Морской обзор №41 (2018)

СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2717. AllAboutShipping.co.uk, Sept. 25, 2018 (UK)
НЕМЕЦКАЯ КОМПАНИЯ COMBI LIFT, специализирующаяся на организации и логистике перевозок крупногабаритных и тяжеловесных конструкционных грузов, успешно завершила первый этап ПОСТАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТА АМУРСКОГО ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА компании ПАО «Газпром» (the Gazprom Amur Gas Processing Plant Project). Последняя партия оборудования была доставлена в г. Свободный в Амурской области на Дальнем Востоке России и выгружена на стройплощадке 16 сентября 2016 г., на месяц раньше оговоренной в контракте даты.
Перевозка оборудования могла быть выполнена только в летнее время года, когда реки Амур и Зея не скованы льдом. Потребовалось тщательное планирование морской и речной перевозки, которые обошлись без повреждения перевозимого оборудования. Второй этап поставки конструкционных грузов, оборудования для Амурского газоперерабатывающего завода начнётся с 15 мая 2019 г. Возглавляет поставки ПАО «Газпром» в компании Combi Lift Хольгер Кренц (Holger Krenz). [20181019 ГЕ]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО2718. The Maritime Executive, Oct. 3, 2018 (UK)
После посещения ПАКИСТАНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА ГВАДАР (Gwadar) делегация САУДОВСКОЙ АРАВИИ, хотя и убедилась в абсолютной безопасности этого порта, расположенного в хронически, много десятилетий подряд, мятежной провинции Белуджистан, ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЛАНОВ СОВМЕСТНОГО С КИТАЕМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ в его развитие по линии проекта транспортного коридора the China-Pakistan Economic Corridor (CPEC). Саудовская Аравия планировала строительство в порту Гвадар крупнейшего нефтехимического комплекса.
Этот комплекс нужен Пакистану, в связи с нехваткой у него средств на импорт нефтепродуктов. Но его реализация обострит трения между Пакистаном и соседним Ираном, а Пакистан заинтересован в сохранении «братских» отношений с Ираном, который находится в противоборстве с Саудовской Аравией. Дело в том, что Иран всегда поддерживал Пакистан в трудные времена.
Порт Гвадар располагается на южной оконечности CPEC, проекта сети автотрасс и ж.-д. путей и трубопроводов, от него до китайской границы на севере Пакистана. Проект CPEC – крупнейший блок китайской программы Пояса и пути. В последнее время эту программную проектную и инвестиционную программу в Азии и Африке и в Арктике всё чаще сравнивают в мире с послевоенным американским Планом Маршалла (Marshall Plan) в Европе. Для Китая она решает две стратегические задачи: беспрепятственный доступ к ресурсам на случай войны, обеспечение бесперебойной внешней торговли Китая в мирное время и даже как гарантию сохранения Китаем высоких темпов экономического развития в долгосрочной перспективе. [20181013 АП]
3
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2719. gCaptain, Sept. 5, 2018 (Austral.)
Финская судоходная компания ESL Shipping планирует отправить ДВА СВОИХ НОВЫХ БАЛКЕРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Vikki и Haaga, которые считаются самыми экологичными балкерами в мире, в их первый рейс в начале октября 2018 года ИЗ ЯПОНИИ В БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ России (the Northern Sea Route). Маршрут по Севморпути обеспечит сокращение времени рейса почти на три недели по сравнению с перевозками через Панамский канал.
Балкер Vikki поставлен с китайской судоверфи Jinling shipyard в Нанкине (Nanjing) в сентябре 2018 года, а Haaga – 20 августа 2018 года. Суда дедвейтом 15 000 т ледового класса, длина корпуса которых составляет 160 м, работают на СПГ, и, как следствие, их выбросы углекислого газа на 50% ниже уровня выбросов судов предыдущего поколения.
Новые балкеры, предназначенные для круглогодичной работы в Балтийском море между морскими портами Luleå, Oxelösund и Raahe, были построены в рамках частично финансировавшегося Евросоюзом проекта Bothnia Bulk project. Суда были спроектированы компанией Deltamarin, примерно 60% оборудования на судах произведено в Евросоюзе. [20181012ЕШ]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2720. The Maritime Executive, Sept., 25 2018 (US)
Российская частная энергетическая компания «НОВАТЭК» ВПЕРВЫЕ ОТГРУЗИЛА ПАРТИЮ СПГ с завода «Ямал СПГ» (Yamal LNG) ДЛЯ БРАЗИЛИИ. Партия груза была доставлена на морской импортный терминал СПГ the Bahia Regasification Terminal бразильской компании Petrobras. Отгрузка подтверждает жизнеспособность российской логистической схемы поставок «Новатэк» и уникальное географическое положение проекта «Ямал СПГ» для доставки конкурентоспособного по цене СПГ в любую точку мира.
На п-ове Камчатка «Новатэк» строит порт перевалки СПГ – морской газовый терминал Бечевинка, рассчитанный на перевалку 20 млн. т СПГ в год. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд $. СПГ будет переваливаться с танкеров-газовозов ледового класса, работающих на Северном морском пути России, на обычные танкеры-газовозы СПГ, обслуживающие потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В планах «Новатэк» также строительство второго завода по производству СПГ «Arctic LNG 2». Соглашение о строительстве этого предприятия с 2019 г. подписано с китайской компанией CNPC. [20181019 ГЕ]
ПЛАВУЧИЕ БУРОВЫЕ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО2721. Offshore Support Journal, Sept. 19, 2018 (Norw.)
Базирующаяся в Нидерландах компания-оператор плавсредств для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов OOS International строит далеко идущие планы в отношении ПОЛУПОГРУЖНОГО КРАНОВОГО СУДНА (semi-submersible crane
4
vessel) OOS ZEELANDIA, которое по завершении строительства станет КРУПНЕЙШИМ В СВОЕМ РОДЕ В МИРЕ. Судно, предназначенное для выполнения операций по установке и демонтажу платформ в водах глубиной до 4 000 м, будет иметь длину корпуса в 225 м, ширину – 117 м, расчетную высоту борта (molded depth) – 16,5 м, высоту главной палубы – 50,25 м и высоту палубной надстройки (?deck box height) – 15,75 м. Максимальная осадка судна будет достигать 28 м.
На судне предусмотрены 2 танка для топлива: один – для морского дизельного топлива вместимостью 9 500 т, другой – для СПГ вместимостью 6 000 куб. м. Кроме того, оно сможет принять на борт 1 200 т питьевой воды, 60 т смазочных материалов. Все это гарантирует ему длительные сроки автономного плавания. OOS Zeelandia будет развивать скорость в 15,6 узлов. Его оборудуют двенадцатью двухтопливными двигателями мощностью в 7 100 киловатт каждый, способными работать как на дизельном топливе, так и СПГ. На судне должна быть установлена система динамического позиционирования DP3.
Экипаж судна насчитывает 500 человек. Его разместят в 250 одноместных и 125 двухместных каютах.
Согласно меморандуму о взаимопонимании, заключенному в июле 2018 года в Шеньчжене, Китай, OOS International будет проектировать и строить новое судно совместно с China Merchants Industry Holdings, дочерней компанией базирующейся в Гонконге китайской группы China Merchants Group. Судно предназначено для выполнения операций по установке и демонтажу морских установок на глубоководном шельфе, и учитывая мировой парк этих установок и спрос на них, без работы оно не останется. Судно будет спроектировано с учетом самых строгих международных природоохранных требований и требований безопасности мореплавания. [20181012ЕШ]
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ И КРУИЗНЫЙ РЫНОК
МО2722. The Maritime Executive, Oct. 4, 2018 (UK)
Хорватский круизный ПОРТ ДУБРОВНИК (Dubrovnik), как сообщила местная англоязычная газета Dubrovnik Times, ограничит заходы круизных судов. Хотя КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ – один из существенных источников его доходов, он же – ПРИЧИНА ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ И НЕУДОБСТВ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ модного у туристов исторического города-порта. С 2019 г. в порт будут заходить в сутки всего по два круизных лайнера, но с суммарным количеством не более 5 000 туристов на борту, так что реально это нередко будет всего одно круизное судно. Одно судно будет заходить утром, другое – в полдень. Впрочем, график заходов ещё уточняется городской администрацией совместно с международной ассоциацией операторов круизных судов the Cruise Lines International Association (CLIA).
Дело в том, что туристический круизный трафик в Дубровник в последние годы экстраординарно возрос, отчасти под влиянием неумеренной рекламы, отчасти из-за действительных природных красот и исторической архитектуры Дубровника. Популярность Дубровника просто зашкалила после того, как выяснилось, что именно там проходили съёмки телесериала «Игра тронов» (Game
5
of Thrones) и именно в Дубровнике располагается вымышленное, но культовое для фанатиков сериала место Kings Landing. [20181013 АП]
МО2723. Turkish Maritime, Sept. 12, 2018 (Turk.)
В сентябре на верфи MV WERFTEN в Ростоке состоялась церемония ЗАКЛАДКИ КИЛЯ ДЛЯ ФЛАГМАНА КЛАССА GLOBAL компании Dream Cruises. Новое судно, 204 000 БРТ, на борту которого предусмотрено 2 500 кают, станет самым крупным круизным судном, когда-либо построенном на судоверфях Германии. Оно разработано специально для азиатского рынка.
Пассажиры из Азии любят более насыщенные аттракционами и развлечениями места общего пользования и более просторные каюты, чем на круизных судах, рассчитанных на западных пассажиров. Они также проявляют больше интереса к мировым технологическим новинкам и цифровым технологиям. Все это будет присутствовать на борту нового судна, которое судостроительная компания MV WERFTEN задалась целью превратить в лучшее круизное судно в мире. [20181012ЕШ]
МО2724. MarineLog, Sept. 26, 2018 (US)
Транспортный департамент Гонконга объявил конкурс на ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ЧИСТОГО «МОРСКОГО ТАКСИ», и компания BMT предложила свой вариант малотоннажного быстроходного пассажирского гибридного судна Eco Ferry с сокращённым расходом бункера. Осуществляться это будет за счёт использования электрических батарей и электротяги и оптимизированного корпуса. Судно рассчитано на 14 посадочных мест прогулочных рейсов и регулярных пассажирских перевозок на акватории гонконгской бухты Victoria Harbour. Судно может быть использовано как транспортными, так и туристическими компаниями.
В мире уже существуют его речные, морские и смешанные аналоги: водный автобус в Роттердаме, Нидерланды (Rotterdam Waterbus), малотоннажные паромы в Новом Орлеане и водные такси в Нью-Йорке (New York Water Taxi) и в штате Вашингтон (Washington State Water Taxi).
Судно Eco Ferry компании BMT будет иметь 31 м в длину, работать на скорости в 20 узлов как в море, так и на реке, и его можно будет использовать на традиционных маршрутах с более высоким пассажиропотоком, как паромы класса Star Ferry. Предполагается, что 50% от времени каждого рейса новые паромы будут работать на электротяге. Это будет экономить топливо и технический ресурс дизельного двигателя и снизит расходы на техническую профилактику и ремонт, а также сократит вредные выбросы. [20181019 ГЕ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2725. Yonhap, Sept. 29, 2018 (R.O.K.); gCaptain, Sept. 28, 2018 (Austral.)
Южнокорейская судоходная компания HYUNDAI MERCHANT MARINE CO., ведущая в стране, разместила на судоверфях трёх крупнейших судостроительных компаний Южной Кореи, Hyundai Heavy Industries Co., Samsung Heavy Industries Co. и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME), заказы на строительство 20
6
контейнеровозов общей стоимостью в 3,15 трлн. вон (2,84 млрд $) с поставкой в июне 2021 г.
ОБНОВЛЕНИЕ И УКРУПНЕНИЕ ТОННАЖНОГО КЛАССА И ВМЕСТИМОСТИ ФЛОТА КОНТЕЙНЕРОВОЗОВ позволит компании сохранять конкурентоспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Суда планируется построить в соответствии с последними экологическими требованиями.
HMM, ныне 10-ая крупнейшая судоходная компания мира, ставит амбициозную цель увеличить контейнерную вместимость своего флота контейнеровозов до 1 млн. ед. дфэ, т. е. более чем удвоить её по сравнению с нынешней вместимостью в 400000 ед. дфэ.
Новые судостроительные контракты помогут выйти из спада национальным судостроительным компаниям. Финансирование судостроительной программы Hyundai Merchant Marine Co. обеспечит министерство океанов и рыболовства (Ministry of Ocean and Fisheries) Южной Кореи, которое учредило специальный фонд в 4,5 млрд. ам. дол. [20181019 ГЕ]
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2726. www.motorship.com/news101/ (дата обращения 18.10.2018)
Норвежская Havila Kystruten заказала КРУПНЕЙШИЕ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭЛЕМЕНТЫ ПИТАНИЯ (БАТАРЕИ) для 4-х новых прибрежных паромов.
Проект судов разрабатываются Havyard, а строиться они будут на верфи Tersan (Турция) и Barreras (Испания). Их ГЭУ будет в гибридном газоэлектрическом исполнении и включит в себя четыре газовых двигателя, находящимися в связи с генераторами и батареями с выходной мощностью 7 760 кВт.
Каждый из батарей будет иметь ёмкость 6100 кВт / ч. По словам дочерней компании Havyard Norwegian Electric Systems (NES), поставляемые аккумуляторные системы в два раза превзойдут ранее созданные. NES будет поставщиком полной гибридной судовой силовой системы и береговой системы зарядки.
Таким образом, Havila Kystruten продемонстрирует готовность использования «правильной технология для удовлетворения будущих требований для снижения выбросов и более экологичной транспортировки» на 5 лет раньше устанавливаемого в Норвегии в 2026 году запрета на атмосферные выбросы в своих фьордах. NES также будет поставлять генераторы, комплектные распределительные системы, трансформаторы, частотные преобразователи для двигателей малой тяги и системы управления энергией. Сестринская компания Norwegian Control Systems (NCS) будет поставлять интегрированную систему автоматизации, интегрированные решения для ходовых мостиков и систему измерения в судовых танках.
Стоимость заказа оборудования и систем включает поставку новой интегрированной навигационной системы Raven от NCS и оценивается более чем на USD 36,7 млн. Поставка готовых судов – с 2021 года. [ЗСМ]
7
МО2727. MarineLog, Sept. 4, 2018 (US)
Европейский аэрокосмический гигант AIRBUS ПЛАНИРУЕТ ОБОРУДОВАТЬ СУДА СВОЕГО ФЛОТА ПАРУСАМИ-БУКСИРАМИ, “ВОЗДУШНЫМИ ЗМЕЯМИ” SEAWING. Автоматизированная система SeaWing использует парапланную технологию (parafoil technology) для обеспечения дополнительной тяги для крупнотоннажных морских судов. Как предполагается, она позволит сократить расходы топлива на 20%, а также снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Установленный на борту парус-буксир SeaWing будет приводиться в действие с помощью переключателя. Парус-буксир разворачивается и работает автономно, собирая и анализируя метеорологические и океанические данные в режиме реального времени, что позволяет повысить его эффективность и обеспечить максимальную безопасность.
Паруса-буксиры предполагается установить на борту ролкеров для перевозки крупных секций самолетов между авиастроительными площадками Airbus в Европе, а также для их доставки в морские порты США. Помимо сокращения транспортных расходов использование воздушных буксиров SeaWing обеспечит Airbus снижение выбросов СО2 на 8 000 т в год.
Vincent Bernatets, основатель и исполнительный директор компании, ранее работавший в Airbus, сказал: ” Мы очень гордимся тем, что Airbus подтвердил свою уверенность в системе SeaWing, увидев наши результаты испытаний из первых рук на своем собственном судне”. [20181012ЕШ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2728. Xinhua, Sept. 26, 2018 (PRC)
МОРСКОЙ ПОРТ ШАНХАЙ Shanghai International Port, в настоящее время самый крупный контейнерный порт в мире, УВЕЛИЧИЛ СВОЮ КОНТЕЙНЕРНУЮ ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ В 5000 РАЗ с 1978 г., когда Китай начал проводить реформы и открытую политику. В 2017 г. порт Шанхай обработал 40,23 млн. ед. дфэ контейнеров против 7591 ед. дфэ в 1978 г.
Темпы роста контейнерной пропускной способности порта составляли в среднем более 24% в год. Порт Шанхай лидирует в мире по контейнерной пропускной способности восьмой год подряд. [20181019 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2729. The Maritime Executive, Oct. 5, 2018 (UK)
Американская судостроительная компания Huntington Ingalls Industries (HII) судостроительной компании Ingalls Shipbuilding (президент Брайан Куччас (Brian Cuccias)), специализирующаяся в основном на строительстве военно-морских судов, завершила ПРОДАЖУ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДОВЕРФИ AVONDALE SHIPYARD В НОВОМ ОРЛЕАНЕ компании-оператору терминалов Avondale Marine, совместного предприятия компаний T. Parker Host и Hilco Redevelopment Partners, специализирующихся на промышленной недвижимости.
За 80 лет своего существования судоверфь Avondale Shipyard построила более 2 400 кораблей, судов (от ледоколов до контейнеровозов) и морских установок для
8
добычи нефти и газа на шельфе, несколько лихтеровозов. Среди её продукции были баржа для перевозки заключенных для Нью-Йорка, средний ледокол Healy для Береговой охраны США, суда вспомогательного флота и корабли ВМФ США. В период подъёма на верфи было занято 26 тыс. чел. Но в 2014 г. работа судоверфи была остановлена. В августе 2017 г. начались переговоры о её продаже, причём продажную цену пришлось с USD 125 млн. снизить до USD 95 млн.
На месте расположения судоверфи появится центр логистики (logistics hub) для ж.-д. транспорта, а парк её оборудования и помещения будут сдаваться в аренду коммерческим компаниям или использоваться как складские помещения. [20181013 АП]
МО2730. China Daily, Sept. 15, 2018 (PRC)
В конце июля текущего года Китай приступил к строительству первых двух САМЫХ КРУПНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ СУДОВ В МИРЕ КЛАССА HERACLES ВМЕСТИМОСТЬЮ БОЛЕЕ 23000 ЕД. ДФЭ, каждый из которых может, например, перевезти более 1 млрд. смартфонов Apple iPhone X. Суда строятся по заказу французской судоходной контейнерной компании CMA CGM на судоверфях компаний Jiangnan Shipyard Group и Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group в Шанхае, обе – дочерние компании государственной судостроительной корпорации China State Shipbuilding Corp. (CSSC).
Китайская государственная CSSC обошла пять конкурентов, в том числе японскую судостроительную компанию Imabari Shipbuilding Co и южнокорейские судостроительные компании Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering Co и Hyundai Heavy Industries, в получении заказа на строительство серии из девяти судов этого класса. Для Китая это имело огромное значение, так как раньше он догонял других в мире, а теперь начал опережать. [20181012ЕШ]
МО2731. Yonhap, Oct. 2, 2010 (R.O.K.)
Южнокорейская судостроительная компания Hyundai Heavy Industries Co., крупнейшая в мире с точки зрения объёма сбыта, получила от базирующегося в Норвегии судовладельца Knutsen NYK Offshore Tankers (KNOT) заказ на строительство двух танкеров для перевозки сырой нефти общей стоимостью в 210 млн $, поставка которых планируется с июня 2020 г. Суда будут строиться на судоверфи компании в Ульсане, в 410 км от Сеула, начиная с первой половины 2019 г. Южнокорейская судостроительная компания HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES CO., включая её филиалы Hyundai Mipo Dockyard Co. и Hyundai Samho Heavy Industries Co., получила в период с января по сентябрь 2018 г. заказы на строительство 129 судов общей стоимостью в 10,4 млрд $. Это составляет 79% ОТ ЗАПЛАНИРОВАННОГО КОМПАНИЕЙ НА 2018 Г. ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ в 13,2 млрд $. [20181019 ГЕ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2732. The Maritime Executive, Oct. 3, 2018 (UK)
ОКРУЖНОЙ СУД ВЕЛЛИНГТОНА (Wellington District Court) ОШТРАФОВАЛ СУДОВЛАДЕЛЬЦА – судоходную круизную компанию Compagnie du Ponant И КАПИТАНА КРУИЗНОГО СУДНА L’AUSTRAL Режиса Домсниля (Captain Regis Daumesnil) на сумму
9
соответственно в 70 000 новозеландск. дол. (USD 45 000) и 30 000 новозеландск. дол. (USD 19 500) ЗА ПОСАДКУ НА МЕЛЬ 9 января 2017 г. НА НЕОБОЗНАЧЕННОЙ НА МОРСКОЙ НАВИГАЦИОННОЙ КАРТЕ ПОДВОДНОЙ СКАЛЕ (an uncharted rock) у о-вов the Snares Islands (при огибании (sailing around) судном восточного побережья Северного о-ва (North East Island)). Претензии к судовладельцу и капитану предъявили в суде Береговая охрана страны Maritime NZ и природоохранное ведомство Department of Conservation (DOC).
Вина подсудимых, по мнению этих инстанций, состояла в том, что они не озаботились надлежащим планированием маршрутов круизного рейса и не проявили должной бдительности при судовождении в районах мореплавания с высоким риском морских происшествий из-за близости к побережью и при этом экологически особо уязвимых. В результате судно получила три пробоины, напоровшись на подводную скалу, имея на борту 356 пассажиров и экипаж.
Суд при вынесении приговора принял во внимание искреннее раскаяние и признание вины со стороны подсудимых, то, что в прошлом вменяемых им в вину нарушений требований безопасности мореплавания не отмечалось, доброту характера капитана Домсниля и печальные для него перспективы потери работы в судоходной круизной компании после этого морского происшествия. Капитан позволил судну приблизиться к берегу на расстояние в 162 м, а когда оно дало задний ход для возврата на глубину, его корма напоролась на риф в 220 м от берега. Он не был обозначен на электронной и бумажной морской навигационной карте.
Но это не послужило оправданием, поскольку допущенный капитаном манёвр не был предусмотрен в плане рейса. Следовательно, он допустил самоуправство и подверг риску загрязнения местную природную среду. К тому же капитан сумел сняться с мели и, откачивая забортную воду, а потом заделав пробоины изнутри, судно взяло курс на о-в Enderby Island в 154 морских милях от места происшествия в соответствии с планом круиза. В известность о морском происшествии капитан поставил только своё французское начальство, не уведомив морскую администрацию Новой Зеландии.
Завершив круиз и скрывая повреждения, круизное судно L’Austral зашло 12 января 2017 г. Были наняты частные аквалангисты, тайком без постановки судна в сухой док был выполнен ремонт подводной части корпуса. Но при этом не было принято во внимание, что 13 января судно предстоял плановый осмотр судна инспекторами службы государственного портового контроля Новой Зеландии, которые идентифицировали заделанные пробоины как последствия недавней посадки судна на мель, началось расследование, разразился скандал, подключились СМИ, активисты-экологи, и дело вышло наружу. Сыграло роль и то, что между Францией и Новой Зеландии ещё со времени французских ядерных испытаний пробежала злая экологическая кошка, а французские морской спецназ пусть и давным-давно, но потопил судно Greenpeace в территориальных водах Новой Зеландии, прямо в порту, и «спалился», будучи пойманным за руку. [20181013 АП]
10
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ПИРАТСТВОМ
МО2733. The Maritime Executive, Oct. 4, 2018 (UK)
Береговая охрана США (the U.S. COAST GUARD) дала «зелёный свет» строительству НОВОГО ФЛОТА В РАЗМЕРЕ ДО 25 ПАТРУЛЬНЫХ СУДОВ (Offshore Patrol Cutter) суммарной стоимостью в USD 315 млн. Поставка первого патрульного судна USCGC Argus (в честь первого патрульного катера США, спущенного на воду в 1791 г.) с судоверфи компании Eastern Shipbuilding Group (ESG) (основатель Брайан д`Ирсенья (Brian d’Isernia), президент Джоуи д`Ирсенья (Joey d’Isernia)) ожидается в 2021 г. Новые суда заместят действующий, но устаревающий флот патрульных катеров класса Medium Endurance Cutters Береговой охраны США. Срок эксплуатации новых катеров Береговой охраны США, как и действующих, рассчитан на 40 лет.
Проект новых патрульных катеров основывается на проекте норвежского судостроителя Vard 7 110, который соответствует требованиям проектирования и строительства гражданских судов и использующегося на них коммерческого оборудования и комплектующих, что призвано удешевить и ускорить строительство. Компания ESG была выбрана из трёх претендентов именно потому, что предложила вариант проекта строительства большего числа новых катеров для Береговой охраны за меньшую цену. [20181013 АП]
МО2734. The Maritime Executive, Oct. 3, 2018 (UK)
Компанией Civmec началось строительство первого из 12 НОВЫХ ПАТРУЛЬНЫХ КАТЕРОВ ПРОЕКТА PV80 ДЛЯ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ АВСТРАЛИИ Australian Border Force водоизмещением в 1 700 т, длиной корпуса в 80 м и скоростью в 22 уз. Поставка первого патрульного судна запланирована на 2021 г. Суда будут рассчитаны на экипаж в 60 чел., включая 40 офицеров ВМФ Австралии. Новые патрульные катера заменят действующий патрульный флот страны – суда классов Armidale, Cape, Huon, Leeuwin.
Корпуса для судов будут строиться на судоверфи Osborne компании ASC на юге Австралии и отправляться на сборку и оборудование в Западную Австралию на судоверфь Henderson компании Civmec. Контракт на строительство патрульных катеров с немецкой компанией Lürssen оценивается в 3 млрд. австрал. дол. (2,1 млрд. ам. дол.). Высокая цена объясняется тем, что новые суда станут фактически многоцелевыми военно-морскими кораблями с рядом специализированных функций типа минного траления и заместят не только собственно патрульные, но и некоторые действующие прибрежные специализированные военно-морские корабли Австралии. Несмотря на принадлежность судостроительного предприятия Германии, на нём будет занят исключительно австралийский персонал и сталь австралийского производства. Реализация проекта предполагает 1 000 рабочих мест, включая 400 прямых и 600 по линии субподрядчиков. [20181013 АП]
МО2735. The Maritime Executive, Sept. 16, 2018 (US)
Корпус первого из СЕРИИ НОВЫХ КАНАДСКИХ ПАТРУЛЬНЫХ СУДОВ ДЛЯ РАБОТЫ В АРКТИКЕ И НА МОРСКОМ ШЕЛЬФЕ страны Arctic and Offshore Patrol Vessels был спущен
11
на воду в порту Halifax Harbour с судоверфи Halifax Shipyard компании Irving Shipbuilding 15 сентября 2018 г.
Когда судно класса 6 615 т, длиной корпуса 103 м (338 фут.) будет достроено летом и приступит к ходовым испытаниям летом 2019 г., оно получит название HMCS Harry DeWolf. Оно станет самым большим кораблём Королевских Канадских военно-морских сил, построенным в Канаде за последние пятьдесят лет.
Суда строятся в рамках национальной судостроительной программы National Shipbuilding Strategy, включающую в себя программу обновления надводного флота ВМФ Канады и Канадской Береговой охраны (the Canadian Coast Guard). Эти многоцелевые суда арктического класса будут: с интегрированным ходовым мостиком; системой прогнозирования технических проблем; дистанционно-управляемым 25-миллиметровым орудием BAE Mk 38 Gun; закрытой носовой надстройкой (бак, полубак) для облегчения работы в Арктике; с вертолётной площадкой и новым морским вертолётом CH-148.
Суда будут рассчитаны на перевозку морских контейнеров, иметь на борту глубоководное оборудование, средства высадки на берег (десантирования), а также кран-перегружатель грузоподъёмностью в 20 т (т.е, иметь на борту собственное перегрузочное оборудование). Автопарк на борту новых патрульных судов будет состоять из грузовых пикапов (pickup trucks), вездеходов (all-terrain vehicle (ATV)) и снегоходов (snowmobiles).
Силовая установка судов будет состоять из дизельного двигателя с электроприводами мощностью в 4,5 МВт и четырёх генераторов мощностью в 3,6 МВА. Подводный корпус судна будет оснащён выдвижным плавниками для работы на чистой воде. Они будут убираться при работе во льдах. Носовые подруливающие устройства позволят судам маневрировать и причаливать без помощи буксиров. Спасательные шлюпки длиной корпуса 8,5 м (28 фут.) будут развивать скорость в 35 уз. и выше. [20181012АП]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2736. Maritime Executive, Sept. 21, 2018 (US)
Администрация МУРМАНСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА собирается испробовать НОВЫЙ СПОСОБ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ СМОГА ИЗ УГОЛЬНОЙ ПЫЛИ. Его волны, называемые горожанами «чёрными атаками, накрывают город каждый раз, когда порт осуществляет отгрузку угля для отправки на экспорт на суда. Зимой угольная пыль покрывает снег и лёд, а весной из-за этого образуются серые потоки грязи. Угольная пыль висит в воздухе и окаймляет чёрным все окна.
В Мурманске для борьбы с пылью от угля использовались разные методы, от орошения до пылеуловителей, но они оказались неэффективными. Ныне предлагается к использованию новый способ: огромные экраны по периметру угольного порта, которые должны, как прогнозируется, сократить содержание угольной пыли в атмосферу города на 90%.
Предлагается построить 2 км экранов высотой по 20 м. Первые 500-600 м экранов предполагается построить до конца 2018 г. Интересно, что даже жутко
12
загрязняя воздух над городом, вызывая гнев уставших от хронической проблемы горожан, порт работает в полном соответствии с действующим российским законодательством, и формально, юридически не делает ничего незаконного. [20181012АП]
РАЗНОЕ
МО2737. The Maritime Executive, Oct. 4, 2018 (UK)
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ПОРТА ДУБЛИН (Dublin), Ирландия, отклонил предложение министерства жилья страны (housing ministry) (министр Иогэн Мёрфи (Eoghan Murphy)) по ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРУИЗНЫХ СУДОВ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ БЕЗДОМНЫХ СЕМЕЙ (homeless families). Количество бездомных семей в Ирландии значительно возросло после поднятия платы за жильё в условиях небывало высоких темпов экономического развития Ирландии. Каждые четыре дня в среднем на улицах и в ночлежках Дублина появляются новые бездомные семьи.
Жилищное ведомство и НКО, например, группа Focus Ireland, требуют от правительства принятия мер по решению проблемы, и администрация города в поисках выхода хватается даже за самые экзотические, в данном случае «круизные» варианты. Предлагается поставить на прикол у причала круизное судно в порту Дублина (Dublin Port) и разместить на нём бездомных, как одиночек, так и целые семьи. Но для города аренда круизного судна, рассчитанного на 200 пассажиров, обойдётся в 500 000 ам. дол. в неделю.
За исключением стоимости фрахта, это вариант считается самым приличным решением, да и в сравнении с другими вариантами расходы на содержание бездомных на круизных судах не в пример дешевле. Практически, комфортабельные квартиры, только на борту. По крайней мере, это – самый лучший и конкурентоспособный способ помощи бездомным семьям перезимовать не на улице в картонных коробках, а в тепле. [20181013 АП]