Морской обзор №40 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2697. Wall Street Journal, Sept. 23, 2018 (US)
За последние три года торговый флот Германии, далеко не самой последней в мировом судоходстве страны, сократился на треть. Этот период совпал с глобальным спадом на мировом фрахтовом рынке судоходных перевозок, и выходит, что Германия больше всех проиграла в результате этого спада. Если раньше Германия доминировала в сфере банковского финансирования строительства новых судов в мире, то ныне банки этой страны отказались от работы в морской сфере и вынуждены были списать десятки миллиарды не выплачиваемых им долгов, 100 млрд. невозвратных долгов и распродать иностранным судовладельцам по бросовой цене десятки судов.
Но БАНКИ ГЕРМАНИИ САМИ ВИНОВАТЫ В СВОИХ БЕДАХ, так как благодаря их дешёвым кредитам избыток нового тоннажа накануне мирового финансового кризиса привёл к небывалой депрессии на мировом судоходном фрахтовом рынке. Фрахтовые ставки упали до уровня, исключающего не только прибыльность, но и окупаемость судоходных перевозок. Фактически, немецкие банки надували финансовый пузырь, который лопнул в 2008 г., когда разразился мировой финансовый кризис, одним из серьёзных последствий которого оказался фрахтовый кризис в мировом судоходстве.
Финансовое благополучие судовладельцев осталось в прошлом, и, оказавшись на грани банкротства, они перестали возвращать взятые в немецких банках кредиты. Им нечем было расплачиваться, а взятые банками залог корабли существенно потеряли в стоимости. Кроме банков в строительство нового тоннажа были вовлечены сотни тысяч граждан Германии, от дантистов до инженеров и представителей малого бизнеса, тем более, что к инвестированию в судостроительные программы их подталкивали правительства немецких земель. Господа потеряли все эти деньги.
Основную массу немецких судов по бросовой цене в период кризиса скупили греческие судовладельцы, как, впрочем, и китайские и сингапурские. А как было не купить, а? Судно с пятилетним сроком эксплуатации продавалось тогда по цене вдвое меньше, чем при сдаче устаревшего тоннажа на лом. Скидки были бешеные и достигали 70%, – поясняет Базиль Карацас (Basil Karatzas), исполнительный директор нью-йоркской брокерской конторы Karatzas Marine Advisors. Было немало судов, выставленных на аукционе, хозяева которых разорились.
Немецкий банк HSH Nordbank был самым крупным кредитором судоходства в 2000-х гг. Он агрессивно наращивал участие в финансировании судостроительных программ, а его балансовый счёт достигал 200 млрд. евро (235 млрд. ам. дол.). Всё это обернулось колоссальными убытками, и угрозой ликвидации по решению регулирующих органов Евросоюза. И эта угроза обернулась бы реальностью, если бы банк-банкрот не был выкуплен у Германии за 1 млрд. ам. дол. группой американских частных инвесторов. Прежде чем это произошло, банк списал 10 млрд. евро судоходных задолженностей, – сообщил исполнительный директор HSH Nordbank Штефан Эрмисш (Stefan Ermissch).
3
Банк Deutsche Bank (DB), крупнейший кредитор Германии, в июне 2018 г. продал 1 млрд. ам. дол. задолженностей судовладельцев-неплательщиков американским инвесторам Oak Hill Advisors и Varde. На конец марта 2018 г. сумма судоходных кредитов DB составляла 3,3 млрд. евро против 3,7 млрд. евро в 2017 г. Что касается государственного банка NordLB, которому задолжали 2 млрд. евро, в основном, судовладельцы, то его планируется частично приватизировать со скидкой. Немецкий банк Commerzbank сократил кредитование судоходства до 1,4 млрд. евро против более 20 млрд. евро в 2012 г., а теперь и вовсе отказался выдавать кредиты судовладельцам до 2020 г., когда это намечалось сделать. [20181005 АП (1)]
МО2698. Hutchison Ports, Aug, 27, 2018 (HK)
Ряд портов, обслуживающих ВНУТРИАЗИАТСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, СТАЛИ ЖЕРТВАМИ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО УСПЕХА, поскольку растущие объемы привели к их перегруженности и длительным простоям судов в ожидании грузовой обработки.
В 2018 году, согласно оценке Seabury & IHS Markit, прирост внутриазиатских контейнерных перевозок по сравнению с 2017 годом должен составить 4-6%, обусловленный увеличением объемов перевозок грузов прежде всего на/из морских портов Вьетнама, Малайзии и Филиппин. В выигрыше оказываются порты региона, имеющие выгодное географическое расположение, источники грузов и развитую сеть перевозок. На первый план выходят их гибкость и способность в обслуживании внутриазиатской торговли, а не инфраструктура и оборудование, хотя наличие соответствующей инфраструктуры и оборудования также является необходимым условием.
Согласно прогнозам IHS Markit, объемы внутриазиатских контейнерных перевозок вырастут с примерно 31 млн. ед. дфэ, ожидаемых в текущем году, до примерно 34 млн. ед. дфэ в 2020 году.
Объемы перевозок некоторых категорий грузов особенно возросли. Например, на 20% увеличились перевозки отходов, что частично обусловлено тем, что Китай ввел ограничения на их импорт. Центры переработки вторсырья переместились в другие страны Азии. Ожидают, что также возрастут перевозки сырьевых грузов и потребительских товаров – примерно на 5%, что отражает сохраняющуюся важность Азии в производстве промышленных товаров.
Среди причин задержек в обработке судов называют ненадлежащее оборудование и нехватку кранов во многих небольших азиатских портах, что снижает количество перемещений контейнеров/час. Однако небольшие размеры судов также ограничивают количество кранов, которые могут быть использованы для обработки таких судов.
Суда, предназначенные специально для внутриазиатских перевозок, сравнительно меньше (приблизительно 1 500 ед. дфэ), чем те, которые размещены на основных, магистральных направлениях. Меньшие размеры судна не позволяют терминалам достигнуть более высокой производительности, поскольку операторы не могут использовать несколько кранов для их обработки.
Поскольку Читтагонг и Бангкок не только морские, но и речные порты, то они имеют ограничения по осадке. Это только усугубляет проблему перегруженности
4
этих портов. Ограничения по осадке для судов в порту Читтагонг составляют 6,5-7 м, а в Бангкоке – 9 м. Что касается портов Китая, там проблемы перегруженности нередко обусловливаются ухудшением погодных условий. Это касается, в частности, портов Шанхай, Циндао и Нинбо. Так, в начале текущего года как следствие невозможности осуществления портовых операций из-за сильного тумана и ветра простои судов в ожидании грузовой обработки достигали трех дней в портах Шанхая Вайгаоцяо (Waigaoqiao) и Яншань (Yangshan).
Проблема также и в том, что простои в одних портах, обслуживающих внутри-азиатские перевозки, приводят к простоям в других по принципу домино. В регионе необходимы более тесная координация между портами и перевозчиками, между портами в целях снижения на них нагрузки, усиление роли планирования, ввод и выполнение строгих графиков перевозок и заходов судов в порты, заблаговременные уведомления перевозчиков о перегруженности порта, что обеспечит больше гибкости в планировании перевозок. [20181005ЕШ]
МО2699. Seatrade Maritime News, Sept. 13, 2018 (UK)
Последний международный отчет китайского исследовательского института в Шанхае THE SHANGHAI INTERNATIONAL SHIPPING INSTITUTE’s (SISI) за второй квартал 2018 г. ПОКАЗАЛ ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕКУЩИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ на мировой рынок морских грузовых перевозок.
Согласно нему объём грузовой обработки контейнеров в морских портах мира в первом полугодии 2018 г. вырос на 7,23%, при этом контейнерная пропускная способность мировых портов подросла во втором квартале 2018 г. на 3,25%.
На первых местах по контейнерной пропускной способности в морских портах мира оказались терминалы в пяти портах Китая, помимо занявшего второе место морского порта Сингапур. Их совокупная контейнерная пропускная способность во втором квартале 2018 г. составила 40,9 млн. ед. дфэ, или выросла в годовом исчислении на 6,8%.
Последствия американо-китайской торговой войны сильнее всего отразились в указанный период на американском морском порте South Louisiana, где грузовой оборот упал на 7,2% из-за повышения налога на экспорт из США предназначенных для Китая химгрузов, сои и стальной продукции. Объемы их перевозки упали соответственно на 4%, 3% и 10%. Налог на китайский импорт в США коснулся и грузопотоков высокотехнологичной и капиталоемкой продукции, которая морским транспортом в основном не перевозится.
Восстановление мировой экономики привело к повышению грузооборота за счёт балкерных грузов, прежде всего, железорудного концентрата в портах Австралии. Грузооборот порта Hedland за счёт отгрузок на экспорт железорудного концентрата возрос во втором квартале 2018 г. на 4,2% до 135 млн. т. Отгрузка угля из портов Австралии составила 28,5 млн. т.
Другая ключевая тенденция второго квартала 2018 г. заключалась в общем увеличении грузооборота нефтеналивных грузов в портах по всему миру из-за роста мировых цен на нефть во втором квартале и нынешних высоких уровней цен. SISI отмечает, что с ослаблением ситуации с избыточным предложением и резким
5
падением запасов на мировом рынке сырой нефти наблюдались бумы как спроса, так и предложения.
Глобальные операторы контейнерных терминалов также во втором квартале 2018 г. регистрировали устойчивый рост объёмов обработки контейнеров. Так, китайская компания COSCO Shipping Ports увеличила свой контейнерный грузооборот в годовом исчислении на 13,8%. Это произошло благодаря привлечению судов альянса контейнерных мега-операторов Ocean Alliance и новых терминальных активов группы.
Увеличилась контейнерная пропускная способность и другого китайского глобального оператора контейнерных терминалов China Merchants Port, который энергично скупал доли участия в контейнерных терминалах за рубежом.
Более строгая природоохранная политика привела к снижению грузооборота ряда морских портов мира. Например, объём грузовой обработки угля в порту Роттердам в Нидерландах резко сократился на 11,9% во втором квартале 2018 г. по причине закрытия угольных теплоэлектростанций, а в китайском порту Тяньцзинь из-за запрета перевозок угля автотранспортом объём грузовой обработки угля снизился на 4,8%. [20181012 ГЕ]
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2700. Turkish Maritime, Sept. 13, 2018 (Turk.)
Российская энергетическая компания «ГАЗПРОМ» и японская корпорация MITSUI & CO. LTD. подписали на Восточном экономическом форуме меморандум о взаимопонимании относительно проекта Baltic LG ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПГ НА ПОБЕРЕЖЬЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Стороны также обсудили текущее сотрудничество в рамках проекта «Сахалин-2» и перспективы дальнейшего развития завода СПГ «Сахалин-2» (the Sakhalin II LNG) на Дальнем Востоке России (оператор проекта – компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd.). [20181005 ГЕ]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО2701. Baird Maritime, Sept. 19, 2018 (Austral.); The Maritime Executive, Sept. 14, 2018 (US)
ПЛАНЫ КИТАЙСКОЙ SHANGHAI INTERNATIONAL PORT GROUP (SIPG) прибрать к рукам руководство израильским частным морским портом Хайфа к 2021 г. вызвали ОЗАБОЧЕННОСТЬ В ИЗРАИЛЕ. Порт соседствует с израильской базой ВМФ, где базируются атомные подводные подлодки ВМФ Израиля. К тому же этой базой пользуется ВМФ США, взявший на себя обязательства по обороне этой страны и использующий порт, чтобы держать под контролем восточную часть Средиземного моря.
Известно также, что после того, как Китай начинает распоряжаться, фактически, начинающими принадлежать ему заморскими портами, он рано или поздно размещает там свои военно-морские базы для контроля над морскими путями, по которым идёт снабжение Китая сырьевыми грузами и обслуживается перевозками его внешняя торговля.
6
Самые яростные противники проникновения Китая в Израиль, в частности, профсоюзы докеров, требуют подвергнуть экспертизе осуществляемые им проекты в прибрежной зоне страны. ВМФ Израиля также против, так как разведка Китая будет в курсе всех перемещений флотов Израиля и США, а это уже превратится в угрозу для национальной безопасности. Стратегическое значение порта Хайфа, тёплые отношения между ВМФ Израиля и США, когда американские военно-морские корабли беспрепятственно его посещают, как, например, авианосец USS George W. Bush и десантный корабль USS Donald Cook в марте и июне 2018 г., исключают перспективу китайского контроля над Хайфой.
Тем не менее, китайская компания-оператор портов и контейнерных терминалов SIPG продолжает шаг за шагом брать в свои руки гражданский, коммерческий сектор порта, его грузовую обработку, судоремонт, проникает в сферу IT, чем потенциально создает угрозу для кибербезопасности Израиля и США.[20181005 АП (1)]
МИРОВОЙ ФЛОТ И РЫНОК ТОННАЖА
МО2702. Bulk Shipping Analysis, Aug. 13, 2018 (Inet)
КИТАЙ СТАЛ ВТОРЫМ ПО ВЕЛИЧИНЕ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕМ МИРА, обойдя Японию. Флот Греции, мирового лидера, все еще намного больше, но разрыв сокращается, так как китайский торговый флот расширяется быстрыми темпами. В ближайшие месяцы, а также годы китайским судовладельцам должно быть поставлено большое количество крупнотоннажных балкеров-рудовозов, контейнеровозов и танкеров. Темпы роста торгового флота Китая неизменно устойчивы и высоки.
В 2017 году прирост торгового флота Китая составил 9%. Ожидают, что и в 2018 году он будет не меньше.
По данным Clarksons Research, темпы роста флота китайских судовладельцев в 2015 году составляли 6,5%, в 2016 году – 7,5%, в 2017 году – 9,4%, а в период январь – август текущего года – 7,1%. По состоянию на конец августа 2018 года флот Китая насчитывал 7 744 судна, или 170 млн. брт, флот Японии – 167,6 млн. брт, флот Греции – 222 млн. брт. С конца 2014 года флот Китая увеличился на 34%, Греции – на 23%, а Японии – всего на 2%.
По данным Clarksons Research, на конец 2017 года портфель заказов китайских судовладельцев составлял 25,5 млн. брт, что эквивалентно 17% от действующего флота Китая, и значительная часть строящихся для Китая судов должна поступить в перевозки до конца 2018 года.
Сделать полный анализ размещения новых судов в перевозках не представляется возможным из-за отсутствия достоверной информации в отношении намерений судоходных компаний или условий заключенных контрактов. Также на их использование может оказать состояние мирового фрахтового рынка. [20181005ЕШ]
ФРАХТОВЫЙ РЫНОК
МО2703. The Hong Kong Maritime Hub, Sept. 19, 2018 (HK)
Крупнейший контейнерный оператор порта Гонконг Hongkong International Terminals (HIT) в 2017 г. обработал 600000 ед. дфэ рефрижераторных контейнеров.
7
Терминал выгодно использует возможности статуса свободного порта Гонконг и его стратегически важное географическое положение в Азии.
По прогнозам Rabobank, КИТАЙ ОБОЙДЁТ США В КАЧЕСТВЕ КРУПНЕЙШЕГО ИМПОРТЁРА СВЕЖИХ ФРУКТОВ к 2025 г. А по расчетам Insights Partners, ежегодные темпы роста мирового рынка рефрижераторов в 2018-2020 гг. составят 7%, чему будет способствовать более высокое их производство, а также потребление фруктов в Китае и в Азии. Все это указывает на значительные объемы и высокий потенциал роста рефрижераторных перевозок на Китай. [20181012 ГЕ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2704. Egypt Today, Aug. 29, 2018 (Egpt.)
Хотя судоходная Maersk и отправляет контейнеровоз Venta Maersk по Северному морскому пути (СМП), чтобы собрать данные и оценить маршрут на предмет организации регулярных контейнерных перевозок в летний период навигации, и без исследований ясно: ПЕРЕВОЗКИ ПО ЮЖНОМУ МАРШРУТУ ЧЕРЕЗ СУЭЦКИЙ КАНАЛ ЭФФЕКТИВНЕЕ, и СМП им никакой не конкурент. Помимо Maersk, СМП, как маршрутом для осуществления регулярных контейнерных перевозок, интересуется также COSCO. Арктический рейс Maersk предполагает перевозки из Южной Кореи с грузом рыбы и бытовой электроники в Санкт-Петербург.
Россия мечтает превратить Севморпуть в альтернативу перевозкам через Суэцкий канал. Из-за этого горячие головы даже предрекают закат эры Суэцкого транзита в мире, так как СМП короче и по нему можно будет вследствие этого перевезти больше грузов.
В каком-то отношении они правы. Таяние льдов превратит арктические маршруты в судоходные, иначе с чего бы это Maersk так ими озаботилась, согласно аналитику Молте Хамперт (Malte Humpert) из американского Arctic Institute. Но даже став привычными и регулярными эти перевозки, не подорвут привлекательности и мирового значения Суэцкого канала. У СМП есть только одно неоспоримое преимущество: время.
Для транзита через Суэцкий канал ледоколов не требуется, и нет никаких сезонных и климатических ограничений, если не считать очередей, скоплений судов в ожидании транзита, что характерно для Суэцкого канала.
Другое дело, что осваивать новый маршрут, помимо России, рассчитывает начать также и Китай, в терминологии которого перевозки по СМП России – это Полярный «Шелковый путь». В связи с этим Китай хотел бы инвестировать в инфраструктуру, необходимую для развития перевозок по этому судоходному маршруту. Но для чего? Для помощи России в хозяйственном освоении Арктики? Нет, он делает это потому, что непосредственно заинтересован в превращении Севморпути в непосредственного конкурента стратегически уязвимым для его хозяйственного обеспечения перевозкам по южному маршруту транзитом через Суэцкий канал. [20181005АП]
МО2705. MarineLog, Sept. 7, 2018 (US)
Классификационное общество США ABS выдало одобрение в принципе (Approval in Principle) компании Technolog GmbH, разработавшей ИННОВАЦИОННЫЙ
8
КОНТЕЙНЕР-ТАНК ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА (СПГ) в стандартных сухогрузных 20- и 40-футовых контейнерах.
Контейнер-танки планируется заполнять СПГ на наземных СПГ-терминалах. Их доставку на суда, работающие на этом виде топлива, можно осуществлять железнодорожным и грузовым автотранспортом. Кроме того, эти контейнеры можно перевозить и на грузовых судах. [20181005ЕШ]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2706. Seatrade Maritime News, Sept. 14, 2018 (UK)
ЯПОНСКИЕ Mitsui OSK Lines (MOL) и Marubeni БЫСТРО ПРОДВИГАЮТСЯ ВПЕРЕД С РАЗВИТИЕМ ТЕРМИНАЛОВ ПЕРЕВАЛКИ СПГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ с подписанием соглашения о сотрудничестве с недавно созданной бизнес-консультативной группой «Японское агентство по продвижению проекта» (Japanese Project Promotion Vehicle, JPPV). Эта группа была сформирована в марте 2018 г. для развития этого проекта при участии японского банка the Japan Bank for International Cooperation и российских АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (Far East Investment and Export Agency (FEIA) и Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Японские компании будут выступать в качестве консультантов и экспертов при реализации перспективного проекта морских перевалочных СПГ терминалов в регионе. [20181012 ГЕ]
МО2707. Safety4Sea, Sept. 10, 2018 (Can.)
Немецко-норвежское классификационное общество DNV GL опубликовала обзор Energy Transition Outlook, в котором прогнозируется пик мирового спроса на энергоносители в мире в 2035 г. И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВО СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА (СПГ) в мире в ближайшие годы. Капитальные расходы на их реализацию проектов по производству СПГ в мире увеличатся до 1,13 трлн. ам. дол. к 2025 г. Производственные мощности СПГ удвоятся к концу 2040-х гг. При этом газ в качестве ведущего мирового энергоносителя заместит нефть уже к 2026 г.Согласно докладу Maritime Forecast to 2050 того же классификационного общества мировая торговля и перевозки расширятся на 32% до 2030 г., но в период с 2030 по 2050 гг. их средние темпы роста не превысят 5%.
В 2050 г. установится паритет между возобновляемыми и ископаемыми источниками энергии. К этому приведёт декарбонизация мировой энергетики, в которой роль угля и нефти значительно сократится. К сожалению, как констатируется в обзоре и докладе DNV GL, темпы декарбонизации не будут достаточно высоки, чтобы позволить достигнуть к 2050 г. поставленных Парижским соглашением целей по замедлению процесса глобального потепления, если не обратиться к комбинации необходимых мер. [20181005 АП (1)]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2708. Fairplay, Sept. 18, 2018 (UK)
По сообщению American Shipper, тайваньская судоходная контейнерная компания EVERGREEN MARINE CORP (EMC) ОПРОВЕРГЛА ИНФОРМАЦИЮ, которая появилась в
9
финансовой газете Commercial Times, о том, что её готовится ПОГЛОТИТЬ ФРАНЦУЗСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОНТЕЙНЕРНАЯ КОМПАНИЯ CMA CGM. Компания сообщила, что высказывания СМИ являются не чем иным, как необоснованными слухами и спекуляцией, а руководство компании никогда не комментирует рыночные слухи. Судоходные контейнерные компании CMA CGM, Evergreen, COSCO, OOCL – члены консорциума the Ocean Alliance. Летом 2018 г. COSCO приобрела контрольный пакет акций -75% – в головной компании OOCL эти летом. [20181012 ГЕ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2709. Reuters, Sept. 9, 2018 (UK)
Южноафриканская портовая и логистическая компания и ж.-д. оператор TRANSNET планирует к 2023 г. УВЕЛИЧИТЬ ГЛУБИНУ У ПРИЧАЛОВ МОРСКОГО ПОРТА ДУРБАН для обслуживания более крупных судов. Стоимость проекта оценивается в 7 млрд. рандов (464 млн $). Кроме того, сами причалы решено удлинить с 203 до 205 м.
Компания Transnet выступает оператором трёх четвертей ж.-д. дорог Африки, основная часть которых размещается в Южной Африке. Морской порт Дурбан обрабатывает 65% контейнерных грузов внешней торговли Южной Африки. [20181005 ГЕ]
МО2710. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 7, 2018 (HK)
Австралийский ПОРТ МЕЛЬБУРН показал растущую возможность принятия под грузовую ОБРАБОТКУ КРУПНОТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРОВОЗОВ благодаря одному из своих контейнерных терминалов Victoria International Container Terminal (VICT), где пришвартовался контейнеровоз OOCL Seoul класса 8063 ед. дфэ. Судно размещено в совместных перевозках китайской COSCO и австралийской ANL на маршруте между портами Центрального Китая и восточного побережья Австралии, на который партнёры по перевозкам недавно поставили более крупные контейнерные суда класса от 8063 до 8 500 ед. дфэ.
Контейнерный терминал VICT в порту Мельбурн и развивается и направляется базирующимся в Маниле филиппинским глобальным оператором International Container Terminal Services Inc (ICTSI). Терминал имеет высокую степень автоматизации и рассчитан на эффективную погрузку/выгрузку крупнотоннажных контейнеровозов в сравнении с другими контейнерными терминалами этого порта, которые не способны принимать суда, подобные OOCL Seoul. В период пребывания судна в порту было обработано 3400 контейнеров при продуктивности контейнерных кранов-перегружателей в 70 оборотов в час. [20181005 ГЕ]
СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ
МО2711. Nippon Paint Marine, Sept. 11, 2018 (Jap.)
Базирующаяся в Японии Nippon Paint Marine (директор Джон Дрю (John Drew)) разработала первое в мире КРАСОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ СУДОВЫХ КОРПУСОВ без биоцида – самополирующееся сополимерное (self-polishing copolymer (SPC)) антифрикционное антиобрастающее покрытие. Новое и инновационное (БЕЗ БИОЦИДА И СИЛИКОНА) покрытие получило название Aquaterras.
10
До сих пор изобретённые и использующиеся антиобрастающие красочные покрытия для судовых корпусов в той или иной степени содержат биоцид – медь, трибутилолово, собиоциды. Но в ряде мировых юрисдикций, национальных и региональных, в частности, в Евросоюзе, его использование находится под строгим контролем, и высока вероятность, того, что медь также подпадёт под ограничение в обозримом будущем.
Покрытие Aquaterras не встретит законодательных ограничений, хотя оно не менее эффективно и имеет длительный срок эксплуатации с долговременным сохранением противообрастающих свойств. В нём используются антитромбогенные полимеры, находящие применение в производстве искусственных сердец и кровеносных сосудов в медицинской промышленности.
Зарегистрированное как не содержащее олово и не содержащее «активных ингредиентов» антиобрастающее красочное покрытие, покрытие Aquaterras было одобрено всеми ведущими мировыми классификационными обществами. [20181005 АП]
МО2712. BusinessKorea, Oct. 2, 2018 (R.O.K.)
ЮЖНОКОРЕЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО планирует СОЗДАНИЕ «УМНЫХ СУДОВЕРФЕЙ» (smart shipyards), оснащённых искусственным интеллектом (artificial intelligence (AI)), так как видит в этом залог сохранения южнокорейским судостроением в будущем конкурентоспособности на мировом рынке. Эти планы были заявлены 14 сентября в ходе визита Президента Южной Кореи Мун Чже Ина (President Moon Jae-in) на судоверфь в Geoje.
На первоначальном этапе разработки проекта планируется создать производственную модель «умной судоверфи» на платформе виртуальной реальности virtual reality (VR) и встроить в неё функционирующую на основе Интернета вещей (Internet of Things) и искусственного интеллекта (AI) систему мониторинга размещения материалов и блоков, необходимых для производства. После отбора самой удачной модели правительство Южной Кореи собирается реализовать её на практике на базе двух малых и одной средней судоверфей, нуждающихся в реструктуризации и инновациях.
В период с 2020 по 2025 г. MOTIE (Ministry of Trade, Industry and Energy) планирует создать в Южной Корее , как минимум, две действующие на практике в режиме тестирования модели «умных судоверфей», в которой будут взаимосвязаны на инновационной основе персонал, оборудование, технологические процессы и выпуск продукции.
Но малые и средние судоверфи Южной Кореи не в силах конкурировать с китайскими, в том числе и потому, что не располагаются достаточными средствами для осуществления научно-исследовательских работ (research and development (R&D)).
Теперь они эти средства получат от государства, точнее, государство само займётся этими работами, необходимыми для них, чтобы вернуть им ценовую конкурентоспособность. В Китае она обеспечивается судоверфям благодаря государственным субсидиям, позволяющим снижать стоимость продукции.
11
При помощи программы «поумнения» малых и средних судоверфей Южная Корея собирается отнять у Китая, как он отнял у неё за счёт «нечестных» преимуществ, к которым до него в борьбе с японскими конкурентами, прибегали и сами южнокорейские судостроители в борьбе за мировое первенство, массовое, поточное, конвейерное строительство типовых судов. [20181005 АП (1)]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2713. Ballast Water Treatment Technology, Sept. 11, 2018 (Norw.)
Компания по производству судовых очистных балластных систем Alfa Laval разработала вариант своего ballast water management system (BWMS) – оборудования по очистке балластных вод – Alfa Laval PureBallast 3 Ex и его трубопроводов для размещения на палубе судов.
Новая модификация СИСТЕМЫ ПО ОЧИСТКЕ БАЛЛАСТНЫХ ВОД с трубопроводной и насосной системой Framo адаптирована к балластной системе современных танкеров-продуктовозов. На современных танкерах-продуктовозах насосы балластной системы погружены в балластные цистерны для экономии судового пространства. ПАЛУБНЫЙ ВАРИАНТ ALFA LAVAL PUREBALLAST 3 EX по-прежнему отвечает требованиям Береговой охраны США, не говоря уже о требованиях ИМО, и, значит, дополнительной сертификации ни по линии Береговой охраны США, ни по международной линии не потребуется. Каждая палубная установка Alfa Laval PureBallast 3 Ex будет иметь коммуникационный модуль для удалённого доступа к данным о её работе. [20181005АП]
МО2714. MarineLog, Sept. 18, 2018 (US)
Французская компания BIO-UV Group установила оборудование по очистке балластных вод Bio-Sea на борту нового контейнеровоза CMA CGM класса 20600 ед. дфэ, длиной корпуса 400 м Antoine De Saint Exupéry.
В предстоящие два-три года, в 2019 г. и в 2020-2021 гг., РЫНОК МИРОВЫХ ПОСТАВОК ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОЧИСТКЕ БАЛЛАСТНЫХ ВОД НА СУДА международного торгового флота, по оценке компании, составит 7,5 млрд. ам. дол., и она была бы удовлетворена 5%-ной долей от этого мирового рынка.
Система BioSea включает в себя две технологии в едином, полностью автоматическом блоке или модульном модуле. Сначала система очищает балластную воду через сетчатый фильтр для уменьшения количества всех взвешенных частиц, присутствующих в морской воде.
Вторая технология – запатентованная BIO-UV Group технология дезинфекции на основе ультрафиолетового излучения – обрабатывает воду и устраняет все микроорганизмы без добавления химических веществ или активных веществ. Используются для этого УФ излучение от лампы мощностью в 22 киловатт при скорости водного потока в 150 куб. м/ч. [20181012 ГЕ]
МО2715. MarineLink.com, Sept. 20, 2018 (US)
Компания C-Job Naval Architects в Нидерландах изучает возможности использования АММИАКА (AMMONIA) В КАЧЕСТВЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОГО БУНКЕРА для морских судов, и результаты выглядят многообещающими.
12
Принимая во внимание планы Международной морской организации по сокращению и, в конечном итоге, полном исключении выбросов с судов, крайне важно, чтобы мировое судоходство рассматривало возобновляемые виды топлива.
С этой целью компания присоединилась к аммониевой энергетической ассоциации the Ammonia Energy Association. Компания в последние годы усиленно интересуется основывающимися на водороде возобновляемыми топливами Hydrogen Based Renewables (HBR) и, прежде всего, аммиаком ammonia (NH3) как самым безопасным и высокоэффективным видом топлива.
Аммиак может вырабатываться благодаря использованию периодической избыточной мощности других возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнечной энергии. Благодаря долгой истории аммиака в производстве минеральных азотных удобрений, он является легко добываемым материалом с устоявшимися безопасными методами работы. Эти безопасные методы работы являются важными первыми шагами по дальнейшему внедрению аммиака в качестве топлива в морском секторе.
Далее должны быть разработаны двигатели, готовые работать на аммиаке как на бункере, выпущены пилотные проекты и проведена их демонстрация. [20181012 ГЕ]
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
МО2716. The Motorship, Sept. 11, 2018 (UK)
Российская судоходная компания «Совкомфлот» (президент и исполнительный директор Сергей Франк) и компания ABB (исполнительный директор компании в России, Беларуси Казахстане Ирина Козлова) открыли в МОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. НЕВЕЛЬСКОГО (Admiral Nevelskoy Maritime State University) УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР THE VESSEL ELECTRIC PROPULSION TRAINING CENTRE по подготовке экипажей для работы на судах, оборудованных электроприводными винто-рулевыми колонками Azipod компании ABB.
Компании «Совкомфлот», ABB и университет ещё в 2016 г. подписали тройственное соглашение о научном, технологическом сотрудничестве и сотрудничестве в области профессионального морского технического образования. Учебный центр будет осуществлять подготовку курсантов и переподготовку и выступать в качестве курсов по повышению квалификации для работающих офицеров торгового флота России. Кроме того, он будет заниматься научно-исследовательской и экспериментами в области автоматизации электротяги и электроснабжения судов. [20181005АП]