Морской обзор №40 (2019)

 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МО3566. BIMCO, Nov. 2, 2019 (Dnmrk)

Согласно данным БИМКО, ЭКСПОРТ СОИ ИЗ США В КИТАЙ В ПЕРВЫЕ 7 НЕДЕЛЬ 2019/2020 ТОРГОВОГО ГОДА УПАЛ НА 82,8% против того же периода 2017/2018 года до начала торговой войны между этими странами. В Китай в указанный период было экспортировано всего 1,1 млн. т американской сои, что больше по сравнению с 0,2 млн. т в первые 7 недель 2018/2019 торгового года, но значительно меньше 6,4 млн. т в начале 2017/2018 торгового года.
Спрос на сою в Китае снизился после массового забоя свиней из-за вспышки африканского свиного гриппа. По данным на сент. 2019 г., поголовье свиней в Китае по сравнению с сент. 2018 г. сократилось в годовом исчислении на 41,1%. Недавно Китай закупил несколько партий сои в Бразилии, а не как обычно в это время в США, поскольку бразильская соя оказалась дешевле американской. Китай и далее намерен покупать сою там, где она дешевле всего и не больше того объема, который на самом деле ему нужен. [20191227ЕШ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО3567. Port of Hamburg, Nov. 8, 2019 (Germ.)
Российская транспортная группа FESCO TRANSPORTATION GROUP ЗАПУСТИЛА НОВЫЙ СЕРВИС SILKWAY AMBER – регулярные железнодорожные контейнерные перевозки из Чжэнчжоу (Китай, провинция Хэнань) в Гамбург через Калиниградскую область России и в обратном направлении. Маршрут перевозок проходит через пограничные переходы Эрлянь-Замын-Ууд-Наушки (Erlian/Zamyn-Uud/Naushki)(Китай-Монголия – Россия) на востоке и Мамоново-Бранево (Mamonovo/Braniewo) (Россия – Польша) на западе. Перегрузка на колею 1435 осуществляется на железнодорожной станции Дзержинская – Новая. Транзитное время перевозок составляет 14 дней. К перевозке в основном принимаются контейнеры с потребительскими промтоварами и оборудованием. Первый поезд, состоящий из 43 контейнеров, отправился из Чжэнчжоу 24 октября. С начала 2020 года поезда будут отправляться из Чжэнчжоу и Гамбурга один раз в неделю.
Новый сервис был запущен FESCO в целях увеличения объемов перевозок транзитных грузов по России и расширения географии сервисов компании. Создание новых маршрутов с использованием мощностей Калининградской области позволяет FESCO предлагать не только сухопутные контейнерные перевозки, но и мультимодальные сервисы через морские порты Балтийск и Калининград, которые будут запущены в рамках совместного проекта компаний FESCO и DB Cargo.
Для осуществления перевозок между Чжэнчжоу и Гамбургом уже имеется два сухопутных сервиса FESCO – через российский Дальний Восток и Монголию. Транзитное время на маршруте через пограничный переход Гродеково (Приморский край)/Суйфэньхэ (Китай) составляет 18 дней, транзит через Эрлянь/Замын-Ууд/Наушки – 14 дней. Обычно перевозки между Китаем и Европой выполняются с помощью интермодальных сервисов через порт Владивосток. [20191227ЕШ]
3
МО3568. Port of Hamburg, Nov. 6, 2019 (Germ.)
Рано или поздно, но СУБСИДИРОВАНИЕ Ж.-Д. ПЕРЕВОЗОК КОНТЕЙНЕРОВ ПО МАРШРУТУ НОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ (THE NEW SILK ROAD) ПРИДЁТСЯ ПРЕКРАТИТЬ, но уже сегодня идут дискуссии, в рамках которых одни предлагают их остановить, другие – замедлить, квалифицировать эти перевозки между Китаем и Европой «раздутым пузырём». А третьи предлагают ещё больше расширить, прогнозируя, что так оно и будет, и в любом случае, по крайней мере, полностью эти перевозки не прекратятся. У всех мнений и прогнозов есть свои сторонники, которые выступили на вебинаре RailFreight Webinar, в рамках встречи the European Silk Road Summit в Venlo в Нидерландах.
К тому времени, когда дело дойдёт по прекращения субсидирования, рынок этих перевозок будет совсем другим, но в любом случае ж.-д. контейнерным перевозкам, чтобы сохраниться на достигнутом уровне, придётся доказать свою конкурентоспособность. Сегодня эти перевозки конкурентоспособны исключительно благодаря щедрым китайским федеральным и провинциальным правительственным субсидиям, доходящим до 500 ам. дол. за перевозку одного контейнера, и именно благодаря им они значительно выросли в объёмах.
Если эти субсидии убрать, то многие грузоотправители снова предпочтут перевозки контейнеров морским или воздушным транспортом, ибо всё упирается в цены. Для того чтобы сохранить ценовую конкурентоспособность понадобятся инновационные подходы к логистике этих перевозок. К 2027 г. объёмы перевозок контейнеров на ж.-д. маршруте Нового Шёлкового пути могут вырасти по самым скромным прогнозам на 72%, но принимая во внимание нынешние темпы их роста, все 215% как считает Александр Лабинский (Alexander Labinsky) из Prognos. Например, грузовой трафик на маршруте вырос в объёмах на 160%, а в 2018 г. на 35% в годовом исчислении, так как увеличилось количество блочных контейнерных поездов и платформ, из которых они составлялись, расширился географический охват европейских городов.
Но многие считают, что темпы роста расширения этих перевозок снижаются, и в настоящее время большего их расширения ожидать не приходится, тем более, как предупредил президент компании InterRail Holding в окт. 2019 г. транспортные расходы повысятся. Для логистических компаний здесь непочатый край творческой работы. [20191227АП]
СУХОГРУЗНЫЙ ТРАМПОВЫЙ РЫНОК
МО3569. The Maritime Executive, Nov. 3, 2019 (UK)
ИНДИЯ ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ИМПОРТ РОССИЙСКОГО КОКСУЮЩЕГОСЯ УГЛЯ, начать импортировать его по Северному морскому пути и участвовать в совместных проектах по его добыче в России. Договоренности об этом были достигнуты с делегацией из Индии в составе министра нефти, природного газа и стали Индии Dharmendra Pradhan и представителей компаний JSW Steel, Tata Steel, Coal India Limited, Steel Authority of India Limited, Oil and Natural Gas Corporation, Bharat Petroleum, Indian Oil Corporation и Engineers India Limited во время их визита во Владивосток.
4
Компания Tata Steal уже импортирует коксующийся уголь из России для индийских электростанций, но Индия нуждается в 70 млн. т коксующегося угля, прежде всего, для своей алюминиевой промышленности. Индия – вторая в мире страна по объему импорта угля. К 2030 году она планирует довести производство стали до 3 млн. т в год, для чего ей необходимо увеличить закупки угля. Но она также заинтересована и в участии в совместных проектах по добыче энергетического угля.
Г-н Pradhan встретился с администрацией п. Восточный, одного из старейших и круглогодично действующих портов на ДВ России. Этот порт специализируется на переработке угля и может принимать у причала крупнотоннажные суда. Индия готова инвестировать в расширение мощностей порта в целях увеличения объемов поставок угля в Индию.
Как заявил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию ДВ и Арктики Сергей Тырцев, ДВ федеральный округ России занимает 2-е место по добыче угля в России: здесь добывают уголь в 10 регионах. Он отметил, что Индия импортировала 230 млн. т в 2018 году, но только около 4,5 млн. т поступило из России. По его мнению, поставки угля из России можно увеличить в шесть раз и довести объем экспорта угля в Индию до 28 млн. т в год к 2025 году. Помимо ДВ, немалый потенциал добыча угля имеет на севере, где в настоящее время реализуется несколько крупных проектов, включая Vostok Coal на п-ве Таймыр. Vostok Coal планирует добывать 30 млн. т угля в год с месторождения и строит порты и другую инфраструктуру. Vostok Coal подписала с индийской Coal India Limited соглашение о совместном участии в добыче угля.
Добыча угля на п-ове Таймыр и его экспорт по Северному морскому пути – ключевое звено плана Владимира Путина по расширению грузовых перевозок на российском арктическом маршруте. Добиться поставленной им цели увеличить объемы грузовых перевозок на маршруте до 80 млн. т в год без таймырского угля будет невозможно. [20191227ЕШ]
МО3570. Reuters, Nov. 26, 2019 (UK)
ЦЕНЫ НА РОССИЙСКУЮ ПШЕНИЦУ ВЫРОСЛИ после того, как Египет, крупнейший покупатель российской пшеницы, закупил её внушительную грузовую партию. Цены на пшеницу из Сибири резко подскочили на волне повышения спроса со стороны Казахстана.
Госагентство Египта закупило 465 000 т пшеницы в ноябре 2019 г., в том числе 345 000 т в России и 120 000 т на Украине. По данным базирующейся в Москве российской консультативной аналитической компании ИКАР/IKAR, экспортная цена пшеницы из России с содержанием протеина в 12,5% с перевозкой на условиях ФОБ из порта Чёрного моря на конец ноября 2019 г. составляла USD 207 за тонну. По данным другой ведущей московской российской консультативной аналитической компании СовЭкон/SovEcon, она составляла USD 208,5 за тонну, а ячменя – USD 187.
С начала маркетингового сезона 2018/2019 г. по начало маркетингового сезона 2019/2020 г. 1 июля 2019 г. Россия экспортировала 19 млн. т зерна, включая 16,6 млн. т пшеницы, при этом в сумме экспорт зерна в годовом исчислении снизился на 15%.
5
Российские фермеры уже высеяли озимые сорта зерна на площади в 18,2 млн. га, или на 103,9% от ранее запланированных площадей. Несмотря на недавнюю засуху, дожди и тепло позволили озимым схватиться ещё до прихода зимы. [20191226 АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО3571. Reuters, Nov. 11, 2019 (UK)
В октябре 2019 года КИТАЙСКИЙ ИМПОРТ СЫРОЙ НЕФТИ УВЕЛИЧИЛСЯ на 11,5% в годовом исчислении до рекордно высокого уровня, тогда как ИМПОРТ ПРИРОДНОГО ГАЗА, НАПРОТИВ, УПАЛ В ГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ на 10,6%, впервые с нояб. 2016 г. Согласно официальным данным таможни, Китай, крупнейший в мире импортер нефти, ввез в окт. 2019 г. 45,51 млн. т сырой нефти, что эквивалентно 10,72 млн. барр./сут., по сравнению с 10,04 млн. барр./сут. в сент. 2019 г. Импорт за первые 10 месяцев 2019 г. составил 414,55 млн. т, или 9,95 млн. барр./сут., что на 10,5% больше, чем годом ранее. Как отметил Joey Chen, консультант FGE, достигнутые в августе высокие коэффициенты прибыльности побудили как национальные нефтяные компании, так и независимые компании увеличить свои закупки нефти, которые в основном были отражены в октябрьских данных.
При этом конкуренция между нефтеперерабатывающими предприятиями в Китае возросла в условиях падения спроса на топливо на внутреннем рынке и замедлением темпов экономического роста. Прибыль Sinopec Corp, которая является ведущей нефтеперерабатывающей компанией в Азии, в третьем квартале 2019 года упала на 35% в годовом исчислении, а прибыль компании PetroChina – на 58%. По прогнозам исполнительного директора компании PetroChina, внутренний рынок топлива будет оставаться вялым в четвертом квартале.
Как прогнозируют, импорт СПГ в Китай в 2019 году вырастет на 17%. Это на треть меньше, чем в 2018 году, что свидетельствует о замедлении темпов государственной программы по переводу отопления жилого сектора с угля на газ. [20191227ЕШ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО3572. American Shipper, Oct. 31, 2019 (US)
КИТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДОХОДНАЯ COSCO SHIPPING после поглощения гонконгской компании Orient Overseas Container Line (OOCL) СТАЛА ТРЕТЬЕЙ В МИРЕ ПО КОНТЕЙНЕРНОЙ ВМЕСТИМОСТИ СВОЕГО ФЛОТА. Ее доходы в третьем квартале 2019 года выросли на 7%, а объем перевозок – на 2%.
COSCO Shipping Holdings Co. Ltd. зарегистрировала в третьем квартале 2019 года операционную прибыль в размере 1,57 млрд. юаней (USD221 млн.), что более чем в два раза превышает 600 млн. юаней, заработанных ею в третьем квартале 2018 года. Чистая прибыль компании составила 1,356 млрд. юаней против 1,36 млрд. юаней в тот же период 2018 года. Суммарный доход составил 39,51 млрд. юаней против 37,05 млрд. юаней в тот же период годом ранее.
COSCO Shipping Holdings является материнской компанией COSCO Shipping Lines, ей также принадлежит 75% акций компании Orient Overseas
6
(International) Ltd. (OOIL), которая, в свою очередь, является материнской компанией Orient Overseas Container Line (OOCL). COSCO Shipping Holdings приобрела OOIL в 2018 году. Согласно Alphaliner, в настоящее время в рейтинге крупнейших в мире контейнерных судоходных компаний COSCO Shipping Holdings занимает третье место после датской Maersk Line и швейцарской Mediterranean Shipping Co.
В апреле 2019 г. COSCO Shipping Holdings по требованию правительства США продала свой Long Beach Container Terminal в порту Лонг-Бич в Калифорнии, один из самых технологически продвинутых в США, за USD 1,78 млрд. инвестиционному инфраструктурному фонду Macquarie Group. [20191227ЕШ]
МО3573. The Maritime Executive, Nov. 1, 2019 (UK)
Ocean Network Express (ONE) – перевозчик, созданный в результате объединения контейнерных операций японских судоходных компаний NYK, MOL и K Line), – ИЗВЕСТИЛА О ТОМ, ЧТО ВЕРНУЛАСЬ К ПРИБЫЛЬНОСТИ. По итогам третьего квартала 2019 года, закончившегося 30 сентября, прибыль ONE составила USD 121 млн. против USD 192 млн. убытков в аналогичный период предыдущего года.
В первый год своей деятельности ONE претерпела значительные неудачи из-за сложностей, связанных с интеграцией booking systems (систем резервирования грузов) и операций трех компаний. По данным NYK, крупнейшего акционера ONE, объемы перевозок и факторы загрузки судов упали сразу же после начала деятельности новой компании. Хотя впоследствии ситуация улучшилась, этого было недостаточно, чтобы компенсировать ранние потери.
Убытки ONE за полный первый год работы составили около USD 580 млн. В результате пришлось осуществить кадровые замены в ее руководстве. Кроме того, компания сократила эксплуатационные издержки за счет снижения расхода топлива, оптимизации грузовой базы и сокращения накладных расходов. ONE вынуждена была приостановить перевозки на одной из линий между Азией и вост. поб. США до марта 2020 года, а в перевозках, обслуживающих юго-западную часть Тихого океана, разместить контейнеровозы меньшего класса. В настоящее время объемы перевозок компании увеличились, улучшилась и загрузка судов по сравнению с уровнями 2018 года. В третьем квартале загрузка контейнеровозов компании ONE на основных маршрутах Азия – Северная Америка составила около 95% в обоих направлениях.
Перспективы на следующие три месяца не такие позитивные. В 4-м квартале ONE ожидает убытки в размере USD66 млн. как следствие ухудшения спотовых фрахтовых ставок и замедления мировой торговли. В результате, прибыль за весь год снизится до USD 60 млн. [20191227ЕШ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО3574. MarineLink, Oct. 29, 2019 (US)
Японская судостроительная KAWASAKI HEAVY INDUSTRIES LTD. (KHI) поставила 29 октября 2019 года китайской судоходной компании Gramos
7
Navigation БАЛКЕР GRAMOS КЛАССА ULTRAMAX, 61 000 т двт. Судно было передано его владельцу на судоверфи Nantong COSCO KHI Ship Engineering (NACKS), которой KHI управляет совместно с китайской China COSCO Shipping.
На судне ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, которые снижают как расход топлива, так и выбросы CO2, что соответствует требованиям второго этапа индекса энергетической эффективности конструкции судна (Energy Efficiency Design Index (EEDI) Phase 2).
Балкер Gramos, который будет работать под флагом Барбадоса (Barbados), классифицирован классификационным обществом Lloyd’s Register of Shipping. Длина корпуса составляет 199,9 м, ширина – 32,24 м. Судно способно разместить экипаж из 25 человек.
Палуба судна идет на одном уровне от носа до кормы. Имеется пять грузовых трюмов для перевозки зерна, угля, руд и стальной продукции. По центру палубы между люковыми закрытиями установлены четыре крана грузоподъемностью по 30 т, что позволит судну заходить в морские порты, не имеющие собственного перегрузочного оборудования.
На судне используются различные технологии, обеспечивающие максимальную экономию топлива, в том числе энергосберегающий главный двигатель с электронным управлением, носовую часть, которая специально разработана для снижения сопротивления волн, гребные винты с высокой пропульсивной эффективностью, конфигурация корпуса включает the Kawasaki rudder bulb system with fins (RBS-F) и semi-duct system with contra fins (SDS-F). [20191227 ЕШ]
МО3575. Gunvor, Nov. 26, 2019 (Sw.)
Компания-оператор танкеров-газовозов СПГ Flex LNG Ltd. (исполнительный директор Ёйстен Каллеклев (Flex LNG Management AS CEO Øystein M. Kalleklev)) известила о том, что одна из её дочерних компаний взяла в долгосрочный фрахт сроком на 10 лет (с подтверждёнными пятью годами) строящийся южнокорейской компанией DSME борт 2479 (hull 2479) одного из самых продвинутых в технологическом отношении танкеров-газовозов СПГ (LNGC) мира. Контракт, вступающий в силу с августа 2022 г. по поставке танкера-газовоза СПГ класса 173 400 куб. м с двухтактным низкооборотным двигателем ME-GI с судоверфи, был заключён с Clearlake Shipping Pte Ltd – одной из дочерних компаний глобального торгового дома Gunvor Group Ltd.
СУДНО, которое планируется назвать Flex Artemis, БУДЕТ ОБОРУДОВАНО СИСТЕМОЙ ПОВТОРНОГО СЖИЖЕНИЯ ИСПАРЕНИЙ СПГ a Full Reliquifaction System (FRS), что за счёт минимального в 0,035% в сутки уровня испарения СПГ в грузовом пространстве, обеспечит значительную гибкость в его эксплуатации. Торговый дом Gunvor Group Ltd. широко вовлечён в торговлю и перевозки СПГ на спотовом рынке в мире. [20191226 АП]
8
СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА
МО3576. Marine Link, Nov. 20, 2019 (US)
Судовладелец и оператор балкеров из Германии, судоходная Oldendorff Carriers (исполнительный директор Петер Твисс (Oldendorff CEO, Peter Twiss)) подписала с Центром битов и атомов (Center for Bits and Atoms (CBA))(диренктор Нил Гершенфельд (CBA Director Neil Gershenfeld)) МАССАЧУСЕТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (the Massachusetts Institute of Technology’s (MIT)) СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ В НАПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НОВАТОРСКОГО СИЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ЧИСТОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ-ЭФФЕКТИВНОГО СУДНА. Речь идёт о судне, отвечающем по указанным параметрам требованиям ИМО на период с 2030 по 2050 гг.
Первоначально планируется исследовать возможности повышения гидродинамической эффективности корпуса судна с учётом опыта проектирования в авиа- и автомобилестроении и найти альтернативные источники энергии. Необходимость выхода за пределы сугубо корабельного проектирования обосновывается необходимость более полной интеграции формы и функции корпуса. Проект нового судна будет оцифрован, как и материалы, из которых оно будет строиться, по тому же типу, как оцифровывается состоящий из аминокислот биологический материал. Только применительно к судовым корпусам в качестве базовых элементов для оцифровки выступят такие элементы «умного» корпуса, как morphing structures, hydrodynamic cloaking, moving boundary layers и альтернативные источники энергии.
Это призвано помочь создать корпусной материал с прорывными (disruptive) свойствами, целостной гетерогенной функциональностью, возможностью сборки и разборки корпуса в течение всего срока эксплуатации судна, которое будет отличаться минимальным воздействием на морскую окружающую среду. По данным Clarkson Research, только 30% судов мирового торгового флота можно сегодня признать экологически-дружественными, eco-судами.
С 2013 г. судоходная компания Oldendorff Carriers инвестировала USD 3 млрд. в 90 новых экологически-чистых судов, построенных в Китае, Южной Корее и Японии. И сегодня более 95% балкеров компании, собственных, а также отфрахтованных и взятых бэрбоут-чартер, являются энергетически-эффективными eco-судами с сокращёнными эмиссия СО2 и низким расходом бункера. Средний возраст 116 судов компании не превышает 4,5 лет.
CBA – междисциплинарный научный центр на стыке физики и вычислительной техники (computer science), один из пионеров цифровизации производства и изделий, материалов, робототехники, биоматериалов и проектов. [20191227АП]
9
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО3577. Hong Kong Shipping Gazette, Nov. 4, 2019 (HK)
К концу марта 2020 года должен прекратить свою деятельность ПОСЛЕДНИЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ UNIPORT, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В ЧЕРТЕ ГОРОДА РОТТЕРДАМ, ТАК КАК НЕ ВЫДЕРЖАЛ КОНКУРЕНЦИИ с контейнерными терминалами района Maasvlakte.
Последним событием, подтолкнувшим Steinweg Handelsveem, которая является оператором терминала, принять решение о его закрытии, по всей видимости, стал запланированный уход трех сервисов судоходной компании CMA CGM (PAD, NBX and Nefgui) к терминалу Rotterdam World Gateway в портовой зоне Maasvlakte II. Как сообщает британское деловое издание WorldCargo News, в результате ухода этих сервисов грузооборот UNIPORT снизится до менее 200 000 контейнеров в год. Для оператора терминала Steinweg Handelsveem это – “красная линия”, свидетельствующая о нежизнеспособности терминала. Несколько ранее от услуг терминала UNIPORT отказалась компания Maersk, однако у него все еще остается один крупный клиент – Eimskip. Расположенный на площади в 54 га терминал UNIPORT имеет пропускную способность в 700 000 ед. дфэ в год, длина его причальной стенки составляет 2 400 м.
Ulf Boll, генеральный директор Steinweg, пообещал предоставить новые рабочие места персоналу терминала, который насчитывает более 200 человек. Компания Steinweg Handelsveem вынуждена решать вопрос трудоустройства персонала терминала самостоятельно, так как она не подписала в 2016 году социального соглашения, как это сделали другие операторы контейнерных терминалов порта Роттердам. Это соглашение защищает докеров от потери работы в результате открытия двух новых контейнерных терминалов в портовой зоне Maasvlakte II.
UNIPORT, который был пущен в эксплуатацию в 1968 году как Unitcentre, является вторым глубоководным терминалом, открытым в морском порту Роттердам, после ECT (1966). [20191227ЕШ]
СУДОСТРОЕНИЕ, РЕМОНТ И СЛОМ СУДОВ
МО3578. My Steel, Nov. 21, 2019 (Inet)
Cогласно данным национальной судостроительной ассоциации Китая China Association of the National Shipbuilding Industry (CANSI), в январе-октябре 2019 г. КИТАЙСКИЕ СУДОСТРОИТЕЛИ ПОЛУЧИЛИ 21,2 млн. т двт НОВЫХ ЗАКАЗОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО СУДОВ, ИЛИ НА 25,6% МЕНЬШЕ по сравнению с прошлым годом. В октябре 2019 г. они получили судостроительных заказов на 54% меньше в годовом исчислении, или 1,72 млн. т двт.
Количество экспортных судостроительных заказов за 10 мес. 2019 г. сократилось в годовом исчислении на 22,1% до 19,7 млн. т двт. Доля экспортных заказов составила 93% от их общего количества. [20191227 ГЕ]
МО3579. Yonhap, Nov. 26, 2019 (R.O.K.)
Южнокорейская судостроительная SAMSUNG HEAVY INDUSTRIES CO., 2-я в мире по портфелю заказов, получила ОЧЕРЕДНОЙ ЗАКАЗ НА ТАНКЕР-ГАЗОВОЗ СПГ
10
СТОИМОСТЬЮ В USD 1,5 МЛРД. Заказ разместил судовладелец из Евразии. Судно должно быть построено к сентябрю 2022 г. Портфель заказов компании с начала 2019 г. оценивается в USD 9,6 млрд., что на 88% соответствует плановым показателям на 2019 г., установленным на отметке в USD 7,8 млрд. В 2018 г. Samsung Heavy Industries Co. получила новых судостроительных заказов стоимостью USD 6,3 млрд. [20191227 ГЕ]
МО3580. Yonhap, Nov. 13, 2019 (R.O.K.)
В октябре 2019 года ЮЖНАЯ КОРЕЯ ВЕРНУЛА СЕБЕ ПЕРВЕНСТВО НА МИРОВОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ЗА СЧЕТ ЗАКАЗОВ НА CУДОА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СПГ. В период январь – октябрь 2019 года Южная Корея получила 32 из 35 размещенных в мире заказов на строительство СПГ-танкеров.
В октябре 2019 года южнокорейские судостроительные компании, среди которых лидировала Hyundai Heavy Industries Co., получили новых заказов в объеме 1,29 млн. компенсированных регистровых тонн (CGT), или 17 судов. Это составило 86% от суммарного мирового объема судостроительных заказов, согласно данным лондонской аналитической компании Clarkson Research Services Ltd. Это первый раз в 2019 году, когда объем полученных судостроителями Южной Кореи за один месяц заказов превысил отметку в 1 млн. CGT.
Что касается Китая, который лидировал в мире в сентябре 2019 года, то он смог получить в октябре новых судостроительных заказов в объеме только 150 000 CGT, или 8 судов.
За первые 10 мес. 2019 года судостроители Южной Кореи получили 6,95 млн. CGT новых заказов суммарной стоимостью в USD 15,9 млрд., тогда как их китайские конкуренты – 6,11 млн. CGT суммарной стоимостью в USD 13,6 млрд. Тем не менее, по портфелю заказов Китай сохранил за собой первенство – 26,42 млн. CGT, затем следуют Южная Корея (21,32 млн. CGT) и Япония (11,91 млн. CGT). [20191227ЕШ]
МО3581. Pulse, Nov. 27, 2019 (R.O.K.)
Согласно информации британской аналитической компании CLARKSON RESEARCH SERVICES, СРЕДНЯЯ ЦЕНА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ТАНКЕРА-ГАЗОВОЗА СПГ СОСТАВЛЯЕТ USD 186 МЛН.
Ведущими судостроителями танкеров-газовозов СПГ в мире стали ведущие южнокорейские судостроительные компании Samsung Heavy Industries, Hyundai Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME).
Компания Samsung Heavy Industries получила с начала 2019 г. по настоящее время контракты суммарной стоимостью в USD 4 млрд. на строительство танкеров-газовозов СПГ против USD 3,3 млрд. (18 танкеров-газовозов СПГ) за полный 2018 г. Поставка танкеров-газовозов СПГ заказчиками с судоверфей компании начнётся с сентября 2022 г.
Портфель заказов компании на строительство судов всех типов с начал 2019 г. оценивается на текущий период времени в USD 6,9 млрд. против USD 6,3 млрд. за полный 2018 г. Плановый показатель привлечения заказов на новый тоннаж компании составляет USD 7,8 млрд., или выполнен на 88%.
11
С начала 2019 г. Hyundai Heavy Industries получила заказы на строительство 11 танкеров-газовозов СПГ суммарной стоимостью в USD 2,09 млрд., а DSME – USD 1,7 млрд. В сумме все три ведущие судостроительные компании Южной Кореи получили заказов на строительство танкеров-газовозов СПГ в USD 7,79 млрд. против USD 11,35 млрд. в 2018 г.
По данным Clarkson Research Services, южнокорейские судостроители в октябре 2019 г. имели портфель заказов в 1,29 млн. компенсированных регистровых тонн (CGT), или львиную долю от мирового портфеля заказов в 1,5 млн. CGT. В годовом исчислении портфель заказов судостроителей Южной Кореи в октябре 2019 г. подскочил на 324%, и впервые в 2019 г. превысил 1 млн. CGT в мес. В денежном выражении он в годовом исчислении вырос в октябре 2019 г. на 287% до USD 2,6 млрд.
В отличие от южнокорейских китайские судостроители имеют проблемы с качеством танкеров-газовозов СПГ, и потому они менее привлекательны для заказчиков. Впрочем, речь идёт не только танкерах-газовозах СПГ, коль скоро с января по октябрь 2019 г. южнокорейские судостроители привлекли 6,95 млн. CGT судостроительных заказов, а китайские – 6,11 млн. CGT.
Самым проблемными заказами для судостроителей Южной Кореи сегодня выступают заказы на буровые суда (drill ships), так как размещённые на их строительство заказы регулярно подвергаются канцеллингу, в связи с неблагоприятными прогнозами относительно мировых цен на нефть. Например, швейцарская компания Transocean отменила заказы на строительство двух буровых судов на судоверфи компании Samsung Heavy Industries в октябре 2019 г., а норвежская Northern Drilling – одного в том же месяце. [20191226 АП]
МО3582. Xinhua, Nov. 27, 2019 (PRC)
Произошло СЛИЯНИЕ ДВУХ КРУПНЕЙШИХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ КИТАЯ – China Shipbuilding Industry Corporation и China State Shipbuilding Corporation Limited. В состав этих групп входят 147 НИИ, судоверфей и дочерних акционерных компаний с имуществом и активами на 790 млрд. юаней (около 112,29 млрд. ам. дол.) и персоналом в 310 000 чел.
Большей судостроительной и судоремонтной базы в Китае нет ни у кого, а имеющейся у них потенциал научно-исследовательских разработок даёт возможность производить морское оборудование в соответствии с международными техническими стандартами и международными конвенциями по безопасности мореплавания.
В то же время по сравнению с судостроением в Ю. Корее, Японии и странах Запада китайское судостроение отстаёт по уровню технологического развития и производству судов с высокой добавленной стоимостью. К негативным моментам китайского судостроения придётся также отнести и избыток его производственных мощностей. Отсюда вывод: судостроение Китая нуждается в модернизации при том, что именно оно преимущественно обеспечивает сегодня международный торговый флот типовым тоннажем грузовых сухогрузных и наливных судов. Кроме того,
12
оно также нуждается в оптимизации своей структуры и расширении сектора высокотехнологичных судов в целях сохранения и повышения конкурентоспособности на мировом уровне. [20191226 АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО3583. Marine Link, Nov. 18, 2019 (US)
МАЛАЙЗИЯ, третья экономика Юго-Восточной Азии, также, как и многие другие страны и морские порты мира (Сингапур, Фуджайра в ОАЭ, частично Китай), ЗАПРЕТИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА СУДАХ В СВОИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ ГАЗОПРОМЫВАТЕЛЕЙ (OPEN-LOOP SCRUBBERS) С ОТКРЫТЫМ КОНТУРОМ. Судам запрещён сброс в море вод, использовавших для промывки газовых эмиссий. Суда должны использовать газопромыватели закрытого контура, или гибридные, которые предполагают накопление отработанных вод и их безопасную для морской окружающей среды выгрузку в морских портах. [20191227АП]
РАЗНОЕ
МО3584. The Maritime Executive, Nov. 4, 2019 (UK)
К установке на морском шельфе Европы, в 10 морских милях от побережья Viana do Castello в Португалии, готова САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПЛАВУЧАЯ, ПОЛУПОГРУЖНАЯ ВЕТРЯНАЯ ТУРБИНА мощностью в 8,4 мегаватт, спроектированная калифорнийской компанией Principle Power (главный технический директор Стивен Баррас (Principle Power CTO Steven Barras)). Куратор – американское классификационное общество ABS. (Председатель, президент и исполнительный директор Кристофер Верницкий (ABS Chairman, President & CEO Christopher J. Wiernicki).
Проект морской ветряной установки WindFloat Atlantic выполняется консорциумом Windplus в составе EDP Renováveis, ENGIE, Repsol и Principle Power. Морская ветряная установка должна быть пущена в эксплуатацию в конце 2019 г. Ранее в 2011 г. у побережья Португалии была размещена морская ветряная энергетическая установка WindFloat 1. Преимуществом плавучих ветряных энергетических установок выступает то, что они могу устанавливаться при любой глубине в отличие от фиксированных. При этом, однако, их до сих пор швартуют на мелководье, а с повышением их мощности выше 10 мегаватт они смогут составить конкуренцию фиксированным ветряным установкам на морском шельфе.