Все было…
Кайсын Кулиев, поэт.
Историю гибели «Дальстроя» мне рассказал капитан дальнего плавания художник-маринист Пал Палыч Куянцев, у которого я работал третьим помощником капитана на теплоходе «Феликс Дзержинский» в 1971 году.
– После взрыва на «Дальстрое» я стал хуже слышать, – частенько повторял он в кают-компании. – Зато могу различать одновременно до 12 запахов. Поэтому с похмелья в кают-компанию прошу не приходить.
Трудно сказать, сколько в этих словах было правды, но любители выпить на всякий случай принимали меры предосторожности и без надобности не рисковали. Десять лет спустя, когда Пал Палыч уже не морячил, мы частенько встречались в его коммуналке на улице Корнилова, и вот тогда-то он мне и поведал о том ужасном взрыве, в результате которого чуть было не погиб.
В 1946 году он работал старшим помощником капитана на теплоходе «Дальстрой», капитаном был Всеволод Мартинович Банкович. Пал Палыч часто и тепло о нем вспоминал, из чего я сделал вывод, что они очень были дружны и доверяли друг другу. «Дальстрой» был довольно крупным – 13500 тонн дедвейтом – сухогрузом голландской постройки 1925 года рождения. Как и на многих других судах судоходной компании «Дальстрой», на нем перевозили всякого рода грузы, в том числе и опасные, например, взрывчатку и при необходимости спецконтингент – заключенных.
24 июля 1946 года теплоход «Дальстрой» стоял под погрузкой груза аммонала и тротила на мысе Астафьева в порту Находка. Аммонал грузили в первый трюм насыпью, что было грубейшим нарушением правил перевозки взрывоопасного груза, тротил в резиновых мешках – во второй трюм. В то время еще не было международных правил перевозки опасных грузов, однако элементарные правила и практика перевозки были, и правила эти требовали и специальную тару, и специально оборудованные суда. Однако суровая необходимость того времени диктовала свои правила, то есть отсутствие всяких правил. За всем этим надзирала военная прокуратура, спорить с которой было бесполезно. Капитаны могли сколько угодно доказывать свою правоту и настаивать на соблюдении правил погрузки и перевозки, но вынуждены был действовать так, как им приказывали их не всегда грамотные начальники. Капитану Банковичу также не удалось достучаться до малограмотных начальников, когда он попытался объяснить им всю опасность таких действий на вверенном ему судне.
– Взлетите на воздух – попомните мои слова, – бросил он в сердцах, покидая в очередной раз кабинет военного прокурора.
И как в воду глядел.
*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611