Трагедия на переходе из Охотска в Ванино

Самоходный рейдовый плашкоут СРП-150 «Кварц», принадлежащий компании ООО «Инское», 29 сентября 2007 года вышел в рейс из порта Охотск на порт Ванино, имея на борту (на палубе) 72 тонны груза – контейнер с мороженой рыбопродукцией. Кроме капитана, на борту находились члены экипажа: старший механик, механик, матрос и работник охранного предприятия. На третий день плавания судно попало в штормовые условия: ветер от северо-запада достигал силы 18-24 метра, высота волны – до 6 метров. В 21.30 01.10.2007 года в координатах 53°28′ северная и 141°35′ восточная был зафиксирован сигнал аварийного буя СРП-150 «Кварц». В 04.25 судового времени 2 октября в координатах 53°34,2′ северная и 141°18′ восточная в штормовых условиях произошла остановка главного двигателя. С рассветом были начаты поиски потерпевшего крушение плашкоута, 3 октября найдены трупы четверых членов экипажа в гидрокостюмах, а 15 октября найдено тело пятого члена экипажа – старшего механика.

Расследование аварийного случая капитаном порта Ванино, а также другими государственными структурами показало, что аварийному случаю предшествовали серьезные нарушения при подготовке судна в рейс и комплектовании его экипажем. Здесь следует сделать одно существенное замечание: судно, согласно документам, было грузовым, однако принадлежало оно рыболовной компании, было занято на обслуживании рыбопромыслового комплекса и, согласно Типовому Положению по управлению безопасностью для рыбопромысловой компании, должно быть зарегистрировано в морском рыбном порту, географическое положение которого соответствует адресу компании. Таким образом, на компанию, так же как и на судно, распространялась нормативно-правовая база Госкомрыболовства. Госкомрыболовство хоть и не является «Администрацией» в том смысле, в котором это трактуется в международных конвенциях, однако именно оно является тем федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в области рыболовства.

Эта авария – классический пример коллективной безответственности, проявленной всеми должностными лицами, имевшими отношение к этому судну.

*******
Полностью эта глава опубликована в книге “Спасите нас на суше” – Уроки морских катастроф. По вопросам приобретения обращаться по телефону +7(423)2512485, +7(423)2772611