Морской обзор №39 (2018)

ОБЗОРЫ, АНАЛИЗЫ, ПРОГНОЗЫ
МО2678. DNV GL, Sept. 11, 2018 (Norw.-Germ.)
Немецко-норвежское классификационное общество DNV GL опубликовало в Лондоне свой второй после 2017 г. MARITIME FORECAST TO 2050 – ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СУДОХОДСТВА И МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ МИРА ДО 2050 г. (часть серии обзоров по тематике Energy Transition Outlook (ETO)). Этот доклад содержит независимый прогноз энергообеспечения международного морской индустрии в будущем и исследование того, как переход к новым, альтернативным источниками энергии отразится на этой отрасли.
Не исключает, что на пути к декарбонизации судоходства и морской индустрии нет и не будет проблем. Однако декарбонизация, – по мнению Кнута Эрбека-Нильссена (Knut Ørbeck-Nilssen), CEO компании DNV GL-Maritime, – станет одним из мега-трендов в развитии морской индустрии на ближайшие десятилетия, и именно она изменит облик судоходства в процессе реализации стратегии ИМО по борьбе с ограничением эмиссий парниковых газов с судов.
Прирост инвестиций в декарбонизацию будет зависеть от настоящих и будущих тенденций в технологическом развитии отрасли и изменений в международном морском законодательстве, прежде всего, законодательства, адресованного решению проблемы эмиссий СО2. Руководство DNV GL-Maritime придерживается того мнения, что именно сокращению эмиссий СО2 будет отдан приоритет в дальнейшем развитии отрасли, но отдаёт себе отчёт в том, что это также будет вопрос о том, окажутся ли электроходы, электрический морской транспорт хотя бы в долгосрочной перспективе конкурентоспособнее традиционного, дизельного и работающего на СПГ морского транспорта или же инвестиции в морской электротранспорт, по сути дела, в будущее, как это представляется сегодня, окажутся не оправдавшей себя потерей средств.
Изучение частных, отдельных случаев применительно к судам разных конструкций обнаруживает ряд поразительных открытий, доказывающих, что инвестиции в энергетическую эффективность судов и снижение карбоновых эмиссий, при условии дальнейшего и всё большего ужесточения международных морских природоохранных стандартов, повысит конкурентоспособность судов. И будет способствовать её сохранению в течение всего срока их эксплуатации. Владельцы же судов с высоким уровнем эмиссий в период с 2030 по 2040 гг. подвергнутся значительным рыночным рискам.
В докладе Maritime Forecast на основе нового глобального моделирования прогнозируется увеличение международной морской торговли и перевозок в период с 2016 по 2030 гг. в тонно-милевом выражении на треть (32%) с последующим ограничением их роста 5% в период с 2030 по 2050 гг.
В модели учитывались перспективные изменения в соотношении мирового спроса и предложения энергоносителей, а также использование энергии и энергетический обмен между десятью регионами мира. [20181005 АП]
3
СУДОХОДНАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И СНГ
МО2679. Turkish Maritime, Sept. 12, 2018 (Turk.)
СТРОИТЕЛЬСТВО ещё одного РОССИЙСКОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА нового поколения не укладывается в график, и отсрочка с его поставкой продлит срок эксплуатации действующих ледоколов с большим сроком эксплуатации. Корпус первого из трёх ледоколов LK-60 был спущен на воду в 2016 г. на Балтийской верфи в Санкт-Петербурге. Завершение его строительства планировалось на май 2019 г. Но теперь оно перенесено на апрель 2020 г. ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ поставка на верфь его паровой турбины. Суммарная стоимость проекта оценивается в 525 млн. ам. дол. [20181005 АП]
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
МО2680. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 13, 2018 (HK)
Согласно данным доклада the Global Port Tracker федерации розничной торговли США the National Retail Federation и аналитической компании Hackett Associates, ГРУЗОПОТОКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ПРОХОДЯЩИЕ ЧЕРЕЗ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПОРТЫ США, ПРОДОЛЖАЮТ РАСТИ. В июле 2018 г. порты США обработали 1,9 млн. ед. дфэ контейнеров (против 1,85 млн. ед. дфэ в июне и 1,9 млн. ед. дфэ в июле 2018 г.), или на 2,8% больше, чем в июне и на 5,6% больше в годовом исчислении.
Увеличение объёмов грузопотоков до рекордного уровня отчасти было связано с грядущими импортными тарифными повышениями, стремлением завезти в США розницы как можно больше до вступления тарифов в силу. Более ощутимыми факторами прироста контейнерных грузопотоков на морские порты США стали налоговые послабление и повышение занятости, а вслед за ней и покупательной способности в США. [20181005 ГЕ]
МО2681. Bloomberg, Sept. 24, 2018 (US)
КИТАЙСКИЕ ИМПОРТЁРЫ БУДУТ ОПАСАТЬСЯ ЗАКУПАТЬ СПГ В США при любом, даже низком уровне тарифов, так как нет никаких гарантий их неожиданного повышения, возможно, даже без предупреждения, и хотя они не собираются сбрасывать поставки газа из США полностью со счетов, приоритет будет отдаваться поставщикам СПГ из других регионов мира. Об этой установке известил представитель китайских импортёров СПГ.
А аналитики Goldman Sachs Group Inc., включая Кристина Лелонга (Christian Lelong), в своём очередном докладе от 19 сентября 2018 г. выразили опасения, что нынешняя американская тарифная политика загубит американскую торговлю и прямые морские перевозки СПГ с Китаем, что называется, на корню. Объёмы грузопотоков СПГ сократятся. Сократятся, к тому же, быстро, так как вся морская торговля СПГ США с Китаем осуществляется на спотовой основе, а не на основе долгосрочных контрактов на поставку и перевозку СПГ. Китай повысил тарифы на американские товары на симметричные американскому уровню тарифов 10% с 24 сентября 2018 г., и СПГ не стал исключением. Если так пойдёт дальше, то США отрежут себя от самого быстрорастущего и крупнейшего рынка сбыта СПГ в мире. [20181005 АП]
4
МИРОВОЙ ФЛОТ И РЫНОК ТОННАЖА
МО2682. Arctic Today, Sept. 12, 2018 (US)
Построив ледокол полярного класса «Снежный дракон-2» (Xue Long 2 (雪龙2)), КИТАЙ СРАВНЯЛСЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЛЕДОКОЛОВ С БЕРЕГОВОЙ ОХРАНОЙ США, а по количеству находящихся в эксплуатации ледоколов опередил США. В США эксплуатируется сегодня один ледокол the USCGC Healy. А находившийся в эксплуатации 42 года второй ледокол USCGC Polar Star, хоть и намечен к сдаче на лом в 2023 г., находится на ремонте, в связи с выходом из строя в начале 2018 г. его главного двигателя и проникновением в его корпус забортной воды.
Официальным оператором ледокола выступает гражданский Полярный НИИ Китая Polar Research Institute of China. Судно было спроектировано проектным институтом Chinese Marine Design and Research Institute в сотрудничестве с финской судостроительной компанией Aker Arctic в конце 2016 г. Сборка судна из 114 секций состоялась на судоверфи the Jiangnan Shipyard в Шанхае государственной судостроительной компании the China State Shipbuilding Corporation и отняла всего два года времени.
Ледокол Xue Long 2 отличается высокой маневренностью и способен ломать лёд толщиной в 1,5 м на скорости в 2-3 уз., перемещаясь как носом, так и кормой. Судно способно развивать скорость в 15 уз., имея в длину 122 м и ширину – 22,3 м, при водоизмещении в 13 990 т.
На судне установлены два дизельных двигателя Wärtsilä – 12-цилиндровый и 16-цилиндровый с электроприводом на две винто-рулевые колонки Azipod суммарной мощностью в 7,5 мегаватт. Кстати, Xue Long 2 – поменьше ледокола Xue Long, построенного как грузовое судно ледового класса и выкупленного Китаем у Украины в 1994 г. после распада СССР.
Новый ледокол изначально строился как научное судно, он рассчитан на 90 чел. и на автономное плавание в 60 дней на расстояние в 20 000 морских миль. В подводный корпус судно встроена шахта для непосредственного забора образцов воды и льда диаметром 3,2 на 3,2 м. Судно может работать как в Антарктиде, так и в Арктике. Ледокола Xue Long, например, осуществил 34 экспедиции в Антарктику и 9 – в Арктику. [20181005 АП]
ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО
МО2683. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 8, 2018 (HK)
Судоходные КОНТЕЙНЕРНЫЕ КОМПАНИИ ПРОДОЛЖАЮТ НАРАЩИВАТЬ ПРОВОЗНУЮ СПОСОБНОСТЬ СУДОВ НА ТРАНСТИХООКЕАНСКОМ ТОРГОВОМ НАПРАВЛЕНИИ. Согласно шанхайскому контейнерному фрахтовому индексу Shanghai Containerised Freight Index, фрахтовые ставки в перевозках на западное побережье США подскочили на 93% до 2 298 ам. дол./ 40-фут. контейнер с июня 2018 года, а на восточное побережье США – на 60% до 3 485 ам. дол./ 40-фут. контейнер.
По данным Alphaliner, южнокорейская Hyundai Merchant Marine планирует заместить 3 судна вместимостью 6 350 ед. дфэ судами вместимостью 8 566 ед. дфэ
5
в перевозках на западное побережье США, а CMA CGM планирует добавить к своему флоту еще 2 контейнеровоза в сентябре 2018 года.
Датская Maersk Line также увеличивает провозную способность своего флота на транстихоокеанском направлении. В августе текущего года она разместила на маршруте на западное побережье США дополнительно два контейнеровоза, а теперь на очереди CSL Santa Maria вместимостью 5 042 ед. дфэ и Kowloon Bay вместимостью 5 018 ед. дфэ. Не осталась в стороне и тайваньская Evergreen, она заместила контейнеровоз класса 8 507 ед. дфэ в перевозках с Дальнего Востока на западное побережье США судном Cape Akritas класса 11 037 ед. дфэ.
Наращивание контейнерной вместимости судов, работающих на транстихоокеанском направлении, было, как считает Alphaliner, обусловлено возникшей на нем нехваткой провозной способности в результате закрытия трех линий перевозок между Дальним Востоком и западным побережьем США и одной линии перевозок между Дальним Востоком и восточным побережьем США.
В этих условиях, по мнению Lars Jensen, аналитика SeaIntelligence Consulting, остается только надеяться, что контейнерные перевозчики сделают все возможное, чтобы сохранить стабильность на фрахтовом рынке транстихоокеанских перевозок, а не поддадутся искушению и не будут бесконтрольно наращивать предложение контейнерной вместимости, чтобы извлечь выгоду из повышения ставок, что, несомненно, приведет к новой ценовой войне.
При этом г-н Jensen отмечает, что тот факт, что перевозчики увеличивают контейнерную вместимость своих судов, а не открывают новые линии постоянных контейнерных перевозок, указывает на то, что, по крайней мере, в настоящее время перевозчики занимают разумную позицию по этому вопросу. [20180928ЕШ]
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
МО2684. Hapag-Lloyd, Sept. 10, 2018 (Germ.)
Однако своим устойчивым ростом рынок рефрижераторных перевозок обязан не только скоропортящимся продовольственным грузам. Так, например, в последние годы быстро расширяются объемы перевозок по морю продукции фармацевтической промышленности, тогда как еще недавно эти грузы перевозились преимущественно авиатранспортом.
Немецкая судоходная контейнерная компания HAPAG-LLOYD также ВЫБРАЛА РАСТУЩИЕ И ПРИБЫЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК, такие как фармацевтические препараты и плазма крови, в качестве стратегического направления своего развития. В последние годы она постоянно инвестирует в новое рефрижераторное оборудование. В августе 2018 года компания разместила заказы на строительство для нее 11 100 рефрижераторных контейнеров с технологиями контролируемой атмосферы ExtraFresh и ExtraFresh Plus.
Эти технологии замедляют процесс созревания и предотвращают размножение микроорганизмов, вызывающих гниение, что увеличивает срок хранения и качество грузов. С учетом нового заказа, Hapag-Lloyd с 2015 года приобрела 30 550 новых рефрижераторных контейнеров для расширения перевозок скоропортящихся грузов, прежде всего, в пиковые сезоны перевозок, а
6
также, чтобы сделать свои перевозки надежнее и эффективнее в условиях растущего мирового спроса. [20180928ЕШ]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
МО2685. DNV GL, Sept. 6, 2018 (Norw.)
Норвежско-немецкое КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО DNV GL открыло в Сингапуре цифровой центр Digital Consulting and Smart Cities (региональный менеджер Матиас Стек (Mathias Steck)) в качестве филиала своего отдела Digital Solutions. Речь идёт о региональной центре Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Digital Hub), созданном первоначально сроком на пять лет.
В рамках этого центра будут работать три команды, специализирующиеся на трёх инновационных направлениях: умные города (smart cities), кибербезопасность; и оцифровка, в том числе поддержка открытой онлайновой платформы по тематике морской индустрии Veracity самого DNV GL.
Центр планирует работу в тесном взаимодействии с местными и региональными органами управления, университетами и бизнес компаниями. Речь идёт об улучшении производительности работы предприятий, эффективном использовании инфраструктуры и повышении качества городской жизни на комплексной основе, включающей цифровизацию, концентрацию знаний и опыта и использование методов аналитической прогностики, в том числе для выработки стандартов цифровизации и разработки разнообразных цифровых решений.
Задача задач, – она же и повседневная задача, – соединение использующихся технологий с информационными технологиями, поиск цифровых решений на основе знания предмета и тех вызовов, которые на первый взгляд делают нереальной оцифровку не ради самой оцифровки, а для повышения эффективности и максимизации экономии.
Сингапур выбран для размещения центра не случайно, а с учётом высокой степени развитости его IT инфраструктуры и его стойкой приверженности к цифровизации. Персонал центра будет насчитывать 50 чел. Это – региональные инженеры и программисты, склонные к инновациям и с предпринимательской жилкой. Центр рассматривается в DNV GL в качестве ШТАБ-КВАРТИРЫ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИННОВАЦИЯМ В АТР. [20181005 АП]
ТАНКЕРНЫЙ РЫНОК
МО2686. EIA, Sep. 13, 2018 (US)
По предварительным данным, содержащимся в докладе Short-Term Energy Outlook (STEO), подготовленном международным энергетическим агентством International Energy Agency (EIA), в текущем году США, ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ОБОЙДУТ РОССИЮ И САУДОВСКУЮ АРАВИЮ и выйдут на первое место в мире ПО ОБЪЕМУ ДОБЫЧИ НЕФТИ. В феврале добыча сырой нефти в США превысила объем добычи в Саудовской Аравии впервые за более чем 20 лет, а в июне и августе США впервые с февраля 1999 года обошли Россию.
В середине 2014 года добыча нефти временно сократилась как следствие падения цен на нее, но когда цены вновь поднялись в 2016 году, добыча опять началась увеличиваться. [20180928ЕШ]
7
ПЛАВУЧИЕ БУРОВЫЕ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МО2687. MarineLink.com, Sept. 19, 2018 (US)
Немецко-норвежское КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО DNV GL, крупнейший в мире независимый консультант по энергетическим вопросам, обладающий правами сертификации, открыл НОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГЛОБАЛЬНОМУ МОНИТОРИНГУ, АНАЛИЗУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ПОЛОМОК в режиме 24/7 ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ УСТАНОВОК НА ШЕЛЬФЕ, использующего альтернативные возобновляемые источники энергии Global Operations & Analytics Centre, в Bengaluru в Индии. Первый работающий центр такого рода UK Operations Control Centre DNV GL разместило в Глазго.
Индия была выбрана DNV GL по той причине, что она имеет огромные амбиции по части использования альтернативных, возобновляемых источников энергии. А город Bengaluru выбран из-за его мировой репутации индийской Кремниевой долины.
Глобальный аналитический центр DNV GL предлагает также цифровые мониторинговые решения типа WindGemini, использующего функционирующие цифровые двойники ветряных турбин для анализа и прогнозирования их поломок; или Horizon, первое в мире цифровое решение, интегрирующее на одной платформе мониторинг ветряных и солнечных источников энергии и их систем хранении, аккумулирования энергии. Мониторинг работы систем хранения, аккумулирования энергии и использование сервисов по обеспечению кибербезопасности ветряных и солнечных источников энергии – инновационные направления самых перспективных разработок DNV GL. [20180928ЕШ]
В ЗАРУБЕЖНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ
МО2688. gCaptain, Sept. 7, 2018 (Austral.)
Французская судоходная компания CMA CGM 6 сентября 2018 г. ввела в порту Гавр (Le Havre) в состав своего флота НОВОЕ КОНТЕЙНЕРНОЕ СУДНО CMA CGM ANTOINE DE SAINT EXUPERY КЛАССА 20600 ЕД. ДФЭ. Оно было построено в январе 2018 г. верфью в Субик-Бэе на Филиппинах южнокорейской судостроительной компании Hanjin Heavy Industries & Construction. Он является первым из трех подобных контейнеровозов, которые строятся для группы. Контейнеровоз имеет длину корпуса 400 м, ширину 59 м и может перевозить 20600 ед. дфэ, что делает его самым крупным работающим под французским флагом судном.
В дополнение к размеру, CMA CGM Antoine De Saint Exupery впечатляет своими экологическими технологиями. На судне установлено оборудование по очистке балластных вод ультрафиолетом для предотвращения распространения инвазивных видов через балластную воду, а специальная насадка, установленная перед гребным винтом, Becker Twisted Fin позволит ему сократить выбросы СО2 на 4%. Благодаря инновационному главному судовому двигателю компания CMA CGM сможет сократить количество топлива и потребление масла для среднего сокращения выбросов CO2 на 3%.[20181005 ГЕ]
8
НОВЫЕ СУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК
МО2689. Seatrade Maritime News, Sept. 5, 2018 (US)
Судостроительное предприятие Tsuneishi Group (Zhoushan) Shipbuilding – филиал японской судостроительной компании Tsuneishi Shipbuilding в Китае – приступил к строительству ТАНКЕРА-ПРОДУКТОВОЗА КЛАССА LR1 (77 000 Т ДВТ) ПО НЕСТАНДАРТНОМУ ПРОЕКТУ. Судно будет оборудовано более крупными грузовыми танками и более широким корпусом с осадкой, характерной для танкеров-продуктовозов класса MR (50 000 т двт).
Новая конструкция призвана повысить транспортную эффективность судна. Судно сможет брать на борт больше груза, чем стандартный танкер-продуктовоз класса LR1 и заходить в более мелководные порты, доступные только для танкеров-продуктовозов класса MR.
Кроме того, в конструкции корпуса судна найдут применение такие фирменные инновационные энергосберегающие технологии компании Tsuneishi, как Tsuneishi Optimized Propulsive Gear (TOP-GR) и MT-FAST. TOP-GR Tsuneishi – технология повышения экономической и энергосберегающей эффективности гребного винта за счёт снижения уровня вибрации и оптимизации количества и геометрического распределения лопастей гребного винта, его диаметра и аэродинамического (airfoil) профиля. Технология MT-FAST Tsuneishi предполагает монтирование перед гребным винтом нескольких плавников (рёбер), что может повысить эффективность движения судна за счёт снижения сопротивления водного потока примерно на 4%. [20181005 АП]
МО2690. The Maritime Executive, Sept. 10, 2018 (US)
Китай спустил на воду ПЕРВЫЙ, ПОСТРОЕННЫЙ В САМОМ КИТАЕ на судоверфи Jiangnan Shipyard, ЛЕДОКОЛ XUELONG 2 для полярных исследований. Официально заказ на строительство этого судна в 2012 г. разместил полярный НИИ Китая the Polar Research Institute of China, выбрав в качестве проекта судна дизайн финской судоверфи Aker Arctic. Строительство судна длиной корпуса 122,5 м класса 13990 т началось в декабре 2016 г.
Судно ледового класса The Polar Class 3 рассчитано на автономное плавание протяжённостью в 20 тыс. морских миль при температуре в -30oC и взлом льда толщиной 1,5 м на скорости в два-три узла носом и кормой. Максимальная скорость хода судна – 15 узлов. Пассажировместимость составляет 90 чел., это экипаж и полярные исследователи. Форма корпуса отвечает требованиям хорошей мореходности и наименьшего сопротивления.
Устройство киля исключает возмущение водных потоков и их турбулентность, а также воздействие льда, что позволяет размещать на днище или опускать в воду через шахту (a moon pool) научный инструментарий как при работе на открытой воде так и во льдах. На судне установлены дизель-электростанция и силовая установка, состоящая из четырех основных генераторных установок, двух винто-рулевых колонок мощностью 7,5 МВт и двух носовых подруливающих устройства, а также система динамического позиционирования DP2.
Научное оснащение включает в себя лаборатории, большую кормовую рабочую палубу, обслуживаемую несколькими кранами и лебедками, ангар для
9
хранения тяжёлого научного оборудования, ангар для двух вертолётов. Большой грузовой отсек для тяжелых кранов и грузовых топливных баков позволяет судну выполнять миссии по снабжению научно-исследовательских станций.
Ледокол Xuelong 2 крупнее ледокола Xuelong класса 15300 т, построенного Китаем на Украине и находящегося сейчас в эксплуатации. На очереди строительство третьего ледокола, способного ломать лёд толщиной три метра, рассчитанного на температуру до -45oC. Китай на сегодня осуществил 34 антарктических и 8 арктических экспедиций. [20181005 ГЕ]
ПОРТЫ И РАЗВИТИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МО2691. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 5, 2018 (HK)
Как сообщило американское издание American Shipper, APM TERMINALS (APMT), глобальный оператор контейнерных терминалов в составе датской Maersk, начал использовать беспилотные летательные аппараты – ДРОНЫ – НА ДВУХ СВОИХ ВНУТРЕННИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛАХ В ЧИЛИ – один в Сантьяго и два в Сан-Антонио – для повышения безопасности и эффективности контейнерных операций.
С помощью дронов значительно улучшился контроль над операциями на внутренних контейнерных терминалах, стало возможным мгновенно оценивать перемещение грузов на территории, эффективность складирования контейнеров на контейнерной площадке, выявлять нарушение правил техники безопасности, др. Кроме того, дроны позволили осуществлять безопасную инспекцию высотных объектов и оборудования, например, контейнерных кранов. Для людей эта работа связана с высоким риском для их жизни.
Дроны летают по маршруту, заданному оператором. Имея возможность отслеживать ситуацию в режиме реального времени, оператор может делать телефонные звонки необходимым людям или, используя громкую связь, предупреждать, например, водителей грузовиков о недопустимости покидать кабины их грузовиков. Фактически, дроны заменили инженеров по технике безопасности, осуществляющих контроль над территорией терминала и перемещающихся по ней, подвергая себя огромному риску. [20180928ЕШ]
ТАРИФЫ, СБОРЫ, ПЛАТЫ
МО2692. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 10, 2018 (HK)
По сообщению American Journal of Transportation, судоходная контейнерная компания MEDITERRANEAN SHIPPING CO (MSC) планирует на четвёртый квартал 2018 г. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОПРАВКИ НА СТОИМОСТЬ БУНКЕРА (BAF).
Тем не менее, как говорится в докладе, вклад в малосернистый бункер (Low Sulphur Fuel Contribution, LSC) остается на прежних уровнях.
Вступление в силу надбавки на бункер совпадёт по времени с объявленным компанией с 1 октября 2018 г. генеральным повышением ставок в размере 480 $/20-футовый контейнер, 600$/40-футовый контейнер, 675$ за 40-футовый контейнер высокой кубатуры и 760 долларов за 45-футовый контейнер.
Также с 1 октября применяются следующие надбавки и повышения. BAF для портов на западном побережье США или Канады будут составлять 367 $/20-футовый контейнер, 408 $ за 40-футовый и 517 $ за 45-футовй контейнеры.
10
Для портов восточного побережья США или Канады и портов Мексиканского залива сборы составят 689 $/20-футовый контейнер, 765 $/40-футовый контейнер и 968 $ за 45-футовый контейнер.
Надбавка на малосернистый бункер для портов западного побережья США и Канады составит 30 $/20-фут. контейнер, 33 $/40-фут. контейнер и 42 $/45-фут. контейнер. Надбавка на малосернистый бункер для портов восточного побережья США и Канады и портов Мексиканского залива США составит 29 $/20-фут. контейнер, 32 $/40-фут. контейнер и 41 $/45-фут. контейнер. [20181005 ГЕ]
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
МО2693. Hong Kong Shipping Gazette, Sept. 12, 2018 (HK)
Более широкой КОММЕРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В АРКТИКЕ в настоящее время ПРЕПЯТСТВУЕТ НЕСПОСОБНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАНАДЫ ДЕЙСТВОВАТЬ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ в случае возможных происшествий на море, в частности, организовать эффективные поисково-спасательные операции. К этому выводу пришел Edward Struzik, канадский исследователь из университета Queen’s University в Кингстоне, провинция Онтарио, Канада, который находился на борту судна “Академик Иоффе” (дедвейт – 1 738 т, длина корпуса – 364 фут.), когда оно село на мель восточнее канадского о-ва Баффинова Земля (Baffin Island).
Никто из 102 пассажиров и 24 членов экипажа судна тогда не пострадал. Он также отметил, что экологический ущерб был очень незначительным, о чем он мог судить со знанием дела, так как проводил на борту судна исследования для организации Yale Environment 360. Однако все могло бы оказаться гораздо хуже. Вылетевшему на помощь из Трентона, Онтарио, самолету “Геркулес” потребовалось 9 часов, чтобы добраться до места происшествия, самолету из Виннипега – 12 часов, а вертолету Канадской Береговой охраны – 20 часов. К тому времени часть пассажиров были эвакуированы на борт российского судна “Академик Вавилов” класса 2 275 т двт, однако другие пассажиры все еще ожидали своего спасения.
Г-н Struzik сказал: “Если бы погода не сработала в нашу пользу и если бы там был толстый лед, мы бы столкнулись с опасными сценариями”. Он пояснил, что из-за сильного ветра пробоина в корпусе судна могла бы увеличиваться в размерах и объем поступающей через нее воды мог оказаться значительно больше. А толстый лед сделал бы невозможным использование спасательных шлюпок.
Опасность повторения морских происшествий в Арктике велика. Лишь 25% морских навигационных карт канадской Арктики считаются достоверными и пригодными для безопасного мореплавания. А если говорить о морских навигационных картах США, то карты имеются для менее 1% Северного Ледовитого океана, относящегося к США, к тому же часть из них были составлены еще при жизни капитанов Кука и Ванкувера или же в те времена, когда Аляска принадлежала России.
Ледоколов в Северной Америке очень мало. У Береговой охраны США есть один ледокол, у Канада их несколько больше, но многие из них очень старые. Возможности для точных метеопрогнозов очень ограничены из-за нехватки
11
метеостанций, а погодные условия в Арктике весьма непредсказуемы и переменчивы. [20180928ЕШ]
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
МО2694. MarineLog, Sept. 10, 2018 (US)
TORM, базирующаяся в Копенгагене, ВЛАДЕЛЕЦ ТАНКЕРОВ-ПРОДУКТОВОЗОВ, заключила соглашение с Alfa Laval об оборудовании 36 действующих и 11 строящихся в Китае новых судов СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ БАЛЛАСТНЫХ ВОД Alfa Laval PureBallast 3 Ex производительностью в 2000 куб.м/час. Поставку этого оборудования компания осуществит в период с 2019 по 2024 гг. [20181005 ГЕ]
ПРОФСОЮЗЫ И СУДОХОДСТВО
МО2695. Business Daily, Sept. 8, 2018 (R.O.K.)
Крупнейшая судостроительная компания мира HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES, опасается, что высокие затраты на рабочую силу могут привести к полному закрытию её проблемного подразделение по строительству морских платформ, если работники не поддержат добровольную программу выхода на пенсию или по собственному желанию без выходного пособия.
В прошлом месяце Hyundai Heavy предложила радикальный пересмотр своего оффшорного бизнеса, который в настоящий момент не имеет ни одного контракта. ПРОФСОЮЗ НАСТАИВАЕТ НА ПЕРЕДИСЛОКАЦИИ 2400 ШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ в оффшорном подразделении для обеспечения безопасности работы вместо принуждения их к добровольному уходу.
Но с этим не согласен исполнительный директор компании Kang Hwan-goo, который считает, что работники подразделения должны принести себя в жертву и пойти на уступки для сохранения подразделения. Последнее же не может привлечь новые заказы из-за высокой стоимости рабочей силы.
Г-н Кан рассказал, что средняя ежемесячная стоимость персонала из расчёта на человека обходится компании в 5,2 млн. вон (4630 $) по сравнению с 1,69 млн. вон у китайских конкурентов и 800000 вон на судоверфях Индии. Доля затрат на рабочую силу в оффшорном бизнесе Hyundai Heavy составляет 20% по сравнению с 6% в Китае и 3% в Сингапуре.
Это и является причиной того, что компания не смогла привлечь новые контракты на строительство морских установок. В 2017 г. объём сбыта готовой продукции компании снизился в годовом исчислении на 31% до 15,4 трлн. вон (14 млрд $). [20181005 ГЕ]
РАЗНОЕ
МО2696. GARD, Sept. 8, 2018 (Inet)
В мировой структуре поставок бункера на суда обнаружились новые проблемы. В ряде морских портов мира морские и ПОРТОВЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИШИЛИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОТГРУЗКУ СУДОВОГО БУНКЕРА КОМПАНИИ ЗА ОТГРУЗКУ СУДОВОГО БУНКЕРА С ПРИМЕСЯМИ ДИСТИЛЛЯТОВ И СЛАНЦЕВОЙ НЕФТИ в концентрациях, на грани допустимых минимальным международным стандартом. Это привело к целой серии выходов из строя главных судовых двигателей на судах в открытом море из-за повреждения или блокирования впрыскивающих клапанов и фильтров, что
12
потребовало их замены. Сначала нестандартный бункер был обнаружен в портах Мексиканского залива США, потом в Панаме и Сингапуре, а далее – в Гонконге и Южной Корее.
Помимо физического вреда для судового оборудования, нестандартный, или, как правильнее будет сказать, загрязнённый бункер, как и смазка, представляют опасность для морской окружающей среды. Они могут оказаться ядовитыми и вредными для здоровья экипажей судов. Судовладельцы и операторы судов понесли из-за их использования на судах крупные финансовые потери. Естественно, что последствия этого отразились и на морских страховых компаниях, клубах взаимного страхования P&I.
Кроме того, в мировых морских портах в случае продолжения отгрузок загрязнённых и бункера и смазочных материалов и в связи с выявленным расширением практики отгрузки на суда международного торгового флота загрязнённого бункера может ожидаться волна штрафов и задержаний судов в портах по линии служб государственного портового контроля. Для этого им потребуется лишь взять образцы бункера, и в случае выявления их его низкого качества, задержание судна в порту, которое влетит судовладельцу и оператору в копеечку, будет обеспечено, так как левый бункер опасен для сложных, точных и дорогостоящих судовых главных двигателей.
Конечно, и ранее отгрузки на суда некондиционного бункера, ставили перед судоходством вопросы о профилактике такого рода нарушений, и судовладельцев на самом высоком, международном уровне предупреждали о крупных последствиях такого рода практики загрязнения судового бункера (дизельного топлива) и призывали избегать загрузки судов бункера с сомнительными химическими добавками. Но недавняя эпидемия загрязнений бункера на судах и их последствий показала, что проблема не только не устранена, а приняла ещё более широкий характер. А ведь некачественный бункер способен стать причиной тяжёлых морских происшествий, он – фактор риска для судоходства, судов и их экипажей, когда судно из-за загрязнённого бункера может потерять управление, например, в районах интенсивного судового трафика.
Кроме того, обратило на себя внимание то, что судовладельцы и операторы судов почему-то не стали более требовательными качеству бункера, несмотря на повышение на него мировых цен. Проверка качества судового бункера не стала их приоритетом даже после этого, когда бункер начал заметно превалировать как статья расходов в общей структуре судовых эксплуатационных издержек. [20181005 АП]