МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО2516. The Shipping Tribune/ Reuters, June 9, 2018 (Ind./UK)
ГРЕЧЕСКИЕ СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ ГОТОВЫ ПЕРЕМЕСТИТЬСЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ ПОСЛЕ БРЕКСИТА, если Евросоюз добьётся отмены льготного режима налогообложения судоходства в Греции. Евросоюз не прекращает давления на Грецию в этом отношении, считая льготы для греческих судовладельцев неоправданными и необоснованными, но правительство страны опасается принятия соответствующих мер в отношении судоходных олигархов, которые контролируют работу достаточно большого флота самых крупных судов (балкеров и танкеров) мирового торгового флота.
Президент союза греческих судовладельцев the Union of Greek Shipowners (UGS) Теодор Вениамис (Theodore Veniamis), в связи с этим, озвучил намерение судовладельцев Греции в том случае, если Евросоюз заставит правительство Греции принять меры против судовладельцев, переместиться из Греции в Великобританию после марта 2019 г.
Брексит в этом случае станет настоящим спасением для флота греческих судовладельцев, хотя помимо Великобритании у греческих судовладельцев есть и другие альтернативы за пределами Евросоюза. Во флоте Евросоюза половина судов принадлежит греческим судовладельцам, а связи между британскими и греческими судовладельцами традиционно прочны и тесны, и некоторые греческие судовладельческие олигархи уже с недавних пор обосновались в Великобритании на постоянно. Во-первых, потому, чтобы заранее уберечься от законодателей Евросоюза, а, во-вторых, что самое главное, поскольку небританские судовладельцы в Великобритании лишены льгот, полагающихся национальным морским перевозчикам. Так греческие судовладельцы заделались британскими. [20180714 АП]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО2517. MarineLink.com, June 14, 2018 (US)
Банк DEUTSCHE BANK (исполнительный директор Кристиан Сьюинг (Christian Sewing)) нашёл покупателей на свои «безнадёжные» судоходные задолженности в USD 1 млрд. Ими выступают компании Oak Hill Advisors и Varde. При этом, если банку действительно удастся избавиться от этих задолженностей, он планирует начать с нуля инвестировать в транспортную отрасль в форме кредитов и сохранять глобальное присутствие, а не ограничиваться только Европой, несмотря на недавние убытки, связанные с кредитование судоходства.
Два года назад, когда непогашенная банковская задолженность морской индустрии мира составляла USD 400 млрд., на долю немецких кредиторов приходилась четверть. Как и Deutsche Bank, многие немецкие банки, пострадавшие из-за спада в судоходстве, кризиса неплатежей по кредитам, начали демонстрировать возрождение интереса к кредитованию судоходства и морской индустрии.
Теперь этот бывший крупнейшим в мире в сфере финансирования морского сектора НЕМЕЦКИЙ БАНК СОБИРАЕТСЯ НАЧАТЬ СКУПАТЬ НЕПОГАШЕННЫЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3
СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ другим банкам И НАЧАТЬ ВЫДАВАТЬ СУДОВЛАДЕЛЬЦАМ НОВЫЕ КРЕДИТЫ, так как считает, что годы пертурбаций миновали. Годовой бюджет банка HSH Nordbank до 2022 г. оценивается в EUR 700 млн. Из них EUR 100 млн. в год планируется выделять на скупку непогашенных задолженностей судовладельцев таким банкам, как Commerzbank и Deutsche Bank. На конец 2018 г. международные судовладельцы задолжали Commerzbank сумму в USD 1,8 млрд., и он заявлял о своём желании навсегда прекратить финансировать международное торговое судоходство. Интерес к кредитованию выходящего из кризиса мирового судоходства начал проявлять также немецкий банк NordLB. [20180714 АП]
МО2518. Bloomberg, June 21, 2018 (US)
По прогнозам UBS Group AG, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ НА ИМПОРТ ИЗ КИТАЯ стоимостью в USD 200 млн, который грозит ввести администрация США во главе с Трампом, не просто тянут в общей сложности с первоначальными 10%-ными тарифами, также на USD 200 млн импорта, на полноценную торговую войну, они в состоянии сократить рост экономики Китая на 0,1% по первому году после своего вступления в силу. А если под дальнейшие ограничения подпадёт ещё USD 100 млрд китайского импорта, то можно будет говорить уже о 0,3-0,5%. По прогнозам Deutsche Bank AG, пошлины на USD 250 млдр американского импорта из Китая обернуться в первые 12 мес. после их вступления в силу потерей темпов роста ВНП Китая в 0,2-0,3% в год.
В 2017 г. прирост китайской экономики составлял 6,9% в год, в 2018 г. планируется правительством Китая в 6,5%. По оценке Oxford Economics Ltd., 25% тариф на импорт из Китая в USD 50 млрд в стоимостном выражении сократит прирост ВНП Китая на 0,3% в 2019-2020 фин. год. Согласно прогнозам Тома Орлика (Tom Orlik) и Филдинга Ченя (Fielding Chen) из Bloomberg Economics, сокращение американских инвестиций в производство Китая и китайского экспорта в США МОЖЕТ УМЕНЬШИТЬ ВНП КИТАЯ НА 0,5% в год.
Как видим, количественно прогнозы разнятся, и их уточнение станет возможно после того, как импортное налогообложение в США станет фактом, и его детали прояснятся, и после того, когда правительство Китая, о чём предупредил глава Центробанка Китая И Ган, предпримет контрмеры монетарно-фискального характера, чтобы компенсировать спад в торговле и предотвратить снижение темпов национального экономического роста.
Едва ли торговая война со стороны США призвана ускорить естественный ход событий, когда и без пошлин и санкций темпы роста экономики Китая из года в год снижаются. Пока это внешне не очень заметно, но фактически уже давно идёт медленное, но верное сокращение китайского производства, и инвестиции в экономику Китая в последние годы неизменно отстают от плановых показателей и экономических прогнозов. В США многие влиятельные лица, например исполнительный директор Goldman Sachs Group Inc. Ллойд Блэнкфейн (Lloyd Blankfein), считают, что истинная цель Трампа состоит не в торговой войне, а в усилении переговорных позиций США с Китаем, тем более что Китаю есть чем ответить США в случае реальной торговой войны. Ллойд Блэнкфейн находит
4
перспективу торговой войны США с Китаем самоубийственной, считая, что это может привести к коллапсу американскую экономику. [20180810 ГЕ]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2519. MarineLink.com, June 22, 2018 (US)
Заполярный завод по производству СПГ и морской экспортный терминал «ЯМАЛ СПГ» ОТГРУЗИЛ ПЕРВУЮ ПАРТИЮ СПГ В ИСПАНИЮ, для испанской компании Gas Natural Fenosa, на условиях заключенного с ней компанией ПАО «Новатэк» (Председатель Совета директоров Леонид Михельсон) долгосрочного контракта на морскую перевозку СПГ. Танкер-газовоз СПГ ледового класса Arc7 «Фёдор Литке» осуществил перевозку СПГ на морской порт Mugardos в Испании в соответствии с установленным графиком 24-летнего соглашения на поставку в Испанию 2,5 млн. т СПГ (эквивалент более 3 млрд. куб. м природного газа). [20180810 ГЕ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2520. Seatrade Maritime News, June 28, 2018 (UK)
Исходя из спроса, ПАНАМСКИЙ КАНАЛ ПЛАНИРУЕТ СНЯТЬ СВОИ ЖЕ СОБСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ТРАНЗИТ ТАНКЕРОВ-ГАЗОВОЗОВ СПГ с 1 октября 2018 г. Речь идёт о количественном ограничении на транзит судов этого типа и на их транзит в тёмное время суток. Танкеры-газовозы СПГ смогут осуществлять ночной транзит, как и суда других типов.
Это значит, что с 1 октября 2018 г. появится возможность транзита через Панамский канал для судов, прибывших ранее намеченного для транзита срока, и даже для досрочного, внепланового транзита танкеров-газовозов СПГ, не забронировавших транзит заранее.
За последние два года с момента открытия второй ветки Панамского канала было зарегистрировано 372 транзита танкеров-газовозов СПГ.
К концу 2018 г. количество транзитов танкеров-газовозов СПГ должно в годовом исчислении увеличиться на 50%, и Панамский канал готов к такому наплыву судов этого типа. Более того, Панамский канал на шаг опережает спрос этих судов на транзиты и гарантирует гибкость обслуживания транзитов, продолжение обслуживания морских перевозок и международной торговли в оперативном и безопасном режиме. [20180810 ГЕ]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
МО2521. MarineLink.com, June 6, 2018 (US)
Исследование компании Bourne Inmarsat, аналитического подразделения корпорации Inmarsat, озаглавленное ‘Industrial IoT: Maritime’, показывает, что МОРСКАЯ ИНДУСТРИЯ в гораздо большей степени, чем предполагают досужие аналитики и эксперты, ОХОЧА ДО ВНЕДРЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (the Internet of Things (IoT)). Исследование строится на анализе 750 интервью и опросе 125 представителей компаний морской индустрии и всех секторов мирового судоходства (в том числе 25 греческих судовладельцев, 20 японских и 15
5
немецких). Его сверхзадачей было выявить подлинное отношение в этой сфере мировой индустрии и торговли к внедрению IoT.
Результаты исследования ошеломили. Выяснилось, что в ближайшие три года компании опрошенных представителей морской индустрии готовы выложить на практические решения, базирующиеся на Интернете вещей, 2,5 млн. ам. дол. Что именно расходы на Интернет вещей и основанные на нём новые подходы и практики формируют сегодня львиную долю бюджетных расходов предприятий морской индустрии в сфере IT. Интернет вещей выходит в лидеры технологий последующего поколения. Морской индустрии в этом не оказалось равных среди других отраслей, например, энергетики, горнорудного производства и сельского хозяйства.
При этом 51% опрошенных заявил, что уровень их доходности не отразится на этом их стремлении, а 75% потому и внедряют Интернет вещей, что рассчитывают с его помощью добиться экономии на эксплуатационных издержках. Еще 57% респондентов сообщили, что при помощи этой технологии они оптимизируют маршруты своих судоходных перевозок или стремятся добиться этого. Еще 65% опрошенных признались, что используют Интернет вещей для мониторинга расхода судового бункера, а после 2023 использовать Интернет вещей для этих целей готовы 100% респондентов.
Попутно в ходе проведения исследования выяснилось, что при использовании IoT риски кибератак беспокоят респондентов из морской индустрии (включая судоходство) меньше, чем надежность хранения данных в облаке, ошибки в интерпретации использовании данных, безопасность локальных сетей, однако реально проблемами обеспечения кибербезопасности Интернета вещей оказались озабочены только 25% респондентов. Компания Inmarsat вовлечена сегодня в ряд проектов по поддержке IoT в морском секторе как провайдер сертифицированных приложений Certified Application Provider. В этом качестве она сотрудничает, например, с компаниями Rolls-Royce (морское оборудование, программное обеспечение, инновации) и Samsung Heavy Industries (судостроение) в направлении использования IoT для управления энергосбережением и дистанционного мониторинга, контроля над судовым оборудованием. [20180714 АП]
МО2522. Port Technology, June 15, 2018 (UK)
В мае 2018 г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОНЛАЙНОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПЛАТФОРМА INTTRA (исполнительный директор Джон Фэй (John Fay, CEO of INTTRA)) впервые за свою 17-летнюю историю обработала более 4 млн. запросов на контейнеры для морских перевозок, поставив РЕКОРД ОБРАБОТКИ ЗАПРОСОВ ЗА ОДИН МЕСЯЦ. В 2017 г. через INTTRA было забронировано для морских контейнерных перевозок 45 млн. контейнеров, что свидетельствует о том, что грузоотправители и перевозчики все больше осознают тот факт, что оцифрованные сервисы (как и цифровизация в целом) существенно повышает эффективность их деятельности. К тому же сервис INTTRA прозрачен и отвечает требованиям непосредственной взаимосвязанности участников грузовой цепочки в режиме реального времени и гарантирует кибербезопасность благодаря принятой платформой программе Evolving Cybersecurity: How Ocean Container Shipping Can Prepare. Объёмы сделок
6
на платформе растут, причём убыстряющимися темпами. В морских контейнерных перевозках ныне это – ведущая в мире электронная площадка для связи грузоотправителей и перевозчиков. Во многом этот успех обязан вниманием руководства INTTRA к стандартизации и инновациям, что способствуют повышению эффективности обслуживания. [20180714 АП]
ПЛАВУЧИЕ БУРОВЫЕ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО2523. Aju Business Daily, June 23, 2018 (R.O.K.)
Крупнейшая мировая судостроительная компания HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES, Южная Корея, в условиях отсутствия заказов и портфеля из-за ценой конкуренции со стороны судоверфей Сингапура и Китая, приняла РЕШЕНИЕ ЗАКРЫТЬ СУДОВЕРФЬ, ЗАНИМАВШУЮСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО МОРСКИХ УСТАНОВОК ПО ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА на шельфе. Судоверфь расположена в Ульсане (Ulsan). Держать незанятый персонал компании также накладно, а 2 600 собственных работников и 3000 работников субподрядчиков.
В 2017 г. сбыт компании упал на 31% до 15,4 трлн. вон (14 млрд. ам. дол.), а эксплуатационная прибыль – на 96% до 14,6 млрд. вон. Компания, после отделения «непрофильной» дочерней компании Hyundai Robotics, занимается судостроением, бурением на морском шельфе и производит судовые двигатели. [20180810 ГЕ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2524. MarineLog, June 19, 2018 (US)
Финская компания ABB Marine & Ports подписала контракт с индийской судоверфью Cochin Shipyard (президент и CEO Шри Мадху С. Наир (Shri Madhu S Nair)) в Кочине на поставку фирменного автоматизированного и интегрированного силового оборудования the ABB Ability System 800xA для ДВУХ ПАРОМОВ ВМЕСТИМОСТЬЮ ПО 1200 ПАССАЖИРОВ, заказанных администрацией индийских Андаманских и Никобарских о-вов с поставкой в 2020 г.
Оператором паромов, которые будут работать между Индийским субконтинентом и островами в Бенгальском заливе будет индийская государственная судоходная компания Shipping Corporation of India (SCI). Паромы строятся как океанские суда, а поставка электрооборудования и оборудования для автоматизации управления судами осуществляется В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ИМО ПО БЕЗОПАСНОМУ ВОЗВРАТУ В ПОРТ SAFE RETURN TO PORT (SRtP), т.е., многократно дублируется, что повышает надежность судового оборудования.
Помимо этого у судов имеется возможность использовать сервис компании the ABB Ability Remote Diagnostic Services for Marine по дистанционной технической диагностике, предоставляемый в рамках её глобальной сети global Collaborative Operations, опирающееся на центры Collaborative Operations Centers компании, где работает её персонал технических специалистов. [20180810 ГЕ]
МО2525. MarineLink.com, June 22, 2018 (US)
Итальянская судостроительная компания Fincantieri провела церемонию спуска на воду КРУИЗНОГО СУДНА COSTA VENEZIA, которое оно строит для итальянской дочерней компании Costa Cruises корпорации Carnival Corporation, США. Это
7
круизное судно – ПЕРВОЕ ИЗ СЕРИИ СУДОВ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЛЯ РАБОТЫ НА КИТАЙСКОМ РЫНКЕ КРУИЗНЫХ ПЕРЕВОЗОК. Оператором судна станет азиатская дочерняя компания Costa Group Asia. Суда будут оборудованы в расчёте на китайских круизных пассажиров, на предпочтения китайских потребителей.
Строительство судна до спуска на воду велось на судоверфи в Monfalcone, оборудование и оформление интерьеров судна будет проходить там же. Поставка судна длиной корпуса в 323 м, класса 135 500 брт, вместимостью в 5 100 пассажиров, назначена заказчику на март 2019 г. В результате флот круизных судов the Costa Group, работающих в Азии, будет насчитывать 14 единиц. В формирование этого круизного флота the Costa Group в общей сложности инвестировала 6 млрд. евро. В целом, круизная группа построит к 2023 г. для своих глобальных перевозок семь новых круизных судов. [20180810 ГЕ]
МО2526. World Maritime News, June 8, 2018 (Nethrlnds)
Новейшее судно для флота судоходной круизной компании AIDA Cruises, круизный ЛАЙНЕР AIDANOVA, которое ныне строится на немецкой судоверфи Meyer Shipyard в Папенбурге (Papenburg), обзаводится своей фирменной улыбочкой на носу (prow). Фирменная улыбка – это логотип, бренд компании, ни на её создание уходит 50 литров чёрной, оранжевой и красной краски. Всего раскрашено будет 250 куб. м носовой части лайнера. Помимо улыбочки это также глаз, веко и волна. Так оформляются все суда компании AIDA Cruises. А само оформление было придумано художником из Ростока Феликсом Бюттнером (Feliks Büttner).
Круизный лайнер AIDAnova будет спущен на воду в Папенбурге 31 августа 2018 г. Планируется салют. Всё честь по чести! А в свой первый круиз на Канарские о-ва, с заходом на Gran Canaria, судно выйдет 2 декабря 2018 г. Судно станет ПЕРВЫМ В МИРЕ КРУИЗНЫМ СУДНОМ, которое БУДЕТ РАБОТАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СПГ в качестве бункера. [20180714 АП]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2527. Port Technology, June 21, 2018 (UK)
Третья по величине в мире французская судоходная контейнерная компания CMA CGM GROUP ЗАПЛАНИРОВАЛА ПРИОБРЕСТИ ФИНСКУЮ РЕГИОНАЛЬНУЮ СУДОХОДНУЮ КОНТЕЙНЕРНУЮ КОМПАНИЮ CONTAINERSHIPS, основанную в 1966 г. Компания Containerships специализируется на внутри-европейских перевозках на небольшие расстояния (малое плавание, Intra-European Shortsea).Она работает на рынках морских перевозок контейнеров в Балтийском море, России, Северной Европы, Северной Африки и Турции.
Персонал Containerships насчитывает 560 чел. Это – не только морские, но и наземные и речные экспедиторские перевозки – авто- и ж.-д. транспортом и баржами. С августа 2018 г. по январь 2019 г. в её флот начнут поступать суда, использующие в качестве бункера СПГ. Интересно, что у CMA CGM Group уже есть одна дочерняя компания MacAndrews, занимающаяся перевозками в Северной Европе и Средиземном море, так что они смогут друг друга дополнять. В Азии внутри-региональными перевозками занимается CNC – дочерняя компания CMA
8
CGM Group, в Бразилии – Mercosul, в Океании (the Pacific Islands) – Sofrana. [20180810 ГЕ]
МО2528. MarineLink.com, June 21, 2018 (US)
Компания CROATIAN INA, ДОЧЕРНЯЯ ФИРМА ЯПОНСКОЙ СУДОХОДНОЙ ГРУППЫ MOL GROUP, СОГЛАСИЛАСЬ ПРИОБРЕСТИ компанию Eni Croatia BV, дочернюю фирму итальянской группы Eni Group, через которую Eni Group участвовала в проекте по добыче газа на месторождениях Northern Adriatic и Marica на морском шельфе Хорватии. Компания Croatian INA 100%-ным участником в капитале компании ENI CROATIA BV И ЕДИНСТВЕННЫМ ОПЕРАТОРОМ СРАЗУ ДВУХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА, ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ MOL GROUP. [20180810 ГЕ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2529. Platts, June 26, 2018 (Norw.)
Самый крупный в мире судовладелец и оператор VLGCs – супертанкеров-газовозов сжиженного нефтяного газа (СНГ), компания BW LPG планирует переделать 19 из 46 супертанкеров-газовозов СНГ своего флота в суда, использующие в качестве бункера СНГ. Стоимость модификации двигателей судов для этого составит из расчёта на судно USD 8-9 млн.
Компания BW LPG не оставляет надежду на то, что сделанное 29 мая 2018 г. предложение о поглощении компании Dorian LPG за USD 1,1 млрд. всё-таки будет принято её руководством. Компания-конкурент Dorian LPG имеет флот в 22 современных супертанкеров-газовозов СНГ, и более половины этого флота планируемся модифицировать для работы на бункере СНГ.
По прогнозам BW LPG, БОЛЕЕ 96% VLGCS МИРОВОГО ФЛОТА ПЕРЕЙДУТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНГ в качестве бункера к 2020 г. Мировой флот VLGCs насчитывает 263 действующих и 37 строящихся судов (с поставкой до 2020 г.) по данным на апрель 2018 г.
Какая-то часть VLGCs установит скрубберы, что будет стоить вполовину меньше, чем модификация двигателей судов для работы на СПГ в качестве бункера. Но зато период возмещения этих инвестиций будет дольше, чем при модификации под СНГ бункер и превысит 3 года. Модификация VLGCs приурочивается к периодам планового ремонта и технической профилактики судов с постановкой судов в сухой док.
Интересно, что два строящихся VLGCs компании BW LPG по проекту не оборудовались двигателями для работы на СПГ, хотя в период размещения заказов на их строительство судовые главные двигатели, рассчитанные на использование СНГ бункера, на рынке уже присутствовали. Похоже, что теперь это упущение будет исправлено. Строго говоря, речь идёт до двухтопливных главных двигателях, работающих на СНГ и дизельном топливе. Во флоте BW LPG судов с двухтопливными двигателями насчитывается 23 единицы. [20180810 ГЕ]
9
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2530. Seatrade Cruise News, June 22, 2018 (UK)
Три ВЕДУЩИХ КРУИЗНЫХ ПОРТА МИРА, порт Майами, порт Канаверал и порт Эверглейдс СТРОЯТ ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ КРУИЗНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ, и это больше не пакгаузы, которые в своё время перестраивали под круизные пассажирские терминалы. Впрочем, и по своим размерам бывшие пакгаузы больше бы не подошли для этих целей. Ведь круизный флот расширился, а суда намного стали крупнее и требуют для своего обслуживания современной, порой инновационной береговой, причальной инфраструктуры.
Действующие круизные пассажирские терминалы с появлением круизных судов вместимостью в 5000-6 000 пассажиров начали буквально «разрываться» изнутри, по выражению Луиса Ахамиля (Luis Ajamil), президента и CEO архитектурно-строительной фирмы Bermello Ajamil & Partners. Эта фирма проектирует и строит крупнейшие пассажирские круизные терминалы во всех трёх круизных портах площадью каждого от 170 000 до 200 000 кв. фут.
Для сравнения: первый круизный терминал в порту Майами имел площадь в 5 000 кв. фут. Новый терминал строится с определенным запасом, в расчёте на будущую перспективу. Современные круизные терминалы в пиковые сезоны перевозок оформляют по линии таможни и иммиграционной службы больше пассажиров, чем крупные международные аэропорты в эквиваленте 20-30 широкофюзеляжных Боингов 747 или Эрбасов A380 за два часа. С учётом причала, авто-парковки стоимость пассажирских терминалов для круизных судов в портах штата Флорида оценивается в USD 150-250 млн.
Ныне заставляют удивлённо восхищаться не только современные круизные лайнеры, но и обслуживающие их продвинутые, футуристические постройки. Круизные перевозки, фактически, начинаются с терминалов, с их авто-парковок. Они должны быть эффективны и безопасны в работе, т.е., инкорпорировать современные технологии и возможности для этого. Всего же в трёх портах во Флориде строятся четыре круизных пассажирских терминала, два – Terminal A для судоходной круизной компании Royal Caribbean и Terminal B для норвежской судоходной компании Norwegian Cruise Line. В порту Everglades строится терминал Terminal 25 для судоходной круизной компании Celebrity Cruises и в порту Canaveral – терминал Terminal 3 предположительно для судоходной круизной компании Carnival Cruise Line. [20180810 ГЕ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2531. The Swedish Club, June 27, 2018 (Sw.)
Шведский клуб взаимного страхования THE SWEDISH CLUB хочет, чтобы судовладельцы, его клиенты, при выборе главного двигателя судна исходили из критерия его долговечности. Как показывает статистика клуба, СУДА, НА КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ СРЕДНЕ- И ВЫСОКООБОРОТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, В 2,5 РАЗА ЧАЩЕ ВЫХОДЯТ ИЗ СТРОЯ, чем тем, которые оборудованы малооборотными двигателями.
Удовлетворение страховой претензии, обусловленной выходом из строя главного судового двигателя, обходится клубу в среднем в 650 млн. ам. дол. между
10
тем, выходы из строя главных двигателей на судах нельзя отнести к категории редко происходящих морских происшествий. Поскольку потеря хода или управления судном из-за поломки главного двигателя нередко ведёт к морским происшествиям, столкновениям с другими причалами и береговыми постройками, к посадке на мель, возникают страховые претензии, связанные с механическими повреждениями и судовых корпусов.
По статистике главный судовой двигатель на судах мирового торгового флота в течение срока эксплуатации судна выходит из строя с последствиями в виде морских происшествий в среднем один-два раза. Основными поставщиками главных двигателей для судов международного торгового флота выступают компании MAN Engines (Германия) и Wärtsilä (Финляндия).
Владельцы танкеров и балкеров, клиенты The Swedish Club, реже выступают возмутителями клубного спокойствия. При этом большинство балкеров и танкеров имеют на борту малооборотные двигатели. Самыми главными источниками нуждающихся в удовлетворении страховых претензий выступают пассажирские суда, ролкеры и паромы, оборудованные высокооборотными двигателями (порядка 0,066 претензий на судно в год).
Из-за этого возникает также страховая диспропорция. При 28% застрахованных судов со средне- и высокооборотными двигателями стоимость страховых претензий, связанных с выходом из строя их главных двигателей, составляет 45%. Самой частой причиной выхода главных судовых двигателей из строя выступают проблемы со смазкой, следом идут неправильных уход и техническая профилактика и/или ремонт. [20180810 ГЕ]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2532. MarineLog, June 21, 2018 (US)
По сообщениям с блога Maritime Commons Береговой охраны США, центр безопасности мореплавания Береговой охраны США the U.S. Coast Guard Marine Safety Center выдал СЕРТИФИКАТ U.S. Coast Guard Ballast Water Management System Type Approval Certificate, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ МОРСКОГО ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США (правило 46 CFR 162.060), девятой по счёту УСТАНОВКЕ ПО ОЧИСТКЕ БАЛЛАСТНЫХ ВОД СУДОВ, созданной французской компанией BIO-UV GROUP. Суда, на борту которых будет работать установка the BIO-SEA B BWMS по очистке балластных вод компании BIO-UV Group, смогут беспрепятственно обслуживать морские порты США.
Установка по очистке судовых балластных вод the BIO-SEA B BWMS мощностью в предусмотренных американским законодательством для установок данного класса пределах от 55 до 1 400 куб. м/час совмещает фильтрацию с обработкой ультрафиолетом на входе и выходе балластных вод. [20180810 ГЕ]
МО2533. The Maritime Executive, June 15, 2018 (US)
Начиная с 2013 г., Индия считает БОЛЕЕ РАЗУМНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ оборудованию судов установками по очистке балластных вод BWTS ОБОРУДОВАНИЕ МОРСКИХ ПОРТОВ МОБИЛЬНЫМИ МОРСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПО ОЧИСТКЕ СУДОВЫХ БАЛЛАСТНЫХ ВОД BWTBoats. Оборудование судов BWTS связано с большими
11
расходами, и это в то время, как эти расходы и так возрастут, в связи с переходом с 2020 г. на не менее дорогостоящие альтернативы дизельному бункеру с высоким содержанием серы.
В Южной Корее (см. MEPC 71/4/21), напротив, считают портовые мобильные установки по очистке балласта и поставке его в очищенном виде на борт судов не вполне надежной практикой в морских портах, не отличающихся чистотой моря. Эти установки приходится останавливать для частой промывки, а судовладельцам в ожидании завершения этого процесса терять драгоценное время в портах. Не проще ли, – считают в Южной Корее, – набирать в порту грязный балласт, чтобы, пропустив его через судовые установки по очистке балласта, сбрасывать его в открытом море, посреди океана на большом удалении от побережья?
В ответ на это в Канаде указывают на то, что практика забора на борт в морских портах неочищенного балласта прямо противоречит правилам в Article 2 Section 8 Ballast Water Management Convention. К тому же не факт и то, что балласт дадут разрешение выгрузить в порту захода.
Тщательное исследование, проведённое Global TestNet, мировой ассоциацией тестирующих компаний, обнаружило, что при тестировании установок по очистке балластных вод на судах во внимание принимается биологическая нагрузка, а не нагрузка осадками (в частях на миллион (ppm) или миллиграмм на литр (mg/l)). В IMO G8 говорится как о норме о содержании осадках в балласте от 50 ppm (в Береговой охране – от 24 ppm).
Если верить экспертам, почти во всех типах утверждённых балластных очистных систем BWTS используются фильтры ячейкой в 50 микрон, что говорит об их способности эффективно задерживать осадки. Проблема с ними в том, что при сильном загрязнении балласта (от 100 до 1 000 ppm), они начинают работать медленно, их требуется больше времени для очистки балласта.
Для обработки балласта на борту с более высокой скоростью, например, от 500 м3/час до 10000 м3/час, во время безостановочных балластных операций потребуется несколько фильтров с большой зоной сбора и непрерывной промывкой. Но на судах нет для этого достаточного места, и такое оборудование было бы сверхдорогим. Ограничения такого рода могу, по мнению экспертов, сниматься портовыми мобильными очистными BWTBoats, у которых зона сбора в 10 раз больше, и за счёт этого можно будет снизить частоту их промывки.
BWTBoats можно конструировать в расчёте на использование не одной серии модульных фильтров, и эта «избыточность» гарантировала бы надёжность очистки балласта поставляемого в порту на борт судна в любое время. Притом, что BWTBoats была бы эффективней, она была бы вдвое дешевле и не требовала бы от судовладельцев модифицировать суда для приёма на борт очищенного балласта.
Балласт бы поступал на борт со скоростью от 10 до 10 000 куб. м/час без задержек, BWTBoats был бы чем-то вроде внешнего устройства (plug-in), соединяющегося с кингстонной (приёмной) коробкой (на всасывающем трубопроводе). Развитие сети услуг по предоставлению BWTBoats для погрузки на суда международного торгового флота очищенного балласта пришлось бы как нельзя кстати в портах с загрязнёнными осадками водами. Суда могли бы и вовсе
12
в таком случае обходиться без BWTS на борту, на тех же где BWTS (хлорные, ультрафиолетовые, другие) установлены, можно было бы их использовать для дополнительной очистки балласта. Но, скорее всего, в «осадочных» портах флот начал бы использовать BWTBoat, а в остальных бортовые BWTS. [20180714 АП]
РАЗНОЕ
МО2534. Tanker Shipping & Trade, June 15, 2018 (Norw.)
Компания NRG Marine известила о выпуске последней модификации своего оборудования NRG Sonihull8 по БЕСКОНТАКТНОЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ОЧИСТКЕ (ultrasonic transducer) СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ДЛЯ МОРСКОЙ ВОДЫ, установленного на трёх танкерах-газовозах сжиженного нефтяного газа (СНГ) класса 44 000 т двт Hassi Messaoud 2, Alrar и Rhourd Enouss судоходной компании Norbulk Shipping, помешанной на инновациях. Подавая в трубы (pipework) варьирующийся по частоте импульс устройство вызывает переход от низкого к высокому давлению, причём при негативном давлении образуются микроскопические пузырьки, которые при смене давления на положительное взрываются, что приводит к очистке внутренней поверхности трубопроводов без последствий для экологии. Использование технологии на 95% снижает расходы на техобслуживание трубопроводов в течение всего срока их эксплуатации. [20180714 АП]
МО2535. Bloomberg , June 8, 2018 (US)
АКЦИИ КОМПАНИИ INMARSAT PLC впервые за десятилетие ПОДСКОЧИЛИ НА 13,5% после распространения ложных слухов о её поглощении компанией EchoStar Corp. Руководство Inmarsat Plc отвергло предложение EchoStar о консолидации и заявило о том, что сам факт такого предложения говорит о существенной недооценке стоимости компании (significantly undervalued) и перспектив её деятельности в качестве независимой. Совет директоров Inmarsat Plc назвал предложение о слиянии слишком преждевременным (highly preliminary).
Лондонская компания Inmarsat Plc верная стратегии независимого развития и не нуждается в сотрудничестве, несмотря на падение курса её акций вдвое два года назад и ещё на 3,4% в 2018 г., что и стало сигналом для того, чтобы на её приобретение, по данным OneWeb, объявилось сразу два претендента: SoftBank Group Corp. и EchoStar Corp. миллиардера Чарли Эргена (Charlie Ergen). Свою роль сыграло и то, что аналитики давно и настойчиво внушали всем мысль о якобы неизбежности консолидации мирового рынка спутниковой связи, где с недавних пор стало тесно от новых участников, желающих поучаствовать в доходах от обеспечения Wi-Fi связи и возможностей для обмена цифровых селфи пассажирами на борту воздушных и морских судов. [20180714 АП