Как исчезают пароходы… (“Капитан Усков”)

Заглянем в лицо трагедии.

Иосиф Бродский.

Теплоход «Капитан Усков» стоял в порту Находка под погрузкой стали. Тянулись стылые январские дни 2008 года, и экипаж с нетерпением ожидал окончания погрузки и выхода в рейс в теплые края. Груз предназначался для Гонконга и Сайгона, а это значит – тропики. Пока огромные тяжеленные рулоны тонколистовой горячекатаной и холоднокатаной стали грузились в трюма, экипаж менялся. Смениться должна была добрая половина экипажа, в том числе и капитан. Вместо уходившего на пенсию капитана Матвеева в командование судном вступал молодой еще, лет слегка за 40, капитан Сергей Нранян. В прошлом военный офицер, выпускник Бакинского военного морского училища, он последние несколько лет настойчиво осваивал профессию моряка торгового флота. На «Капитане Ускове» он бывал и прежде и теперь возвращался в знакомые уже условия. Он знал и судно, и многих моряков, с которыми работал раньше и больших проблем для себя в предстоящем рейсе не видел. Все шло как обычно: одни моряки списывались, сдавали дела, готовились к отъезду. Другие размещались по каютам, сходу вникая в свои судовые заботы и хлопоты. Все моряки были из Советской Гавани или из Хабаровска, лишь 2-3 человека из 17 были из Владивостока.

Когда утром 15 января капитану на стол положили расчет остойчивости, он пробежал глазами знакомые цифры и графики и подписал документы без тени сомнения. Метацентрическая высота была явно великовата – 2,05 метра, но иного и быть не могло при перевозке грузов с малым удельно-погрузочным объемом. Приняв в трюмы более 4,5 тысяч тонн груза, судно имело среднюю осадку 5,95 метра при максимально допустимой 5,98. Надводный борт составлял 1,25 метра, а, «значит, захлестывать на переходе будет постоянно», вздохнул капитан, еще раз пробегая отходные документы. Успокаивало лишь то, что ранее судно уже перевозило точно такой же груз примерно в таком же количестве и все обошлось благополучно. «Если что не так – портнадзор подправит», – подумал капитан, подписывая «Заявление на право выхода судна из порта».

15 января 2008 года «Капитан Усков» вышел из порта Находка и лег на курс зюйд. 20 января в 10.00 Владивостокского времени в координатах 31°40′ северной широты, 125°58′ восточной долготы он последний раз вышел на связь с фирмой-оператором и с тех пор его никто не видел и не слышал.

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611