МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО3296. Port Strategy, Apr. 23, 2019 (UK)
Иностранные компании, занимающиеся развитием портов и терминалов на Кубе, такие, как сингапурская PSA International, могут оказаться в трудном положении, если правительство США примет решение о реактивации антикубинского закона от 1996 г. «Title III of the Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996». А оно может сделать это для того, чтобы усилить работу по подрыву социализма на Кубе.
В этом случае граждане США смогут подавать в суд на компании, осуществляющие проекты по развитию портов и терминалов на земельных участках, которые до 1959 г. находились в их частной собственности. Они получат законное право требовать от компаний компенсации на основании того, что их проекты осуществляются на «краденой» земле, а компании-инвесторы, строители и концессионеры получают незаконную прибыль. В первую очередь это касается проектов в морском порту Гаваны.
На суда, осуществляющие перевозку нефти из Венесуэлы на Кубу, наложен запрет на заходы в порты США. В общей сложности в течение нескольких месяцев до апреля 2019 г. этому наказанию подверглось 9 судов четырёх судоходных компаний, а первым судном, которое подверглось этому наказанию в апреле 2019 г., стал танкер The Iron Point. В общей сложности в апреле 2019 г. было наказано 35 судов и две судоходные компании. Об этом Советник Президента США по национальной безопасности Болтон сообщил на собрании Ассоциации ветеранов, принимавших участие в высадке в Заливе свиней (the Bay of Pigs Veterans Association). [20190628АП]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО3297. Hong Kong Shipping Gazette, June 14, 2019 (HK)
Глобальный оператор контейнерных терминалов и портов, ДУБАЙСКАЯ КОМПАНИЯ DP WORLD подписала в Санкт-Петербурге СОГЛАШЕНИЕ С РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, «Росатомом» и «Норильск-Никелем» об участии В СОВМЕСТНОМ ПРОЕКТЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ (Northern Sea Route (NSR). Проект направлен на увеличение объема грузовых перевозок через СМП и Арктическую зону Российской Федерации.
Сторонам необходимо будет разработать стратегию повышения эффективности использования СМП и определить пути развития трафика. Основное внимание будет уделено линейным перевозкам контейнеров и насыпных грузов. Летом 2018 г. из Владивостока в Санкт-Петербург по маршруту Севморпути транзитом прошёл контейнеровоз класса 3596 TEU датской компании Maersk.
Стороны также должны оценить объём инвестиций, необходимых для проектирования и строительства дополнительного количества новых судов ледового класса, ледоколов и создания портовой инфраструктуры. Для этого планируется организовать рабочую группу, которая должна будет в течение шести месяцев проанализировать осуществимость и подготовить технико-техническое основание для совместного проекта. [20190628 ГЕ]
3
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО3298. Wood Mackenzie, June 18, 2019 (US)
По прогнозам доклада Macro Oils Long Term Outlook компании Wood Mackenzie, не входящие в ОПЕК независимые нефтедобывающие страны мира к 2025 г. поставят на мировой рынок 66 млн. баррелей в сутки (б/с). Т.е., на потрясающие 9 млн. б/с больше по сравнению с 2016 г. В 2019 г. предложение нефти с их стороны по сравнению с 54 млн. б/с в 2016 г. составит 60 млн. б/с.
Добыча нефти в независимых от ОПЕК странах растёт вопреки структурно невысоким ценам на нефть в мире и недостаточным, отстающим на 40% от требуемого уровня, инвестициям, вероятно, как следствие более быстрого, чем прогнозировалось, повышения мирового спроса на нефть. В России к 2025 г. добыча нефти вырастет на 1,4 млн. б/с по сравнению с 2016 г., несмотря на санкции, направленные на ограничение притока в добычу нефти иностранных инвестиций и профилактику экспорта передовых нефтедобывающих технологий.
Хотя цены на нефть в мире снизились, ПОДЕШЕВЕВШИЙ РУБЛЬ ПОЗВОЛИЛ РОССИЙСКИМ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМ КОМПАНИЯМ НАРАСТИТЬ ИНВЕСТИЦИИ в интенсивную добычу на более глубоких, труднодоступных месторождениях нефти в Западной Сибири. Ограничения же по части доступа России к более продвинутым технологиям нефтедобычи были преодолены за счёт участия России в группировке OPEC+, объединяющей часть не входящих в ОПЕК стран, вставших на путь активного сотрудничества с ОПЕК. И это также эффективно поспособствовало увеличению добычи нефти в России в последние годы. [20190622 АП]
МО3299. Xinde Marine News/ LNG World News, June 11, 2019 (PRC/UK)
КИТАЙСКИЕ КОМПАНИИ CNPC И CNOOC подписали соглашение о приобретении по 10% УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ ПРОЕКТА ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПГ ARCTIC LNG 2 КОМПАНИИ NOVATEK. Ожидается, что это соглашение вступит в силу после его утверждения антимонопольными регуляторами России и Китая.
В проекте Arctic LNG 2 будут использоваться морские стационарные платформы гравитационного типа (МСП-ГП) (gravity-based structure (GBS) platforms), а три очереди завода будут производить по 6,6 млн. т СПГ каждая в год. Проектирование и строительство наземных объектов проекта Arctic LNG 2 осуществят подрядчики Novatek – компании Saipem из Италии и Renaissance из Турции. В качестве источника газа для производства СПГ послужит газовое месторождение Утреннее. [20190628 ГЕ]
МО3300. Reuters, May 25, 2019 (UK)
РОССИЯ, крупнейший мировой экспортер пшеницы, ПЛАНИРУЕТ в 2019/20 закупочном сезоне, начинающемся 1 июля 2019 года, СОКРАТИТЬ ЭКСПОРТ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА НЕЕ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ на 1 млн. т. Об этом на собрании экспортеров зерна сообщила заместитель министра сельского хозяйства страны Оксана Лут. Такое решение принято в связи с ожидаемым снижением темпов роста ее производства, чтобы обеспечить достаточное предложение пшеницы на внутреннем рынке страны.
4
В 2019/20 закупочном сезоне Россия в состоянии экспортировать 45 млн. т зерна, включая 36 млн. т пшеницы. В 2018/19 закупочном сезоне Россия, как прогнозируют, отправит на экспорт 44 млн. т зерна, включая 37 млн. т пшеницы. [20190628ЕШ]
МО3301. Platts, June 18, 2019 (Norw.)
НА РОССИЮ И УКРАИНУ, согласно данным Минсельхоза США, ПРИХОДИТСЯ ТРЕТЬ ОТГРУЗОК ПШЕНИЦЫ ОТ ОБЩЕГО ОБЪЁМА ЕЁ ЭКСПОРТНЫХ ОТГРУЗОК из восьми ведущих стран-экспортёров пшеницы в мире. На Россию и Украину приходится также и большая доля экспорта пшеницы из бассейна Чёрного моря.
Аналитическая компания Platts Analytics в начале июня 2019 г. снизила прогноз объема производства пшеницы в России на сезон 2019-20 сельскохозяйственного года по сравнению с апрельским прогнозом 2019 г. до 78,7 млн. т.
Российская аналитическая и консультационная фирма SoveEcon также с 83,4 млн. т в мае до 82,6 млн. т снизила свой прогноз уровня производства пшеницы в России в июне 2019 г.
Новейший прогноз Минсельхоза США относительно объёма производства пшеницы в России на 2019-20 сельскохозяйственный год сводится к 78 млн. т, что, тем не менее, будет почти на 9% больше, чем в 2018-19 сельскохозяйственном году.
Прогноз уровня производства пшеницы на Украине со стороны Platts Analytics был скорректирован на 2% до 27,2 млн. т. За исключением западных областей температура на Украине превышала нормальную температуру в течение последней недели мая 2019 г. на 3-5 градусов Цельсия. Прогноз Минсельхоза США относительно объёма производства пшеницы на Украине оценивается в 29 млн. т. [20190628 ГЕ]
МИРОВОЙ ФЛОТ И РЫНОК ТОННАЖА
МО3302. Container News May 11, 2019 (Inet)
№1. Maersk Line: В РЕЙТИНГЕ КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ аналитической компании Alphaliner лидирует датская компания Maersk Line, основанная в 1928 году. Ее персонал насчитывает 79 тыс. человек в 130 странах мира, она направляет работу более 700 судов, обслуживающих 343 морских порта во всем мире. Имея в своем распоряжении флот контейнерной вместимостью более 4 млн. ед. дфэ, рыночная доля компании в морских перевозках контейнеров в мире составляет 17,7%.
№2. MSC: За последние несколько лет быстро улучшился рейтинг базирующейся в Женеве, Швейцария, судоходной контейнерной MSC, которая была создана 49 лет назад. Ее флот насчитывает 517 судов, выполняющих заходы в 315 портов во всем мире. Рыночная доля компании в контейнерных перевозках оценивается в 14,5%. Помимо контейнерных перевозок, она занимается также круизными, где также сегодня выступает одним из мировых лидеров.
№3. COSCO: Китайская государственная судоходная COSCO, базирующаяся в Пекине, также очень активно действует в секторе портовых операций. COSCO стала третьим по величине перевозчиком в мире, когда объединилась с China Shipping Group и приобрела OOCL. Флот
5
COSCO насчитывает 473 контейнеровоза суммарной контейнерной вместимостью в 2,7 млн. TEU. Ее рыночная доля в мировых контейнерных перевозках составляет 12,2%.
№4. CMA CGM: Благодаря слиянию Compagnie Maritime d’Affrètement (CMA) и Compagnie Générale Maritime (CGM) в мире появилась четвертая по величине судоходная компания CMA CGM. Она базируется в Марселе и была основана в 1978 году. Компания вошла в десятку ведущих морских перевозчиков в 2000 году. Имея в своем распоряжении флот в 492 контейнеровоза суммарной вместимостью 2,6 млн. TEU, ее рыночная доля составляет 11,4%.
№5. Hapag-Lloyd: На пятой позиции в рейтинге находится Hapag-Lloyd. Компания базируется в Гамбурге и является результатом слияния Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (HAPAG) и Norddeutscher Lloyd (NDL). Позже, в 2014 году, она объединилась с Compañía Sud Americana de Vapores (CSAV) и стала немецко-чилийским конгломератом. Флот Hapag-Lloyd насчитывает 223 контейнеровоза суммарной вместимостью 1,6 млн ед. дфэ, что гарантирует компании рыночную долю в 7,3% в международных морских перевозках контейнеров.
№6. Ocean Network Express (ONE): ONE является самым молодым членом десятки ведущих морских перевозчиков и одной из самых молодых судоходных компаний в мире. Основанная в 2017 году, она является результатом слияния Nippon Yusen Kaisha (38%), Mitsui O.S.K. Lines (31%) и K Line (31%). ONE базируется в Сингапуре. В распоряжении компании 220 судов суммарной контейнеровместимостью 1,5 млн. ед. дфэ, что обеспечивает ей рыночную долю в 6,6%.
№7. Evergreen: Седьмую позицию в рейтинге Alphaliner занимает тайваньский контейнерный оператор Evergreen, базирующийся в Таоюане (Taoyuan). Компания была создана в 1968 году. Она располагает флотом в 203 судна суммарной контейнерной вместимостью в 1,1 млн. ед. дфэ. Ее рыночная доля составляет 5,2%.
№8. Yang Ming: В десятку ведущих морских перевозчиков входит еще одна тайваньская судоходная компания – Yang Ming, базирующаяся в морском порту Цзилун (Keelung). Она была создана в 1972 году. Флот компании насчитывает 97 судов суммарной контейнерной вместимостью 656 491 ед. дфэ, что обеспечивает ей рыночную долю в 2,9%.
№9. Hyundai Merchant Marine (HMM): На девятом месте находится южнокорейская судоходная контейнерная компания Hyundai Merchant Marine (HMM), основанная в 1976 году. Первоначально она работала на маршруте Дальний Восток – Ближний Восток, но впоследствии география ее перевозок значительно расширилась. Компания располагает флотом из 77 судов суммарной контейнерной вместимостью 435 685 ед. дфэ, а ее рыночная доля оценивается в 1,9%.
№10. Pacific International Line (PIL): Сингапурская судоходная контейнерная Pacific International Line (PIL) была основана в 1967 году. Она замыкает список из 10 крупнейших в мире морских перевозчиков. Компания имеет в своем распоряжении флот из 135 контейнеровозов. Несмотря на то, что судов у PIL больше, чем у Yang Ming и HMM, ее флот уступает им
6
по суммарной контейнерной вместимости, насчитывающей 414 439 TEU. Рыночная доля сингапурской компании составляет 1,8%. [20190628ЕШ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3303. Cargofive May 8, 2019 (Inet)
МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ – ЭТО КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КАК УСТРОЕН МИР. Международная торговля обеспечивает людям, проживающим в разных частях мира, доступ к товарам, которые производятся в других регионах. И доставка им этих товаров в основном осуществляется морем. Одним из основных факторов в процессе доставки являются торговые маршруты. Они определяют условия перевозки, время, необходимое для достижения пункта назначения, а также стоимость перевозки. Таким образом, все игроки цепочки поставок должны знать основные торговые маршруты.
По данным World Shipping Council, основывающихся на объемах контейнерных перевозок за 2017 год, в мире имеется восемь основных торговых маршрутов, на которых работают ведущие перевозчики и на которых располагаются крупнейшие контейнерные порты:
1. Азия – Северная Америка (объем перевозок составляет 26,57 млн. TEU);
2. Азия – Северная Европа (15,06 млн. TEU);
3. Азия – Средиземное море (7,91 млн. TEU);
4. Азия – Ближний Восток (4,74 млн. TEU);
5. Северная Европа – Северная Америка (5,40 млн. TEU);
6. Азия – восточное побережье Южной Америки (2,07 млн. TEU);
7. Сев. Европа/ Средиз. море – вост. поб. Юж. Америки (1,68 млн. TEU);
8. Северная Америка – вост. побережье Южной Америки (1,27 млн. TEU).
Неудивительно, что основные торговые маршруты связаны с азиатским континентом, поскольку 70% крупнейших портов мира расположены в Китае. Это только подчеркивает значение этой страны для международной торговли и логистики. Используя инновационные решения и обладая твердой решимостью, Китай пережил значительный рост, который изменил рынок навсегда, и теперь является основным поставщиком товаров для всего мира. [20190628ЕШ]
МО3304. High North News, June 14, 2019 (Norw.)
В летний период арктической навигации 2019 Г. ДАТСКИЙ СУДОХОДНЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ОПЕРАТОР MAERSK СНОВА ПЛАНИРУЕТ ТРАНЗИТНЫЙ РЕЙС одного из своих контейнеровозов ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ между Азией и Европой. В сентябре 2018 г. такой рейс осуществил фидерный контейнеровоз компании Venta Maersk. В настоящее время ведутся переговоры между компанией и руководством «Атомфлота», оператора ледоколов из России.
Отношение и оценка Maersk относительно потенциала грузовых перевозок по данному арктическому маршруту постепенно меняется в сторону продолжения грузовых перевозок контейнеров. Maersk – ведущая мировая судоходная контейнерная компания. Так что, её интерес к распространению своих перевозок на Северный Ледовитый океан вполне понятен. Первый транзит при всей его успешности завершился резюме компании о нецелесообразности такого рода перевозок, но с приближением летнего периода навигации эта «твёрдая» позиция начала таять с быстротой таяния арктического льда.
7
Начались разговоры, что Севморпуть, как ни крути, альтернатива более южному маршруту, да и спрос на них со стороны грузоотправителей, что ни говори, а имеется. Если не со стороны европейских грузоотправителей и грузополучателей, то со стороны российских, нуждающихся в перевозках из Азии на запад России. Так почему бы не попробовать организовать сезонные перевозки по Севморпути, выполнить не один, а несколько рейсов на этом маршруте?
В основном это, конечно, будут грузы российских грузовладельцев и российский импорт из Китая. Норвежский эксперт, старший эксперт норвежского НИИ the Arctic Institute Райан Ульюя (Ryan Uljua) оценивает эту новость как перспективу подлинного прорыва, фактического признания компанией Maersk того, что перевозки по Севморпути вполне себе окупаемы. А коли так, то они в какой-то мере уже и теперь есть альтернатива перевозкам через Суэцкий канал.
Но так ли это на практике? Для этого необходима убедиться в этом на деле, опробовав новый арктический маршрут, и только так можно будет понять, нуждаются ли перевозки по Севморпути в ещё большем расширении и в том, чтобы поставить их на регулярную основу. Так полагает Фредерик Ласерр (Frédéric Lasserre), профессор университета Université Laval Québec в канадском Квебеке.
Соблазн велик! Ещё в мае 2019 г. Maersk публично вновь заявляла о нецелесообразности организации новых перевозок в Арктике, а неделей-другой спустя уже ведёт переговоры с российской стороной об организации более чем одного коммерческого рейса по северо-восточному арктическому транспортному коридору, связывающему Восток и Запад.
Опять же на маршруте у Maersk есть конкурент в лице китайской судоходной контейнерной компании COSCO. Этим летом она планирует осуществить по Севморпути аж 14 транзитных коммерческих рейсов. Китайский конкурент столбит за собой линию и желал бы получить на ней наибольшую рыночную долю. Уступить стратегическому противнику без борьбы компания Maersk едва ли захочет. Да и маршрут между Владивостоком и Санкт-Петербургом уже ей знаком не понаслышке. Как говорится, плавали – знаем. [20190622 АП]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ & РОБОТИЗАЦИЯ
МО3305. Fitch Ratings, June 14, 2019 (US)
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРЁХМЕРНОЙ ПЕЧАТИ 3D PRINTING (3DP) в предстоящие 20 лет, согласно прогнозам Fitch Ratings, может привести к сокращению объёмов транспортных перевозок и мировой торговли. По этой причине американский импорт из Китая может сократиться на 10-25%, а ведь речь идёт только о прогнозах рисков на кратко- и среднесрочный период.
Через 20 лет развитие 3DP сократит традиционное мировое производство на 3%. Новая технология аддитивной печати менее трудоёмка и не нуждается в импорте дешёвой рабочей силы и размещении промышленных производств за рубежом для сборки изделий из комплектующих. А это, в конечном счёте, выступает первопричиной торгового дисбаланса между Китаем и США.
8
Если массовое производство на основе 3DP станет экономически выгодным, транспортно-грузовые цепочки по необходимости сократятся и укоротятся, так как все больше товаров будет производиться на местах. Потребность в перевозках заметно снизится, что отразится на прибыли транспортных предприятий и транспортной инфраструктуры. Больше всего при этом пострадают морские порты, перевозки товаров пойдут на убыль, останутся только перевозки сырьевых грузов и пассажиров.
Как знать, быть может, протекционизм, набирающий силу в США и Китае, есть проявление естественного исторического процесса, стимулирующего развитие производства на местах и даже на дому. Трёхмерная печать может стать одним из проявлений этого процесса в технологическом плане, получить дополнительные стимулы для развития в рамках формирующегося нового технологического уклада. [20190622 АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3306. Maritime Executive, June 13, 2019 (US)
Компания Elenger, дочернее предприятие эстонской группы Eesti Gaas, начала отгружать БУНКЕР СПГ С АВТОЦИСТЕРН НА ПРИЧАЛЕ В МОРСКОМ ПОРТУ ХЕЛЬСИНКИ на судно Megastar, курсирующее между Хельсинки и Таллинном. Ранее это судно эстонской судоходной компании Tallink заправлялось бункером СПГ в морском порту Таллинн (Tallinn) в Эстонии. СПГ для отгрузки на судно в Хельсинки поставляется с завода по его производству российской компании «Новатэк» в Высоцке, Россия.
Группа Eesti Gaas поставляет СПГ пользователям в России, Литве и Финляндии, используя для этого автоцистерны, оснащённые оборудованием для отгрузки бункера СПГ. В периоды отгрузки СПГ вокруг причала устанавливается 30-м. зона безопасности при полном отключении электричества во избежание возникновения искры. Танкер-заправщик Megastar заправлялся бункером СПГ в порту Таллинна более 1600 раз.
Кроме того, Damen строит уникальное бункеровочное судно СПГ для Eesti Gaas. Судно емкостью 6000 куб. м, которое должно быть поставлено в 2020 г., спроектировано с учетом требований сертификации ледового класса 1A, что позволяет ему эксплуатироваться круглый год в Финском заливе и северной Балтике. Это будет экологически-чистый, «зелёный» танкер-заправщик. Судно сможет использовать в качестве бункера как нефтесодержащее топливо, так и СПГ, включая утилизацию испарений груза СПГ на борту. [20190628 ГЕ]
МО3307. Reuters, June 15, 2019 (UK)
Среди пяти крупнейших импортёров СПГ в Азии ТОЛЬКО В КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ 2019 Г. ОТМЕЧАЛСЯ РОСТ СПРОСА НА него в годовом исчислении по сравнению с аналогичный периодом 2018 г. Согласно данным аналитического центра Refinitiv, Китай с января по май 2019 г. импортировал 23,9 млн. т СПГ против 19,5 млн. т в те же месяцы 2018 г., или на 22,6% больше. Во всех же остальных странах Азии по сравнению с Китаем, ставшим вторым в мире по величине импортёром СПГ, наблюдалось сокращение импорта СПГ.
Ведущий мировой импортёр СПГ Япония импортировала 32,9 млн. т СПГ в первые пять мес. 2019 г. против 36,2 млн. т в тот же период годом
9
ранее. Южная Корея, которую оттеснил Китай на третье место по объёму импорта СПГ, импортировала 16,8 млн. т против 19,2 млн. т в годовом исчислении. Индия импортировала 8,6 млн. т против 8,8 млн. т СПГ, а Тайвань – 6,6 млн. т против 7,3 млн. т.
Большее снижение цен на экспорт СПГ в Европу ускорило бы переход там с угля на газ и повысило бы конкурентоспособность морских перевозок СПГ по сравнению с поставками газа по газопроводу из России. Однако в настоящее время Европа в отличие от Азии, где в целом спрос на СПГ слабый, поглощает все избыточные поставки СПГ, и это препятствует дальнейшему снижению цен на него. [20190628 ГЕ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3308. Seatrade Maritime News, Apr. 26, 2019 (UK)
По итогам 2018 фин. года, который закончился 31 марта 2019 года, японская судоходная компания K LINE ЗАРЕГИСТРИРОВАЛА УБЫТОК В 111,1 млрд. иен (USD 1 МЛРД.) по сравнению с прибылью в 10,38 млрд. иен в предыдущем финансовом году. Доходы компании в 2018 финансовом году снизились до 836,7 млрд. иен против 1,16 трлн. иен в 2017 финансовом году.
Заявленный убыток оказался выше убытка в 100 млрд. иен, который компания прогнозировала за 2018 фин. год в начале марта 2019 года, когда сообщила о потере 50 млрд. иен как следствие аннулирования контрактов на фрахтование контейнеровозов и балкеров и об издержках в размере 15 млрд. иен, связанных с проведением структурной реформы.
В 2019 фин. году, который закончится 31.03.2020 г., компания рассчитывает вернуться к прибыльности, планируя её объем в 11 млрд. иен. При этом доход должен составить 760 млрд. иен, что на 9,2% меньше, чем в 2018 фин. году. K Line рассчитывает на улучшение состояния рынка балкеров, в основном в сегменте балкеров Capesize, а также обеспечить стабильную прибыльность за счет заключения более долгосрочных контрактов. Она также надеется стабилизировать прибыль в секторе перевозок энергоносителей за счет заключения средне- и долгосрочных контрактов для супертанкеров VLCC и судов для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) и сжиженного природного газа (СПГ). [20190628ЕШ]
МО3309. Seatrade Maritime News, Apr. 26, 2019 (UK)
Японская судоходная компания MITSUI OSK LINES (MOL) закончила 2018 финансовый год С ПРИБЫЛЬЮ И ПЛАНИРУЕТ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ в следующем фин. году. В 2018 фин. году прибыль компании составила 28,88 млрд. иен (USD 242,14 млн.) по сравнению с 47,38 млрд. иен в предыдущем фин. году. При этом доходы компании снизились до 1,23 трлн. иен с 1,65 трлн. иен в 2017 фин. году. На 2019 фин. год, который завершится 31 марта 2020 года, компания прогнозирует прибыль в размере 40 млрд. иен (+48,8% к показателю предыдущего фин. года), а доходы – в размере 1,9 трлн. иен.
Прогноз повышения прибыльности основан на ожидаемом улучшении ситуации на основных рынках грузоперевозок.
В балкерном сегменте компания ожидает повышения ставок для балкеров класса Capesize во втором полугодии. На уровне 2018 финансового года останутся ставки для судов класса Panamax и меньших классов в условиях стабильного спроса на перевозки угля и зерна. Хотя
10
предложение новых судов останется высоким, ожидается увеличение темпов утилизации устаревшего тоннажа в связи с новым стандартом ИМО в отношении предельного содержания серы в судовом топливе, который должен вступить в силу с 1 января 2020 года, и конвенцией по управлению балластными водами Ballast Water Management Convention.
Как отметила MOL, ONE стремится к получению прибыли, сосредоточившись на таких инициативах, как оптимизация грузового портфеля, рационализация сети перевозок. Она намерена открыть новый челночный сервис Зап. побережье Сев. Америки – Сев. Европа, а также добиться сокращения расхода топлива и издержек. [20190628ЕШ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3310. Eco Marine Power, May 25, 2019 (Inet)
СИСТЕМА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ Aquarius MAS + Solar от японской компании Eco Marine Power (EMP) (гл. инженер Грег Аткинсон (Eco Marine Power Chief Technology Officer Greg Atkinson)) была установлена НА БОРТУ КРУПНОТОННАЖНОГО без люковых покрытий СУДНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ и контейнеров Panamana класса 54694 т, оборудованного двумя гэнтри-кранами грузоподъёмностью по 70 т.
Солнечные панели на судне установил сам экипаж при дистанционной поддержке японской компании-производителя EMP и направляющей перевозки судна сингапурской компании by Zeaborn Ship Management (Singapore) Pte. Ltd. (директор Чаран Сингх (Zeaborn Ship Management (Singapore) Managing Director Charan Singh))
Судовладелец построенного на японской судостроительной верфи Oshima Shipbuilding Co. Ltd судна – сингапурская Masterbulk Pte. Ltd. (Singapore) (исп. директор Ларс Модин (Masterbulk CEO Lars Modin)).
Через несколько недель новое оборудование будет интегрировано с автоматизированной системой управления Aquarius Management & Automation System (MAS) компании EMP и пущено в эксплуатацию. Помимо адаптированных к условиям моря фотогальванических панелей marine-grade photovoltaic (PV) и монтажных рам компания EMP поставила на судно комплект батарей и оборудование по их перезарядке, а также компьютерное оборудование для автоматизированного управления.
Сейчас судовладелец с огромным интересом ждёт результатов испытания новой системы в море для выяснения, насколько она поможет сократить расход бункера на судне. [20190628АП]
11
МО3311. Maritime Executive, June 10, 2019 (US)
ПЕРВОЕ КИТАЙСКОЕ СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВАЛКИ БУНКЕРА СПГ СТРОИТСЯ на китайской судостроительной верфи Dalian Shipbuilding Industry Corporation (DSIC) для компании ENN Energy, одного из крупнейших пользователей СПГ в Китае. Оно будет оборудовано силовой установкой и системами перевалки бункера и утилизации испарений груза СПГ финской компании Wärtsilä.
Судно, грузовое пространство которого составит 8500 куб. м является первым новым бункеровочным судном СПГ для ENN Energy Holdings и демонстрирует стремления Группы играть активную роль на международном рынке отгрузки бункера СПГ. С этим бункерным судном ENN сможет поставлять бункер СПГ на самые крупные суда в мире.
Ожидается, что новое судно начнет действовать в 2020 г. Оно будет базироваться на недавно открытом морском терминале приема и бункеровки СПГ ENN Zhoushan LNG в восточной китайской провинции Чжэцзян. Помимо предоставления услуг по бункеровке, она также будет оказывать услуги по тестированию бункера СПГ для танкеров-газовозов и других судов, использующих бункер СПГ. Судно было спроектировано центром Китайским центром проектирования и исследования судов (China Ship Design & Research Center).
Компания Wärtsilä поставит для оборудования танкера-бункеровщика систему для перевалки бункера, двухтопливный главный двигатель Wärtsilä 34DF, коробку передач, гребной винт регулируемого шага (controlled pitch propeller (CPP), валовый генератор, два двухтопливных вспомогательных двигателя Wärtsilä 20DF и судовую очистную установку. Проект является первым в Китае бункерным судном СПГ с танком типа С. [20190628 ГЕ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3312. Maritime Executive, June 13, 2019 (US)
Финская Gasum 11 июня 2019 г. открыла КРУПНЕЙШИЙ МОРСКОЙ ИМПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ СПГ в гавани Рёитя (Röyttä) морского порта Торнио (Tornio) в Северном районе Финляндии. До сих пор в Финляндии был один морской импортный терминал СПГ, в 600 км южнее в Пори. Терминал в Торнио ОБОРУДОВАН СТАНЦИЯМИ ДЛЯ БУНКЕРОВКИ СУДОВ СПГ, установкой для регазификации СПГ, а также газохранилищем емкостью 50000 куб. м.
Терминал в Торнио строился несколько лет рядом компаний в составе консорциума Manga LNG, включающего металлургические компании Outokumpu и SSAB и энергетические компании EPV Energy и Gasum. Компания Wärtsilä была выбрана в качестве основного подрядчика. В будущем газораспределительная инфраструктура морского импортного терминала в Торнио может быть использована для перехода на использование сжиженного биогаза (liquefied biogas (LBG), что еще больше сократит вредные выбросы. [20190628 ГЕ]
12
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3313. Container News, May 8, 2019 (UK)
28 апреля 2019 г. КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ российской судоходной FESCO И СИНГАПУРСКОЙ судоходной PIL ПЕРЕЖИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ при отходе FESCO Voyager, зафрахтованного компанией ASL, от причала в морском порту Хайфон (Haiphong) во Вьетнаме. Буксиры отвалили, главный двигатель судна был запущен на полный ход для выхода по фарватеру из порта, как вдруг контейнеровоз Happy Lucky, заходивший в порт по тому же фарватеру, резко сменил курс влево, создав условия для столкновения. С ходового мостика FESCO Voyager по УКВ связались с заходящим контейнеровозом, чтобы он в соответствии с правилами расхождения судов the COLREGs выполнил маневр уклонения. В то же время с борта FESCO Voyager в соответствии с the COLREGs был подан звуковой сигнал, а машинный телеграф установили на «Полный назад».
Но несмотря на принятые меры Happy Lucky столкнулся с FESCO Voyager на скорости в 9 уз. и нанёс механические повреждения его корпусу и контейнерам. На момент столкновения FESCO Voyager шёл на безопасной скорости в своём секторе фарватера порта и, таким образом, не нарушил ни одного правила расхождения судов. Более того, его вахта предприняла все необходимые шаги для предотвращения столкновения судов. Благодаря этому удалось минимизировать ущерб в результате столкновения, но несмотря на это судно было вынуждено встать на восьмидневный ремонт на одной из китайских судоверфей. [20190628АП]
МО3314. The Maritime Executive, Apr. 29, 2019 (UK)
ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ РОЛКЕР-ПАРОМ Pont-Aven паромной the Brittany Ferries 29 апреля 2019 г. ПЕРЕЖИЛ ПОЖАР в одном из двух своих машинных отделений на маршруте между Плимутом (Plymouth), Великобритания, и Сантандером (Santander), Испания в Бискайском заливе, имея на борту 766 пасс. 142 чел. экипажа и обслуживающего персонала. Для оказания помощи в пожаротушении вертолётом ВМС Cayman с побережья Франции на судно, которое сообщило о происшествии в море французскому спасательному координационному центру CROSS Etel, была доставлена пожарная команда.
Пассажиры парома не пострадали, те из них, что были на авто, могли вернуться в Плимут или же направиться в Испанию по автодорогам с компенсацией стоимости билетов на паром, а пассажиры без авто помимо компенсации смогли рассчитывать на приобретение им билетов на транспорт либо до мест их жительства. Из-за пожара были отменены три рейса между Плимутом и Сантандером, компания подсчитывает вынужденные убытки и изучает вопрос о том, как быстро может быть отремонтирован паром Pont-Aven. Открыто расследование причин, приведших к пожару на борту судна. [20190628АП] МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО3315. Maritime Executive, June 8, 2019 (US)
5 июня 2019 г. японская судоходная компания MITSUI O.S.K. LINES (MOL) ПОДПИСАЛА С РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
13
ИМ. АДМИРАЛА О.С. МАКАРОВА МЕМОРАНДУМ О взаимопонимании по ПОДГОТОВКЕ МОРЯКОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ. Экипажи танкеров-газовозов ледового класса компании MOL проходили специальную судоводительскую тренажёрную подготовку в учебном центре университета по программе, утверждённой классификационным обществом Японии Class NK и аккредитованной Российской Федерацией.
MOL начала набор курсантов из Университета Макарова, которые обучаются на судах, эксплуатируемых компанией на долгосрочной основе, согласно которой они будут занимать должности капитана или главного инженера на судах флота MOL в будущем. Компания стремится стать одной из ведущих на СМП и нуждается в специально обученных моряках. Новые проекты в Арктике разрабатываются, и MOL создаёт специально подготовленные экипажи при поддержке Университета Макарова.
Представители руководства MOL участвовали в первом заседании по тематике развития перевозок на Севморпути, организованном 6 июня 2019 г. Главным управлением Севморпути российской государственной энергетической корпорации «Росатом» и проведённым на борту атомного ледокола «Арктика», который в настоящее время строится на судоверфи АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. В заседании участвовали представители «Атомфлота», оператора атомных ледоколов, российской государственной судоходной компании «Совкомфлот» и ПАО «Новатек», держателя контрольного пакета акций проекта «Ямал СПГ». [20190628 ГЕ]
РАЗНОЕ
МО3316. Maritime Executive, June 12, 2019 (US)
Основатель группы Virgin Group Сэр Ричард Брэнсон (Sir Richard Branson), а также президент и исполнительный директор судоходной круизной компании Virgin Voyages Том МакАльпин (Tom McAlpin) объявили о назначении капитаном круизного судна Scarlet Lady Вэнди Вильямс (Captain Wendy Williams). Она приступит к своим прямым обязанностям весной 2020 г. и станет ПЕРВЫМ В КАНАДЕ ЖЕНЩИНОЙ КАПИТАНОМ ОКЕАНСКОГО КРУИЗНОГО СУДНА. Стаж работы Вэнди Вильямс в море насчитывает 28 лет. Она имеет 15-летний опыт работы на ходовом мостике круизных лайнеров.
Помимо женщины-капитана на судне на офицерских должностях будут работать не менее десятка других женщин (второй и третий помощники капитана, офицер по безопасности Кристин Вендж (Christin Wenge), офицер по экологии (Линдси Керьер (Lindsay Kerber) и управляющая отелем Джил Андерсен (Jill Anderson).