Взрыв “Монблана” в Галифаксе

Французский пароход «Монблан» под командованием капитана Ле Медэка 5 декабря 1917 года прибыл из Нью-Йорка в порт Галифакс на догрузку с последующим направлением на Францию. «Монблан» – судно небольшое – 3121 регистровая тонна вместимостью, длиною около 100 метров. На борту находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка. Все эти грузы из разряда опасных, и поэтому «Монблан» требовал к себе особого отношения в силу высокой взрывоопасности. Судно встало на якорь на внешнем рейде в ожидании постановки к причалу, которая была запланирована на 7 часов утра следующего дня.

Так совпало, что на 5 декабря был запланирован выход в рейс и норвежского парохода «Имо», но портовики не сумели обеспечить бункеровку судна углем вовремя, сделали это лишь поздно вечером, и отход был отложен до утра 6 декабря.

В 7 утра 6 декабря на «Монблане» получили приказ сниматься с якоря и следовать на вход в гавань Бедфорд. Капитан выполнил команду, и судно под управлением лоцмана Френсиса Маккея начало движение на вход.

В 8 часов 10 минут пароход «Имо» снялся с якоря в гавани Бедфорд и с портовым лоцманом Вильямом Хэйсом последовал на выход со скоростью 7 узлов.

Следуя по фарватеру со скоростью 4 узла, лоцман Маккей придерживался правой стороны и когда заметил выходившее из гавани судно, пересекавшее курс «Монблана» слева направо, взял еще больше право, полагая, что встречное судно отвернет вправо, и будет следовать по своей стороне фарватера. До судна было три четверти мили. Но неожиданно норвежец, в нарушение всех правил, дав два гудка, уклонился еще больше влево, и капитан «Монблана» Ле Медэк, чтобы спасти ситуацию, вынужден был тоже отвернуть влево, подтвердив свои намерениями двумя гудками. Теперь суда были почти параллельны друг другу и медленно расходились правыми бортами в расстоянии 15 метров, при этом машина «Монблана» была остановлена.

Но тут произошло то, что трудно поддается какому-то разумному объяснению:

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611