешению, чем обычные морские радары, работающие в диапазонах S или X, RS24 компании Wärtsilä позволяет видеть менее крупные объекты и другие потенциальные опасности на гораздо меньшем расстоянии, что позволит повысить уровень безопасности мореплавания в перегруженных судоходством водах, и загруженных морских портах.
Изображение с радара RS24 можно будет интегрировать с фирменной бортовой навигационной системой Wärtsilä Nacos. Инновационное радарное оборудование было разработано дочерней компанией группы Guidance Marine. [20190430 ГЕ]
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ПИРАТСТВОМ
МО3162. The Maritime Executive, Apr. 8, 2019 (US)
Фрегат Королевских ВМС Великобритании HMS Montrose, осуществляющий контроль над выполнением санкций ООН против Северной
12
Кореи, отследил НЕЗАКОННУЮ ПЕРЕВАЛКУ НЕФТИ С СУДНА НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА ТАНКЕР SAEBYOL ПОД ФЛАГОМ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ. Это судно имитировало сигналы AIS рыболовного судна. Активность была замечена в ранние часы 2 марта 2019 г. в Восточно-Китайском море, сообщение о данном эпизоде было переслано в штаб-квартиру ООН.
Фрегат HMS Montrose – четвертое судно, выполняющее эту миссию с начала прошлого года, после того как в 2018 г. были развернуты фрегаты HMS Sutherland, HMS Albion и HMS Argyll. Экипаж фрегата HMS Sutherland в мае 2018 г. выявил контрабандную перевалку нефти на судно под флагом Северной Кореи с танкера под флагом Панамы. Впоследствии этот танкер по решению ООН лишился Панамской регистрации и получил запрет на заходы в морские порты мира.
В начале апреля 2019 г. при перевалке нефтепродуктов на судно из Сев. Кореи был задержан танкер-заправщик P-Pioneer из Ю. Кореи. Этот танкер уже арестовывался в Пусане, Южная Корея, в октябре 2018 г. из-за участия в перевалках топлива с него на два северокорейских судна – Kum Un San и Yu Son. Эти эпизоды предположительно произошли в сентябре 2017 г. в международных водах Восточно-Китайского моря. [20190430 ГЕ]
РАЗНОЕ
МО3163. The Maritime Executive, Apr. 4, 2019 (US)
Получив одобрение Еврокомиссии, НОРВЕЖСКАЯ КОМПАНИЯ KONGSBERG завершила ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМПАНИИ ROLLS-ROYCE COMMERCIAL MARINE (Rolls-Royce Marine), морского подразделения группы Rolls-Royce. Группа Rolls-Royce сосредоточилась на военно-промышленном и аэрокосмическом секторе. Её бывшая, а теперь входящая в морскую индустриальную группу Kongsberg дочерняя компания Rolls-Royce Marine производит морские силовые установки, палубное оборудование, судовую автоматику и системы управления и имеет сеть послепродажного обслуживания более чем в 30 странах мира. Компания имеет собственное КБ для проектирования судов. К настоящему времени оно выполнило более 1000 проектов оффшорных, пассажирских, рыболовных и специализированных судов.
Кроме того, компания Rolls-Royce Marine – один из мировых лидеров, пионеров в разработке морских приложений для искусственного интеллекта, дистанционного и управления и автономизации судов. В 2018 г. компания разработала систему ситуационного реагирования (`situational awareness system`). Она стала этапной разработкой на пути к созданию автономных судов, которая вполне пригодна сегодня для оперативной выработки рекомендаций и принятия вахтенными командами судов международного торгового флота взвешенных и оптимальных судоводительских решений в условиях стрессового давления при цейтноте, т.е., это вполне себе коммерческая разработка, способствующая повышению уровня безопасности мореплавания.
Группа Rolls-Royce начала предлагать Rolls-Royce Commercial Marine на продажу в январе 2018 г. Продажи морского оборудования упали в условиях
13
спада в судоходстве и в обслуживании морского сектора на шельфе. Кроме того, морская составляющая не отвечала основному профилю деятельности конгломерата. Формально, объединятся с Kongsberg морское подразделение Rolls-Royce начало в июле 2018 г. От его продажи Rolls-Royce выручит рекордную сумму в USD 500 млн. При этом Rolls-Royce оставила за собой производство морских газовых турбин, мотивировав это тем, что это направление деятельности отвечает её военно-промышленному профилю, как и базирующееся в США морское промышленное подразделение по производству гребных винтов. Сохранила Rolls-Royce за собой и входившие ранее в состав его морского подразделения норвежские промышленные брэнды MTU и Bergen Engines, специализирующиеся на производстве двигателей для судов, включив их в состав своего подразделения Power Systems. [20190428 АП(1)]
МО3164. Hong Kong Shipping Gazette, March 23, 2019 (HK)
Зарегистрированная на гонконгской фондовой бирже компания SINGAMAS CONTAINER HOLDINGS заключила соглашение о ПРОДАЖЕ ПЯТИ СВОИХ ФИЛИАЛОВ, за которые планирует получить до 4 млрд. новых китайских юаней (USD 595,9 млн.). В результате, ее производственные мощности по изготовлению контейнеров сократятся наполовину. Потенциальный покупатель намерен приобрести Qidong Singamas Energy Equipment, Ningbo Pacific Container, Singamas Container Holdings (Shanghai) Limited и Qidong Pacific Port за 3,5-4 млрд. новых китайских юаней.
В заявлении пресс-службы Singamas говорится, что этот шаг обусловлен решением компании сосредоточиться на таких видах деятельности, как научные исследования и разработки, логистический бизнес и производство специализированных контейнеров.
Суммарная годовая производственная мощность четырех выставленных Singamas Container Holdings на продажу фабрик составляет 510000 ед. дфэ, тогда суммарная годовая производственная мощность пяти остающихся в ее распоряжении фабрик – 480000 ед. дфэ плюс 5000 оффшорных контейнеров.