Но человеку за бортом
Здесь не дадут утонуть.
В. Высоцкий.
1986 год стал черным годом для морского флота СССР. Кризис, который зрел все предшествующие годы подспудно, вдруг вырвался наружу страшными выплесками – сначала «Михаил Лермонтов», затем «Адмирал Нахимов», наконец, «Туркмения». Пассажирские суда, гордость советского торгового флота, на перестройку откликнулись первыми. Это потом, когда начнутся реформы, кораблекрушения станут обычным делом и уже не будут пугать обывателя, а на исходе советской власти гибель «Адмирала Нахимова», так же, как и авария на Чернобыльской АЭС, приравнивались к апокалипсису. Пожар на пассажирском лайнере Дальневосточного пароходства «Туркмения» на этом фоне выглядел просто голливудским хэппи-эндом: 290 детей на борту, и все спасены!
Как же развивались события на «Туркмении» в ноябре 1986 года?
Пассажирский теплоход «Туркмения» построенный в ГДР в 1961 году, относился к серии судов типа «Михаил Калинин». Построено их было десятка полтора, 8 работало в Дальневосточном пароходстве, 2 – на Камчатке, остальные в Ленинграде и Одессе. Это были скоростные суда (недаром их называли «рысаками», они бегали по 18 узлов!) длиной 122 метра, водоизмещением 5640 тонн, могли принять на борт свыше 300 пассажиров при 130 членах экипажа, включая обслуживающий персонал. Работали эти суда на приморской, камчатской, сахалинской, японской линиях, добирались и до Провидения, выполняли круизы, доставляли рыбацкие экипажи в районы промысла. Работа на таких судах считалась престижной, хотя были среди них пароходы белые, плавающие на Японию и Гонконг, и черные, не вылезающие из беринговоморской и охотоморской экспедиций. «Туркмения» относилась к первым, так как была переоборудована в Гонконге и могла предоставлять повышенный сервис пассажирам.
В ноябре 1986 года на период осенних каникул на «Туркмении» был организован короткий круиз для победителей детских творческих коллективов: певцов, танцоров, музыкантов, художников. В круизе должно было состояться подведение итогов и награждение победителей. Судно посетило Находку, Преображение, Ольгу и возвращалось назад.
10 ноября в 00.25 на траверзе Преображения капитан Владимир Клим был разбужен телефонным звонком вахтенного помощника: пожар в машинном отделении!
*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611