Морской обзор №29 (2019)

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

МО3355. Splash 247, July 23, 2019 (Sing.)
Компании DSM Gemi Isletmeciligi из Стамбула, ТУРЦИЯ, МОЖЕТ ГРОЗИТЬ ОГРОМНЫЙ ШТРАФ В USD 2 МЛН. в счёт компенсации ущерба, нанесённого предположительно её судном Duzgit Venture телекоммуникациям о-ва Тонга (Tonga). Якорь судна 20.01.2019 г. мог порвать подводный оптоволоконный кабель, что на две недели лишило островное Королевство выхода в Интернет.
Это судно регулярно перевозит топливо на острова в Тихом океане и потому оказалось первым в списке подозреваемых, хотя расследование ещё не установило это однозначно. [20190726 АП(2)]

СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ

МО3356. Reuters, July 22, 2019 (UK)
Как сообщает Definitive Eikon, ПОСЛЕДНИЕ ИЗ СЕРИИ В 15 СУДОВ СПГ-ТАНКЕРЫ ЛЕДОВОГО КЛАССА ARC 7, заказанные для обслуживания перевозок вступивший в эксплуатацию в декабре 2017 года завод по производству сжиженного природного газа “Ямал СПГ” компании “НОВАТЭК” в российской Арктике, приступили к ходовым испытаниям на южнокорейской судостроительной верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) в Окпо (Okpo).
Речь идет о танкерах “Георгий Ушаков” и “Яков Гаккель”. СПГ-танкер “Владимир Воронин”, завершив ходовые испытания, покинул Японское море и направился на п-ов Ямал по Севморпути через Берингов пролив.
СПГ-танкеры из этой серии главным образом осуществляют доставку СПГ европейским потребителям с перевалкой груза на танкеры в Европе, а в летние месяцы они способны доставлять СПГ в Азию по Севморпути.
Все танкеры серии названы в честь русских полярных исследователей, кроме самого первого в серии судна, названного в честь трагически погибшего в 2014 году в авиакатастрофе главы французской компании Total Кристофа де Маржери (the Christophe De Margerie), партнера по проекту “Ямал СПГ”. [20190906ЕШ]

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МО3357. Xinde Marine News/China Daily, June 18, 2019 (PRC)
Морская экономика ПРОВИНЦИИ ГУАНДУН, неизменно лидирующая в Китае в последние 24 года, заработала в 2018 г. 1,93 трлн. юаней (USD 280 млрд.). НА МОРСКУЮ ЭКОНОМИКУ ЭТОЙ ПРОВИНЦИИ НА ЮГЕ КИТАЯ ПРИХОДИТСЯ 23,2% ОТ МОРСКОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ в целом. Морская экономика была ответственна за пятую часть ВНП провинции Гуандун в 2018 г. при темпах её роста в том же году в 9% в год.
Основной отраслью морского экономического развития провинции Гуандун по-прежнему остаётся прибрежный туризм (морские круизные перевозки). Его добавочная стоимость, составившая в 2018 г. 1 182,75 млрд. юаней при росте в годовом исчислении на 11,2%, составляет более
3
половины от добавочной стоимости шести основных отраслей морской индустрии провинции (включая, производство электроэнергии при помощи ветряных генераторов на морском шельфе, чему в провинции с 2018 г. начали уделять первостепенное внимание).
К концу 2018 г. в провинции регистрировалось 100 проектов и сервисных предприятий в сфере морской ветряной энергетики. На мелководном морском шельфе провинции Гуандун были размещены утверждённые государством мощности по производству 8,73 млн. киловатт электроэнергии, и ныне там производится и поступает в государственную энергетическую систему провинции 10,35 млн. киловатт электроэнергии.
В 2018 г. провинциальное правительство финансировало 48 спецпроектов инновационного характера, 52 научных открытия и изобретения были монетизированы, были сданы в эксплуатацию 24 новых здания морских и рыболовных НИИ. [20190719АП]

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

МО3358. Container News, July 5, 2019 (UK)
РОССИЙСКАЯ КОМПАНИЯ RZD LOGISTICS JSC (директор по продажам Ольга Степанова) совместно со своим дочерним предприятием Far East Land Bridge LTD организовала НОВЫЕ Ж.-Д. ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ НА МАРШРУТЕ ЯНЬТАЙ (YANTAI) В КИТАЕ И СЕЛЯТИНО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Первый поезд с 42 контейнерами прошёл по этому маршруту 28 июня 2019 г. Время нахождения в пути до станции в Подмосковье – 16-18 дней. Маршрут пролегает через Монголию, пограничные переходы Эрлянь и Наушки.
На станции Яньтай осуществляется консолидация в контейнерах грузов из китайской провинции Шаньдун (Shandong), таких индустриальных центров, как Циндао (Qingdao), Цзибо (Zibo), Линьи (Linyi), Дзинин (Jining). В перспективы посредством транзита через порты Циндао, Далянь (Dalian), Тяньцзинь (Tianjin) и Шанхай (Shanghai) планируется привлечь дополнительные грузопотоки в Россию и Европу из Тайваня, Вьетнама, Южной Кореи, Японии.
Партнёры RZD Logistics JSC и Far East Land Bridge LTD планируют наладить регулярные перевозки контейнерных поездов, и в июле 2019 г. их количество увеличится ещё на два поезда, а также начать перевозки не только через Монголию, но и Забайкальск. В контейнерах на маршруте перевозятся ширпотреб, оборудование, запчасти, бытовая электроника, предназначенные для рынка Москвы и Подмосковья. Стоимость перевозки 40-фут. контейнера – от USD1850 или за 1 куб. м. – USD 110 [20190906АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3359. Riviera, July 22, 2019 (UK)
После ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНОГО ОТСУТСТВИЯ ЗАКАЗОВ НА СУДА VLCC, что не могло не вызвать серьезного беспокойства судостроителей, компания Oman Shipping в июне разместила заказ на строительство судна VLCC. Оно стало
4
15-м супертанкером, заказанным в мире с начала 2019 года. Заказы на 13 таких судов были размещены в январе текущего года. Стоимость супертанкера, заказанного Oman Shipping, составила USD 91,3 млн., что примерно на USD 1,3 млн. меньше по сравнению со стоимостью подобного судна, заказанного на той же самой верфи годом ранее.
По данным Clarkson Research Services, мировой портфель заказов VLCC насчитывает 81 ед. суммарным дедвейтом 25 млн. т., что представляет 10% от их действующего мирового флота. По состоянию на конец 2019 года, в текущем году заказано 13 танкеров класса Suezmax.
В ряде секторов танкерного рынка наблюдается переход от нехватки тоннажа к его избытку. При этом избыток предложения тоннажа в перевозках супертанкерами VLCC прогнозируется на 2020 г. в 4%, а в перевозках танкерами Aframax – 6%. [20190906ЕШ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3360. Seatrade Maritime News, July 24, 2019 (UK)
ПОСТРАДАВШИЙ ОТ ПОЖАРА 6 марта 2019 г. в 900 морских милях от порта Салала (Salalah) на побережье Омана КОНТЕЙНЕРОВОЗ MAERSK HONAM, 15262 TEU, 2016 г. постройки, после восстановления носовой части его корпуса и надстройки на южнокорейской судоверфи Hyundai Heavy Industries ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПЕРЕВОЗКИ ПОД ДРУГИМ ИМЕНЕМ THE MAERSK HALIFAX. После того, как погубивший пять членов экипажа пожар был потушен, судно отправили на судоремонтный комплекс Drydocks World Dubai в Дубае для оценки ущерба.
В дальнейшем на китайской полупогружной платформе Xin Guang Hua компании COSCO Shipping оно было отправлено на восстановление в Юж. Корею. К судну не только добавили к носовую секцию, но и установили скруббер, и с 5 августа судно должно быть поставлено на линию AE11/Jade мега-консорциума the 2M компаний Maersk и MSC.
Причиной пожара на судне стало возгорание не задекларированного опасного груза в контейнере, что до сих пор остаётся крупной проблемой контейнерного судоходства. [20190726 АП(2)]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3361. Container Shipping & Trade, June 21, 2019 (Norw.)
Контейнеровоз Containerships Polar класса 1380 TEU, способное работать на бункере СПГ, – второй из 20-ти, базирующейся в Гамбурге компании Containerships, входящей в состав французской группы CMA CGM Group, которые поступят в перевозки к 2022 г.
Containerships Polar, построенный на китайской Guangzhou Wenchong Shipyard, присоединится к аналогичному фидерному контейнеровозу Containerships Nord, осуществляющему еженедельные перевозки the Balt 2 между Сев. Европой, странами Балтии и Россией
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ НОВОВВЕДЕНИЕМ НА НОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВОЗАХ стал отбор части мощности с электрогенератора вала гребного винта регулируемого
5
шага финской компании Wärtsilä. Генератор, установленный на выходной стороне низкооборотного двухтопливного главного двигателя Wärtsilä 7RT-Flex50DF WinGD мощностью в 10 080 кВт при 124 об./мин., вырабатывает дополнительную электроэнергию для использования на борту всякий раз, когда основной двигатель приводит в движение гребной вал судна.
Такая компоновка минимизирует нагрузку на шестицилиндровый четырёхтактный двухтопливный вспомогательный двигатель Wärtsilä 20DF, снижает общий расход топлива и, следовательно, эксплуатационные издержки. Судно оборудовано тремя вертикальными танками СПГ с пенной изоляцией типа С (Type C) немецкого производства с системой подачи бункера СПГ под низким давлением в двухтактный основной двигатель и четырехтактный двухтопливный вспомогательный двигатель.
Судно имеет корпус, оптимизированный при помощи вычислительной гидродинамической модели и прошедший судомодельные испытания в бассейне. Энергосбережению способствует и консольный руль с несимметричным по высоте профилем пера и бульбом компании Becker Marine. [20190719АП]
МО3362. gCaptain, July 2, 2019 (Austral.)
Французская Neoline, партнер французской автомобилестроительной компании Renault, выбрала для строительства своих ПЕРВЫХ ДВУХ ПАРУСНЫХ РОЛКЕРОВ, которые планируется ввести В ПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ ФРАНЦИЕЙ И США уже в 2021 году, судоверфь французской компании Neopolina на Луаре.
Длина корпуса судов составит 136 м, площадь парусов – 4200 кв. м. Предполагается, что они будут работать на маршруте, соединяющем французский порт Saint-Nazaire, портами на восточном побережье США и портами островов Saint-Pierre & Miquelon у побережья Ньюфаундленда.
Neoline была создана в 2015 году для того, чтобы стать первой в мире судоходной компанией, специализирующейся на использовании современных парусных грузовых судов. [20190906ЕШ]
МО3363. The Maritime Executive, June 24, 2019 (US)
Судоходная круизная Celebrity Cruises (часть американской группы Royal Caribbean Cruises Ltd. (президент и CEO Ричард Фейн (Richard D. Fain))) провела официальную церемонию крещения МЕГА-ЯХТЫ CELEBRITY FLORA С КАЮТАМИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КЛАССА ЛЮКС НА 100 ПАССАЖИРОВ, готовых выложить денежки на участие в специализированном круизе, ради которого только и создавалось это судно, единственный круиз, которое оно будет теперь осуществлять, – на Галапагосских о-вах (the Galapagos Islands) у берегов Эквадора (Ecuador).
Новое круизное судно – одно из самых энергетически-эффективных и экологически-чистых в своём классе. Его силовая установка и обводы корпуса гарантируют сокращение расхода бункера на 15%. Для того, чтобы не повредить морского дна при пребывании в районе круиза вместо якорей на мега-яхте будет впервые в этом экологически-уязвимом районе
6
мореплавания использоваться система динамического позиционирования, а корпус оборудован стабилизаторами для большей плавности хода.
Celebrity Flora станет первым в мире откровенно глампинговым (glamping = glam(our) + (cam)ping), или пафосным круизным плавсредством с первоклассным индивидуальным обслуживанием пассажиров, изысканными блюдами в ресторанах, с продуманными для наилучшего обзора видовыми площадками, с семинарами по экологии, которые будут проводить светила мировой науки, с удобными, оборудованными под вкусы пользователей катерами для проведений экскурсий и высадки на берег.
Хотя речь идёт о круизном судне экспедиционного класса, на его борту, впервые в мире для этого класса судов, будет размещён известный как Oceanscope комплект самого современного научного оборудования для проведения океанологических исследований. Это оборудование предназначается для использования учёными из школы морских и атмосферных исследований (Rosenstiel School of Marine and Atmospheric Science) при университете Майами (University of Miami), с которыми Celebrity Cruises связывают более 20 лет сотрудничества и которые изучают динамику циркуляции Мирового океана. Находясь на борту судна, они получают возможности для приятного совмещения научной работы с роскошным обслуживанием и полноценным отдыхом в одном из самых райских уголков мира с девственной уникальной природой.
Ученые будут также вести работы по картографированию, измерению температуры поверхности моря и собирать данные, имеющие критическое значения для повышения точного прогнозирования таких разрушительных природных явлений, как El Niño и La Niña. Результаты этих исследований будут публиковаться в открытом доступе для исследователей всего мира. В свой первый круизный рейс экспедиционная яхта Celebrity Flora должна была выйти 30 июня 2019 г. Круглый год она будет осуществлять круизы в районе Галапагосских о-вов, базируясь там на о-ве Бальтра (Isla Baltra). [20190726 АП(2)]
МО3364. MarineLog, July 22, 20189 (US)
Эстонская судоверфь Baltic Workboats поставила правительственному агентству ШВЕЦИИ the Swedish Transport Administration САМЫЙ БОЛЬШОЙ В ЕЁ ФЛОТЕ ГИБРИДНЫЙ ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЕЙ the Tellus, который основную часть рейсов будет работать как электроход. Правительство Швеции стремится освободить свой флот от работы на нефтесодержащем и любом другом ископаемом виде бункера к 2045 г.
Судно длиной корпуса в 100 м рассчитано на перевозку 297 пассажиров и 80 автомобилей на линии протяжённостью в 1,8 км между Gullmarsleden, Uddevalla и Lysekil.
Силовую установку и электрооборудование для судна поставила Danfoss Editron. Облегчённая электрическая силовая установка соединяется с 12 рядами батарей от Corvus суммарной мощностью в 949 киловатт. Батареи будут подзаряжаться по ночам от береговой
7
электростанции, но в случае необходимости их можно подзарядить, запустив дизельный электрогенератор. Но и от генераторов как от временного решения можно будет отказаться после того, как будет выстроена инфраструктура подподзарядке парома на терминалах, на которые он будет работать.
Система управления паромом позволит капитану судна легко выбирать подходящий режим и способ работы гибридного судна и быстро переключаться между ними. [20190726 АП(2)]
МО3365. Marine Link, July 15, 2019 (US)
Классификационное общество США ABS и нидерландский НИИ MARIN стали участниками совестного проекта по оценке методов ТЕСТИРОВАНИЯ СУДОВЫХ ВЕТРЯНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА ПРЕДМЕТ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Партнёры планируют охватить проверкой большинство выпущенных на современный мировой рынок ветряных движителей для судов международного торгового флота и выбрать самые прозрачные и достоверные из этих методов. Они также собираются разработать наиболее точные и при этом не затратные по времени методы прогнозирования ветряных движителей. Это необходимо сделать для того, что пока таких методов прогноза и оценки нет, судовладельцы опасаются устанавливать и использовать ветряные движители на своих судах. Они сомневаются в их экономической эффективности, не знают, в точности ли новое оборудование принесёт им помимо затрат прибавку к прибыли. Предстоит проверить также, в какой степени представленные на рынке модели судовых ветряных движителей (роторов, парусов, змеев, крыльев, др.) соответствуют на деле требования классификационных обществ, морского и природоохранного законодательства, др. Судовладельцам не нужны проблемы с морскими администрациями.
Ветряные движители нужны в свете поставленных ИМО целей по превращению судоходства в отрасль с нулевыми эмиссиями парниковых газов в период с 2035 по 2050 гг. Хотя на нынешнем своём этапе проект по сотрудничеству ABS и MARIN формально признаётся двусторонним, в нём уже изъявили желание участвовать китайский научный центр China Ship Scientific Research Center; бразильская горнорудная компания и судовладелец Vale SA; университет Delft University of Technology в Нидерландах; скандинавские и прочие иностранные компании Dykstra Naval Architects, Eco Flettner, Norsepower, Berge Bulk, Computed Wing Sail, Anemoi and FinOcean Ltd. Проект рассчитан на два года и всё ещё открыт для новых участников. По завершении проекта его выводы будут сохранять конфиденциальность в течение трёх лет и будут доступны только его участникам. [20190721 АП]
8
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3366. LNG World News, June 25, 2019 (UK)
Консорциум в составе южнокорейской компании Samsung C&T, входящей в группу Samsung Group, и вьетнамской компании Petrovietnam Technical Services Corporation (PTSC) должен построить ПЕРВЫЙ ВО ВЬЕТНАМЕ ТЕРМИНАЛ сжиженного природного газа (СПГ). Проект также предусматривает строительство резервуара для хранения СПГ емкостью в 180 000 куб. м СПГ. Стоимость реализации проекта оценивается в USD 179,6 млн. Доля инвестиций Samsung C&T в проект составит 61% от этой суммы, или USD 109,5 млн.
Будущий СПГ-терминал Tibai LNG, который будет располагаться в прибрежной зоне к юго-востоку от Хошимина, предполагается построить за 40 месяцев. Работы запланировано окончить в октябре 2022 г. Терминал Tibai LNG будет поставлять топливо для электростанции Nhon Trach. [20190719ЕШ]
МО3367. Hong Kong Shipping Gazette, June 24, 2019 (HK)
Китайская China Harbour Engineering Company Ltd (CHEC), работавшая по контракту с Администрацией морских портов Украины (АМПУ), завершила проект по УГЛУБЛЕНИЮ ДНА МОРСКОГО ПОРТА ЧЕРНОМОРСК менее чем за 11 месяцев, согласно сообщению китайского агентства Синьхуа. Работы по этому проекту, в рамках которого было изъято более 1,5 млн. куб. м грунта, начались в августе 2018 года.
Реализация проекта проходила в два этапа. На первом этапе, впервые за последние 20 лет, было осуществлено углубление подходного канала к порту. На втором этапе были проведены работы по углублению дна в операционной акватории Сухого лимана.
Как заявил глава АМПУ Raivis Veckagans, в результате проведенных работ глубоководные причалы Черноморска смогут принимать крупнотоннажные суда класса Panamax с осадкой до 14,5 м, суда класса Post-Panamax дедвейтом до 75000 т и контейнеровозы вместимостью 8000 TEU. Это повысит конкурентоспособность порта в бассейне Черного моря, а также позволит работающим в нем государственным и частным стивидорским компаниям привлекать новые грузопотоки.
China Harbour Engineering Company Ltd получила право на проведение дноуглубительных работ в ходе открытого аукциона, который проходил в 2018 г. Выбор этой компании обеспечил АМПУ экономию приблизительно в USD 1,5 млн. [20190719ЕШ]
МО3368. Hong Kong Shipping Gazette, June 21, 2019 (HK)
Самый технологически ПРОДВИНУТЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ МАЛАЙЗИИ ТАНЧЖУНГ-ПЕЛЕПАС (Tanjung Pelepas – PTP), являющийся членом MMC Group, поставил новый МИРОВОЙ РЕКОРД, ПОГРУЗИВ НА КОНТЕЙНЕРОВОЗ Monaco Maersk вместимостью 20568 TEU, второго поколения судов класса Triple-E,
9
19284 TEU. Ранее, в феврале текущего года, на контейнеровоз MOL Tribune было погружено 19190 TEU.
Эти достижения являются результатом эффективного планирования и выполнения операций, а также оптимального использования ресурсов терминала. Как отметил Dato Sri Che Khalib Mohamad Noh, исполнительный директор MMC Group, новый рекорд является свидетельством постоянных усилий РТР предоставлять первоклассное обслуживание своим клиентам. В 2018 году контейнерный оборот терминала составил 9 млн. TEU. На текущий год установлен план в 9,5 млн. TEU. [20190719ЕШ]
МО3369. Container Management, June 27, 2019 (UK)
Патентованное ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Container Slip-Sheet (Combi-CSS) для механизации, УСКОРЕНИЯ И ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ компании Combilift поступило в серийное производство. Оно представляет собой приземистую свободно стоящую платформу с приводимыми при помощи двигателя в двустороннее движение механизмом перемещения с покоящимся на нём листом из стали марки Hardox 500.
Новое техническое приспособление призвано заместить собой привычную погрузку контейнеров двумя погрузчиками с вилочным захватом, которую нельзя назвать ни быстрой, ни эффективной. Между тем на стальном листе Combi-CSS можно заранее поместить до 30 000 кг груза и отправить его при помощи состоящего из четырёх гидравлических катков механизма двустороннего перемещения фиксируемого, чтобы избежать повреждения груза, стального листа в 20-фут. контейнер за 3 мин. и в 40-фут. контейнер за шесть минут.
Задний затвор с гидравлическим приводом, закрепленный на оконечности листа, перемещается в поперечное положение и фиксируется на месте после полной загрузки контейнера. Он удерживает груз внутри контейнера в момент, когда стальной лист выскальзывает из помещенного в контейнер груза. [20190719АП]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3370. Xinde Marine News/China Daily, June 19, 2019 (PRC)
В Китае впервые самостоятельно спроектировали и построили ЩЕПОВОЗ (woodchip carrier) КЛАССА 64000 Т. Судно, построенное судостроительной компанией Chengxi Shipyard Co Ltd в городе Цзянъинь (Jiangyin), провинция Цзянсу, и получившее название MATER, успешно прошло все испытания и уже передано заказчику. Его длина составляет 210 м, ширина – 37 м, высота борта – 23,5 м. Судно специализируется на перевозке щепы, которая является сырьем для производства бумаги. Оно способно вместить щепы в 1,65 раз больше, чем такой же по размеру обычный балкер.
Как заявила судоверфь, MATER – ВЫЗОВ ЯПОНИИ, которая доминирует в этом секторе судостроения. Chengxi Shipyard Co Ltd является совместной дочерней компанией China State Shipbuilding Corporation и China CSSC Holdings Limited.
10
С начала текущего года по настоящий момент Chengxi Shipyard Co Ltd построила 10 судов. Она планирует построить еще три щеповоза класса 64000 т и один класса 70000 т. [20190719ЕШ]
МО3371. The Maritime Executive, July 1, 2019 (US)
Два КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЯ Китая – CHINA SHIPBUILDING INDUSTRY CORPORATION (CSIC) и CHINA STATE SHIPBUILDING CORPORATION (CSSC) – ПОДТВЕРДИЛИ давно ходившие СЛУХИ ОБ ИХ ОБЪЕДИНЕНИИ. Этот шаг позволит им составить конкуренцию предприятию, которое возникнет в результате предполагаемого поглощения компанией Hyundai Heavy Industries другой южнокорейской судостроительной компании Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering. После получения необходимого одобрения от соответствующих государственных органов китайские судостроители планируют провести стратегическую реструктуризацию.
Компания CSSC отделила CSIC в 1999 году и передала под ее контроль государственные судостроительные верфи на севере Китая. На сегодняшний день активы CSIC включают Dalian Shipyard, Bohai Shipyard, Wuchang Shipyard, а также ряд промышленных предприятий в смежных с судостроением отраслях и научно-исследовательские лаборатории. По данным за 2017 год годовой объем сбыта ее продукции составлял USD 50 млрд. Что касается CSSC, то ей принадлежат Shanghai Waigaoquiao Shipyard (одна из самых передовых в техническом отношении судоверфей страны), Jiangnan Shipyard и Hudong-Zhonghua Shipbuilding. В 2017 году объем сбыта ее продукции составлял около 30 млрд. ам. дол.
Мега-слияние CSSC и CSIC – последний пример наблюдающейся уже долгое время тенденции в Китае к консолидации госпредприятий, многие из которых страдают от избыточных мощностей. Правительство Китая рассматривает мега-слияния как способ сократить избыточные мощности, уменьшить задолженность и увеличить экономию за счет эффекта масштаба в своих быстро растущих промышленных холдингах в разных отраслях. Как заявляет SASAC – орган центрального правительства по надзору и управлению государственными предприятиями, – в стране планируется сократить количество крупных государственных компаний с примерно 100 в настоящее время до 80. [20190906ЕШ]
МО3372. Seatrade Maritime News, July 13, 2019 (UK)
Недавнее РЕШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ ограничить индийскую СУДОСТРОИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СУДОВЕРФЯМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В ИНДИИ, и передать заказы на средне- и малотоннажные пассажирские суда государственной судоверфи Cochin Shipyard расстроило планы индийского участия в развитии судоверфи на Шри-Ланке и поставило в затруднительное положение судостроителей средне- и малотоннажных судов в Гоа.
Это решение, превратно понятое воплощение государственной программы Индии “Сделано в Индии”, лишает индийских судостроителей возможности участвовать в тендерах за рубежом, а зарубежных в Индии. К
11
тому же порт Коломбо на Шри-Ланке осуществляет обслуживание почти 2% индийского экспорта. И этого уже достаточное основание, чтобы в Коломбо быть индийскому судостроению, а шриланкийскому участвовать в индийском в Индии. Так полагает D V Abeysinghe, исполнительный директор Colombo Dockyard plc. [20190721 АП]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО3373. Splash 247, June 21, 2019 (Sing.)
В последние два года наблюдается РОСТ КОЛИЧЕСТВА ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ СУДАМИ ПОРТОВЫХ ПРИЧАЛЬНЫХ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ. Один такой эпизод зарегистрирован в начале июня 2019 года во Вьетнаме, на терминале Hai Phong International Gateway Port (HITC) в порту Хайфон.
Покидая во второй половине дня в штормовых условиях терминал, контейнеровоз Nagoya Expresas класса 8600 TEU немецкой компании Hapag-Lloyd задел носом козловой кран стоимостью в USD 5 млн. Кран был выведен из строя, у его основания установлены опоры для поддержания его в вертикальном положении. Судно немедленно задержали. На период расследования временно отстранен от работы лоцман, осуществлявший проводку судна.
В связи с заметным увеличением происшествий с повреждением причальных кранов во всем мире страховая компания TT Club еще в ноябре 2018 года настоятельно рекомендовала операторам морских портов устанавливать лазерные сенсоры (laser sensor technology), чтобы избежать таких дорогостоящих происшествий. По состоянию на ноябрь прошлого года, TT Club рассмотрела 325 случаев столкновений судов с кранами за последние 10 лет. [20190719ЕШ]
МО3374. Maritime Digitalisation & Communications, June 4, 2019 (Norw.)
Французская авиастроительная Airbus Defence & Space построит для Inmarsat (исполнительный директор Руперт Пирс (Inmarsat CEO Rupert Pearce)) ТРИ НОВЫХ СПУТНИКА СВЯЗИ GX НОВОГО КЛАССА Airbus Onesat. Они необходимы INMARSAT для пополнения орбитальной группировки Global Xpress (GX) новыми аппаратами для существенного улучшения обслуживания морских судов в широкополосном диапазоне Ka-band в рамках сервиса компании Fleet Xpress (FX) в предстоящем десятилетии.
Этот сервис объединит на гибкой основе спутники GX Ka-band со спутниками FleetBroadband L-band. Это значительно повысит конкурентоспособность компании Inmarsat.
Компания Airbus построила космический корабль Inmarsat-4 Alphasat и строит спутники Inmarsat-6 для усиления действующих орбитальных группировок GX и L-band в 2020-2021 гг. Компания Inmarsat приняла предложение о консолидации стоимостью в USD 3,4 млрд. с консорциумом инвесторов в строительство новых спутников в составе Apax Partners, Warburg Pincus и двух канадских пенсионных фондов. Присоединивший Inmarsat консорциум оплатил новые контракты с Airbus и в марте 2019 г.
12
выплатил акционерам дивиденды из расчёта на акцию в USD 5,46 (C$ 7,20) наличностью. [20190712АП]
МО3375. gCaptain, July 15, 2019 (Austral.)
Гидрографическое управление Великобритании (UKHO) запустило ОНЛАЙНОВУЮ ВЕРСИЮ СВОЕЙ СЛУЖБЫ ВЕКТОРНЫХ КАРТ ADMIRALTY VECTOR CHART SERVICE (AVCS) для отслеживания перемещения судов и планирования их маршрутов и помощи береговому составу судоходных компаний в принятии решений. Новый онлайновый сервис обеспечивает руководителям судоходных компаний и группам планирования рейсов доступ к более чем 15 000 еженедельно обновляемых электронных навигационных карт Electronic Navigational Charts (ENCs). Сервис AVCS Online можно гибко и оптимально интегрировать в повседневную цифровую рабочую среду берегового персонала как в виде карты в отдельном окне, так и в качестве базового слоя с наложением на него других слоёв данных на мониторе, что требуется, например, при планировании рейсов.
Онлайновая версия сервиса AVCS была запущена в ответ на настойчивые просьбы береговых составов в судоходных компаниях обеспечить им доступ к нему прямо из рабочего офиса. А также в надежде на то, что судоходные компании, правительственные учреждения и другие профессиональные пользователи будут использовать его, в частности, в качестве подспорья в планировании рейсов (the planning service), в целях повышения уровня безопасности мореплавания (to support safe navigation) во всём мире.
Служба векторных карт ADMIRALTY Vector Chart Service (AVCS) – это ведущая в мире служба электронных навигационных карт для осуществления с использованием картографических систем ECDIS перевозок на всех основных судоходных маршрутах мира, доступная из одного гидрографического. Сервис AVCS покрывает 4 000 портов мира и уникальное покрытие более чем 100 портов. Доступ к онлайновому сервису AVCS Online можно получить через агентов ADMIRALTY Chart по всему миру. За дополнительной информацией заходите на вебсайт https://www.admiralty.co.uk [20190721 АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО3376. The Maritime Executive, June 19, 2019 (UK)
Исследователи из университетов Durham University и Lancaster University Великобритании обнаружили, что ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ США (ВС США) расходуют больше бункера и ПРОИЗВОДЯТ БОЛЬШЕ ЭМИССИЙ ДВУОКИСИ УГЛЕРОДА (СО2), ЧЕМ БОЛЬШИНСТВО ИЗ СТРАН МИРА. Если бы ВС США были бы отдельной страной, они бы только по уровню эмиссий парниковых газов в результате сжигания бункера заняла 47-е место в мире.
Исследователи проанализировали данные агентства по материально-техническому снабжению (логистике) и горюче-смазочным материалам (МТС ГСМ) министерства обороны США U.S. Defense Logistics Agency-
13
Energy (DLA-E). Это агентство активно действует в мире и имеет немалый глобальный вес на мировом рынке закупок нефти и нефтепродуктов, отвечая за снабжение ВС США и их баз по всему миру топливом и горюче-смазочными материалами.
Согласно полученным от него данным, в 2017 г. ВС США приобрели около 269 230 б/с нефти и выбросили в атмосферу в результате сжигания топлива более 25 000 килотонн СО2. ВВС США в том же году приобрели топлива на сумму в USD 4,9 млрд., ВМФ США – на сумму в USD 2,8 млрд., сухопутные войска – на сумму в USD 947 млн. и морская пехота – на сумму в USD 36 млн. Ясно море, что по эмиссиям парниковых газов лидировали ВВС США – более 13 000 килотонн СО2, что в два раза выше уровня эмиссий ВМФ США – 7 800 килотонн СО2.
Похоже, что ВС США игнорируют климатические изменения планеты, а их активность сводит насмарку мероприятия по профилактике глобального потепления. ВС США остаются крупнейшим отдельным мировым институциональным потребителем углеводородов, воздушные и морские суда которого используются в операциях по всему миру. [20190719АП]
МО3377. The Maritime Executive, June 26, 2019 (US)
Французский проект French Plastic Odyssey бывшего моряка торгового флота Симона Бернара (Simon Bernard) преследовал целью создание ПЛАВСРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГО В КАЧЕСТВЕ СУДОВОГО БУНКЕРА ПЛАСТИК. Проект предполагает создание катамарана длиной корпуса в 25 м, производящего для себя бункер методом пиролиза из не подлежащего восстановлению пластикового боя. Этот высокотемпературный (более 400°C) метод позволяет сжижать пластик в среде без доступа кислорода. Симон Бернар считает, что после этого с пластиковым загрязнением моря, что становится всё более тревожащей мир проблемой, может быть покончено.
На катамаране, использующем бункер сжиженного (точнее, сжижаемого прямо на борту пластика), он планирует осуществить после 2020 г. трёхлетнее плавание в Южную Америку, Африку и Азию с целью сделать ему широкую рекламу и распространить в мире. Установка по пиролизу производительностью до 40 литров бункера в час разместится на корме судна, но при этом судно не будет собирать пластиковый мусор в море, так как вопреки расхожему представлению только один его процент плавает на морской поверхности или непосредственной под ней.
Пластик будет набираться в портах захода катамарана. На носу судна разместится дробилка для измельчения пластика, и будут устраиваться экскурсии с целью ознакомления желающих интересующихся с новой альтернативой по повторному использованию пластика в мире. Экипаж судна будет состоять из 12-20 чел. Это будут не только профессиональные моряки, но и инженеры, документалисты, ученые и журналисты. Они будут побуждать общественность в разных странах к созданию микро-предприятий по сбору, сортировке и переработке пластика, в том числе давно известным и опробованном в мире методом пиролиза. Это
14
необходимо для того, чтобы как можно меньше пластика попадало в водоёмы.
На борту судна будет использоваться переносное, недорогое, простое в эксплуатации и в ремонте оборудование по переработке пластика в бункер, а его чертежи выложат бесплатно в Интернет для онлайнового доступа с целью как можно большего его распространения в мире на плавсредствах и на берегу. [20190719АП]
МО3378. MarineLink, July 22, 2019 (US)
Японская транснациональная корпорация KAWASAKI HEAVY INDUSTRIES (Председатель Совета Сигеру Мураяма (Kawasaki Chairman of the Board Shigeru Murayama) и её австралийская дочерняя компания в Мельбурне Hydrogen Engineering Australia приняли решение о начале СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАВОДА ПО СЖИЖЕНИЮ ВОДОРОДА И МОРСКОГО ТЕРМИНАЛА по его отгрузке the Hydrogen Liquefaction and Loading Terminal в Latrobe Valley, где велики запасы бурого угля. Этот уголь и послужит сырьём для производства водорода, который будет сжижаться, помещаться в танки и на специальном танкере-водородовозе на регулярной основе экспортироваться в Японию.
В Японии этот проект считают НАЧАЛОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ЧИСТОЙ ВОДОРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ. Проект планируется реализовать к июню 2020 г. Его поддерживает правительство штата Виктория Австралии и правительство Японии. [20190726 АП(2)]
РАЗНОЕ
МО3379. MarineLog, June 25, 2019 (US)
Министр обороны Норвегии Франк Баке-Енсен (Frank Bakke-Jensen) признал НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ПОТЕРПЕВШИЙ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ ФРЕГАТ HELGE INGSTAD, затонувший 8 ноября 2018 г. после столкновения с танкером Sola TS. Ремонт фрегата обошёлся бы в USD 1,4-1,65 млрд., а строительство аналогичного нового фрегата составило бы USD 1,3-1,5 млрд.
К тому же в ходе расследования причин морского происшествия выявились попутно общие потенциальные проблемы с водонепроницаемостью на всех фрегатах класса Нансен ВМФ Норвегии, включая четыре действующих фрегата. Все они были в своё время построены по проекту F100 испанской судоверфи Navantia.