Инфобюллетень № 44 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2783. TheNews, Oct. 5, 2018 (Pak.)
ПАКИСТАН – ОДИН ИЗ ТРЕХ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ РАЗДЕЛКИ НА ЛОМ УСТАРЕВШИХ СУДОВ международного торгового флота. В этом отношении он опережает Китай. Пакистан, по данным доклада Review of Maritime Transport 2018 Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development – ЮНКТАД), в 2017 году разделал на лом судов в объеме 3,459 млн. т против 3,445 млн. т в Китае. Мировыми лидерами на этом рынке являются Индия и Бангладеш, их показатели в 2017 году составили соответственно 6,323 млн. т и 6,260 млн. т. В докладе отмечается, что если 90% новых судов строится в мире в Китае, Южной Корее и Японии, то 79% устаревших судов утилизируются в Южной Азии, а именно в Бангладеш, Индии и Пакистане.
В 2017 году в мире было разделано на лом судов в объеме 22,916 млн. т. Расширение флота было незначительным, в перевозки поступило новых судов в объеме 42 млн. т, что эквивалентно умеренным темпам роста в 3,3%. В 2017 году Пакистан разделал на лом балкеров в объеме 2,527 млн. т, контейнеровозов в объеме 748 тыс. т, судов для перевозки генеральных грузов в объеме 102 тыс. т, судов снабжения морских платформ по добыче нефти и газа на морском шельфе в объеме 77 тыс. т, паромов и пассажирских судов в объеме 5 тыс. т. При этом не было продано на лом ни одного нефтетанкера, газавоза, танкера-химовоза.
Азия, как отмечается в докладе ЮНКТАД, стала лидером мировой торговли и судоходства. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточено более 42% мировых морских портов, на их долю приходится 60% заходов судов в мире, при этом на долю одного Китая – 19% заходов судов международного торгового флота. В портах этого региона перерабатывают почти 2/3 мировых контейнерных грузов.
Через порты мира проходит 80% грузов международной торговли, при этом 2/3 от этого объема загружаются и выгружаются в морских портах развивающихся стран. ЮНКТАД прогнозирует темпы роста мировой контейнерной торговли на 2018 год в 6,4% в год и 6% в последующие пять лет. В 2017 г. мировые судоходные контейнерные перевозки принесли прибыль в 7 млрд. ам. дол. [20181102ЕШ]
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
МО2784. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 5, 2018 (HK)
Еврокомиссия приступила к опросу всех заинтересованных сторон, которым приходится иметь дело с обслуживанием, предоставляемым КОНСОРЦИУМАМИ ЛИНЕЙНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ОПЕРАТОРОВ, для вынесения решения о целесообразности продлении традиционного для объединений судоходных перевозчиков контейнеров РЕЖИМА ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ-ПОД ДЕЙСТВИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, срок действия которого истекает 25 апреля 2020 года.
Еврокомиссия пытается выяснить, не нарушают ли консорциумы контейнерных операторов, пользуясь антитрестовским иммунитетом, свободу конкуренции в морских перевозках контейнеров и не пришла ли пора отменить действие статьи Article 101(1) `Consortia Block Exemption Regulation` в законодательстве Евросоюза Treaty on the Functioning of the European Union, предоставляющей им антитрестовский иммунитет.
3
Данная статья разрешает судоходным контейнерным перевозчикам при условии, что их суммарная рыночная доля не превышает 30% в перевозках, заключать соглашения о сотрудничестве и организации совместных контейнерных перевозок. Как сообщает американское издание American Shipper, в Евросоюзе осознают пользу консорциумов судоходных контейнерных операторов, которые обеспечивают своим клиентам выгоду от повышения качества обслуживания и эффективности перевозок, если они не монополизируют рынка
По данным Blue Water Recording, консорциум Ocean Alliance, в состав которого входят судоходные контейнерные CMA CGM, Casco Shipping, OOCL и Evergreen, имеет рыночную долю в 40% на маршруте Северная Европа – Азия. Доля консорциума 2M Alliance, созданного компаниями Maersk и MSC, составляет 32%, а консорциума THE Alliance в составе Happag-Lloyd, Ocean Network Express и Yang Ming – 26%. На маршруте Северная Европа – Северная Америка рыночные доли работающих здесь консорциумов следующие: консорциуму 2M Alliance принадлежит 50%, THE Alliance – 30%, Ocean Alliance – 16%.
Точка зрения грузоотправителей по этому вопросу уже выражена в последнем ежегодном докладе форума Global Shippers Forum (GSF), в котором отмечается, что последствием этой консолидации для грузоотправителей является сокращение числа линий контейнерных перевозок, что оборачивается сокращением выбора перевозчика, и ограничением конкуренции между перевозчиками.
В этих условиях GSF выступает за ревизию антимонопольного законодательства. Вероятно, регулирующим органам Евросоюза придется для этого пересмотреть действующие процедуры регулирования рынка морских контейнерных перевозок, чтобы обеспечить эффективную конкуренцию в интересах грузоотправителей и, в конечном счете, и их клиентов. [20181102ЕШ]
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА
МО2785. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 5, 2018 (HK)
ИРАНСКАЯ СУДОХОДНАЯ Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) ПЕРЕДАЛА четыре построенных для неё южнокорейской судостроительной группой КОНТЕЙНЕРОВОЗА КЛАССА 14 500 ЕД. ДФЭ СВОЕМУ КИТАЙСКОМУ ПАРТНЁРУ по совместному предприятию, шанхайскому несудоходному оператору Reach Holding Group, опасаясь, что в условиях ввода против неё санкций США, они найдут занятости, если не будут оформлены как чужая собственность.
Грузополучатели рискуют нарваться на штрафные санкции Минфина США (the US Treasury Department) в случае фрахтования судов, судовладельцем которых выступает IRISL. Компания Reach Holding Group – диверсифицированная логистическая группа и оператор сети отелей, а СП с IRISL в Китае было организовано в 2017 г. [20181102АП]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2786. MarineLog, Sept. 25, 2018 (US)
На итальянской судоверфи Vittoria Shipyard в Adria спущен на воду БУКСИР “Рим-Москва” (Rome-Moscow), который она строит для России за 8 млн. евро. Судно предназначено ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО УТИЛИЗАЦИИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ. Судоверфь выиграла тендер на строительство буксира,
4
объявленный в 2016 году министерством экономического развития Италии в рамках подписанного между Россией и Италией соглашения об утилизации ядерных отходов.
Буксир спроектирован и построен в соответствии с требованиями качества и безопасности Российского морского регистра судоходства и условиями его предстоящей работы в суровых погодных условиях Баренцева моря.
Буксир рассчитан на эксплуатацию при температуре ниже 10 градусов Ц. и имеет гарантию того, что в периоды зимних стоянок у причала жилые помещения для экипажа будут сохранять тепло даже при температуре минус 34 градусов Ц. Судну присвоен ледовый класс ICE2.
Тяговое усилие буксира на швартовах (bollard pull) составляет 64 т, а динамическое тяговое усилие – 54 т, скорость – 12,5 уз. Судно оснащено двумя высокоскоростными дизельными двигателями. [20181102ЕШ]
МО2787. World Maritime News, Oct. 5, 2018 (Netherlnds.)
Многоцелевой морской грузовой КОМПЛЕКС БРОНКА (Multipurpose Sea Cargo Complex Bronka (MSCC), самый крупный развивающийся портовый комплекс порта Санкт-Петербург, ПЛАНИРУЕТ ВКЛЮЧИТЬ ОТГРУЗКУ СПГ В КАЧЕСТВЕ БУНКЕРА НА СУДА В ПЕРЕЧЕНЬ СВОИХ УСЛУГ. Меморандум о сотрудничестве по реализации этого проекта на 8-м международном газовом форуме в Санкт-Петербурге (the 8th St. Petersburg International Gas Forum (SPIGF 2018) 3 октября 2018 г. подписали Николай Негодов, генеральный директор компании Fenix LLC, оператора порта Бронка, и Михаил Лихачёв, генеральный директор компании Gazprom Gas-Engine Fuel.
Стороны планируют продажу СПГ в качестве судового бункера на речные и морские суда в порту Бронка после создания соответствующей инфраструктуры, а также продвигать СПГ как автомобильное топливо для снижения негативного воздействия транспортных средства на окружающую среду.
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании Gazprom Gas-Engine Fuel рассмотрит возможность предоставления природного газа для автотранспорта, действующего на MSCC Bronka. [20181102 ГЕ]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2788. Reuters, Oct. 24, 2018 (UK)
Суточные СТАВКИ ФРАХТА В ПЕРЕВОЗКАХ ТРЁХТОПЛИВНЫМИ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОДНЫМИ (tri-fuel (газ, дизельное топливо и мазут – gas, DFO and HFO) diesel electric (TFDE)) танкерами-газовозами СПГ грузовой вместимостью 160 000 куб. м в бассейнах Тихого и Атлантического океанов достигли уровней шестилетней давности в 140 000 – 150 000 ам. дол. На конец августа 2018 г. суточные ставки фрахта для этих судов в Атлантическом бассейне равнялись 75 000 ам. дол. и в на конец сентября 2018 г. в Тихоокеанском бассейне – 95 000 ам. дол.
Повышение ставок связывается с пуском в эксплуатацию в мире новых заводов по производству СПГ, увеличением протяженности перевозок, др. Судовладельцы заинтересованы в том, что эти высокие суточные ставки фрахта из разряда спотовых перекочевали в долгосрочные контракты на обслуживание, заключаемые с грузоотправителями СПГ. Но на практике речь идёт о многомесячных, краткосрочных контрактах накануне прихода зимы, и фактор
5
зимы, сезонный фактор также способствует повышению суточных ставок фрахта в перевозках танкерами-газовозами СПГ.
Высокие суточные ставки фрахта, достигавшие 10% от стоимости самой грузовой партии СПГ, первоначально сократили число рейсов танкеров-газовозов СПГ во внутри-азиатских перевозках. Но в связи с сокращением перевозок СПГ в Китай, снижением мировых цен на нефть, появлением новых альтернативных поставщиков в Австралии, они снизились. В среднем, так как это не отменяет того факта, что в отдельных случаях суточные ставки фрахта для танкеров-газовозов СПГ в Азии достигали даже 200 000 ам. дол.
В Северо-западной Европе заметное повышение суточных ставок фрахта в морских перевозках СПГ в отличие от Азии не привело к снижению спроса на него. Напротив поставки СПГ на Европу экстраординарно возросли, и это невозможно объяснить одним только сезонным ажиотажным спросом перед наступлением зимы (an unusually high level of LNG even in the run-up to winter). Перевозки СПГ на Европу осуществляются из Катара, Африки, России, но несмотря на высокий спрос, причины которого до конца не установлены, Европа нуждается в перевозках СПГ на более коротких маршрутах, так как это гарантирует снижение уровней суточных ставок фрахта, и по меньшим закупочным ценам на СПГ. [20181110 АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО2789. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 16, 2018 (HK)
Японская объединённая судоходная контейнерная компания Ocean Network Express (ONE) ОБЪЕДИНИЛА ФИДЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ С немецкой судоходной контейнерной компанией HAPAG-LLOYD благодаря заключению с нею двустороннее соглашение Bilateral Strategic Feeder Network Cooperation Agreement. Эта консолидация с обменом контейнерной вместимости на фидерных контейнеровозах обеих компаний призвана повысить конкурентоспособность их контейнерных перевозок и качество обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.
На первоначальном этапе сотрудничество, которое началось в августе 2018 г. в Азии и планируемое на октябрь 2018 г. в Европе, распространится на ряд специальных внутри-европейских (BAX, NBS, NPX, REX, SDX, ADX, LEX) и внутри-азиатских (BHX, HAS, PID) линий перевозок. Но постепенно оно будет расширяться и на других линиях морских перевозок контейнеров.
Указанные компании участвуют в мега-консорциуме контейнерных операторов THE Alliance и осуществляют сотрудничество на рынках Латинской Америки, Африки и Индийского субконтинента. [20181102 ГЕ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2790. The Japan Times, Oct. 20, 2018 (Jap.)
Крупнейшая японская логистическая NISSIN CORP. И КИТАЙСКАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ SINOTRANS с лета 2018 г. начали СОТРУДНИЧАТЬ В СФЕРЕ БОЛЕЕ БЫСТРОЙ, ЧЕМ МОРСКАЯ, Ж.-Д. ПЕРЕВОЗКЕ КОНТЕЙНЕРОВ в рамках инициативы Пояса и пути. Точнее, они организовали пилотную морскую до Китая из морского порта Иокогама (Yokohama) в Японии и далее ж.-. перевозку контейнеров с Дальнего Востока на Западную Европу, в Гамбург, Германия, через Центральную Азию с транзитным временем перевозок в 28 дней. В процессе перевозок Nissin Corp. измеряла
6
изменения температуры, влажности, вибрации в контейнерах, чтобы убедить грузоотправителей в надёжности нового сервиса.
Из Иокогамы контейнеры морским путём доставлялись в порт Ляньюньган (Nissin Corp.) в провинции Ганьсу (Jiangsu) на восточном побережье Китая и далее следовали через весь Китай до пограничного сухопутного контейнерного терминала Хоргос (Khorgos) на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района и Китая и Казахстана. Миновав Казахстан, поезда пересекали Россию, Белоруссию и Польшу, прежде чем достичь Гамбурга. Часть этих перевозок по евроазиатскому ж.-д. лендбриджу, таким образом, приходилась на китайские транзитные перевозки China Railway Express, выполняемые китайской государственной компанией China Railway.
Цель этой компании – увеличить объёмы ж.-д. перевозок контейнеров, грузовой трафик, и чтобы компания могла этого добиться, провинциальные правительства Китая, частично субсидировали её транспортные издержки. Благодаря этому, количество контейнерных поездов, следующих из Китая в западном направлении в период между 2014 и 2017 гг. выросло почти в 12 раз до 3 673 ед. И две трети от этого числа поездов направлялись в Европу.
Китайская Комиссия национального развития и реформ поставила целью увеличить количество контейнерных поездов на евроазиатском ж.-д. лендбридже до 5 000 ед. к 2020 г. Если морские перевозки станут потенциальной жертвой какого-нибудь конфликта на Ближнем Востоке, где находится Суэцкий канал, грузоотправители Южной Кореи и Японии смогут теперь рассчитывать на наземные ж-д. перевозки контейнеров.
В настоящее время ж.-д. контейнерный транзит дороже морских перевозок в четыре раза, но в будущем их транзитное время может сократиться до 21 сут. В контейнерах из Японии в основном везут автозапчасти и товары повседневного спроса (daily necessities). Помимо пилотных перевозок, начавшихся в 2017 г., с сентября 2018 г. Nissin Corp. начала также пилотные ж.-д. контейнерные перевозки, инициированные министерство экономики Японии, который продлятся до марта 2019 г. [20181102АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2791. MarineLink.com, Oct. 25, 2018 (US)
По сообщениям Reuters, российская компания «РОСНЕФТЬ» И АМЕРИКАНСКАЯ EXXONMOBIL ПЛАНИРУЮТ СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ, создав консорциум с японской компанией SODECO и индийской компанией ONGC Videsh. Все эти компании являются участниками совместного проекта «Сахалин-1», откуда и будет поступать газ для нового завода СПГ.
Однако первоначально «Роснефть» и ExxonMobil планировали реализовать проект без привлечения партнеров из Японии и Индии. Но позднее пришли к мнению, что более широкий состав участников проекта и распределение расходов среди заинтересованных сторон позволит снизить риск санкций со стороны правительства США.
Россия имеет амбициозные планы удвоить свою рыночную долю на мировом рынке СПГ до 20% в предстоящее десятилетие. В настоящее время в России
7
имеются два завода по производству СПГ – «Ямал СПГ» компании «Новатэк» и «Сахалин-2» ПАО «Газпром». [20181109 ГЕ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2792. MarineLink.com, Oct. 19, 2018 (US)
Швейцарская судоходная круизная компания MSC CRUISES, штаб-квартира которой расположена в Женеве, приняла РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ НА МИРОВОЙ РЫНОК ПЕРЕВОЗОК В СЕГМЕНТЕ КРУИЗНЫХ СУДОВ КЛАССА ЛЮКС (the ultra-luxury cruise segment). Компания разместила заказы общей стоимостью в 2 млн. евро на четыре судна этого класса на итальянской судостроительной верфи Fincantieri.
Поставка первого круизного судна из новейших заказов намечена на весну 2023 г. Принимая во внимание новые заказы Fincantieri будет в общей сложности строить для MSC Cruises уже восемь круизных лайнеров. А всего на разных судоверфях с учётом новых судов MSC Cruises строит 17 новых круизных лайнеров общей стоимостью в 13,6 млрд. евро. Выполнение этой судостроительной программы будет полностью завершено в 2027 г.
Благодаря новым заказам MSC Cruises, судостроительная Fincantieri может рассчитывать на портфель заказов в 53 круизных судна, что подтверждает её позиции абсолютного мирового лидера в секторе строительства круизных судов. [20181109 ГЕ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2793. Yonhap, Oct. 13, 2018 (R.O.K.)
Министерство океанов и рыболовства Южной Кореи (the Ministry of Oceans and Fisheries) сообщило, что судоходная компания H-Line Shipping Co., относящаяся к разряду средних компаний в южнокорейском судоходстве, разместила заказ стоимостью около 142 млн $ на два балкера класса 180000 т, работающих на СПГ, на южнокорейской судостроительной верфи Hyundai Samho Heavy Industries Co. БАЛКЕРЫ СТАНУТ ПЕРВЫМИ СУДАМИ ЮЖНОЙ КОРЕИ НА СПГ, которые будут задействованы В МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ между Южной Кореей и АВСТРАЛИЕЙ с начала 2021 г.
Правительство страны компенсировало 9,6 млрд. вон стоимости строительства этого тоннажа, который будет отвечать вступающему в силу с 2020 г. требованию ИМО по ограничению содержания серы в судовом бункере.
Южнокорейские верфи обладают огромным опытом в строительстве танкеров-газовозов СПГ и танкеров-челноков для перевалки СПГ на суда в качестве бункера, но в строительстве судов, рассчитанных на использование СПГ в качестве бункера, у них еще нет достаточного опыта, как и в создании прибрежной инфраструктуры по бункеровке. [20181102 ГЕ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2794. MarineLog, Oct. 25, 2018 (US)
С декабря 2018 г. испанская СУДОВЕРФЬ ASTILLEROS ARMON в Хихоне (Gijón) начнёт строить по заказу судоходной компании из Испании Baleària ПЕРВЫЙ В МИРЕ РАБОТАЮЩИЙ НА БУНКЕРЕ СПГ КРУПНОТОННАЖНЫЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ-КАТАМАРАН С КОРПУСОМ ИЗ АЛЮМИНИЯ, который должен поступить в перевозки летом 2020 г. Длина его
8
корпуса составит 125 м, ширина – 28 м. Паром рассчитывается на перевозку 1200 пассажиров и 500 автомобилей (или 500 погонных метров грузовиков и 250 легковых автомобилей), что позволит ему стать самым длинным и самым вместительным по грузовому пространству грузопассажирским паромом в мире.
На судне планируется установить четыре двухтопливных главных двигателя компании Wärtsilä, мощностью каждого в 8800 кВт, что позволит ему развивать скорость в 35 узлов и максимальную – в 40 узлов. Судно стоимостью в 90 млн. евро будет оборудовано двумя танками для СПГ и иметь дальность плавания в 400 морских миль.
Новое судно является частью разработанной компанией Baleària интеллектуальной концепции, которая включает применение новых технологий, больших объемов данных и искусственного интеллекта посредством оцифровки судов и морских терминалов в интересах обеспечения энергоэффективности и обслуживания пассажиров. [20181109 ГЕ]
МО2795. Seatrade Maritime News, Oct. 26, 2018 (UK)
Поставка первого в мире и ЕДИНСТВЕННОГО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ КРУИЗНОГО СУДНА, РАБОТАЮЩЕГО НА БУНКЕРЕ СПГ, AIDANOVA с немецкой судоверфи Meyer Werft будет задержана. Судостроитель объяснил, что для обеспечения бесперебойной работы этого технологически сложного судна потребуется больше времени для тщательной проверки всех систем судна. Таким образом, ходовые испытания должны будут продвигаться, но новая дата поставки не называется.
Первоначально судно планировалось сдать в ноябре 2018 г. Оно должно было прибыть в декабре 2018 г. в Hanseatic City на Эльбе и оттуда выйти в первый круиз на Канарские о-ва. Длина корпуса судна – 337 м, ширина – 42м, тоннажный класс – 180 000 т. Судно рассчитано на 6600 пассажиров. [20181109 ГЕ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2796. Seatrade Maritime News, Oct. 17, 2018 (UK)
Сингапур планирует запустить на территории своего порта ПЕРВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ТРЁХМЕРНОЙ ПЕЧАТИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗАПЧАСТЕЙ ДЛЯ ПОРТОВОГО И СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ. Предварительное соглашение о создании такого производства на контейнерном терминале Pasir Panjang Terminal в Сингапуре было подписано между администрацией порта Сингапур the Maritime & Port Authority of Singapore (MPA) (исполнительный директор Эндрю Тань (MPA Chief Executive Andrew Tan)), корпорацией PSA Corporation, национальным центром инновационных обрабатывающих аддитивных технологий the National Additive Manufacturing Innovation Cluster (NAMIC) и компанией 3D MetalForge.
На предприятии будут размещены промышленные трёхмерные принтеры (принтеры аддитивной металлической печати), которые будут создавать необходимые детали оборудования по мере необходимости и избавят порт Сингапур, который экономит на площадях, от продолжения размещения на его территории складов с запасным оборудованием. Кроме того, порт перестанет зависть от привозных запчастей, доставка которых может потребовать от нескольких дней до недель.
9
Информация о спецификациях деталей оборудования (компьютерные файлы), которые могут потребоваться порту Сингапур, будет размещаться в цифровом виде в облаке, использующем распределённую блокчейновую технологию для безопасного хранения и передачи файлов. Печать запчастей и деталей для судов в рамках программы их трёхмерной печати будет осуществляться на основе совместного соглашения администрации порта Сингапур с судовладельческой ассоциацией Сингапура the Singapore Shipping Association (SSA). [20181102АП]
МО2797. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 20, 2018 (HK)
ПОРТ ОКЛЕНД на западном побережье США в сентябре 2018 г. зарегистрировал второй месяц роста контейнерных грузопотоков, который составил в годовом исчислении 5% (против 9,2% в годовом исчислении в августе 2018 г.). Всего в августе-сентябре порт обработал 168289 ед. дфэ контейнеров. Еще один месяц роста импорта может дать Окленду самый загруженный пиковый сезон за его 91-летнюю историю.
Администрация порта объяснила РЕКОРДНЫЙ ОБЪЁМ КОНТЕЙНЕРНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ в порту подъёмом экономики США и быстрым ростом покупательной способности населения. Тем не менее, она также предупредила, что слишком рано судить о последствиях торговой войны с Китаем. По прогнозам лондонского издания Port Technology International, в случае обострения напряженности торговая война затронет импорт на сумму в 2 млрд $.[20181109 ГЕ]
МО2798. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 20, 2018 (HK)
По сообщению испанского морского делового издания Port.Today (Малага), строительство «сделанного в Китае» (made-in-China) НОВОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА WALVIS BAY В НАМИБИИ, Западная Африка, завершено китайской компанией China Harbour Engineering Company на 85%.
Строительство контейнерного терминала началось в 2013 г. Китайская компания CCCC Guangzhou Dredging провела дноуглубительные работы, компания из Шанхая Zhenhua Port Machinery Company (ZPMC) поставила в феврале 2018 г. на терминал четыре новых контейнерных портальных крана, которые удвоят мощность с 15 контейнеров до 30 до 40 контейнеров в час.
Ожидается, что расширение Walvis Bay принесет пользу не только Намибии, но также Анголе, Южной Африке, Демократической Республике Конго и не имеющим выхода к морю странам Ботсвана, Замбия и Зимбабве.[20181109 ГЕ]
МО2799. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 31, 2018 (HK)
Китайский глобальный ОПЕРАТОР КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ПОРТОВ COSCO SHIPPING PORTS, ОДИН ИЗ САМЫХ КРУПНЕЙШИХ И НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ В МИРЕ, зарегистрировал в третьем квартале 2018 г. увеличение чистой прибыли на 33,5% до USD 75,8 млн. и доходов – на 62,6% до USD 253 млн. в годовом исчислении.
Контейнерный грузооборот портов, находящихся под управлением COSCO Shipping Ports, с начала года по настоящее время возрос на 20,6% до 87 518 295 ед. дфэ, а в третьем квартале 2018 г. (по 30 сентября 2018 г.) – на 11,1% до 30 811 695 ед. дфэ. Контейнерный грузооборот управляемых группой терминалов в портах материкового Китая (Greater China) возрос в третьем квартале на 5,9% до
10
24 408 026 ед. дфэ в годовом исчислении, а с начала 2018 г. – на 16,9% до 68 965 288 ед. дфэ.
Суммарный грузооборот заморских контейнерных терминалов COSCO Shipping Ports увеличился на 36,6% до 6 403 669 ед. дфэ за третий квартал 2018 г. в годовом исчислении. Контейнерных терминалов группы NPH составил 943 972 ед. дфэ, а контейнерный оборот порта Пирей в Греции из-за начавшихся заходов контейнеровозов альянса контейнерных мега-операторов the OCEAN Alliance на контейнерный терминал Piraeus Container Terminal в третьем квартале 2018 г. увеличился на 22,6% до 1 165 918 ед. дфэ. С добавлением нового причала контейнерная пропускная способность контейнерного терминала COSCO-PSA Terminal Private Limited в Сингапуре за тот же период выросла на 54,6% до 788 337 ед. дфэ, региона реки Жемчужная
В общей структуре грузооборота управляемых COSCO Shipping Ports контейнерных терминалов доля грузооборота заморских контейнерных терминалов в третьем квартале 2018 г. составила 20,7%.
Контейнерных терминалов юго-западного побережья Китая –1,1%, контейнерных терминалов юго-восточного побережья Китая – 4,7%, портов дельты реки Жемчужная – 23,8%, контейнерных терминалов дельты реки Янцзы – 16,6%, контейнерных терминалов в морских портах Бохайского кольца – 33,1%, материкового Китая в целом – 79,2%. [20181110 АП]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2800. The MaritimeExecutive, Oct. 20, 2018 (US)
42-Х ЛЕТНИЙ ЛЕДОКОЛ США Polar Star Береговой охраны США ПОСЛЕ ЕЖЕГОДНОГО ШЕСТИМЕСЯЧНОГО РЕМОНТА в сухом доке Mare Island Dry Dock в Валльехо (Vallejo), штат Калифорния, прибыл в порт Сиэтл на северо-западном побережье США.
Стоимость ремонта, в ходе которого было отремонтировано 50 единиц оборудования, составила 7,6 млн $. Были обновлены вспомогательные двигатели, электрогенераторы, заменены гребные винты. И теперь судно готово к выполнению ежегодной операции Operation Deep Freeze (ODF) 2019, вклад военных США в Национальный научный фонд (the National Science Foundation), координирующий антарктическую программу США (U.S. Antarctic Program).
Береговая охрана США с 1965 г. остаётся единственной структурой США, располагающей ледоколами. [20181109 ГЕ]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2801. gCaptain, Oct. 16, 2018 (Austral.)
Базирующаяся в Монако СУДОХОДНАЯ ГРУППА SCORPIO (компании Scorpio Tankers и Scorpio Bulkers планирует установить скрубберы на 146 судах управляемого ею флота, включая 56 балкеров класса Kamsarmax и Ultramax и 75 танкеров классов LR2, LR1 и MR. Это увеличит флот танкеров компании, оборудованных скрубберами, до 90 единиц. Стоимость установки этого очистного оборудования из расчёта на судно составит от 1,5 млн $ до 2,2 млн $. Период установки нового оборудования предполагается со второго квартала 2019 г. до третьего квартала 2020 г.
11
Руководство компании считает, что СКРУББЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМ ЭКОНОМНЫМ ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ДОРОГОСТОЯЩИХ ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ИМО от 2020 г. Кроме того, подобные инвестиции позволят компании обеспечить наибольшую конкурентоспособность. Компания рассчитывает, что 60-70% затрат, связанных со скрубберами, будут финансироваться. [20181102 ГЕ]
МО2802. Hong Kong Shipping Gazette, Oct. 9, 2018 (HK)
В настоящее время океанским перевозчикам приходится делать выбор между использованием дешевого стандартного бункера и его очисткой дорогостоящими скрубберами на борту судов, или использованием сложных и потенциально разрушающих двигатель смесей обычного бункера с дистиллятами, или использованием безопасного, но дорогого и редко используемого СПГ.
Группа CMA CGM заказала 9 мега-контейнеровозов класса 22000 ед. дфэ, работающих на бункере СПГ. В связи с этим британское морское издание Seatrade Maritime New сослалось на выступление исполнительного директора судоходной контейнерной компании APL Николя Сартини (Nicolas Sartini) на международной конференции Singapore International Bunkering Conference (Sibcon) по бункеровке в Сингапуре, который заявил, что судоходный мир нуждается в опережающем развитии инфраструктуры по отгрузке бункера СПГ на судах.
Г-н Сартини считает, что «к 2020 г. судоходство не сможет рассчитывать на глобальную инфраструктуру по перевалке СПГ на суда международного торгового флота в качестве бункера и на распределение этой инфраструктуры на разные регионы мира». Поэтому СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ И ОПЕРАТОРЫ СУДОВ ВЫНУЖДЕНЫ ДЕЛАТЬ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ СКРУББЕРОВ И МАЛОСЕРНИСТЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ в качестве добавки к обычному бункеру с высоким содержанием серы. [20181109 ГЕ]
МО2803. World Maritime News, Oct. 19, 2018 (Nethrlnds.)
Частная энергетическая компания из Китая ENN ENERGY подписала контракт c даляньской судостроительной компанией Dalian Shipbuilding Industry на СТРОИТЕЛЬСТВО ТАНКЕРА-БУНКЕРОВЩИКА СПГ грузовой вместимостью в 8500 куб. м с поставкой в 2020 г. Судно будет обслуживать строящейся компанией ENN Energy морской СПГ терминал Zhejiang Zhoushan LNG в порту Чжоушань провинции Чжецзян.
Этот терминал рассчитан на зарубежный импорт СПГ в объёме 3 млн. т. В перспективе он может вырасти в крупный центр перевалки СПГ, в том числе и на суда международного торгового флота в качестве бункера СПГ.
Компания построила первую очередь морского терминала СПГ, его пуск в эксплуатацию запланирован на октябрь 2018 г. Завершение строительства ожидается в 2021 г. [20181109 ГЕ]
МО2804. Hellenic Shipping News, Oct. 22, 2018 (Gr.)
Хотя не так давно БРОКЕРСКАЯ GIBSON прогнозировала резкую оппозицию установке на судах скрубберов со стороны владельцев и операторов танкеров и балкеров в мире, этот ПРОГНОЗ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ С ТОЧНОСТЬЮ НАОБОРОТ. По данным немецко-норвежского классификационного общества DNV GL, в последние 6 мес. мировые судовладельцы разместили заказы на 1 000 скрубберов,
12
а всего ими оборудовано на данный момент 1 850 судов. Популярность скрубберов растёт с каждым днём, во многом, вероятно в связи с непродолжительным периодом окупаемости инвестиций в них и гарантией последующей экономии на эксплуатационных издержках.
Судовладельцы и операторы судов опасаются больших постоянных затрат на малосернистый бункер после 2020 г. и дефицита его мирового предложения, в то время как скрубберы позволяют покупать старое доброе судовое топливо с высоким содержанием серы, избыток которой удаляется из судовых эмиссий при помощи этого оборудования. К тому же оно может устанавливаться на борту не только новых, но и действующих судов международного торгового флота. Особенно выгодна установка скрубберов на борту для судов торгового флота, работающих на протяжённых маршрутах перевозок, но потребляющих большие объёмы бункера, например, на супертанкерах VLCCs. Неслучайно, что к 2020 г., как минимум, 20% супертанкеров мирового флота будут оборудованы скрубберами. [20181110 АП]
МО2805. Vessel Performance Optimization (VPO), Oct. 23, 2018 (UK)
Судоходная Holland America Line (директор Орландо Эшфорд (Orlando Ashford)), США, оборудовала три своих судна коннекторами компании ABB Marine & Ports (исполнительный директор Юха Коскела (Juha Koskela)) для ПОДКЛЮЧЕНИЯ ИХ К БЕРЕГОВЫМ ЭЛЕКТРОСЕТЯМ ВО ВРЕМЯ СТОЯНОК В МОРСКИХ ПОРТАХ. Эти подключения позволяют не работать всем судовым двигателям, а судну – быть источником загрязняющих воздух вредных эмиссий из выхлопных труб. Кроме того, суда получают возможность снизить уровень вибрации и не производить шум от работы двигателей.
Суда компании Holland America Line заходят в целый ряд самых красивых морских портов мира, где требования охраны природной среды всё чаще принимаются во внимание. Коннекторы ABB имеют интерфейс, решающий проблему простого подключения судов к береговым сетям и интеграции с ними, т.е., электрификации судов в периоды стоянок в портах. Коннекторы компании могут устанавливаться как на новые, строящиеся суда, так и на действующие суда.
Также компания ABB Marine & Ports в последние 13 лет разработала и поставила портам разнообразные системы соединения береговых сетей с судовыми электросетями применительно к судам самых разных типов, включая гигантские круизные суда. Все больше портов в Северной Америке, Европе и Азии инвестируют в такого рода причальное электрооборудование и кабельную инфраструктуру. [20181110 АП]